Содержание цели и характер волевого действия: Маклаков А. Г. М15 Общая психология

Содержание

«Психология» («Общая психология»)

Параграф первый. Понятие о воле.

Понятие «воля» в психологии практикуется как свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Чаще всего оно упоминается в связи с преодолением препятствий на пути реализации цели. Именно воле придают большое значение как фактору, который может воспрепятствовать какому-либо действию, изменить направление деятельности, остановить процесс и так далее. Физиологический механизм возникновения воли еще до конца не раскрыт. Хотя до сих пор продолжаются исследования в данном направлении.

Тем не менее, в психологии уже выявлены основные признаки волевого процесса.

Во-первых, воля связана с определенными усилиями, которые направлены на достижение цели. Человек выбирает из множества мотивов наиболее значимый, ценный. Для достижения конечного результата он принимает волевое решение. Иногда человек жертвует своими интересами, сдерживает некоторые достаточно сильные влечения, подавляет в себе какие-либо желания.

Во-вторых, воля связана с моделированием действий ради достижения цели. Волевое действие немыслимо без тщательного планирования. В ходе осуществления цели человек координирует свою деятельность, контролирует и оценивает конечный результат волевого действия.

В-третьих, волевое действие протекает без эмоционального окраса. Если результат волевого действия является успешным, то человек получает моральное удовлетворение, которое сопровождается чувством гордости за себя, радости от благополучного исхода волевых действий и, как следствие, стимулирует дальнейшее движение к другим значимым целям.

Волевая регуляция проявляется на любом из этапов человеческой деятельности. Она может включиться на этапе определения цели деятельности: человек выбирает наиболее значимую для него цель. Также это может быть разрешение противоречия между желаниями и возможностями личности. Волевая регуляция может проявиться и на этапе выбора средств и способов деятельности, контроля за исполнением действий и так далее.

Огромную роль воля играет в протекании психических процессов. Например, она может придавать произвольный и непроизвольный характер памяти.

Осуществление волевой регуляции сопровождается преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные.

Волевые действия возникают на основе речевых сигналов и направлены на преодоление препятствий, которые могут носить как внутренний, так и внешний характер.

Внешними называются препятствия, не зависящие от человека. К ним относятся природные стихии, внешние помехи, противодействия других людей. Внутренние препятствия связаны с нежеланием человека преодолевать противоречия. Человек проявляет нерешительность, безответственность, трусливость и другие отрицательные качества.

Параграф второй. Развитие воли у человека.

Движущей силой развития человека являются противоречия, разрешение которых непосредственно связано с применением волевых усилий. Они являются составными волевого действия, которое носит целенаправленный характер по преодолению внутренних и внешних препятствий.

В ходе жизнедеятельности человек приобретает волевые качества. Их можно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют черты личности, которые являются базовыми для человека. К ним относятся настойчивость, выдержка, энергичность.

Во вторую группу входят качества, которые формируются на основе базовых качеств. Они могут выступать как свойства отдельной личности, наделенной определенным индивидуальным характером. К ним относятся решительность, смелость, самообладание, хладнокровие.

В третьей группе находятся качества, характеризующиеся отношением личности к выполняемым действиям с моральной позиции. Это ответственность, дисциплинирован­ность, принципиальность и другие качества.

Вышеперечисленные качества являются положительными по характеру. Они содействуют успешности волевого действия. Однако существуют и полярные им качества. Например, безответственность, безынициативность, нерешительность, трусость, лень. Часто человека, наделенного такими чертами, называют «безвольным». Большое значение в этом смысле приобретает проблема формирования волевых качеств. Волевые качества формируются в ходе самовоспитания личности.

Развитие воли связано с возрастными особенностями человека. Так, например, в детском возрасте оно соотносится с обогащением мотивационной и нравственной сферы, с общим интеллектуальным развитием ребенка.

Во взрослой жизни люди чаще всего добиваются успехов за счет работоспособности, научной организации труда и воли на пути реализации цели.

Вопросы для самоконтроля.

Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.

ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.

Первый вопрос. Что такое воля?

Второй вопрос. Назовите основные признаки волевого процесса.

Третий вопрос. Какие волевые качества Вы знаете?

ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.

Первый вопрос. Психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступки, связанные с преодолением трудностей и препятствий — это . ..

Ответ А: деятельность творческая

Ответ Б: воля

Ответ В: темперамент

Ответ Г: способность

Второй вопрос. Волевое усилие — это …

Ответ А: особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека

Ответ Б: величина препятствий, которые человек способен преодолеть

Третий    вопрос.    Препятствия,    не   зависящие    от    человека,    внешние    помехи, противодействие других людей, природные стихии — это …

 Ответ А: препятствия внешние

 Ответ Б: препятствия внутренние

Четвертый вопрос. Препятствия, зависящие от человека, нежелание делать то, что нужно — это …

Ответ А: препятствия внешние

Ответ Б: препятствия внутренние

Пятый вопрос. Волевые действия возникают …

Ответ А: непроизвольно

Ответ Б: на основе речевых сигналов

Шестой вопрос: Волевое действие — это …

Ответ А: непроизвольное действие

Ответ Б: произвольное действие

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!

Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б; вопрос второй — А; вопрос третий — А; вопрос четвертый — Б; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — Б.

ВАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ТЕСТ НА СИЛУ ВОЛИ (ПО Р.С. НЕМОВУ)

Послушайте вопросы. Из нескольких альтернативных ответов выберите подходящий
ответ. Выбранные Вами ответы записывайте на бумагу в баллах, которые будут зачитываться
вместе с ответами.                                                           

Вопрос первый. Часто ли Вы задумываетесь над тем, какое влияние Ваши поступки оказывают на окружающих людей?

Ответ А: очень редко (ноль баллов)

Ответ Б: редко (один балл)

Ответ В: достаточно часто (два балла)

Ответ Г: очень часто (три балла)

Вопрос второй. Случается ли Вам говорить людям что-либо такое, во что вы сами не верите, но утверждаете из упрямства, наперекор другим?

Ответ А: да (ноль баллов)

Ответ Б: нет (один балл)

Вопрос третий. Какие из перечисленных ниже качеств Вы более всего цените в людях?

Ответ А: настойчивость (один балл)

Ответ Б: широту мышления (один балл)

Ответ В: умение показать себя (ноль баллов)

Вопрос четвертый. Имеете ли Вы склонность к педантизму?

Ответ А: да (два балла)

Ответ Б: нет (ноль баллов)

Вопрос пятый. Быстро ли Вы забываете о неприятностях, которые случаются с Вами?

Ответ А: да (ноль баллов)

Ответ Б: нет (два балла)

Вопрос шестой. Любите ли Вы анализировать свои поступки?

Ответ А: да (два балла)

Ответ Б: нет (ноль баллов)

Вопрос седьмой. Находясь среди людей, хорошо Вам известных, Вы:

Ответ А: стараетесь придерживаться правил поведения, принятых в этом кругу (два балла)

Ответ Б: стремитесь оставаться самим собой (ноль баллов)

Вопрос восьмой. Приступая к выполнению трудного задания, стараетесь ли Вы не думать об ожидающих Вас проблемах?

Ответ А: да (ноль баллов)

Ответ Б: нет (два балла)

Вопрос девятый. Какая из перечисленных ниже характеристик Вам более всего подходит?

Ответ А: мечтатель (ноль баллов)

Ответ Б: «рубаха-парень» (один балл)

Ответ В: усерден в работе (три балла)

Ответ Г: пунктуален и аккуратен (два балла)

Ответ Д: любит философствовать (два балла)

Ответ Е: суетлив (ноль баллов)

Вопрос десятый. При обсуждении того или иного вопроса Вы:

Ответ А: всегда высказываете свою точку зрения, даже если она отличается от мнения большинства (два балла)

Ответ Б: считаете, что в данной ситуации лучше всего промолчать и не высказывать свою точку зрения (ноль баллов)                                                                                                                                                                  

Ответ В: внешне придерживаетесь большинства, внутренне оставаясь при своем мнении (ноль баллов)

Ответ Г: принимаете точку зрения других, отказываясь от права иметь собственное мнение (ноль баллов)

Вопрос одиннадцатый. Какое чувство у Вас обычно вызывает неожиданный вызов к руководителю?

Ответ А: раздражение (ноль баллов)

Ответ Б: тревогу (один балл)

Ответ В: озабоченность (два балла)

Ответ Г: никакого чувства не вызывает (ноль баллов)

Вопрос двенадцатый. Если в пылу полемики Ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против Вас, то Вы:

Ответ А: отвечаете ему тем же (ноль баллов)

Ответ Б: не обращаете на это внимание (два балла)

Ответ В: демонстративно оскорбляетесь (один балл)

Ответ Г: прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться (три балла)

Вопрос тринадцатый. Если Вашу работу забраковали, то Вы:

Ответ А: испытываете досаду (два балла)

Ответ Б: испытываете чувство стыда (один балл) Ответ В: гневаетесь (ноль баллов)

Вопрос четырнадцатый. Если Вы вдруг попадаете впросак, то кого вините в этом в первую очередь?

Ответ А: себя самого (два балла)

Ответ Б: судьбу, невезение (ноль баллов)

Ответ В: объективные обстоятельства (ноль баллов)

Вопрос пятнадцатый. Не кажется ли Вам, что окружающие Вас люди недооценивают Ваши способности и знания?

Ответ А: да (ноль баллов)

Ответ Б: нет (два балла)

Вопрос шестнадцатый. Если друзья или коллеги начинают над Вами подтрунивать, то Вы:

Ответ А: злитесь на них (ноль баллов)

Ответ Б: стараетесь уйти от них и держаться подальше (один балл)

Ответ В: сами включаетесь в игру и начинаете подыгрывать им, подшучивая над собой (два балла)

Ответ Г: делаете безразличный вид, но в душе негодуете (ноль баллов)

Вопрос семнадцатый. Если Вы очень спешите и вдруг не находите на привычном месте свою вещь, куда Вы ее обычно кладете, то:

Ответ А: будете молча продолжать ее поиск (два балла)

Ответ Б: будете искать, обвиняя других в беспорядке (ноль баллов)

Ответ В: уйдете, оставив нужную вещь дома (один балл)

Вопрос восемнадцатый. Что скорее всего выведет Вас из равновесия?

Ответ А: длинная очередь в приемной у какого-нибудь чиновника, к которому Вам необходимо срочно попасть (один балл)

Ответ Б: толчея в общественном транспорте (ноль баллов) 

Ответ В: необходимость приходить в одно и то же место, несколько раз подряд по одному и тому же вопросу (два балла)

Вопрос  девятнадцатый.   Закончив  с  кем-то  спор,  продолжаете  ли   Вы  его  вести мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точки зрения?

Ответ А: да (ноль баллов)

Ответ Б: нет (два балла)

Вопрос двадцатый. Если для выполнения срочной работы представится возможность выбрать себе помощника, то кого из следующих возможных кандидатов в помощники Вы предпочтете?

Ответ А: исполнительного, но безынициативного человека (ноль баллов)

Ответ Б: человека, знающего дело, но спорщика и несговорчивого (один балл)

Ответ В: человека, одаренного, но с ленцой (два балла).

Теперь подсчитайте сумму полученных Вами баллов.

Если сумма набранных баллов четырнадцать и меньше, то данный человек считается человеком со слабой волей.

При сумме баллов от пятнадцати до двадцати пяти характер и воля человека считаются достаточно твердыми, а поступки в основном реалистичными и взвешенными.

При общей сумме баллов от двадцати шести до тридцати восьми характер человека и его воля считаются очень твердыми, а его поведение в большинстве случаев — достаточно ответственным. Имеется, правда, опасность увлечения силой воли с целью самолюбования.

При сумме баллов выше тридцати восьми воля и характер человека считаются близкими к идеальным, но иногда возникают сомнения в том, достаточно ли правильно и объективно человек себя оценил.

Анализ волевого действия

Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,— прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

С другой стороны, волевое действие — это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий. Отсюда следует, что «мысленное действие», предшествующее фактическому, не может ограничиться простым сознаванием цели и средств её достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей: действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.

За принятием решения следует переход от «мысленного действия» к фактическому, т. е. приведение этого решения в исполнение.

Таким образом, мы можем выделить две основные стадии волевого действия:

  1. подготовительную стадию— «мысленное действие»,— заканчивающуюся принятием решения,
  2. завершающую стадию — «фактическое действие»,— заключающуюся в исполнении принятого решения.

В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение.

Примером волевого действия такого типа может служить эпизод в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», когда Корчагин, военком батальона, на манёврах территориальных частей получает от начальника штаба полка приказание слезть с лошади и участвовать в манёврах пешком. Приказание отдано в очень резкой форме с оттенком насмешки над инвалидностью Корчагина.

«Корчагина словно хлестнули плёткой. Рванул коня уздой…» Несколько минут в нём «боролись два чувства: обида и выдержка». Победило второе: «Корчагин был военком батальона, этот батальон стоял за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением!..» Решение беспрекословно подчиниться приказанию, несмотря на несправедливость и резкость его, тотчас переходит в исполнение: «Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошёл к правому флангу».

В других случаях решение касается не отдельного и притом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момент, а программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в определённых ситуациях.

Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя с тем или другим человеком и т. п.

Примером решения такого типа может явиться другой эпизод из той же книги Н. Островского, когда Корчагин, до конца поняв грозный ход своей болезни, стал перед вопросом: «Как же должен он поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение в строй?.. Что же делать?.. » Два направления чувств и мыслей борются в нём. Одно ведёт к самоубийству: «Для чего жить, когда он уже потерял самое дорогое — способность бороться?.. Умел неплохо жить, умей во-время и кончить». Другое ведёт к тому, чтобы найти возможность сделать свою жизнь полезной, несмотря на болезнь; самоубийство — «самый трусливый и лёгкий выход из положения.. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».

В течение долгих часов, проведённых в старом парке приморского города, Корчагин, по его выражению, «устроил заседание «политбюро» и вынес огромной важности решение» — вырваться из железного кольца и вернуться в строй с новым оружием в руках.

В таких случаях принятие решения приводит не прямо к исполнению, а к возникновению намерения, представляющего собой внутреннюю настроенность действовать в будущем в определённом направлении.

Однако намерения имеют значение не сами по себе. Они нужны только как подготовка к действию. Человек, вооружённый самыми хорошими намерениями, но не реализующий их в деятельности,— человек слабой, а не сильной воли. Воля проявляется в принятии решения, но гораздо больше проявляется она в исполнении этих решений. Множество людей принимают решение и вооружаются намерением бросить курить, но обнаружит сильную волю в этом вопросе только тот, кто сумеет осуществить это решение.

Решение и намерение

— необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.

Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы мотивов.

Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств. В обоих приведённых эпизодах из жизни Павла Корчагина мы наблюдаем такого рода борьбу мотивов: в первом случае борьбу между чувством обиды и выдержкой, дисциплинированностью, во втором случае — между отчаянием и тягой к «бумажному героизму», с одной стороны, и стремлением к борьбе, железной настойчивостью и чувством долга подлинного большевика — с другой.

При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать. Перед Корчагиным в первом эпизоде стоит вопрос о том, исполнить ли беспрекословно несправедливое приказание, а не о том, каким способом его исполнить.

Борьба мотивов в подлинно волевом действии — это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

У Корчагина в эпизоде на манёврах происходит борьба между чувством обиды, готовым перейти в аффективную вспышку («Рванул коня уздой ..»), и сознанием того, что он должен показать своему батальону пример дисциплины. Сущность внутренней борьбы Корчагина во время долгих размышлений его в старом парке сводится к решению вопроса: как он должен поступить? Чего требует от него долг большевика?

В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия. Чаше всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий: нет конфликта мотивов, цель действия ясна, но не ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно, иначе говоря, составить план действия. Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

Возьмём снова пример из книги Н. Островского «Как закалялась сталь». Павел Корчагин встречает на шоссе петлюровца, ведущего арестованного Жухрая. «Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб. И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. «Что делать?» В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Фёдор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей». Он поравнялся с Жухраем, наступает мгновенье, когда надо действовать. «Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая… » Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом? И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул к земле».

Ни о какой борьбе мотивов здесь нет и речи. Огромное напряжение всех психических сил целиком направлено в одну сторону: отыскать способ действия, план действия. Несмотря на очень короткий срок, в душе Павла развёртывается сложный ряд процессов. Сначала растерянность, недоумение, «рой» сменяющих друг друга чувств и мыслей. Затем мгновенно возникает первое решение, и «пляска мыслей» прекращается. Но когда уже подходит время действовать, когда, казалось бы, некогда думать, выясняется неудовлетворительность этого решения, и буквально в последние мгновенья оно заменяется новым: не стрелять, а вырвать винтовку из рук конвоира. Возникновение этого последнего решения так тесно слито во времени с исполнением, что самому Корчагину его действия представляются «неожиданными». На самом деле и в этом случае «фактическому действию» предшествовало «мысленное», исполнению предшествовало решение, хотя они и отделялись друг от друга всего лишь незначительной частью секунды.

Выбор способа действия требует работы мысли и иногда очень сложной работы (у Корчагина «мысли бежали одна за другой», «прекратилась пляска мыслей», «голову сверлила.

.. мысль», «разве можно было думать?.. » и т. д.). Однако составление плана, входящее в волевое действие, является не только мыслительным, но и волевым процессом, поскольку план составляется не как «план вообще», не как план действий, теоретически возможных в данной ситуации, а как мысленное предвосхищение реального действия, как обязательство для исполнения. Каждый из нас может, мысленно став на место Корчагина, решать задачу за него, отыскивая наилучший в его положении способ действия. Но наша психическая деятельность в этом случае будет только мыслительной, тогда как у него она была одновременно и мыслительной и волевой.

При преодолении как внутренних, так и внешних препятствий воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, чего требует чувство долга.

Развитое чувство долга — ценнейшее качество человека и самое важное условие формирования морально воспитанной воли. Вырастая в самый сильный мотив человеческих действий, чувство долга ведёт к совершению подвигов, делает человека героем.

В день юбилея Красной Армии, 23 февраля 1943 года, на привале состоялось комсомольское собрание батальона 254-го Гвардейского стрелкового полка. Обсуждали, как лучше выполнить боевой приказ — взять деревню Чернушку.

На собрании выступил комсомолец Саша Матросов — молодой белокурый паренёк с автоматом на груди. Оглядев товарищей, он сказал торжественно и властно:
— Мы выполним приказ! Я буду драться с немцами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся моё сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!
Всю ночь батальон шёл бездорожьем, через лес. На остановках Саша Матросов не один раз говорил в эту ночь своим друзьям:
— Ну, братва, помни уговор наш: воевать, так воевать. Надо будет — умри, а дело сделай. Подступы к деревне Чернушке преграждали три вражеских дзота; два фланговых удалось блокировать, но центральный дзот вёл яростный огонь и не давал возможности пересечь поляну, отделявшую позицию батальона от деревни. Группы автоматчиков, высылавшиеся для ликвидации дзота, погибали, как только выползали на поляну. Нельзя было прорваться к деревне, не остановив, хотя бы временно, огонь вражеского пулемёта.

Саша Матросов скрытно подполз сбоку к дзоту и дал очередь по амбразуре. Его пули попали в амбразуру; пулемёт замолчал, но через несколько секунд снова ожил. Тогда Матросов вскочил на ноги, рванулся вперёд и своим телом закрыл амбразуру. Огонь мгновенно прекратился. Воины бросились вперёд, и дзот был взят.

Так комсомолец Саша Матросов сдержал своё слово и действительно до конца выполнил свой долг. Решимостью пожертвовать своей жизнью он заслужил высокое право на бессмертие. Гвардии рядовой Герой Советского Союза Александр Матросов навечно зачислен в списки роты, с которой он шёл в бой под Чернушкой.

Глава 7: Роль воли в обучении и производительности тер7Т, title={Глава 7: Роль воли в обучении и производительности}, автор={Лин Корно и Рут Канфер}, journal={Обзор исследований в области образования}, год = {1993}, объем = {19}, страницы={301 — 341} }

  • Л. Корно, Р. Канфер
  • Опубликовано 1 января 1993 г.
  • Психология
  • Review of Research in Education

Замените в этой цитате «лучший сотрудник», «лучший ученик», «лучший родитель» или практически любую роль на «лучший учитель» и соответствующим образом измените цели. Большинству людей трудно осуществить даже свои самые лучшие намерения. Те, кто это делает, кажутся более чем мотивированными; они кажутся добросовестными, дисциплинированными и стремящимися. Современная психология призывает согнуться, когда нам нужно проявлять волю, и ведутся исследования, чтобы понять мышление и поведение, отражающие эту способность, — в обоих… 

Посмотреть на SAGE

Моделирование опосредующей роли воли в процессе обучения.

    Гарсия, Макканн, Тернер, Рошка

    Психология

    Современная педагогическая психология

  • 1998
Обнаружено, что положительное влияние внутренней целеустремленности и самоэффективности на когнитивную активность усиливалось волевым контролем, а влияние Воля различалась по областям, а также по типу рассматриваемой стратегии обучения.

Эффективность поддержки волеизъявления (VoS) в содействии регулированию усилий и производительности учащихся в онлайн-курсе математики ) влияние поддержки воли (VoS) на мотивацию учащихся, регуляцию усилий и успеваемость, а также (b) восприятие учащимися… и теории воли

    Reijo Byman, Pertti Kansanen

    Education

  • 2008

В этой статье предлагается, чтобы педагогическая психология уделяла больше внимания роли учебной программы при рассмотрении оптимальной мотивации к обучению в школе. Учебная программа формирует…

Важность целей учащихся в их эмоциональном опыте академической неудачи: исследование предвестников и последствий стыда

    Жаннин Э. Тернер, Дж. Хасман, Д. Шаллерт

    Психология

  • 2002

В статье на примере эмоции стыда исследуются отношения целей и эмоций учащихся. Используя структуру саморегуляции и мотивации, в статье обсуждается…

эффективная саморегуляция достижения цели

    G. Oettingen, Gaby Hönig, P. Gollwitzer

    Психология

  • 2000

В поисках более высоких показателей сохранения. в онлайн-программах дистанционного образования

    А. П. Роваи

    Образование

    Интернет Высокий. Образовательный

  • 2003

Самоуправление как мост между когнитивной нагрузкой и саморегулируемым обучением: пример соблазнительных деталей

    Александр Эйтель, Тино Эндрес, А. Ренкль

    Психология

    Педагогическая психология Обзор

  • 2020

Основная цель этой статьи — проиллюстрировать и уточнить теоретические связи между когнитивной нагрузкой и саморегулируемым обучением. Для этого мы интегрируем…

Технологии преднамеренного обучения: за пределами когнитивной перспективы

    Дж. Спектор, Чанмин Ким

    Образование

  • 2014

Концепция преднамеренного обучения прочно утвердилась в образовательном сообществе. Преднамеренное обучение подразумевает, что существует признанная цель обучения и что вовлеченные лица являются рациональными агентами…

Разработка и внедрение поддержки волевого контроля на курсах математики

    Чанмин Ким, Кимберли Н. Беннекин

    Психология

  • 2013

Мы разработали поддержку волевого контроля с четырьмя этапами: инициация цели («Хочу этого»), формирование цели («Планируй это»), контроль действий («Сделай это») и контроль эмоций ( «Закончи») на основе…

Когда IQ находится под контролем, мотивация по-прежнему предсказывает достижение? $

    F. Gagné, Francois St. Pére

    Образование, психология

  • 2001

Развитие знаний детей о стратегиях самоконтроля

    H. N. Mischel, W. Mischel

    Психология

  • 1983

Изучение «метапознания» стало активным в последние годы, с обширными исследованиями, изучающими развитие знаний детей об эффективных стратегиях внимания, понимания и…

Уступчивое познание: несоответствие целей управления и обучения в текущей школьной реформе

    Мэри М. Маккаслин, Т. Гуд

    Образование

  • 1992

управление и инструктаж. Мы утверждаем, что для реформирования школ…

Успехи и неудачи при выполнении заданий в классе: адаптивное обучение и преподавание в классе

    Мэри М. Роркемпер, Л. Корно

    Образование, психология

    Журнал начальной школы

  • 1988

Характер обучения в классе требует от учащихся адаптивности справляться со стрессовыми ситуациями и изменять их. Развитие адаптивного обучения позволяет учащимся гибко реагировать на…

Аспекты развития саморегулируемого обучения

    S. Paris, R. Newman

    Образование

  • 1990

Саморегулирующиеся учащиеся понимают, ценят и участвуют в академическом обучении способами, которые принципиально отличаются от их сверстников, испытывающих трудности в школе. Мы обсуждаем, как учащиеся осознают…

Использование детьми когнитивных стратегий, как обучать стратегиям и что делать, если их нельзя научить

    М. Прессли, Д. Форрест-Прессли, Дарлин Дж. Эллиотт-Фауст, Г. Э. Миллер

    Психология

  • 1985

Эта глава посвящена использованию стратегий детьми. Хотя акцент делается на памяти, обсуждение включает стратегии, применяемые в ряде областей. Почти 20 лет прошло с тех пор, как Флавелл…

Образование и воля: аспекты личных способностей

    Х. Сокетт

    Образование

    Американский журнал образования

  • 1988

Воспитание характера считается несколько сомнительным , но качества решимости , осторожность, сосредоточенность, сдержанность, терпение, добросовестность и выносливость — все это разные вещи…

Разум и проблема воли

    Л. А. Первин

    Психология

  • 1992

Вернулась концепция мотивации! Такое заявление может стать неожиданностью для недавних участников этой области, которые могут задаться вопросом, когда же оно вообще исчезло. Однако в 1950-х и 1960-х годах…

Волевые аспекты мотивации достижения и выученной беспомощности: к всеобъемлющей теории контроля действий.

    Ю. Куль

    Психология, биология

    Успехи экспериментальных исследований личности

  • 1984

Саморегулируемое обучение: волевой анализ

    Корно Л.

    Психология

  • 1989
9002 0 В этой главе делается попытка охарактеризовать роль воли в саморегулируемом обучении (SRL ). Большинство концепций SRL включают аспекты воли и могут даже частично основываться на волевых данных, но…

Содействие метапознанию и мотивации одаренных детей

    S. Paris, Peter Winograd

    Образование, психология

  • 1990

Метапознание способствует независимому обучению, обеспечивая личное понимание собственного мышления. Такое осознание может привести к гибкому и уверенному решению проблем, а также к ощущению…

Желание и боль в пояснице: Когда пациенты говорят пациентов с хронической болью в нижней части спины (LBP), выделяя препятствия и факторы, способствующие регулярной физической активности, с целью разработки опросника для оценки этих волевых компетенций.


Методы

Был проведен контент-анализ полуструктурированных интервью с 30 пациентами с хронической болью в спине. Участников спрашивали об их боли, мотивации, физических способностях, барьерах и факторах, способствующих регулярным упражнениям, и, наконец, о стратегиях, реализованных для выполнения программы упражнений.


Результаты

Пациенты часто сообщали, что они были мотивированы и что упражнения не оказывали негативного влияния на БНС. Многие пациенты признали, что им трудно регулярно выполнять все упражнения. Основными барьерами были: нехватка времени, усталость, отсутствие видимых результатов, боль и другие ежедневные приоритеты. Основными фасилитаторами были: групповые упражнения, помощь терапевта, стратегическое планирование, благоприятная среда, удовольствие, связанное с упражнениями, страх повторения боли и сама боль.


Заключение

Контент-анализ показал, что обмен историями позволил пациентам выразить свои переживания БНС своими словами. Это дает прочную основу для разработки опросника, оценивающего волевые компетенции у пациентов с хронической БНС, с целью выявления пациентов, которые не будут выполнять свои упражнения, и помочь им быть (более) активными и избежать хронизации.


1


Введение

Физические упражнения рекомендуются для лечения хронической боли в пояснице. Они эффективны для предотвращения невыходов на работу и повторяющихся приступов боли. Тем не менее, от 60 до 80% пациентов не выполняют в полной мере (или вообще не выполняют) упражнения, предписанные их терапевтом (врачом общей практики, врачом-специалистом или физиотерапевтом), когда они одни дома, даже если они сообщают о своей мотивации. Таким образом, мотивации недостаточно, чтобы вызвать действие. На самом деле, человек часто сталкивается с барьерами (например, забывая об упражнениях, ощущением, что деятельность в долгосрочной перспективе слишком дорога, отвлекающими факторами, вредными привычками, депрессивным настроением), мешающими действию упражнений.

В соответствии с моделью Health Action Process Approach (HAPA), разработанной для изучения путей изменения нездорового поведения, важно различать преднамеренные процессы мотивационного характера и постнамеренные процессы волевого характера (рис. 1). . Пациенты переходят (в идеале) от одной стадии к другой последовательно и имеют общие характеристики в зависимости от стадии, на которой они находятся. Мотивационная стадия включает три позитивных социально-когнитивных предиктора намерения действовать (например, «Я намерен заниматься спортом» ): восприятие риска, связанного с данной патологией/заболеванием, ожидаемый результат конкретного действия и воспринимаемая самоэффективность этого действия. Концепция волевой стадии обусловлена ​​необходимостью понимания того, что, как только пациенты сформировали глобальное намерение развивать какое-либо поведение, они должны спланировать внедрение этого поведения в свою повседневную жизнь (планирование действий), поддерживая его в течение долгого времени, несмотря на потенциальные препятствия (преодоление). планирование) и сделать его эффективным (действие). В соответствующих фундаментальных исследованиях HAPA выделила фасилитаторов для конкретных планов, называемых намерениями реализации, для планирования действий и преодоления. Эти конкретные намерения, волевые познавательные средства, призванные сознательно способствовать инициированию действия, представляют собой условные планы со следующей структурой «если…, то…»: «Если столкнуться с ситуацией Y , я затем приму поведение Z , направленное на достижение цели X ». В этих планах указывается, при каких обстоятельствах (когда и где) потребуется определенное целенаправленное действие (как). Планирование действий и планирование преодоления положительно предсказываются самооценкой эффективности разработки планов действий, подходящих в количественном и качественном отношении. Как только действие инициировано, его правильное выполнение должно контролироваться. С одной стороны, могут возникать барьеры, и в этом случае проблема заключается в поддержании действия; с другой стороны, проблема может заключаться в возобновлении действия после его остановки или отказа.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts