Сообщение о науке психологии: Психология как наука. Предмет психологии и ее принципы — Logoprofy.ru

Содержание

Реферат «Психология как наука и практическая сфера деятельности»

Реферат на тему:

«Психология  как  наука  и  как  практическая  сфера  деятельности»

 

      Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей и т.д. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

        В научном употреблении термин « психология » появился впервые в XI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.

е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XII — XIX  веке  сфера исследования психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

        В XX столетии  психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется её прежнее название.

        С XIX  века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

        Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя  многие  субъективные  явления.

С

помощью одних человек познает мир (внимание, память и т.д.). Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и т.д. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

        Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его  для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определённые поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

        В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

        Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

        Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и

воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

        В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

        Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей не зависимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

        Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой – либо одной или нескольких групп явлений.

        Методы научных исследований – это те приёмы и средства, с помощью которых учёные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, как быстро   и   эффективно   данная   отрасль   знаний   способна   воспринять   и

 

использовать у себя всё самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

        Всё сказанное относится и к психологии. Её явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. В психологии выделяют следующие, наиболее часто используемые, методы: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование.

        Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог – исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

        Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса:

а) устный опрос – применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

б) письменный опрос – позволяет охватить большее количество людей, наиболее распространённая его форма – анкета.

в) свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них  заранее не ограничен определёнными рамками.

        Тесты предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

        Специфика эксперимента заключает в том, что в нем целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные  разновидности   эксперимента:  естественный   и   лабораторный.

Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.   

        Психология как практическая дисциплина стала развиваться не так давно. Главная цель практической психологии – разработка способов психологической помощи людям. Надо отметить, что практическая психология отличается от прикладной. Прикладная психология ориентирована на изучение возможностей применения (приложения) науч– но — психологических знаний для решения практических задач. При этом учёные пользуются научными методами исследования.

        Практическая психология отчасти остаётся искусством, отчасти опирается на прикладную психологию как систему практически ориентированных научных знаний.

        Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. Методы практической психологии направлены не на изучение, а именно на психологическую помощь. В этом её принципиальное отличие от научной психологии (фундаментальной или прикладной). К основным методам практической психологии чаще всего относят психодиагностику, психотерапию,  псисхокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу.

        Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений (как в научной психологии). В этом состоит одно из достоинств практической психологии, благодаря которому она вызывает большой интерес. Людям интересны не общие закономерности, а возможности понимания конкретного человека: другого или самого себя.

        Особенностями знаний в сфере практической психологии  являются конкретность и практичность. Практические психологи работают с конкретными случаями, на которые они опираются при формировании и изложении своего профессионального опыта и  соответствующих психологи-

ческих знаний и умений. Результаты их работы всегда представляют определённую практическую ценность.

        Однако практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных психологических идей. В этом слабость способов доказательства, используемых в практической психологии в отличие от научной.

        Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа  и способы оказания им психологической помощи.

        Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую – либо концепцию, разработанную систему способов и приёмов работы с определённым типом проблем. При этом он применяет её с учётом конкретной ситуации данного человека.

        Ещё одной особенностью практической психологии является целостность в описании человека. Поэтому психолог – практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.

        Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, т.е. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в  работах  З.Фрейда  («эдипов комплекс» и др.),  Э.Фромма  («бегство от сво-

боды»). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

        В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы. Поэтому нередко обнаруживается, что метод, используемый психологом – практиком, не приносит результатов, когда его используют другие психологи. В практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.

        Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и требует внимательного отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого. Что для человека, для людей важнее? Хотелось бы думать, что современное общество да и каждый человек хотя бы одно мгновение в своей жизни переживали два полярных, а поэтому очень ярких чувства: 1)чувство полной собственной беспомощности перед жизненными проблемами, желание отдать кому – то все свои оставшиеся силы, только чтобы больше не мучиться неопределённостью, бессмысленностью; 2) чувство ликующей радости от осуществленного – вдохновляющее чувство хозяина жизни. Какое из этих чувств продуктивнее? Наверное, недаром уныние считается смертным грехом. Оно лишает психическую реальность одного из главных качеств – качества глубины, разнообразия, динамики. Уныние, штиль, тишина – смерть психологическая и физическая. Однако возможно ли через воздействие Дру-

гого, Других людей вернуть глубину и разнообразие жизни человеку, уже погруженному (или погружающемуся) в небытие уныния, апатии, конформизма и прочих форм отказа от собственного «Я»? Это вопрос о том, идти ли психологу к тем, кто не зовет на помощь, вяло увлекаемый потоком собственной индивидуальной судьбы к её естественному концу.

       Лезть в чужую душу без спроса не только опасно, но и неэтично. А если она, чужая душа, погружается во мрак  потери собственного «Я», если она сама в ужасе от него, своего «Я», и спасается знаменитым фроммовским бегством от свободы в невроз, в болезнь, в инфантилизм, в никуда, и психолог всё это видит и понимает, то какое решение он должен принять, и будет ли оно правильным? Ответа на эти вопросы не знает никто. Но профессия  практического психолога появилась не случайно – может быть это одна из попыток человечества спасти индивидуальное сознание от наступления сознания массового человека.

        К методам практической психологии относятся:

1) Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

2) Психокоррекция – деятельность психолога по исправлению тех особенностей психического развития, которые по определенным критериям не соответствуют принятой модели.

3) Психотерапия – оказание психологической помощи в решении субъектом своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и отрицательных переживаний.

4) Психологическое консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений, это профессиональное отношение квалифицированного  консультанта к  клиенту,

которое обычно представляется как «личность – личность», хотя иногда в нём участвуют более двух человек.

        В отличие от учёных практические психологи обнаруживают большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно описывать их  на  основе  примеров  из   своего  профессионального

опыта. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций, конкретных примеров, описание отдельных случаев из профессиональной практики  делает их особенно привлекательными.  

Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.

Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.

А вот самым ранним психологическим опытом считается эксперимент фараона Псамметиха I, описанный древнегреческим историком Геродотом в книге «Истории». Дабы определить, какая раса была самой древней – египтяне или фригийцы, фараон сделал следующее: он отдал пастуху двух новорожденных детей и велел вырастить их в отдаленной хижине. Главным условием эксперимента было полное молчание, т.е. пастуху запрещалось разговаривать в присутствии младенцев. Таким способом Псамметих I хотел узнать, на каком языке детьми будет произнесено самое первое слово, и в соответствии с этим сделать вывод о древнейшей расе.

Спустя 2 года из детских уст донеслось долгожданное «bekos». Оказалось, что это фригийское слово, обозначающее «хлеб». Так египтяне решили, что фригийцы были более древней расой, чем они сами [Waterfield R., Dewald C., 1998].

Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что чувства – первый источник информации
о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь [Green C. D.].

Эмпедокл

Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.

Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.

Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего [Kingsley K. S., Parry R., 2020]. Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.

По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ

Будучи одним из величайших мыслителей древности, Сократ видел ценность не в небесных телах, а в бескрайней вселенной человеческой души, и был первым, кто использовал слово «психика», как средоточие разума и характера. Он определял знание, как веру, подкрепленную рациональным объяснением, а также считал, что истина находится внутри каждого человека и не может быть навязана авторитетом извне.

Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.

Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.

Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.

Если узнав об этих идеях, вы по-прежнему сохраняете интерес и продолжаете читать, то, скорее всего, вы обладаете пытливым умом и любите развиваться. Потребность в получении знаний похвальна! Чтобы облегчить этот процесс, приглашаем вас на онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Там вы узнаете специальные приемы, которые помогут лучше усваивать любой прочитанный материал, активизировать мышление, учиться продуктивнее и с интересом.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Самым ярким представителем психологической мысли того времени был Аврелий Августин, ставший первым философом, который предположил, что у человека есть «внутреннее я»: если он един с ним, то здоров, внутренняя же разобщенность ведет к развитию недугов.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

  1. Младенцы эгоцентричны и социально не осведомлены. Страх наказания – это препятствие для обучения, поскольку он сдерживает любопытство.
  2. Память – важнейший аспект ума и командный пункт психического функционирования, все навыки и привычки зависят от ее состояния.
  3. Мысли и импульсы, подавляемые во время бодрствования, могут проявиться во сне. При этом христианин не должен испытывать муки совести, поскольку в сновидениях невозможно согрешить.
  4. Все люди испытывают внутреннюю борьбу между собственным «я» и Богом. Этот конфликт приводит к хаосу во внешнем мире.
  5. Любовь лежит в основе счастья, а желание обладать тем, что человек не может иметь, является источником страдания. Необходимо развивать в себе способность к безусловной любви, которая меняет к лучшему характер мышления.

Августин также ввел в оборот термин «первородный грех» и считал, что все люди рождены грешниками. Эта точка зрения оказывала влияние на церковь на протяжении нескольких веков и во многом препятствовала изучению разума вплоть до эпохи Возрождения.

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Французский математик и философ Декарт полагал, что тело и разум – две отдельные сущности, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Эта концепция получила название «картезианский дуализм». Декарт считал тело физической структурой, подобной машине, которая поддается изучению и измерению, в то время как разум – это сущность, не относящаяся к материальному миру, но являющаяся источником идей и мыслей.

Философ был одновременно и нативистом, и рационалистом: он верил, что некоторые человеческие знания врожденны, а познать истину можно через опыт и деятельность разума. Ему принадлежит высказывание: «Я мыслю, следовательно, существую».

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

В отличие от Декарта, философ Локк придерживался мнения, что разум – это чистый лист, лишенный каких-либо идей, а все знания являются следствием опыта. Он различал только два его источника: ощущение и отражение. Ощущая, человек обращает свои чувства к миру и пассивно получает информацию в виде образов, звуков, запахов и прикосновений. Это приводит к рождению таких идей как «желтый», «кислый» или «мягкий». Во втором случае размышляя, человек обращает свой ум на себя и вновь пассивно получает такие идеи как «мысль», «вера», «сомнение», «воля».

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Будучи ярым эмпириком, шотландский философ Юм считал, что все знания происходят из чувственного опыта, поэтому идея о врожденном знании так же, как и метафизические концепции – это всего лишь софизмы. Он ставил под сомнение научные, религиозные и моральные тезисы, поскольку все они полагались на предположения, выходящие за рамки опыта, и, следовательно, могли быть ошибочными. Скептицизм Юма привел его к выводу, что поскольку «я» нельзя наблюдать, оно является своего рода психологической химерой.

Что ж, мы говорим «спасибо» Ренессансу, ставшему важной вехой в истории становления психологии, и переходим к следующему этапу.

Психология как самостоятельная дисциплина

Отцом психологии принято считать немецкого врача Вильгельма Вундта. Он написал первый учебник по этой дисциплине под названием «Основы физиологической психологии», где в общих чертах изложил ключевые связи между физиологией, мышлением и поведением, а в 1879 году основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым.  Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.

Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик.  По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

Поскольку функционалисту Джеймсу было непросто примирить объективную природу психологии с ее ориентацией на сознание, которое не поддается непосредственному наблюдению, со временем он отошел от научно-экспериментального подхода и углубился в философские рассуждения. Его сочинения были написаны доступным, нетривиальным, местами юмористическим и даже разговорным языком, за что их и раскритиковал Вундт. «Это литература. Это красиво, но это не психология», – так он отозвался о книге Джеймса «Принципы психологии» [Fancher R. E., Rutherford A. Pioneers of Psychology: A History., 2017].

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного.  Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Хотя теория Фрейда вызвала в свое время лавину критики и до сих пор воспринимается со скептицизмом, ее влияние на психологию неоспоримо. Мы не знаем, были ли прав Фрейд, зато уверены, что разбираться в основах психологии просто необходимо. Что нами движет? Почему мы поступаем так, а не иначе? Как понять мотивы поведения других людей? Наш бесплатный онлайн-курс «Психология человека» поможет прояснить ситуацию. Читайте и удивляйтесь, насколько прекрасна эта наука и глубока человеческая психика.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Результатом его изысканий стала теорией под названием «Иерархия потребностей», которая предполагала, что поведение человека определяется пятью категориями потребностей. Как только базовые потребности удовлетворены, появляется мотивация к достижению потребностей более высокого уровня.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

Американский психолог Джордж Миллер также занимался исследованием языка, его книга «Язык и общение» стала отправной точкой в зарождении психолингвистики. Помимо этого Миллер изучал способности человеческой памяти, выдвинув теорию, что большинство людей могут запомнить не более 7±2 элемента информации, используя свою кратковременную память. Миллер также обнаружил, что информация лучше запоминается, когда она разбита на части.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Современная когнитивная психология изучает психические процессы, связанные с памятью, интеллектом, языком, вниманием, восприятием, воображением, решением проблем, способностью к обучению. Кстати, более подробно об истории развития педагогической психологии вы можете почитать в нашей статье. А если вы желаете разобраться в особенностях своего мышления, научиться решать сложные жизненные задачи без суеты и стресса, улучшить аналитические способности, память и логику, приглашаем на онлайн-программу «Когнитивистика».

В древние времена психология представляла собой некую смесь магии и религии. Ранние, кажущиеся нелепыми, попытки понять устройство человеческой души и мотивы поведения человека в итоге переросли в научную дисциплину. История психологии на этом не заканчивается, она продолжает эволюционировать, помогая людям отвечать на самый главный вопрос: «Кто я такой?»

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Кстати:

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Предостережение – Ассоциация психологических наук – APS

Вопрос надлежащего – и особенно менее надлежащего – кризисного вмешательства привлекает всеобщее серьезное внимание и озабоченность прямо сейчас, и важно, чтобы это было так. Мы должны сосредоточиться на критической важности удовлетворения потребностей людей, поскольку они определяют их способами, которые, как мы можем быть уверены, помогут. . . в некоторых случаях это будет означать защиту их от конвергенции «туристов-травматологов», которые приезжают, чтобы предложить непроверенные и непродуманные дополнительные методы лечения травм отчаянно напуганным и горюющим. Но мы также должны осознавать, что некоторые подходы, которые кажутся интуитивно разумными и получили широкое распространение, оказались неэффективными и даже вредными.

Искушение предложить инструменты, которые, по нашему мнению, мы знаем лучше всего, может показаться непреодолимым в столь тяжелом кризисе, но мы должны особенно работать над тем, чтобы воспрепятствовать уступке отчаянной потребности что-то сделать, уступая принуждению использовать что-либо. Такие инструменты, как вездесущие методы «подведения итогов», вызывают особое подозрение на данном этапе, и к ним следует подходить с осторожностью, если вообще к ним подходить. Имеющиеся данные показывают, что этот подход в лучшем случае инертен, и в некоторых исследованиях было продемонстрировано, что он дает парадоксально отрицательные ответы в отношении более поздних симптомов.

Хотя это предостережение в настоящее время широко распространено во всем, начиная от Кокрейновских обзоров и заканчивая решением Британской национальной службы здравоохранения включить эту процедуру в список противопоказанных процедур, ее практикующие врачи, наиболее далекие от мира доказательной практики и серьезных эмпирических исследований, отреагировали на быстро растущие доказательства с отрицанием, отклонением и ad hominem. Они появлялись в больших и растущих количествах во время любых больших и малых бедствий и уже являются частью дымного ландшафта Манхэттена.

Каким бы важным ни было это сообщение, мы должны быть очень, очень осторожны, чтобы не заявить об этом таким образом, который может быть воспринят как бессердечное игнорирование боли и страданий, которые испытывают люди. Мы чрезвычайно обеспокоены этой агонией, и это должно звучать очень громко. Рассмотрим, например, что FDNY потеряла в одно мгновение больше пожарных, чем дежурило в Канзас-Сити в то утро, даже после того, как мы увеличили штат после инцидента. Действительно, это единственное агентство потеряло, по текущим оценкам, более чем в три раза больше пожарных, чем страна в целом теряет из-за смертей при исполнении служебных обязанностей в среднем за год. Их друзья и коллеги продолжают отчаянно раскапывать для них обломки, зная с каждым часом, что какая бы ни существовала вероятность найти кого-то живым — мучительно малая даже с самого начала — навсегда исчезает из их рук. Переход от сосредоточенного, хотя и безумного спасения к принятию убытков и длительному восстановлению будет более трудным, чем кто-либо за пределами предприятия может себе представить. Даже мысли о разрешении и восстановлении остаются далеко в будущем.

Этим тихим героям, долгое время являвшимся нашими верными защитниками от несчастий общественной жизни, а теперь одними из самых уязвимых солдат в войне, которая, как все понимают, скорее всего, только началась, им понадобится вся помощь, которую благодарная нация, включая ее психологов, может предложить на протяжении всего времени. это ужасное испытание. Но мы не оказываем им никакой услуги, навязывая им вмешательства, как бы хорошо они ни были задуманы, которые не выдерживают твердого доказательства пользы, не говоря уже о тех, которые неоднократно демонстрировались в ряде независимых исследований как несущие в себе возможность отсрочки. или препятствуя восстановлению они будут нужны и наверняка заработали. Мы обязаны им намного, намного больше.

Многие недавние трагедии — Колумбайн, Оклахома-Сити, TWA 800 — стали лагерями для легионов благонамеренных, но часто неподготовленных и не имеющих достаточной квалификации поставщиков психиатрических услуг, чье вмешательство и махинации привели к шагам на нескольких уровнях, чтобы пересмотреть то, как организованы эти службы, хореография, и доставлено во времена сильного удара. Это событие не похоже ни на одно из тех, что когда-либо переживала эта нация, не только по своим масштабам, но также по своей природе и своим намерениям. Компетентные и этичные поставщики услуг должны отбросить в сторону все наши различные предубеждения и искать в самой широте и глубине нашего понимания предложения, которые могут помочь всем нам помочь друг другу в эти трагические и коварные времена. Однако мы должны начать с тщательной и честной оценки того, что мы знаем и чего не знаем.

Теперь мы знаем, что многие из «разовых» вмешательств*, которые мы когда-то рекламировали, оказались в лучшем случае бесполезными и опасными для некоторых. Независимо от того, насколько хорошо эти подходы могут соответствовать нашим представлениям о том, в чем должны нуждаться наши клиенты, или даже насколько тепло наши благие намерения, выраженные в этих формах, могут быть встречены многими, мы должны помнить о нашем обещании, что прежде всего мы будем делать Никакого вреда. Голодные люди стекаются за теплым пончиком, наслаждаются его вкусом и способностью утолять аппетит и благодарят поставщика, но все это не делает его питательной едой. Теперь мы знаем, что описание неизбежных тревог, печали и даже ярости, которые большинство из нас переживает ежечасно в этот момент, как будто это симптомы расстройства, которое мы склонны приобретать, только увеличивает вероятность того, что наиболее уязвимые люди сделают опасные неправильные приписывания в отношении характер их дискомфорта. И мы должны быть осторожны с нашей верой в то, что разговоры о наших чувствах всегда полезны: если мы предупреждаем людей с преуменьшенной, но очевидной тревогой, что они стояли у пропасти, а затем снова ведем их к ее краю во имя помощи, мы должны не слишком удивляйтесь тому, что некоторые могут споткнуться и упасть в результате этого путешествия.

Мы также знаем, что паллиативным ингредиентом большинства этих встреч является общность, общность, мужество и забота, и мы даже отдаленно не являемся лучшим или единственным средством передачи этих важнейших благ. Их нельзя преподавать на структурированных групповых занятиях или рассказывать через информационные раздаточные материалы и фрагменты из СМИ; это элементы нашего глубочайшего характера, которые мы должны вместе найти и выковать. Друзья и семья, учителя и духовенство, соседи и коллеги в ближнем и дальнем окружении — все это важные составляющие нашей решимости, и психологи часто лучше всего работают, когда мы отходим на задний план и трудимся с тихим смирением, чтобы помочь укрепить эти ресурсы, чтобы сделать все возможное.

Именно здесь лучше всего подходит простая аллюзия на Волшебника из страны Оз: только когда Волшебник отказался от своего притворства, он сделал что-то хорошее, показав Дороти и ее приятелям, что они всегда несли в себе все необходимое для пережить свой кризис. То, что они искали и узнавали, было сердцем, мозгами и мужеством; это то, что нам всем нужно после этого злодеяния. Слишком часто мы хотели войти как мессия, когда ремонтник Maytag был бы гораздо лучшей ролью. Давайте постараемся помочь, чем сможем, но оставим всякую гордыню позади.

*однократное вмешательство без последующего вмешательства

Факультет психологии | Cal State LA

Факультет психологии

Факультет психологии предлагает программы, ведущие к получению степени бакалавра гуманитарных наук, магистра гуманитарных наук и магистра наук. Несовершеннолетний также доступен для студентов, которые специализируются в других областях, в которых знание психологии было бы полезно.

Психология — это научное исследование поведения людей и животных. Некоторые психологи в первую очередь заинтересованы в том, чтобы узнать больше о человеческом поведении с помощью научных методов; другие связаны с применением психологических принципов, таких как психотерапия, прикладной анализ поведения и промышленная психология.

Программы обучения психологии

Программа бакалавриата

Департамент психологии предлагает:

  • Бакалавр искусств в области психологии: программа на получение степени в психологии является как подготовкой к углубленному изучению, так и конечной степенью гуманитарных наук.
  • A Minor в психологии: Minor состоит из формальной совокупности курсов, в общей сложности пятнадцать или более единиц. По крайней мере, шесть единиц должны быть высшего дивизиона и проживать в штате Калифорния, Лос-Анджелес.

Программы для выпускников

Департамент психологии предлагает:

  • Магистр психологических наук с упором на исследовательские и концептуальные навыки для студентов, чей основной интерес заключается в продолжении обучения в докторантуре.
  • Магистр судебной психологии, который готовит людей к работе в системе уголовного правосудия.

Сообщение от председателя

Благодарим Вас за решение продолжить обучение на факультете психологии. Мы надеемся, что ваша академическая карьера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе принесет вам много новых интеллектуальных задач и наград в достижении ваших личных целей.

 

В дополнение к разнообразным формальным академическим занятиям, доступным на занятиях по психологии, Psi Chi, наше отделение национальной психологической организации, и коллоквиум по психологии предлагают студентам многочисленные занятия, которые должны вас заинтересовать.

 

Тщательное планирование вашей академической программы является важным первым шагом к обеспечению вашего успеха в Калифорнийском штате Лос-Анджелес. Обязательно встретитесь с научным консультантом или вашим наставником, чтобы помочь спланировать вашу академическую программу.

 

Если у вас есть вопросы, напишите нам (не забудьте дать нам 2–3 дня, чтобы ответить вам).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts