Соотношение биологического и социального духовного в человеке: Соотношение биологического и социального начала в человеке

Содержание

Соотношение биологического и социального начала в человеке

Выявить соотношение биологического  социального в человеке порой бывает очень сложно, в силу того, что с одной точки зрения – культурологической, а с другой – биологической, нередко результаты исследования оказываются достаточно неполноценными на фоне упрощённого толкования. В контексте такого упрощения формируются версии панбиологизма или пансоциологизма.

Пример 1

Различные социальные беспорядки и безобразия оправдываются непреодолимыми природными качествами человека.

Человек – биологический организм

Касательно основного вопроса: «гены или социум» и приверженцы социал-биологизма, и социал-дарвинизма однозначно отвечают, что главная роль за генами. Однако вместе с этим и биологическая судьба человека изображается довольно-таки ярко и многообразно. Одни придерживаются мнения, что генетическая система человечества полно отражает результаты становления его как специфического биологического вида. Её устойчивость и безупречность настолько нерушимы, что она может существовать неограниченное количество лет в рамках обозримого будущего.

Другие, в свою очередь, говорят, что человек как биологический вид уже стремиться к своему концу. В силу этих обстоятельств, логично говорить о том, что человечество стремиться к увеличению жизни, тем самым преуспевая в медицине и избегая сурового воздействия естественного отбора, а также последствий неуклонных накапливающихся мутаций. Кроме этого, социальные бури и взрывы также служат подтверждением угасания человеческого рода.

Третьи, утверждают, что человек, являясь биологически молодым и незрелым, всё ещё сохраняет в себе генетическую информацию животных. А созданная социальная среда для его собственной жизни – это лишь результат деятельности уникальных его представителей, а не исторический умысел. Такие воззрения объясняются не только элитаризмом, но и теоретическим расизмом.

Обе эти доктрины берут своё начало в генетической природе человека и требуют исправления, в противном случае ближайшее будущее человечества под вопросом, поскольку ему грозит гибель из-за биологических факторов. Уберечь человечество от гибели сможет только генетика, которая способна взять в свои руки биологическую эволюцию. В контексте этих идей появляется обновлённая евгеника, которая без нашего дозволения и особого желания, всё равно высказывается в сторону осуществления целенаправленного контроля над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества.

Не учитывая многочисленные генетические возможности селекции, зарождаются некоторые нравственно-психологические вопросы. Один из основных состоит в том, что необходимо установить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и в целом, кто должен и имеет возможность решать вопрос о том, что именно желанно.

Генетические факторы гипертрофируются, а селекционные возможности, которые свойственны социал-биологизму и социал-дарвинизму, способствуют занижению в человеке социального начала. Человек – это одновременно природное и социально-природное существо. Природа предоставляет человеку в разы меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Логично указать ещё на одну неточность в указанных концепциях наряду с пренебрежением ими социальным моментом.

Рассуждая о биологических факторах, просто невозможно говорить только о генетических, стоит брать в расчёт и физиологические аспекты личностного развития. Именно те особенности, которые вызывают патологический эффект, потому как именно они могут повлиять на перемены в биологической составляющей человека, который, как говорилось ранее, может начать иначе воспринимать действительность и действующие на него социальные факторы.

Важное внимание нужно уделить тем теориям, которые признают значимость биологического фактора, и в то же время утверждают о возможности быстрого изменения человеческой природы в необходимое русло посредством воспитательных воздействий. Истории известны случаи, когда при помощи сильнейших социальных воздействий общественная психология менялась. Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы.

Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты. Культурологическая штурмовщина  и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги.

Соотношение биологического и социального в человеке

В человеке биологические и социальные начала объединяются. От рождения человек является биосоциальным существом. Это значит, что он рождается с анатомо-физиологическими системами, которые недостаточно развиты, они формируются в свои конечные формы уже в условиях социума, но стоит отметить, что изначально они заложены в него как в человеческое существо. Механизм наследственности, который определяет биологическую составляющую человека, состоит, в том числе и из социальной его сущности.

Определение

Новорожденный — не tabula rasa (дословно переводится как чистая доска), которую «разрисовывает» среда своими узорами духа.

Наследственность наделяет ребенка биологическими и инстинктивными свойствами. Маленький человек изначально обладает способностью полностью считывать поведение взрослых, подражает их действиям и звукам. Он наделён любопытством, а это является социальным качеством. ОН имеет свойство испытывать страх и радость. Более того, улыбка носит врождённый характер, а она уже является человеческой привилегией. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что ребёнок появляется в этом мире как человеческое существо. Хотя в сам момент рождения, он, скорее, кандидат в человека. Человеком он не может стать в изоляции от общества. Оно вводит его в мир людей, и оно же регулирует и наделяет его поведение определённым социальным содержанием.

Любой здоровый человек имеет пальцы и руки, которые подчиняются его воле, он может начать рисовать, но это вовсе не делает из него художника или живописца. Это же относится и к сознанию, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления вырабатываются в процессе воспитания, обучения, изучения языка, мира и культуры. Стоит отметить, что общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая является ядром его психической, сознательной жизнедеятельности.

Таким образом, человек – это целостная система биологического, психического и социального уровней, которые, в свою очередь, образовываются из двух измерений – природного и социального, наследственного и прижизненного приобретаемого. Важно указать, что человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их совокупное соотношение, которое приводит в появлению новой качественной ступени – человеческой личности.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Соотношение биологического и социального в человеке

Оглавление:

Человек — существо биосоциальное, то есть биологическое и социальное одновременно, и его нельзя рассматривать только как социальное явление. Не стоит забывать, что он — часть природы, ее продукт, объект изучения различных отраслей естественных и общественных наук. Хотя его специфические биологические свойства опосредованы его социальной природой, это не следует воспринимать как отрицание его биологических свойств, тем более что они имеют большое значение для его социальной жизни.

Биологические характеристики человека не входят в понятие личности. Этот термин обобщает специфические социальные характеристики человека.

Для того чтобы понять содержание социальной среды как детерминанты развития личности, необходимо выделить «микросреду», то есть среду ближайшего окружения индивида. Она играет важную роль в формировании индивидуальности.

Социальная среда может значительно отличаться по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупность всех общественных отношений. Его особенность видится в том, что он разрывает и опосредует влияние общества на личность и ее духовный мир.

Понятие социальной среды — это совокупность всех общественных отношений, включающая материальные и духовные компоненты, объективно существующие по отношению к личности, то есть идеологическое окружение личности является объективным фактором ее формирования.

Важнейшим элементом микросреды человека является окружающая его духовная атмосфера. Она складывается из различных факторов, включая состояние общественного сознания, его содержание и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором человек живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которые определяют поведение людей в этих коллективах.

Отделившись от природы, человек перестает быть простым биологическим существом; он становится социальным существом и в некотором смысле отворачивается от природы и противостоит ей. Было бы ошибочно представлять, что отделение человека от природы подразумевает полный разрыв с природной основой и ее уничтожение. Напротив, как справедливо отмечают ряд ученых, природное, естественное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную реорганизацию через ограниченную связь с социальным в человеке.

Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторически естественные условия. В этом смысле можно сказать, что в процессе своего развития социальное выходит за рамки биологического и становится внебиологическим, надбиологическим.

Человек, который становится социальным существом, не перестает быть биологическим существом; он отделяется от природы, но эта сегрегация не абсолютна, а относительна. Здесь существует примерно такое же соответствие, как между формой и содержанием эмерджентных явлений. Это не означает, что социальное в человеческой природе относится только к форме. Оно «пронизывает» человеческую природу в целом, но в человеке существует различие между социальным и природным в рамках их единства, которое может превратиться в противоположность.

В процессе исторического становления человека относительная роль социальных факторов неуклонно возрастала, а роль биологических факторов постепенно снижалась.

Человек — это воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. В то же время он является субъектом труда, социальных отношений и общения с помощью артикулированного языка. Однако, когда мы говорим о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что только социальная среда формирует его. Социальное понимается здесь как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, который абсолютизирует его индивидуальные психологические характеристики.

Концепции соотношения социального и биологического в человеке

В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сформировались четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (в обществе):

Человек — это, прежде всего, биологическое существо, подчиняющееся законам природы;

Человек — чисто социальное существо;

Человек имеет двойственную социально-биологическую природу и является биосоциальным существом;

Человек обладает целостной социальной природой, которая включает в себя законы физической, химической и биологической форм материи в подчиненном и отдаленном виде.

Давайте рассмотрим эти понятия более подробно.

  1. понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII века. Век и Л. Фейербаха. Это противоречило идеалистическим взглядам Гегеля: с его точки зрения, человек — это прежде всего духовное и мыслящее существо, а общество — логическая ступень в развитии абсолютной идеи. В 19 веке биологическое понимание природы человека использовали социал-дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации законами естественного отбора и борьбы за существование, открытыми Чарльзом Дарвином. Однако после появления материалистической концепции общества этот подход устарел: труд, сознание и чередование фаз общественного развития не охватывались биологическими законами, и этот подход потерял поддержку большинства ученых. В сфере обслуживания становится особенно ясно, что человек имеет не только биологические потребности, и что биологические потребности, которые у него действительно есть (в пище, одежде, жилье и т.д.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.
  2. Определение человека как чисто социального существа никогда не находило широкой научной поддержки. Возможно, это результат сильной вульгаризации концепции марксизма, который впервые ввел понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальные» идеи высказываются отдельными специалистами, которые не рассматривают биологический аспект природы человека и общества.
  3. представление о человеке как о биосоциальном или социобиологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда биологический и социальный аспекты дополняются третьим, психическим подходом, т.е. человек понимается как единство биологического, психологического и социального. «Человек, — пишет автор одного из лучших философских учебников, — это целостное единство биологического, психического и социального планов, сформированное природным и социальным, унаследованным и приобретенным в жизни. Очевидно, что и биологические, и социальные законы влияют на человека и общество. (Что касается ментального компонента, то кажется странным нарушением логики делать его третьей детерминантой человека: Психика и сознание — это социальные явления, поэтому социальная составляющая человека уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей мы неизбежно должны учитывать как социальные факторы, так и биологические законы человеческого организма. Например, при предоставлении туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физическую нагрузку, слишком тяжелую для организма. Человеку также необходимы еда, сон и отдых. При предоставлении услуг по информированию, руководству и обучению необходимо учитывать биологический механизм органов чувств и памяти: Например, человек не может воспринимать и анализировать слишком много информации, она должна быть представлена в удобной для усвоения форме (устной, письменной или на экране). Дети и взрослые воспринимают информацию по-разному. Не стоит недооценивать и биологическую составляющую человеческих потребностей, ведь поведение человека определяется не только социальными факторами.

Изменения биологических характеристик человеческого организма в ходе эволюции

В результате направляющего влияния социума биологические характеристики человека развиваются и становятся более совершенными, чем у животных. В этом смысле нам говорили, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — это самая продвинутая и сложная биология. Это отражается в том, что человек биологически приспособлен к тому, чтобы занять любую экологическую нишу, любую среду обитания, включая космос. Кроме того, у людей самый высокий уровень физической активности в животном мире. Подсчитано, что в течение жизни человек потребляет в 6 раз больше энергии на 1 кг массы тела, чем самые активные хищники. Социальная активность повышает биологическую активность организма (человек двигается больше, чем животные). Гегель был прав: «Практическая культура — это привычка и потребность деятельности.

В ходе исторического развития меняются социальные требования к биологическим свойствам человеческого организма. С момента появления современного человека кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей мало изменились. Однако в процессе обучения и воспитания можно создать различные типы личности на основе одного и того же биологического организма. Таким образом, в разные исторические эпохи оказываются востребованными совершенно разные биологические особенности и характеристики человека. Например, в примитивную эпоху физического труда ценится физическая сила, а в компьютерную эпоху — интеллектуальные и творческие способности. (Билл Гейтс, основатель компании Microsoft, один из самых выдающихся деятелей современности, шутил, что в более раннюю эпоху он не добился бы больших успехов и стал бы жертвой зверя). Все эти примеры показывают, что социальное происхождение человека, хотя и подчинено ему биологически, тем не менее направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека интегральна и социальна, а социальная форма материи диалектически отделена от своих биологических, химических и физических основ и подчинена им.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывается концепцией интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной социобиологической природы человека обычно предполагает, что в истории общества происходит борьба между биологическим и социальным началами. Например, человек все больше «очеловечивается», культура заменяет в нем животное и так далее. Таким образом, роль биологических процессов в развитии общества уменьшается, а роль социальных процессов пропорционально возрастает. Значение биологической основы человеческого организма уменьшается и становится все более ограниченным. Человек становится «все более и более социальным» и «все менее и менее биологическим».

Идея заключается в том, что школа должна воспитывать своих учеников, например, развивать интеллект и социальную адаптацию в реальном мире, которая начинается в школе и т.д. Биологический аспект человека либо игнорируется, либо считается неважным. Например, предполагается, что сексуальное желание легко обуздать, потребность в пище легко удовлетворить, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять собственными силами (гимнастика и т.д.). Неэффективность такого подхода наглядно демонстрирует даже официальная российская статистика.

Взаимосвязь биологического и социального в психике через структуру личности, предложенную З.

Фрейдом

Концепция бессознательных психических процессов была центральной в раннем описании Фрейдом организации личности. Однако в начале 1920-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель душевной жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго.

Id. Слово «id» происходит от латинского «it» и, согласно Фрейду, относится исключительно к примитивным, инстинктивным и врожденным аспектам личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими драйвами (еда, сон, дефекация, копуляция), которые управляют нашим поведением. Согласно Фрейду, ид — это нечто темное, биологическое, хаотичное и беззаконное, не подчиняющееся правилам. Ид остается центральным для человека на протяжении всей жизни. Он примитивен в своих основных чертах, свободен от каких-либо ограничений. Будучи самой древней базовой структурой психики, ид выражает основной принцип всей человеческой жизни: немедленное высвобождение психической энергии, генерируемой биологически обусловленными влечениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда сдерживаются и не высвобождаются, создают напряжение в функционировании личности. Мгновенное снятие напряжения называется принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу и выражает себя импульсивными, иррациональными и нарциссическими способами, не обращая внимания на последствия для других или самосохранения. Поскольку ид не знает страха или тревоги, он не принимает никаких мер предосторожности для выражения своей цели, и этот факт Фрейд постулировал как опасный для личности и общества. Другими словами, ид можно уподобить слепому королю, чей жестокий авторитет и власть заставляют подчиняться, но для осуществления власти он должен опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «находится в прямой связи с соматическими процессами, возникает из инстинктивных потребностей и дает им психическое выражение, но мы не можем сказать, в каком субстрате устанавливается эта связь» (Freud, 1915-1917, p. 104). Ид функционирует как резервуар для всех примитивных инстинктивных влечений и черпает энергию непосредственно из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, с помощью которых ид снимает напряжение личности: рефлексивные действия и первичные процессы. В первом случае ид автоматически реагирует на сигналы возбуждения, тем самым немедленно снимая напряжение, вызванное стимулом. Примерами таких врожденных рефлекторных механизмов являются кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезотечение при попадании огурца в глаз. Однако мы должны признать, что рефлекторные действия не всегда уменьшают степень раздражения или напряжения. Например, ни одно рефлекторное действие не позволит голодному ребенку получить еду. Когда рефлекторное действие не может уменьшить напряжение, в игру вступает другая функция id, называемая первичным репрезентативным процессом. Ид формирует мысленный образ объекта, который изначально ассоциируется с удовлетворением первичной потребности. В примере с голодным ребенком этот процесс может создать образ материнской груди или бутылочки с молоком. Другие примеры первичного репрезентативного процесса можно найти в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных.

Взаимосвязь биологического и социального через стадии развития психики, разработанную З. Фрейдом

З. Фрейд ввел в психологию идею о том, что психологические проблемы взрослой личности могут происходить из раннего детского опыта, а детский опыт оказывает бессознательное влияние на поведение взрослого человека.

Чтобы понять это, необходимо рассмотреть периодизацию 3. Фрейда, основой которого является изменение сфер, в которых либидо находит удовлетворение. 3 Фрейд описывает следующие стадии развития личности:

1) оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны в области рта; поведение — хватание, держание, сосание, кусание, выплевывание;

2) анальная фаза (2-3-й год жизни): эрогенные зоны — в области ануса; поведение — интерес к функциям выделения.

3) фаллическая фаза (от 3 до 6 лет): эрогенные зоны — в области первичных гениталий; формы поведения — исследование собственных гениталий;

4) латентная фаза (от 5—6 до 11—12 лет, т.е. стадия полового созревания): эрогенные зоны не определены, специфические формы поведения отсутствуют;

5) генитальная стадия (стадия полового созревания): на головке гениталий активизируются все эрогенные зоны и модели поведения.

Я считаю необходимым рассмотреть эти этапы более подробно.

Младенец, полностью зависящий от матери, находится в оральной фазе (0-12 месяцев) и в биологической фазе, характеризующейся быстрым ростом. Оральная стадия развития характеризуется тем, что основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации связан с приемом пищи. В психике ребенка доминирует одно стремление — стремление к еде. Ведущей эрогенной зоной этой стадии является рот как инструмент поедания, сосания и первичного исследования объектов.

Оральная стадия состоит из двух фаз, ранней и поздней, занимающих первую и вторую половину жизни и соответствующих двум последовательным либидинозным актам, сосанию и кусанию.

Вначале сосание связано с наслаждением пищей, но постепенно оно становится либидинозным актом, на основе которого закрепляются инстинкты: Ребенок иногда сосет большой палец, даже когда нет еды. Этот вид удовольствия в интерпретации 3. Фрейда совпадает с сексуальным удовольствием и находит объекты своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому он называет эту стадию аутоэротической.

В первые шесть месяцев жизни, после 3-го Фрейд еще не отделяет наши ощущения от объекта, через который они стимулируются: мир младенца — это фактически мир без объектов. Младенец живет в состоянии первичного нарциссизма (его основное состояние — сон), не подозревая о существовании других объектов в мире.

На второй стадии младенчества у младенца начинает формироваться образ другого объекта (матери) как независимой от младенца сущности; младенец чувствует беспокойство, когда мать уходит или когда вместо нее появляется незнакомец. Влияние реального внешнего мира становится сильнее, дифференциация эго и ид усиливается, риски внешнего мира возрастают, а ценность матери как объекта, который может защитить от опасности и как-то компенсировать утраченную пренатальную жизнь, чрезмерно возрастает.

Биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, которая, возникнув однажды, навсегда остается в психике. Но мать не может удовлетворить все желания младенца в краткосрочной перспективе; существуют неизбежные ограничения в воспитании, которые становятся источником дифференциации, сегрегации объекта. Так, в начале жизни дифференциация между внешним и внутренним, согласно взглядам 3. Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию присоединяется кусание, которое придает действию агрессивный характер и удовлетворяет либидинозную потребность ребенка.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

  • Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные понятия философии Ф. Ницше
  2. Схоластика и культура средних веков
  3. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  4. Понятие укладов общественной жизни
  5. Наука как форма специфической познавательной деятельности
  6. Философские основания сциентистских концепций человека
  7. Философский анализ
  8. Философия и религия
  9. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
  10. Наука как социальный институт

2. Соотношение биологического и социального. Философия: Учебник для вузов

2. Соотношение биологического и социального

Уже Аристотель называл человека «политическим животным», отмечая тем самым его включенность одновременно в сферу биологического и сферу социального. Позже перед учеными возникли вопросы: каково взаимоотношение между этими сферами, какая из них является определяющей в развитии человека, его способностей? Острые дискуссии по этим вопросам продолжаются и в наши дни.

Будучи частью природы, особым биологическим видом – homo sapiens, человек характеризуется биологической обусловленностью (запрограммированностью) многих признаков своего вида, – например, средней продолжительностью жизни, одаренностью в тех или иных видах деятельности, принадлежностью к определенной расе и др.

Вместе с тем исследования ученых показывают, что у человека с самого начала его становления не было биологической предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид деятельности. Это дает ему возможность выступать не как замкнутое в себе, а как «открытое миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и проявлениях.

В процессе исторического развития человека его организм остается в общем тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев, – примерно 1400 см в степени 3. По некоторым данным, произошло даже уменьшение объема мозга с 1450 см в степени 3 у неандертальцев до 1375 (в среднем) у современного человека, что было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его отделах.

Следует отметить, что у современного человека мозг может резко различаться по весу. По имеющимся данным, самым тяжелым мозг был у Байрона – 2239 г, у Тургенева – 2012 г, намного меньше был у А. Франса – 1017 г. Это не значит, конечно, что первые два были в два раза талантливее последнего. Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

По мнению физиологов, лишь одна десятая возможностей мозга используется человеком, хотя поток воспринимаемой современным человеком информации и уровень решения задач по ее переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего прошлого. Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволюция мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между клетками, более целесообразного их использования, и, как полагают ученые, прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логическими операциями.

Биологическое в человеке существует не как рядоположенное с социальным, а в самой сфере социального. Под воздействием человеческой деятельности биологическое в значительной мере (но не полностью) модифицировалось и достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других представителей животного мира. Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают общее с высшими животными, вместе с тем в них содержится и существенно новое, сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Если животные тождественны своей биологически обусловленной жизнедеятельности, то преимущество человека в том, что его жизнедеятельность находится под контролем его сознания и воли, что он научился производить не только для удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для других людей. Поэтому созданный человеком предмет приобретает общественно значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются, «очеловечиваются».

Этот момент следует иметь в виду при рассмотрении концепций, абсолютизирующих роль биологического фактора в жизни человека, считающих возможным улучшение человека посредством использования генетических методов. Сама по себе реальная возможность вмешательства в механизм наследственности человека открывает перспективы лечения наследственных болезней, защиты механизмов наследственности от вредного воздействия на них радиации, некоторых химических соединений и других неблагоприятных внешних факторов. Вместе с тем многие ученые подчеркивают опасность вмешательства в наследственность человека, когда оно осуществляется без должного научного и экспериментального обоснования, без оценки всех его потенциальных не только естественных, но и социальных последствий.

Таким образом, человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности – от физиологической до социальной. Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Органическое целое (структура) возникает лишь тогда, когда между исходными компонентами создается система устойчивых внутренних связей, и на этой основе вся система приобретает целостный характер и новые качества. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобразующую роль.

С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономических отношений как особого уровня организации материи – социальной жизни. Своеобразие социального вида материальности заключается в том, что она, в отличие от природной материи, не может существовать без сознания. Поэтому общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек – это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

6. «Я» наслаждения не имеет ни биологического, ни социологического характера

6. «Я» наслаждения не имеет ни биологического, ни социологического характера Индивидуация посредством счастья индивидуализирует «понятие», в котором совпадают понимание и протяжение. Индивидуация понятия с помощью самоидентификации «я» является содержанием этого

2. Единство биологического и социального

2. Единство биологического и социального Природное и общественное в человекеПредставляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно,

II. От биологического к экклезиальному существованию: Экклезиологическое значение личности

II. От биологического к экклезиальному существованию: Экклезиологическое значение личности Вечное продолжение личности как уникальной, неповторимой и свободной»ипостаси», как любящей и любимой составляет квинтэссенцию спасения, принесения Евангелия человеку. На языке

Диалектическое единство биологического и социального. Деятельность как сущностный признак человека

Диалектическое единство биологического и социального. Деятельность как сущностный признак человека Многовековое развитие знаний о внешнем мире показывает, что понять природные закономерности, связи гораздо доступнее, чем понять человека и его сущность. Раскрытые

2. Проблема снятия биологического социальным в антропогенезе

2. Проблема снятия биологического социальным в антропогенезе Переход от биологической к социальной форме движения материи осуществляется на основе смены движущих сил органической эволюции новыми факторами развития — социальными. В трудовой теории происхождения

1. Мировоззренческий и методологический принцип единства социального и биологического

1. Мировоззренческий и методологический принцип единства социального и биологического Проблема человека, его сущности и существования, природы и предназначения, его настоящего и исторического будущего одна из центральных в философии. В условиях развитого социализма

2. Основные уровни единства социального и биологического в человеке и их динамика

2. Основные уровни единства социального и биологического в человеке и их динамика Опираясь на принцип диалектического единства социального и биологического в человеке, попытаемся вскрыть его конкретное проявление на различных уровнях взаимодействия природы и

2. Проблема снятия биологического социальным в антропогенезе

2.  Проблема снятия биологического социальным в антропогенезе Переход от биологической к социальной форме движения материи осуществляется на основе смены движущих сил органической эволюции новыми факторами развития — социальными. В трудовой теории происхождения

1. Мировоззренческий и методологический принцип единства социального и биологического

1. Мировоззренческий и методологический принцип единства социального и биологического Проблема человека, его сущности и существования, природы и предназначения, его настоящего и исторического будущего одна из центральных в философии. В условиях развитого социализма

2. Основные уровни единства социального и биологического в человеке и их динамика

2. Основные уровни единства социального и биологического в человеке и их динамика Опираясь на принцип диалектического единства социального и биологического в человеке, попытаемся вскрыть его конкретное проявление на различных уровнях взаимодействия природы и

Разработка биологического и социального аспектов проблемы антропосоциогенеза

Разработка биологического и социального аспектов проблемы антропосоциогенеза Исключительно богат идеями фрагмент «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», задуманный Энгельсом вначале как методологическая преамбула к будущему исследованию о генезисе

9.

 Концепции и принципы биологического естествознания

9. Концепции и принципы биологического естествознания 9.1. Объекты биологического познания и структура биологических наукИсторически биология развивалась как описательная (феноменологическая) наука о многообразных формах, видах и взаимосвязях растительного и

Новое соотношение.

Новое соотношение. Теперь — о самом значительном последствии в позитивном праве, наступающем в условиях возрожденного естественного права, его новой жизни. Оно касается соотношения права и власти — того соотношения, которое при всех метаморфозах права (его развитии от

МИРОВОЕ СООТНОШЕНИЕ

МИРОВОЕ СООТНОШЕНИЕ «Мировое соотношение обнимает все проявления космического магнита». (Беспред., §218)Соотношение, о котором говорится в книге «Беспредельность» есть СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОГНЕМ ДУХА и ОГНЕМ ПРОСТРАНСТВА. Это соотношение УТВЕРДИТ НОВУЮ ЖИЗНЬ.Солнце и Луна

Человек как биосоциальное

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 5. О человеке и быть человеком Следующий

Современная наука рассматривает человека с точки зрения два разных измерения его существования: биологическое и социальный. Человек появился на земле в результате длительный процесс развития. Как биологические существа они еще сохраняют тесную генетическую связь с животным Мир. Организм человека имеет много общего с высшие животные.

Человек опередил млекопитающих благодаря интенсивному развитию и дифференцировка коры головного мозга. характерные анатомо-физиологические особенности человека прямохождение, верхние конечности свободные, адаптированные для использования и изготовления инструментов, а также передовые разработки средства связи. Необходимость сохранять равновесие в прямохождение вызывало определенное искривление позвоночника и смещение общего центра тяжести.

Поскольку верхние конечности больше не использовались для тела опора и ходьба, скелет нижних конечностей окрепли и развились мышцы, ноги стали изогнутые, чтобы действовать как пружины. Все системы внутреннего органы приспособились к прямохождению, средства доставку крови от нижних конечностей к сердцу и мозг стал сложнее. Диафрагма сместилась. из вертикального положения в горизонтальное, мышцы живот стал играть гораздо большую роль в акте дыхание. На определенном уровне антропогенеза, при влияние трудовой деятельности и общения, биологических развитие стало, по сути, историческим развитием мент социальных систем.

Человек также является естественным существом и, как таковое, наделены природными жизненными силами, которые принимают форму унаследованные качества. Рождение дает человеку существование как естественное индивидуальный. Хотя он приходит в мир с недостаточно сформированная анатомо-физиологическая система, они генетически запрограммированы как уникальные люди. Новорожденный ребенок не «tabula rasa» (чистый лист), на котором окружающая среда рисует свои причудливые духовные узоры. Наследственность вооружает ребенка не только инстинктами. Он из самого начинающий обладатель особой способности, способности подражать взрослым, их действиям, звукам Они делают. Ему присуща любознательность, способность наслаждаться яркие предметы. Он способен расстраиваться, разочаровываться, испытывать страх и радость. Его улыбка врожденная, и это может быть наблюдается даже у недоношенных детей. Улыбка — это привилегия человека. И эти чисто человеческие врожденные потенциалы развивалась в течение всей его последующей жизни в общество. Многие особенности даже человеческого существа физиологический склад (круглая форма головы, сложное строение рук, форма губ и все строение лица, прямая осанка и т. д.) продукты общественного образа жизни, результат взаимодействия с другими людьми.

Подводя итог, можно сказать, что человек представляет собой целостное единство биологического, организменное и личное, природное и социальное, унаследованное и то, что он приобретает в течение жизни. Разработка как исторически, так и в ходе своего индивидуального развития как социальное существо, человек не «выпадает» из многообразный биотический поток. Физиологический ритм крови кровообращение, питание, дыхание, половая жизнь, ритмический вихри энергоинформационных процессов в организм, рождение, зрелость и смерть, фазы индивидуального существования — детство, отрочество, бунтарская юность, молодость, зрелость, преклонный возраст, старость, дряхлость и полный упадок — все это и многое другое заложено генетически запрограммировано. Люди — это возвышающаяся вершина великого биологическая система, возникшая последней во времени и наиболее сложный.

Три формы детерминации — биотропная, космотропные и социотропные – действуют в человеческом существование. Они охватывают всю историю человечества, региональные и национальных традиций, влияние определенного социального группа, микроусловия, великая сила биологического наследственность. Точность и чистота наследственности поддерживается специфический материальный субстрат, аппарат генов, которая на протяжении миллионов лет тщательно охраняла расовую принадлежность человека. сущность как высший биологический вид. Если шимпанзе были помещены с рождения в идеальные условия и окружены одаренных учителей, она все равно не превратилась бы из обезьяны в человек. Наследственность устанавливает непреодолимую пропасть между обезьяной и человеком.

Генетически закодированные способности ребенка являются продуктом длительного процесса эволюции, но даже такие, казалось бы, простые и, казалось бы, врожденные способности, как способность различать обычные звуки речи и музыкальные тона. формируется лишь в процессе его живого овладения исторически сложившиеся формы языка и музыки. Способность мыслить как человек не просто появляется и созревает в процесс индивидуального развития ребенка; это формируется жизнью в обществе. В момент рождения ребенок только кандидат в человеческие существа, он не может стать полноправным членом человеческой расы, если они изолированы. Он должен научиться становиться человеком через общение, через знакомство с миром людей, общества, которое регулирует, направляет и наполняет его поведение с социальным смыслом.

У каждого человека удивительно послушные пальцы; он может взять взять кисть и краски и начать рисовать, но это не сделать из него художника. То же самое и с сознанием, что не является нашим естественным правом по рождению. Сознательный умственный явления, присущие человеку, формируются в течение жизни воспитанием, обучение, активное овладение мировой культурой, языком, мировоззрение. Таким образом, социальный принцип пронизывает индивида и определяет по существу человеческую структуру и механизмы его психики, сознания и способа поведение.

Для различных познавательных или практических целей мы можем подчеркнуть биологических или социальных аспектов человека, но мы всегда должны помнить об их существенном единстве.

В последнее десятилетие мировая наука посвятила много внимание к проблеме взаимоотношений между биологическое и социальное в человеке. Как это ни парадоксально, это социальные условия жизни современного человека, которые так остро столкнулся с проблемой своего натуральный происхождение: социальное как бы «подсветили» биологическое, иногда до вульгаризация, например, утверждение, что природа наделила человек с «тремя мозгами», который, несмотря на их совершенно различные структуры должны функционировать вместе и поддерживать контакт. Согласно этой точке зрения, самым старым из наших мозгов является рептильный, второй был унаследован от низших млекопитающих, и третье — достижение высших млекопитающих. Этот тот, кто превратил живое существо в человека. Так, образно говоря, когда врач приглашает своего пациента на лечь на кушетку, он имеет дело одновременно с человеческим существо, лошадь и крокодил. Такие взгляды вытекают из представление о том, что биологическая сущность человека неизменна. концепция социобиологизм также получил некоторое признание в западной науке, вероятно, благодаря поразительные успехи биологических исследований последних десятилетий, особенно в области генетики, нейрофизиологии, этология и др.

На вопрос, опирается ли человек на «гены или общество?» мы часто получают ответ, что важнее всего гены.

Некоторые мыслители видят биологическую судьбу человека в чрезвычайно оптимистичный и красочный свет. Они считают, что существующая система наследственности полностью отражает результаты его появление как уникального биологического вида. Его значение настолько велико, что может фактически служить неограниченный срок, на все обозримое будущее, и это драгоценная наследственная основа человечества должна быть сохранена от любые вредные внешние воздействия.

Другие утверждают, что человек как биологический вид уже на пути к вымиранию. Благодаря созданию окружающей среде и успехи медицины, человек отклонился от суровой дисциплины естественного отбора и таким образом обременял себя повышенным давлением от накопившихся мутации.

Третья школа мысли работает на предположении, что человек, как биологически молодой вид, несет в себе слишком много гены животных в его наследственности. Социальная среда, в которой он живет создается не историей человечества, а активность только его элиты.

Последние две из этих доктрин основаны на идее, что Генетическая природа человека в целом требует некоторого приспособления или поправку, что ближайшее будущее грозит человечеству разрушения биологическими факторами, и что в этих обусловливает только генетику, рассматривая эволюцию как собственную руки, может предотвратить эту серьезную угрозу.

На гребне этих идей возникает несколько разработанная форма евгеники, которая императивно заявляет, что хотим мы этого или нет, но наука должна сознательно контролировать воспроизводство человеческого рода, и ввести некое частичный отбор на «благо» человечества. Немного Западные ученые предполагают, что сперма «лучших образцы человеческой расы» должны быть использованы для этого цель. Его нужно поставить в глубокую заморозку на долгое время, чтобы позволяют объективно оценить реальную стоимость заинтересованные лица. Сохраненная таким образом сперма может быть использована в целях спаривания. жена и донор будут биологические родители, в то время как муж (считается неполноценным дарителю) остается только «принимающая родителя». Упражнения по «генной инженерии» даже идут как если предположить, что это «приемная мать», и в этом случае ни один мать ни отец действительно биологический родитель. Даже если игнорировать чисто генетические последствия такого отбора, человек сталкивается с массой моральных и психологические вопросы. Кто обладает генотипами с желательные черты? Кто должен или может решить вопрос о что именно желательно? Кто посмеет и чем Правильно, чтобы предотвратить большинство мужчины и женщины производят потомство и ограничить эту деятельность элитной группой? Кому может ли общество доверить такое ответственное решение? Что мы собираемся делать о неисправимом желании увековечить себя в дети? Эта гипертрофия генетических факторов и возможностей проистекает из принижения социального принцип в человеке. Человек — существо естественное, но человеческий природный существо. Природа дает человек меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Жизнь и развитие общества может продолжаться только через биологическая форма человеческого существования, и биология человека может развивать свою генетическую программу только в контексте социальная реальность. По своему происхождению биологический закон социально обусловленный. Только при пеленании в «вату» социальная забота может ребенок — самый беспомощный из всех животных — реализовать родовую программу, заложенную в нем природа.

Животное рождается с мехом или перьями, оно одето природа. Но ребенок рождается голым и должен быть одет общество. Он должен научиться быть человеком. И это он делает в постоянное общение со взрослыми, в течение жизни приобретение культуры.

Продемонстрировано влияние социального на биологическое. увеличением продолжительности жизни примерно с 18 лет в каменного века до 64-74 лет в наше время. активный период жизни также увеличился, особенно у умственного Мероприятия. Наступление старости отступило, период детство удлинилось, а половая зрелость наступила ускоренный. Явление ускорения рассматривается как эпохальный сдвиг, одно из самых значительных явлений в современной биологией, с серьезными медицинскими, педагогическими и другие социальные последствия.

Что регулирует отношения полов? Почему один найти следующее устойчивое соотношение в человеческой популяции: 103 мальчики до 100 девушки? В послевоенные годы, после потери стольких мужчины, рождаемость мальчиков увеличивается.

Жизнь показывает, что на границе между биологическим и социальное давление конфликта иногда достигает больших интенсивность. Довольно часто это вызывает сдвиги и сбои. число заболеваний угрожающе растет, особенно тех, сердечно-сосудистой, онкологической и нервно-психической типы.

Физическое время течет гладко, но социально-биологическое время течет плавно. постоянно ускоряется. Каждый час и каждую минуту физическое время становится все более и более наполненным социально-психологическое содержание жизни. Поток современного жизнь подобна бурному горному потоку, она несет нас вперед опасная скорость. Психофизиологические силы человека не могут всегда держите темп. Все стараются жить быстрее, поэтому как не отставать от общего информационного фронта, не отставать с ускоренным развитием культуры. За последние 10 или 15 лет объем научной информации, открытий и изобретений, опередил все ранее достигнутое в истории человечества. Органы чувств и мозг человека яростно и беспрестанно подвергался бомбардировке всевозможными Информация.

Говоря о биологических факторах, не следует их сокращать. к генетич. Следует уделять больше внимания физиологические и онтогенетические аспекты развития, особенно к тем, которые вызывают патологический эффект, для него это то, что изменяет биологию человека, который также начинает воспринимать даже социальные факторы довольно другой путь. Диалектика не просто ставит социальное и биологические факторы на равных правах и приписывают человеческой сущности к формуле биотропно-социотропного определение, одобренное некоторыми учеными. В нем подчеркивается доминирующая роль социальных факторов. Не диалектика принять принципы вульгарного социологизма, игнорирующего значение биологического начала в человеке.

Как высшее разумное существо человек является средоточием все формы движения материи. Они представлены в нем иерархически, и высший, в конечном счете, направляющий и регулирующим фактором является социальный, которому подчинены все остальные формы. подчиненный. Другими словами, человек воплощает и суммирует вверх, так сказать, все развитие Вселенной.

Как бы высоко он ни стоял во всемирной иерархии, человек, когда он становится объектом научных исследований, расчленяется на мелкие и даже мельчайшие частицы, каждая из которых, зубы, желудок, кишечник и т. д. исследуются и лечатся отдельно. Это результат прогрессивная дифференциация научных знаний, которая позволяет нам глубже проникнуть в тонкости человеческого структурная организация. Без этого было бы невозможно продвигать науку. Но в ходе такой дифференциации научная мысль склонна упускать из виду реальное и высшее целостности человека, хотя он и не может быть полностью понят или трактуется без учета целого. Итак, есть потребность в противоположном процессе познания, а именно в положение человека как высшей единой системы.

Главное — преодолеть очевидное и вопиющее увлечение аналитическим методом и достижение синтетический, комплексный подход, концентрирующий интеллектуальный усилия в различных областях по проблеме человека как целое. Такое «короткое замыкание» наук могло производить вспышку, которая освещала бы и помогала идентифицировать новые проблемы.

Независимость каждой отдельной науки является важным факт, но он должен быть относительным и не должен перерастать в автономия. Автономия наук, изучающих человека, признак того, что они утратили целостность знания, которое так необходимо для понимания сути дела и к эффективному лечению или обучению. При обсуждении разобщенности человека надо прежде всего осознать, что он есть разделить научным скальпелем на две части: одна половина изучается естественными науками (биологией, физиологией, биохимия, биофизика и др.), а другая область социальных наук, а также медицины, которая занимает промежуточное положение и, по-видимому, всеобъемлющий.

Жизнь требует, чтобы мы совмещали оба эти метода обучения человечество. Естественные научные методы часто игнорируют или уделять слишком мало внимания социальным аспектам и следовательно, социальные методы познания. С другой стороны, социальные науки часто опускают естественный принцип в человека и, следовательно, естественнонаучные методы познание. Результат в ущерб обеим сторонам и плохие последствия особенно очевидны в практике исцеление и образование. Нам нужен интегрированный, комплексный изучение человека как основы творческого сотрудничества естественных и социальных наук, философии и все остальные фундаментальные и прикладные науки, которые в некоторых так или иначе изучать человечество.

Q&A: Почему женщины обычно более религиозны, чем мужчины?

Широко обсуждаемый вопрос о том, являются ли женщины более религиозными, чем мужчины, находится в центре внимания недавно опубликованного отчета Исследовательского центра Пью «Гендерный разрыв в религии во всем мире». Исследование показало, что женщины в целом — но не всегда — более религиозны, чем мужчины, по нескольким причинам. Действительно, данные, собранные для исследования, показывают, что в некоторых религиях и некоторых контекстах мужчины столь же или даже более религиозны, чем женщины.

Дэвид Воас, профессор и заведующий кафедрой социальных наук Университетского колледжа Лондона

Fact Tank обсудил выводы отчета с Дэвидом Воасом, главой факультета социальных наук Университетского колледжа Лондона. Демограф и социолог, Воас много писал о религии, духовности и передаче верований и ценностей от одного поколения к другому.

Какие, на ваш взгляд, наиболее правдоподобные объяснения различий в религиозной приверженности мужчин и женщин?

Дэвид Воас: Лично у меня возникает соблазн дать классический академический ответ, что необходимы дополнительные исследования. Рискуя показаться слабохарактерным, я подозреваю, что и природа, и воспитание играют роль. Мальчики и девочки социализируются по-разному, и мужчины и женщины по-прежнему играют разные роли. Однако когда мы смотрим на психологию индивидуальных различий, особенно в личности, нелегко приписать гендерные различия во всей их полноте социальным силам.

Не могли бы вы объяснить немного подробнее, о чем именно вы говорите, когда предлагаете возможную биологическую основу религиозных различий между мужчинами и женщинами?

Я не эксперт в области генетики, но, похоже, есть довольно убедительные доказательства (например, из исследований близнецов) того, что гены действительно влияют на нашу склонность к религиозности. И если это так, то вполне вероятно, что гендерный разрыв в религиозности отчасти является вопросом биологии. Однако, если это правда, я сомневаюсь, что это потому, что существует «ген Бога», и женщины более склонны иметь его, чем мужчины. Кажется, легче поверить, что физиологические или гормональные различия могут влиять на личность, что, в свою очередь, может быть связано с различиями в «духовности» или религиозном мышлении.

Что вы видите в нашем отчете о гендере и религии, что добавляет к исследованиям по этому вопросу?

Диапазон стран и количество индикаторов религиозной вовлеченности, использованных в исследовании, позволяют очень четко увидеть контраст между христианскими и мусульманскими странами. В некотором смысле выводы противоречат интуиции. Мы привыкли думать, что модернизация ценностей, взглядов и поведения сделала Запад страной сравнительного равенства, тогда как в мусульманском мире сохраняются большие различия в социальных и экономических возможностях мужчин и женщин. Вот важный случай, когда гендерный разрыв намного больше в христианских странах, чем в мусульманских.

Означает ли это, что христианство более привлекательно для женщин, чем для мужчин, и если да, то почему, по вашему мнению, это так?

Христианство представляется религией бессильных: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». В зависимости от вашей точки зрения, это привлекательно женственно или ужасно женоподобно. Фридрих Ницше в характерной для него резкости писал, что женщинам нужна «религия слабости, которая прославляет слабость, любовь и… смирение как божество».

Это правда, что некоторые религии более привлекательны для женщин или мужчин, чем другие. Если мы посмотрим на альтернативную духовность, то некоторые ее разновидности больше привлекают женщин, а другие больше интересуют мужчин. (Сатанизм относится к последней категории.) Христианство тоже существует во многих формах, до такой степени, что трудно делать какие-то обобщения относительно его привлекательности. Возможно, более патриархальные версии лучше привлекают мужчин. Там, где мужчины в основном несут ответственность за общественное богослужение, как в ортодоксальном иудаизме и исламе, тогда, конечно, гендерный разрыв будет выглядеть иначе. В целом, однако, я сомневаюсь, что между основными мировыми религиями есть существенные различия в их привлекательности для мужчин и женщин. Все они выжили и процветали на протяжении веков.

Как вы думаете, почему частота молитв, в отличие от других показателей религиозности, свидетельствует о самом большом гендерном разрыве в нашем исследовании?

В христианском контексте молитва часто считается продуктом внутренней или личной религиозности; сама его невидимость делает его индикатором личной приверженности. Частота молитв может быть «самым чистым» признаком религиозной приверженности, а это означает, что, возможно, это лучший критерий для сравнения мужчин и женщин.

Напротив, на другие меры религиозной приверженности влияют внешние соображения, такие как социальная желательность. Возможно, гендерные разрывы в религиозной принадлежности и посещаемости богослужений, например, меньше, потому что эти показатели связаны с племенной идентичностью, которая может быть особенно важна для мужчин — по крайней мере, если футбол является каким-либо показателем.

Обратите внимание, что для мусульман ситуация иная. Частая молитва — это религиозная обязанность, в молитве участвует все тело, и, особенно для мужчин, она часто совершается публично. Это означает, что он подвергается определенному социальному мониторингу и, следовательно, социальному давлению. Я не утверждаю, что мужчины-мусульмане не очень религиозны, я просто говорю, что регулярная молитва означает нечто разное в христианском и мусульманском обществах.

Как вы относитесь к аргументу о том, что во многих странах женщины более религиозны, чем мужчины, потому что у них меньше шансов найти работу вне дома?

Некоторые исследования действительно показывают, что работа вне дома связана с меньшей религиозной активностью. Если мы примем этот вывод (а результаты исследования не были полностью последовательными), возникает интересный вопрос, почему это должно быть так. Может быть, оплачиваемая работа вытесняет время для религиозной деятельности, или, возможно, знакомство с другими ценностями и мировоззрениями подрывает религиозную приверженность. Однако причинно-следственная связь может действовать и в другом направлении: возможно, женщины, которые уже менее религиозны, выходят на работу, а те, кто придерживается более традиционных взглядов, остаются дома.

Кэрил Мерфи — бывший старший писатель/редактор, занимающийся вопросами религии в Исследовательском центре Пью.

СООБЩЕНИЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА

Гендерный разрыв в религии во всем мире

Стандартные списки самых влиятельных религиозных лидеров в истории, среди которых Авраам, Моисей, Иисус, Мухаммед, Сиддхартха Гаутама (Будда), как правило, преобладают, если не только мужского пола. Многие религиозные группы, в том числе римо-католики и ортодоксальные евреи, разрешают быть священнослужителями только мужчинам, в то время как другие, в том числе некоторые деноминации евангелической протестантской традиции, сняли это ограничение только в последние десятилетия. Однако часто оказывается, что в рядах верующих преобладают женщины.

В Соединенных Штатах, например, женщины чаще, чем мужчины, говорят, что религия «очень важна» в их жизни (60% против 47%) , согласно опросу Pew Research Center 2014 года. Американские женщины также чаще, чем американские мужчины, говорят, что молятся ежедневно (64% против 47%) и посещают религиозные службы не реже одного раза в неделю (40% против 32%). 1  По сообщениям СМИ, женщин на скамьях многих церквей США настолько больше, чем мужчин, что некоторые священнослужители изменили декор, музыку и стили богослужений попытаться привлечь больше мужчин в свои общины.

Отмечая аналогичные гендерные различия в других странах, в основном в Европе, некоторые социологи утверждают, что женщины повсеместно более религиозны, чем мужчины во всех обществах, культурах и религиях. 2  Что еще более спорно, несколько социологов предположили, что гендерный разрыв в религии имеет биологическую природу, возможно, связанную с более высоким уровнем тестостерона у мужчин или другими физическими и генетическими различиями между полами. 3

Вопрос о том, как и почему мужчины и женщины различаются в своей религиозной приверженности, десятилетиями является предметом научных дискуссий. Даже сегодня он продолжает вдохновлять множество академических исследований, а также дискуссий среди широкой публики. Чтобы внести свой вклад в этот продолжающийся разговор, Pew Research Center собрал обширные данные о гендере и религии в шести различных религиозных группах (христиане, мусульмане, буддисты, индуисты, евреи и нерелигиозные) во множестве стран, в том числе во многих из которых нехристианское большинство. . Данные о принадлежности в 192 страны были собраны в результате переписей населения, демографических обследований и обследований населения в рамках многолетнего исследования Центра, прогнозирующего размер и географическое распределение основных религиозных групп мира с 2010 по 2050 год. 4 Опросы населения в целом, проведенные Исследовательским центром в 84 странах в период с 2008 по 2015 год. 0160 более набожны, чем мужчины, по ряду стандартных показателей религиозности. Но исследование также выявляет более сложные отношения между религией и полом, чем это обычно предполагалось. В то время как женщины в целом более религиозны, мужчины демонстрируют более высокий уровень религиозной приверженности в некоторых странах и религиозных группах. А в других контекстах в религии почти нет различимых гендерных различий. 6

По всем стандартным показателям религиозности, рассмотренным в исследовании, женщины-христианки более религиозны, чем мужчины-христианки. Напротив, женщины-мусульманки и мужчины-мусульмане демонстрируют одинаковый уровень религиозности по всем показателям религиозной приверженности, за исключением частоты посещения богослужений. В силу религиозных норм мужчины-мусульмане посещают службы в мечети гораздо чаще, чем женщины-мусульманки.

Разновидности религиозной приверженности

Измерение уровня религиозной приверженности в самых разных обществах и конфессиях — непростая задача. Вместо того, чтобы пытаться использовать один показатель, в этом отчете рассматриваются различные меры приверженности, включая религиозную принадлежность, частоту посещения богослужений, частоту молитв и то, играет ли религия важную роль в жизни человека. В зависимости от конкретного показателя данные доступны для разного количества стран, поскольку не во всех опросах задавались одни и те же вопросы.

Во всем мире женщины с большей вероятностью исповедуют религиозную веру

Первая мера, на которую обращает внимание исследование, — это принадлежность, т. е. принадлежность людей к какой-либо конкретной религии. По оценкам, 83,4% женщин во всем мире идентифицируют себя с религиозной группой по сравнению с 79,9% мужчин . , согласно анализу переписей, опросов и регистров населения, проведенного Pew Research Center в 192 странах и территориях. Этот разрыв в 3,5 процентных пункта означает, что примерно 9По состоянию на 2010 год во всем мире на 7 миллионов женщин больше, чем мужчин, заявляют о своей религиозной принадлежности. В остальных странах женщины и мужчины демонстрируют примерно одинаковый уровень религиозной принадлежности, потому что во многих случаях почти все люди обоих полов идентифицируют себя с той или иной религиозной группой. В нет стран, в которых мужчины более религиозны, чем женщины, на 2 процентных пункта и более. 8

Среди христиан женщины чаще посещают религиозные службы, но среди мусульман и ортодоксальных иудеев мужчины посещают их чаще

Другим полезным показателем религиозности является то, как часто женщины и мужчины говорят, что посещают религиозные службы. По этому показателю можно найти самые большие исключения из общей картины, в которой женщины превосходят мужчин в религиозной приверженности. Среди христиан во многих странах женщины сообщают о более высоких показателях еженедельного посещения церкви, чем мужчины. Но среди мусульман и ортодоксальных евреев мужчины чаще, чем женщины, говорят, что регулярно посещают службы в мечети или синагоге. 9  Более высокий уровень еженедельной посещаемости среди мужчин-мусульман и евреев во многом обусловлен религиозными нормами, которые отдают приоритет участию мужчин в богослужениях. В ортодоксальном иудаизме общественные богослужения не могут проводиться, если не присутствует миньян или кворум из не менее 10 человек. И в большинстве исламских обществ мужчины-мусульмане должны посещать общие пятничные полуденные молитвы в мечети, в то время как женщины могут выполнять это обязательство индивидуально, внутри или снаружи мечети.

Во всем мире это приводит к смешанной структуре посещаемости. Из 81 страны, где опросы Pew Research Center задавали вопросы о посещаемости богослужений, женщины сообщают о более высоком уровне еженедельной посещаемости в 30 странах, в большинстве из которых христиане составляют большинство или большое христианское население. В 28 странах — в основном там, где мусульманское большинство или большая часть мусульманского населения — мужчины сообщают о большей еженедельной посещаемости, чем женщины. В остальных 23 странах разница между женщинами и мужчинами в самооценке посещаемости не является статистически значимой.

Как правило, ежедневно молится больше женщин, чем мужчин. В опросах Pew Research Center людей в 84 странах опрашивали, как часто они молятся. Примерно в половине этих стран (43) значительно больше женщин, чем мужчин, говорят, что молятся ежедневно. Только в Израиле, где примерно 22% всех взрослых евреев идентифицируют себя как православные, процент мужчин, сообщающих о ежедневной молитве, выше, чем женщин. В остальных странах женщины и мужчины примерно в равной степени говорят, что молятся ежедневно.

Разница между женщинами и мужчинами в показателях ежедневной молитвы, о которых они сами сообщают, является самым большим средним гендерным разрывом, обнаруженным в этом исследовании. В 84 странах, по которым имеются данные, средняя доля женщин, которые говорят, что молятся ежедневно, на 8 процентных пунктов выше, чем средняя доля мужчин. Даже нерелигиозные женщины в некоторых странах, включая Соединенные Штаты и Уругвай, сообщают, что ежедневно молятся чаще, чем нерелигиозные мужчины.

Религия одинаково или даже более важна для женщин, чем для мужчин

Во многих международных опросах Pew Research Center людей просят оценить важность религии в их повседневной жизни. Является ли религия очень важной, несколько важной, не слишком важной или совсем не важной для них? В 46 из 84 стран, по которым имеются данные, женщины и мужчины примерно в равной степени говорят, что религия «очень важна» в их жизни. Но в 36 других странах женщины чаще, чем мужчины, считают религию очень важной, часто с заметно большим отрывом. Только в Израиле и Мозамбике мужчины чаще, чем женщины, считают религию очень важной для себя лично.

Женщины и мужчины с одинаковой вероятностью верят в рай, ад и ангелов.

Еще один способ измерить религиозность — посмотреть, во что верят люди. Данные опроса из 63 стран относительно верований в рай, ад и ангелов показывают, что мужчины и женщины обычно демонстрируют одинаковый уровень веры в эти концепции. Например, из 63 стран представители обоих полов с одинаковой вероятностью верят в рай в 47 странах и в ад в 52 странах. Но там, где есть заметный гендерный разрыв, женщины чаще, чем мужчины, верят в эти концепции. Например, женщины чаще, чем мужчины, говорят, что верят в рай в 15 странах, и чаще, чем мужчины, говорят, что верят в ад в 10 странах. Женщины также чаще говорят, что верят в ангелов в 14 из 63 стран. Есть несколько исключений: мужчины чаще, чем женщины, верят в рай и ад в Ливане и верят в ангелов в Пакистане.

Гендерные различия между христианами и мусульманами различаются

По большинству ключевых показателей религиозности мужчины и женщины-мусульмане более похожи по уровню религиозности, чем мужчины и женщины-христиане. Например, в 40 странах, где были собраны данные о молитвенных привычках мусульман, женщины-мусульманки сообщают, что молятся ежедневно чаще, чем мужчины-мусульмане, со средней разницей всего в 2 процентных пункта. Аналогичная картина наблюдается и в отношении важности религии. Практически нет разницы между долей женщин-мусульманок и мужчин-мусульман, которые говорят, что религия для них «очень важна» в 40 странах, по которым имеются данные по этой теме. Однако, когда дело доходит до еженедельного посещения религиозных служб, картина совершенно иная: мужчины-мусульмане чаще, чем женщины-мусульманки, регулярно посещают службы, в среднем на 28 процентных пунктов в 39 странах мира.страны, в которых были собраны данные о посещаемости мусульман.

Чтобы изучить гендерные различия в религиозной приверженности среди населения в целом, а также среди христиан и мусульман, ознакомьтесь с этим интерактивом.

Гендерный разрыв между женщинами-христианками и мужчинами-христианами, напротив, более постоянен, чем гендерный разрыв у мусульман. По всем показателям религиозной приверженности женщины-христианки более религиозны, чем мужчины-христиане, часто со значительным отрывом. В 54 странах, где были собраны данные о ежедневных молитвенных привычках христиан, женщины-христианки сообщают, что молятся ежедневно чаще, чем мужчины-христиане, с общим средним разрывом в 10 процентных пунктов. В 29из этих стран больше женщин, чем мужчин, сообщили о ежедневной молитве с разницей в 10 и более процентных пунктов, в Греции этот показатель достигает 25 пунктов. 10  Аналогичным образом женщины-христианки чаще, чем мужчины-христиане, говорят, что религия для них «очень важна», в среднем на 7 процентных пунктов в 54 странах. В 15 из этих стран об этом говорят больше женщин, чем мужчин, с разницей от 10 процентных пунктов в Перу, Чили и США до 23 процентных пунктов в Южной Корее. Что касается посещаемости богослужений, то женщины-христиане в среднем на 7 процентных пунктов чаще, чем мужчины-христиане, сообщают о еженедельном посещении богослужений в 53 странах с данными о характере посещаемости христиан. 11

Объяснение религиозного гендерного разрыва

Религиоведы уже некоторое время исследуют возможные причины гендерного разрыва в религиозной приверженности. Они выдвинули множество различных теорий, которые охватывают широкий круг источников: биологию, психологию, генетику, семейное окружение, социальный статус, участие в рабочей силе и отсутствие «экзистенциальной безопасности», ощущаемое многими женщинами, потому что они, как правило, больше, чем мужчины, страдают от бедность, болезни, старость и насилие. В последнее время в академическом сообществе растет консенсус в отношении того, что религиозный гендерный разрыв, вероятно, возникает из-за слияния множества факторов. Но до сих пор нет согласия по какие именно факторы больше всего ответственны за гендерные различия.

Глава 7 этого отчета описывает некоторые возможные объяснения, предложенные учеными для религиозного гендерного разрыва. В нем также обсуждается анализ данных, проведенный Исследовательским центром Пью, в котором рассматривается возможная связь между уровнем религиозной приверженности женщин и их участием в рабочей силе (см. стр. 59). Женщины, которые участвуют в рабочей силе, как правило, демонстрируют более низкий уровень религиозной приверженности, чем женщины, которые не работают вне дома за плату. В результате, когда эти две группы женщин сравниваются с мужчинами (большинство из которых входят в состав рабочей силы), гендерные разрывы различаются. Действительно, анализ исследовательского центра Pew Research Center показывает, что разрыв между женщинами, входящими в состав рабочей силы, и мужчинами, как правило, меньше, чем разрыв между женщинами, не входящими в состав рабочей силы, и мужчинами. Эта закономерность сохраняется даже после учета других факторов, также связанных с религиозной приверженностью, таких как уровень образования, возраст и семейное положение. Более того, дальнейший анализ показывает, что в преимущественно христианских странах общий гендерный разрыв в ежедневной молитве и важности религии меньше в странах, где больше женщин работают.

Этот анализ, наряду с выводом о том, что женщины не повсеместно более религиозны, чем мужчины, поддерживает объяснения религиозного гендерного разрыва, которые включают «воспитание» (т. е. социальные и культурные силы), а не только «природу» ( т. е. биологические или эволюционные силы). Опираясь на данные из большего числа стран с мусульманским большинством и неевропейских стран, чем предыдущие исследования, этот отчет демонстрирует, что гендерный разрыв не является постоянным в разных обществах или религиозных традициях; различия в религиозной приверженности между мужчинами и женщинами значительно различаются по всему миру. Это не означает, что объяснения, в значительной степени опирающиеся на «природу», не могут также помочь объяснить религиозный гендерный разрыв и его распространенность во всем мире. Но это предполагает, что социальные и культурные факторы, такие как религиозные традиции и участие в рабочей силе, играют важную роль в формировании религиозного гендерного разрыва.

Среди других ключевых выводов этого отчета:

  • Гендерные различия среди христиан, а также некоторые гендерные различия в других религиозных традициях различаются по величине в разных регионах мира. Это говорит о том, что, хотя гендерные различия в религиозной приверженности могут быть частично обусловлены учением конкретной религии, они также могут отражать национальные привычки или культурные взгляды, присущие определенной части мира. Например, в странах Африки к югу от Сахары исследование выявило лишь незначительные гендерные различия как среди христиан, так и среди мусульман (за исключением еженедельного посещения богослужений) из-за в целом высокой степени религиозности среди оба  пола. Например, в Гане 89% женщин и мужчин-христиан говорят, что религия очень важна в их повседневной жизни, как и 98% женщин-мусульманок и 96% мужчин-мусульман. В Латинской Америке и Соединенных Штатах, напротив, гендерные разрывы среди христиан в отношении важности религии и ежедневной молитвы заметно шире, чем в странах Африки к югу от Сахары. В Аргентине, например, разница в показателях ежедневной молитвы между мужчинами и женщинами составляет 20 пунктов: 32,5% мужчин-христиан сообщают, что молятся ежедневно, по сравнению с 52,9% мужчин-христиан.% женщин-христианок.
  • Мужчины и женщины в США отличаются друг от друга уровнем религиозности в большей степени, чем мужчины и женщины в других экономически развитых странах, по которым имеются данные, включая Канаду и Великобританию. И хотя американские мужчины обычно проявляют меньшую религиозность, чем американские женщины, представители обоих полов более религиозны, чем мужчины и женщины в других экономически развитых странах.
  • В Соединенных Штатах более религиозные женщины также проявляются среди неаффилированных лиц (людей, которые идентифицируют себя как атеисты, агностики или «ничего особенного» и иногда называются «нонами»). Меньше американских женщин, чем мужчин (19% против 27%), не имеют религиозной принадлежности. Более того, неаффилированные женщины сообщают о более высоком уровне вовлеченности в религию, чем неаффилированные мужчины, по нескольким показателям, включая еженедельное посещение религиозных служб (5% против 3%), ежедневную молитву (26% против 15%) и утверждение, что религия очень важна для их жизни. их (15% против 12%). 12

Примечание об этом анализе

В этом отчете освещаются различия в религиозной приверженности мужчин и женщин на уровне стран, которые проходят обычные тесты статистической значимости, то есть существует по крайней мере 95% уровень достоверности того, что наблюдаемые различия к ошибке выборки, приняв во внимание размер выборки и влияние схемы обследования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts