Роль детского сада в социализации ребенка | Статья:
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие. Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами, период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский)1, т. е. его социализация.
Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление.
Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим, что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека.
Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка.
Роль детского сада в процессе социализации личности
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский)1, т. е. его социализация. Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.
Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.
Литература:
1. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005 г.
2. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
4. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4.
5. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. — М., 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, жизнь человека, игровая деятельность, институт социализации, особенность взаимоотношений, развитие личности ребенка, Ранний возраст, социальный опыт, уникальный период.
5 Социальные навыки, важные для детского сада
by Becton LovelessСоциальное и эмоциональное развитие так же важно для успешной учебы в школе, как и когнитивное развитие. Это развитие начинается еще до того, как ребенок ступит в класс, и продолжается на протяжении всей его академической карьеры. Детский сад является особенно важным периодом для этой области развития; именно здесь изучаются и закрепляются основные навыки надлежащего социального поведения. Есть несколько социальных навыков, которые особенно важны для успешного перехода в детский сад.
5 самых важных социальных навыков для детей дошкольного возраста
1) Понимание разницы между правильным и неправильным и понимание того, что у их действий есть последствия
Для некоторых детей школа может стать настоящим шоком. Совершенно неожиданно они оказываются в среде, где команды странных взрослых могут наложить на них санкции за нарушение любого из длинного списка правил. Это может быть особенно трудным переходом, если ребенку никогда не приходилось признавать какую-либо власть, кроме своих родителей (или опекунов).
С другой стороны, этот переход может пройти очень гладко, при условии, что дети понимают разницу между правильным и неправильным. Это включает в себя уважение чувств и прав других, а также признание и уважение авторитетных фигур, ответственных за соблюдение правил.
2) Использование слов для выражения своих потребностей и чувств и понимание того, что у других тоже есть чувства
Научиться выражать чувства социально приемлемым способом жизненно важно для успешной академической карьеры. К детскому саду дети должны быть в состоянии использовать свои слова, чтобы выразить то, что они чувствуют. Если они не могут этого сделать и вместо этого решают бить, кричать или бросать предметы, они столкнутся с огромными трудностями в классе. Мало того, что у них будет меньше шансов удовлетворить свои потребности и желания, они, вероятно, также будут испытывать социальные трудности со своими сверстниками. Для них важно научиться более конструктивным способам выражения своих эмоций, а также уважать чувства и потребности других.
3) Делиться друг с другом, чередоваться и использовать приятные слова во время игры с другими детьми
Это один из самых важных навыков, которыми овладевают в детском саду, и он существенно повлияет на дальнейшую академическую карьеру вашего ребенка. Невероятно редко можно найти классную комнату детского сада, в которой есть все для каждого ученика в классе, и поэтому вашему ребенку просто необходимо научиться делиться игрушками, расходными материалами, материалами и вниманием.
Будьте терпеливы, наблюдая за прогрессом вашего ребенка в этом навыке. Дети в детском саду только начинают учиться вежливо делиться, и часто детям требуется несколько лет, чтобы научиться делать это постоянно.
4) Игра в одиночку или с другими детьми без постоянного присмотра
По мере того, как дети становятся старше и переходят на более высокие уровни обучения, ожидается, что они будут проявлять больше самостоятельности и все меньше и меньше будут нуждаться в прямом контроле. Часто это вопрос необходимости; учитель просто не может индивидуально контролировать каждого из двадцати или более учеников своего класса. В детском саду ваш ребенок должен быть в состоянии выполнять задание без постоянных напоминаний о том, что он должен делать.
5) Самостоятельно принимать решения и рисковать, сохраняя при этом безопасность
Для многих детей детский сад – это новое страшное место, вызывающее сильную тревогу. Эти дети могут испытывать трудности в школе, потому что их тревога мешает им исследовать новые места, обдумывать новые идеи и пробовать новые вещи. Для любознательных детей, готовых рисковать и совершать ошибки, детский сад — прекрасное место, полное возможностей учиться, играть и участвовать в новых интересных мероприятиях. Насколько это возможно, помогите ребенку воспитать здоровое чувство любопытства и готовность исследовать новые вещи. Это очень поможет ему при переходе в детский сад. Конечно, это любопытство должно быть уравновешено осознанием безопасности, как для себя, так и для других.
Узнайте больше о подготовке к детскому саду8 Навыки успеха в детском саду
10 Акции
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
- Более
Детский сад — это большой переход для детей! Новые ожидания и некоторые социальные взаимодействия являются новыми, особенно для учащихся, которые не посещали программы дошкольного образования. Мы хотим, чтобы дети делились друг с другом, по очереди, делали переходы и многое другое (при этом также изучая новые академические концепции). Чтобы помочь детям совершить переход, мы практикуем эти 8 социальных навыков детского сада, которые способствуют школьному и социальному успеху!
1 – Обмен
Этот социальный навык для детского сада кажется само собой разумеющимся, но он так важен для успеха в детском саду! Студенты проводят много времени в свободной игре со своими сверстниками и работают вместе. Обмен игрушками и обмен материалами является обязательным. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как я делюсь информацией в своей группе социальных навыков.
2 – Очередь
Очередь идет рука об руку с обменом, но есть явная разница, которую многие поступающие в детский сад еще не знают. Когда мы делимся, у нас есть общие материалы, которые доступны всем одновременно. Например, учащиеся могут делить коробку с конструктором Lego, пока они все строят самостоятельно или вместе.
Когда мы по очереди, один человек использует предмет или предметы, а другой ждет. Например, учащиеся могут по очереди использовать качели. Или они могут по очереди читать определенную книгу. Это когда ученикам могут понадобиться специальные инструкции по стратегиям ожидания, пока они ждут своей очереди!
3 – Принятие №
Новость: иногда дети слышат «нет», особенно в школе. Иногда они могут попросить о чем-то, а кто-то может сказать «нет». Или они могут захотеть сделать что-то в классе и услышать «нет» от учителя. Принятие «нет» — еще один важный социальный навык в детском саду! Мы можем научить детей успокаивающим стратегиям, которые они могут использовать в тот момент, когда они испытывают разочарование, досаду или гнев из-за отсутствия ответа.
4 – Слушать и следовать указаниям
Слушать и следовать указаниям – важные навыки не только для успеха в детском саду, но и для успеха в школе в целом – и иногда мы учим этому далеко за пределами детского сада! Во-первых, мы учим детей тому, как слушание на самом деле выглядит и ощущается в их теле. Глаза на говорящего, тело неподвижно, рот закрыт, руки пусты, уши готовы слушать. Наши тела чувствуют себя спокойно, открыто и в предвкушении!
Конечно, прежде чем следовать указаниям, нужно слушать! И к ним придет множество направлений. Некоторым из наших учеников могут понадобиться дополнительные инструкции и практика, следуя одно-, двух- и многоступенчатым инструкциям, которые они, несомненно, получат в классе.
5 – Соблюдение правил
Соблюдение правил, вероятно, тоже кажется само собой разумеющимся, но это относится не только к школьным правилам. Дети смогут свободно играть друг с другом во время перемены. Соблюдение правил игры и социальных правил станет обучающим опытом для многих детсадовцев, и им может потребоваться подробное обучение социальным правилам. Мы практикуем это, играя в игры, меняя правила на знакомые игры и говоря о том, что мы чувствуем, когда другие не следуют правилам.
6 – Определение потребностей
Нужно личное пространство? Попросите об этом словами. Нужна помощь? Сообщите взрослому. Эта фраза «используй свои слова» часто встречается в детском саду, но иногда нашим новым ученикам нужны подробные инструкции, потому что они еще не знают слов. Практика просить перерыв, немного места или помощи очень важна для успеха детского сада!
7 – Переходные занятия
Трудно перестать делать то, что нам нравится, и переключиться на что-то другое – даже для некоторых взрослых! Мы можем помочь учащимся настроиться на сигналы перехода, такие как напоминания учителя, визуальные календари и таймеры, чтобы переходы не удивляли их. И когда трудно двигаться дальше, мы можем использовать некоторые из тех успокаивающих стратегий, которые мы используем, чтобы справиться с отсутствием ответов.
8 – Быть гибким
Тяжело не получать то, что мы хотим. Но способность принимать альтернативы, принимать изменения и принимать ошибки — все это важные социальные навыки в детском саду! Ключевым моментом является создание приемлемой и безопасной среды в классе, где сообщаются о предстоящих изменениях и приветствуются ошибки!
На каких других социальных навыках в детском саду вы сосредоточены в течение первого семестра? Какие ваши любимые игры для обучения этим навыкам? Получите мою учебную программу по социальным навыкам для детского сада здесь.