Психология рене декарт: Психологические теории Рене Декарта и Томаса Гоббса

концепция Рене Декарта и ее развитие

👨🏻‍🚀 О дуализме впервые заговорил Декарт. Первым концепцию субстанционального дуализма, согласно которой сознание и тело — две отдельные субстанции, предложил французский философ Нового времени Рене Декарт (1596–1650). Также эта концепция называется «картезианский дуализм» в честь того самого Декарта, Картезий — латинский вариант его имени.

🧠 «Мыслю, следовательно существую». Декарт утверждает, что сознание и тело — это две гетерогенные, то есть разнородные, независимые, автономные субстанции. Чтобы понять, как он пришел к этому выводу, обратимся к его знаменитому утверждению Cogito ergo sum. Сомневаясь во всем, Декарт приходит к этой фразе «мыслю, следовательно существую» как к фундаментальной истине. Может быть не существует внешнего мира, может быть не существует бога, но в том, что существует само мое сознание, я убеждаюсь, когда начинаю сомневаться в этом, потому что сам акт сомнения является актом сознания.

☝️ Если есть сомнение, значит есть кто-то, кто сомневается, значит есть мое мыслящее «Я».

💭 Мыслящее «Я» ≠ душа. Декарт внимательно всматривается в мыслящее «Я», он показывает, что его нельзя в строгом смысле называть душой.

🙅🏻‍♂️ Мыслящее «Я» точно не является вещью, то есть не обладает своими признаками просто по факту существования. Декарт утверждает, что «Я» существует, пока продолжается мышление, а оно есть усилие, акт, а не вещь. Стоит этому усилию прекратиться, например, если человек потеряет сознание или провалится в глубокий сон, как мыслящее «Я» без следа пропадает.

🙌 Декарт называет наше сознание субстанцией, тем, что в своем существовании независимо от всего остального. Под субстанциональностью сознания он подразумевает, что в процессе сознания (мышления) мы ни от чего не зависим. Сознание, пока оно продолжается, является самодостаточным событием.

Существует ли материальный мир? Декарт рассуждает об этом вопросе следующим образом 👇

📚 Заглянем в глубь своего сознания, что мы там находим? Мы видим, чтобы продолжаться нашему сознания не требуется ни форма, ни размер, ни цвет. Загляните в себя, пока вы мыслите и подумайте, применимы ли к вашей мысли понятия цвета, формы, длины, ширины, высоты и вы поймете, что в ней нет места для этих характеристик. Пока она мыслится, мысль находится вне пространства.

🍎 Откуда в нашем сознании взялись идеи о длине, ширине, высоте, форме, если самому сознанию они несвойственны? Декарт приходит к выводу, что они пришли извне, существует какой-то внешний мир, в котором есть длина, ширина, высота и форма. И этот мир каким-то образом воздействует на наше сознание, оставляя в нас соответствующие впечатления.

➡️ Так, вслед за Декартом мы доказали, что наше сознание точно есть и оно субстанциально, и есть нечто протяженное за пределами нашего сознания, Декарт называет это протяженной субстанцией. Впоследствии, оказывается, что наше тело есть часть этого протяженного мира за пределами нашего сознания. Согласно Декарту, существование сознания достоверно непосредственно, а существование всего материального мира нужно еще доказывать.

Декарт описывает свойства сознания и тела 👇

🧠 Сознание свободно, активно, мыслит, дано непосредственно, непротяженно.

🚶‍♂️ Тело детерминировано, пассивно, не мыслит, дано в ощущениях, протяженно.

РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕНЕ ДЕКАРТА

  • Ирина Павловна Брекоткина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2020-30-3-237-243

Ключевые слова: разум, субъективная достоверность, субстанция, свобода воли, детерминизм, метод, врожденные идеи, универсальный язык, дуализм

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты той парадигмы научного мышления, которая была создана Рене Декартом в середине XVII века. В фокусе внимания автора статьи оказывается проблема метафизической обоснованности человеческого разума, а также тема субъект-объектных отношений в гносеологических представлениях французского мыслителя. Эти вопросы исследуются через рассмотрение триады «Я» — Бог — природа, которая занимает центральное место в философской концепции Декарта. Идея сотворенного разума являлась для философа фундаментальным основанием для получения достоверного знания о мире и открытий в научной сфере. Декарт определял разум как инструмент познания и уделял большое внимание проблеме управления собственным мышлением с помощью изобретенного им метода. Мыслительный процесс оказывается объектом наблюдения и рефлексии со стороны «Я». В статье исследуется вопрос о соотношении свободы и необходимости в картезианской философии. Одна из важнейших задач, поставленных Декартом, — это освобождение мышления от предрассудков и построение новой философии. Базовым принципом картезианской философской системы стало тотальное сомнение.

Акт сомнения обнаруживает способность мышления к проявлению свободы. Свобода воли рассматривается Декартом как один из регистров человеческого мышления, с помощью которого осуществляется контроль за мыслительным процессом.

Литература

1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От возрождения до Канта / в пер. и под ред. С.А. Мальцевой. СПб.: Пневма, 2002. 880 с., с ил.

2. Асмус В.Ф. Декарт. М.: Государственное издательство политической литературы (Политиздат), 1956. 372 с.
3. Асмус В.Ф. Избранные философские труды. В 2 т. М.: Издательство Московского университета, 1971. 445 с.
4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 456 с.
5. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
6. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001. 315 с.
7. Декарт Р. Избранные произведения / в пер. и под ред. В.В. Соколова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. 711с.
8. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII века. М.: Наука, 1993. 139 с.
9. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд. группа «Прогресс»; Культура, 1993. 352 с.
10. Матвиевская Г.П. Рене Декарт, 1596-1650. М.: Наука, 1976. 274 с.
11. Рассел Б. История западной философии. Философия нового времени. М.: Миф, 1993. 445 с.
12. Рикер П. Кризис cogito // Бессмертие философских идей Декарта: Материалы международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта, 24 апр. 1996 г. / отв. ред. Н.В. Мотрошилова. М.: ИФ РАН, 1997. С. 14-30.
13. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993. 447 с.
14. Хома О. Историко-философские стереотипы и современное прочтение Декартовых «медитаций» // «Медитації» Декарта у дзеркалі сучасних тлумачень: Жан-Марі Бейсад, Жан-Люк Марйон, Кім Сан Он-Ван-Кун: [збірка]: пер. з фр. і лат. / уклад. О. Хома; відп. ред. С.В. Пролеєв; літ. ред. Л. Лисенко. Київ: Дух і Літера, 2014. 368 с.
15. Perler D. Rene Descartes. Munchen: Beck, 2006. 286 S.

Поступила в редакцию 2020-04-14
Опубликована 2020-09-25

Раздел

Философия

Страницы

237-243

Рене Декарт | Биография, идеи, философия, «Я мыслю, следовательно, я существую» и факты

Рене Декарт

Смотреть все медиа

Дата рождения:
31 марта 1596 г. Франция
Умер:
11 февраля 1650 г. (53 года) Стокгольм Швеция
Известные работы:
«Геометрия» «Письмо к Воэцию» «Размышления о первой философии» «Принципы философии» «Правила управления разумом» «Рассуждение о методе» «Страсти души» «Мир»
Предметы изучения:
Правило знаков Декарта уверенность Мыслю, следовательно, существую интеракционизм дуализм разума и тела
Роль в:
Битва у Белой Горы Научная революция

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Рене Декарт?

Рене Декарт — французский математик и философ XVII века. Его часто считают предшественником рационалистической школы мысли, и его огромный вклад в области математики и философии, как в отдельности, так и в целом, помог продвинуть западное знание вперед во время научной революции.

Подробнее читайте ниже: Молодость и образование

рационализм

Узнайте больше о рационализме.

Чем известен Рене Декарт?

Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианской теории. дуализм (также называемый дуализмом разума и тела), метафизический аргумент, согласно которому разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом. в декартовой системе координат, которая до сих пор широко используется.0003

Подробнее читайте ниже: Мир и Беседа о методе

дуализм разума и тела

Узнайте больше о картезианском дуализме.

Какой была семья Рене Декарта?

Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Жанна умерла вскоре после того, как Декарту исполнился год. Считалось, что Декарт был довольно болен в детстве. Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, а Иоахим был занят другой работой и был членом совета провинциального парламента. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенок по имени Франсин умер в возрасте пяти лет от скарлатины.

Подробнее читайте ниже: Резиденция в Нидерландах

Как умер Рене Декарт?

Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой всего 22 года, заставляла Декарта вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока, что оказалось пагубным для его здоровья, поскольку он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре. Однажды утром, вероятно, из-за раннего подъема в сочетании с морозной шведской зимой, Декарт простудился, и это оказалось смертельным.

Подробнее читайте ниже: Последние годы и наследие

Рене Декарт (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ. Потому что он был одним из первых, кто отказался от схоластического аристотелизма, потому что он сформулировал первую современную версию дуализма разума и тела, из которой проистекает проблема разума и тела, и потому что он способствовал развитию новой науки, основанной на наблюдении и эксперименте, его обычно считают основателем современной философии. Применяя оригинальную систему методического сомнения, он отбросил кажущееся знание, полученное от авторитета, чувств и разума, и возвел новые эпистемологические основания на основе интуиции, что, когда он думает, он существует; это он выразил в изречении «Я мыслю, следовательно, я существую» (наиболее известное в его латинской формулировке «Cogito, ergo sum», хотя изначально было написано по-французски «Je pense, donc je suis»). Он развил метафизический дуализм, радикально различающий разум, сущность которого — мышление, и материю, сущностью которой является протяженность в трех измерениях. Метафизика Декарта рационалистична, основана на постулировании врожденных представлений о разуме, материи и Боге, но его физика и физиология, основанные на чувственном опыте, механистичны и эмпиричны.

Узнайте о жизни и творчестве французского математика и философа Рене Декарта.

Просмотреть все видео к этой статье. Река Крез в Пуату, где его отец Иоахим владел фермами и домами в Шательро и Пуатье. Поскольку Иоахим был советником парламента Бретани в Ренне, Декарт унаследовал скромный дворянский чин. Мать Декарта умерла, когда ему был год. Его отец женился во второй раз в Ренне, оставив его в Лаэ, чтобы его воспитывала сначала его бабушка по материнской линии, а затем его двоюродный дед в Шательро. Хотя семья Декартов была католиком, регион Пуату находился под контролем протестантских гугенотов, а Шательро, оплот протестантов, был местом переговоров по Нантскому эдикту (159 г. ).8), которая предоставила протестантам свободу вероисповедания во Франции после периодических религиозных войн между протестантскими и католическими силами во Франции. Декарт регулярно возвращался в Пуату до 1628 года.

В 1606 году Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла-Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 молодых людей прошли подготовку для карьеры в военной инженерии, судебной системе и государственном управлении. В дополнение к классическим исследованиям, естественным наукам, математике и метафизике — Аристотеля учили по схоластическим комментариям — они изучали актерское мастерство, музыку, поэзию, танцы, верховую езду и фехтование. В 1610 году Декарт участвовал в торжественной церемонии, на которой сердце Генриха IV, убийство которого в том же году разрушило надежду на религиозную терпимость во Франции и Германии, было помещено в собор в Ла-Флеш.

В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил степень юриста. В это время гугеноты Пуатье фактически восстали против молодого короля Людовика XIII (годы правления 1610–1643). Отец Декарта, вероятно, ожидал, что он поступит в парламент, но минимальный возраст для этого был 27 лет, а Декарту было всего 20 лет. армия мирного времени протестантского штатгальтера принца Мориса (годы правления 1585–1625). В Бреде физик Исаак Бекман (1588–1637) вдохновил Декарта на занятия естествознанием и математикой, для которого он написал Музыкальный сборник (написано в 1618 г., опубликовано в 1650 г.), его первое сохранившееся произведение.

Викторина «Британника»

Философия 101

Декарт провел период с 1619 по 1628 год, путешествуя по Северной и Южной Европе, где, как он позже объяснил, изучал «книгу мира». Находясь в Богемии в 1619 году, он изобрел аналитическую геометрию, метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически. Он также разработал универсальный метод дедуктивных рассуждений, основанный на математике, применимый ко всем наукам. Этот метод, который он позднее сформулировал в Рассуждение о методе (1637) и Правила направления ума (написаны в 1628 г., но не опубликованы до 1701 г.) состоит из четырех правил: (1) не принимать за истину ничего, что не самоочевидно, (2 ) разделить задачи на простейшие части, (3) решить задачи, идя от простого к сложному, и (4) перепроверить рассуждения. Эти правила являются прямым применением математических процедур. Кроме того, Декарт настаивал на четком определении всех ключевых понятий и границ каждой проблемы.

Декарт также исследовал сообщения об эзотерическом знании, такие как утверждения практиков теософии о том, что они могут управлять природой. Несмотря на разочарование в последователях каталонского мистика Рамона Луллия (1232/33–1315/16) и немецкого алхимика Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесгейма (1486–1535), он был впечатлен немецким математиком Иоганном Фаульхабером (1580–1635). член мистического общества розенкрейцеров.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Декарт разделял ряд розенкрейцерских целей и привычек. Подобно розенкрейцерам, он жил один и в уединении, часто менял место жительства (за 22 года пребывания в Нидерландах он побывал в 18 разных местах), бесплатно занимался медициной, пытался увеличить продолжительность жизни человека и с оптимизмом смотрел на будущее. Способность науки улучшать условия жизни человека. В конце своей жизни он оставил сундук с личными бумагами (ни один из которых не сохранился) у врача-розенкрейцера — своего близкого друга Корнеля ван Хогеланде, который занимался его делами в Нидерландах. Несмотря на это сходство, Декарт отверг магические и мистические верования розенкрейцеров. Для него этот период был временем надежд на революцию в науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в Продвижение обучения (1605 г.) ранее предложил новую науку наблюдения и эксперимента, чтобы заменить традиционную аристотелевскую науку, как это сделал позже сам Декарт.

В 1622 году Декарт переехал в Париж. Там он играл, ездил верхом, фехтовал, ходил во двор, на концерты и в театр. Среди его друзей были поэты Жан-Луи Ге де Бальзак (1597–1654), посвятивший Декарту « Le Socrate chrétien » (1652; «Христианский Сократ»), и Теофиль де Вио (159 г.).0–1626), чучело которого было сожжено и заключено в тюрьму в 1623 году за сочинение стихов, высмеивающих религиозные темы. Декарт также подружился с математиком Клодом Мидоржем (1585–1647) и отцом Марином Мерсенном (1588–1648), человеком универсальной учености, который переписывался с сотнями ученых, писателей, математиков и ученых и стал основным контактным лицом Декарта с более широкими интеллектуальными кругами. мир. В это время Декарт регулярно скрывался от друзей, чтобы работать, сочиняя трактаты, ныне утраченные, о фехтовании и металлах. Он приобрел значительную репутацию задолго до того, как опубликовал что-либо.

В беседе в 1628 году Декарт опроверг заявление алхимика Шанду о том, что вероятности так же хороши, как и достоверность в науке, и продемонстрировал свой собственный метод достижения достоверности. На беседе присутствовал кардинал Пьер де Берюлль (1575–1629), основавший в 1611 году Конгрегацию учителей ораториализма в качестве соперника иезуитов. Многие комментаторы предполагают, что Берюлль побуждал Декарта написать метафизику, основанную на философии святого Августина, в качестве замены иезуитскому учению. Как бы то ни было, через несколько недель Декарт уехал в Нидерланды, которые были протестантскими, и, приняв большие меры предосторожности, чтобы скрыть свой адрес, не возвращался во Францию ​​в течение 16 лет. Некоторые ученые утверждают, что Декарт сделал Берюля наставником своей совести, но это маловероятно, учитывая происхождение и убеждения Декарта (он был выходцем из провинции гугенотов, не был католическим энтузиастом, его обвиняли в том, что он розенкрейцер, и он защищал религиозной терпимости и выступал за использование разума).

Как французский философ 17-го века до сих пор влияет на то, как мы думаем о связи между разумом и телом – Коучинг Vital Mind

Влияние Рене Декарта на связь между разумом и телом все еще отражается сегодня

Рене Декарт был одаренным математиком и философом 17-го века, который навсегда изменил то, как мы на Западе воспринимаем разум и его связь с телом. Вероятно, многие сталкивались с его знаменитым высказыванием «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую» или, точнее, «Я мыслю, следовательно, существую»). В своем знаменитом утверждении Декарт, по сути, стремился доказать, что нельзя сомневаться в своем существовании, сомневаясь, тем самым доказывая примат ментального над материальным (вещество реальности было ментальным или нематериальным).

Структура декартова дуализма

Декарт, по сути, постулировал фундаментальное различие между миром материи (Res extensa) и миром разума (Res cogitans), что привело к расщеплению разума и тела или «картезианскому дуализму». С его точки зрения, разум, по сути, работал через какой-то таинственный механизм, оторванный от тела. В рамках Декарта материальное было вторичным по отношению к ментальному.

Ограничения декартова дуализма

Ограниченность картезианского дуализма (как нематериальный механизм может воздействовать на тело и взаимодействовать с ним, чтобы произвести сознание?) проложили путь чисто материалистическим/механистическим объяснениям человеческого сознания и умственной деятельности. Эти рамки стремились предоставить чисто редукционистское объяснение работы разума — отрицание любой роли нематериального или ментального, сводя все ментальные явления к их материальным свойствам.

Декарт стремился доказать, что превосходство ментального (нематериального) над материальным непреднамеренно сделало ментальное ненужным, поскольку невозможно было найти правдоподобный механизм, связывающий ментальное и материальное.

В 18, 19 и 20 веках по существу была реакция на картезианский дуализм, который привел к движению от одной крайности (субстанция реальности чисто нематериальна) к другой (субстанция реальности чисто материальна). Несмотря на достижения в нейробиологии, перспектива всеобъемлющего описания человеческого сознания с чисто материалистической/механистической точки зрения остается иллюзорной. Философы разума продолжают бороться с «проблемой сознания»9.0003

Декартовский дуализм по-прежнему влияет на то, как мы думаем об отношениях между разумом и телом

Несмотря на свои ограничения, картезианский дуализм (расщепление разума и тела) по-прежнему влияет на то, как мы думаем о разуме и его отношении к телу. Это влияние ясно видно в современной психологии, где разум считается полностью отделенным от тела, что приводит к отсутствию интегрированных, целостных методов лечения. С другой стороны, чисто материалистические описания психических расстройств (например, дисбаланса нейротрансмиттеров) не смогли обеспечить адекватного понимания причин и методов лечения психических расстройств.

То, что отчаянно необходимо, так это структура, которая может преодолеть разрыв между ментальным и физическим. Такая структура существует, но философские оковы ушедшей эпохи гарантируют, что мы остаемся укоренившимися либо в чисто ментальном (нематериальном, психологическом), либо в физическом (материальном, основанном на мозге) описании психических расстройств без какой-либо реальной интеграции двух точек зрения.

Итак, в следующий раз, когда вы подумаете, что философия не имеет большого значения для нас, живущих в «реальном мире», подумайте еще раз. Философская грамотность становится все более важной, помогая нам понимать и решать проблемы, в том числе в деловом мире, где интегрированный взгляд на разум и тело сейчас, как никогда, важен для помощи как отдельным людям, так и организациям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts