Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Автор: Шубина Марина Андреевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;
mso-fareast-language:EN-US;}
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание — это новое направлeние, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Основной базой является программный раздел «Ознакомление детей с природой». Смысл, которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому — ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.
Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии основными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия могут быть представлены дошкольнику в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка. Тем самым стать основанием развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека с природой — весьма важный раздел экологии. Он стал основанием развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека, и не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого влияния на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью развития у детей первоначальной позиции по этому вопросу.
Поэтому, в основе экологического воспитания заложены важнейшие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Начальные элементы экологической культуры определяются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания — это задачи создания и осуществления воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Если мы обратимся к Концепции дошкольного воспитания, то в ней определены задачи экологического воспитания ,а именно:
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
• выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического воспитания включает два раздела: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Знания являются неизбежным компонентом процесса развития начатков экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Подлинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают основание экологическому сознанию.
Отношение, выстроенное вне понимания закономерных связей в природе, социо природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, поскольку оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
• связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;
• разнообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
• человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
• использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиции — это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным разделом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы — дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция — это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение.
4.2. Содержание экологического образования дошкольников
Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, и может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
В экологическом образовании имеются четыре содержательных линии:
Научно-познавательная линия развивает интерес дошкольников к проблемам окружающей среды и формирует представления о картине мира, может быть представлена материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними.
Ценностная линия призвана раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
В типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» доминирующе культивировались знания о практической пользе природы, что она дает человеку. Такой односторонний подход прежде всего формирует потребительские ценности, а от потребительского как показывает жизнь один шаг к грабительскому отношению к природе, который ведет к обеднению восприятия окружающего, снижению любознательности детей, эстетической отзывчивости, милосердия, сочувствия, сопереживания. Поэтому необходимо на доступном материале раскрыть детям значимость и ценность природы, показать что природа не только источник жизненных ресурсов, она в значительной мере обуславливает саморазвитие человека, богатство его индивидуальности. Сверхзадачей данного подхода является образование, воспитание свободного, самодеятельного человека, имеющего развитое естественное восприятие природы.
Нормативная линия содержания – это правило (предписание и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. То есть дети дошкольного возраста должны усвоить морально-этические правила и нормы по отношению к людям, а значит и к обществу, также гуманное отношение к объектам природы. Следовательно, они приучаются к общечеловеческим нормам морали – усвоение которого может стать показателем общей культуры поведения ребенка.
Практически-деятельностная линия имеет немаловажную роль в содержании экологического образования дошкольников. Так как в процессе практической деятельности ребенок научается что и как делать, развивается сознание, опыт, чувства, формируются и закладываются сами отношения ребенка к окружающей среде.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам.
Это тем более важно для России, спецификой которой являются большая протяженность и географическое разнообразие.
В системе дошкольного и школьного образования в Республике Саха (Якутия) существуют две взаимосвязанные структуры:
Экологическое воспитание нравственных устоев личности;
Дошкольное экологическое и школьное научно-экологическое образование.
В структуре экологического воспитания нравственных устоев личности в качестве основного стержня, в которую в последствии присоединяются другие формы и методы воспитания, служит этнопедагогика (народная педагогика). Каждый народ, населяющий Якутию имеет конституционные права и обязанности сохранить и приумножить свои национальные достоинства и традиции. В числе многих качеств, составляющих гордость каждого народа, является его отношение к благополучию окружающей среды, здоровью и нравственной чистоте поколений людей, составляющий этот народ.
На основе народных обычаев, традиций, устного творчества формируется народный кодекс о нравственной чистоте личности в национальном плане. Этот кодекс представляет собой понятие предсказуемости целенаправленной экологической деятельности людей в ряду многих поколений, их природоцелесообразного поведения, бережливости, заботливости, гуманизма и уважения к народной мудрости, культуре своего народа.Основные методологические принципы и пути совмещения биологических, экологических и нравственных устоев в воспитании детей дошкольного возраста отражены в следующей таблице:
Возраст детей | № ступ. | Характер системы воспитания | Содержание ступеней воспитания | |
Теоретические | Практические | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2-4 года | 1 | Безусловно защитный и предупредительный | Познание окружающей природы, ранимости. Начало этнопедагогики, начало формирования экологической культуры. | Развитие чувства гуманного отношения к объектам природы, радости жизни, заботы о живом окружении. |
4-6 лет | 2 | Предупредительный и познавательный. | Этнопедагогические приемы, направленные на изучение природных объектов на основе устного творчества народов, книг и телевидения. Развитие этноэкологической культуры поведения в природе и быту. | Расширение знаний о запретах связанное с предостережением навлечь на себя и близких кару со стороны сил природы. |
7-8 лет | 3 | Познавательно-любознательной и предостерегающей | Этнопедагогические приемы, направленные на признание духовности и ранимости объектов природы. Формирование этноэкологической культуры в природе и в быту. | Начала научного познания, восприятия об одухотворенности живой природы (часть души человека заключена в растениях и животных). |
В якутоязычных детских учреждениях и школах в экологическом образовании детей используется древняя философская концепция якутов «кут-сур», совместно с этноэкологической программой формирования экологической культуры «Эркээйи».
В дошкольных учреждениях и школах с русскоязычным преподаванием проводится внедрение природоохранных канонов православного вероисповедания и народных традиций России.
В районах проживания малочисленных народов Севера (юкагиров, эвенков, эвенов, чукчей, долганов) проводятся древние философские принципы и концепции взаимоотношений человека и природы Севера.
В национальных школах и детских учреждениях других народов (украинского, белорусского, еврейского и т.п.) также используются свои концепции экологической культуры, основанные на традициях национального вероисповедания и принятия системы воспитания этноэкологической культуры в регионах коренного обитания.
В структуре дошкольного экологического и школьного научно-экологического образования основными организационными методологическими и методическими приемами и принципами совмещения принципов экологического образования с духовной культурой народа являются:
использование фундаментальных научных основ в процессе воспитания экологической культуры, что достигается соблюдением принципа интегративности и взаимосвязи между всеми дисциплинами естественных и гуманитарных наук;
формирование биоэкологического и геоэкологического научного мышления как основы фундаментального научного экологического мировоззрения в естественно-научном цикле дисциплин. При этом в основе экологического лежит биологизация фундаментального научного образования с ежегодной летней научной и практической экологической деятельностью;
формирование навыков теоретического прогнозирования и оценки экологических ситуаций, возникающих при вмешательстве деятельности людей в жизнь природы;
формирование знаний, способностей и навыков к научному эксперименту и моделированию экологических ситуаций при исследовании экосистемных процессов и эколого-целесообразной деятельности человека.
В организационном плане в дошкольно-экологическом образовании и воспитании разрабатывается программа экологического воспитания дошкольников в детском саду и семье, которая должна соответствовать принципам и путям совмещения биологических, экологических и нравственных устоев отраженных в вышеприведенной таблице, согласно возрастным группам. На этой основе проводится формирование начал экологической культуры и экологического сознания, лежащих в основе взаимодействия человека с природой.
В экологическом воспитании детей 1 ступени имеет значение не только их ознакомление с явлениями природы, со средой своего дома, узнавание домашних животных и некоторых представителей дикой флоры и фауны. Очень важны для дальнейшего экологического воспитания и образования установки о последствиях, связанных с нехорошими отношениями к объектам окружающего мира., проводится развитие чувства гуманности в отношениях к животным, растениям, радости от общения с ними, заботы о живом окружении. Все это проводится на фоне начал этнопедагогических приемов и методов.
Экологическое воспитание детей на 2 ступени начинается формированием понятий самых простых связей между наблюдаемыми явлениями года, смены времен года, представлений о связи природы с человеческой деятельностью. Начало экологического образования организуется таким образом, чтобы дети сами открывали природу, на основе практического опыта. При этом делается упор на изучение взаимосвязей между отдельными явлениями, для чего большая часть времени отводится наблюдениям за явлениями природы (в различные времена года) на воздухе и в помещении, проведению однодневных полевых занятий на природе. Дети к концу 2 ступени воспитания должны иметь представления о фотосинтетической роли растений от условий местообитания, о круговоротах веществ в природе и места человека в окружающей его среде. Расширение этих знаний сопровождается этнопедагогическими приемами, направленными к существованию запретов, связанных с предостережениями и возможно неприятных для ребенка, его семьи и окружающих последствиях со стороны сил природы.
Таким образом, возможность и успешность изучения законов природы в дошкольном детстве в рамках экологического образования и воспитания доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывают следующий круг:
связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщество живых организмов;
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Первая и вторая позиция – классическая экология, ее основные разделы: аутэкология и синэкология.
В ходе ознакомления детей конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают механизм связи приспособленности строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.
Вторая позиция позволяет познакомит детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них.
А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы – дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов). Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием образовательной области «экология», представленной в концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики.
Изучение преимуществ экологического образования для детей – Центр окружающей среды Ллойда, Дартмут, Массачусетс
Экологическое образование – это важнейший аспект обучения, который прививает детям уважение, восхищение и заботу о мире природы. Жизненно важно, чтобы мы начали учить детей об окружающей среде и необходимости защищать ее в раннем возрасте. Экологическое образование помогает детям понять важность сохранения наших природных ресурсов и дает им инструменты, чтобы стать ответственными хранителями окружающей среды. В этой статье мы рассмотрим преимущества экологического образования для детей.
Воспитание уважения к природе на протяжении всей жизни
Экологическое образование прививает детям уважение и привязанность к природе на протяжении всей жизни. Когда дети узнают об окружающей среде, они учатся ценить ее красоту и важность в своей жизни. Они развивают связь с миром природы, которая остается с ними на протяжении всей их жизни. Они учатся ценить ресурсы, которые предоставляет окружающая среда, и брать на себя ответственность за их сохранение.
Понимание хрупкой природы прибрежных экосистем
Прибрежные экосистемы уникальны и хрупки и находятся под угрозой из-за деятельности человека. Экологическое образование помогает детям понять важность сохранения этих экосистем и влияние, которое может оказать на них деятельность человека. Узнавая о прибрежных экосистемах, дети учатся ценить их сложность и красоту и признавать необходимость их защиты.
Развитие навыков критического мышления
Экологическое образование побуждает детей задавать вопросы и критически относиться к окружающему миру. Они учатся рассматривать вопросы с разных точек зрения и вырабатывать собственное мнение. Они учатся взвешивать доказательства и принимать обоснованные решения. Эти навыки критического мышления необходимы для успеха в школе и в жизни.
Стать ответственными по охране окружающей среды
Экологическое образование дает детям инструменты, необходимые им для того, чтобы стать ответственными по охране окружающей среды. Они узнают об экологических проблемах и решениях, и они учатся принимать меры для решения этих проблем. Они узнают о влиянии своих действий на окружающую среду и развивают чувство ответственности за ее защиту.
Изучение водоразделов, редких видов и мест обитания, находящихся под угрозой исчезновения
Экологическое образование знакомит детей с водоразделами, редкими видами и местами обитания, находящимися под угрозой исчезновения. Они узнают о важности этих экосистем и угрозах, с которыми они сталкиваются. Они узнают о растениях и животных, которые зависят от этих экосистем, и о той роли, которую они играют в нашей жизни. Узнавая об этих экосистемах, дети начинают понимать их ценность и учатся принимать меры для их защиты.
Улучшение естественнонаучного образования
Экологическое образование улучшает научное образование, предоставляя детям реальные примеры научных концепций. Они узнают об экосистемах, круговороте воды, круговороте углерода и других научных концепциях в контексте, имеющем отношение к их жизни. Они развивают понимание того, как наука используется для решения экологических проблем и разработки решений.
Повышение академической успеваемости
Экологическое образование способствует улучшению академической успеваемости. Исследования показали, что дети, которые участвуют в программах экологического образования, лучше успевают по естественным наукам, математике и чтению. Они развивают навыки критического мышления и учатся работать вместе с другими. Эти навыки необходимы для успеха в школе и в жизни.
Связь с природой
Экологическое образование дает детям возможность общаться с природой. Они учатся ценить мир природы и развивают в нем чувство удивления и любопытства. Они учатся наблюдать и исследовать окружающую среду и развивать чувство места. Соединяясь с природой, дети развивают чувство благополучия и связь с окружающим миром.
Экологическое образование необходимо для того, чтобы дети понимали важность сохранения наших природных ресурсов и становились ответственными защитниками окружающей среды. Изучая окружающую среду, дети развивают навыки критического мышления, осознают влияние своих действий на окружающую среду и учатся ценить красоту и сложность мира природы.
Экологическое образование детей, соответствующее их развитию
Эта статья была дополнена и обновлена. См. «Воспитание детской биофилии: Экологическое образование, соответствующее развитию детей младшего возраста».
Рэнди Уайт
2001 White Hutchinson Leisure & Learning Group
Обширные исследования развития детей и опыт дошкольного образования показали, что маленькие дети.
- имеют уникальные стили обучения, соответствующие их стадиям развития, которые происходят в упорядоченной последовательности в течение их жизни. Все сферы развития — физическая, эмоциональная, социальная, языковая и когнитивная — изменяются предсказуемым образом.
- формируют свои ценности в самые ранние годы.
Способы обучения детей полностью отличаются от способов обучения взрослых, и чтобы быть эффективными, детская экологическая образовательная среда и программы должны быть разработаны с учетом потребностей детей в развитии, интересов, способностей и стилей обучения. Дети активно учатся. Их лучшее обучение происходит, когда акцент делается на практическом взаимодействии, игре и открытии, а не на попытке передать знания. Дети обладают естественным любопытством, которое требует непосредственного сенсорного опыта, а не концептуального обобщения. Чтобы быть эффективным и вовлекать детей в зависимости от их способностей к развитию и способов обучения, практический сенсорный опыт должен быть иммерсивным и открытым, а не структурированным и заданным по сценарию. Когда дело доходит до экологического образования, лучшая учебная среда — это неформальные и натуралистичные природные ландшафты на открытом воздухе, где у детей есть непосредственные возможности для приключений и самостоятельных открытий, исследований и экспериментов.
Дети воспринимают природу иначе, чем взрослые. Взрослые обычно рассматривают природу как фон для того, что они делают, как визуальный опыт. Дети воспринимают природу не как фон для событий, а скорее как стимул и эмпирический компонент своей деятельности. Тотальный сенсорный опыт природы — осязание, зрение, обоняние, слух — должен присутствовать, чтобы он мог стать частью мира воображения и чудес ребенка.
«У детства свой способ видеть, думать и чувствовать, и нет ничего более глупого, чем пытаться заменить их своими.»
Жан-Жак Руссо
Дети имеют биологическую склонность к связи с миром природы. Природная среда имеет четыре качества, которые уникальны и особенно привлекательны для детей:
- бесконечное разнообразие,
- то, что взрослые их не создают,
- их ощущение вневременности — пейзажи, деревья, реки, описанные в сказках и мифах, существуют и сегодня,
- они являются домом для животных.
Для развития естественной склонности детей к биофилии и для того, чтобы дети стали хранителями земли, им должны быть предоставлены соответствующие их развитию возможности для изучения мира природы на основе надежных принципов детского развития и обучения. Это включает в себя соответствующий развитию контакт с природой в раннем возрасте, чтобы они могли сблизиться с миром природы, научиться любить ее и чувствовать себя в ней комфортно.
Если естественному влечению детей к природе не дать возможности расцвести в первые годы жизни, может развиться биофобия, отвращение к природе. Биофобия варьируется от дискомфорта в естественных местах до презрения ко всему, что не создано руками человека, не управляется и не кондиционируется. Биофобия также проявляется в том, что природа рассматривается как не более чем одноразовый ресурс.
Проблема с большинством программ экологического образования для детей заключается в том, что они подходят к обучению с точки зрения взрослого, а не ребенка. Одна из главных проблем — преждевременная абстракция, слишком абстрактное обучение детей. Дети даже не начинают развивать способность к абстрактному мышлению до девятилетнего возраста. Одним из результатов попыток научить детей в слишком раннем возрасте абстрактным понятиям, таким как уничтожение тропических лесов, кислотные дожди, озоновые дыры и охота на китов, может стать диссоциация. Когда мы просим детей решать проблемы, выходящие за рамки их когнитивных способностей, понимания и контроля, они могут начать беспокоиться, отключиться и развить фобию по отношению к этим проблемам. В случае экологических проблем может развиться биофобия — боязнь мира природы и экологических проблем — боязнь просто находиться на улице. Изучение утраты тропических лесов и вымирающих видов может быть вполне уместным, начиная со средней школы, но не подходит для развития детей младшего возраста.
Джон Берроуз предупреждал: «Знание без любви не приживется. Но если на первом месте любовь, знание обязательно последует». Проблема с большинством программ экологического образования заключается в том, что они пытаются передать знания и ответственность до того, как детям будет позволено развить любовные отношения с землей. Мы должны позволить детям развить свою биофилию, свою любовь к Земле, прежде чем мы попросим их спасти ее.
Существуют три основных этапа развития экологического образования детей:
- Раннее детство (от 3/4 до 7 лет)
- Начальная школа (от 8 до 11 лет)
- Ранний подростковый возраст (от 12 до 15 лет)
Раннее детство — Эмпатия
В раннем детстве основной целью экологического образования должно быть развитие эмпатии между ребенком и миром природы. Один из лучших способов развить сочувствие к маленьким детям — это развивать отношения с животными. Это включает в себя контакт с местными животными, как реальными, так и воображаемыми.
Маленькие дети безоговорочно тянутся к животным, особенно к детёнышам. Животные — бесконечный источник удивления для детей, воспитывающий заботливое отношение и чувство ответственности по отношению к живым существам. Дети инстинктивно и естественно взаимодействуют с животными, разговаривают с ними и эмоционально вкладываются в них. Малоизвестный факт о детях и животных заключается в том, что исследования снов детей младше 6 лет показывают, что до 90% их снов связаны с животными.
Исчезающие виды не подходят для этого возраста. Скорее, обычные, повседневные виды, которые заполняют детские дворы, районы и сообщества, являются подходящим выбором для развития, поскольку дети могут относиться к ним. Более того, к детям этого возраста не применимо экологически правильное понятие неантропоморфизации животных.
Отношения детей с животными необходимо развивать с помощью общения с живыми животными, рассказов о животных, песен и других мероприятий. Развитие эмоциональной связи — эмпатии — с миром природы является важной основой для более поздних этапов экологического образования.
Начальная школа — Исследование
Изучение близлежащего мира и определение своего места в нем должно быть основной целью экологического образования на этом этапе «привязанности к земле». Это включает в себя возможности исследовать и испытать окружающий дикий и полудикий природный мир, который можно найти в детских кварталах и сообществах. Подходящие для развития виды деятельности включают создание небольших воображаемых миров, охоту и собирательство, поиск сокровищ, хождение по ручьям и тропам, изучение ландшафта (природного, а не ухоженного ландшафта), уход за животными и садоводство. Тайные укрытия в виде фортов и берлог, как найденных, так и построенных, являются очень важным аспектом исследования для этой возрастной группы. Растения вызывают значительный интерес у детей, когда они обеспечивают среду обитания для диких животных.
Природные зоны, подходящие для исследования, должны иметь ландшафтный дизайн, подчеркивающий интеграцию растений в образовательную и игровую среду, а не типичную для взрослых концепцию обособленных «природных территорий». Дети не структурируют и не классифицируют внешнюю среду таким искусственным образом. Их больше стимулирует сочетание натуральных и синтетических или «искусственных» элементов.
Ранний подростковый возраст – Социальные действия
Социальные действия должным образом начинаются примерно в возрасте 12 лет и продолжаются после 15 лет. Когда дети начинают открывать для себя «я» подросткового возраста и ощущают свою связь с обществом, они естественным образом склонны желать спасти мир. , если, конечно, у них были возможности в ранние годы развивать эмпатию и исследовать мир природы. Их возможности для сохранения окружающей среды должны быть сосредоточены на местном уровне, где дети могут иметь отношение к результатам, а не в каком-то далеком неизвестном тропическом лесу.
Когда-то мир предлагал детям тысячи радостей природы. Раньше дети имели свободный доступ к внешнему миру природы, будь то пустыри и парки городских районов или поля, леса, ручьи и дворы пригородов и сельской местности. Дети могли исследовать мир природы и взаимодействовать с ним практически без ограничений или контроля.
Сегодняшняя жизнь детей гораздо более структурирована, контролируется и расписана по расписанию, и у них мало возможностей исследовать естественную окружающую среду и взаимодействовать с ней. Их физические границы сузились. Детство и отдых на природе больше не являются синонимами. Сегодня многие дети переживают то, что один специалист по играм назвал детством в тюрьме. Дети оторваны от мира природы за пределами своих дверей.
В дошкольных и начальных школах есть возможность заполнить пустоту в жизни многих детей, связанную с регулярным доступом к миру природы. Благодаря естественной внешней среде и программам, подходящим для развития, школы могут помочь нашим детям стать ответственными хранителями земли.
Для этого необходимо спроектировать игровые площадки на открытом воздухе с использованием растительности и природы, чтобы создать подходящие для развития возможности для игр и исследований, где дети могут общаться с природой и исследовать ее, а не парадигму промышленного игрового оборудования в стерильной зоне.