Как проявляется социальный инфантилизм и при чем тут выученная беспомощность — Колонка психолога — Русфонд
18.09.2018
Колонка психолога
Так и хочется начать эту статью вступлением: «Давным-давно в далекой-далекой галактике бушевали мусорные войны». Увы, споры вокруг того, что делать с мусором, разразились в нашем многоэтажном доме. Раньше был мусоропровод – со всеми последствиями в виде вони, грязи, крыс и тараканов. Потом люки заварили, контейнер стали выставлять перед домом.
Мимо проходящие граждане из соседних домов быстро обнаружили, что наш контейнер очень удобно стоит на пути к остановке. Результат – контейнер был хронически переполнен, мусор вываливался и летал по округе. В конце концов, после яростного сопротивления части жильцов, удалось поставить этот контейнер на отдельную площадку в ста метрах от дома. На несколько лет баталии прекратились. И вот несколько дней назад мы внезапно обнаружили перед входом материализовавшийся из ниоткуда контейнер. Некто решил позаботиться о нашем благополучии.
Собрались жильцы – обсудить, как быть с контейнером. И зазвучали привычные соображения: надо писать жалобы наверх, там разберутся. Самим ничего предпринимать нельзя. Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президента. Но самим – нельзя. А если уж на самом верху ничего не сделают – ну тогда уже ничего не поможет.
Взрослые дееспособные люди, сталкиваясь с общественными проблемами такого незначительного масштаба, находили единственное решение – жаловаться и надеяться, что большие дяди решат. Кто-то другой должен убирать мусор, красить, ремонтировать, ухаживать за придомовой территорией. Это похоже на поведение детей, ждущих, что взрослые решат их проблемы, главное – постоянно, нудно и долго голосить. Помните же это бесконечное «ма-а-а-ама… ма-а-а-ама…»? Получается своеобразная инфантильность на уровне групп.
Самим ничего предпринимать нельзя.
Раз поставили – значит, надо. Если наверху не разберутся – нужно писать еще выше. Вплоть до президентаПо сути, инфантильность во всех своих проявлениях – это преобладание детских и подростковых черт в поведении взрослых. Это эгоцентризм, отсутствие перспективы будущего, ориентация на развлечение, низкий уровень самообслуживания и прочее. Например, я знаю мужчин, которые предпочитают голодать, дожидаясь возращения «мамы» (то есть жены) с работы, чем самим что-то приготовить. Главная черта инфантильного поведения – отсутствие саморегуляции и способности самостоятельно удовлетворять потребности. Как следствие возникает зависимость от того, кто за все отвечает, и страх вступать в конфликт с тем, у кого такая большая власть.
На социальном уровне инфантильность проявляется в патернализме – таких отношениях, в которых старшие (обладающие властью) опекают младших, взамен требуя от них послушания, то есть удобства для самих себя.
В подобных обществах для многих людей, не готовых принять патернализм, характерен синдром выученной беспомощности, впервые описанный американским психологом Мартином Селигманом. Суть этого синдрома – отказ живого существа (человека или социального животного) от попыток повлиять на свою участь при неоднократном провале этих попыток. Если, что бы ты ни делал, усилия ни к чему не приводят, если не видишь выхода – формируется ощущение полного бессилия и наступает отказ от активных действий, пассивность перед внешними воздействиями.
Человек просто перестает верить в то, что способен хоть как-то повлиять на мир вокруг. Он покорно сносит удары судьбы/власти/других людей, в лучшем случае надеясь на милость, а в худшем – через равнодушие впадая в депрессию.Синдром выученной беспомощности – одна из основных причин пассивно-инфантильного социального поведения людей. Для преодоления этого синдрома – и на личностном уровне, и на социальном – важно обрести ощущение, что ты можешь хоть на что-то влиять. Это ощущение рождается из очень маленьких дел и шагов, которые, если их не обесценивать (что очень любят делать те, кто не заинтересован во взрослении), служат ступеньками к более серьезным действиям. Например, вместо того чтобы долго и упорно ждать, когда приведут в порядок детскую площадку во дворе, человек берет – и в одиночку прибирает ее. А если не может сам принять участие в активных действиях – просто поддерживает тех, кто готов не ждать милости. Так многие и делают, совершая пожертвования в разного рода благотворительные фонды.
Иллюстрация Родиона Китаева
Инфантилизм (эмоциональная незрелость) — признаки и причины инфантильного поведения, социальный и психологический инфантилизм
- Основные особенности и признаки инфантильного поведения
- Социальный инфантилизм
- Инфантилы в работе и личной жизни
- Причины развития инфантилизма
- В чем проблемы инфантилизма?
- Можно ли избавиться от инфантилизма?
- Что делать, если ваш близкий – инфантил?
Многие представители старшего поколения любят говорить, что нынешняя молодежь – сплошные инфантилы. Мы предлагаем оставить данный тезис в стороне (хоть мы и вернемся к нему чуть ниже) и вместо этого разобраться, что такое инфантилизм, каковы его признаки и кого можно назвать инфантильным человеком. А главное – каковы причины такого явления и способна ли незрелая личность вырасти и стать взрослой?
Что такое инфантилизм
Инфантилизм — это детскость или незрелость, которая проявляется в задержке психологического развития личности, несоответствии поведения человека его возрасту, нежелании брать на себя ответственность и принимать взвешенные решения.
Виды инфантилизма
Для начала разберемся, о каких видах инфантилизма будет идти речь. В зависимости от сферы, данное слово имеет различные значения. В психиатрии это патологическая задержка в развитии, когда поведение и эмоциональные реакции подростка соответствуют таковым у детей (или когда взрослый ведет себя как ребенок или подросток). Есть и физиологический инфантилизм – соответственно, физиологическая патология, задержка в развитии органов и систем. В бытовом же употреблении чаще всего имеется в виду психологический и/или социальный инфантилизм, с патологиями не связанный. Именно на этих видах мы и предлагаем остановиться.
Основные особенности и признаки инфантильного поведения
В психологии об инфантилизме говорят тогда, когда взрослые (по паспорту) люди в жизни проявляют черты, свойственные ребенку или, скорее, подростку. В таких случаях отмечают, что перед нами незрелая, инфантильная личность. Причем, повторимся, это никак не связано с патологиями
Рассмотрим самые явные признаки инфантилизма.
- В первую очередь это неумение принимать решение и нести ответственность – за сделанный выбор, за выполненную работу и т.д. Взрослый человек осознает, что каждое его решение приводит к тем или иным последствиям – значительным или незначительным, хорошим или плохим. «Взрослый ребенок» брать ответственность на себя категорически не хочет.
- Это связано еще и с другой важной особенностью инфантильного человека: он не умеет решать проблемы. Если они все же возникают, наш герой ждет, пока придет «взрослый» взрослый (родители, супруг, друзья) и все исправит или в крайнем случае скажет, что надо сделать, чтобы все исправить. Это также приводит к тому, что личность не в состоянии оценить истинных последствий тех или иных своих действий – ведь в целом такую оценку за них проводят другие. Некоторые воспринимают цену любого проступка на «школьном уровне»: от всего можно отделаться нотациями учителя и записью в дневнике. Тогда как во взрослой жизни порой все гораздо серьезнее.
- «Взрослым детям» свойственно перекладывание ответственности – у них практически всегда виноваты другие. Такие личности не могут взять ответственность не только за себя, но и за других, а кроме того, бывают достаточно эгоистичны. Это следствие неспособности понять мысли, чувства, точку зрения других людей. Впрочем, в данном вопросе все зависит от психологии конкретного человека.
- Многие незрелые личности между серьезным делом и удовольствием выберут именно последнее (порой вне зависимости важности дела). «Взрослые дети» часто не в состоянии заставить себя что-то сделать и не задумываются, к каким последствиям это может привести. В угоду сиюминутным желаниям способны вести себя очень безответственно. Также они редко думают о будущем – как своем, так и других людей.
Здесь вспоминается противостояние лимбического мозга и неокортекса в модели «Три мозга» по Маклину. «Взрослые» взрослые умеют усмирять лимбический мозг и следовать тому, что говорит неокортекс. В то же время инфантилы зачастую просто подчиняются лимбической системе и даже не делают попыток справиться с ее порывами.
Социальный инфантилизм
Весьма близок к психологическому и социальный инфантилизм. Он также предполагает, что перед нами психически здоровая личность, которая не хочет принимать ответственность и решать проблемы. В данном случае это вопросы социализации, адаптации к окружающим условиям, общественным ценностям. Главным образом – нежелание брать на себя ответственность, связанную с новыми для таких личностей, «взрослыми» обязанностями.
Следует отметить, что социальный инфантилизм несет в себе не только объективный, но и оценочный компонент. Дело в том, что отправной точкой здесь служат ценности и нравы общества. Ценности меняются – например, от поколения к поколению, и при подобной смене в глазах родителей их дети будут социальными инфантилами.
Например, сейчас некоторые женщины не видят смысла жизни в создании семьи и воспитании детей (традиционные ценности). В глазах одной части общества такие дамы выглядят в лучшем случае инфантильными девушками, которые не хотят брать на себя ответственность. В глазах другой части – решение не заводить детей может быть даже более ответственным, чем решение рожать, если женщина понимает, что пока не готова к этому с финансовой или моральной точки зрения.
Таким образом, если представители старшего поколения говорят о молодежи как о сплошных инфантилах, скорее всего имеют в виду социальный инфантилизм (или же люди, употребляющие данное слово, могут вовсе не знать его значения, но это уже совсем другая история).
Так как психологический и социологический виды в принципе достаточно близки, предлагаем далее рассматривать их совместно.
Инфантилы в работе и личной жизни
Инфантильные мужчины и женщины стремятся к легкой жизни, в которой нет серьезных забот и проблем – как в детстве. При этом «взрослый ребенок» может быть весьма успешным специалистом в своей области, но в быту, во взаимоотношениях вести себя как подросток (покладистый или же капризный). Но бывает и так, что с работой у него возникают проблемы. Например, некоторые сворачивают с пути, столкнувшись даже с небольшим препятствием. Они сразу опускают руки, передают проект другим сотрудникам, отказываютcя от перспективных должностей и задач, боясь не справиться. Другие слишком безответственны, на них нельзя положиться, потому что они считают нормальным бросить работу из-за того, что им стало скучно или захотелось заняться чем-то еще. Все это, конечно, затрудняет карьерный путь.
Инфантилизм не знает пола: он с равным успехом встречается и у мужчин, и женщин. Также следует заметить, что это явление далеко не новое, и «взрослые дети» существовали во все времена.
Что касается семейных взаимоотношений, то герои нашего рассказа вполне могут состоять в крепких отношениях. Но ищут они себе не партнера, а родителя – того, что будет решать за них все проблемы. Если их вторую половинку устраивает такая роль, то данный союз может быть вполне гармоничным. «Великовозрастные дети» подходят тем, кто предпочитает самостоятельно принимать решения за себя и за других и кто любит, чтобы все было так, как он хочет. У «взрослого ребенка» бывают и свои дети. Зачастую, этим двум «типам» детей приятно проводить время вместе, играть и т.д. Здесь важно, что у мальчика или девочки перед глазами все же был пример «взрослого» взрослого.
Вопреки мнению некоторых людей, увлечение компьютерными играми, фантастикой, фильмами, книгами, комиксами, коллекционирование игрушек и т.д. само по себе вовсе не является признаком инфантилизма у взрослых. Так же как и не говорят об этом отдельные черты характера или не совпадающее с общественной точкой зрения отношение к определенным жизненным вопросам (женитьба, дети, работа). В следующих статьях мы рассмотрим этот вопрос подробнее. А пока заметим: быть инфантильным человеком значит в комплексе проявлять многие указанные выше черты!
Причины развития инфантилизма
Как известно, многие особенности личности вытекают из детства. Социальный и психологический инфантилизм не исключение. Более того, в большинстве случаев он связан с именно ошибками воспитания со стороны родителей. Среди самых частых причин – гиперопека, стремление во всем угождать ребенку, ограждать его от всех проблем и забот, бежать на помощь даже до того, как он об этом попросит.
Навязанное чувство вины – еще одна неприятная вещь, которая появляется в результате ошибок в воспитании
Негативно влияет полное игнорирование мнения и чувств маленького человека, принятие за него всех решений (что надевать, во что играть и что делать), попытка воплотить в сыне или дочери то, что не получилось у самого родителя.
Существуют и другие причины, почему дети вырастают по паспорту, но не по личностному развитию. Однако воспитание – слишком объемная тема, которую стоит рассмотреть отдельно. Самое важное: из-за того что родители постоянно и на корню «обрубают» решения, мечты, стремления, желания, амбиции, эмоции, намерения ребенка, в конце концов он просто перестает думать и решать самостоятельно. Зачем, если все равно будет так, как скажут мама или папа? Из-за этого у юного человека нарушается процесс формирования, созревания личности, и в итоге она так и не созревает.
Став взрослым, такой человек изо всех сил старается сохранить статус кво – то есть ничего не решать самому, не справляться с трудностями, делать что, что скажут другие. В этом есть и свои преимущества. А есть ли недостатки? Да, и их может быть достаточно много.
В чем проблемы инфантилизма?
- Одна из главных проблем для некоторых «взрослых детей: они не могут быть по-настоящему счастливы. Они не знают, что им на самом деле нравится в жизни, потому что до этого все решения принимались за них. Если кому-то повезло, и его дело ему действительно нравится – отлично. Однако многим так не везет, но они годами вынуждены ходить на нелюбимую работу, так как не могут принять решение сменить ее и/или получить новую профессию.
- Аналогично с личной жизнью – даже при наличии второй половинки по факту «взрослый ребенок» может быть весьма одинок. Потому что а) человек выбирал не партнера, а родителя, который делает все так, как хочется ему; б) не факт, что этот выбор инфантил вообще сделал самостоятельно, а не все решили за него.
- Незрелые личности зависят от других людей, от их мнения и от их действий. Будучи предоставленными сами себе, они рискуют стать беспомощными. Конечно, зрелая личность также нуждается в близких людях, но здесь не идет речь о зависимости.
- Герои нашего рассказа прячутся от внутренних проблем и страхов, потому что это именно та область, где за них не могут решать другие. Но такие проблемы и страхи никуда не пропадают, напротив, становятся только сильнее.
- Также многие «взрослые дети» достаточно внушаемы, легко поддаются чужому влиянию и манипуляциям. Многие ведутся на рекламу, в том числе весьма сомнительную, покупая ненужные вещи. Некоторые ввязываются в аферы, финансовые пирамиды и т.д. Эта особенность связана с тем, что многие «большие дети» тянутся к легким деньгам и волшебным способам их получения. Перед нам как будто особая вера в чудо, свойственная детям, только на «квазивзрослом» уровне.
Можно ли избавиться от инфантилизма?
Избавиться от инфантилизма можно. Формально, чтобы перестать быть инфантильным, человеку нужно осознать, что его жизнь зависит только от него, что он может сам ее менять, что он имеет право на свое мнение, свои решения, эмоции и желания, а также на то, чтобы претворять все задуманное в жизнь. Выглядит не слишком сложно – в теории все это дано нам от рождения. Однако на практике, если человек в сознательном возрасте никогда не прислушивался к себе и не принимал решений, ему может быть непросто перестроиться. Поэтому не всем удается победить инфантилизм без помощи психолога.
Важно и желание самого человека поменяться. Многие «взрослые дети» не видят особенностей своего мышления и поведения. Все описанное выше присутствует для них скорее на подсознательном уровне. Они не думают, что вот придет мама/папа/муж/жена и решит все проблемы. Они не понимают, что не могут принять решение сами. Они думают (и говорят) что-то вроде: «Мне надо посоветоваться, прежде чем дать окончательный ответ». Такие люди достаточно горды, чтобы считать все навязанные решения своими собственными.
Кроме того, внешне быть под вечной опекой весьма удобно, а если раньше герой нашего рассказа жил в рамках модели «родитель – ребенок», значит, у него была такая возможность. Однако если человек чувствует себя одиноким, несчастным или испытывает какие-то проблемы или страхи, он сам может захотеть что-то изменить в себе и в своей жизни. И для «взрослых детей» это уже большой шаг вперед.
Что делать, если ваш близкий – инфантил?
«Друг познается в беде» – эта поговорка хорошо отражает то, как проще всего вычислить инфантила. Пока все в норме и вы не сталкиваетесь с проблемами, незрелость личности может практически никак не проявлять себя. Но когда нужно решать какие-то проблемы, детское поведение и образ мысли вашего друга или второй половинки становятся очевидными.
Можете ли вы помочь близкому перестать быть инфантильным? Да, помочь можно. Однако не стоит брать на себя роль родителя и решать за человека, надо ли ему это или нет. Вам кажется, что кто-то живет неправильно, но ему самому это может действительно нравиться. К тому же, если вы решается за инфантила, то вы просто занимаете свое место в модели «родитель – ребенок».
Так или иначе, если вы помогаете близкому повзрослеть, помогайте аккуратно. Начните с чего-то небольшого. Например, попробуйте больше расспрашивать его о том, что он хочет, начиная с незначительных моментов. Для начала оставляйте за ним выбор, как вы проведете выходной, что приготовить и т.д., потом переходите на более существенные вопросы. Чаще спрашивайте, что человек чувствует и что он хочет. Но не осуждайте и не говорите, что его чувства или желания неправильные – это инфантилам говорят и без вас. Ваш близкий должен на деле понять, что он может принимать решения, что он имеет право на свои эмоции и желания. Но также позволяйте ему самостоятельно справляться с возникающими проблемами – будьте рядом и оказывайте поддержку, но не делайте ничего за друга.
Спросите, кем ваш близкий хотел стать в детстве и при возможности предложите сейчас сделать шаг навстречу той мечте, причем вместе с вами. А может быть, у него есть уже более «свежие» желания, которые на самом деле не так сложно исполнить? Например, если человек хотел/хочет стать художником/поваром/читать Шекспира в оригинале, запишитесь с ним на соответствующие курсы. Ваша поддержка будет очень важна.
Напомним главное правило – не делать ничего вместо друга, не принимать решения за него. Пусть он сделает это сам, а вы просто будете рядом и окажете поддержку в случае необходимости.
Как известно, некоторые незрелые люди «экстренно» взрослеют, сталкиваясь с различными серьезными проблемами, из-за которых оставаться ребенком больше не получается. Однако ни в коем случае не «лечите» других какими-либо стрессами (подобные рекомендации можно встретить в Сети). Помните, что кто-то в таких случаях взрослеет, а кто-то ломается – получает невроз, впадает депрессию и т.д.
В заключение отметим: конечно, взрослым важно сохранять в себе частичку ребенка – радоваться приятным мелочам, мечтать, верить в чудеса и т.д. Но также важно, чтобы в нужный момент «у руля» стоял именно взрослый. Каким бы притягательным ни было детство, оно должно уступить время другой жизни, в которой также немало хорошего.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;)) И конечно, скидки на помощь психолога
Получить подарок
Невыросшие дети Основные термины Теория
Инфантилизм как норма | ЮрекОсторожно!
Необходимо пересмотреть взгляды на человеческий возраст. Ценность взрослой жизни как периода определенности для многих снизилась, а значит, этот период затягивается. Процессы развития личности различны, и у взрослых сохраняются признаки инфантильности. Эксперты НИУ ВШЭ Елена Сабельникова и Наталья Хмелева предлагают новый взгляд на феномен инфантилизма в своей статье «Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация», избегающей «оценочной» подход.
Традиционная периодизация жизни по возрасту «ребенок – молодой человек – взрослый» сегодня не совсем актуальна. Слишком многое изменилось: темп жизни, подходы к образованию, социальные роли и институты, брак и профессиональная идентичность. Жизненный путь людей стал менее предсказуемым. Изменилось начало взрослой жизни. Наконец, ценность взрослой жизни ставится под сомнение, а инфантилизм становится обычным явлением.
Отложенная самоидентификация
С психологической точки зрения взрослость предполагает саморегуляцию, эмоциональную зрелость (рациональность, самообладание, отсутствие импульсивности и т. д.), ответственность, способность к саморефлексии, потребность в работе и стабильных отношениях. Взрослые стремятся к успеху в профессии и в семейной жизни. Некоторые психологи подчеркивают важность мотивов принадлежности и достижения. Для человека важно определить свою гражданскую и социальную позицию, образ жизни и т.д.
По данным Сабельниковой и Хмелевой, инфантильная личность, наоборот, характеризуется незрелостью чувств («детскими» реакциями, отсутствием силы воли, неуверенностью в себе), экстернальным локусом контроля (обвинение других людей), завышенной самооценкой , низкая требовательность к себе (сопровождаемая высокой требовательностью к обществу) и эгоцентризм. «Инфантильный человек стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность», — добавляют авторы статьи.
Иными словами, зрелость связана с успешным освоением ключевых социальных ролей: профессиональной, супружеской, родительской. Но все больше и больше людей откладывают этот выбор, и оценивают его по-разному. Люди тратят больше времени на поиски себя, им требуется больше времени на получение образования и выбор партнера. В результате процесс профессиональной и личной идентификации затягивается.
Возрастные границы относительны
Демографические данные показывают, что возраст отделения от родительской семьи сместился с 18-20 лет у старших поколений (например, у россиян 1950-х годов рождения) до 23-25 лет у родившихся во время бэби-бума 1980-х годов.
Почти треть поколения, родившегося между 1980 и 1986 годами, считают, что слишком рано поторопились с обретением независимости. «С одной стороны, можно предположить, что 70% молодых респондентов приняли обдуманное решение, поскольку уверены, что начали самостоятельно в нужное для них время», — говорят демографы Алина Долгова и Екатерина Митрофанова. «Однако довольно большая и растущая часть, по-видимому, легкомысленно отнеслась к этому решению и позже пожалела об этом».
Периодизация возрастов различалась в разных исследованиях. Взрослость имеет разные названия: зрелость, стадия личной активности, средний возраст и т. д. Некоторые исследователи, в том числе американские психологи Грейс Крейг и Дон Бокум, предлагают говорить о «ранней взрослости» между 18 и 40 годами. Другие ученые, такие как американский психолог Вирджиния Куинн, определить тот же период как «молодой возраст». По мнению Сабельниковой и Хмелевой, это основной период самореализации.
Факторы инфантильности
Отсрочка взросления — это реакция на новую реальность, считают многие ученые. Меняется все, от набора компетенций и профессий (некоторые из них исчезают, а другие развиваются), до отношений.
Открыт ряд новых способов жить. Возникли альтернативные модели взрослой жизни. Жизненный путь людей стал непредсказуемым. Например, люди получают диплом, работают, потом снова учатся и меняют профессию. Люди могут покинуть родительский дом, но потом вернуться и продлить свое «детство». Между тем спектр жизненных возможностей слишком широк, что может дезориентировать и затруднять выбор.
Образовательные выборы имеют «неизвестный срок годности» (из-за неясного будущего профессий) и, по словам психолога Александры Бочавер, вызывают недоверие. В результате молодые люди склонны к бегству и откладывают важные решения. Вместо выбора стратегии они ограничиваются тактическими решениями в различных сферах жизни и оттягивают окончательный («взрослый») выбор.
Изменились условия социализации. Общение в значительной степени ушло в онлайн и осуществляется с помощью цифровых технологий и устройств: гаджетов, мобильных приложений, социальных сетей, мессенджеров и т. д. Но такие контакты поверхностны, считают Сабельникова и Хмелева. Некоторые исследования показали, что когда живое общение заменяется цифровым общением, эмпатия снижается и растет «аутичное поведение» (погружение в себя, бегство от реальности). Это приводит к эмоциональной незрелости.
Изменилась и социокультурная среда, обесцениваются традиционные роли. «Цель «быть счастливым» заменяется целью «быть успешным», — пишут Сабельникова и Хмелёва. «Многие ценности получают приставку «не»: не жениться, не рожать детей, поскольку старые патриархальные ценности будут препятствием для современной молодежи, желающей во что бы то ни стало добиться успеха».
При всех этих мощных изменениях среды инфантилизация выглядит закономерным явлением.
Кроме того, некоторые виды деятельности также влияют на процесс взросления. Например, по мнению Вирджинии Куинн, длительное обучение (магистратура, докторантура, непрерывное образование) несколько замедляет процесс взросления. Такие люди часто живут с родителями и не желают устраиваться на работу и получать доход.
Питер Пэн, Принц, Вечный Мальчик
Психологи изучали признаки инфантилизма с разных точек зрения. Джеффри Арнетт, автор теории Emerging Adulthood (2000), выделил особый возрастной период от 18 до 25 лет. Молодые люди этого возраста уже не подростки, но еще не взрослые. Они лишь частично независимы, так как обычно живут с родителями. У таких молодых людей много возможностей и мало обязанностей. Прежде чем выбрать партнера или призвание, они могут несколько раз попробовать разные варианты.
Карл Густав Юнг провел психоаналитический анализ этого феномена. Говоря об архетипе «вечного мальчика» (puer aeternus), он имел в виду людей, избегающих взрослой ответственности.
Коллега Юнга Мария-Луиза фон Франц развила эти идеи в своей книге «Вечный мальчик». Пуэр Этернус. Она рассматривала особую форму невроза у таких людей: «условную жизнь».
Человек, страдающий этим неврозом, чувствует, что он еще не существует в реальной жизни. В поисках партнера, работы или призвания он постоянно чувствует, что это не то, чего он хочет. Состояние «временной жизни» может затянуться: «вечный мальчик» начинает избегать жизни в настоящем. В результате у него могут появиться зависимости, приступы гнева и фобии.
Похожим феноменом является kidults (ребенок+взрослый), термин, который впервые появился в The New York Times в статье журналиста Питера Мартина во время всплеска популярности игровых автоматов. Kidults — это люди, которые сохраняют свои подростковые пристрастия (от видеоигр, аниме и фэнтези до безответственного образа жизни) до 30-35 лет и старше. Психологи иллюстрируют этот тип такими персонажами, как Питер Пэн и Маленький принц.
Легитимация инфантилизма
Некоторые ученые утверждают, что взрослость больше не является безусловной ценностью. Например, исследование отношения пятиклассников сегодня показало, что они не хотят взрослеть. Взросление у них ассоциируется не только с независимостью, но и с большим количеством обязанностей. В аналогичной ситуации находятся молодые люди. «Противоречивый образ будущего… пугает молодого человека и побуждает остаться «в детстве», где не было проблем, а жизнь была стабильной и безопасной», — пишут Сабельникова и Хмелева. Получается, что инфантилизм в данном случае — почти осознанный выбор.
Исследователи считают, что инфантилизм не следует осуждать. В определенной степени это можно считать признаком временного разнообразия в развитии личности. О подобных процессах писал Лев Выготский.
«Путь личности к зрелости неоднороден по типам», — говорят Сабельников и Хмелева. Из-за разновременности у инфантильных людей эмоционально-волевая сфера «отстает от общих темпов развития, а интеллект и познание развиваются быстрее, чем в среднем в этот период».
«Легитимация» инфантилизма может быть связана и с оценкой его как защитного механизма, способа преодоления жизненных трудностей. Нэнси Маквильямс, психоаналитик из США, подчеркнула, что термин «инфантильная личность» исчезает из официального списка, что логично; говоря современным языком, это просто альтернативный жизненный путь.
###
Журнал
Российское образование и общество
DOI
10.1080/10609393.2018.1436297
Отказ от ответственности: AAAS и EurekAlert! не несут ответственности за достоверность новостных сообщений, размещенных на EurekAlert! содействующими учреждениями или для использования любой информации через систему EurekAlert.
Прогресс и американский инфантилизм | by Benjamin Cain
Продвинутая философия
Перспективы взрослых младенцев в лесу
Изображение Аны Таблас из UnsplashСогласно истории вигов, общества неизбежно прогрессируют, становясь более либеральными и просвещенными разумом. Это означает, что современность является кульминацией более ранних достижений или, по крайней мере, что наука, промышленность, капитализм и демократия являются явным усовершенствованием средневековых и древних режимов, и что история каким-то образом направляется для достижения этой цели.
Простейшим объяснением этого прогресса было бы то, что мы его агенты: как самосознательные существа, мы помним прошлое и стремимся решить проблемы для будущих поколений.
Где же в эту веселую картину вписался бы современный инфантилизм? Почему именно американская массовая культура, светоч модернизации, так инфантильна? Выходит, резкость этой социальной деградации свидетельствует против прогрессивности Просвещения, но против телеологическое тщеславие, что прогресс неизбежен.
Давайте рассмотрим этапы этого аргумента, начиная с напоминания о том, что мы, гиперсовременные взрослые, во многих отношениях ребячимся; на то, к смущению богатства.
Говорить о инфантильных тенденциях в потребительской культуре — это как минимум беспокоиться о том, что мы не продвигаемся в социальном плане, чтобы идти в ногу с темпами технического прогресса.
Действительно, по экономическим причинам миллениалы и поколение Z оказались в затруднительном положении, потому что американский средний класс в значительной степени исчез.
Благодаря уничтожению профсоюзов и остальной части протеста крупного бизнеса против рабочих в 1980-х годах рост американского ВВП и повышение производительности труда не связаны с увеличением доходов среднего рабочего. Верхний один процент, и особенно верхняя сотая часть процента получателей дохода в США, выкачал огромную часть прибыли от этого национального роста. (Посмотрите две минуты этого видеоролика Роджера Мартина «, когда больше не значит лучше, », в котором представлены графики неравенства из Всемирной базы данных о неравенстве. )
В результате молодые поколения не так независимы, и их родители ответили тем, что нянчились с этими неудачливыми молодыми людьми и увековечили фантазию прибрежной элиты. Это фантазия о том, что системные проблемы можно безопасно игнорировать, пока у нас есть «безопасные места», где мы можем притворяться, что все в порядке, и можем подвергать цензуре или «отменять» неприятные голоса, которые нарушают наше дзен-состояние отрицания, исправляя мелкие «микроагрессии» или отклонения от кодекса политической корректности.
Кроме того, социальные сети — инфантильный способ общения, поскольку мы кажемся ребячливыми, когда ограничиваем наши мысли короткими фразами в текстовых сообщениях, Твиттере или электронной почте или поднимаем палец вверх на Facebook или YouTube. Дональд Трамп — подходящий главный талисман Twitter. Действительно, тот факт, что американцам удалось избрать в Белый дом откровенного нарцисса, выглядит как бессознательное признание того, что американская культура настолько инфантильна, что заслуживает того, чтобы ее представлял такой вопиющий взрослый ребенок.
Нейл Постман и Теодор Росзак правильно подумали, когда сказали, что мы живем в высокотехнологичной среде, которую сами же и создаем. Мы конкурируем с компьютерами, которые превосходно справляются с одними задачами, но жалки в других, поэтому мы, в свою очередь, становимся жалкими. Наше общение становится инфантильным тогда, когда то, что фактически является социопатическими или антисоциальными машинами и монополистическими корпорациями, устанавливает стандарты для нашего взаимодействия.
Интернет также способствует этой нисходящей спирали, поскольку оцифровка и демократизация информации делают наши цифровые творения — статьи, стихи, романы, рисунки, фильмы, песни — одноразовыми. В результате создатели контента могут прилагать меньше усилий к своей работе, зная, что вскоре она устареет и будет смыта потоком тривиального контента.
В качестве альтернативы, благодаря когнитивной науке и технологическим возможностям, мы можем быть более искусными в манипулировании друг другом, как в случае с «хитовой музыкой», которая захватывает функции нашего мозга с помощью «крючков», и в этом случае фанаты становятся марионетками. или рабы мод и алгоритмов.
Точно так же женщины используют косметику и другие косметические средства, чтобы создать себе детские лица, чтобы завладеть нашим инстинктом защиты детей. Точно так же мужчины бреют волосы на теле, чтобы привлечь женщин, становясь такими же «милыми», как младенцы, эксплуатируя материнский инстинкт.
Пищевые состязания и состязания в еде, в которых едоки пытаются съесть как можно больше, выглядят по-детски, так как эти соревнующиеся эффективно имитируют недисциплинированных, прожорливых детей, которые с удовольствием наелись бы до ступора или выпрашивают еще и еще своей любимой еды и должны быть насильственно лишены объекта их тяги.
Индустрия поп-терапии и самопомощи инфантильна в раздаче удобных советов о том, как быть счастливым и как найти смысл жизни, выражая, а не овладевая собой. Это был подход психолога-гуманиста Карла Роджерса, который предположил, что людей можно свести к организмам, стремящимся в основном к самоактуализации. Таким образом, Роджерс выступил против предупреждения Фрейда о том, что определенные формы подавления или дисциплины могут быть необходимы для социальной стабильности.
Другим ярким примером является причуда ASMR на YouTube, в которой мы отказываемся от нашего интеллекта и отключаемся. И короткая продолжительность концентрации внимания у масс, которые не читают книг, предпочитая смотреть короткие видео на YouTube или TikTok или читать короткие, обнадеживающие статьи на таких сайтах, как Medium, с небольшими абзацами, такими как те, которые я вынужден писать. здесь.
И давайте не будем забывать об обратной стороне удобства онлайн-бизнеса, когда мы можем заказывать товары в Интернете и получать их к нам, не вставая со стула: мы, кажется, приучаем себя быть ленивыми, нетерпеливыми, и раздражительны, требуют простых ответов и быстрых решений, и ныть, когда мы не добиваемся своего — как дети.
Социальная инфантилизация в значительной степени является проблемой Первого мира и является следствием потребительства и нашей чрезмерной зависимости от технологий. Точнее, это в первую очередь американский феномен или, скорее, феномен, возглавляемый американцами, поскольку сила американской культуры воздействует на глобальную монокультуру Первого мира.
Американская массовая культура — не всякая субкультура, а модель господствующих тенденций — инфантильна из-за господства цифровых технологий и потребительства в этой стране. Потребительство как набор недальновидных, материалистических ценностей процветает там, потому что США являются социально индивидуалистичными и ведущими сторонниками почти безоговорочных личных свобод.
Другие страны тоже материалистичны, например Китай, но Восток сдерживает жадные и эгоистичные порывы своего народа прагматичными, коллективистскими стандартами и мифами. У младенцев нет проблем с тем, чтобы быть в центре внимания, потому что у них нет суперэго, нет чувства приличия. Они нарциссы по необходимости. Инфантильные взрослые так же потворствуют своим желаниям, поэтому очевидно, что культурный инфантилизм больше процветает в индивидуалистическом обществе, чем в коллективистском.
Более того, страны Старого Света обладают большим, смиренным чувством глубокого времени, поскольку их история часто восходит к древнему миру. США — сравнительно молодая страна, и американцы не могут даже безоговорочно гордиться своим коротким прошлым, не прибегая к фантазиям, потому что США частично были основаны на зверствах рабства и колониализма.
Конечно, ни у одной могущественной страны нет безупречной репутации, но несоответствие между американскими идеалами и практикой особенно раздражает. Таким образом, американцы часто игнорируют историю вообще; ксенофобски они считают себя величайшей из всех наций, благословленной «явной судьбой». Это похоже на то, как ребенок хвастается тем, что рисует пальчиками, и требует, чтобы все вокруг восхищались этим. Отсутствие чувства истории — это на одно препятствие для наших инфантильных импульсов меньше, чем безудержный капитализм и технологические гиганты, которые эксплуатируют и выводят из нас.
Кроме того, в странах Востока более зрелые религии и философии (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство). Христианство в США было американизировано, поэтому у нас есть «консервативные» телеевангелисты, выступающие в качестве апологетов и соучастников самых грандиозных приступов антидуховного эгоизма и разврата. Опять же, на ум приходит трампизм, но превращение главной религии Америки в бастард уходит корнями в далекое прошлое и даже укоренилось в организованном христианстве, поскольку христиане пошли на компромисс со светской властью в четвертом веке, когда они предложили свою религию в качестве официального фигового листка Римской империи. .
С политической точки зрения, мы можем задаться вопросом, выигрывают ли наиболее влиятельные представители высшего класса от управления простыми малоинформативными, доверчивыми массами, которые не умеют мыслить критически. Руководители наших учреждений могли бы поощрять или допускать большую часть барахтанья в поп-культуре, кормя массы эквивалентом «хлеба и зрелищ». Точно так же Римская империя использовала кровавые виды спорта, чтобы отвлечь плебеев от опасностей, связанных с чрезмерной властью империи, которая привела к ее краху.
Есть также вопрос перспективы: мы можем казаться все более и более инфантильными по сравнению с растущими проблемами, с которыми мы сталкиваемся по мере того, как цивилизация становится глобальной и более сложной. Например, мы сталкиваемся с экологической катастрофой или с тем, что Тимоти Мортон называет гиперобъектом изменения климата, и мы можем барахтаться, как невежественные дети, потому что мы плохо подготовлены к тому, чтобы справиться с созданным нами беспорядком.
Теперь, когда мы рассмотрели, что такое инфантилизм под руководством американцев и как он возник, мы можем вернуться к вопросу о том, как это вписывается в историю вигов. Прогрессивно ли для взрослых вести себя как младенцы? Это наша судьба, куда мы должны идти? Наоборот, это больше похоже на отчаянную реакцию на тот первоначальный момент зрелости раннего Нового времени, когда протестантизм и научная и промышленная революции вытряхнули Европу из средневекового сна.
Парадоксально, но сама очевидность этого отступления к культурному младенчеству свидетельствует о реальности социального прогресса или, по крайней мере, о переходе от средневековья к чему-то другому. Вместо того, чтобы следовать этому неизведанному пути всеобщего просветления через рациональное самоопределение, мы отшатнулись и попятились. Мы искали новую форму средневековья, в которой крупные технологические компании заменили церковь в качестве нашего главного кормильца.
Ясность нашего ухода в искусственное состояние бессознательного младенчества должна соответствовать опустошительному разрыву «современности» со средневековьем, потому что первое является прикрытием второго или притворством, что у нас нет такого высшего призвания.
Действительно, нет смысла говорить о массовой инфантилизации, если нет контрастного стандарта взрослой зрелости. Как указывалось выше, в некоторых отношениях мы можем обратиться к Востоку за образцами, но в экзистенциальной философии и психологии есть более универсальный идеал. Это вопрос того, чтобы смотреть в лицо суровой правде и иметь силу характера, чтобы не сдаться и не отступить перед недостойными мифами и отвлечениями.
Это то, что мы часто не делаем как западные (во главе с США) потребители. Социальные сети, интернет и массовые развлечения отвлекают нас и инфантилизируют нас в процессе, поскольку мы не можем взрослеть, говоря экзистенциально.
Дело не только в том, что миллениалы застряли без надежды попасть в средний класс, учитывая растущее экономическое неравенство. Более глубокая проблема заключается в том, что мы не реализуем свой потенциал как рациональных, самосознательных, творческих людей, чтобы противостоять суровой реальности того, что вселенная абсурдна, безбожна, аморальна и несправедлива, и считаться с этими истинами с честью, достоинством, и даже героизм. Нет никакой чести в регрессе к инфантильному менталитету, когда мы фантазируем о том, чтобы быть супергероями комиксов — не тогда, когда наше реальное коллективное поведение трусливо и варварски, как в случае ущерба окружающей среде, вызванного массовым потребительством.
Если вы посмотрите что-то вроде нового документального фильма Дэвида Аттенборо от Netflix об экологических проблемах, вы увидите именно тот ужасающий факт, который мы систематически игнорируем в наших массовых мечтах. Потребуются героическое самопожертвование и мрачная экзистенциальная зрелость, чтобы успешно справиться с угрозой, которую мы представляем планете, отказаться от потребительства, избавиться от пристрастия к высокотехнологичным устройствам, реформировать господствующий режим капитализма и «снова одичать». Земля, как говорит Аттенборо. Мы не можем ожидать такого героизма от стада избалованных взрослых младенцев, которые плачут в наших «безопасных местах», напуганных даже «микроагрессией», не говоря уже о том, что все религиозные вероучения, вероятно, просто вымысел, с которым мы рассказываем, чтобы справиться бесчеловечность природы.
Как мы можем стать более экзистенциально зрелыми? Как мы можем вырасти и стать более героическими в психологическом плане? Трудно представить, чтобы власть имущие устанавливали достойные стандарты социального поведения, потому что концентрация власти, необходимая для управления такой диктатурой, была бы еще одним источником инфантилизации. Власть развращает так, что сильные окружают себя подхалимами, загипнотизированы их шумихой и теряют связь с реальностью.
Например, Советский Союз не был инфантильной культурой, в основном из-за его коллективистских ценностей и потому, что коммунизм не работал так хорошо и заставлял большинство россиян тяжело работать за небольшую плату. Суровые зимы, должно быть, во многом предотвратили вспышки детских фантазий, как и условия пустыни. Но сам Сталин стал инфантильным монстром — как это случается со многими королями, императорами, диктаторами и генеральными директорами.
В любом случае, я сомневаюсь, что мы можем коллективно выбрать , чтобы быть менее инфантильными. Обуздание технологических монополий помогло бы, как указывает автор Смерть художника . Но зрелость, которой нам не хватает, скорее всего, должна быть навязана нам. Мы вынуждены взрослеть в хронологическом и биологическом смысле, и как общество и как вид мы можем подвергаться испытанию на прочность, нравится нам это или нет. Экологический кризис выглядит как такое испытание. Изменим ли мы свой образ жизни или зароем голову в песок и найдем утешение в популистских, антиинтеллектуальных теориях заговора?
Возможно, дело не в том, чтобы решить проблему самостоятельно, предприняв смелые действия. Конечно, если бы мы были достаточно мудры, чтобы быть менее инфантильными, мы не были бы такими инфантильными. Мир в целом решит проблему, если что-то решит, превратив в ерунду наши детские увлечения и заблуждения и посмеиваясь над нами последними. Опять же, на ум приходит падение «президента» Трампа в 2020 году, а также его неспособность справиться с реальностью. В этом отношении расстройство личности и когнитивная неспособность Трампа отражают слабости всех потребителей.
Имейте в виду, наша люциферианская мечта — построить альтернативный, искусственный мир, рай, который позволит нам отправиться в постоянный отпуск, жить как короли. Но вместо этого мы становимся теми тучными взрослыми младенцами из ВАЛЛ-И и строим этот замок на песке, то есть на задворках дикой природы, которая перемещается из стороны в сторону под нашими ногами, основываясь на своих естественных циклах, безразличных к нашему выживанию. Чтобы преуспеть в нашем инфантильном курсе, нам пришлось бы взять его за пределы мира, но это потребовало бы чудовищной решимости и темного героизма, чтобы превратить себя в летающую расу.