2) Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение».
ЛЕКЦИЯ № 2.1
План: 1.Двустороннее единство обучения и учения в образовательном процессе.
2. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение».
3. Общая характеристика «учения». Междисциплинарный подход.
4. Общая характеристика «научения».
5. Стратегии формирования новых знаний и способностей. Современные концепции научения.
1) Двустороннее единство обучения и учения в образовательном процессе.
Задание студентам:
— Дайте определение понятия «обучение»? (см. раздаточный материал)
Обучение – целенаправленная последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку, в специально организованных условиях семьи, школы, ВУЗа.
Деятельность обучения – это деятельность преподавателя, педагогическая деятельность.
Задание студентам:
— Дайте определение понятия «научение»? (см. раздаточный материал)
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Научение – факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности( Немов Р.С.).
Научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
а) А.К.Маркова
б) Н.Ф.Талызина
Вопрос студентам:
— В чем отличие этих двух подходов к соотношению понятий «научение», «учение», «обучение»?
3) Общая характеристика «учения».
Междисциплинарный подход.Проблема учения является междисциплинарной и рассматривается с точки зрения многих наук.
БИОЛОГИЯ – учение представляет собой адаптационный процесс, где рассматриваются наследственность, среда, приспособление, регуляция.
СОЦИОЛОГИЯ – учение рассматривается как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания.
ПЕДАГОГИКА – учение рассматривается в контексте воспитательно-образовательной системы (создание условий, обеспечивающих наиболее эффективную передачу общественного опыта).
ФИЛОСОФИЯ – учение представляет собой специфическую форму познания.
ФИЗИОЛОГИЯ – учение рассматривается в плане нейрогуморальных механизмов, выработки условных рефлексов, закономерностей высшей нервной деятельности, аналитико-синтетической деятельности мозга.
ПСИХОЛОГИЯ – учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития.
Педагогическая психология, учитывая все остальные точки зрения, рассматривает учение, прежде всего с позиции педагогики и психологии.
Существует большое количество общепсихологических подходов и авторских разработок понятия «учение» (см. раздаточный материал).
Задание студентам:
— Дайте собственное определение понятия «учение»
И.И.Ильясов провёл системный анализ основных концепций учения [2, с.94-95].
УЧЕНИЕ – активный процесс внутренней самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П.Ф.Каптерев)
УЧЕНИЕ – регулируемый процесс получения, кодирования, хранения и использования информации (Р.Гэгни) и т. д.
В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна учение рассматривается как приобретение ЗУНов (тогда как развитие – приобретение способностей, новых качеств). П.Я Гальперин определяет учение как усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий. По теории А.Н.Леонтьева учение (наряду с игрой и трудом) – ВВД, которая не только занимает большой период времени, но и в русле которой формируется сама личность ученика, его интелект, частные виды деятельности.
Учение рассматривается как полимотивированная и полиосмысленная деятельность.
Вопрос студентам:
-Почему учение полимотивированная и полиосмысленная деятельность? Приведите пример.
4. Общая характеристика «научения».
1) Ассоциативная психология (к.19в.): Ассоциация (связь психических явлений друг с другом, при которой появление в сознании одного из этих явлений закономерным образом влечёт появление другого) – основа обучаемости. Научение- как процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей. Утверждение ассоцианизмом значимости частоты повторений для образования и упрочения ассоциаций явилось своеобразным теоретическим обоснованием выдвигаемого педагогами того времени требования заучивать материал путём многократного, механического повторения.
2) Бихевиоризм – трактует научение как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Научение – приобретение индивидуального опыта осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула-реакции. Законы научения:
Закон эффекта – когда процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает.
Закон упражняемости – чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.
Закон готовности— зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта (подготовленности к этому действию)
Закон результативности— реакция, сопровождающаяся приятными последствиями, закрепляется; и т.д.
3) Гештальтпсихология – рассматривает научение как процесс реконструирования исходного целостного опыта в виде образцов, причём «возникновение структуры – есть спонтанная, мгновенная самоорганизация материала» в процессе воспиятия или припоминания материала в соответствии с действующими независимо от человека принципами сходства, близости, «замкнутости», «хорошего продолжения», «хорошей формы» самого объекта восприятия. Главной задачей в обучении является обучение пониманию, охвату целого, общего соотношения всех частей целого, причём такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения – «инсайта». Многократное бессмысленное повторение может принести только вред, необходимо вначале понять суть действия, его схему или гештальт.
4) Отечественная психология –
рассматривает научение и учение у человека как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врождённого видового опыта и приспособления его к конкретным условиям. Деятельностная теория учения основывается на фундаментальных принципах:— деятельностный подход к психике;
— социальная природа психического развития;
— единство материальной и психической деятельности.
Проблемы теории научения:
— проблема соотношения и разграничения научения, обучения и учения;
— проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития;
— проблема законов и закономерностей научения;
— проблема механизмов и условий наиболее эффективного научения и т.
Виды научения:
ИМПРИТИНГ – быстрое, автоматическое, почти моментальное (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения (элементарное научение в виде подходящего «пускового» сигнала).
УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНОЕ НАУЧЕНИЕ – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.
ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ – ЗУНы приобретаются по так называемому методу проб и ошибок (реакция организма или их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте).
Встречаются как у человека, так и у животных, и представляет собой основные способы приобретения жизненного опыта различными живыми существами.
ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.
ВЕРБАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ – приобретение человеком опыта через язык (научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы).
Процесс научения, как деятельность, реализуется за счёт следующих учебно-интелектуальных механизмов:
1) Формирование ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
3) Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
4) Инсайт (догадка, озарение).Представляет собой непосредственное усмотрением человеком какой-либо новой информации, какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту.
5) Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.
Тема научение и учение
Скачать 33.15 Kb.
|
- Навигация по данной странице:
- Вопросы для самопроверки
- Список литературы
- Интернет-ресурсы (ссылки)
ТЕМА 3. НАУЧЕНИЕ И УЧЕНИЕ3.1. Сущность научения 3.1.1. Система деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт 3.1.2. Соотношение понятий «научение», «учение» и «обучение» 3.1.3. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта 3.1.4. Теории научения 3.1. 5. Проблемы теории научения 3.2. Типы научения 3.2.1. Виды научения 3.2.2. Уровни научения 3.2.3. Разновидности ассоциативного научения 3.2.4. Разновидности интеллектуального научения 3.3. Сущность учения 3.3.1. Междисциплинарный подход к учению 3.3.2. Учение как разновидность деятельности 3.3.3. Многосторонность определения учения 3.3.4. Основные теории учения в отечественной психологии Вопросы для самопроверки
Список литературы
Интернет-ресурсы (ссылки)
Каталог: f17 -> bin files Скачать 33.15 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
База данных защищена авторским правом ©dogmon. org 2023
обратиться к администрации
Причинно-следственная связь в образовании
03.21.2015 12.11.2016 / 14 комментариев / Без рубрики / Автор Алекс Куигли
(Комикс через http://xkcd.com/552/)
У меня были интересные две недели в роли школьного руководителя и научного руководителя. В этой работе вы можете поделиться большим количеством учебных материалов для учителей и т.п., в сочетании или, чаще всего, отдельно от доказательств. Буквально за последние пару недель я неоднократно «подвергался воздействию» популярных теорий обучения зомби, которые просто не умирают. Дискредитированные идеи продолжают возрождаться, перерабатываться и переименовываться, чтобы дать обещание новому поколению учителей, находящихся в затруднительном положении.
Мне в почту всунули вездесущие стили обучения. Разрушающееся здание, которое является «пирамидой обучения», или конусом, или чем бы оно ни называлось. Я видел целую кучу сомнительных программ GCSE, которые заявляют, что их доказательства обеспечат GCSE, о которых мечтают ваши ученики. К сожалению, я действительно мог бы продолжать и продолжать.
Нет простого противоядия. Работа с такими экспертами, как профессор Роб Коу и Стюарт Ким в проекте RISE , помогает. Чтение отличных блогов, таких как этот от Ника Роуза, тоже, безусловно, помогает. Чтение только что созданной Edudatalab было благом в этом отношении. Такие сети, как ResearchEd, и такие организации, как Институт эффективного образования, обеспечивают балласт, чтобы остановить корабль против нарастающей волны чепухи.
Что нам в конечном итоге понадобится, так это штат учителей, которые являются критическими потребителями данных исследований и хорошо осведомлены о фактах.
Теперь мне нужно многое узнать об исследованиях, но одним из поворотных моментов в моем понимании стало то, что я понял разницу между корреляцией и причинно-следственной связью (пороговое понятие для исследования свидетельство):
«Корреляция — это статистическая мера (выраженная в виде числа), которая описывает размер и направление взаимосвязи между двумя или более переменными. Однако корреляция между переменными не означает автоматически, что изменение одной переменной является причиной изменения значений другой переменной.
Причина указывает, что одно событие является результатом возникновения другого события; то есть существует причинно-следственная связь между двумя событиями. Это также называют причиной и следствием.
Теоретически разницу между двумя типами взаимосвязей легко определить — действие или событие может вызывать другое (например, курение вызывает увеличение риска развития рака легких) или оно может коррелировать с другим (например, курение коррелирует при алкоголизме, но не вызывает алкоголизма). На практике, однако, по-прежнему сложно четко установить причину и следствие по сравнению с установлением корреляции». (Источник: Статистическое бюро Австралии)
Это, конечно, очень важно в школах. Нам постоянно продают серебряные пули, доказательства которых основаны на слабой корреляции (или еще хуже) и ничего похожего на причинно-следственную связь. По сути, мы должны двигаться в направлении лучшей оценки того, что мы делаем. Мы можем задать вопрос: когда мы попытаемся создать контрольную группу и экспериментальную группу для наших последних инноваций? Чтобы найти доказательства причинно-следственной связи, что, очевидно, очень сложно, требуются надлежащие меры контроля и прозрачная статистическая модель, которая не подтасовывает числа, чтобы получить положительный результат.
Большинство «доказательств» в школах и образовании в целом не проходят этот тест.
Дебаты о доказательствах и о том, что имеет ценность, теперь являются частью образовательного ландшафта. Доказательства рандомизированного контролируемого исследования на каждом шагу сверяются с политическими идеологиями и личными предрассудками. Мы вынуждены посредничать на минном поле информации. Учителя не знают, чему верить, и поэтому перестают слушать.
Конечно, сами школы виновны в этом фундаментальном недостатке, когда мы анализируем наши доказательства. В нашей модели карательной подотчетности нас не поощряют к честной оценке наших вмешательств и их последствий. Работаем в обратном порядке: мы потратили деньги на X, результаты в целом улучшились = X вызвал улучшение и стоит денег . Опасности этого шаблона ленивой корреляции блестяще раскрыты на веб-сайте Тайлера Вигена, метко озаглавленном «Ложные корреляции» (спасибо Стюарту Киму за то, что он поделился этой жемчужиной). Взгляните на эти два графика — поскольку это графики, мы, конечно, доверяем им:
И это неопровержимое доказательство!
Эти примеры забавны, но это не квантовый скачок в наших оценках, когда мы оцениваем расходы на школу и тому подобное. Мы покупаем блестящие новые планшеты или создаем блестящую программу, дружественную к мозгу, и — вуаля — студенты учатся лучше. Наша обновка — это вещь, конечно! Школьные руководители и учителя могут вложить свое сердце и свое следующее продвижение по службе в такие вмешательства — есть веские причины не оценивать хорошо и должным образом искать причинно-следственную связь, а не сомнительную корреляцию. Есть проблемы с контрольными группами или эффективностью испытаний, но мы должны подойти к ним прямо в поисках лучших доказательств.
При наличии доказательств мы должны подвергнуть сомнению корреляцию и причинно-следственную связь. При настройке собственных оценок мы также должны помнить об этом. Создание нового трудоемкого вмешательства, которое стоит времени учителя и времени учащихся, должно быть лучше оценено, если мы действительно хотим каким-то образом получить надежные доказательства. Нам всем предстоит пройти долгий путь.
Теперь я иду смотреть фильм Николаса Кейджа и есть курицу!
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикуйтесь у нас
- Подача документов
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp.Related Posts |