Социокультурная теория личности карен хорни кратко: Карен Хорни: Социокультурная теория личности

43. Социокультурная теория личности к.Хорни: основные положения

Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Для детства характерны две потребности:

потребность в удовлетворении (охватывает все основные биологические нужды)

потребность в безопасности (любовь и тепло в отношении к ребенку). Результатом дурного обращения со стороны родителей является развитие установки базальной враждебности.

Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности.

Все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. Если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.

Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Десять невротических потребностей

Избыточная потребность

Проявления в поведении

1. В любви и одобрении

Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию

2. В руководящем партнере

Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все

3. В четких ограничениях

Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим

4. Во власти

Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости

5. В эксплуатировании других

Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их

6. В общественном признании

Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса

7. В восхищении собой

Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих

8. В честолюбии

Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи

9. В самодостаточности и независимости

Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся

10. В безупречности и неопровержимости

Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Лекция 23. Социокультурная теория личности к. Хорни.

Вопросы лекции:

  1. Развитие личности

  2. Этиология невроза.

  3. Невротические потребности и ориентации.

  4. Базальный конфликт.

Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие развитие ребенка. Как и В. Райх, Хорни во многом расходилась с точкой зрения ортодоксального психоанализа на проблемы психического развития человека; как и Райх, за свои расхождения она была подвергнута осуждению со стороны психоаналитического сообщества (дисквалифицирована как инструктор по психоанализу в 1941 г.). Дисквалификация не смогла помешать Хорни далее развивать свою теорию. Она основала Американский институт психоанализа и была его первым деканом вплоть до своей смерти.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда относительно психологии женщины, особенно его утверждение о том, что ведущим фактором женского психологического развития является зависть к пенису. Во-вторых, ее общение с рядом выдающихся психологов и антропологов (Э. Фромм, М. Мид, Г.С. Салливан) привело ее к мысли, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида. Клинические наблюдения за пациентами, которых она вела в Европе и Америке, показали значительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов на развитие личности. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно решающей роли детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности взрослого. Однако относительно специфики формирования личности их мнения расходились. Хорни не принимала утверждение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальность ребенка диктует особую направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и его родителями.

Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение подразумевает все биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хорни признавала, что удовлетворение этой основной потребности играет важную роль в обеспечении физического выживания ребенка; однако, она считала, что ведущую роль в формировании личности играет другая основная потребность – в безопасности. Потребность в безопасности подразумевает стремление быть любимым, желанным и защищенным от опасностей окружающего мира. В удовлетворении этой потребности (впрочем, как и в удовлетворении первой основной потребности) ребенок полностью зависит от родителей.

Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношениях к своему ребенку, то они удовлетворяют его потребность в безопасности. Это способствует формированию здоровой личности. Наоборот, если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, возможно патологическое развитие личности.

Неудовлетворение потребности в безопасности приводит к возникновению у ребенка чувства обиды и гнева по отношению к родителям (базальной враждебности). Это чувство вступает в конфликт с детской зависимостью о родителей. В результате этого конфликта негативные чувства вытесняются. Но и будучи вытесненной, базальная враждебность оказывает влияние на психику ребенка, наполняя ее ощущениями беспомощности, страха, любви и вины. Данный комплекс чувств получил название базальной тревоги (ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира).

Этиология невроза. В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым психическим состоянием. Она считала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. По мнению Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого человека. Чтобы справиться с ощущением недостаточной безопасности, беспомощности и страха перед окружающим миром, ребенок прибегает к различным защитным стратегиям. Выраженные в поведении, эти стратегии “ориентируют” человека на достижение, “приобретение” чего- либо, поэтому для их описания Хорни еще использовала термин невротические потребности. Хорни описала 10 таких стратегий/невротических потребностей.

  1. Потребность в любви и одобрении проявляется в постоянном неутолимом желании быть любимым и получать восхищение со стороны окружающих. Связана с повышенной чувствительностью и восприимчивостью к критике, которая может расцениваться как отвергание и проявление недружелюбия.

  2. Потребность в руководстве выражается в чрезмерной зависимости от других людей и боязни отказа (в близких отношениях) или одиночества. Связана с переоценкой любви и убежденностью в том, что любовь может решить все проблемы.

  3. Потребность в ограничениях выражается в предпочтении четких указаний и ограничений, переоценке роли порядка в жизни. Связана с нетребовательностью по отношению к условиям жизни, довольствованием малым, стремлением подчиняться.

  4. Потребность во власти выражается через доминирование и стремление контролировать действия окружающих как самоцель; презрение к человеческим слабостям.

  5. Потребность в эксплуатировании других выражается в боязни быть используемым другими или боязни выглядеть глупо в их глазах. При этом в отличие от случаев “нормы”, не наблюдается попыток изменить себя или ситуацию.

  6. Потребность в общественном признании выражается в желании быть объектом восхищения других людей; самооценка чрезмерно зависима от социального статуса.

  7. Потребность в восхищении собой выражается в стремлении создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений. Связана с потребностью в комплиментах и лести со стороны окружающих.

  8. Потребность в честолюбии выражается в сильном стремлении быть самым лучшим, невзирая на последствия; связана со страхом неудачи.

  9. Потребность в самодостаточности и независимости выражается в избегании любых отношений, предполагающих какие-либо обязательства, дистанцировании от людей.

  10. Потребность в безупречности и неопровержимости выражается в постоянных попытках быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях, стремлении поддерживать впечатление непогрешимости и совершенства.

Хорни считает, что эти стратегии присутствуют у всех людей. Они помогают нам справляться с неизбежными в жизни огорчениями и разочарованиями, чувствами враждебности и отверженности и беспомощности. Но, если здоровый человек легко заменяет одну стратегию на другую в изменившейся ситуации, то невротик стремится реализовать лишь одну из имеющихся стратегий, причем во всех возникающих социальных ситуациях. То есть, мы можем сказать, что стратегия/потребность имеет невротический характер, если личность превращает ее удовлетворение в образ жизни.

Хорни разделила данный список потребностей на три более общие категории. Каждая из этих категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений; каждая направлена на снижение чувства тревоги достижение чувства безопасности. Каждой стратегии соответствует определенная ориентация в отношениях с людьми.

  1. Ориентация на людей (уступчивый тип) предполагает зависимость, нерешительность и беспомощность как стиль взаимоотношений. Такому человеку необходимо, чтобы в нем нуждались, любили, защищали и руководили им. Цель отношений, в которые они вступают – избежать чувства одиночества и ненужности. Однако под маской любезности и зависимости могут скрываться подавленная враждебность, стремление вести себя агрессивно.

  2. Ориентация от людей (обособленный тип) характеризуется отсутствием заинтересованности в людях, отстраненностью, избеганием тесных межличностных отношений. Для таких людей характерны стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

  3. Ориентация против людей (враждебный тип) это такой стиль поведения, для которого характерны доминирование, враждебность к другим людям и стремление их эксплуатировать. Жизнь при этом рассматривается как борьба всех против всех. Все поведение направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций.

Как и невротические потребности, данные межличностные ориентации в различной степени использует каждый человек в различных жизненных ситуациях. Однако, как и в предыдущем случае, здоровый человек способен гибко менять ориентации сообразно меняющимся обстоятельствам и в зависимости от своих целей. Невротик не может сделать адекватный ситуации выбор и стремится использовать только одну из имеющихся ориентаций. Более того, и у здорового человека, и у невротика эти ориентации находятся в противоречии между собой. Однако у здоровых это противоречие не несет такого эмоционального заряда, как у невротиков, благодаря гибкому использованию всех трех ориентаций. У невротиков оно становится основой базального конфликта.

Базальный конфликт. Базальный конфликт невротика заключается в противоречиях в отношениях, которые у него складываются с другими людьми. Порождается этот конфликт несовместимыми типами ориентаций, составляющих ядро невроза. Напомню, ориентации невротика негибки, не соответствуют изменяющейся ситуации; одна из ориентаций регулярно используется, остальные подавляются.

Человек пытается преодолеть этот конфликт, используя различные пути. Во-первых, он может подавлять определенные стороны своей личности, актуализируя противоположные подавляемым черты. Во-вторых, человек может создать такую дистанцию между собой и другими людьми, которая не даст возникнуть конфликту. В-третьих, человек может создать идеализированный образ самого себя, который будет восприниматься как реальное “Я”. Идеализированный образ придает реальную уверенность в себе и реальную гордость. Следующий вариант избежания базального конфликта – экстернализация его (восприятие внутренних процессов, как если бы они имели место вне человека), проекция собственных недостатков, перенесение ответственности за отношения на других людей. Другие варианты избегания конфликта – избирательная “слепота” в отношении наиболее явных противоречий, фрагментация жизни на отдельные части, строжайший самоконтроль и т.д.

Последствиями неразрешенных базальных конфликтов могут быть страхи. Один из наиболее распространенных – страх разрушения защитных образований (боязнь умопомешательства, гибели и т.п.). Другие виды страхов, связанные с базальным конфликтом, — страх разоблачения (защитных уловок), страх собственных изменений и т.д. Страхи образуют препятствия на пути разрешения базального конфликта и интеграции личности, поэтому при лечении неврозов, считала Хорни, обязательна работа со страхами пациента.

Еще одно следствие неразрешенного базального конфликта – “обеднение личности”. Хорни подразумевала под этим термином ощущения слабости, нерешительности, опустошенности, внутреннее напряжение, отчуждение от собственного “Я” и т.п. Это приводит пациента к уменьшению искренности и возрастанию эгоцентризма.

Карен Хорни «Психоаналитическая социальная теория: ключевые концепции»

Карен Хорни была немецким психоаналитиком, хорошо известным своей новаторской работой в области психоаналитической социальной теории. Ее работа бросила вызов традиционной психоаналитической теории Фрейда, которая подчеркивала важность бессознательного и роль сексуальности в человеческом поведении. Вместо этого теория Хорни подчеркивала важность социальных и культурных факторов в формировании личности и поведения человека. В этом эссе мы рассмотрим психоаналитическую социальную теорию Карен Хорни, включая ее ключевые концепции, критические замечания и вклад в область психологии.

Одним из центральных понятий психоаналитической социальной теории Хорни является идея невроза. Согласно Хорни, невроз — это психологическое состояние, которое возникает, когда человек не может удовлетворить свои основные потребности в безопасности, любви и самоуважении. Это может привести к ряду симптомов, включая тревогу, депрессию и чувство неполноценности. Хорни считал, что невроз был не просто результатом неразрешенных конфликтов в бессознательном, а скорее реакцией на социальное и культурное давление, с которым люди сталкиваются в своей повседневной жизни.

Хорни выделил несколько различных типов невроза, в том числе уступчивый тип, агрессивный тип и отстраненный тип. Уступчивый тип характеризуется сильной потребностью угождать другим, часто в ущерб собственным потребностям и желаниям. Агрессивный тип характеризуется потребностью доминировать и контролировать других, часто посредством агрессивного или манипулятивного поведения. Отстраненный тип характеризуется тенденцией отстраняться от социальных взаимодействий и избегать эмоциональных связей с другими людьми.

Еще одним ключевым понятием психоаналитической социальной теории Хорни является представление о «реальном я» и «идеальном я». Согласно Хорни, настоящее «я» — это истинная природа человека, которая часто затемняется социальными ожиданиями и культурными нормами. С другой стороны, идеальное «я» — это версия самого себя, которой человек стремится быть на основе общественных идеалов и культурных норм. Хорни считал, что когда существует большое несоответствие между реальным «я» и идеальным «я», это может привести к чувству беспокойства и ощущению неадекватности.

Хорни также подчеркнул важность культурных и социальных факторов в формировании индивидуального поведения и личности. Она считала, что социальные ожидания и культурные нормы могут оказывать значительное давление на людей, приводя к чувству неполноценности и неадекватности. Например, Хорни утверждал, что идеал «идеальной женщины» в западной культуре, который подчеркивал физическую красоту и покорное поведение, мог привести к чувству незащищенности и низкой самооценке у женщин, которые не соответствовали этому идеалу.

Психоаналитическая социальная теория Хорни получила высокую оценку и критику со стороны психологов и ученых. Одна из критических замечаний в адрес ее теории заключается в том, что в ней недостаточно внимания уделяется важности бессознательного и роли раннего детского опыта в формировании личности. Кроме того, некоторые ученые утверждают, что акцент Хорни на культурных и социальных факторах в формировании личности является слишком детерминированным и не оставляет достаточно места для индивидуальной свободы действий и свободы воли.

Карен Хорни | Немецкий психоаналитик

Карен Хорни

См. все медиа

Дата рождения:
16 сентября 1885 г. Гамбург Германия
Умер:
4 декабря 1952 г. (67 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
Известные работы:
«Новые пути в психоанализе» «Невротическая личность нашего времени»
Предметы изучения:
беспокойство расстройство личности утробная зависть личность

Посмотреть весь связанный контент →

Карен Хорни , урожденная Карен Даниэльсен , (род. 16 сентября 1885 г., Бланкенезе, недалеко от Гамбурга, Германия — умерла 4 декабря 1952 г., Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), немец прирожденный американский психоаналитик, который, отступив от некоторых основных принципов Зигмунда Фрейда, предложил экологическую и социальную основу личности и ее расстройств.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда Britannica 1926 года о психоанализе.)

Карен Даниэльсен изучала медицину в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, получив степень доктора медицины в последнем в 1911 году. (В 1909 году она вышла замуж за Оскара Хорни, адвокат, с которым она рассталась в 1926 году и развелась в 1937 году.) После периода медицинской практики она заинтересовалась психоанализом, а с 1913 по 1915 год она изучала и вошла в психоанализ у Карла Абрахама, близкого соратника и ученика Зигмунда Фрейда. . с 19С 15 по 1920 г. она занималась клинической и амбулаторной психиатрической работой в связи с берлинскими больницами, а в 1920 г. она присоединилась к преподавательскому составу только что основанного Берлинского психоаналитического института.

Хотя она в основном придерживалась очертаний теории Фрейда, Хорни рано начала не соглашаться с взглядом Фрейда на женскую психологию, которую он рассматривал как ответвление мужской психологии. На нее не повлиял благоговейный трепет, который удерживал многих ранних фрейдистов перед принятыми догмами, она решительно отвергала такие понятия, как зависть к пенису, и другие проявления мужской предвзятости в психоаналитической теории. Вместо этого она утверждала, что источник многих женских психических расстройств находится в той самой культуре, в которой доминируют мужчины, которая породила теорию Фрейда. Она представила концепцию зависти к матке, предполагая, что мужская зависть к беременности, кормлению грудью и материнству — к главной роли женщин в создании и поддержании жизни — побуждала мужчин заявлять о своем превосходстве в других областях.

В 1932 году Хорни уехал в Соединенные Штаты, чтобы стать заместителем директора Института психоанализа в Чикаго. Она переехала в Нью-Йорк в 1934 году, чтобы вернуться к частной практике и преподавать в Новой школе социальных исследований. Там она написала свои основные теоретические работы, Невротическая личность нашего времени (1937) и Новые пути в психоанализе (1939), в которых она утверждала, что условия окружающей среды и социальные условия, а не инстинктивные или биологические побуждения, описанные Фрейдом , во многом определяют индивидуальность личности и являются главными причинами неврозов и расстройств личности. В частности, Хорни возражала против представлений Фрейда о либидо, влечении к смерти и эдиповом комплексе, которые, по ее мнению, могли бы более адекватно объясняться культурными и социальными условиями. Она считала, что первичным условием, ответственным за более позднее развитие невроза, было переживание младенцем основной тревоги, при которой ребенок чувствовал себя «изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире». Различные стратегии, которые ребенок применяет, чтобы справиться с этим беспокойством, могут в конечном итоге превратиться в постоянные и иррациональные потребности, вызывающие как невроз, так и расстройство личности.

Многие идеи Хорни, основанные на ее обширном клиническом опыте, были воплощены в новый подход к психоаналитической терапии. Она стремилась помочь пациентам определить конкретную причину нынешних тревог, полагая, что для целей психоанализа так же важно иметь дело с реальными, текущими проблемами, как и реконструкция детских эмоциональных состояний и фантазий. Во многих случаях она предполагала, что пациент может даже научиться психоанализу самого себя.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Ее отказ придерживаться строгой теории Фрейда стал причиной исключения Хорни из Нью-Йоркского психоаналитического института в 1941 году, что дало ей возможность организовать новую группу, Ассоциацию развития психоанализа, и связанный с ней учебный центр, Американский Институт психоанализа. Хорни основала американский журнал психоанализа под номером и была его редактором до своей смерти в 1919 году.52. Она также продолжала писать, далее излагая свои взгляды на то, что неврозы были вызваны нарушениями межличностных отношений в Наши внутренние конфликты (1945) и Неврозы и человеческий рост (1950).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts