Социокультурная теория хорни: Карен Хорни: Социокультурная теория личности

43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Для детства характерны две потребности:

потребность в удовлетворении (охватывает все основные биологические нужды)

потребность в безопасности (любовь и тепло в отношении к ребенку). Результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие установки базальной враждебности.

Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности.

Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. Если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.

Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Десять невротических потребностей

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Карен Хорни: социокультурная теория личности

1.

ТЕМА № 5. карен Хорни: социокультурная теория личностиТЕМА № 5. КАРЕН ХОРНИ:
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ

2. План лекции.

ПЛАН ЛЕКЦИИ.
1. Краткая биография.
2. Основные концепции и принципы
социокультурной теории.
2.1. Развитие личности.
2.2. Базальная тревога: этиология неврозов.
2.3. Невротические потребности
2.4. Ориентация на людей, от людей и против
людей
2.5. Психология женщины.
3. Выводы.

3. Литература:

ЛИТЕРАТУРА:
Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Личность. Теории,
упражнения, эксперименты. – СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб,
1997. – 608 с.
Хорни К. Невроз и развитие личности/ Пер. с
англ. — М.: Смысл, 1998. — 375 с.

4. 1. Краткая биография.

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.
Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон,
родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885
году.
Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим
человеком, убежденным в превосходстве мужчин над
женщинами.
Ее мать, датчанка, привлекательная и
свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе
своего мужа.
Большую часть детства и отрочества Хорни мучили
сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся
ощущением внешней непривлекательности.
Чувство своей малоценности она компенсировала,
став превосходной студенткой.
Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать
красавицей, я решила стать умной»
Карен чувствовала себя в семье одинокой, лишенной
поддержки родителей.
Чтобы компенсировать это, она пыталась сблизиться с
братом, с которым, когда ей было пять, а ему девять
лет, была по-видимому вовлечена в какие-то
сексуальные игры.
Возмужав, брат отдалился от Карен, она
почувствовала себя отвергнутой и старалась обрести
ощущение собственной значимости, став в школе
одной из первых учениц.
В детстве Карен была злой и непослушной, но в
подростковом возрасте не могла больше выносить
изолированность и нашла в своей семье
«экологическую нишу», начав поклоняться
собственной матери.
В возрасте 13 лет она начала вести дневник, в
котором описывала, как обожает мать и брата.
Ее скрытая враждебность к ним выплеснулась наружу,
когда Карен был 21 год, и семейные отношения с тех
пор были испорчены.
Дневники, написанные в период, когда Карен
подавляла свою злость, создают ложную картину
отношений Карен с ее семьей, их следует
рассматривать в свете случая Клэр, описанного в
автобиографической работе Хорни «Самоанализ»
(1942), которая и объясняет поведение автора в
юности.
Дневники Карен главным образом посвящены ее
отношениям с мужчинами, во внимании которых она
отчаянно нуждалась.
Типичная модель ее отношений была такова:
идеализировать мужчину, а затем разочароваться в
нем, потом следовала депрессия и попытки понять,
почему же отношения расстроились.
В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом.
В 1906 году она поступила в Университет во
Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии,
получившей разрешение изучать медицину.
Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога,
и вышла за него замуж в 1910 году.
Хорни получила медицинскую степень в Берлинском
университете в 1915 году.
В течение следующих пяти лет она изучала
психоанализ в Берлинском психоаналитическом
институте.
Почти все это время Хорни страдала от тяжелых
приступов депрессии и однажды, как сообщают ее
биографы, была спасена мужем при попытке
самоубийства
Карен надеялась найти в муже особенного человека,
который отвечал бы ее противоречивым
потребностям в доминировании и покорности, грубой
силе и утонченной чувствительности, но она постоянно
оказывалась разочарована.
Вечно несчастная, она пыталась понять источники
своего страдания — сначала в дневниках, а затем в
психоаналитических трудах, многие из которых
являются ее завуалированной автобиографией.
Безуспешность этого анализа послужила одной из
причин, из-за которых Карен Хорни подвергла
сомнению ортодоксальную теорию психоанализа, а
особенно ее аспекты, касающиеся психологии
женщины.
Сама Хорни была блестящим клиницистом, но всю
свою жизнь она страдала оттого, что не могла найти
аналитика, который бы действительно ей помог.
Попробовав пройти курс психоанализа сначала с
Карлом Абрахамом, а затем в начале 20-х годов с
Гансом Заксом, она разочаровалась и, чтобы как-то
облегчить свою эмоциональную жизнь, обратилась к
самоанализу.
Опыт клинического анализа и самоанализ послужили
источником ее психоаналитических идей.
В постоянной борьбе с личными проблемами и
эмоциональными трудностями Хорни развивала
собственную теорию и понимание психоанализа.
К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере
того, как росла лавина ее личных проблем.
Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их
смерть в течение одного года, растущие сомнения в
ценности психоанализа — все это привело ее к
совершенно подавленному состоянию.
Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году
она начала делать успешную карьеру как психиатр.
Она работала в Берлинском психиатрическом
институте и была очень увлечена преподаванием,
написанием научных работ и путешествиями.
В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни
переселилась в Соединенные Штаты.
Она была принята на должность помощника
директора в Чикагском психоаналитическом
институте.
Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала
лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом
институте.
Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной
Фрейда вынудило сотрудников института
дисквалифицировать ее как инструктора по
психоанализу в 1941 году.
Вскоре после этого она основала Американский
институт психоанализа.
Хорни была деканом этого института до самой своей
смерти от рака в 1952 году, в возрасте 67 лет.

12. 2. Основные концепции и принципы социокультурной теории Карен Хорни.

2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТЕОРИИ КАРЕН ХОРНИ.
Толчком к формированию социокультурного взгляда на
личность послужили три основных соображения Хорни.
Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда
относительно женщин и особенно его утверждение о
том, что их биологическая природа предопределяет
зависть к пенису.
Это была отправная точка в ее расхождениях с
ортодоксальной фрейдовской позицией.
Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и НьюЙорке она обменивалась мнениями с такими
выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет
Мид и Гарри Стэк Салливен.
Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что
социокультурные условия оказывают глубокое влияние
на развитие и функционирование индивидуума.
В-третьих, клинические наблюдения над
пациентами, которых она вела в Европе и
Соединенных Штатах, показали поразительные
различия в их личностной динамике, что явилось
подтверждением влияния культурных факторов.
Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что
в основе нарушений функционирования
личности лежат уникальные стили
межличностных отношений.

14. 2.1. Развитие личности

2. 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о
значении детских переживаний для
формирования структуры и
функционирования личности у взрослого
(Horney, 1959).
Однако, Хорни не приняла утверждений
Фрейда о существовании универсальных
психосексуальных стадий.
Согласно ее убеждениям, решающим
фактором в развитии личности являются
социальные отношения между ребенком и
родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две
потребности: потребность в удовлетворении и
потребность в безопасности.
Удовлетворение охватывает все основные
биологические нужды: в пище, сне и т. д.
Главной в развитии ребенка является
потребность в безопасности.
Основополагающий мотив — быть любимым,
желанным и защищенным от опасности или
враждебного мира.
В удовлетворении этой потребности
безопасности ребенок полностью зависит от
своих родителей.
Родители могут фрустрировать потребность ребенка в
безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение,
насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека,
а также оказание явного предпочтения его братьям и
сестрам.
Основным результатом является развитие у ребенка
установки базальной враждебности.
Ребенок зависит от родителей и в то же время испытывает
по отношению к ним чувства обиды и негодования.
Этот конфликт приводит в действие такие защитные
механизмы, как вытеснение.
В результате поведение ребенка, не ощущающего
безопасности в родительской семье, направляется
чувствами беспомощности, страха, любви и вины,
выполняющими роль психологической защиты, цель
которой — подавление враждебных чувств по отношению к
родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).
Подавленные чувства негодования и
враждебности, причиной возникновения
которых являются родители, проявляются во
всех взаимоотношениях ребенка с другими
людьми как в настоящем, так и в будущем.
В подобном случае говорят, что у ребенка
наблюдается базальная тревога, «ощущение
одиночества и беспомощности перед лицом
потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р.
18).
Базальная тревога — это интенсивное и
всепроникающее ощущение отсутствия
безопасности — является одной из
основополагающих концепций Хорни.

18. 2.2. Базальная тревога: этиология неврозов

2.2. БАЗАЛЬНАЯ ТРЕВОГА: ЭТИОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что
тревога является необходимым компонентом
в психике человека.
Она утверждала, что тревога возникает в
результате отсутствия чувства безопасности в
межличностных отношениях.
Выраженная базальная тревога у ребенка
ведет к формированию невроза у взрослого.

19. 2.3. Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

2.3. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: СТРАТЕГИИ
КОМПЕНСАЦИИ БАЗАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ
Чтобы справиться с чувствами недостаточной
безопасности, беспомощности и
враждебности, присущими базальной
тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к
разным защитным стратегиям.
Хорни описала десять таких стратегий,
получивших название невротических
потребностей, или невротических тенденций

20.

Десять невротических потребностей, описанных ХорниДЕСЯТЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ОПИСАННЫХ ХОРНИ
Избыточная
потребность
1.
В
любви
одобрении
Проявления в поведении
и Ненасытное стремление быть любимым и объектом
восхищения со стороны других; повышенная
чувствительность и восприимчивость к критике,
отверганию или недружелюбию
2. В руководящем Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить
партнере
отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви
— убежденность в том, что любовь может решить все
3.
В
ограничениях
4. Во власти
четких Предпочтение такого жизненного стиля, при котором
первостепенное значение имеют ограничения и
установленный
порядок;
нетребовательность,
довольствование малым и подчинение другим
Доминирование и контроль над другими как
самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании Боязнь быть используемым другими или боязнь
других
выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание
предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном Желание быть объектом восхищения со стороны
признании
других; представление о себе формируется в
зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя,
лишенный недостатков и ограничений; потребность в
комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии
Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая
на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности Избегание любых отношений, предполагающих взятие
и независимости
на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от
всех и вся
10. В безупречности и Попытки
быть
морально
непогрешимым
и
неопровержимости
безупречным во всех отношениях; поддержание
впечатления совершенства и добродетели
Хорни утверждала, что эти потребности
присутствуют у всех людей.
Они помогают справляться с чувствами
отверженности, враждебности и
беспомощности, неизбежными в жизни.
Однако невротик, реагируя на различные
ситуации, использует их негибко.
Он принудительно полагается лишь на одну из
всех возможных потребностей.
Здоровый человек, напротив, легко заменяет
одну другой, если этого требуют меняющиеся
обстоятельства.
Например, когда возникает потребность в
любви, здоровый человек пытается ее
удовлетворить. Когда возникает потребность во
власти, он также пытается ее удовлетворить и так
далее.
Невротик, в отличие от здорового, избирает
какую-то одну потребность и использует ее без
разбору во всех социальных взаимодействиях.
«Если он нуждается в любви, то должен получить
ее от друга и врага, от работодателя и
чистильщика обуви».
Потребность имеет характер невротической,
если человек пытается превратить ее
удовлетворение в способ жизни.

24. 2.4. Ориентация на людей, от людей и против людей

2.4. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ, ОТ ЛЮДЕЙ И ПРОТИВ
ЛЮДЕЙ
В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945)
Хорни разделила список из десяти потребностей на
три основные категории.
Каждая из категорий представляет собой стратегию
оптимизации межличностных отношений с целью
достижения чувства безопасности в окружающем
мире.
Иначе говоря, их действие заключается в снижении
тревоги и достижении более или менее приемлемой
жизни.
Кроме того, каждой стратегии сопутствует
определенная основная ориентация в отношениях с
другими людьми.

25. Ориентация на людей: уступчивый тип.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛЮДЕЙ: УСТУПЧИВЫЙ ТИП.
Ориентация на людей предполагает такой стиль
взаимодействия, для которого характерны зависимость,
нерешительность и беспомощность.
Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу,
руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю,
меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались,
любили его, защищали и руководили им.
Такие люди завязывают отношения с единой целью
избежать чувства одиночества, беспомощности или
ненужности.
Однако за их любезностью может скрываться подавленная
потребность вести себя агрессивно.
Хотя и кажется, что такой человек смущается в
присутствии других, держится в тени, под этим поведением
часто скрываются враждебность, злость и ярость.

26. Ориентация от людей: обособленный тип.

ОРИЕНТАЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ: ОБОСОБЛЕННЫЙ ТИП.
Ориентация от людей как стратегия оптимизации
межличностных отношений обнаруживается у тех
индивидуумов, которые придерживаются защитной
установки: «Мне все равно».
Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу,
руководствуются ошибочным убеждением: «Если я
отстранюсь, со мной будет все в порядке».
Для обособленного типа характерна установка никоим
образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном
романе, работе или отдыхе.
В результате они утрачивают истинную
заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным
наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни.
Для этой стратегии характерно стремление к
уединенности, независимости и самодостаточности.

27.

Ориентация против людей: враждебный тип.ОРИЕНТАЦИЯ ПРОТИВ ЛЮДЕЙ: ВРАЖДЕБНЫЙ ТИП.
Ориентация против людей — это такой
стиль поведения, для которого характерно
доминирование, враждебность и
эксплуатация.
Человек, относящийся к враждебному
типу, действует, исходя из иллюзорного
убеждения: «У меня есть власть, никто
меня не тронет».
Враждебный тип придерживается мнения,
что все другие люди агрессивны и что
жизнь — это борьба против всех.
Поэтому любую ситуацию или отношения он
рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?»,
независимо от того, о чем идет речь — деньгах,
престиже, контактах или идеях.
Хорни отмечала, что враждебный тип способен
действовать тактично и дружески, но его поведение в
итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти
над другими.
Все направлено на повышение собственного
престижа, статуса или удовлетворение личных
амбиций.
Таким образом, в данной стратегии выражается
потребность эксплуатировать других, получать
общественное признание и восхищение.

29. 2.5. Психология женщины

2.5. ПСИХОЛОГИЯ ЖЕНЩИНЫ
Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением
Фрейда в отношении женщин.
Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому
женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих
матерей за то, что лишены этого органа.
Она также считала ошибочным мнение Фрейда,
утверждавшего, что женщина неосознанно стремится
родить сына и таким образом символически обрести
пенис.
Хорни выразила протест против подобного унизительного
для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что
мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается
неосознанная ревность мужчин к способности женщин
рожать и кормить детей.
Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ
был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал
идеи психоанализа, были мужчинами»
Оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время
вызвала большую полемику.
Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу
и в конце концов отстранили от этого преимущественно
мужского научного направления.
Однако, будучи первой крупной феминисткой, она
добилась большего, чем просто критика Фрейда.
Она выдвинула свою теорию психологии женщины,
содержащую новый взгляд на различия между мужчинами
и женщинами в контексте социокультурных влияний.
Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто
чувствуют себя неполноценными по сравнению с
мужчинами, потому что их жизнь основывается на
экономической, политической и психосоциальной
зависимости от мужчин.
Исторически сложилось так, что к женщинам относились,
как к существам второго сорта, не признавали равенства
их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они
признавали мужское «превосходство».
Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать
более маскулинными, но не из зависти к пенису.
Она рассматривала «переоценку» женщинами
маскулинности скорее как проявление стремления к
власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может
выражаться проявление желания обладать всеми теми
качествами или привилегиями, которые наша культура
считает маскулинными — такими как сила, смелость,
независимость, успех, сексуальная свобода, право
выбирать партнера».
Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты,
от которых страдают многие женщины в отношениях с
мужчинами, в особенности выделяя контраст между
традиционной женской ролью жены и матери и такой
более либеральной ролью, как выбор карьеры или
достижение других целей.
Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те
невротические потребности, которые мы можем увидеть у
женщин в любовных отношениях с мужчинами.

32. Заключительные комментарии

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ
Теория Хорни почти целиком основана на клинических
наблюдениях.
Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных
отношений, сопровождающееся описанием клинических
случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в
современную теорию личности.
Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к
клиническим проявлениям неврозов, к патологии,
существенно снижает сферу применения ее теории.
В ее размышлениях чувствуется также оптимистический
взгляд на человечество, основанный на убеждении в том,
что у каждого человека есть способности к позитивному
личностному росту.
К сожалению, в литературе, посвященной
экспериментальным исследованиям, не встречается ни
прямых доказательств ее концепций, ни опровержений.

33. Выводы:

ВЫВОДЫ:
Карен Хорни отвергла постулат Фрейда о том, что
физическая анатомия определяет личностные
различия между мужчиной и женщиной. Она
утверждала, что социальные отношения между
ребенком и родителями являются решающим
фактором в развитии личности.
Согласно Хорни, в детстве основными являются
потребности в удовлетворении и безопасности.
Если поведение родителей не способствует
удовлетворению потребности ребенка в безопасности,
это приводит к базальной враждебности, а та, в свою
очередь, ведет к базальной тревоге.
Базальная тревога — ощущение беспомощности во
враждебном мире — является основой невроза.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые
люди используют с целью совладания с недостатком
безопасности и беспомощностью, порожденными базальной
тревогой.
В отличие от здоровых людей, невротики, реагируя на
различные ситуации, опираются только на одну потребность.
Впоследствии Хорни объединила невротические потребности
в три основные стратегии межличностного поведения:
ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У
невротической личности обычно преобладает одна из них.
Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти
женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о
том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за
способности последних рожать и кормить детей.
Она также считала, что женщины могут испытывать чувство
неполноценности вследствие своей экономической,
политической и психологической зависимости от мужчин.
Хорни уделяла особое внимание социокультурным
влияниям, особенно мужскому доминированию и
дискриминации женщин, в объяснении развития личности
женщины.

Социальный и культурный психоанализ Хорни «Расширение возможностей сообщества Health

Быстрый обзор:

Гиперкомпетитивность : Основная форма нейротической конкурентоспособности

  • Гиперкомпетитивность : . чувствовать превосходство
  • Гиперконкурентные родители склонны плохо относиться к своим детям, что приводит к неврозам

Признаки гиперконкурентоспособности

  • Враждебный
  • Догматик
  • Высокомерный
  • Агрессивный
  • Насмешливый по отношению к другим

Гиперконкуренты:

  • Характеризуются первичной психопатией: агрессивностью, черствостью и отсутствием раскаяния
  • Не характеризуется вторичной психопатией: чрезмерной виной; отсутствие ясности в отношении целей

Гиперконкурентоспособность и успехи в учебе; по какой цене?

  • Лежа
  • Обман
  • Плагиат

Избегание конкуренции: необходимость сдерживать безжалостное честолюбие и чрезмерное соревновательное стремление из-за крайнего страха потерять любовь и одобрение других из-за успеха или неудачи в конкуренции

  • Избегание конкуренции:
    • – Уменьшить свои шансы на успех, принижая себя
    • – Чувствовать себя смущенным или униженным соревновательным поражением
    • – Участвовать в самоуничижение: приведение правдоподобных оправданий за плохую работу, чтобы защитить свою самооценку

Конкурентоспособность личного развития: Психологически здоровая конкуренция

Конкурентоспособность личного развития: отношение, при котором основное внимание уделяется не результату (т. задача

  • Люди больше озабочены самопознанием, самосовершенствованием и выполнением задач, чем сравнением с другими

Конкуренты в личном развитии сильно хотят побеждать и быть успешными, но не за счет других людей

Этиология неврозов в семье

Отношение и поведение гиперконкурентных родителей, вызывающие нарушение отношений:

  • –Прямое или косвенное господство
  • – Безразличие и неустойчивое поведение
  • – Отсутствие уважения к индивидуальным потребностям и реальному руководству
  • – Пренебрежительное отношение
  • –Отсутствие надежного тепла
  • – Необходимость принимать чью-либо сторону в родительских разногласиях
  • –Изоляция от других детей
  • – Несправедливость и дискриминация
  • – невыполненные обещания и враждебная атмосфера

Плохое обращение со стороны родителей вызывает базовую тревогу: человек чувствует себя изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире, что приводит к неврозу

Использование невротических стратегий для преодоления чувства базовой тревоги

  • Невротическая потребность в любви и одобрении
  • Невротическая потребность в партнере, чтобы контролировать свою жизнь
  • Невротическая потребность ограничить свою деятельность
  • Невротическая потребность во власти
  • Невротическая потребность эксплуатировать других
  • Невротическая потребность в общественном признании и престиже
  • Невротическая потребность в личном восхищении
  • Невротическое стремление к личным достижениям
  • Невротическая потребность в самодостаточности и независимости
  • Невротическая потребность в совершенстве и неприступности

Три основные невротические тенденции

Хорни упростил 10 невротических стратегий до трех основных невротических тенденций ; такие люди движутся к людям, тенденция, которая защищает их от основной тревоги путем самоуничижения и уничтожения

  • Агрессивный тип: индивидуумы, которые защищают себя от чувства незащищенности, эксплуатируя других, чтобы чувствовать свое превосходство; такие люди приспосабливаются, выступая против людей, тенденция, которая стремится контролировать основную тревогу посредством доминирования и эксплуатации других
  • Отстраненный тип: индивидуумов, которые защищают себя, постоянно избегая других; такие люди удаляются от людей, тенденция, которая защищает человека от базовой тревоги полной отстраненностью и крайней самодостаточностью
  • Основной конфликт при неврозе

    У невротиков преобладает одна тенденция (уступчивая, агрессивная или отстраненная)

    • Удовлетворение связанных потребностей преследуется неустанно и бесконечно
    • Две другие тенденции и связанные с ними потребности подавляются

    Основной конфликт при неврозе: беспорядок, возникающий внутри невротиков из-за того, что три основные тенденции несовместимы друг с другом

    Развитие личности

    Критика Фрейда Хорни

    • Сексуальные и агрессивные стремления НЕ важнее окружающей среды
    • Важный опыт в формировании характера НЕ
      в первую очередь сексуальный по своей природе
    • Во взрослом возрасте люди НЕ обречены на компульсивное повторение способов поведения, усвоенных в детстве

    Действительно ли женщины хотят быть мужчинами?

    • Зависть к пенису НЕ комплекс кастрации, а скорее оправданная зависть к качествам, связанным с мужественностью в нашей культуре

    Гуманистический взгляд Хорни на развитие

    Гуманистический взгляд на развитие: каждый человек особенный и обладает уникальным набором потенциалов, которые будут процветать под мудрым родительским руководством рост внутри каждого человека

    Отчуждение и идеализированное Я

    • Идеализированное Я: защитная идентификация невротиков с их идеализированными образами

    Тирания долженствований: моральные императивы, заставляющие невротиков принимать от себя не что иное, как совершенство

    • сам неизбежно терпит неудачу

    Экстернализация: попытка сохранить неповрежденной идеализированную самость

    • Экстернализация: склонность невротиков воспринимать внутренние процессы так, как если бы они происходили вне их самости, и возлагать ответственность за свои трудности на внешние факторы

    Включает проекцию: склонность приписывать собственные неудачи и недостатки другим

    Вспомогательные подходы к искусственной гармонии

    • Семь защит, используемых невротиками для сохранения неповрежденной идеализированной самости
      • Слепые пятна: болезненные переживания отрицаются или игнорируются, потому что они расходятся с идеализированным Я
      • Компартментализация: ослабление напряженности путем разделения убеждений и действий
      • Рационализация: человек избавляется от беспокойства, предлагая правдоподобные, но неточные оправдания своего поведения
      • Чрезмерный контроль: человек проявляет силу воли, чтобы держать эмоциональные импульсы под контролем
      • Произвольная правота: убежденность в том, что всегда прав
      • Неуловимость: человек отказывается занимать позицию по какому-либо вопросу, чтобы его или ее никогда нельзя было доказать неправотой и критиковать или высмеивать другие
      • Цинизм: человек утверждает, что ни во что не верит, чтобы его или ее не могли обидеть или разочаровать другие

    Методы оценки

    Свободная ассоциация

    • Интерпретация, отличная от Фрейда

    Анализ сновидений

    • Интерпретация, отличная от фрейдовской

    Отношения между аналитиком и пациентом

    • Больше честности с пациентами
    • Активный и директивный в предложениях

    Значение теории для терапии

    • Невротики отчуждены от самих себя и от других
    • Невротики могут реализовать свой потенциал только тогда, когда они способны отказаться от своих иллюзий о себе и своих иллюзорных целях
    • Самопознание должно быть интеллектуальным и эмоциональным, чтобы способствовать изменениям
    • Цель состоит в том, чтобы начать обретать внутреннюю уверенность, которая исходит из чувства принадлежности через активное и бескорыстное участие

    Оценочные комментарии

    • Полнота: ограниченный охват
    • Прецизионность и проверяемость: не очень точные и их очень трудно адекватно проверить
    • Бережливость: соответственно сложный
    • Эмпирическая валидность: небольшой предварительный исследовательский интерес; новый инструмент разработки генерирует больше тестов
    • Эвристическая ценность: крупных вкладов в развитие движения гуманистической психологии
    • Прикладная ценность: имеет высокую прикладную ценность для когнитивно-поведенческой терапии

    Ссылки
    Bernstein, D. A. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.
    Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
    Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.
    Рикман, Р. М. (2013). Теории личности (10-е изд.). Мейсон, Огайо: Cengage Learning.

    Нравится:

    Нравится Загрузка…

    Теория личности Карен Хорни

    • Автор сообщения: