Карен Хорни: социокультурная теория личности
Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.
Биографический очерк
Карен Хорни (Karen Horney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, неподалеку от Гамбурга в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко верующим человеком, убежденным в превосходстве мужчин над женщинами. Ее мать, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина была на 18 лет моложе своего мужа. Большую часть детства и отрочества Хорни мучили сомнения в своих достоинствах, усугублявшиеся ощущением внешней непривлекательности. Чувство своей малоценности она компенсировала, став превосходной студенткой. Позднее она призналась: «Поскольку я не могла стать красавицей, я решила стать умной» (Rubins, 1978, р. 14).
В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Там она встретила Оскара Хорни, студента-политолога, и вышла за него замуж в 1910 году. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Почти все это время Хорни страдала от тяжелых приступов депрессии и однажды, как сообщают ее биографы, была спасена мужем при попытке самоубийства (Rubins, 1978).
К 1926 году брак Хорни начал разрушаться по мере того, как росла лавина ее личных проблем. Скоропостижная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение одного года, растущие сомнения в ценности психоанализа – все это привело ее к совершенно подавленному состоянию. Тем не менее, после развода с мужем в 1927 году она начала делать успешную карьеру как психиатр. Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была очень увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.
В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в Соединенные Штаты. Она была принята на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фрейда вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 1941 году. Вскоре после этого она основала Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти от рака в 1952 году.
Социокультурная теория: основные концепции и принципы
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности
Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого (Horney, 1959). Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что половая анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам (Horney, 1945). Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить (Horney, 1950, р. 18).
К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира» (Horney, 1950, р. 18). Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.
Базальная тревога: этиология неврозов
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций (Horney, 1942). Они представлены в следующей таблице:
Избыточная потребность | Проявления в поведении |
---|---|
1. В любви и одобрении | Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию. |
2. В руководящем партнере | Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все. |
3. В четких ограничениях | Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим. |
4. Во власти | Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости. |
5. В эксплуатировании других | Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их. |
6. В общественном признании | Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса. |
7. В восхищении собой | Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих. |
8. В честолюбии | Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи. |
9. В самодостаточности и независимости | Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся. |
10. В безупречности и неопровержимости | Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели. |
Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви» (Horney, 1942, р. 39). Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.
Ориентация на людей, от людей и против людей
В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут» (Horney, 1937, р. 97).
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке» (Horney, 1937, р. 99).
Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет» (Horney, 1973, р. 98).
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.
Психология женщины
Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин (Horney, 1926). Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами» (Horney, 1926/1967, р. 54). Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.
Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.
«В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными – такими как сила, смелость, независимость, успех, половая свобода, право выбирать партнера» (Horney, 1939, р. 108).
Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей (Horney, 1926/1967). Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.
Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением (Westkott, 1986). Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.
Заключительные комментарии
Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов. В ее размышлениях чувствуется также оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности к позитивному личностному росту.
К сожалению, в литературе, посвященной экспериментальным исследованиям, не встречается ни прямых доказательств ее концепций, ни опровержений. Но, несмотря на это, ее теоретические и клинические идеи имеют огромный отклик. Она много писала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги пользуются сегодня большой популярностью. Таким образом, подход Хорни к личности представляет не только исторический интерес.
1922 — Feminine Psychology / Женская психология
1937 — The Neurotic Personality of our Time / Невротическая личность нашего времени
1939 — New Ways in Psychoanalysis / Новые пути в психоанализе
1942 — Self-analysis / Самоанализ
1945 — Our Inner Conflicts / Наши внутренние конфликты
1950 — Neurosis and Human Growth / Невроз и личностный рост
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
Не согласна с Фрейдом: в решающей роли анатомии в обусловливании психических различий между муж и жен; не признает сущ-е психосексуальных стадий. Отрицала наличие у жен зависти к пенису. В основе нарушений функционирования личности – уникальные стили межличностных отношений. Решающий фактор в развитии личности – соц отношения между ребенком и родителями. В детстве основные потребности: удовлетворение и безопасность, если их не насытить – базальная враждебность – базальная тревога – невроз. Защитные стратегии (невротические потребности): любовь и одобрение; руководящий партнер; четкие ограничения; власть; эксплуатация других; общественное признание; восхищение собой; честолюбие; самодостаточность и независимость; безупречность и неопровержимость. Межличностные стратегии: ориентация на людей (уступчивый тип), от людей (обособленный), против (враждебный). Предложила версию: зависть мужчин к женщинам из-за способности рожать и кормить детей.
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Развитие личности
Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить .
К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем.
В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности — является одной из основополагающих концепций Хорни.Базальная тревога: этиология неврозов
В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого.
Согласно Хорни, базальная тревога развивается на основе чувства одиночества, беспомощности и заброшенности во враждебном окружении.
Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл. 5-3 вместе с соответствующими стилями поведения.
Таблица Десять невротических потребностей, описанных Хорни
Избыточная потребность |
Проявления в поведении |
1. В любви и одобрении Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы |
Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию |
2. В руководящем партнере |
Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви — убежденность в том, что любовь может решить все |
3. В четких ограничениях |
Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим |
4. Во власти |
Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости |
5. В эксплуатировании других |
Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их |
6. В общественном признании |
Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса |
7. В восхищении собой |
Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих |
8. В честолюбии |
Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи |
9. В самодостаточности и независимости |
Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся |
10. В безупречности и неопровержимости |
Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели |
Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.
Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. «Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и чистильщика обуви». Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни.Типы личности по Хорни: основные положения
Ориентация на людей, от людей и против людей
Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире.
Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут».
Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям — они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.
Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей —характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь — это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции: «Что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь — деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.
Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет.
В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства — стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личной наоборот — поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка ба-зальной тревоги — ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, к-рые получили название невротич. потребностей, или невротич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.
Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из к-рых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 250 руб
Контрольная работа
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 250 руб
Курсовая работа
Социокультурная теория личности (Карен Хорни).
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Теория личности Хорни
19. 07.2012
Теория личности Хорни внесла не малый вклад в развитие психологии личности, в рамках данной теории было впервые введено понятие образ Я, ставшее одним из краеугольных камней современной науки. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, но человек может изменяться и продолжать свое формирование в течение жизни. Эта возможность изменения приводит и к тому, что не существует фатальной обреченности к неврозу, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах и, прежде всего, в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).
Теория личности Хорни исходит из того, что доминирующими в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, но бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни пишет, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.
Хорни считает, что причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека, подавляющая личность ребенка, враждебная атмосфера или дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом такие противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяла два вида тревоги — физиологическую и психологическую.
Физиологическая связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не покормят и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования. Однако со временем, в том случае если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство уходит. Если же его потребности не удовлетворяются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека.
Однако если избавление от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги является более сложным процессом, так как оно связано с развитием адекватности образа Я. Введение понятия образа Я является одним из важнейших открытий Хорни.
Хорни считала, что существует несколько образов Я: Я-реальное, Я-идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три образа Я должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если Я-идеальное отличается от Я-реального, человек не может к себе хорошо относиться и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность в себе у человека, т. е. является основой его невротизации. К неврозу ведет и несовпадение Я-реального и образа Я в глазах других людей, причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким образом, становится ясно, что и пренебрежение, негативное отношение к человеку, так же как и чрезмерное восхищение им, ведут к развитию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с реальным образом Я.
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой писал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности — Ид и Супер-Эго, а с точки зрения Хорни, психологическая защита направлена на преодоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. привести в соответствие два образа Я. Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.
Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).
При развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его образа Я. Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы, т.е. человек, добившись признания или восхищения от других, старается получить все больше и больше похвал и признаний, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть, без общения. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза.
Развитие защиты в виде ухода, стремления «от людей» дает возможность человеку игнорировать мнения окружающих, оставшись наедине со своим образом Я. Однако и в этом случае развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность быть совершенным и неуязвимым. Разочаровавшись в возможности завязать теплые отношения с окружающими, такой человек старается быть незаметным и не зависимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным. Такой подход приводит человека к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается и также может служить основой развития невроза.
Попытка преодолеть тревогу, навязав свой образ Я силой другим людям, также не оканчивается успехом, так как в этом случае у человека развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Те знаки внимания, уважения и покорности, которые они принимают от окружающих, кажутся им все более недостаточными, и в своей тревоге этим людям надо все больше власти и доминирования, которые бы служили доказательством их адекватности.
Функция психотерапии, в теории личности Хорни, помочь человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Надо отметить, что подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии, что и признается большинством исследователей так же как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
Ключевые слова: Хорни, Личность
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме |
---|
Социальная общность и личность Ритерман Т.П., Социология |
Формирование и развитие личности Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Связь мышления с логикой, практической деятельностью и личностью Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Содержание психологических свойств и качеств личности как объекта познания Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2017. — 94 с. |
Зрелость личности Слотин Т. В., Психология личности |
Последствия внутриличностных конфликтов Анцупов А.Я., Конфликтология |
Типы конфликтных личностей Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Положительное влияние зависти на личность Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014 |
Карен Хорни: Психоаналитическая социальная теория
Хорни: Психоаналитическая социальная теория
Обзор психоаналитической социальной теории Психоаналитическая социальная теория Карен Хорни (произносится «роговой глаз») был построен на предположении, что социальные и культурные условия, особенно детские переживания, во многом ответственны за формирование личности. Люди, у которых нет потребности в любви и привязанности удовлетворение в детстве, развитие базовой враждебности по отношению к своим родителям и, как следствие, страдают от основная тревога . Хорни предположил, что люди борются с базовой тревогой, принимая один из трех основных стилей в отношении других: (1) движение навстречу людям, (2) движение против людей или (3) удаляясь от людей. Нормальные люди могут использовать любой из этих способов отношения к другим людям, но невротики вынуждены жестко полагаться только на один. Их компульсивное поведение порождает основной интрапсихический конфликт , который может принимать форму либо идеализированного образа себя, либо ненависти к себе. идеализированный образ себя выражается как (1) невротический поиск славы, (2) невротические притязания или (3) невротическая гордость. Ненависть к себе выражается либо презрение к себе или отчуждение от себя.
Введение в психоаналитическую социальную теорию Хорни и Фрейд Сравнение Несмотря на все большую критику Фрейда, Хорни продолжал признавать его проницательные идеи. Ее главная ссора с Фрейдом была не столько точность его наблюдений, сколько достоверность его интерпретации. В общих чертах она считала, что объяснения Фрейда приводят к пессимистическая концепция человечества, основанная на врожденных инстинктах и стагнации личности. Напротив, ее взгляд на человечество оптимистичен и сосредоточены на культурных силах, которые поддаются изменению (Хорни, 1950). Влияние культуры Важность детских переживаний
Базовая враждебность и базовая тревога Множество неблагоприятных воздействий может помешать этим благоприятные условия. Основным среди них является неспособность родителей или нежелание любить своего ребенка. Из-за собственных невротических потребностей родители часто доминируют, пренебрегают, чрезмерно защищают, отвергают или балуют. Если родители не удовлетворить потребности ребенка в безопасности и удовлетворении, ребенок развивается чувства базовой неприязни к родителям. Однако дети редко открыто выражать эту враждебность как ярость; вместо этого они подавляют свою враждебность по отношению к своим родителям и не осознают этого. Подавленная враждебность тогда приводит к глубокому чувству неуверенности и смутному чувству опасения. Это состояние называется базовой тревогой, которую Хорни (1950) определяли как «чувство изолированности и беспомощности в этом мире». воспринимается как потенциально враждебное». Хорни (1937, стр. 75) считал, что базовая враждебность и базовая тревога «неразрывно переплетены». Враждебные импульсы являются основным источником базовой тревожности, но базовая тревожность может также способствовать чувству враждебность. Хотя позже она изменила свой список защит от основных тревога, Хорни (1937) первоначально определил четыре основных способа, которыми люди защитить себя от ощущения одиночества в потенциально враждебной Мир. Первая — это привязанность, стратегия, которая не всегда приводит к настоящая любовь. В поисках привязанности некоторые люди могут попытаться купить любовь с скромной уступчивостью, материальными благами или сексуальными услугами. Второе защитное устройство покорность. Невротики могут подчиняться либо людям, либо институтам, таким как организации или религии. Невротики, подчиняющиеся другому человеку, часто так и поступают. для того, чтобы завоевать симпатию. Невротики также могут пытаться защитить себя, стремление к власти, престижу или обладанию. Сила — защита от реальную или воображаемую враждебность других и принимает форму склонности доминировать над другими; престиж является защитой от унижения и выражается как склонность унижать других; владение действует как буфер против нужды и бедности и проявляется как склонность лишать других. Четвертый защитный механизм отвод. Невротики часто защищают себя от базовой тревожности, либо развивая независимость от других или эмоциональная отстраненность от них. По психологически замкнутые, невротики чувствуют, что другие не могут причинить им вреда. люди.
Компульсивные влечения Невротические потребности 1. Невротическая потребность в любви и одобрение. В поисках привязанности и одобрения, невротики без разбора пытаются угодить другим. Они пытаются соответствовать ожиданий других, склонны бояться самоутверждения и чувствуют себя довольно некомфортно. с враждебностью других, а также с враждебными чувствами внутри себя. 2. Невротическая потребность в сильном партнер. Неуверенные в себе невротики пытаются привязаться к сильному партнеру. Эта потребность включает переоценку любовь и страх одиночества или покинутости. История собственной жизни Хорни раскрывает сильная потребность в общении с великим человеком, и у нее была серия таких отношения во взрослой жизни. 3. Невротическая потребность ограничивать жизнь в узких рамках. Невротики часто стремятся оставаться незаметным, занимать второе место и довольствоваться малым. Они принижают свои способности и боятся предъявлять требования к другим. 4. Невротическая потребность во власти. Власть и привязанность, пожалуй, две самые большие потребности невротика. Потребность во власти обычно сочетается с потребностью в престиже и одержимости и проявляется как потребность контролировать других и избегать чувство слабости или глупости. 5. Невротическая потребность эксплуатировать другие. Невротики часто оценивают других по основе того, как их можно использовать или эксплуатировать, но в то же время они боятся эксплуатируются другими. 6. Невротическая потребность в общении признание или престиж. Некоторые люди борются с базовой тревогой стараясь быть первыми, быть важными или привлекать к себе внимание. 7. Невротическая потребность в личном восхищение. Невротикам нужно, чтобы ими восхищались за то, что они есть, а не за то, чем они обладают. Их завышенная самооценка должны постоянно питаться восхищением и одобрением других. 8. Невротическая потребность в амбициях и личных достижений. Невротики часто имеют сильное стремление быть лучшим — лучшим продавцом, лучшим игроком в боулинг, лучшим любовником. Они должны победить других людей, чтобы подтвердить свое превосходство. 9. Невротическая потребность в самодостаточность и независимость. Многие невротики испытывают сильную потребность отдаляться от людей, доказывая тем самым, что они могут обходиться без другие. Примером этого является плейбой, которого не может связать ни одна женщина. невротическая потребность. 10. Невротическая потребность в совершенстве и неприступность. Неустанно стремясь к совершенства, невротики получают «доказательство» своей самооценки и личного превосходства. Они боятся совершать ошибки и иметь личные недостатки, и они отчаянно пытаются скрыть свои слабости от других.
Невротические наклонности Люди могут использовать каждую из невротических тенденций для решения основных конфликт, но к сожалению, эти решения по сути непродуктивный или невротический. Хорни (1950) использовал термин базового конфликта. , потому что очень маленьких детей гонят во всех трех направлениях — навстречу, против и подальше от людей. У здоровых детей эти три влечения не обязательно несовместимый. Но чувства изоляции и беспомощности, которые Хорни описывается как базовая тревога побуждает некоторых детей к навязчивым действиям, тем самым ограничивая их репертуар одной невротической склонностью. Испытывая принципиально противоречивое отношение к окружающим, эти дети попытаться решить этот основной конфликт, сделав одного из трех невротиков тенденции стабильно доминируют. Некоторые дети двигаются в отношении человек на вести себя в соответствии с в качестве защиты от чувства беспомощности; других детей перемещают против человек с актами агрессии в чтобы обойти враждебность других; и другие дети перемещаются на от человек, приняв отстраненный способ, таким образом, смягчает чувство изоляции (Horney, 1945). Движение к людям Движение против людей Уход от людей
В Подводя итог, можно сказать, что каждая из трех невротических наклонностей имеет аналогичный набор характеристики, описывающие нормальных людей. Кроме того, каждый из 10 невротические потребности можно легко отнести к трем невротическим наклонностям. Таблица 6.1 суммирует три невротических тенденций, основных конфликтов , которые порождают их, выдающихся характеристик по каждого, 10 невротических нужны , которые их составляют, и три аналогичных признаков, характеризующих обычные люди.
Интрапсихический
Конфликты Интрапсихические процессы происходят из межличностных переживаний; но по мере того, как они становятся частью системы верований человека, они развивают жизнь свое собственное существование, отдельное от межличностных конфликтов, которые давали им жизнь. В этом разделе рассматриваются два важных интрапсихических конфликта: идеализированный образ себя и ненависть к себе. Вкратце, идеализированный представление о себе — это попытка решить конфликты, нарисовав богоподобную картину. себя. Ненависть к себе является взаимосвязанным, но в равной степени иррациональным и сильная склонность презирать свое истинное «я». Идеализированный образ самого себя Чувствуя себя отчужденными от самих себя, люди отчаянно нуждаются в приобрести стабильное чувство идентичности. Эту дилемму можно решить только создание идеализированного образа себя, экстравагантно положительного взгляда на себя это существует только в их личной системе убеждений. Как идеализированный образ себя затвердевает, невротики начинают верить в реальность этого образа. Хорни (1950) выделил три аспекта идеализированного образа: (1) невротический поиск славы, (2) невротические притязания и (3) невротическая гордыня. — Невротический поиск славы Помимо самоидеализации, невротического поиска слава включает еще три элемента: потребность в совершенстве, невротическое амбиции и стремление к мстительному триумфу. потребность в совершенстве относится к стремлению превратить всю личность в идеализированное «я». Невротики не довольствуются простыми изменениями; не что иное, как полное совершенство приемлемо. Они пытаются достичь совершенства, возводя сложный набор «должен» и «не должен». Хорни (1950) упомянул об этом водить как тирания следует. Вторым ключевым элементом невротического поиска славы является невротический честолюбие, то есть навязчивое стремление к превосходству. Третьим аспектом невротического поиска славы является стремление к мстительному триумфу, самому разрушительному элементу из всех. Необходимость для мстительного триумфа может быть замаскировано стремлением к достижениям или успеха, но «его главная цель состоит в том, чтобы других посрамить или победить их благодаря самому успеху; или для достижения власти. . . причинять страдания их — в основном унизительного характера» (Хорни, 1950, стр. 27). — Невротические претензии — Невротическая гордость Подлинная самооценка основана на реалистичных характеристиках и достижений и обычно выражается со спокойным достоинством. Невротическая гордость, на с другой стороны, основан на идеализированном образе себя и обычно громко провозглашается для защиты и поддержки прославленного взгляда на самого себя (Хорни, 1950).
Ненависть к себе Во-первых, ненависть к себе может привести к неустанным требованиям к self, , которые иллюстрируются тиранией «должен». Например, некоторые люди предъявляют к себе требования, которые не прекращаются даже тогда, когда они достигают мера успеха. Эти люди продолжают подталкивать себя к совершенству потому что они считают, что они должны быть совершенными. Второй способ выражения ненависти к себе беспощаден самообвинение . Невротики постоянно ругают себя. «Если бы люди только знали меня, они бы поняли, что я притворяюсь знающим, компетентным, и искренний. Я действительно мошенник, но никто, кроме меня, этого не знает». Самообвинение может принимать самые разные формы — от явно грандиозных выражений, таких как брать на себя ответственность за стихийные бедствия, скрупулезно подвергать сомнению в силу собственных мотивов. В-третьих, ненависть к себе может принимать форму презрения к себе, которое может выражаться как принижение, пренебрежение, сомнение, дискредитация и высмеивая себя. Презрение к себе мешает людям стремиться к лучшему или достижения. Молодой человек может сказать себе: «Ты тщеславный идиот! какая заставляет вас думать, что вы можете получить свидание с самой красивой женщиной в городе? А женщина может приписать свою успешную карьеру «везению». Хотя эти люди могут быть осознавая свое поведение, они не осознают ненависть к себе, которая мотивирует это. Четвертое выражение ненависти к себе — это разочарование в себе. Хорни (1950) различали здоровую самодисциплину и невротическую разочарование в себе. Первое предполагает откладывание или отказ от приятных моментов. деятельность для достижения разумных целей. Недовольство собой возникает из-за ненависти к себе и призван актуализировать завышенную самооценку. Невротики часто скован запретами на удовольствия. «Я не заслуживаю новую машину». «Я не должен носить красивую одежду, потому что многие люди во всем мире находятся в тряпки». «Я не должен стремиться к лучшей работе, потому что я недостаточно хорош для этого». В-пятых, ненависть к себе может проявляться как самоистязание, или самоистязание. Хотя самоистязание может существовать в каждой из других форм ненависть к себе, она становится отдельной категорией, когда основное намерение людей состоит в том, чтобы причинить себе вред или страдания. Некоторые люди достигают мазохизма удовлетворение мучением по поводу решения, преувеличением боли головную боль, порезаться ножом, затеять драку, в которой уверены проиграть или призывать к физическому насилию. Шестая и последняя форма ненависти к себе саморазрушительна. действия и импульсы, которые могут быть физическими или психологическими, сознательными или бессознательное, острое или хроническое, осуществляемое в действии или разыгрываемое только в воображение.
Женская психология Для Хорни психические различия между мужчинами и женщинами не результат анатомии, а скорее культурных и социальных ожиданий. Несмотря на то что Хорни (1939) признала существование Эдипова комплекса , она настаивала что это было связано с определенными условиями окружающей среды, а не с биологией. Если бы результат анатомии, как утверждал Фрейд, то он был бы универсальным (как утверждал Фрейд действительно поверил). Однако Хорни (1967) не видел доказательств универсальности Эдипов комплекс. Вместо этого она считала, что он встречается только у некоторых людей и выражение невротической потребности в любви. Невротическая потребность в привязанности а невротическая потребность в агрессии обычно начинается в детстве и является двумя три основные невротические наклонности. Ребенок может страстно цепляться за одного из родителей и выражать ревность по отношению к другому, но такое поведение является средством облегчение основного беспокойства, а не проявления анатомически обусловленного Эдипов комплекс. Даже когда в этом поведении присутствует сексуальный аспект, главной целью ребенка является безопасность, а не половой акт. Horney (1939) нашел концепцию зависти к пенису еще меньше приемлемый. Она утверждала, что здесь больше нет анатомической причины, по которой девушки должны завидовать пенису, чем мальчики должны желать груди или матки. Фактически, мальчики иногда выражают желание иметь ребенка, но это желание не результат всеобщей мужской «маточной зависти». Хорни соглашается с Адлером в том, что многие женщины обладают мужским началом. протест; , то есть у них патологическая вера в превосходство мужчин над женщины.
Психотерапия Задача терапевта — убедить пациентов в том, что их настоящее решения увековечивают, а не облегчают основной невроз, задача это требует много времени и тяжелой работы. Что касается техник, терапевты Хорни используют многие из них. используемые терапевтами-фрейдистами, особенно толкование снов и бесплатное ассоциация. Хорни рассматривал сны как попытки разрешить конфликты, но решения могут быть как невротическими, так и здоровыми. При втором основном методе свободных ассоциаций пациенты просили говорить все, что приходит на ум, независимо от того, насколько тривиальным или это может показаться смущающим (Horney, 1987). Им также рекомендуется выражать какие бы чувства ни возникали из ассоциаций. Как со сном интерпретация, свободные ассоциации в конце концов выявляют идеализированные представление о самом себе и настойчивые, но безуспешные попытки его реализовать.
· Психоаналитическая социальная теория Хорни оценивается на 90 007 немного выше по свободному выбору, чем по детерминизм . · Теория Хорни несколько более оптимистична, чем пессимистичная . Хорни считал, что люди обладают врожденными лечебными способностями, которые ведут их к самореализации. · В измерении причинности и телеологии Хорни занял среднюю позицию . Она заявила что естественная цель для людей — самореализация, но она также считала что детские переживания могут блокировать это движение. · Хотя Хорни занял среднюю позицию в отношении сознательной и бессознательной мотивации , она считала, что большинство людей лишь ограниченно осознают свои мотивы. · В концепции Хорни о личности особое внимание уделялось социальным влияниям . больше, чем биологические. · Потому что теория Хорни выглядит почти исключительно при неврозах, он имеет тенденцию к выделять сходство между людьми больше, чем уникальность .
· Теория Хорни не соответствует своей силе ни в том, ни в другом случае. генерировать исследования и подчиняться критерию фальсифицируемости. Спекуляции на основе теории не дают легко проверяемых гипотез и поэтому им не хватает как проверяемости, так и фальсифицируемости. · Поскольку ее теория касается в основном невротиков, его способность систематизировать знания о невротиках оценивается высоко, но очень низко на его способности объяснить то, что известно о людях вообще. · Теория недостаточно конкретна, чтобы дать Практикующий четкий и подробный план действий. По этому критерию теория получает низкую оценку.
|
Карен Хорни | Немецкий психоаналитик
Карен Хорни
См. все медиа
- Дата рождения:
- 16 сентября 1885 г. Гамбург Германия
- Умерло:
- 4 декабря 1952 г. (67 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
- Известные работы:
- «Новые пути в психоанализе» «Невротическая личность нашего времени»
- Предметы изучения:
- беспокойство расстройство личности утробная зависть личность
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Карен Хорни , урожденная Карен Даниэльсен (род. 16 сентября 1885, Бланкенезе, недалеко от Гамбурга, Германия — умерла 4 декабря 1952, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США), американский психоаналитик немецкого происхождения, , отступив от некоторых основных принципов Зигмунда Фрейда, предложил экологическую и социальную основу личности и ее расстройств.
Карен Даниэльсен изучала медицину в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, получив степень доктора медицины в последнем в 1911. (В 1909 г. она вышла замуж за адвоката Оскара Хорни, с которым рассталась в 1926 г. и развелась с ним в 1937 г.) После периода медицинской практики она заинтересовалась психоанализом, а с 1913 по 1915 г. Авраама, близкого соратника и ученика Зигмунда Фрейда. С 1915 по 1920 год она занималась клинической и амбулаторной психиатрической работой в связи с берлинскими больницами, а в 1920 году она присоединилась к преподавательскому составу только что основанного Берлинского психоаналитического института.
Хотя Хорни в основном придерживалась очертаний теории Фрейда, Хорни рано начала не соглашаться с взглядом Фрейда на женскую психологию, которую он рассматривал как ответвление мужской психологии. На нее не повлиял благоговейный трепет, который удерживал многих ранних фрейдистов перед принятыми догмами, она решительно отвергала такие понятия, как зависть к пенису, и другие проявления мужской предвзятости в психоаналитической теории. Вместо этого она утверждала, что источник многих женских психических расстройств находится в той самой культуре, в которой доминируют мужчины, которая породила теорию Фрейда. Она представила концепцию зависти к матке, предполагая, что мужская зависть к беременности, кормлению грудью и материнству — к главной роли женщин в создании и поддержании жизни — побуждала мужчин заявлять о своем превосходстве в других областях.
В 1932 году Хорни уехал в Соединенные Штаты, чтобы стать заместителем директора Института психоанализа в Чикаго. Она переехала в Нью-Йорк в 1934 году, чтобы вернуться к частной практике и преподавать в Новой школе социальных исследований. Там она написала свои основные теоретические работы, Невротическая личность нашего времени (1937) и Новые пути в психоанализе (1939), в которых она утверждала, что условия окружающей среды и социальные условия, а не инстинктивные или биологические побуждения, описанные Фрейдом , во многом определяют индивидуальность личности и являются главными причинами неврозов и расстройств личности. В частности, Хорни возражала против представлений Фрейда о либидо, влечении к смерти и эдиповом комплексе, которые, по ее мнению, могли бы более адекватно объясняться культурными и социальными условиями. Она считала, что первичным условием, ответственным за более позднее развитие невроза, было переживание младенцем основной тревоги, при которой ребенок чувствовал себя «изолированным и беспомощным в потенциально враждебном мире». Различные стратегии, которые ребенок применяет, чтобы справиться с этим беспокойством, могут в конечном итоге превратиться в постоянные и иррациональные потребности, вызывающие как невроз, так и расстройство личности.
Многие идеи Хорни, основанные на ее обширном клиническом опыте, были воплощены в новый подход к психоаналитической терапии. Она стремилась помочь пациентам определить конкретную причину нынешних тревог, полагая, что для целей психоанализа так же важно иметь дело с реальными, текущими проблемами, как и реконструкция детских эмоциональных состояний и фантазий. Во многих случаях она предполагала, что пациент может даже научиться психоанализу самого себя.
Ее отказ придерживаться строгой теории Фрейда стал причиной исключения Хорни из Нью-Йоркского психоаналитического института в 1941 году, что дало ей возможность организовать новую группу, Ассоциацию развития психоанализа, и связанный с ней учебный центр, Американский институт психоанализа. Психоанализ. Хорни основала американский журнал психоанализа и была его редактором до своей смерти в 1952 году.0511 Наши внутренние конфликты (1945) и Невроз и человеческий рост (1950). Фонд Карен Хорни был основан в Нью-Йорке в год ее смерти и дал начало в 1955 году клинике Карен Хорни. Анализ Хорни причин и динамики неврозов и ее пересмотр теории личности Фрейда остались влиятельными. Ее идеям о женском психосексуальном развитии уделялось особое внимание после того, как в 1919 году был опубликован сборник ее ранних работ по этой теме «Женская психология ».67.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Карен Хорни и ее карьера в психологии
На заре психологии женщины были весьма ограничены в своей области. В поле ворвалась умная и трудолюбивая женщина, Карен Хорни. Она изначально практиковалась в соответствии с теориями Фрейда. Тем не менее, она никогда не была тем, кому можно просто следовать, она поставила под сомнение фрейдистскую психоаналитическую основу. Она выступила со своими идеями. Это вызвало некоторую критику со стороны других специалистов в этой области. Однако ее работа оказала влияние на развитие области психологии и остается влиятельной для ученых даже сегодня.
Карен Хорни — одна из женщин-основательниц психоанализа
Узнайте больше о ее влиянии на психологию.
Динамика детства и семьи
Карен Хорни родилась 16 сентября 1885 года в семье Карен Даниэльсон в Бланкенезе, Германия. Ее родителями были Берндт Вакельс Даниэльсон и Клотильда ван Ронзелен (по прозвищу «Сонни»).
Отец Карен был капитаном торгового флота. Он также был строгим протестантским традиционалистом. детей из-за его характера и, действительно, склонности бросать Библии. Сама Карен описывала его как жестокого приверженца дисциплины. Он был склонен благосклонно относиться к ее брату (Берндту). Он проявлял некоторую привязанность к Карен, привозя ей подарки из своих путешествий.0012
Мать Карен, как известно, была более открытой, чем ее муж. Однако ее также описывают как депрессивную и раздражительную. Записи также предполагают, что у нее были властные отношения с Карен. Карен была еще более эмоционально привязана к своей матери, особенно учитывая ее эмоционально отдаленные отношения с отцом. Позже ее родители расстались.
Историки считают, что Карен была амбициозным и, возможно, даже бунтарским ребенком и подростком. Она не считала себя особенно красивой, поэтому решила посвятить свое время интеллектуальным занятиям. У нее также, как и у ее матери, были периоды депрессии. Это происходило на протяжении всей ее жизни.
Образование и перемены в семье
Хотя в то время это было необычно, и ее родители не особенно поддерживали это, Карен решила поступить в медицинскую школу. В 1906 году она поступила во Фрайбургский университет. Она продолжила свое образование в Геттингенском университете, начиная с 1908 года. Позже она перешла в Берлинский университет. В то время это было обычной практикой для получения медицинского образования. В конце концов она получила диплом доктора медицины
. Одновременно с завершением учебы Карен также познакомилась со студентом-бизнесменом по имени Оскар Хорни. Они поженились в 1909. Оскар был бизнесменом и продолжил работу в отрасли. Отношения произвели трех дочерей. Примерно в то время, когда у Карен и Оскара родился первый ребенок (1911 г.), оба родителя Карен умерли. Она решила пройти курс психоанализа, чтобы справиться со всеми этими изменениями.
Интерес к психоанализу
После участия в психоанализе с Карлом Абрахамом и Ханнсом Саксом Карен Хорни лично заинтересовалась этой областью. Хотя она занималась медициной, она решила обратить свое внимание на изучение психоанализа. Сначала она училась у Карла Абрахама, который сам был учеником Зигмунда Фрейда. Хорни изучал взгляды и методы Фрейда.
Начиная с 1915 года Хорни работала в клинических и амбулаторных учреждениях, где вела психиатрическую работу. Хорни твердо устанавливала и развивала свою карьеру в психоанализе. Находясь в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни помог создать программу обучения. Она преподавала, тренировала, проводила исследования и принимала пациентов.
Другие изменения в карьере и семье
Личная жизнь Хорни столкнулась с большими проблемами и переменами, начиная с 19 лет.23. Офис ее мужа, Оскара, разорился и закрылся. Вскоре после этого у него развился менингит. Финансовые проблемы и проблемы со здоровьем сделали его угрюмым и злым. Примерно в то же время старший брат Хорни, которого она всегда очень любила, умер от легочной инфекции. Психическое здоровье Хорни ухудшилось. Согласно записям, она впала в сильную депрессию и даже подумывала о самоубийстве.
Если вы или кто-то из ваших знакомых испытывает суицидальные мысли, помощь доступна. Национальная линия спасения от самоубийств можно позвонить по телефону 1-800-273-8255, и он доступен круглосуточно и без выходных, или вы можете отправить текстовое сообщение «HOME» на номер 741741, чтобы добраться до строки экстренного сообщения.
Эти проблемы способствовали ухудшению отношений между Хорни и ее мужем. В 1926 году они расстались, а затем развелись. Все это время Хорни продолжал преподавать в Берлинском психоаналитическом обществе. Однако она начала задавать вопросы и высказываться против некоторых взглядов Фрейда. Сам Фрейд тоже не особо ее принимал. В то же время в Германии поднимался нацизм. Когда представилась возможность, Хорни устроился в Чикагский институт психоанализа.
Хорни два года работал заместителем директора Института психоанализа в Чикаго. Затем, в 1934 году, она переехала в Нью-Йорк-Бруклин, чтобы преподавать в Новой школе социальных исследований. Работая там, Хорни создала две свои самые значительные теоретические работы. Один назывался Невротическая личность нашего времени (1937), а другой — Новые пути в психоанализе (1939).
Новые психоаналитические теории
В начале своей карьеры Хорни следовала принципам теории Фрейда. Однако она стала не соглашаться с некоторыми его взглядами, особенно с теми, что касались женской психологии. В отличие от Фрейда, она в целом считала, что не биологические или инстинктивные побуждения приводят к неврозам (проблемам психического здоровья), а скорее социальные и культурные условия. В частности, Хорни утверждала, что на психическое здоровье женщин отрицательно влияет культура, в которой доминируют мужчины.
Хорни начала оставлять свой след в области психологии и психоанализа, когда она начала подвергать сомнению взгляды Фрейда. Вместо этого она выдвинула свои идеи. Например, Фрейд утверждал, что у женщин есть зависть к пенису, когда они завидуют мужской анатомии, и это вызывает психологические расстройства. Хорни не только утверждала, что на женщин отрицательно влияла окружающая их культура, но также говорила, что, возможно, на самом деле, мужчины также испытывают зависть к матке. Она считала, что мужчины могут завидовать той роли, которую женщины играют в вопросах беременности и материнства (способность давать жизнь и поддерживать). Она также считала, что эта зависть заставляет мужчин действовать выше женщин в других областях.
Новый подход к клинической работе
Когда Хорни изменила свои взгляды, отойдя от традиционной фрейдистской психоаналитической точки зрения, она начала рассматривать тревогу в широком смысле как продукт чьего-либо опыта в их окружении. Например, она считала, что если с ребенком плохо обращались и он чувствовал себя беспомощным или изолированным, он начинал испытывать тревогу. Если не лечить, это беспокойство может перерасти в расстройство личности.
В своей клинической работе Хорни сосредоточилась на лечении причин беспокойства людей. Она считала, что психоанализ должен помочь раскрыть причину нынешних тревог людей. Тогда терапия могла бы помочь им справиться с нынешними симптомами. Хорни также считал, что с помощью пациенты могут научиться анализировать себя, чтобы облегчить свои симптомы.
Конец карьеры и наследия
Карен Хорни была не единственной ученицей и одной из первых последовательниц Фрейда, которая продолжила свои идеи. Альфред Адлер, Карен Хорни и Карл Юнг были частью группы, известной как неофрейдисты. Каждый изложил свои идеи и начал расширять область психоанализа в сторону от принципов Фрейда.
Для Хорни выбор высказывать свои идеи был несколько дорогостоящим. Поскольку она не следовала учению Фрейда, ее в конце концов исключили из Нью-Йоркского психоаналитического института (в 1941). Будучи упорной, Хорни просто пошла на создание своей группы — Ассоциации развития психоанализа. У него есть дочерний учебный центр — Американский институт психоанализа. Хорни также основала Американский журнал психоанализа и была редактором журнала до своей смерти в 1952 году. Все это время она продолжала развивать свои взгляды и писать.
В конце своей карьеры Хорни разъясняла роль межличностных отношений в развитии неврозов. Она написала об этом еще две книги ( Наши внутренние конфликты ; Неврозы и человеческий рост ). Когда Хорни умерла, для продолжения ее работы был создан Фонд Карен Хорни. Этот нью-йоркский фонд также позволил создать клинику Карен Хорни в 1955 году, которая до сих пор действует для исследований, обучения, обучения и лечения клиентов терапии.
Уроки, которые необходимо усвоить
Согласно Карен Хорни, что заставляет нас развивать невротическую личность? Карен Хорни, известный неофрейдист, оспаривала предположение Фрейда о том, что женщины невротичны из-за противоречия между их подавленными инстинктивными побуждениями и тем, что приемлемо в обществе. Она считала, что на всех людей может негативно влиять их окружение и переживания, что может вызвать невроз. Она также отметила, что женщины могут особенно пострадать из-за того, как общество подавляет их.
Карен Хорни — одна из женщин-основательниц психоанализа
Узнайте больше о ее влиянии на психологию.
Если на вас повлияло ваше окружение, межличностный опыт, социальное давление или угнетение таким образом, что вы чувствуете тревогу или депрессию, то терапия может оказаться полезным ресурсом.