Состояния сознания в психологии: Состояния сознания «Основы психологии»

Содержание

что такое. Виды, теория и практика

Когда речь заходит об измененном состоянии сознания (ИСС), то обычно вспоминают специфические духовные практики эзотериков, выход в астрал, медитации или общение с духами. Вся эта экзотика и мистика к основной массе людей отношения не имеет, да и вообще чаще всего является фейком. Однако измененное состояние сознания – вполне обычный продукт нашей психики, более того, переживать его доводилось каждому, хоть нередко мы даже не обращаем на это внимания. С другой стороны, в ряде случаев феномен измененного сознания никак нельзя назвать ни обычным, ни естественным психическим явлением, хоть все равно к мистике он отношения не имеет. Впрочем, давайте разберемся по порядку.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Измененное состояние сознания с точки зрения психологии
    • 1.1 Нормальное сознание: что это такое
    • 1.2 Каким бывает измененное сознание
  • 2 Измененные состояния сознания, вызванные естественными причинами
    • 2.1 Сон как форма измененного сознания
    • 2. 2 Болезненные состояния измененного сознания
  • 3 ИСС, возникающее под воздействием психотропных средств
  • 4 Измененное состояние сознания как результат психотехники

Измененное состояние сознания с точки зрения психологии

Так как об этом явлении много рассуждают различные мистики, экстрасенсы и представители экзотерических эзотерических учений, то стоит обратиться и к точке зрения научной психологии. Но прежде чем говорить об измененном состоянии сознания, нужно сначала разобраться в том, что такое сознание вообще, то есть в норме. А это не так-то просто, потому что четкого его определения нет, а тайн и загадок у нашего сознания больше, чем объективных знаний о нем. Собственно, то же самое можно сказать и о головном мозге, который продуцирует это сознание.

Нормальное сознание: что это такое

Ясное сознание здорового бодрствующего человека проявляется в отражении действительности, осмыслении ее, планировании действий и контроле над поведением. Главная особенность ясного сознания – адекватность, то есть соответствие той реальности, отражением которой оно является. Образы и мысли, возникающие в нормальном сознании, не противоречат действительности, позволяют в ней ориентироваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Например, если я вижу стоящий у стены стул, то, вероятнее всего, это и есть стул, а не инопланетный монстр. Мне это подсказывает и житейский опыт, и логика мышления. Я могу на этот стул сесть, передвинуть его, и он так стулом и останется. А вот если из кабинета начальника вместо него самого выйдет жаба с петушиным хвостом, то, скорее всего, с моим сознанием что-то не так.

Адекватность восприятия и оценки событий, характерная для ясного сознания, нормально сосуществует с воображением и яркими образами фантазии. Ведь этот процесс создания новых образов, в том числе никогда не существовавших в реальности, вполне осознан, и мы прекрасно отличаем продукты нашей выдумки от реальных объектов. А если не отличаем? Тогда речь идет об измененном состоянии сознания.

Каким бывает измененное сознание

С точки зрения психологии, ИСС – это изменение психической деятельности, связанное с приспособлением мозга к нестандартным (аномальным) внешним или внутренним условиям. То есть изменение среды, в том числе биохимии мозга, вызывает реакцию в виде изменения сознания. Такое определение может показаться странным, ведь все мы существуем в постоянно меняющемся мире. Но это не значит, что каждое новое событие приводит к сдвигам в нашей психике.

К ИСС приводят специфические явления и обстоятельства, оказывающие серьезное воздействие на мозг. Они характерны тем, что обычный, стандартный набор психических реакций в этих условиях не работает, вот и происходит сбой. Так, феномен ИСС возникает в состоянии аффекта, когда человек столкнулся с внезапной угрозой для жизни, его или близких ему людей. Внезапная опасность приводит к включению механизмов защиты и отключению рационального мышления, так как размышлять некогда. Человек начинает действовать и совершает иногда почти невозможные поступки: переворачивает руками грузовик, чтобы спасти ребенка, перепрыгивает через четырехметровый забор, бросается в бушующее пламя и выходит невредимым и т.

д. Но потом он ничего не помнит и не в состоянии объяснить, как ему удалось совершить подобное. Это и есть один из примеров измененного состояния сознания.

Временное изменение (помрачение сознания) встречается довольно часто, и люди на это почти не обращают внимание. Например, возникает непродолжительная заторможенность при воздействии разных стимулов, когда приходится одновременно реагировать на разные значимые раздражители. Можно сказать, наш мозг «зависает», не в состоянии сразу и быстро переключиться с одной задачи на другую. Кратковременное возникновение ИСС бывает в ситуации сильной усталости, недосыпания или тяжелых эмоциональных переживаний.

Но особый интерес вызывают серьезные, заметные невооруженным глазом отклонения в психической деятельности, которые тем не менее к патологиям не относятся. Проявления таких измененных состояний сознания очень разнообразны, как и причины, их порождающие. Но есть и общие признаки, по которым мы можем определить возникновение у человека ИСС.

  • Субъективность переживаний, когда другие люди не видят или не ощущают того же, что и индивид с ИСС (галлюцинации, видения, иллюзии).
  • Неадекватность образов сознания, то есть несоответствие их реальности.
  • Как следствие этого, неадекватность поведения, так как реакции на субъективную реальность не соответствуют объективной. Например, приняв большой камень за чудовище, человек с ужасом убегает от него. Или отгоняет от себя чертей, которых видит в состоянии алкогольного делирия (белой горячки).
  • Некритичность оценки своих суждений и поведения – человек в состоянии искаженного сознания принимает свои видения за реальность и не чувствует никакого противоречия со здравым смыслом.

Наиболее простой и, думаю, всем известный пример отклоняющегося от нормы поведения при ИСС – это алкогольное опьянение. Оно следствие реакции мозга на отравление этиловым спиртом. Проявляется это в снижении активности лобных долей головного мозга, которые отвечают за рациональный контроль.

В зависимости от причин, вызывающих измененное состояние сознания, выделяют 3 вида этого феномена:

  1. ИСС, возникающее спонтанно, то есть естественным путем.
  2. Состояния, вызванные психотропными средствами.
  3. Изменение сознания в результате использования различных психотехник.

Несмотря на различные факторы, порождающие ИСС, в этих состояниях много общего, но и отличия есть весьма существенные, в том числе в плане последствий. Поэтому стоит на каждом виде остановиться подробнее.

Измененные состояния сознания, вызванные естественными причинами

Наиболее естественным и нормальным из этой группы является сон.

Сон как форма измененного сознания

Да-да, это тоже измененное состояние сознания. Правда, в течение длительного времени его таковым не считали, а рассматривали как просто отдых, во время которого и мозг, и весь организм пассивен. А сновидения считались сродни воспоминаниям или фантазиям.

Но серьезные научные исследования доказали, что сон не связан с утратой активности, во время него наш организм функционирует и мозг довольно активно работает. Мы не утрачиваем сознания, просто оно изменяется, создавая иллюзорные образы из имеющихся у человека в памяти кусочков реальных событий, лиц, предметов.

Значит, и сон является измененным состоянием сознания, хоть и отличается от других подобных явлений. Но его также можно считать реакцией на изменение биохимической среды мозга. В ответ на усталость или годами сформированный ритм сна и бодрствования в нейронах головного мозга вырабатывается особое белковое соединение – мелатонин, который еще называют гормоном сна. Все высшие психические функции тормозятся, снижается активность неокортекса (верхней части коры больших полушарий), и образы подсознания, проникая из глубин психики, изменяют содержание нашего сознания. Механизм сна намного более сложный, но здесь я не буду на нем подробно останавливаться.

Болезненные состояния измененного сознания

Сон – это нормальное и даже необходимое состояние нашего организма. Но в экстремальных ситуациях, когда нервная система переживает сильный стресс, перегрузки или, например, воздействие высокой температуры, могут также возникнуть различные формы ИСС.

  • Бред – болезненное состояние, при котором человек много и бессвязно говорит, рассуждает о странных вещах или беседует с отсутствующими людьми и сам не осознает этого. Часто он даже не реагирует на замечания или вопросы из реального мира.
  • Галлюцинации – видения, образы, порожденные болезненным состоянием организма или экстремальными условиями среды. Так, галлюцинации могут возникнуть в состоянии сенсорной депривации, то есть у человека, лишенного привычных каналов восприятия, например, запертого в тесном темном пространстве в абсолютной тишине.
  • Оглушенное состояние сознания, возникающее из-за тяжелой болезни, при отравлениях и черепно-мозговых травмах. Проявляется это ИСС как заторможенность, задержка реакции, плохая ориентировка в пространстве или безучастность ко всему.

При психических заболеваниях тоже возникает изменение сознания и иногда довольно сильные психические отклонения. Но они к ИСС не относятся, так как этот феномен касается только психически нормальных людей.

ИСС, возникающее под воздействием психотропных средств

Термин «психотропные средства» понимается очень широко. Это разнообразные растительные и химические вещества, вызывающие измененное состояние сознания. Они с древнейших времен использовались в различных мистериях, религиозных культах, практиках эзотерических учений, обрядах жрецов и шаманов. Викинги, например, для достижения воинственной экзальтации и нечувствительности к боли пили отвар из мухоморов. Скифы и древнегреческие жрецы употребляли коноплю, а инки – листья коки. Колдуны Западной Европы в своих ритуалах использовали белену и дурман, а в Юго-Восточной Азии употребляли опиум.

Эти вещества вызывали состояние возбуждения и яркие галлюцинации или, напротив, успокаивали и вводили человека в состояние транса. Они употреблялись эпизодически, по особым случаям, поэтому не вызывали привыкания и не становились наркотиками. Ими они стали тогда, когда их начали использовать ради наживы.

В XX веке список психотропных веществ значительно расширился за счет новых химических соединений, разработанных в специальных лабораториях. Но цель этих веществ та же – достижение состояния измененного сознания. Кроме цели, разнообразные психологически активные вещества объединяет общий механизм действия. Они влияют на состав и форму очень важных структур головного мозга – нейротрансмиттеров или медиаторов. Эти белковые соединения обеспечивают нормальную взаимосвязь между нервными клетками. Изменения в них и вызывают отклонения в психической деятельности, которые сопровождаются обострением всех чувств и ощущением эйфории. Правда, следствия этого тоже не менее яркие: неизбежный «откат» и истощение нервной системы приводят к депрессии, а систематическое употребление психотропных веществ – к привыканию, что связано с изменением биохимии головного мозга.

Измененное состояние сознания называют еще психоделическим. Хоть происходит это название от двух древнегреческих слов – «душа» и «ясный», ясным это состояние назвать сложно. Правда, субъективно наркотический транс чаще всего воспринимается именно как ощущение прозрения. Достаточно в качестве примера привести эксперимент эксцентричного американского физика Р. Вуда. Он, накурившись опиума, в состоянии наркотического транса записал, как ему показалось, гениальную научную идею. Очнувшись, он прочитал сделанную им запись об открытии, которая гласила: «Банан велик, а его кожура еще больше». Вот и все «прозрение».

Кстати, к психотропным веществам относят не только наркотики, но и алкоголь, никотин и даже кофе. Все дело в количестве их употребления.

Измененное состояние сознания как результат психотехники

Психотехники или, как их еще называют, психоделические духовные практики не менее древние, чем психотропные вещества, и используются они людьми с незапамятных времен. И цель таких практик нам знакомая – осознанное создание состояния измененного или «расширенного» сознания. Достигнутое состояние может проявляться в разных видах:

  • транс, напоминающий гипнотический сон, когда внешняя неподвижность и заторможенность сопровождается яркими видениями и ощущением выхода из физического тела;
  • состояние повышенного возбуждения, сопровождающееся различными странными телодвижениями, выкриками, часто агрессией, например, одержимость;
  • усиление физической активности в сочетании с увеличением физической силы за счет скрытых резервов организма и нечувствительность к боли; в древности это состояние у себя целенаправленно вызывали воины.

Техники введения человека в ИСС довольно разнообразны, но все они направлены на блокирование рациональной сферы сознания и чаще всего вызывают эффект торможения в лобных долях больших полушарий, отвечающих за разумное, контролируемое поведение. В сочетании с этим происходит изменение биохимии мозга, связанное с выработкой белковых соединений стимулирующего или возбуждающего характера, например, эндорфинов. Они действуют на человека аналогично наркотикам, вызывая повышенную активность, эйфорию, заставляя забывать об усталости, боли и голоде.

К техникам, способным воздействовать на работу мозга, относятся 3 вида практик:

  1. Медитация – техника, основанная на погружении себя в состояние транса, отключении ощущения физического тела и акцентировании внимания на процессах внутреннего мира. Существуют разнообразные виды этой техники, которые практикуются и в религиозных культах, и в ряде направлений психотерапии.
  2. Суггестия или гипноз. В отличие от индивидуальной практики медитации, суггестия предполагает воздействие одного человека на сознание другого или группы людей с помощью вербальных и невербальных средств.
    Целью суггестии тоже является введение «клиентов» в состояние транса, вызывающего некритическое восприятие информации. Это дает возможность внушить людям какие-то образы, мысли, стереотипы поведения.
  3. Радения – под этим термином можно объединить разнообразные психоделические практики, основанные на использовании ритмичных звуков ударных инструментов, движений, выкриков, песнопений и т. д. Все это задает особый ритм, который воздействует на мозг и вводит человека в состояния, похожее на транс. Оно сопровождается яркими видениями и галлюцинациями. Но, в отличие от классического транса, люди двигаются, причем очень активно, и, бывает, не могут прекратить этот «танец», пока не упадут без сознания от усталости. В качестве примера можно привести радения в некоторых христианских сектах или камлания шаманов.

В современной психотерапии и психиатрии успешно используется опыт древних психоделических практик в лечебных целях. Введение пациента в особое состояние транса или гипнотического сна помогает провести коррекцию его психики, например, избавить от фобий, панических атак или посттравматического синдрома.

Кроме традиционного гипноза, используется еще эриксоновский гипноз, как одна из практик НЛП. Назван он в честь разработчика этой методики английского психоаналитика Эрика Эриксона. Из возбуждающих и тонизирующих психотехник наиболее известны аутогенные тренировки, например, по И. Шульцу. А среди успокаивающих методик часто используется голотропная (холотропная) терапия С. Грофмана. Один из базовых элементов этой методики – холотропное дыхание, популярное в последнее время.

Особенность всех этих техник в том, что они проводятся только под наблюдением психотерапевта и направлены на оздоровление человека. Самостоятельное использование подобных методик не рекомендуется, так как может нанести вред психике.

Сознание, его измененные состояния и миры опыта — Эрос и Космос

Перевод выполнен с разрешения автора специально для журнала «Эрос и Космос». Оригинал статьи был опубликован в «Журнале трансперсональной психологии» (1986)1.

Мы начнём с краткого рассмотрения природы обыденного сознания (и обыденного «я», с ним связанного), а также природы изменённых состояний сознания (ИСС). Рис. 1 содержит схематическую репрезентацию развиваемого мною системного подхода к пониманию изменённых состояний сознания, который мы будем использовать здесь в качестве иллюстрации основных процессов, составляющих сознание и признаваемых современной психологией. Указанные блоки представляют собой процессы или подсистемы целокупной системы сознания, стрелки же следует воспринимать как основные каналы информационного потока. Чем толще стрелка, тем больше информационный поток. Каждый из указанных процессов сам по себе заслуживает как минимум отдельной главы, а ещё лучше — книги. Заинтересованный читатель найдет более подробную информацию в книге «Состояния сознания» (Tart, 1983)2.

Рис. 1. Системный подход к пониманию состояний сознания

Подсистемы сознания

Экстероцепция относится к имеющимся у нас рецепторам, за счет которых мы воспринимаем внешний по отношению к телу мир, это наши обычные чувства. Сейчас вы читаете эти строки при помощи экстероцептора — ваших глаз.

Интероцепция представляет собой класс процессов, которые дают нам информацию о внутреннем состоянии тела. Ощущение судороги, чувство баланса или принимаемой позы являются примерами интероцепции.

Обработка входящей информации относится к факту, подробно описанному и изученному современной психологией: наше восприятие не просто даётся нам в чистом виде ощущений, которые достигают экстероцепторов и интероцепторов, — восприятие является конструктом, результатом сложного процесса, в котором входящие данные от наших рецепторов формируются, преобразуются, подвергаются процессам добавления, извлечения и лишь потом становятся знакомым нам объектом восприятия. Верования и предрассудки нашей культуры закреплены в виде множества полуслучайных привычек восприятия. Все эти сложные процессы стали полностью автоматическими по мере инкультурации, и таким образом мы не осознаём шаги происходящего процесса: всё выглядит так, будто мы просто что-то видим, что-то слышим, ощущаем и так далее.

Память представляет собой множество способов хранения информации о предыдущем опыте, мыслях и чувствах. Обработка входящей информации во многом полагается на память в деле выбора направления своего конструирующего процесса.

Осознавание  (awareness) невозможно уместить в словесном определении, так как слова являются лишь небольшой подсистемой по отношению к общей совокупности функций ума. Осознавание в широком смысле относится к нашей важнейшей фундаментальной способности знать, что нечто существует и что нечто происходит. В обыденном сознании осознавание почти всегда полностью помещено в слова и предстаёт в виде внутреннего диалога с самим собой (это то, что мы обычно понимаем под мыслью), но на самом деле она является куда более базовой, чем слова. На иллюстрации систем сознания (рис. 1) показано, что после обработки входящая информация питает осознавание, как и поток информации от других процессов.

Чувство идентичности представляет собой особое качество информации, которое добавляется к определённым аспектам содержимого осознавания. Это чувство, когнитивное качество «Это же я!» и «Это обо мне!», которое даёт особый приоритет тому, к чему оно добавляется, в плане осознавания и энергии. Восприятие фразы «К ноге Джона Смита ползёт паук» не обладает тем качеством, которым обладает фраза/восприятие «К моей ноге ползет паук!». Входящие данные от вашего тела (интероцепция) обычно являются важной частью вашего чувства идентичности.

Эмоции — это различные обычные (и не совсем) эмоции, испытываемые нами. Такие, как радость, страх, гнев, любовь, удовлетворение и так далее.

Чувство пространства-времени — так же, как и обработка входящей информации, — является частью процесса конструирования восприятия себя и мира. Оно создаёт соотнесённость с пространством и временем. Проживаемый опыт обычно не просто случается, он случается сейчас и в данном месте.

Оценивание относится к различных процессам оценки информации: что значит то, что я воспринимаю и что я должен делать с тем, что уже знаю? Оценивание включает в себя относительно формальные, конвенциональные процессы как логического, так и алогического мышления, равно как и иллогического размышления. Эмоциональные процессы также являются процессами оценивания, но выделяются в отдельную группу из-за их особого качества.

Подсознательные процессы являются обычно невидимыми процессами ума, к которым мы прибегаем для описания структурированного опыта и поведения, не имеющих смысла с точки зрения того, что индивид воспринимает сознательно. К примеру, когда кто-то утверждает, что он достаточно спокоен, хотя показывает классические признаки страха, мы можем говорить о работе подсознательных ментальных процессов. Я включаю сюда как позитивные процессы, так и конвенционально негативные — фрейдовские идеи бессознательного. Недавняя книга Гоулмана (Goleman, 1985) очень полезна в понимании этих процессов.

Наконец, двигательная реакция относится к процессам, контролирующим наши мышцы и тела (к примеру, на гормональном уровне), которые принимают результаты оцениваний и решений и позволяют нам оказывать на них влияние.

Итак, вышесказанное представляет собой излишне статичный взгляд на то, что в действительности является взаимосвязанной и взаимоподдерживающей совокупностью динамических процессов. Обычно общим результатом этой динамически действующей и взаимодействующей системы является «Я» — «моё состояние сознания».

Стабилизация состояния сознания

Я считаю важным выделить одно ключевое качество системы нашей жизнедеятельности, на основании которого строится состояние нашего сознания. Это качество состоит в том, что, несмотря на постоянные изменения во внешнем мире и внутри наших тел, состояние сознания стабилизировано, — оно, как правило, сохраняет общий паттерн своего функционирования, свою целостность. Всегда возможно появление внезапного шумового сигнала, мой желудок может заболеть и т. д., но я всё равно останусь собой. Как и в любой другой хорошо спроектированной системе, для интеграции изменений в систему вносятся поправки и компенсирующие элементы, чтобы эти изменения не смогли вытолкнуть систему из состояния оптимального осуществления ее функций. В мистически-экстатическом состоянии сознания может наблюдаться ситуация, каждая вспышка света будет вызывать у вас восхищение и радость, но вы бы так долго не протянули. Солнечный свет, отражающийся от решетки радиатора грузовика, едущего навстречу, не должен вызывать у вас ощущение экстаза, но должен интерпретироваться согласно стандартам обыденного состояния сознания как сигнал к тому, чтобы вы ушли с дороги.

Стабилизация обыденного сознания во многом осуществляется за счет нагрузки — работы, которой нагружают все эти процессы наше сознавание. Так как выполнение работы происходит почти полностью автоматически, обычно мы не ощущаем, что выполняем тяжелую работу по поддержанию своего обыденного состояния, — мы просто находимся в нём. Когда большая часть нагрузки снимается, как это обычно происходит в изменённых состояниях сознания (расслабленность, отсутствие оценочных суждений, простое нахождение в потоке жизни и так далее), природа сознаваемого опыта может радикальным образом измениться.

Другим важным источником стабилизации состояния сознания (обыденного или измененного) является механизм обратной связи: информация о результатах деятельности отсылается обратно к тем процессам, что вызвали эти результаты. Мне нужно подвинуть большую коробку в другой конец комнаты, но я не хочу повредить мебель. Я не просто обрушиваю все свои силы в моих мышцах на толкание коробки, я делаю это постепенно, я воспринимаю то, насколько хорошо у меня получается двигать коробку. Не слишком ли медленно я её двигаю? Может, мне стоит приложить чуть больше усилий? Не слишком ли она быстро двигается, не потеряю ли я контроль и не ударюсь ли обо что-нибудь?

На рис. 1 показаны две основные петли обратной связи, являющиеся ключевыми для стабилизации нашего обыденного сознания. Верхняя (обратная связь с внешним миром) отсылает к тому факту, что мы используем свои экстероцепторы для отслеживания результатов наших действий, как в примере с коробкой. Нижняя (обратная связь с телом) отсылает к тому факту, что ощущения в нашем теле также сообщают нам о результатах наших действий. Если я почувствовал боль в нижней части спины, когда начал толкать коробку, то мне стоит обратить внимание на эту обратную связь и испробовать другой способ перемещения коробки, если я не хочу повредиться.

Подводя итог, можно сказать, что обыденное сознание является полупроизвольной конструкцией. По мере взросления мы выработали большое число привычек — привычек восприятия, мышления, чувствования и действия. Автоматическое осуществление этих привычек в нашем обыденном окружении составляет систему, паттерн, который мы называем обыденным сознанием. Обыденное сознание стабилизировано, так что оно сохраняет свою целостность вопреки различным обстоятельствам. Забывая о работе по конструированию этих привычек, совершенной в детстве, и не осознавая культурную относительность и произвольность большей их части, мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся, как «обыденное» или «нормальное» сознание. Стоит отметить, что личность, этот набор характерных поведенческих стратегий и утверждений, отличающих нас от других, проявляет себя через состояние нашего сознания. В рамках этой статьи для её лучшего понимания «личность» и «состояние сознания» стоит воспринимать как синонимичные понятия.

Измененные состояния сознания

С каждым из вышеописанных психологических процессов могут происходить кардинальные изменения. К примеру, обычное лицо человека может предстать как лицо ангела или дьявола. И я говорю здесь не об интерпретации, а о фактическом восприятии. Ваше сердце может восприниматься, как светящееся поле радиально расходящейся энергии, а не просто как слабоощутимая пульсация в вашей груди. Ваши воспоминания могут предстать перед вами как воспоминания кого-то другого, или же вы можете «вспомнить» вещи, в отношении которых на интеллектуальном уровне вы понимаете, что никак не могли бы их знать, однако они, «очевидно», доступны вам в виде воспоминаний. Совершенно новые системы мышления могут вступить в игру по оцениванию реальности. Самое дорогое вам может радикально измениться. Пространство и время могут функционировать новыми способами, как в случае с переживанием вечности. Ваша мускулатура также может начать работать совершенно непривычным образом.

Обычно, многие изменения такого типа происходят одновременно, и в эти моменты мы начинаем говорить о переживании «изменённого состояния сознания». Изменения в восприятии слишком кардинальны для того, чтобы рассматривать их лишь как вариацию вашего обыденного состояния, — они отличаются как количественно, так и качественно.

Показателен следующий пример изменённого состояния сознания, описываемый Стаффордом (Stafford, 1983):

В определённый момент мир исчез. Я покинул свое тело. У меня его не было… Затем я дошел до точки, в которой почувствовал, что готов умереть. Это был не вопрос моего выбора, было лишь ощущение волны, несущей меня все выше и выше, и в то же время я осознавал, что в своем обычном состоянии я бы воспринял это, как ужас смерти. Мне стало очевидно, что всё время до этого опыта я представлял себе смерть неправильно, за исключением того, что было ощущение смерти, что нечто умирает. В какой-то момент я все отпустил. Я полностью отдался происходящему и затем вошёл в пространство, в котором нет слов. Его пытались описать тысячи и тысячи раз, начиная с Будды. Я говорю обо всех этих словах о единстве со Вселенной, об узнавании своей божественности — о всех моих дальнейших попытках описать и исследовать происшедшее при помощи слов. Было чувство возвращения домой… Это было блаженное состояние, которое я никогда не испытывал прежде.

Состояние сновидения

Для нашего дальнейшего понимания изменённых состояний сознания, обратимся к рассмотрению наиболее часто возникающего изменённого состояния — сновидений в ночное время. Современные исследования сна показали, что каждый из нас проводит около 20 % от всей длительности сна в особом состоянии, так называемой первой стадии, при которой мозговые волны указывают на сновидческую ментальную активность, помним мы об этом после или нет.

На рис. 2 продемонстрированы значительные изменения в функционировании подсистем сознания, которые происходят во время сна в ночное время. Неровные линии указывают на то, что работа того или иного процесса значительным образом отличается от его работы в обыденном состоянии бодрствующего сознания.

Рис. 2. Основные вариации в функционировании подсистем сознания во время ночного сновидения

Для того чтобы войти в сон, мы должны отправиться спать и оставаться в этом состоянии, иными словами, мы должны вызвать в себе изменённое состояние сознания. Обычно это осуществляется через снижение уровня активности экстероцепции и интероцепции до очень низких значений. К примеру, мы выключаем свет и закрываем глаза, отключая визуальный поток информации. Мы также расслабляем тело и не совершаем движений, устраняя интероцептивный поток кинестетических данных. Таким образом, на рис. 2 обозначен этот уменьшенный поток данных от экстеро- и интероцепторов в виде маленьких стрелок.

Далее, известно, что наличествует очень активное торможение входящих сигналов, достигающих наших рецепторов. Поэтому обработка входящей информации на иллюстрации показана сжатой по центру. Если вы намеренно попробуете стимулировать спящего, но недостаточно сильно для того, чтобы он проснулся, а затем разбудите его и попросите его рассказать о сновидении, то увидите, что большинству раздражителей не удаётся проникнуть в мир сновидений. А те немногие, что проникают, обычно сильно искажены и легко вплетаются в разворачивающийся сон. Называние имени спящего, к примеру, может трансформироваться во сне в другого персонажа, спрашивающего спящего о состоянии его здоровья.

Память также функционирует иначе в сновидящем сознании. В бодрствующем состоянии мы обычно знаем, когда извлекаем информацию из памяти, — имеется невербальное качество «Это относится к памяти», прикрепляемое к извлекаемой информации. Это качество исчезает во снах. Общепризнанный взгляд на сны говорит о том, что все объекты в мире сновидений конструируются из образов, содержащихся в памяти, но, несмотря на это, видение сна переживается как восприятие, а не как вспоминание.

Схожим образом, наше чувство идентичности, эмоции и процесс оценивания информации действуют иначе, так что сон предстаёт как снящийся кому-то иному с другими эмоциональными реакциями и стилями мышления. То, что выглядит благоразумным по стандартам сна, может быть неприемлемым по стандартам состояния бодрствования. Чувство пространства-времени кардинально меняется: вместо помещения вашего опыта в «реальный» контекст того, что вы лежите на кровати ночью, вы можете оказаться среди пальм у оазиса в следующем веке.

Рассмотрим другую общую характеристику снов: сны обычно воспринимаются как нечто просто случающееся с нами, нежели нечто представляющееся как наше активное творение. Кто создаёт этот мир и все действия в нём? Откуда появляется окружение и сюжет? Как разные обитатели сна знают, когда нужно появиться в нем?

Считается, что подсознание ответственно за разумное и активное создание снов, поскольку спящий отрицает свою ответственность. Разумеется, это не самое лучшее объяснение, но это всё, что у нас есть на данный момент. И это служит хорошим напоминанием о том, как мало нам известно о собственном сознании.

Наконец, заметьте, что процесс двигательной реакции так же, как и процесс обработки внешней информации, изображён сжатым по центру. Это отражает тот факт, что в снах вы выполняете все виды физических действий при помощи того, что считаете своим физическим телом, хотя для внешнего наблюдателя вы лежите неподвижно. Современные исследования показали, что нейрональные сигналы движений посылаются в мышцы во время сна так же, как и во время бодрствования. Если вам снится, что вы поднимаете свою руку, то все необходимые сигналы для осуществления этого действия посылаются в руку. Но дело в том, что во время ночного сна активируется паралич мускулов. Затормаживающие сигналы посылаются вниз по спинному мозгу, а затем к самим мышцам, чтобы они оставались неподвижными. Это вполне понятно: было бы крайне опасно совершать физические движения во время того, как наше сознание находится в мире снов. Главным исключением из этого правила являются наши глаза, которые двигаются согласно происходящему во сне, также как бы они двигались при бодрствовании. Торможение здесь не нужно, так как нет никакой опасности в том, что наши глаза совершают движения, пока мы спим.

Отсутствие обратной связи от внешнего мира в состоянии сна

Выше я уже говорил о том, что состояние сознания является динамически взаимодействующей и стабилизированной системой. Обыденное состояние бодрствования стабилизируется, главным образом, посредством двух главных контуров — через петлю обратной связи с внешним миром при помощи экстероцепторов и через петлю обратной связи с внутренним миром, с телом, через интероцепторы. В состоянии сновидения эти главные стабилизирующие контуры почти полностью пропадают. В своём сне вы можете поднять свою руку и передвинуть гигантский валун весом в несколько тонн. Это объясняется тем, что вам не поступает входящих сигналов от интероцепторов, находящихся в вашей руке, которые бы вступили в противоречие с вашей идеей совершить это действие. Также отсутствует непосредственное восприятие через ваши физические глаза, которое бы сказало вам о том, что никакого валуна не существует, что, в свою очередь, опять же воспрепятствовало бы совершению этого действия. Единственной обратной связью здесь выступает обратная связь от вашего образа тела, нежели от физически существующего. Таким образом, у любой идеи имеется больше сил для влияния на процесс конструирования «реальности» — осознаваемого вами опыта в состоянии сна, так как почти полностью отсутствуют входящие сигналы от прочной и закономерной внешней реальности, с которой должна соотноситься ваша внутренняя идея.

Нам стоит принять тот факт, что, как правило, сон абсолютно реален во время того, как он происходит (я исключаю здесь из рассмотрения феномен осознанных сновидений, в которых вам известно о том, что вы спите). По моему мнению, реальность сновидения «реальна» в той же степени, что и обыденная реальность, а иногда даже «реальнее». Согласно ранее разработанным мной теориям (Tart, 1987), процесс моделирования мира во время снов в своей основе является тем же, что и в бодрствующем состоянии. Так откуда же взялась идея о том, что сон — это нечто воображаемое? Здесь нужно обратиться к природе нашего опыта.

Три категории опыта

В общем и целом, я могу сказать, что большая часть моего опыта без труда может быть помещена в три общие категории, которые я буду называть «мирами» (мы можем назвать их и просто «состояниями сознания», но я хочу сделать акцент здесь на их явной «экстернальности»). Большую часть проживаемой мной жизни я провожу в Мире 1. Он представляет собой очень строгий набор переживаний: его реальность представляется как нечто управляемое какими-то неизменными законами, так что большинство ситуаций не может быть напрямую изменено только за счет моих желаний или воли. Я вынужден совершать действия, согласуясь с законами, которые воспринимаются внешними по отношению ко мне. К примеру, если я захочу передвинуть тяжелый валун, мне потребуется система длинных рычагов или специальный подъемник. К тому же, мне придётся приложить большое мышечное усилие.

Бодрствующее сознание

Хотя Мир 1 и крайне строг, он также очень надёжен. Валун не станет двигаться сам по себе или делать нечто неожиданное, пока не произойдут особые события, такие как использование подъёмной системы или землетрясение. Для нормальных коммуникативных нужд я, как и другие отдельно существующие, воспринимаемые мной сущности, называю реальность опыта этого первого Мира «бодрствующим сознанием».

Сон без сновидений

Второй Мир моей эмпирической реальности занимает наименьшую часть проживаемого времени, если рассматривать его с позиций моего непосредственного переживания, но вторую по величине часть времени, если смотреть с позиций упорядоченного опыта реальности Мира 1. Обычно, мой прямой опыт соприкосновения с Миром 2 выражается в отсутствии чего бы то ни было, кроме ощущения того, что прошло неопределенное количество времени, возникающего в самом конце переживания второго Мира. По стандартам Мира 1 — в той степени, в какой они вообще применимы за пределами своего эмпирического измерения, — Мир 2 занимает почти треть моей жизни. Когда я нахожусь в первом Мире, я называю второй Мир «сном без сновидений». Когда я нахожусь во Втором мире, я никак его не называю.

Сновидения

Переживаемая реальность Мира 3 во многих аспектах похожа на реальность Мира 1. Я вижу, чувствую вкус, прикосновения и запах, чувствую удовольствие и боль, я размышляю о разных вещах и прихожу к заключениям, я планирую и совершаю действия. Третий Мир занимает лишь малую часть от моего общего опыта по стандартам Мира 1, но, по своим собственным, его реальность может быть короткой или достаточно продолжительной. Внешние видимые законы и регулярности, работающие в первом Мире, появляются и здесь, но обычно они куда более свободны и необязательны. Иногда я могу перемещать валун, лишь подумав об этом, а иногда он может переместиться сам без видимой на то причины. Иногда я нахожу принципы или законы, которые работают только в третьем Мире. К примеру, я могу непосредственно реализовать акт своей воли в реальности Мира 3. Но этот особый ментальный акт должен быть правильно совершен, к тому же, он не оказывает никакого влияния на Мир 1.

Когда я переживаю Мир 1, я обычно называю свой опыт нахождения в третьем Мире «снами» или «сновидениями». В опыте же Мира 3 всё выглядит настолько же реальным, как и в любом другом переживаемом мной мире.

Отвержение третьего Мира первым Миром

Любопытным является следующий момент. В Мире 1 я (наряду с практически всеми существующими в нём и воспринимаемыми независимо людьми) убедил себя в том, что лишь опыт, получаемый в первом Мире реален и ценен, и что опыт Мира 3 — мира снов — совершенно бесполезен, нереален и обманчив. Почему? Потому что он не является столь же непротиворечивым, стабильным, закономерным и согласованным, как опыт Мира 1, а также потому, что он не отражает точным образом регулярности и события первого Мира.   Я — существо, которому не доступно ничего, кроме непосредственного опыта проживания, — убедил себя в том, что часть моего непосредственного опыта, непосредственного знания, которое даётся мне точно так же, как любое другое непосредственное восприятие, нереальна.

Разумеется, это отвержение опыта сновидений, каким бы оно нереальным и иллюзорным ни было, относительно с позиции рассмотрения разных культур. Некоторые культуры до сих пор считают реальность сна важной и реальной, даже если она не точно отражает обыденную реальность. В самом деле, с исторической точки зрения такое отрицание снов в нашей культуре появилось сравнительно недавно. Подобное отрицание идет рука об руку с общепринятым отрицанием реальности изменённых состояний сознания в целом.

Специфическое для того или иного состояния знание

Всю эту статью мы постепенно приближались к одному из важнейших качеств знания — его зависимости от состояния сознания, то есть «состояние-специфичности» (state-specific). То, что может быть узнано и понято, зависит от состояния сознания, в котором вы находитесь.

Представьте себе сеть для ловли рыбы в океане. Если размер ячейки сети будет составлять два сантиметра, то в неё не попадёт огромное число форм жизни, которые меньше этого размера. Наше сознание работает аналогичным образом. Если вы осознаёте это качество вашей сети, вашей «системы сбора данных», то проблема исчезает. Но если же вы слишком очарованы своей текущей конфигурацией этой системы, то будете считать, что вся океаническая жизнь больше двух сантиметров. Вы не сможете изучать более мелкие формы жизни при помощи вашей сети.

Исследования изменённых состояний сознания показали, что некоторые разновидности доступного человеку знания состояние-специфичны (Tart, 1983а). Если вы не находитесь в определённом состоянии сознания, то вам будут недоступны некоторые знания.

Некоторые виды знания лишь частично являются состояние-специфичными: такое знание может быть доступно в двух или более состояниях сознания. К примеру, если вы спросите кого-нибудь адрес его дома, то он, скорее всего, даст вам верный ответ в обыденном состоянии, в состоянии сна (если предположить что спрашивающий — персонаж сновидения), в состоянии сексуального возбуждения, депрессии, а также состоянии алкогольного опьянения и в состоянии, вызванном курением марихуаны. Но существуют вещи, которые вы можете знать в изменённом состоянии сознания, но не можете их вспомнить в обыденном состоянии, а уж тем более адекватно рассказывать об этом другим.

Если мы хотим узнать всё, что только может познать человек, то мы должны исследовать некоторые вещи в необходимом для их познавания изменённом состоянии сознания. Если мы не будем входить в это состояние и должным образом работать с ним, то нам никогда не будут доступны ответы на некоторые вопросы. Я считаю, что одна из трагедий нашего времени заключается в том, что мы забыли о специфичной зависимости знания от нашего состояния сознания по отношению ко многим жизненно важным духовным вопросам. Когда мы приближаемся к ним с перспективы обыденных состояний, то получаем ответы, которые искажены и являются лишь слабым отражением реальности. Мы променяли непосредственное знание таких вещей, как Единство жизни, на абстрактные вербальные утверждения и теории об этом единстве. Как я предлагал ранее (Tart, 1972, 1983b), развитие состояние-специфичных наук в значительной степени расширит наши знания о природе человека.

Список литературы

GOLEMAN, D. (1985).Vital lies, simple truths: The psychology of self-deception. New York: Simon & Schuster.

STAFFORD, P. (1983). Psychedelics encyclopedia. Los Angeles: Tarcher.

TART, C. T. (1972). States of consciousness and state-specific sciences. Science, 176, 1203–1210.

TART, C. T. (1983a). States of consciousness. EI Cerrito, CA: Psychological Processes Inc. (Originally published New York: Dutton, 1975).

TART, C. T. (Ed. 1983b). Transpersonal psychologies. El Cerrito, CA: Psychological Processes Inc. (Originally published New York: Harper & Row, 1975).

TART, C. T. (1986). Waking up: Overcoming the obstacles to human potential. Boston: Shambhala/New Science Library.

TART, C. T. (1987). The world simulation process in waking and dreaming: A system analysis of structure. Journal of Mental Imagery.

  1. Tart C. T. Consciousness, altered states, and worlds of experience // The Journal of Transpersonal Psychology. — 1986. — Vol. 18, No. 2. Pp. 159–170. ↩
  2. Монография «Состояния сознания» (States of Consciousness) никогда не публиковалась на русском языке; не стоит её путать с антологией под ред. Чарльза Тарта «Изменённые состояния сознания», на русском языке издававшейся. — Прим. ред.

Состояния Сознания: Значение и пример

У вас внезапно появилась удивительная сверхчеловеческая сила! Вы можете поднимать машины и даже летать! Ты герой, и толпа болеет за тебя!

Затем вы понимаете, что погрузились в мечты посреди урока географии. Мечтательность на самом деле является измененным состоянием сознания, но не единственным.

  • Что такое состояния сознания?
  • Какие существуют уровни сознания?
  • Что такое измененные состояния сознания?
  • Какие примеры состояний сознания можно привести в психологии?

Значение состояний сознания

Что значит быть в сознании? В общем, сознание означает, что вы осознаете себя и свое окружение. Сознание позволяет вам анализировать, сравнивать и интерпретировать опыт. Когда вы сознательны, вы объединяете то, что знаете, воспринимаете и ожидаете, в одно целое.

Наш разум похож на шоссе с двусторонним движением, по которому информация постоянно въезжает и вылетает из нашего разума. Сознание — это сама дорога. Именно так мы отправляем и получаем информацию о себе и мире. Сознание требует умственной энергии, и мы спим, чтобы перезарядить энергию, необходимую для поддержания сознания.

Представьте, что вы только что пролетели на самолете через несколько часовых поясов. Вы бодрствовали более 24 часов и никогда раньше не чувствовали себя такой уставшей. В этот момент вы так же сознательны, как и до начала путешествия? Сможете ли вы получать и отправлять информацию так же, как перед посадкой в ​​самолет?

Усталость или умственная усталость влияет на наше состояние сознания . Следует упомянуть два дневных состояния сознания: мечтательность и внимание.

Мечтательность

Мечтательность — это изменение сознания, которое происходит без каких-либо усилий, как временное бегство от реальности или повседневных обязанностей.

Наша ретикулярная формация должна сохранять нашу бдительность и сосредоточенность на наших задачах. Эта часть мозга также известна как 9.0019 мост. Он соединяет наш мозжечок и наш продолговатый мозг, а также наши полушария головного мозга .

Если ваша ретикулярная формация не способна поддерживать вашу бдительность (например, когда вы очень устали или страдаете от смены часовых поясов), вы обнаружите, что мысли ускользают. Это может произойти, когда вы сидите в классе или едете в машине. Образы и не относящиеся к теме мысли формируют внутреннюю реальность или состояние сознания, которое заполняет ваш разум. Иногда мы мечтаем, когда нам не хватает стимула или нам действительно скучно.

Внимание

А как насчет того, когда вы сосредоточены и заняты? Это состояние сознания называется вниманием. Это требует умственной энергии! Мы можем намеренно сосредоточить свое внимание на чем-то, или что-то может привлечь наше внимание без какого-либо направления с нашей стороны. Вероятно, наиболее важным аспектом внимательного сознания является то, что мы можем уделять внимание только одной вещи за раз. Мы часто пытаемся разделить наше сосредоточенное внимание на нескольких вещах одновременно (многозадачность), но в результате мы просто очень быстро переключаем наше внимание с одной вещи на другую.

Различные уровни сознания

Вы когда-нибудь теряли сознание или видели, как кто-то падает в обморок? Когда мы теряем сознание, мы испытываем бессознательное состояние . Знаете ли вы, что на самом деле существуют и другие уровни сознания, помимо сознательного или бессознательного? На самом деле существует четыре уровня сознания: бодрствующее сознательное, предсознательное, бессознательное и бессознательное.

  1. Пробуждение в сознании : бдительность, бодрствование и иногда внимание .

  2. Подсознание : мысли и чувства, плавающие на поверхности вашего сознания, которые вы можете легко извлечь или вспомнить.

  3. Бессознательное : также называемое подсознанием , часть вашего разума, которая находится за пределами вашего сознательного понимания.

  4. Бессознательное : психические процессы, вовлеченные в автоматические процессы , такие как дыхание, кровоток и секреция гормонов. Также участвует в простая обработка ощущений , например, оценка размера или расстояния и распознавание закономерностей.

В этот момент вы можете запутаться в разнице между бессознательным и бессознательным . Есть ли разница? Да!

Бессознательное — это часть вашего разума, которая обычно находится за пределами вашего осознания. Он работает, пока вы в сознании в течение дня. Бессознательность — это состояние полной потери сознания о себе и своем окружении, например, когда вы теряете сознание.

Бессознательное — это уровень сознания, а бессознательное — это состояние сознания.

Измененные состояния сознания

Какие различные типы считаются измененными состояниями?

Гипноз

Во многих фильмах и сериалах главный герой оказывается жертвой состояния гипноза. Они могут вести себя глупо ради смеха, совершать коварные действия благодаря гипнотической силе злодея или совершать таинственные действия без предупреждения. Все это только для развлекательных целей, а не для настоящего гипноза. Несмотря на окружающую его тайну, гипноз может быть полезным инструментом в психологических и терапевтических условиях для тех, кто ищет помощи со своими тревогами и стрессами. Что такое гипноз как состояние сознания?

Гипноз — это измененное состояние сознания, достигаемое посредством глубокого расслабления и чрезвычайно высокой внушаемости. Под гипнозом люди по-разному воспринимают реальность. Эти изменения могут затем изменить поведение этого человека. Что испытывает загипнотизированный человек? В некоторых отчетах говорится, что загипнотизированный человек чувствует, что он тонет или плывет без каких-либо движений или ощущений. Есть также сообщения о галлюцинациях , связанных с обонянием, вкусом или зрением.

Исследователи считают, что разделение сознания когда кто-то загипнотизирован. Одна часть сознания человека отделяется от остальных. Это разделение сознания представляет собой два или более потока сознания, отделенных друг от друга. Эти различные потоки сознания позволяют загипнотизированному человеку слушать и получать инструкции от профессионала.

Диссоциация

Эрнест Хилгард разработал новую теорию диссоциации . Хилгард провел экспериментальные испытания, в которых он использовал гипноз на добровольном человеке. Пока участник находился под гипнозом, Хилгард погружала руку человека в ледяную воду. Он сказал человеку нажать кнопку, если он почувствует какую-либо боль. Несмотря на отсутствие внешних признаков боли, участники нажимали кнопку. Хилгард понял, что есть разделяет сознание, позволяет мыслить и вести себя одновременно.

Галлюцинации и галлюциногены

Искаженное восприятие и сенсорные образы, которые кажутся возникающими из ниоткуда, являются результатом действия галлюциногенных препаратов . Такие наркотики, как марихуана и ЛСД, считаются галлюциногенными, и их эффекты временами носят потусторонний характер. Сообщается, что ЛСД открывает проходы к «высшему пониманию» или другому сознанию. Чаще всего ЛСД погружает вас в похожее на сон состояние сознания, когда вы чувствуете себя отделенным от своего тела. Некоторые экспериментаторы с ЛСД говорят, что он поднимает их на более высокий уровень сознания.

Примеры состояний сознания в психологии

В 1800-х годах Вильгельм Вундт и Эдвард Титчнер хотели понять сознание, связанное со структурой разума. Вильгельм Вундт посвятил большую часть своих исследований научному изучению непосредственных сознательных переживаний ощущений. Как структуралисты, Вундт и Титченер сосредоточились на структуре разума и выявлении основных элементов сознания (ощущений, чувств и образов) с помощью обученного самоанализа .

Что психологи изучают о сознании? Ну, есть несколько разных вещей. Одним из них является сон и уровни сознания, через которые мы проходим во время сна. Другое дело мечты. Отличается ли наше состояние сознания во время сна от состояния, когда мы просто спим? Еще одна тема, которая интересует психологов, — это медитация, еще одна измененная форма сознания.

Сон и сознание

Сон — важная функция человека. Это занимает большой кусок времени в рамках нашего существования. Существует пять уровней сознания во время сна: полубодрствующее или гипнагогическое состояние, не-бд 1, не-бд 2, не-бд 3 и БДГ .

Сон с быстрым движением глаз (БДГ-сон) — это полубессознательное состояние сна. Эта стадия цикла сна является жизненно важной частью сна. Наши мышцы расслабляются, как будто мы полностью спим, но системы нашего тела активны и работают. Быстрый сон также называют парадоксальным сном.

Какие другие аспекты сна показывают отклонения в сознании? Вы бы поверили, что можете галлюцинировать во сне? Многие из тех, кто утверждает, что их похитили инопланетяне, часто описывают, как это произошло, когда они ложились спать. Переживали ли они эти явления или это были галлюцинации?

Сны и сознание

К чему снится, что выпадают зубы? К чему снится, что мы потерялись? Имеют ли наши сны более глубокий смысл? Психологам интересно ответить на эти вопросы! Существует множество теорий о том, почему мы видим сны. Одна из распространенных теорий состоит в том, что сновидения — это средство обработки и хранения наших воспоминаний. Исследования показывают, что те же области нашего мозга, которые обрабатывают новую информацию, активны, когда мы отправляемся в фазу быстрого сна. Большая часть наших сновидений также происходит во время быстрого сна!

Создание новых нервных путей — еще одна теория о том, почему мы видим сны. Детям нужно гораздо больше сна, чем взрослым, и они, как правило, чаще видят сны. Дети получают так много новой информации каждый день, и сны могут быть одним из способов обработки и хранения всей этой информации.

Медитация как измененное состояние сознания

Медитация — измененное состояние сознания? Да! Есть убедительные научные данные, подтверждающие это.

Медитация — это состояние внутреннего мира и спокойствия, достигаемое с помощью особых техник изменения сознания, которые часто носят религиозный характер.

Электроэнцефалограммы (ЭЭГ) тех, кто медитирует, показывают паттерн альфа-волн (естественные волновые паттерны нашего мозга), которые имеют те же характеристики, что и расслабленного бодрствования . В наших физиологических моделях также происходят бессознательные изменения! В глубоком медитативном состоянии замедляется частота сердечных сокращений, замедляется частота дыхания и снижается кровяное давление. Это активация парасимпатическая нервная система, или наша система релаксации .

Состояния сознания – основные выводы

  • Как правило, сознание s означает, что вы осознаете себя и свое окружение.
  • Одним из наиболее важных аспектов внимательного сознания является то, что мы можем обращать внимание только на одну вещь за раз.
  • Существует четыре уровня сознания: Пробуждение в сознании, предсознание, бессознательное и бессознательное.
  • Гипноз, диссоциация, галлюцинации и медитация — это измененные состояния сознания .
  • Мы проходим через несколько различных уровней сознания во время сна, включая быстрый сон .

Заметки о состояниях сознания — Подготовка к тесту Каплана

/in AP Psychology /by admin

Типы состояний сознания
  • собственной мыслительной деятельности.
  • Состояние сознания: Особенности сознания, переживаемые человеком в определенный момент времени.
  • Измененное состояние сознания: Временное состояние, значительно отличающееся от нормального состояния бодрствования; включает сон, медитацию, кому, гипноз или влияние наркотиков.
  • Уровень сознания: Все, что находится в сознании в настоящий момент, включая информацию о себе и текущем окружении.
  • Бессознательный уровень: Автоматические биологические процессы тела, такие как дыхание и сердцебиение, которые контролируются мозгом, но обычно находятся за пределами активного осознания.
  • Предсознательный уровень: В психоаналитической теории Фрейда все невытесненные сохраненные воспоминания, мысли и информация могут быть вызваны и перемещены из бессознательного на сознательный уровень за считанные секунды.
  • Уровень бессознательного: В психоаналитической теории Фрейда бессознательное представляет собой мысли, желания и побуждения, которые активно вытесняются сознанием и влияют на умственную деятельность вне активного осознания.
  • Уровень подсознания: Информация за пределами сознательного восприятия человека, влияющая на психические процессы.
  • Прайминг: Когда воздействие стимула, находящегося вне сознания, влияет на реакцию на другие стимулы.
  • Эффект простого воздействия: Предпочтение знакомых раздражителей новым, даже если воздействие раздражителей не происходит на сознательном уровне.
  • Небыстрое движение глаз (NREM) сон: 902:45 Период сна без сновидений, разделенный на четыре отдельных непрерывных этапа.
  • Сон с быстрыми движениями глаз (БДГ): Период сна, наиболее связанный со сновидениями.
  • Гипнагогические галлюцинации: Сенсорные явления, такие как видения и звуки, которые спящий воспринимает при переходе от бодрствования ко сну.
  • Веретена сна: Всплески нейронной активности, которые происходят на стадии 2 медленного сна и могут быть важны для консолидации памяти.
  • Медленно-волновой сон: Стадии 3 и 4 медленного сна, самые глубокие стадии сна, когда нейронная активность и мозговые волны самые медленные.
  • Парадоксальный сон: Другое название БДГ-сна из-за того, что мозг активен, а тело находится в состоянии покоя.
  • Содержание манифеста: Реальные события и образы во сне, которые, согласно Фрейду, служат для маскировки бессознательных мыслей и желаний сновидца.
  • Скрытое содержание: В терминах Фрейда бессознательные мысли и желания, лежащие в основе явного содержания сновидений.
  • Гипотеза активации-синтеза: Теория, поддерживающая сновидения, представляет собой интерпретацию мозгом нейронной активности во время быстрого сна.
  • Теория обработки информации: Теория, поддерживающая сновидения, — это способ мозга справляться со стрессом.
  • Ночные ужасы: Нарушение сна, при котором спящий внезапно просыпается от медленного сна с чувством крайнего страха, возбуждения или страха.

 

Теги: AP Психология
Поделиться этой записью
    0 0 администратор http://wpapp.kaptest.com/wp-content/uploads/2020/09/kaplan_logo_purple_726-4.png admin2020-04-20 00:14:512020-09-11 20:39:59AP Психология: заметки о состояниях сознания

    Нужна помощь?

    Позвоните по телефону 1-800-KAP-TEST или напишите по адресу customer.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts