Соотношение понятий «психика» и «сознание»
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.
Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.
п.) такая способность теряется.Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Здесь,
правда, есть одна сложность. Воображение
и представления не всегда находятся
под сознательным волевым контролем и
в этой связи возникает вопрос: имеем ли
мы дело с сознание в том случае, если
они представляют собой «поток сознания»
— спонтанное течение мыслей, образов
и ассоциаций. Думается, что в данном
случае правильнее было бы говорить не
о сознании, а о
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.
Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т. е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем.
Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.Одной из важнейших интегральных характеристик личности является понятие Я-концепции. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле гуманистической психологии, в 1950 г.г., и первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу.
Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
1.4. Структура психики. Соотношение сознания и
бессознательного
Наиболее известна трёхчастная структура психики Фрейда — Оно, Я, Сверх-Я. По Фрейду сознание — айсберг, на 9/10 погружённый в бессознательное. Но в отечественной литературе бессознательное понимается шире, чем у Фрейда, хотя единого мнения, как и единой терминологии, нет. Если обобщить представления разных авторов и представить их в виде схемы, то получим схему, показанную на рисунке 3.2. Рисунок 3.2 — Структура психики (схема автора) В подсознании находятся: 3. Различные вытесненные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (комплекс Наполеона, нарциссизма, неполноценности, застенчивости и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания. Они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. 4. Вера, надежда и любовь, различные парапсихические явления — ясновидение, телепатия, экстрасенсорные способности, фобии, тревожность, предчувствия и т. п. В предсознании (доступной памяти) находится: 1. Забытая информация, которая при необходимости может быть переведена в сознание, т. к. не запрещена «цензурой» (сверсознанием). В сверхсознании находятся: 1. Интуиция, обеспечивающая предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта, а также нахождение новых решений и идей. 2. Нравственные нормы поведения, нарушение которых активизирует совесть. Р. С. Немов считает, что поведение человека определяется и сознанием, и бессознательным (примерно 50/50). Точного ответа пока не найдено. Контрольные вопросы, задания и тесты Что такое психика и у каких организмов она существует? Что означает развитие психики в филогенезе? Каковы основные функции психики? Стадия элементарной сенсорной психики и её особенности. Стадия перцептивной психики и её особенности. Генотип и фенотип. Какие периоды существуют в психическом развитии личности в онтогенезе?
|
||||
© www. txtb.ru |
Разум и его отношение к психике-соме | Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг.
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Винникотт, Дональд В., «Разум и его отношение к психике-соме», в Лесли Колдуэлл и Хелен Тейлор Робинсон (редакторы), Собрание сочинений Д. В. Винникотта: Том 3, 1946-1951 (
Нью-Йорк, 2016 г., онлайн-издание, Oxford Academic, 1 декабря 2016 г.), https://doi.org/10.1093/med:psych/9780190271350. 003.0047, по состоянию на 22 марта 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг. Клиническая детская и подростковая психологияКлиническая психологияКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Собрание сочинений Д. В. Винникотта: том 3, 1946–1951 гг. Клиническая детская и подростковая психологияКлиническая психологияКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Винникотт изучает концепцию разума как часть изучения личности в целом с самого начала психосоматического существования. Если индивидуальная схема тела удовлетворительна на самых ранних стадиях развития, разум является не более чем частным случаем функционирования психосомы. Для здорового развития изначально необходима идеальная среда, чтобы не нарушалась непрерывность бытия. Определенные виды материнской неудачи вызывают чрезмерную активность ментального функционирования и психику ума, которые являются патологическими. Некоторые люди считают психическое функционирование своим врагом и ложно локализуют его в своей голове, так что пациенту кажется, что лейкотомия — это то, чего хочет пациент, а именно облегчение умственной активности. Это приравнивание пациентом ума и мозга. Истинное Я, непрерывность бытия, основано на росте психосомы. Психическая деятельность есть частный случай функционирования психосомы, а неповрежденное функционирование мозга является основой как бытия, так и психической деятельности.
Ключевые слова: Винникотт, истинное Я, разум, психосома, тело, психосоматика, мозг Винникотт, истинное Я, разум, психосома, тело, психосоматика, мозг Винникотт, истинное Я, разум, психосома, тело, психосоматика, мозг
Предмет
Клиническая психологияКлиническая детская и подростковая психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Вход с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Винникотт о разуме и его связи с психико-сомой – Удивительный мир психиатрии: блог о психиатрии
Д-р Джастин Марли
Избранная статья — «Разум и его отношение к психике-соме» Дональда Винникотта. Во введении Винникотт цитирует Джонса, который обсуждает разделение разума и тела и заявляет: «Я не думаю, что разум действительно существует как сущность». Винникотт пишет, что в схеме тела нет места для разума, но необходимо учитывать склонность пациента к локализации разума. Далее Винникотт говорит, что если схема тела «удовлетворительно» прошла через раннее развитие, то «разум — не более чем частный случай функционирования психосомы». Он также пишет
‘Мы привыкли видеть противопоставление двух слов «ментальное» и «физическое» и не стали бы возражать против их противопоставления в повседневном разговоре. Однако совсем другое дело, если понятия противопоставляются в научных дискуссиях». Хотя они могут показаться достаточно простыми, а психика занимает центральное место в психоанализе, отсутствие определений увеличивает вероятность неправильного толкования. Я предполагаю, что под психикой Винникотт имеет в виду сознание и бессознательное (первоначально он определяет ее как «воображаемую разработку соматических частей, чувств и функций, то есть физическую живость», но это ссылка на начало развития и, по-видимому, отличается от того, чем впоследствии становится психика), а под сомой он имеет в виду тело. Лучший намек на определение разума содержится во вступительной цитате Джонса — «нередуцируемые психические элементы» (заинтересованный читатель отсылается к работе Макларена «очеловечивание безумия» для более подробного обсуждения разума, в котором также рассматривается нередуцируемость разума). и который рассматривается здесь).
Суть аргументации Винникотта состоит в том, что психическая деятельность является «частным случаем функционирования психосомы». При ближайшем рассмотрении это довольно любопытное утверждение, поскольку тело и психика в сочетании кажутся описывающими человека в целом, и, таким образом, каждый атрибут человека может быть описан аналогичным образом как «частный случай функционирования психе-сомы». Далее Винникотт добавляет, что «не существует локализации самосознания, и нет ничего, что можно было бы назвать разумом». Опять же, это любопытное утверждение, учитывая, что статья посвящена разуму и даже упоминается в названии.
Винникотт возвращается к своим рассуждениям о развитии психосомы. Он утверждает, что мать создает идеальные условия, необходимые для развития младенца. По мере того, как младенец прогрессирует, достигается точка, в которой его внутренние психические процессы могут компенсировать совершенную окружающую среду. Затем возможны вариации этой последовательности событий, оказывающие влияние на психосому.
Затем Винникотт приводит историю болезни, в которой 47-летняя пациентка регрессирует к моменту рождения
«Процесс родов нужно было заново пережить, и в конце концов я понял, как бессознательная потребность этой пациентки заново пережить процесс рождения лежит в основе того, что раньше было истерическим падением с кушетки»
Читая это, я вспомнил о Винникотте собственные слова
‘ Я знаю, что пациенты иногда производят вещи, которые, по их мнению, мне нравятся’
(в разделе «Возмещение ущерба организованной защите матери», рассмотренном здесь)
Винникотт также оспаривает локализацию разума в мозге и предполагает, что психохирургия не принимает во внимание важную роль тела.
Статья Винникотта «Разум и его связь с психико-сомой» охватывает широкий круг тем и не представляет последовательного подхода. Сама тема статьи — разум — подвергается сомнению и отвергается в выводах, и попутно Винникотт оспаривает любую связь между разумом и мозгом, а также поддерживает свои основные аргументы случаем регрессии к рождению. Однако Винникотт предлагает правдоподобную модель развития младенцев, в которой мать создает необходимую среду. Такая модель требует доказательной базы и поэтому является отправной точкой.
Ссылки
Дональд Винникотт. Разум и его отношение к Психе-Соме. 1949. В Д. В. Винникотте. Через педиатрию к психоанализу. С предисловием М.Масуда Р.Хана. Международная психоаналитическая библиотека. Hogarth Press и Институт психоанализа. стр 243-254.
Ответы
Если у вас есть какие-либо комментарии, вы можете оставить их ниже или отправить по электронной почте [email protected]
Отказ от ответственности
Комментарии, сделанные здесь, представляют мнение автора и не представляют профессию или какой-либо орган/организацию.