Соотношение социального и биологического в человеке и обществе
Цель: изучение биосоциальной целостности человека.
Задачи: 1) знать концепции соотношения биологического и социального в человеке и обществе; 2) уметь применять механизмы и закономерности единства биологического и социального в сфере сервиса.
План:
1. Основные концепции соотношения биологического и социального в человеке.
2. Человек как биосоциальное существо.
3. Механизмы взаимодействия социального и биологического в человеке и обществе.
Давайте вспомним, на какие два больших класса делятся все потребности человека?
(Как показывает наука о человеке, он имеет биологические и социальные потребности.)
Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала ответить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке социальное и биологическое начала? Является ли он социальным, биологическим или неким двойственным, социально-биологическим существом? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить точку зрения ряда философов и биологов, основанную на диалектической концепции развития, концепции соотношения основных форм (ступеней развития) материи и на исследованиях в области биологии и медицины.
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе) (зарисовать!!!!!):
человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;
человек — чисто социальное существо;
человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;
человек имеет целостную социальную природу,
которая в подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Рассмотрим эти концепции подробнее.
Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса особенно ясно видно, что человек имеет те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.) и всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.
Определение человека как чисто социального существа. Данный подход основан на идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). Ha этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (или интегральной) социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. На этой концепции остановимся подробнее.
Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется следующим закономерностям (схематично зарисовать):
- во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма;
♦ в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии).
Соотношение биологического и социального начала в человеке
Выявить соотношение биологического социального в человеке порой бывает очень сложно, в силу того, что с одной точки зрения – культурологической, а с другой – биологической, нередко результаты исследования оказываются достаточно неполноценными на фоне упрощённого толкования. В контексте такого упрощения формируются версии панбиологизма или пансоциологизма.
Пример 1Различные социальные беспорядки и безобразия оправдываются непреодолимыми природными качествами человека.
Человек – биологический организм
Касательно основного вопроса: «гены или социум» и приверженцы социал-биологизма, и социал-дарвинизма однозначно отвечают, что главная роль за генами. Однако вместе с этим и биологическая судьба человека изображается довольно-таки ярко и многообразно. Одни придерживаются мнения, что генетическая система человечества полно отражает результаты становления его как специфического биологического вида. Её устойчивость и безупречность настолько нерушимы, что она может существовать неограниченное количество лет в рамках обозримого будущего.
Другие, в свою очередь, говорят, что человек как биологический вид уже стремиться к своему концу. В силу этих обстоятельств, логично говорить о том, что человечество стремиться к увеличению жизни, тем самым преуспевая в медицине и избегая сурового воздействия естественного отбора, а также последствий неуклонных накапливающихся мутаций. Кроме этого, социальные бури и взрывы также служат подтверждением угасания человеческого рода.
Третьи, утверждают, что человек, являясь биологически молодым и незрелым, всё ещё сохраняет в себе генетическую информацию животных. А созданная социальная среда для его собственной жизни – это лишь результат деятельности уникальных его представителей, а не исторический умысел. Такие воззрения объясняются не только элитаризмом, но и теоретическим расизмом.
Обе эти доктрины берут своё начало в генетической природе человека и требуют исправления, в противном случае ближайшее будущее человечества под вопросом, поскольку ему грозит гибель из-за биологических факторов. Уберечь человечество от гибели сможет только генетика, которая способна взять в свои руки биологическую эволюцию. В контексте этих идей появляется обновлённая евгеника, которая без нашего дозволения и особого желания, всё равно высказывается в сторону осуществления целенаправленного контроля над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества.
Не учитывая многочисленные генетические возможности селекции, зарождаются некоторые нравственно-психологические вопросы. Один из основных состоит в том, что необходимо установить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и в целом, кто должен и имеет возможность решать вопрос о том, что именно желанно.
Генетические факторы гипертрофируются, а селекционные возможности, которые свойственны социал-биологизму и социал-дарвинизму, способствуют занижению в человеке социального начала. Человек – это одновременно природное и социально-природное существо. Природа предоставляет человеку в разы меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Логично указать ещё на одну неточность в указанных концепциях наряду с пренебрежением ими социальным моментом.
Рассуждая о биологических факторах, просто невозможно говорить только о генетических, стоит брать в расчёт и физиологические аспекты личностного развития. Именно те особенности, которые вызывают патологический эффект, потому как именно они могут повлиять на перемены в биологической составляющей человека, который, как говорилось ранее, может начать иначе воспринимать действительность и действующие на него социальные факторы.
Важное внимание нужно уделить тем теориям, которые признают значимость биологического фактора, и в то же время утверждают о возможности быстрого изменения человеческой природы в необходимое русло посредством воспитательных воздействий. Истории известны случаи, когда при помощи сильнейших социальных воздействий общественная психология менялась. Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы.
Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги.
Соотношение биологического и социального в человеке
В человеке биологические и социальные начала объединяются. От рождения человек является биосоциальным существом. Это значит, что он рождается с анатомо-физиологическими системами, которые недостаточно развиты, они формируются в свои конечные формы уже в условиях социума, но стоит отметить, что изначально они заложены в него как в человеческое существо. Механизм наследственности, который определяет биологическую составляющую человека, состоит, в том числе и из социальной его сущности.
ОпределениеНоворожденный — не tabula rasa (дословно переводится как чистая доска), которую «разрисовывает» среда своими узорами духа.
Наследственность наделяет ребенка биологическими и инстинктивными свойствами. Маленький человек изначально обладает способностью полностью считывать поведение взрослых, подражает их действиям и звукам. Он наделён любопытством, а это является социальным качеством. ОН имеет свойство испытывать страх и радость. Более того, улыбка носит врождённый характер, а она уже является человеческой привилегией. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что ребёнок появляется в этом мире как человеческое существо. Хотя в сам момент рождения, он, скорее, кандидат в человека. Человеком он не может стать в изоляции от общества. Оно вводит его в мир людей, и оно же регулирует и наделяет его поведение определённым социальным содержанием.
Любой здоровый человек имеет пальцы и руки, которые подчиняются его воле, он может начать рисовать, но это вовсе не делает из него художника или живописца. Это же относится и к сознанию, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления вырабатываются в процессе воспитания, обучения, изучения языка, мира и культуры. Стоит отметить, что общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая является ядром его психической, сознательной жизнедеятельности.
Таким образом, человек – это целостная система биологического, психического и социального уровней, которые, в свою очередь, образовываются из двух измерений – природного и социального, наследственного и прижизненного приобретаемого. Важно указать, что человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их совокупное соотношение, которое приводит в появлению новой качественной ступени – человеческой личности.
Гендерные различия в психосоциальных, религиозных и духовных аспектах преодоления трудностей: кросс-секционное исследование с онкологическими больными
1. Камаргос М.Г., Пайва К.Э., Баррозу Э.М., Карнесека Э.К., Пайва Б.С. Понимание различий между онкологическими больными и онкологическими работниками в отношении духовности/религиозности: перекрестное исследование. Медицина (Балтимор) 2015;94:e2145. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
2. Алкорн С.Р., Бальбони М.Дж., Пригерсон Х.Г. и др.. «Если бы Бог хотел меня вчера, меня бы здесь не было сегодня»: Религиозные и духовные темы в переживаниях больных раком на поздних стадиях. Дж Паллиат Мед 2010; 13: 581–588. [PubMed] [Академия Google]
3. Асгейрсдоттир Г.Х., Сигурбйорнссон Э., Траустадоттир Р., Сигурдардоттир В., Гуннарсдоттир С., Келли Э. «Ценить каждый день таким, какой он есть»: качественное исследование духовности среди лиц, получающих паллиативную помощь. Поддержка лечения рака 2013;21:1445–1451. [PubMed] [Google Scholar]
4. Чаар Э.А., Халлит С., Хадж А. и др.. Оценка влияния духовности на качество жизни, тревогу и депрессию у больных раком: наблюдательное поперечное исследование. Поддержка лечения рака 2018;26:2581–2590. [PubMed] [Google Scholar]
5. Валлурупалли М., Лодердейл К., Бальбони М.Дж. и др.. Роль духовности и религиозного преодоления в качестве жизни пациентов с распространенным раком, получающих паллиативную лучевую терапию. J Поддержка Онкол 2012; 10:81–87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Туне-Бойл И.С., Стигалл Дж.А., Кештгар М.Р., Ньюман С.П. Влияют ли религиозные/духовные стратегии выживания на адаптацию к болезни у больных раком? Систематический обзор литературы. Общественная наука Мед. 2006; 63: 151–164. [PubMed] [Академия Google]
7. Дельгадо-Гуай М.О., Хуэй Д., Парсонс Х.А. и др.. Духовность, религиозность и душевная боль у больных раком на поздних стадиях. J Болевой симптом Управление 2011;41:986–994. [PubMed] [Google Scholar]
8. Хименес-Фонсека П., Лоренцо-Сева У., Феррандо П.Дж. и др.. Посредническая роль духовности (смысл, покой, вера) между психологическим дистрессом и психической адаптацией у больных раком. Поддержка лечения рака 2018;26:1411–1418. [PubMed] [Google Scholar]
9. Калиампос А., Русси П. Религиозные убеждения, преодоление трудностей и психологическое благополучие среди греческих больных раком. J Health Psychol 2017; 22: 754–764. [PubMed] [Академия Google]
10. Мурман П.Г., Барретт Н.Дж., Ван Ф. и др.. Влияние культурных, народных и религиозных верований и обычаев на задержки в диагностике рака яичников у афроамериканок. J Женское здоровье (Larchmt) 2019; 28: 444–451. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Albani C, Bailer H, Blaser G, Geyer M, Brähler E, Grulke N. Erfassung Religiöser und Spiritueller Einstellungen — Psychometrische Uberprüfung der deutschen Version des «Systems of Belief Inventory» (SBI-15R-D) von Holland et al. in einer repräsentativen Bevölkerungsstichprobe [Религиозные и духовные убеждения — Валидация немецкой версии «Описи систем убеждений» (SBI-15R-D) Holland et al. в популяционной выборке]. Psychother Psychosom Med Psychol 2002; 52: 306–313. [PubMed] [Академия Google]
12. Травадо Л., Грасси Л., Гил Ф. и др.. Имеют ли значение духовность и вера? Отчет Южноевропейской исследовательской группы по психоонкологии. Паллиатная поддержка 2010;8:405–413. [PubMed] [Google Scholar]
13. Tsai TJ, Chung UL, Chang CJ, Wang HH. Влияние религиозных убеждений на здоровье онкологических больных. Азиатский Pac J Рак Предыдущий 2016;17:2315–2320. [PubMed] [Google Scholar]
14. Муньос А.Р., Салсман Дж.М., Стейн К.Д., Целла Д. Референтные значения функциональной оценки терапии хронических заболеваний – духовное благополучие: отчет об исследованиях выживших после рака, проведенных Американским онкологическим обществом. Рак 2015; 121:1838–1844. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Гонсалес-Санс де Техада М., Бильбао А., Баре М. и др.. Связь между социальной поддержкой, функциональным статусом и изменением качества жизни, связанного со здоровьем, и изменениями тревоги и депрессии у больных колоректальным раком. Психоонкология 2017;26:1263–1269. [PubMed] [Google Scholar]
16. Миллер С., Ло С., Гаглиз Л. и др.. Модели депрессии у больных раком: косвенный тест гендерной уязвимости к депрессии. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol 2011;46:767–774. [PubMed] [Академия Google]
17. Карлсон Л.Э., Анген М., Каллум Дж. и др.. Высокий уровень невылеченного дистресса и усталости у онкологических больных. Бр Дж Рак 2004;90:2297–2304. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
18. Менерт А., Брелер Э., Фаллер Х. и др.. Четырехнедельная распространенность психических расстройств у онкологических больных по основным опухолевым образованиям. Джей Клин Онкол 2014; 32:3540–3546. [PubMed] [Google Scholar]
19. Бержеро К.Д., Кларк К.Л., Нонино А., Вальяни С., Бусо М.М., Лоскальцо М. Течение дистресса, тревоги и депрессии у больных гематологическим раком: связь между полом и степенью новообразования. Паллиатная поддержка 2015;13:115–123. [PubMed] [Академия Google]
20. Феррари М., Рипамонти С.И., Халберт-Уильямс Н.Дж., Миччинези Г. Взаимосвязь между неудовлетворенными потребностями, депрессией и тревогой у пациентов с запущенным раком. Тумори 2019;105:144–150. [PubMed] [Google Scholar]
21. Мойнихан С. Мужчины, женщины, пол и рак. Eur J Cancer Care (англ.) 2002; 11: 166–172. [PubMed] [Google Scholar]
22. Грей Р.Е., Фитч М., Филлипс С., Лабрек М., Фергюс К. Говорить или не говорить: закономерности раскрытия информации среди мужчин с раком простаты. Психоонкология 2000;9: 273–282. [PubMed] [Google Scholar]
23. МакКубри Р.К., Дэвис А.Н. Есть ли связь между духовностью и тревогой и депрессией у больных раком на поздних стадиях? Поддержка лечения рака 2006; 14: 379–385. [PubMed] [Google Scholar]
24. Кристеллер Дж. Л., Шитс В., Джонсон Т., Фрэнк Б. Понимание религиозного и духовного влияния на приспособление к раку: индивидуальные модели и различия. Джей Бехав Мед 2011; 34: 550–561. [PubMed] [Google Scholar]
25. Ренц М. , Мао М.С., Омлин А., Бюче Д., Черни Т., Штрассер Ф. Духовный опыт трансцендентности у пациентов с запущенным раком. Am J Hosp Palliat Care 2015; 32: 178–188. [PubMed] [Академия Google]
26. Маселко Ю., Кубзанский Л.Д. Гендерные различия в религиозных практиках, духовном опыте и здоровье: результаты Общего социального исследования США. Общественная наука Мед. 2006; 62: 2848–2860. [PubMed] [Google Scholar]
27. Гайсвинклер Л., Унтеррайнер Х.Ф. Взаимосвязь между вовлечением в йогу, внимательностью и психологическим благополучием. Дополнение Тер Мед 2016;26:123–127. [PubMed] [Google Scholar]
28. Соллгрубер А., Борнеманн-Сименти Х., Силаги И.С., Санднер-Кизлинг А. Духовность в медицине боли: рандомизированный эксперимент по восприятию боли, частоте сердечных сокращений и религиозному духовному благополучию с использованием методологии медитации за один сеанс. PLoS Один 2018;13:e0203336. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Гамильтон Дж.Б. Эмоциональные страдания и использование духовности в качестве ресурса среди афроамериканцев, переживших рак. Джей Рак Образование 2019; 34: 409–411. [PubMed] [Google Scholar]
30. Хвидтьорн Д., Хьельмборг Дж., Скитте А., Кристенсен К., Хвидт Н.К. Религиозность и религиозное преодоление в светском обществе: гендерная перспектива. Джей Религия Здоровье 2014;53:1329–1341. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Джонсон К.С., Тульский Дж.А., Хейс Дж.К. и др.. Какие области духовности связаны с тревогой и депрессией у пациентов с запущенными заболеваниями? J Gen Intern Med 2011; 26: 751–758. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Зигмонд А.С., Снайт Р.П. Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Acta Psychiatr Scand 1983; 67: 361–370. [PubMed] [Google Scholar]
33. Бюссинг А. Выгода через духовность/религиозность (Выгода) 2015, техническое описание DOI: 10.13140/RG.2.1.3503.6325. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Бюссинг А., Кениг Х.Г. Шкала ПРЕИМУЩЕСТВА через духовность/религиозность — мера из 6 пунктов для использования в исследованиях последствий для здоровья. Int J Psychiatry Med 2008; 38: 493–506. [PubMed] [Академия Google]
35. Мерат К., Палмер Келли Э., Хайер Дж. М. и др.. Представления пациентов о роли религии и духовности при лечении рака. Джей Религия Здоровье 2020; 59: 1933–1945. [PubMed] [Google Scholar]
36. Мескита А.С., Чавес Эде К., Авелино К.С., Ногейра Д.А., Панзини Р.Г., де Карвалью Э.К. Использование религиозного/духовного преодоления среди больных раком, проходящих химиотерапевтическое лечение. Преподобный Лат Ам Энфермагем 2013; 21: 539–545. [PubMed] [Google Scholar]
37. Бюссинг А., Остерманн Т., Маттиссен П.Ф. Роль религии и духовности у пациентов: подтверждающие результаты опросника SpREUK. Здоровье Качество жизни Результаты 2005;3:10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
38. Klein C. Fromme Frau, agnostischer Mann — Sind Frauen grundsätzlich religiöser/spiritueller als Männer? [Благочестивая женщина, мужчина-агностик — женщины вообще более религиозны/духовны, чем мужчины?]. Уход за духом 2012; 1:6–22. [Google Scholar]
39. Рейд-Арндт С.А., Смит М.Л., Юн Д.П., Джонстон Б. Гендерные различия в духовном опыте, религиозных практиках и поддержке общины людей с тяжелыми заболеваниями. J Религия Инвалид Здоровье 2011;15:175–196. [Академия Google]
40. Шнабель Л., Хакетт С., МакКлендон Д. Где мужчины кажутся более религиозными, чем женщины: взгляд на религию в Израиле с гендерной точки зрения. J Sci Исследование религии 2018;57:80–94 [Google Scholar]
41. Хакетт С., Мерфи С., Макклендон Д. Гендерный разрыв в религии во всем мире. Вашингтон, округ Колумбия: Pew Research Center, 2016. [Google Scholar]
42. Стейнхорн Д.М., Дин Дж., Джонсон А. Исцеление, духовность и интегративная медицина. Энн Паллиат Мед 2017; 6: 237–247. [PubMed] [Академия Google]
43. Лонгман, К. Женские круги и рост новой женственности: восстановление сестринства, духовности и благополучия. Религии 2018;9:9. [Google Scholar]
44. Вудхед Л. Феминизм и социология религии: от гендерной слепоты к гендерным различиям. В: Фенн Р.К., изд. Компаньон Блэквелла к социологии религии. Оксфорд: Блэквелл, 2001: 67–84. [Google Scholar]
45. Линден В., Водермайер А., Маккензи Р., Грейг Д. Тревога и депрессия после диагностики рака: показатели распространенности по типу рака, полу и возрасту. J влияет на расстройство 2012; 141:343–351. [PubMed] [Академия Google]
46. Паркер П.А., Бэйл В.Ф., де Мур К.Д., Коэн Л. Психосоциальные и демографические предикторы качества жизни в большой выборке больных раком. Психоонкология 2003; 12: 183–193. [PubMed] [Google Scholar]
47. Хинц А., Герцберг П.Ю., Лордик Ф. и др.. Возрастные и гендерные различия в тревоге и депрессии у онкологических больных по сравнению с общей популяцией. Eur J Cancer Care (англ.) 2019;28:e13129. [PubMed] [Google Scholar]
48. Анселд М., Краммер К., Любовицки С. и др.. Скрининг посттравматических стрессовых расстройств у 1017 онкологических больных и корреляция с тревогой, депрессией и дистрессом. Психоонкология 2019;28:2382–2388. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49. Cardoso G, Graca J, Klut C, Trancas B, Papoila A. Симптомы депрессии и тревоги после диагностики рака: перекрестное исследование. Психологическое здоровье Мед 2016;21:562–570. [PubMed] [Google Scholar]
50. Мартинес Арройо О., Андреу Вайльо Ю., Мартинес Лопес П., Гальдон Гарридо М.Х. Эмоциональный дистресс и неудовлетворенные потребности в поддерживающей терапии у выживших после рака молочной железы после завершения основного лечения. Поддержка лечения рака 2019;27:1049–1057. [PubMed] [Google Scholar]
51. Далдул А., Хечин В., Бхири Х. и др.. Факторы, предсказывающие качество жизни больных раком молочной железы. Азиатский Pac J Рак Предыдущий 2018;19:1671–1675. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
52. Рабоу М.В., Книш С.Дж. Духовное благополучие амбулаторных онкологических больных, получающих одновременно онкологическую и паллиативную помощь. Поддержка лечения рака 2015;23:919–923. [PubMed] [Google Scholar]
53. Кандасами А., Чатурведи С.К., Десаи Г. Духовность, дистресс, депрессия, тревога и качество жизни у больных раком на поздних стадиях. индийский рак 2011;48:55–59. [PubMed] [Google Scholar]
54. Знайда Т.Л., Вундер Дж.С., Белл Р.С., Дэвис А.М. Гендерные проблемы у пациентов с саркомой мягких тканей конечностей: пилотное исследование. Рак Нурс 1999; 22:111–118. [PubMed] [Google Scholar]
55. Келлер М., Генрих Г. Стресс, связанный с болезнью: одинаково ли это для мужчин и женщин? Гендерные аспекты дистресса и приспособления больных раком. Акта Онкол 1999; 38: 747–755. [PubMed] [Google Scholar]
56. Нодзава К., Симидзу С., Какимото М. и др.. Количественная оценка изменений внешности и связанного с ними дистресса у онкологических больных. Психоонкология 2013;22:2140–2147. [PubMed] [Академия Google]
57. Лауриола М., Томай М. Биопсихосоциальные корреляты адаптации к раку во время химиотерапии: ключевая роль качества жизни, связанного со здоровьем. Научный мир J 2019;2019:9750940. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
58. Райс С.М., Олифф Дж.Л., Келли М.Т. и др.. Депрессия и рак простаты: изучение сопутствующих заболеваний и специфических для мужчин симптомов. Am J мужское здоровье 2018; 12:1864–1872. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
59. Мартин Л.А., Соседи Х.В., Гриффит Д.М. Опыт симптомов депрессии у мужчин по сравнению с женщинами: анализ репликации национального обследования сопутствующих заболеваний. ДЖАМА Психиатрия 2013;70:1100–1106. [PubMed] [Академия Google]
60. Прайс Э.К., Грегг Дж.Дж., Смит М.Д., Фиске А. Мужские черты и депрессивные симптомы у пожилых и молодых мужчин и женщин. Am J мужское здоровье 2018;12:19–29. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. Кортни ВХ. Конструкции мужественности и их влияние на мужское благополучие: теория пола и здоровья. Общественная наука Мед. 2000;50:1385–1401. [PubMed] [Google Scholar]
62. Ангст Дж., Гамма А., Гастпар М. и др.. Гендерные различия в депрессии. Эпидемиологические данные европейских исследований DEPRES I и II. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci 2002; 252: 201–209.. [PubMed] [Google Scholar]
63. Окчипинти С., Лори К., Хайд М.К. и др.. Измерение мужественности у мужчин с хроническими заболеваниями. Am J мужское здоровье 2019;13:1557988319859706. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
64. Венгер Л.М., Олифф Дж.Л. Мужчины, управляющие раком: гендерный анализ. Социальное здоровье 2014; 36:108–122. [PubMed] [Google Scholar]
65. Олифф Дж.Л., Филлипс М.Дж. Мужчины, депрессия и мужественность: обзор и рекомендации. J мужское здоровье 2008; 5: 194–202. [Академия Google]
66. Крамм С., Чеччиа С., Кестерс М., Килиан Р., Беккер Т. Взгляды мужчин на депрессию: систематический обзор и метасинтез качественных исследований. Психопатология 2017;50:107–124. [PubMed] [Google Scholar]
67. Линц К., Мойнихан С., Стегинга С. и др.. Потребности в поддержке и психологической помощи пациентов с раком простаты: опрос нехирургической онкологической клиники. Психоонкология 2003; 12: 769–783. [PubMed] [Google Scholar]
68. Меркарт И., Либерт Ю., Мессин С., Милани М., Слахмуйлдер Дж. Л., Разави Д. Желание онкологических больных получить психологическую поддержку: распространенность и последствия для скрининга психологических потребностей пациентов. Психоонкология 2010;19: 141–149. [PubMed] [Google Scholar]
69. Шарпли С.Ф., Битсика В., Кристи Д.Р. Диагностика «мужской» депрессии у мужчин с диагнозом «рак предстательной железы»: следующий шаг в эффективных трансляционных психоонкологических вмешательствах? Психоонкология 2014; 23:1042–1048. [PubMed] [Google Scholar]
70. Спенделоу Дж. С., Эли Жубер Х., Ли Х., Фэйрхерст Б.Р. Совладание и адаптация у мужчин с раком простаты: систематический обзор качественных исследований. Джей Рак выжить 2018;12:155–168. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
71. Шрайбер Я.А. Образ бога: влияние на преодоление трудностей и психодуховные результаты у выживших после раннего рака молочной железы. Онкол Нурс Форум 2011; 38: 293–301. [PubMed] [Google Scholar]
72. Фланнелли К.Дж., Галек К. Религия, эволюция и психическое здоровье: теория привязанности и теория ETAS. Джей Религия Здоровье 2010;49:337–350. [PubMed] [Google Scholar]
73. Юнг Дж. Вера в сверхъестественное зло и психическое здоровье: имеют ли значение надежная привязанность к богу и пол? J Sci Исследование религии 2020;59: 141–160. [Google Scholar]
74. Стоукс К. Развитие веры во взрослом жизненном цикле. J Религиозный Геронтол 1990; 7: 167–184. [Google Академия]
75. Kregting J, Scheepers P, Vermeer P, Hermans C. Почему голландские женщины все еще более религиозны, чем голландские мужчины: объяснение сохраняющегося религиозного гендерного разрыва в Нидерландах с использованием многофакторного подхода. Преподобный Религиозный Рез 2019;61:81–108. [Google Scholar]
76. Murken S, Namini S, Gross S, Körber J. Geschlechtsspezifische Unterschiede in der Bewältigung einer Darmkrebserkrankung — Empirische Befunde unter besonderer Berücksichtigung religiösen Copings [Гендерные различия в преодолении рака толстой кишки — эмпирические данные с особым учетом религиозного преодоления]. Реабилитация (Штутт) 2010;49: 95–104. [PubMed] [Google Scholar]
77. Баффарт Л.М., ван Уффелен Дж.Г., Рифаген II и др.. Физические и психосоциальные преимущества йоги для больных раком и выживших, систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. BMC Рак 2012;12:559. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
78. Грисон Дж. М., Смоски М. Дж., Суарес Э. С. и др.. Уменьшение симптомов депрессии после снижения стресса на основе осознанности: потенциальное сдерживающее влияние религиозности, духовности, внимательности, пола и возраста. J Альтерн Комплемент Мед 2015;21:166–174. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Флейшер К.А., Маккензи Э.Р., Франкель Э.С., Селузицкий С., Касаретт Д., Мао Дж.Дж. Интегративное Рэйки для больных раком: оценка программы. Интегр Рак Тер 2014;13:62–67. [PubMed] [Google Scholar]
80. Луна М.Дж., Амели Р., Синаи Н., Черингал Дж., Панахи С., Бергер А. Гендерные различия в психо-социально-духовном исцелении. J Женское здоровье (Larchmt) 2019;28:1513–1521. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
81. Морейра-Алмейда А., Пинский И., Залески М., Ларанхейра Р. Религиозная вовлеченность и социально-демографические факторы: бразильское национальное исследование. Преподобный Псик Клин 2010; 37:12–15. [Академия Google]
82. Джейкобс-Лоусон Дж. М., Шумахер М. М., Хьюз Т., Арнольд С. Гендерные различия в психосоциальных реакциях на рак легких. Генд Мед 2010;7:137–148. [PubMed] [Google Scholar]
83. Янез Б., Эдмондсон Д., Стэнтон А.Л. и др.. Аспекты духовности как предикторы адаптации к раку: относительный вклад веры и поиска смысла. J Consult Clin Psychol 2009; 77: 730–741. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
84. Завала М.В., Малиски С.Л., Кван Л., Финк А., Литвин М.С. Духовность и качество жизни у малообеспеченных мужчин с метастатическим раком предстательной железы. Психоонкология 2009 г.;18:753–761. [PubMed] [Google Scholar]
85. Крупски Т. Л., Кван Л., Финк А., Сонн Г.А., Малиски С., Литвин М.С. Духовность влияет на качество жизни мужчин с раком простаты, связанное со здоровьем. Психоонкология 2006; 15: 121–131. [PubMed] [Google Scholar]
Человек как биосоциальное
Диалектический материализм (А. Спиркин) | ||
---|---|---|
Предыдущий | Глава 5. О человеке и быть человеком | Далее |
Современная наука рассматривает человека с точки зрения два разных измерения его существования: биологическое и социальный. Человек появился на земле в результате длительный процесс развития. Как биологические существа они еще сохраняют тесную генетическую связь с животным мир. Организм человека имеет много общего с высшие животные.
Человек опередил млекопитающих благодаря интенсивному развитию и дифференцировка коры головного мозга. характерные анатомо-физиологические особенности человека прямохождение, верхние конечности свободные, адаптированные для использования и изготовления инструментов, а также передовые разработки средства коммуникации. Необходимость сохранять равновесие в прямохождение вызывало определенное искривление позвоночника и смещение общего центра тяжести.
Поскольку верхние конечности больше не использовались для тела опора и ходьба, скелет нижних конечностей окрепли и развились мышцы, ноги стали изогнутые, чтобы действовать как пружины. Все системы внутреннего органы приспособились к прямохождению, средства доставку крови от нижних конечностей к сердцу и мозг стал сложнее. Диафрагма сместилась. из вертикального положения в горизонтальное, мышцы живот стал играть гораздо большую роль в акте дыхание. На определенном уровне антропогенеза, при влияние трудовой деятельности и общения, биологических развитие стало, по сути, историческим развитием мент социальных систем.
Человек также является естественным существом и, как таковое, наделены природными жизненными силами, которые принимают форму унаследованные качества. Рождение дает человеку существование как естественное индивидуальный. Хотя он приходит в мир с недостаточно сформированная анатомо-физиологическая система, они генетически запрограммированы как уникальные люди. Новорожденный ребенок не «tabula rasa» (чистый лист), на котором окружающая среда рисует свои причудливые духовные узоры. Наследственность вооружает ребенка не только инстинктами. Он из самого начинающий обладатель особой способности, способности подражать взрослым, их действиям, звукам Они делают. Ему присуща любознательность, способность наслаждаться яркие предметы. Он способен расстраиваться, разочаровываться, испытывать страх и радость. Его улыбка врожденная, и это может быть наблюдается даже у недоношенных детей. Улыбка — это привилегия человека. И эти чисто человеческие врожденные потенциалы развивалась в течение всей его последующей жизни в общество. Многие особенности даже человеческого существа физиологический склад (круглая форма головы, сложное строение рук, форма губ и все строение лица, прямая осанка и т. д.) продукты общественного образа жизни, результат взаимодействия с другими людьми.
Подводя итог, можно сказать, что человек представляет собой целостное единство биологического, организменное и личное, природное и социальное, унаследованное и то, что он приобретает в течение жизни. Разработка как исторически, так и в ходе своего индивидуального развития как социальное существо, человек не «выпадает» из многообразный биотический поток. Физиологический ритм крови кровообращение, питание, дыхание, половая жизнь, ритмический вихри энергоинформационных процессов в организм, рождение, зрелость и смерть, фазы индивидуального существования — детство, отрочество, бунтарская юность, молодость, зрелость, преклонный возраст, старость, дряхлость и полный упадок — все это и многое другое заложено генетически запрограммировано. Люди — это возвышающаяся вершина великого биологическая система, возникшая последней во времени и наиболее сложный.
Три формы детерминации — биотропная, космотропные и социотропные – действуют в человеческом существование. Они охватывают всю историю человечества, региональные и национальных традиций, влияние определенного социального группа, микроусловия, великая сила биологического наследственность. Точность и чистота наследственности поддерживается специфический материальный субстрат, аппарат генов, которая на протяжении миллионов лет тщательно охраняла расовую принадлежность человека. сущность как высший биологический вид. Если шимпанзе были помещены с рождения в идеальные условия и окружены одаренных учителей, она все равно не превратилась бы из обезьяны в мужчина. Наследственность устанавливает непреодолимую пропасть между обезьяной и человеком.
Генетически закодированные способности ребенка являются продуктом длительного процесса эволюции, но даже такие, казалось бы, простые и, казалось бы, врожденные способности, как способность различать обычные звуки речи и музыкальные тона. формируется лишь в процессе его живого овладения исторически сложившиеся формы языка и музыки. Способность мыслить как человек не просто появляется и созревает в процесс индивидуального развития ребенка; это формируется жизнью в обществе. В момент рождения ребенок только кандидат в человеческие существа, он не может стать полноправным членом человеческой расы, если они изолированы. Он должен научиться становиться человеком через общение, через знакомство с миром людей, общества, которое регулирует, направляет и наполняет его поведение с социальным смыслом.
У каждого человека удивительно послушные пальцы; он может взять взять кисть и краски и начать рисовать, но это не сделать из него художника. То же самое и с сознанием, что не является нашим естественным правом по рождению. Сознательный умственный явления, присущие человеку, формируются в течение жизни воспитанием, обучение, активное овладение мировой культурой, языком, мировоззрение. Таким образом, социальный принцип пронизывает индивида и определяет по существу человеческую структуру и механизмы его психики, сознания и способа поведение.
Для различных познавательных или практических целей мы можем подчеркнуть биологических или социальных аспектов человека, но мы всегда должны помнить об их существенном единстве.
В последнее десятилетие мировая наука посвятила много внимание к проблеме взаимоотношений между биологическое и социальное в человеке. Как это ни парадоксально, это социальные условия жизни современного человека, которые так остро столкнулся с проблемой своего натуральный происхождение: социальное как бы «подсветили» биологическое, иногда до вульгаризация, например, утверждение, что природа наделила человек с «тремя мозгами», который, несмотря на их совершенно различные структуры должны функционировать вместе и поддерживать контакт. Согласно этой точке зрения, самым старым из наших мозгов является рептильный, второй был унаследован от низших млекопитающих, и третье — достижение высших млекопитающих. Этот тот, кто превратил живое существо в человека. Так, образно говоря, когда врач приглашает своего пациента на лечь на кушетку, он имеет дело одновременно с человеческим существо, лошадь и крокодил. Такие взгляды вытекают из представление о том, что биологическая сущность человека неизменна. концепция социобиологизм также получил некоторое признание в западной науке, вероятно, благодаря поразительные успехи биологических исследований последних десятилетий, особенно в области генетики, нейрофизиологии, этология и др.
На вопрос, опирается ли человек на «гены или общество?» мы часто получают ответ, что важнее всего гены.
Некоторые мыслители видят биологическую судьбу человека в чрезвычайно оптимистичный и красочный свет. Они считают, что существующая система наследственности полностью отражает результаты его появление как уникального биологического вида. Его значение настолько велико, что может фактически служить неограниченный срок, на все обозримое будущее, и это драгоценная наследственная основа человечества должна быть сохранена от любые вредные внешние воздействия.
Другие утверждают, что человек как биологический вид уже на пути к вымиранию. Благодаря созданию окружающей среде и успехи медицины, человек отклонился от суровой дисциплины естественного отбора и таким образом обременял себя повышенным давлением от накопившихся мутации.
Третья школа мысли работает на предположении, что человек, как биологически молодой вид, несет в себе слишком много гены животных в его наследственности. Социальная среда, в которой он живет создается не историей человечества, а активность только его элиты.
Последние две из этих доктрин основаны на идее, что Генетическая природа человека в целом требует некоторого приспособления или поправку, что ближайшее будущее грозит человечеству разрушения биологическими факторами, и что в этих обусловливает только генетику, рассматривая эволюцию как собственную руки, может предотвратить эту серьезную угрозу.
На гребне этих идей возникает несколько разработанная форма евгеники, которая императивно заявляет, что хотим мы этого или нет, но наука должна сознательно контролировать воспроизводство человеческого рода, и ввести некое частичный отбор на «благо» человечества. Некоторый Западные ученые предполагают, что сперма «лучших образцы человеческой расы» должны быть использованы для этого цель. Его нужно поставить в глубокую заморозку на долгое время, чтобы позволяют объективно оценить реальную стоимость заинтересованные лица. Сохраненная таким образом сперма может быть использована в целях спаривания. жена и донор будут биологические родители, в то время как муж (считается неполноценным дарителю) остается только «принимающая родителя». Упражнения по «генной инженерии» даже идут как если предположить, что это «приемная мать», и в этом случае ни один мать ни отец действительно биологический родитель. Даже если игнорировать чисто генетические последствия такого отбора, человек сталкивается с массой моральных и психологические вопросы. Кто обладает генотипами с желательные черты? Кто должен или может решить вопрос о что именно желательно? Кто посмеет и чем Правильно, чтобы предотвратить большинство мужчины и женщины производят потомство и ограничить эту деятельность элитной группой? Кому может ли общество доверить такое ответственное решение? Что мы собираемся делать о неисправимом желании увековечить себя в дети? Эта гипертрофия генетических факторов и возможностей проистекает из принижения социального принцип в человеке. Человек — существо естественное, но человеческое природное существо. Природа дает человек меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Жизнь и развитие общества может продолжаться только через биологическая форма человеческого существования, и биология человека может развивать свою генетическую программу только в контексте социальная реальность. По своему происхождению биологический закон социально обусловленный. Только при пеленании в «вату» социальная забота может ребенок — самый беспомощный из всех животных — реализовать родовую программу, заложенную в нем природа.
Животное рождается с мехом или перьями, оно одето природа. Но ребенок рождается голым и должен быть одет общество. Он должен научиться быть человеком. И это он делает в постоянное общение со взрослыми, в течение жизни приобретение культуры.
Продемонстрировано влияние социального на биологическое. увеличением продолжительности жизни примерно с 18 лет в каменного века до 64-74 лет в наше время. активный период жизни также увеличился, особенно у умственного активность. Наступление старости отступило, период детство удлинилось, а половая зрелость наступила ускоренный. Явление ускорения рассматривается как эпохальный сдвиг, одно из самых значительных явлений в современной биологией, с серьезными медицинскими, педагогическими и другие социальные последствия.
Что регулирует отношения полов? Почему один найти следующее устойчивое соотношение в человеческой популяции: 103 мальчики до 100 девушки? В послевоенные годы, после потери стольких мужчины, рождаемость мальчиков увеличивается.
Жизнь показывает, что на границе между биологическим и социальное давление конфликта иногда достигает больших интенсивность. Довольно часто это вызывает сдвиги и сбои. число заболеваний угрожающе растет, особенно тех, сердечно-сосудистой, онкологической и нервно-психической типы.
Физическое время течет гладко, но социально-биологическое время течет плавно. постоянно ускоряется. Каждый час и каждую минуту физическое время становится все более и более наполненным социально-психологическое содержание жизни. Поток современного жизнь подобна бурному горному потоку, она несет нас вперед опасная скорость. Психофизиологические силы человека не могут всегда держите темп. Все стараются жить быстрее, поэтому как не отставать от общего информационного фронта, не отставать с ускоренным развитием культуры. За последние 10 или 15 лет объем научной информации, открытий и изобретений, опередил все ранее достигнутое в истории человечества. Органы чувств и мозг человека яростно и беспрестанно подвергался бомбардировке всевозможными информация.
Говоря о биологических факторах, не следует их сокращать. к генетич. Следует уделять больше внимания физиологические и онтогенетические аспекты развития, особенно к тем, которые вызывают патологический эффект, для него это то, что изменяет биологию человека, который также начинает воспринимать даже социальные факторы довольно другой путь. Диалектика не просто ставит социальное и биологические факторы на равных правах и приписывают человеческой сущности к формуле биотропно-социотропного определение, одобренное некоторыми учеными. В нем подчеркивается доминирующая роль социальных факторов. Не диалектика принять принципы вульгарного социологизма, игнорирующего значение биологического начала в человеке.
Как высшее разумное существо человек является средоточием все формы движения материи. Они представлены в нем иерархически, и высший, в конечном счете, направляющий и регулирующим фактором является социальный, которому подчинены все остальные формы. подчиненный. Другими словами, человек воплощает и суммирует вверх, так сказать, все развитие Вселенной.
Как бы высоко он ни стоял во всемирной иерархии, человек, когда он становится объектом научных исследований, расчленяется на мелкие и даже мельчайшие частицы, каждая из которых, зубы, желудок, кишечник и т. д. исследуются и лечатся отдельно. Это результат прогрессивная дифференциация научных знаний, которая позволяет нам глубже проникнуть в тонкости человеческого структурная организация. Без этого было бы невозможно продвигать науку. Но в ходе такой дифференциации научная мысль склонна упускать из виду реальное и высшее целостности человека, хотя он и не может быть полностью понят или трактуется без учета целого. Итак, есть потребность в противоположном процессе познания, а именно в положение человека как высшей единой системы.
Главное — преодолеть очевидное и вопиющее увлечение аналитическим методом и достижение синтетический, комплексный подход, концентрирующий интеллектуальный усилия в различных областях по проблеме человека как целое. Такое «короткое замыкание» наук могло производить вспышку, которая освещала бы и помогала идентифицировать новые проблемы.
Независимость каждой отдельной науки является важным факт, но он должен быть относительным и не должен перерастать в автономия. Автономия наук, изучающих человека, признак того, что они утратили целостность знания, которое так необходимо для понимания сути дела и к эффективному лечению или обучению. При обсуждении разобщенности человека надо прежде всего осознать, что он есть разделить научным скальпелем на две части: одна половина изучается естественными науками (биологией, физиологией, биохимия, биофизика и др.), а другая область социальных наук, а также медицины, которая занимает промежуточное положение и, по-видимому, всеобъемлющий.