элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект.
Следуя логике излагаемого подхода, примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Уже ресничные инфузории демонстрируют способность к пластичности поведения, проявляющейся в форме привыкания. Так инфузории в естественных условиях безразличны к фактору освещенности. Когда несколько особей помещали в емкость с водой, половина которой была затемнена, а половина освещена и фиксировали время их пребывания в разных областях, показатели были примерно равными. То есть инфузории могли с равной вероятностью проводить время как в затемненной, так и в освещенной частях сосуда (свет — абиотическое воздействие). С другой стороны, температура воды является для инфузорий значимым биотическим воздействием. Они активно перемещаются в ту часть водной среды, которая характеризуется оптимальными температурными показателями (биотическое воздействие). Исследователи многократно сочетали засвечивание определенного участка капли воды с оптимальной температурой.
Первичная, наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики.
Элементарная сенсорная психика характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.
Известный отечественный зоопсихолог К. Э.Фабри выделяет низший и высший подуровни элементарной сенсорной психики. При переходе на более высокий подуровень наблюдается усложнение поведение и развитие поисковой активности. Более того, именно на стадии возникновения высшего уровня элементарной сенсорной психики наблюдается своеобразный «прорыв» в развитии нервной системы – она дифференцируется, появляются ее разнообразные формы: сетчатая, кольцевая, радиальная. У рыб, рептилий, земноводных формируются наиболее филогенетически древние структуры головного мозга.
Типичными носителями элементарной сенсорной психики являются насекомые. Ярким примером проявления элементарной сенсорной психики является пищевое поведение паука, для которого значимым абиотическим свойством пищи служит вибрация паутины. Хорошо известно, что стоит обездвижить муху и осторожно поместить ее на паутину, как она теряет пищевую ценность для паука. Как было замечено М. Холзапфелом, голодный паук будто бы «не замечает» аппетитную жертву и может погибнуть от голода, находясь в непосредственной близости от пищи (M.
В том, что для носителей элементарной сенсорной психики абиотическое свойство субъективно выступает в неразрывной целостности с биотическим, убеждает эксперимент проведенный на американских сомиках (А.В.Запорожец, И.Г.Диманштейн, 1939). Аквариум разделялся проницаемой для запаха перегородкой. В перегородке находилось отверстие, а пища помещалась в противоположной стороне аквариума. Сначала рыбы устремлялись непосредственно на запах пищи и, естественно, натыкались на перегородку. Тогда они немного изменяли траекторию движения и повторяли попытки до тех пор, пока случайно не находили верный путь к пище. После этого перегородку убирали. Как вы думаете, менялось ли поведение рыб? Ничего подобного! Они продолжали добираться до пищи по окружному пути, хотя могли без всяких препятствий достичь ее напрямую. Такого парадоксального поведения нельзя обнаружить у более высоко организованных животных, находящихся на высших стадиях развития психики. Полученные факты подтверждают, что для сомиков «путь» к пище субъективно являлся как бы частью пищи, ее устойчивым свойством, которое они обнаружили в опыте (см.
Рис.9).Перегородка
РЫБА
РЫБА
Рис.9 А. Траектория движения рыбы при Б. Траектория движения рыбы после выработке реакции обходного маневра. того, как перегородка убрана.
Иллюстрацией может служить дальнейшее исследование поведения рыб. В серии экспериментов, подобных описанным выше, рыбы научались реагировать на положение отверстия в прозрачной перегородке, которое служило «дверью» в помещение с пищей. После многочисленных проб, когда рыбы усваивали, где именно находится отверстие, его дополнительно помечали черной рамкой. Казалось бы, подобные действия должны были повысить эффективность нахождения пищи, ведь теперь рыбы не только «помнили» место, где находилось отверстие, но и видели метку. На самом деле все происходило по-другому. Время достижения пищи не только не сократилось, оно увеличилось в четыре раза! Рыбам пришлось устанавливать совершенно новую связь «метка – пища» вместо «положение отверстия – пища», причем две эти реакции вступали в конфликт друг с другом.
Вернемся к «настойчивым» сомикам, которые предпочитают двигаться к своей цели обходным путем. Большинство млекопитающих повели бы себя в аналогичной обстановке по-другому. Они бы бросились к пище, не обращая внимания на выработанную реакцию. В чем же заключается суть изменений их психики, которые позволяют им легко решать задачу, непосильную для рыб и насекомых? Дело в том, что они достигли более высокой стадии развития психики, получившей название перцептивной.
Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы.
Объект для носителей перцептивной психики выступает отдельно от условий, в которых он дан восприятию. В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременное восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного. Как замечает А.Н.Леонтьев: «Для собаки имеют одинаковый смысл и раздавшееся завывание волка, и запах его следов, и показавшийся вдалеке силуэт зверя».
Другими словами, пища для таких животных — это пища, а преграда – преграда. Они связаны ситуацией, но в принципе независимы друг от друга. В активности животных появляется новая структурная единица – операция. Операции – это акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Перцептивная стадия характеризуется бурным развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. На разных уровнях перцептивной стадии развития психики стоит большинство позвоночных животных.Важной особенностью перцептивной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, то есть генетически наследуемые элементы поведения. Вопреки распространенному мнению, инстинкты не являются «машинообразными», раз и навсегда закрепленными реакциями. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Известно, например, что певчие птицы не поют, если не слышат пения своих старших собратьев, у домашних животных, выросших среди людей часто нарушено половое поведение.
На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные виды активности животных, в первую очередь, навык и игра. Навык определяется как закрепленные, стабилизированные операции. Многие животные эффективно переносят сформированные навыки из одной ситуации в другую. Каждый, кто держит дома кошку или собаку знает, что стоит ей научиться открывать лапой дверь в одну из комнат, как она вскоре испробует этот навык на всех дверях в квартире.
В игре операции отделяются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.
Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Исследованиями интеллекта человекообразных обезьян («ручного мышления») активно занимались представители гештальтпсихологии. Наиболее широкую известность приобрели работы В.Келлера, проведенные им на острове Тенерифе.
Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: 1) активное использование орудий; 2) явление инсайта, то есть мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; 3) закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки; 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; 5) способность решать «двухфазные» задачи, то есть к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Например, вне клетки, где находится обезьяна кладут банан.
Хотя некоторые видные исследователи, например, К.Э. Фабри, отрицали существование интеллектуальной стадии развития психики у высших животных, в последнее время получены данные, что человекообразные обезьяны, располагающие головным мозгом со значительно развитой корой больших полушарий, могут достичь больших успехов в овладении зачаточными формами «речи».
Известно, что большинство животных издают звуки. Стадные животные пользуются звуком для коммуникации. Однако такая сигнализация носит характер эмоционального заражения. Так зебра, почуяв запах хищника, издает ржание определенного типа, которое пугает остальных членов группы и заставляет их спасаться бегством. Ни одно из животных, находящихся на перцептивной стадии развития психики не способно к образованию связи между конкретной фонемой и предметом внешнего мира. Проще говоря, ржание зебры обозначает «страх», но никогда не обозначает предмета («лев» или «охотник»), вызвавшего этот страх.
Первые опыты по развитию голосовой речи у обезьян так же не привели к заметным успехам. Одной из причин неудачи оказалось то, что звуковой репертуар обезьян насчитывает всего около 13 звуков, причем эти звуки значительно отличаются от тех, что составляют основу фонем человеческой речи. Но как только исследователи осознали, что в качестве единиц речи можно использовать жесты (подобно жестовому языку глухонемых) или другие знаки, обезьяны стали обнаруживать способность к построению примитивных предметных сообщений. Так шимпанзе Уошо освоила 132 знака, комбинируя из них связные цепочки в 2-5 слов (А.Гарднер, Б.Гарднер, 1969). Впоследствии авторы показали, что эффект обучения не мог быть сведен к простой дрессировке. Уошо отвечала на вопросы даже тогда, когда экспериментаторы не знали содержания вопроса, который задавали и, соответственно, не могли невербально подсказать правильный ответ. Более того, Уошо сама выдумывала новые «слова» для обозначения незнакомых объектов. Так, впервые увидев лебедя, она назвала его «водяной птицей», а арбуз – «сладким питьем». Феноменальные способности Уошо проявлялись и в том, что она могла обобщать конкретные значения слов и переносить общее значение слова на схожие в каком-то смысле объекты. Так, овладев словом «цветок» на примере конкретных растений, впоследствии она называла «цветком» запах табака (который ей нравился) и запах вкусной пищи. Супруги Дэвид и Анна Примак (1978) научили шимпанзе Сару читать и писать. Сара пользовалась пластмассовыми фигурками абстрактной формы и составляла предложения на магнитной доске. Сара выучила 120 символов и комбинировала из них различные сочетания (см. Рис.10).
Рис.10. Пример системы сигнализации для шимпанзе, адаптировано из D. Premack, 1978.
Экспериментатор – Саре Сара – Экспериментатору
А) Б) В) Г)
САРА САРА МЭРИ МЭРИ
ПОЛОЖИ ДАЙ ПОЛОЖИ ДАЙ
БАНАН ЯБЛОКО ЯБЛОКО БАНАН
ТАРЕЛКА ВЕДРО
А) «Сара, положи банан на тарелку»
Б) «Сара, дай яблоко»
В) «Мэри, положи яблоко в ведро»
Г) «Мэри, дай банан»
Таким образом, можно считать, что предпосылки создания языка – главного орудия собственно человеческой психики подготавливаются на высших ступенях эволюции еще до появления человека.
Предисловие к 1-му изданию 3 Предисловие ко 2-му изданию 4 К. Э.Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова 5 Введение 7 Предмет и задачи зоопсихологии 7 Методы зоопсихологических исследований 14 Часть I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ 20 Глава 1. ПРОБЛЕМА ИНСТИНКТА И НАУЧЕНИЯ 20 Ранние представления о психической деятельности животных 20 Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения 23 Современное понимание проблемы инстинкта и научения 29 Глава 2. ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 32 Инстинктивное поведение как основа жизнедеятельности животных 32 Внутренние факторы инстинктивного поведения 33 Внешние факторы инстинктивного поведения 36 Структура инстинктивного поведения 40 Инстинктивное поведение и общение 45 Психический компонент инстинктивного поведения 48 Глава 3. НАУЧЕНИЕ 50 Общая характеристика процесса научения 50 Навык 53 Научение и общение. Подражание 61 Часть II. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ 64 Глава 1. ПРОБЛЕМА ОНТОГЕНЕЗА ПОВЕДЕНИЯ 64 Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения 64 Биологическая обусловленность онтогенеза поведения животных 66 Глава 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 67 Врожденное и приобретаемое в пренатальном развитии поведения 67 Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 72 Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 77 Эмбриогенез и развитие психического отражения 79 Глава 3. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 81 Особенности постнатального развития поведения животных 81 Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 84 Ранний опыт 89 Взаимоотношения между компонентами раннего постнатального развития поведения 97 Раннее формирование общения 100 Познавательные аспекты раннего постнатального поведения 104 Глава 4. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ 109 Общая характеристика игры у животных 109 Совершенствование двигательной активности в играх животных 112 Формирование общения в играх животных 116 Познавательная функция игровой активности животных 119 Часть III. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ 124 Вводные замечания 124 Глава 1. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА 127 Низший уровень психического развития 127 Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 137 Глава 2. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА 149 Низший уровень развития перцептивной психики 149 Высший уровень развития перцептивной психики 165 Проблема интеллекта животных 178 Глава 3. ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ И АНТРОПОГЕНЕЗ 187 Проблема происхождения трудовой деятельности 188 Проблема зарождения общественных отношений и членораздельной речи 196 Литература 202 Приложение 204 Игры животных и игры детей (сравнительно-психологические аспекты) 204 Научное наследие А. Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики 212 Зоопсихология 224 К. Э. Фабри Основы зоопсихологии 3-е издание Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология» Москва Учебно-методический коллектор «Психология» 2001 ББК 88.2 Ф12 Рекомендовано к изданию Ученым Советом факультета психологии Московского государственного университете имени М.В.Ломоносова Рецензенты: кафедра зоологии позвоночных животных и общей экологии биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова; Л.И.Анцыферова, доктор психологических наук Фабри К. Э. Ф12 Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 464 с. ISBN 5-93692-027-5 Учебник (1-е изд. — 1976 г., 2-е изд. — 1993 г.), написанный видным зоопсихологом К.Э.Фабри, посвящен возникновению, развитию и функционированию психики у животных. Освещаются проблемы общей психологии: отражательная природа психики, взаимосвязь психики и поведения, соотношение врожденного и приобретенного, закономерности развития психики в филогенезе, условия и предпосылки возникновения и развития психики человека. Дается широкое обобщение и анализ современных достижений этологических и зоопсихологических исследований. Приводятся результаты многочисленных эмпирических исследований. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология», а также для всех, интересующихся поведением и психикой животных. ББК 88.2 ISBN 5-93692-027-5 © Фабри К.Э., 2001. © Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Интерес к ней заметно вырос в последние годы, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все зоологические таксоны — от амебы до шимпанзе, — привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения — этих сложнейших природных процессах. Все же мы можем сейчас лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания. Зоопсихология входит как обязательный курс в программу обучения на факультетах психологии университетов, но учебника зоопсихологии до сих пор не существовало ни в Советском Союзе, ни за рубежом. В последние годы, правда, появились монографии и обзорные работы по поведению животных, но эти публикации носят лишь этологический характер, и в них совсем не затрагиваются вопросы, связанные с психическим аспектом поведения животных, т.е. те вопросы, изучение которых как раз важно для студента-психолога. Данная книга написана на основе многолетнего опыта автора по чтению курсов лекций по зоопсихологии и этологии в Московском университете. Чисто этологический материал дается в ней лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения зоопсихологических вопросов. При этом делается упор на освещение развития психики животных как в онто-, так и в филогенезе. Ведь зоопсихология — это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне, и познать психику животных вне процесса их развития принципиально невозможно. В заключительной главе очень кратко излагаются и некоторые моменты, касающиеся непосредственной предыстории антропогенеза. Конкретный фактический материал, использованный в тексте, относится преимущественно к исследованиям последних 5—10 лет, но приводятся и важные исследования давних лет, преимущественно советских ученых. Первая попытка создания учебника зоопсихологии не может оказаться без недостатков, и автор заранее выражает свою благодарность за критические замечания. Каталог: olderfiles Скачать 2,37 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Передовая статья: Теоретические вопросы сенсорного восприятия — подходы философии, психологии и неврологии
Одной из основных функций мозга является связь животного с окружающей средой. Эволюция разработала для этой цели несколько сенсорных систем, каждая из которых использует свой подход, чтобы дать агенту «картину» физического мира. Неизбежно то, как мы воспринимаем нашу среду через эти системы, всегда было источником глубоких теоретических вопросов и проблем, касающихся этой самой базовой характеристики нашего существования. Это междисциплинарная тема исследований на протяжении многих лет: философия занимается вопросами, лежащими в основе чувственного восприятия, относительно природы событий восприятия, а также их феноменальных характеристик и эпистемологической ценности. Почему восприятие воспринимается именно так и насколько успешно оно информирует нас об окружающем мире? Психология ввела несколько экспериментальных методов для изучения особенностей чувственного восприятия, а также связи между физическими характеристиками физического мира и психологической характеристикой ментального мира. Он использует результаты поведенческих экспериментов по сенсорному восприятию, чтобы вывести знания об организации и функционировании основных механизмов разума. Наконец, нейронаука постоянно пытается понять эти механизмы, непосредственно изучая их нейробиологическое происхождение в мозгу. Конечная цель когнитивной нейронауки — связать нейронные события, происходящие внутри нашего черепа, с психическими событиями и переживаниями, происходящими в том, что мы называем разумом. Хотя мы далеки от достижения этой конечной точки, можно ожидать, что достижения в области сенсорной нейробиологии и наше понимание как структуры, так и функционирования перцептивных систем в сочетании с нашими накопленными научными знаниями о поведенческих характеристиках восприятия с точки зрения Взгляд на экспериментальную и когнитивную психологию должен поставить нас сегодня в более выгодное положение по отношению к основным теоретическим вопросам и фундаментальным философским вопросам, касающимся перцептивного опыта.
Целью текущей специальной темы является объединение вкладов из областей философии, психологии и нейронауки, каждая из которых касается теоретических вопросов о природе и функционировании сенсорного восприятия. Мутусси рассматривает несколько философских вопросов, касающихся восприятия, с нейробиологической точки зрения. Он утверждает, что многие проблемы, поднятые в философской литературе, возникают из-за использования языка, структурированного для описания событий в физическом мире, для обсуждения событий в ментальном мире. Такой проблемой является гипотетическое разделение восприятия и его содержания, что создает ненужные сложности относительно природы «объекта» восприятия. Проводится различие между физическими и психическими свойствами, и обсуждается способ, которым субъективный перцептивный опыт может обеспечить объективное знание. Рассматриваются различные типы перцептивных переживаний с упором на то, является ли перцептивное восприятие per se можно охарактеризовать как истинное или нет. Шипп исследует нейронные схемы, поддерживающие популярную теорию прогнозирующего кодирования в восприятии. Вместо иерархической обработки сенсорного ввода, являющейся основной вычислительной архитектурой мозга, прогнозирующее кодирование предлагает байесовскую генеративную модель, использующую прошлый опыт для прогнозирования сенсорных данных. Ошибки между прогнозами «сверху вниз» и сигналами «снизу вверх» рассчитываются и поднимаются по иерархии для оптимизации первого. Теория может объяснить несколько поведенческих характеристик восприятия, но сталкивается с богатой корковой микросхемой, которую еще предстоит полностью задокументировать. Знания о последнем в зрительной коре приматов, а также технические достижения с использованием нейронной инженерии у трансгенных мышей оцениваются, чтобы предложить схематический шаблон для реализации прогнозирующего кодирования в мозгу. Пурвес и др. ввести теоретическую основу того, как визуальная система создает перцептивный опыт. Классическая точка зрения заключалась в том, что первое восстанавливает черты мира для создания второго. В представленной здесь альтернативной точке зрения зрение присваивает перцептивные качества эмпирически, связывая часто встречающиеся паттерны стимулов с полезными реакциями на основе успеха выживания. Его функция состоит не в том, чтобы делать выводы о физических свойствах стимула, а в том, чтобы создать функцию, связывающую значения восприятия с частотой повторяющихся паттернов стимула. Задача может быть решена с помощью ответов, определяемых исключительно путем проб и ошибок, которые в конечном итоге согласовывают восприятие с частотой появления стимулов на основе вознаграждаемых ассоциаций. МакКисак и др. рассмотреть давние теоретические проблемы, касающиеся визуальных образов, в свете результатов современной нейробиологии и поставить концептуальные и методологические задачи перед научным анализом с точки зрения традиционных теоретических позиций. Они концентрируются на акте воображения физического объекта и знакомят читателя с подробной историей философии и психологии субъекта. Акцент делается на критике самого существования образов и ментальных объектов, а также на давних дебатах относительно их иконической или концептуальной природы. Последний иконофобский подход кажется сегодня менее популярным благодаря, среди прочего, исследованиям изображений мозга, выявляющим общие нейронные механизмы между образами и восприятием. Наконец, Чен и Спенс рассматривают допущение/эффект единства в мультисенсорном восприятии, то есть случаи, когда унисенсорные восприятия из разных модальностей возникают из общего объекта или события в реальном мире. Они критически оценивают роль экспериментальных инструкций, избыточной информации, кроссмодальных соответствий, семантической конгруэнтности и контекста в достижении эффекта единства, а также рассматривают экспериментальные данные исследований пространственного и временного чревовещания, эффекта МакГерка и эффекта визуального доминирования Colavita. Также обсуждается возможная связь между популярной в настоящее время байесовской структурой функций мозга и предположением о единстве. Они пришли к выводу, что, несмотря на несколько нерешенных вопросов, которые еще предстоит решить, последний явно влияет на мультисенсорную интеграцию по ряду пар стимулов из нескольких сенсорных модальностей.
В заключение, документы, представленные в этой теме исследования, проливают новый свет на различные, давние теоретические вопросы сенсорного восприятия. Они прекрасно демонстрируют широту области с точки зрения возможных подходов к ней, тем самым указывая на необходимость междисциплинарного подхода к пониманию этой очень базовой и важной функции мозга.
Вклад авторов
Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.
Заявление о конфликте интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ключевые слова: теоретические вопросы, сенсорное восприятие, философия, психология, неврология. Фронт. Психол . 8:1660. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01660
Поступила в редакцию: 29 августа 2017 г.; Принято: 08 сентября 2017 г.;
Опубликовано: 22 сентября 2017 г.
Редактировал и рецензировал: Rufin VanRullen, Université Toulouse III Paul Sabatier, France
Copyright © 2017 Moutoussis. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания автора(ов) или лицензиара оригинала и ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале в соответствии с общепринятой академической практикой. Запрещается использование, распространение или воспроизведение без соблюдения этих условий.
*Переписка: Konstantinos Moutoussis, [email protected]
Сенсорный порог: определение и примеры
Вы редко слышите своих соседей, но каждый раз, когда они готовят, вы можете почувствовать это во всем доме. Насколько сильным должен быть запах, чтобы вы могли его обнаружить? Или насколько громкими должны быть ваши соседи, чтобы вы их слышали? Эта точка называется сенсорным порогом.
- В этой статье мы начнем с определения сенсорного порога в психологии.
- Затем мы обсудим разницу между сенсорным порогом и абсолютным порогом.
- Далее мы рассмотрим несколько примеров сенсорного порога.
- Разберемся, что происходит, когда у человека высокий сенсорный порог.
- В заключение рассмотрим несколько экспериментов с сенсорным порогом в психологии.
Как вы, возможно, уже знаете, у нас есть пять основных чувств: обоняние, вкус, зрение, слух и осязание. Хотя это наиболее заметные чувства, они не единственные, которые у нас есть. У нас есть и другие, такие как боль, положение тела и движения.
Наш мир полон информации об энергии стимула (т. е. о частоте, герцах и т. д.), и наши органы чувств могут обнаружить большую ее часть. У некоторых животных есть чувства, которые могут обнаруживать типы раздражителей, которые мы не можем. Например, дельфины охотятся на свою добычу с помощью сонара — сигнала, который определяет расстояние на основе того, как он отражается. Хотя мы можем обнаружить много энергетической информации, нам все же требуется определенное количество этой энергии, чтобы обнаружить ее сознательно.
Сенсорный порог: самый слабый выход энергии, необходимый для того, чтобы мы его обнаружили.
Сенсорный порог может различаться у всех и часто сильно зависит от нашего прошлого опыта, убеждений, ожиданий и ценностей.
Если вы ожидаете важного звонка, вы, скорее всего, услышите слабый звук вашего телефона из другой комнаты, чем если бы вы вообще не ожидали.
Или предположим, что вы ожидаете важного звонка, но находитесь на шумной вечеринке. Что влияет на вашу способность обнаруживать слабый звук вашего телефона среди фонового шума? В психологии для описания этого явления часто используется теория обнаружения сигналов.
Теория обнаружения сигнала предсказывает, когда и как мы можем обнаружить слабый стимул (сигнал) в присутствии фоновой стимуляции (шума).
Опять же, несколько факторов могут повлиять на нашу способность обнаруживать стимулы в этих обстоятельствах. Теория обнаружения сигналов часто используется для объяснения того, почему мать может заснуть из-за громкого будильника, но быстро просыпается от малейшего крика своего ребенка.
Высокий порог чувствительности
Опять же, порог чувствительности у всех разный. У одних из нас будет высокий сенсорный порог, у других — низкий. Расстройство сенсорной обработки — это когда человек находится в любой крайности.
Последствия высокого сенсорного порога можно легко увидеть у детей. Дети с высоким сенсорным порогом имеют более высокий абсолютный порог и поэтому нуждаются в большем количестве стимулов для реакции. Эти дети могут не реагировать на шепот, и им нужно говорить громче, чтобы отреагировать.
Дети с высоким сенсорным порогом часто ищут ощущения . Другими словами, они активно ищут сенсорный опыт, потому что им нужно больше стимуляции, чтобы отреагировать. Можно увидеть, как эти дети жуют свои рубашки, возятся и трогают все вокруг себя или постоянно двигаются.
Рис. 1, низкий сенсорный порог характеризуется высокой чувствительностью, Freepik.com
Напротив, дети с низким сенсорным порогом чрезвычайно чувствительны к раздражителям. Их абсолютный порог намного ниже и не требует столько энергии стимулов, чтобы реагировать на него. Эти дети могут вести себя так, чтобы блокировать стимулы, например, закрывать глаза или затыкать уши. Они также пытаются избегать сенсорных переживаний, которые могут их перегрузить, и могут не захотеть пробовать что-то новое.
Примеры сенсорного порога
Теперь, когда мы разобрались, что такое сенсорный порог, давайте обсудим несколько примеров сенсорного порога через наши пять основных чувств.
Вкус : Джонни печет мексиканский шоколадный торт и хочет убедиться, что он добавил достаточно специй, чтобы его можно было почувствовать сквозь шоколад. Его сенсорный порог — это точка, в которой он начинает ощущать вкус корицы в шоколаде.
Слушание : Иоланда живет примерно в десяти кварталах от парада, а Рэнди всего в двух кварталах от парада. Рэнди довольно легко слышит толпу и группы, в то время как Иоланда ничего не слышит. По пути к дому Рэнди Иоланда заметила, что может начать слышать парад, когда она находится примерно в двух кварталах от дома Рэнди или в четырех кварталах от парада. Амплитуда вокруг этой точки превышает сенсорный порог Иоланды, позволяя ей начать слышать событие.
Прикосновение : Камилла попыталась напугать Энни, потерев пером ей затылок. Ее розыгрыш, однако, не сработал, потому что Энни не чувствовала перышко, предполагая, что прикосновение не достигло сенсорного порога Энни.
Зрение : Издалека Зак не видит маленького паучка на потолке своей спальни. Однако, когда паук сползает по стене рядом с его кроватью, он видит это ясно, как божий день.
Запах : Соседка Лили курит сигареты весь день, но никогда не чувствует их запаха в своей квартире. Однако у ее соседки часто есть несколько друзей, которые тоже курят, и тогда запах обычно наполняет ее квартиру, преодолевая сенсорный порог.
Сенсорный порог против абсолютного порогаДавайте сравним похожие термины: сенсорный порог против абсолютного порога. Сенсорный порог не является точным измерением. Один из способов, которым психологи измеряют наш сенсорный порог, — определение абсолютного порога .
Абсолютный порог : наименьшее значение сенсорной энергии, необходимое для обнаружения в 50% случаев.
Все, что выше абсолютного порога, может быть воспринято на сознательном уровне, в то время как все, что ниже абсолютного порога, считается подсознательные и не могут восприниматься сознательно. Некоторые сообщения могут пройти, но нашему мозгу недостаточно осознавать их.
Другой способ измерения сенсорного порога – порог разницы или просто заметная разница (jnd).
Порог различия или просто заметная разница (jnd) : минимальная разница между двумя стимулами, необходимая для обнаружения в 50% случаев.
Возьмем, к примеру, следующее изображение. В какой момент вы замечаете разницу в цвете?
Рис. 2, цветовые градиенты выделяют пороги, Commons.Wikimedia.org
Но одинаков ли порог различия для всех наших чувств? В конце 1800-х годов немецкий врач Эрнст Вебер обнаружил, что ответ отрицательный. Вебер обнаружил, что каждое из наших чувств имеет определенный процент различия (не значение), который необходим для того, чтобы мы могли обнаружить различие. Это открытие теперь называется W Законом Эбера.
Сенсорный порог ЭкспериментПсихологи проводят несколько экспериментов с сенсорным порогом, которые могут помочь определить абсолютный порог. Например, чтобы определить абсолютный порог человека, исследователи будут воспроизводить один тон с разной громкостью и отслеживать, как часто человек может слышать этот тон. Помните, что абсолютным порогом можно считать самую низкую точку, в которой человек может слышать тон 50% времени .
Исследователи также проводят эксперименты для проверки подсознательная сенсорная информация и влияет ли она на нас бессознательно.
Подсознательные сообщения : сенсорный ввод ниже сенсорного порога, получаемый мозгом, но не воспринимаемый сознательно.
Чтобы проверить подсознательные сообщения, приятное или неприятное изображение быстро отображается на экране перед отображением изображения профиля человека. Изображение непосредственно перед изображением профиля не воспринимается сознательно и находится на подсознательном уровне.
Затем участников просят оценить каждого человека положительно или отрицательно. Профили, следующие за приятным изображением, с большей вероятностью будут восприняты положительно, в то время как профили, следующие за неприятным изображением, с большей вероятностью будут восприняты неблагоприятно.
Процесс предъявления нескольких подсознательных сообщений с целью повлиять на поведение или решения человека называется праймингом. Наш мир наполнен подсознательными сообщениями.
Многие рекламные ролики полагаются на концепцию прайминга, чтобы мотивировать людей покупать их продукцию. Возможно, вы не обращаете особого внимания на рекламу стирального порошка, которая показывалась перед видео на YouTube. Возможно, вы даже уменьшили громкость и пропустили через 5 секунд. Вы сознательно не отметили марку рекламного ролика, который видели. Но позже, когда вы идете в магазин покупать стиральный порошок, тот факт, что вы подсознательно заметили марку, влияет на ваш выбор, даже не осознавая этого.
Сенсорный порог — основные выводы
- Сенсорный порог — это самый слабый выход энергии, необходимый для того, чтобы мы его обнаружили. Сенсорный порог может различаться у всех и часто в значительной степени зависит от нашего прошлого опыта, убеждений, ожиданий и ценностей.
- У некоторых из нас сенсорный порог высокий, а у других низкий. Расстройство сенсорной обработки — это когда человек находится в любой крайности.
- Каждое из наших основных чувств — вкус, осязание, слух, зрение, обоняние — имеют сенсорный порог.
- Абсолютный порог — это наименьшее значение сенсорной энергии, необходимое для обнаружения в 50% случаев.
- Подсознательные сообщения: сенсорный ввод, который находится ниже сенсорного порога и не воспринимается сознательно.
1 Цзян Ю.