Коммуникативные теории в психологии: Основные теории коммуникации

Основные теории коммуникации

31.08.2014

Любая теория объясняет реальность и предлагает определенное видение явлений и действий в соответствии с этим пониманием. Так, мы все видим собственными глазами, что земля плоская и что солнце движется над ней по дуге изменяющегося радиуса: летом он больше, зимой — меньше. Это очевидно, но мы знаем, что реально это не так, поскольку существует теория, объясняющая эту очевидную вещь совершенно иначе, а главное — эта теория проверяема. Коммуникационные теории, которых достаточно много, изучаются специальной наукой — коммуникалогией, причем, как и у большинства наук связанных с изучением человека и общества, у коммуникалогии немало проблем.

Одной из трудных задач в изучении существующих теорий коммуникации является отсутствие их четкой классификации.

Например, известный специалист в области коммуникаций Г.Г. Почепцов приводит 25 моделей коммуникации 25 авторов, причем некоторые из них даже не употребляли в своих работах слово » коммуникация» и тем не менее изучали именно ее.

Эти 25 моделей в свою очередь кем-то из исследователей дополнялись или углублялись, так что в реальности их имеется еще больше, включая и такие, что взаимоисключают друг друга.

Изучать их все — дело сугубого специалиста, поэтому есть смысл попытаться все эти теории хотя бы как-то объединить. В этом случае мы можем выделить в них четыре основных направления:

  • Первое рассматривает коммуникацию как процесс и сюда мы отнесем всевозможные «кибернетические» теории и информационно-процессные.
  • Второе представляет коммуникацию как явление, создающее всевозможные знаки. Сюда относятся семиотические (семиотика — наука о знаках) и интерпретационные теории.
  • Третье направление изучает коммуникации на различных уровнях: в группах, организациях, ситуациях, т. е. сюда относятся все интеракционистские теории.
  • Четвертое — это критические теории, которые исходят из наличия неравенства и конфликтов в обществе, что приводит к господству одной группы людей над другой и, следовательно, как и во всем остальном, неравенству в процессе коммуникации.

О причинах того, почему мы имеем так много теорий коммуникации хорошо написал американский коммунолог Р.Крейг, объяснявший это с позиции плюрализма мнений в современной науки, особенно той, что занимается собственно человеком. У нас же народная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений» и вряд ли будет преувеличением добавить и столько же моделей коммуникации и соответственно — теорий этого явления.

И. П. Яковлев предельно кратко суммируя всевозможные концепции и теории коммуникации, в свою очередь выделяет 10 аспектов этих четырех направлений:

  1. Кибернетический аспект показывает целеориентированность и управляемость коммуникаций на основе обратной связи. В результате можно говорить об адаптивности коммуникаторов друг к другу. На коммуникативный процесс влияют позиции коммуникаторов как наблюдателей обсуждаемых явлений и сами эти явления.
  2. В информационном подходе коммуникация рассматривается как процесс передачи и приема информации (сигналов, сообщений) коммуникаторами. Эффективность коммуникации связывается с умелым подбором и кодированием сообщений, и точностью их восприятия приемником-реципиентом. Здесь необходимо в первую очередь решать проблемы устранения или минимизации технических и семантических помех.
  3. Семиотический подход превращает коммуникацию в процесс создания и обмена знаками (значениями, смыслами). Каждый коммуникатор создает свои значения, которые могут отличаться от значений другого коммуникатора. Каждый коммуникатор кодирует свои сообщения в соответствии с особенностями аудитории.
  4. В когнитивном подходе делается акцент на понимание сообщений, а также намерений и целей коммуникатора.
  5. Коммуникация как дискурс предстает в виде согласованных по правилам речевых актов, которые имеют разнообразные формы бесед, деловых переговоров, театральных драм, повествований, историй и др. Здесь эффективность коммуникаций будет определяться знанием правил и качеством их исполнения.
  6. Интерпретативный подход связывает коммуникацию с оперированием субъективными, имеющими ценность для личности, значениями, которые сами становятся реальностью в языковой форме. Так как коммуникаторы являются личностями со своими ценностями, то все коммуникации по сути своей интерпретативны. В коммуникациях взаимодействуют (спорят, обмениваются) оценки жизненных явлений.
  7. В структуралистской концепции коммуникация рассматривается сквозь призму столкновения противоположных (бинарных) позиций и стоящих за ними ценностей. Одна из позиций представляется истинной, прогрессивной, а другая ложной, отсталой. Средняя пограничная позиция считается аномальной. Для ее преодоления необходимы пограничные ритуалы.
  8. Критические теории связывают коммуникацию с интересами людей и социальных групп. Коммуникации, особенно массовые, становятся формой насилия, подавления одними классами и группами других. Все коммуникации идеологичны, так как преследуют экономические и политические цели, связанные с выгодами, властью и прибылью. Различия интересов приводят к идеологической борьбе или информационным войнам между социальными группами, организациями, странами.
  9. В спектрально-диалектическом подходе на основе принципа «золотой середины» предлагается путь оптимизации коммуникаций, связанный с гармоничным синтезом противоположных позиций как на уровне отдельных личностей, так и на уровне общества в целом.
  10. С позиций феноменологического подхода и концепции социального конструирования коммуникация — есть инструмент создания новой знаковой социальной и культурной реальности. Она реализуется в конструировании самого себя и своего собственного имиджа.

В свете этого неокончательного перечня различных концепций вырисовывается новый образ коммуникационной деятельности как сложного комплекса функций, требующих разноообразных знаний и творческих умений. Применительно к специалисту по СО данный комплекс будет иметь следующий вид:

  • системный анализ коммуникационных систем -системная функция специалиста;
  • создание и передача информации — информационная функция;
  • работа со знаками, анализ и формирование значений -семиотическая функция;
  • умение вести беседы, писать и рассказывать истории — дискурсная и нарративная функции;
  • организовывать события как театрализованные действия — театрально-драматическая функция;
  • конструировать благоприятную социальную и культурную среду — социально-конструкторская функция;
  • критически анализировать коммуникационные процессы в обществе, видеть идеологическую суть своей деятельности и других — рационально-критическая функция;
  • видеть коммуникационный спектр значений и стремиться к поиску гармоничных оптимальных коммуникаций на основе принципа золотого сечения — оптимизационная функция.

Как итог следует подчеркнуть, что специалист по СО в качестве общественного коммуникатора реализуется в исследовательской, управленческой, конструкторской и технологической функциях. Как исследователь он вносит вклад в развитие коммуникалогии. В остальных он должен использовать управленческие, конструкторские и технологические знания и умения в области СО и других областях знаний и видах деятельности.

Что же касается массовой коммуникации, то прежде всего необходимо выяснить в чем заключается ее отличие от коммуникации вообще. Поэтому вначале имеет смысл дать ее определение. Итак… Массовая коммуникация — процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Первым в истории средством массовой информации была печать. Её задачи менялись с течением времени. В начале господствовала авторитарная теория печати, позднее — теория свободной печати, в XIX в. — социально-ответственной печати. Печать, с точки зрения восприятия информации, более сложна по сравнению с телевидением и радио. Газета менее оперативна, чтение газеты требует определенных интеллектуальных усилий, но ее преимущество в том, что газету можно читать практически везде. Согласно социологическим опросам, утром предпочтительным средством массовой коммуникации является радио, так как в условиях дефицита времени оно создает фон, дает информацию и не отвлекает от дел. Вечером предпочтительнее телевидение, так как оно является наиболее легкоусваиваемым источником информации.

Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:

  1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта.
    Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается.
  2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг).

Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формирования сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщение, передаваемое средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному.

Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности при помощи средства массовой коммуникации, а те, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г.Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности и ума. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г.Маклюэн довольно пессиместично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г.Маклюэна, с одной стороны, -творец настоящего, а, с другой, — жертва «одноглазого дракона».

Свою задачу в исследовании роли средств массовой коммуникации Г.Маклюэн видел в том, чтобы понять развитие элементов культуры как совокупности средств общения. Смена исторических эпох рассматривается им как переворот в развитии культуры, как смена типов коммуникации. Новое средство общения, понимаемое Г.Маклюэном как технологическое продолжение органов человеческого тела, оказывает обратное воздействие на человека. Полностью меняется весь сенсорный баланс — соотношение органов чувств в восприятии действительности, жизненный стиль, ценности, формы организации общества. Так, если эпоха племенного человека характеризовалась стесняющим общение господством устной речи, слиянием слова и дела, то распространение книгопечатания привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, промышленной революции. И в результате — к разобщающей людей узкой специализации. Индустриальный человек оказался подвержен массированному воздействию средств массовой коммуникации. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, началась с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей в такое глобальное пространство, где все оказываются взаимосвязанными друг с другом. Любой участник общения имеет возможность связаться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

Соответственно вышеназванным подходам к пониманию сущности массовой коммуникации возникли и её теории. Так, ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА называет СМИ социальным институтом, а основные ее положения таковы:

  • СМИ имеет силу прямого воздействия на умы средних людей;
  • это злая опасная сила, за которой нужен постоянный контроль;
  • СМИ разлагают сознание людей, что приводит к негативным личностным и социальным последствиям;
  • массы отрываются СМИ от традиционных социальных институтов, защищавших их от манипуляций;
  • СМИ инициируют хаос, что чревато установлением тоталитарного порядка;
  • массмедиа подрывают высшие формы культуры и ведут цивилизацию к упадку.

Ожесточенные споры сторонников и противников этой теории продолжаются и сегодня, хотя о деградации общества под влиянием СМИ речи уже не идет. Тоталитаризм возможен, но не является неизбежным. Социальный и культурный хаос пока еще не состоялся.

В рамках концепции массового общества возникло несколько конкретных теорий о влиянии СМИ на людей. Необходимо упомянуть о некоторых из них. Теория пропаганды. Масс медиа рассматривались как средства манипулирования общественным сознанием. Сам термин обозначал у иезуитов в XVI веке распространение веры с целью изменения мировоззрения и образа жизни. Цель оправдывает средства и надо любыми способами убедить людей отказаться от «неправильных» идей и принять то, что предлагается пропагандистом. СМИ также играют пропагандистскую роль.

Пропаганда делится на белую, серую и черную. Белая пропаганда включает намеренное подавление потенциально вредной информации и идей, комбинируемая с продвижением позитивной информации, которая отвлекает внимание от реальных проблем. Серая пропаганда включает в себя передачу как ложных, так и истинных идей. А черная — это преднамеренная передача лжи, решающая стратегические задач. Пример последней в полной мере продемонстрировали нацисты.

Применительно к «паблик рилейшнз» также употребляются слова «белый» и «черный», хотя значения их не совпадают с содержанием пропаганды. В то же время элементы всех видов пропаганды можно обнаружить в СО, особенно в сфере политики.

Теория магической пули. Эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Сообщение проникает в мозг и трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному явлению. В этом заключается магическая сила СМИ. Классическим аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии, что привело к массовой панике.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла. Власть пропаганды, по его мнению, связана не столько с содержанием сообщений, сколько с внутренним беспокойством людей. Если жизнь становится нестабильной, тревожной, то в этих условиях могут сработать даже грубые формы пропаганды. Простая теория «магической пули» отвергается. Считается, что «хорошая» пропаганда должна осторожно готовить людей к принятию идей и действий. Нужна хорошо подготовленная долговременная стратегическая кампания по культивированию новых идей и образов. В случае успеха создаются эмоционально сильные коллективные символы, которые могут стимулировать благоприятные массовые действия.

Теория формирования общественного мнения. Исходит из идеи несоответствия, разрыва между внешним миром и образами в наших головах. Возможности большинства управлять собой ограничены. Отсюда беспокойство о жизнеспособности демократии и роли СМИ, а также контроль над прессой, поскольку самоцензурой в СМИ ограничиться нельзя. Нужна власть умной демократии — научной элиты, которая на научной основе отделяет факты от фикций и принимает правильные решения о том, кто какие сообщения должен получать. Необходим орган из интеллигенции, который стоял бы над правительством, оценивал информацию и распределял се между элитами и народом, запрещая выпуск вредной, которую лучше не знать.

Жизнь показала утопичность этих идей, а опыт партийного контроля над СМИ в СССР доказал, что она несет, в конце концов, больше минусов, чем плюсов, и не выдерживает испытания временем.

Теория социальной ответственности СМИ. В борьбе за свободу прессы и ее подчинения обществу возникла теория социальной ответственности массовой коммуникации со следующими принципами:

  • медиа должны брать на себя и нести ответственность перед обществом;
  • эта ответственность должна быть связана с соблюдением правдивости, точности, объективности и баланса информации;
  • в рамках этих обязательств СМИ самоуправляются на основе законов;
  • они должны избегать всего, что ведет к преступлениям, насилию, беспорядкам, унижению меньшинств;
  • медиа должны быть плюралистичными и отражать разнообразие интересов в обществе, предоставляя место разным точкам зрения и их критике;
  • общество и общественность вправе ожидать от СМИ высокого уровня профессионализма, а вмешательство в их работу возможно только с позиций обеспечения общественной пользы;
  • журналисты и другие медиаспециалисты несут ответственность перед обществом, а также перед своими служащими и рынком.

Процесс реализации этого в целом правильного подхода сталкивается со стремлением журналистов к максимальной свободе, а государственной бюрократии — к ограничению и контролю. Оптимальный путь массовой коммуникации — пройти между Сциллой и Харибдой так, чтобы выдержать требования социальной ответственности в условиях свободы творчества. В основу теории ограниченного влияния СМИ были положены результаты исследований, проведенных в 1945 -1960-х годах:

  • было установлено, что СМИ редко имеют прямое влияние на индивидов. Люди обсуждают информацию с теми людьми, которым доверяют, советуются с близкими, друзьями, с коллегами на работе;
  • имеется двухшаговое влияние на людей через лидеров мнений;
  • на большую часть людей оказывают сильное влияние политические партии и религиозные организации;
  • прямые медиаэффекты есть, но они значительно скромнее по своим масштабам, чем это кажется. В кризисное время они возрастают, охватывая большее число людей, а в обычное, спокойное время они ослабляются, влияя на небольшие группы по интересам.

На восприятие информационных потоков воздействуют такие факторы, как уровень образования, объем сообщений, интерес к новостям, совпадение или отличие позиций, обсуждение новостей с другими людьми. Так, в частности, неприятную информацию люди могут не воспринимать, переделать на свой лад или стараются поскорее забыть. В первую очередь они обращают внимание на то, что им нравится и совпадает с их чувствами и убеждениями.

Теория двухступенчатого распространения информации утверждает, что на людей и их мнения влияют главным образом лидеры мнений — люди, обладающие авторитетом в тех или иных вопросах. Могут быть абсолютные лидеры, которым доверяют во всем, и относительные, к которым обращаются как к специалистам по определенным вопросам.

В 1974 году группа ученых выдвинула теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях:

  • массы активно пользуются СМИ в соответствии со своими целями;
  • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку;
  • отдельные СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории;
  • люди достаточно хорошо представляют, что и почему интересует их в СМИ и то, что они от них получают;
  • люди могут использовать одну и ту же информацию по-разному. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями.

Теория зависимости доказывает, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня конкретизирует активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Теневые стороны массовой коммуникации были вскрыты «спиралью умолчания» Э. Ноэль-Нойман. Ее идеи можно представить следующим образом:

  • у индивидов есть свои мнения;
  • они не будут их выражать, если большинство имеет другие, опасаясь изоляции;
  • СМИ свойственно нарушать плюрализм мнений с уклоном в позиции журналистов, которые представляют их как отражающие интересы общества;
  • группы умолчания не выступают открыто против, хотя внутренне не согласны с какими-то идеями;
  • общество подвергается манипулированию, а оппозиция этому не противодействует и отказывается от открытой борьбы.

Для нормального развития демократического общества необходимо, чтобы люди не уходили в «спираль умолчания», а открыто выступали со своими идеями.

  • из СМИ люди узнают самое общее;
  • небольшая группа (инноваторов) принимает эти идеи;
  • об этом узнают лидеры мнений;
  • если они находят идеи полезными, то подключают к ним друзей и последователей;
  • затем их принимает большинство, а последними присоединяются самые консервативные.

Теория диффузии доказывает необходимость подготовки агентов влияния для распространения нового. Она используется в маркетинге и продвижении известности в ПР.

Теория усиления отводит СМИ роль усилителя существующих позиций и поведения, но не их изменения. Причем влияние СМИ осуществляется не прямо, а через социальный статус, группу, образование, ценностные установки.

В той или иной мере эти и другие теории развивались в рамках парадигмы ограниченных эффектов СМИ, для которой свойственны следующие положения:

  • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований роли СМИ в обществе. При этом уже известно, что они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения. Последний пример — роль СМИ в перестройке и начале реформ в России;
  • когда СМИ вызывают социальные изменения, они часто разрушают стабильный порядок и обостряют социальные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ;
  • роль СМИ в жизни людей ограничена, но для некоторых типов и групп она может быть дисфункциональной;
  • одновременно СМИ помогают сохранению существующей социальной и политической системы.

Таким образом, мы видим, что как нет единой теории коммуникации вообще, так нет и единой теории массовой коммуникации, хотя самих теории и существует предостаточно. На уровне художественного восприятия сложности данной проблемы лучше всего будет посмотреть американский художественный фильм «Переключая каналы», в котором вы самым наглядным образом увидите конкретное и зримое воплощение многих из представленных здесь теорий.

Ключевые слова: Коммуникация

Источник: Основы теории коммуникации — УП — Шпаковская-Шпаковский — 2006

Материалы по теме

Культура и социальная коммуникация

Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации

Тест оценки коммуникативных умений собеседника

Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.

Развитие коммуникации в филогенезе

Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010

Межгрупповое взаимодействие и его феномены

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Внешний и внутренний конформизм

Горбунова М. Ю., Социальная психология

Текст как коммуникативный знак высшего порядка

Адамьянц Т.З., Социальная коммуникация

Документальная коммуникация

Соколов А.В., Введение и теорию социальной коммуникации

Коммуникации в менеджменте

Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,…

Теория коммуникации | Блог 4brain

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

Модель коммуникации Шеннон-Уивера была названа «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, используют этот термин для интегрированной модели концепции источника информации, передатчика, сигнала, канала, приемника, сообщения, информационного адресата, вероятности ошибки, скорости передачи данных, пропускной способности канала, а также шума (энтропии).

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

  • Источник информации: тот, кто производит сообщение (Шеннон и Уивер изучали речь по телефону).
  • Кодировщик (передатчик): то, что преобразует сообщения в сигналы (поддающиеся передаче). Здесь имеется в виду преобразование звуков человеческой речи в электрический сигнал.
  • Канал как средство передачи сигнала: например, телефонный кабель.
  • Ресивер или декодер: то, что реконструирует сообщение из сигнала.
  • Приемник: к примеру, человек, получающий сообщение.

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

  • Источник: источник информации, который «производит сообщение или последовательность сообщений, что должны быть переданы принимающему терминалу».
  • Отправитель: Шеннон называет этот элемент трансмиттером (передатчиком), который «каким-то образом воздействует на сообщение, чтобы создать сигнал, подходящий для передачи по каналу».
  • Канал: по Шеннону канал является «просто средством, которое используется для передачи сигнала от передатчика к приемнику».
  • Приемник: для Шеннона приемник «выполняет обратную операцию, осуществляемую передатчиком, который восстанавливает сообщение».
  • Назначение: для Шеннона целью является «человек или предмет, для которого предназначено сообщение».
  • Сообщение: это концепция или информация, которая отправляется получателю в устной, письменной, записанной или визуальной форме.
  • Энтропия (шум): это внешние факторы, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

  • Проблема эффективности: насколько эффективно значение сообщения влияет на поведение.
  • Семантическая проблема: как передается смысл.
  • Техническая проблема: насколько точно может передаваться сообщение.

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Теория коммуникации предлагает свое определение таких важных терминов как «язык» и «культура»:

  • Язык – это совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей, система общения, состоящая из мелких фрагментов и набора правил.
  • Культура – закрепленные в совокупности «кодов» общественного производства человеческой жизни отношения, выступающие, например, в виде традиций, обычаев, верований.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

У. Липман ввел такое понятие как «стереотипы», то есть упрощенные представления, которые формируют СМИ в головах людей.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Гарольд Лассуэлл выдвинул тезис об уязвимости сознания среднего человека, а под пропагандой имел в виду «менеджмент коллективных мнений с помощью манипуляции значимыми символами».

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Эту теорию также выдвинул Гарольд Лассуэлл. Он описал ее следующей метафорой: «Волшебная пуля попадает из мозга одного человека в мозг другого, меняет его чувства, идеи, мотивацию и знания».

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

Если так, значит СМИ пытаются угодить большинству, даже если оно хочет исключительно «хлеба и зрелищ». Такую зависимость можно назвать обратной стороной пропаганды.

Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Коммуникации

Теория общения — Значение и примеры

Представьте себе мир без общения! У вас есть блестящая идея, но вы не обладаете способностью к общению. У вас есть сильное желание чего-то, но вы не можете выразить свои желания. Жизнь была бы скучной, пустой, и мир не стоил бы жизни. Такова сила общения.

Общение — суть жизни . Это необходимость. Чтобы выразить себя, людям необходимо общение. Человек должен общаться, чтобы выражать свои чувства, передавать информацию другим людям и делиться своими мыслями и чувствами.

Общаются ли только люди?

Давайте рассмотрим следующие примеры:

Тед заметил бедного слабого щенка, лежащего почти бездыханным на улице и кротко плачущего. Он не стал тратить время на то, чтобы отвести щенка к ближайшему ветеринару и оказать ему базовую медицинскую помощь, в которой нуждалось бедняжка. Вы когда-нибудь задумывались, как Тед узнал, что щенок требует немедленного внимания? Щенок не мог говорить.

Ответ на поставленный выше вопрос – через общение.

Тед узнал о состоянии щенка только через общение. Плач щенка на самом деле был признаком того, что существо нуждается в немедленной помощи врача. Своим плачем щенок пытался сообщить Теду об ухудшении своего состояния и потребности в медицинской помощи.

Другой пример:

Садовник поливает растения, когда листья начинают буреть, становиться сухими и начинают проявляться признаки увядания. Побурение, засыхание листьев — это на самом деле способы, которыми дерево пытается сообщить садовнику, что оно умирает и его нужно немедленно полить.

Все приведенные выше примеры подтверждают теорию связи.

Что такое теория коммуникации?

Теория коммуникации была предложена С. Ф. Скаддером в 1980 году. В ней утверждается, что все живые существа, существующие на планете, общаются , хотя способ общения отличается.

Растения сообщают о своей потребности в уходе и немедленном поливе видимыми изменениями цвета листьев и опаданием листьев и цветов.

Животные общаются звуками, несколькими движениями, чтобы показать, что они голодны или нездоровы или нуждаются в медицинской помощи.

Мать никогда не поймет, что ее ребенок голоден, пока ребенок не заплачет. Плач снова является формой, с помощью которой ребенок сообщает, что он голоден и нуждается в еде. То же самое происходит, когда он ранен, когда он снова использует плач как инструмент, чтобы сообщить о своей боли и необходимости срочной медицинской помощи.

Таким образом, универсальный закон теории коммуникации гласит, что все живые существа, будь то растения, животные, люди, общаются посредством звука, речи, видимых изменений, телодвижений, жестов или наилучшим образом, чтобы другие знали о своих мыслях. , чувства, проблемы, счастье или любую другую информацию.

Если ребенок набирает меньше баллов на экзаменах, родители какое-то время не разговаривают с ребенком — опять же, чтобы сообщить, что родители недовольны успеваемостью ребенка и ему нужно встряхнуться для дальнейших экзаменов. Попробуйте разозлить бродячую собаку, она обязательно на вас залает — опять-таки способ животного сообщить, что оно рассержено и его не следует больше раздражать.

Как и люди, животные общаются между собой с помощью жестов и движений тела. Обезьяны всегда носят с собой своих детенышей, куда бы они ни пошли, опять же, таким образом мать пытается сообщить, что их детеныши в безопасности, и мать всегда рядом, чтобы заботиться о них.

Во время брачного периода у животных общение с помощью жестов играет очень важную роль в их сближении, подобно тому, как павлин танцует, чтобы привлечь своего партнера.

Другая модель коммуникации гласит, что коммуникация — это просто процесс передачи информации от отправителя к получателю, где получатель расшифровывает информацию и действует соответствующим образом. Большое количество людей также поддерживает эту модель общения.

Основы теории коммуникации

Давайте рассмотрим коммуникацию и теорию коммуникации со следующих точек зрения:

  • Механистическая — Механистическая точка зрения говорит, что коммуникация — это просто передача информации от первой стороны ко второй стороне. Первая сторона — отправитель, а вторая сторона — получатель.
  • Психологический — С точки зрения психолога, коммуникация — это не просто поток информации от отправителя к получателю, а собственно мысли, чувства отправителя, которыми он пытается поделиться с получателями. Сюда же входят реакции, ощущения получателя после того, как он расшифрует информацию.
  • Social — Социальная точка зрения рассматривает коммуникацию как результат взаимодействия между отправителем и получателем. Это просто говорит о том, что общение находится в прямой зависимости от содержания речи. «Как человек общается» — это основа социальной точки зрения.
  • Системный — Системная точка зрения говорит о том, что коммуникация на самом деле является новым и другим сообщением, которое создается, когда разные люди интерпретируют его по-своему, а затем переинтерпретируют и делают свои собственные выводы.
  • Критическая — Критическая точка зрения утверждает, что общение — это просто способ, с помощью которого индивид выражает свою силу и авторитет среди других индивидуумов.

Подводя итог, теория коммуникации предполагает, что для выживания каждое живое существо должно общаться с другими, а также между собой.

Общение крайне необходимо для выживания .


❮❮   Предыдущий Следующий   ❯❯

 

Статьи по теме
  • Обычная и эффективная коммуникация
  • Роль эффективного общения
  • Обзор фонетики и омофонов
  • Коммуникационные модели
  • Модель общения Аристотеля

Просмотреть все статьи


Авторство/Ссылки — Об авторе(ах)
Статья написана Prachi Juneja и проверена Management Study Guide Content Team . В группу MSG Content входят опытные преподаватели, специалисты и профильные эксперты. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001:2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала бесплатно для целей обучения и образования. Укажите авторство используемого контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.



Список теорий

Реклама, связи с общественностью, маркетинг и поведение потребителей
  • ACT Теория коммуникации
  • Теория определения повестки дня
  • Модель AIDA
  • Теория когнитивного диссонанса – примеры из реальной жизни
  • 90 055 Контекстный дизайн
  • Приручение
  • Влияние теории подталкивания Поведение
  • Социальное сравнение — хорошо или плохо? Объясняется примерами
  • Модель Лассуэлла
  • Теория социального маркетинга
  • Эффект ореола на окружающих нас людей – объяснение с примерами

Деловое общение
  • Письмо агентству
  • 90 055 Письмо-запрос о назначении
  • Являются ли письма-запросы «хорошими новостями»? или нет?
  • Банковская корреспонденция
  • Циркулярные письма
  • Ясность/ясность для эффективного делового общения
  • Классификация писем
  • Коллективное письмо
  • Письмо-жалоба
  • Полнота для эффективного делового общения
  • Краткость / Краткость для эффективного делового общения
  • Конкретность для эффективного делового общения
  • Внимательность/отношение к себе для эффективного делового общения
  • Координированное управление смыслом
  • Правильность/точность для эффективного делового общения
  • Вежливость для эффективного делового общения
  • Письмо-запрос о кредите
  • Процесс принятия решений, модели, предубеждения и ошибки – объяснение
  • Различные виды писем-запросов
  • Особенности делового общения
  • Официальные и неофициальные письма
  • Функции делового письма 9005 8
  • Письма с хорошими новостями и Письма с плохими новостями
  • Письма о доброй репутации (письма по связям с общественностью)
  • Рекомендации по деловому общению
  • Рекомендации по успешному устному общению
  • Импортно-экспортная корреспонденция
  • Важность коммуникации
  • Важность коммуникации для организаций или важность деловой коммуникации
  • Важность планирования в деловом общении
  • Важные особенности письма-запроса
  • Страховая корреспонденция
  • Виды деловых писем на основе по содержанию
  • Виды (типы) коммуникаций, используемые хозяйствующими организациями
  • Письмо-запрос
  • Управление по целям (Друкер)
  • Потребность в деловом письме
  • Устное общение в деловых ситуациях
  • Письма-заказы
  • Теория организационного контроля
  • Ответы на запросы
  • Ответ на комп. жалобы/корректировки
  • Ответ на заказ
  • Рекламные письма
  • Научный менеджмент | Тейлоризм
  • Теория социального маркетинга
  • Цели делового общения
  • 7 принципов эффективного общения – объяснение с примерами
  • Типы общения в стиле виноградной лозы и его преимущества
  • Что такое письмо-запрос?
  • что такое письмо?
  • Когда пишется или отправляется письмо-запрос?

Общение / Общие
  • Язык тела
  • Цикл общения / Процесс общения
  • Управление конфликтами – навыки, стили и модели
  • Групповое творчество
  • Определения общения
  • Эффективное общение
  • Эффективное умение слушать
  • Этнография общения
  • Формы общения
  • Тактильное общение
  • Как позитивные утверждения мотивируют на достижение целей
  • Важность общения
  • Важность мимики в общении
  • Наиболее важные социальные навыки – объяснение с примерами
  • Невербальная коммуникация
  • Образцы коммуникации
  • Проксемика и ее виды – объяснение с примерами
  • Теория овладения вторым языком
  • Социальный дарвинизм
  • Теория социального проникновения – сближение людей 9 0058
  • 12 важных типов знаний – Примеры
  • 7 принципов эффективного общения – объяснение с примерами
  • Типы общения
  • Типы общения на основе виноградной лозы и его преимущества
  • Типы рассуждений — преимущества, недостатки и примеры
  • Типы вербального общения
  • Различные типы стилей общения — примеры
  • Вербальное и невербальное общение с примерами
  • что такое общение?
  • Почему мы общаемся?

Коммуникационные барьеры
  • Барьеры, вызванные различным восприятием реальности
  • Барьеры в общении
  • Барьеры в эффективном общении
  • Барьеры для письменного общения
  • Язык тела как барьер для эффективного устного общения
  • Причины психологических барьеров – определение и примеры
  • Культурные барьеры в общении барьер
  • Неправильное общение
  • Физические/окружающие барьеры
  • Психологические/установочные барьеры
  • Семантические барьеры

Коммуникация на практике
  • Процесс принятия решений, модели, предубеждения и ошибки – объяснение
  • Как положительные утверждения мотивируют на достижение целей
  • Как Преодоление барьеров межкультурного общения
  • Улучшение навыков решения проблем
  • Навыки межличностного общения на рабочем месте
  • Навыки общения менеджера
  • 12 важных типов знаний — примеры
  • Типы мотивации и ее компоненты – примеры
  • Типы рассуждений – преимущества, недостатки и примеры
  • Типы мышления – советы и приемы для улучшения навыков мышления

Модели общения
  • Модель связи Аристотеля
  • BERLO’S МОДЕЛЬ СВЯЗИ SMCR
  • Модель коммуникации Де Флера
  • Модель фильтрации отношений Дака
  • Модель вероятности уточнения
  • Модель Фишера – Общение в малых группах
  • Теория гейткипинга
  • Общая модель Гербнера
  • Спиральная модель общения
  • Модель отношений Кнаппа
  • Модель Лассуэлла
  • 90 055 Ментальная модель
  • МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ОСГУДА-ШРАММА
  • Модель Пула – малая Групповая коммуникация
  • Модель пропаганды
  • Модель коммуникации Райли и Райли
  • Модель коммуникации Шеннон и Уивер
  • МОДЕЛЬ SMCR
  • Модель окна Джохари
  • Модель Ньюкомба
  • Модель общения Уэстли и Маклина

Культурная коммуникация
  • ACT Теория коммуникации
  • Коммуникация Теория адаптации
  • Межкультурная коммуникация
  • Совершенствование Теория
  • Теория культурной идентичности
  • Теория переговоров лицом к лицу
  • Теория пробелов в знаниях
  • Теория зависимости от СМИ
  • ТЕОРИЯ СРЕДСТВ
  • Теория модернизации
  • Модернизм
  • Теория приглушенных групп
  • Постмодернизм
  • Социокультурная теория
  • Теория спирали молчания
  • Викторианство

Коммуникация развития
  • Распространение Теория инноваций

Экономика
  • Концепция теории игр – Джон фон Нейман
  • Мальтузианская теория народонаселения | Томас Мальтус

Групповое общение
  • Модель общения Аристотеля
  • ТЕОРИЯ КОНТАГИИ
  • Творчество в группах
  • Модель Фишера – общение в малых группах 9 0058
  • Групповое мышление
  • Приглушенная теория групп
  • Модель Пула – Общение в малых группах
  • Riley & Riley Модель коммуникации
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  • Модель окна Джохари
  • Теория Табба – Общение в малых группах

Межкультурная коммуникация
  • Межкультурная коммуникация
  • Теория культурной идентичности
  • 900 55 Теория управления идентичностью
  • Социальная поддержка

Межличностное общение
  • Модель AIDA
  • Управление гневом – методы, советы и терапия
  • Теория аргументации
  • Настойчивое общение – как практиковать его ежедневно (советы)
  • Теория привязанности
  • Теория привязанности в детско-родительских отношениях
  • Теория атрибуции
  • SMCR МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ПО БЕРЛО
  • 9005 5 КЛАССИЧЕСКАЯ РИТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
  • Теория когнитивного диссонанса – реальная жизнь Примеры
  • Теория управления конфиденциальностью в общении — раскрытие информации
  • Концепция эмоционального интеллекта (EI) — высокий и низкий EQ
  • Управление конфликтами – Навыки, стили и модели
  • ТЕОРИЯ ЗАРАЖЕНИЯ
  • Теория разговора
  • Координированное управление смыслом
  • Модель общения Де Флера
  • Теория переговоров лицом к лицу 900 58
  • Тактильная коммуникация
  • Теория баланса Хайдера в связи с примерами
  • Я и Ты
  • Теория управления идентичностью
  • Межличностное общение
  • Теория интерпретации и взаимодействия в межличностном общении
  • Социальное сравнение — хорошо или плохо? Объяснение на примерах
  • Модель отношений Кнаппа
  • Теория языковых ожиданий
  • Наиболее важные социальные навыки – объяснение на примерах
  • МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ ОСГУД-ШРАММА
  • Теория диалектики отношений
  • Семь стратегий повышения эмоционального интеллекта
  • Модель Шеннона и Уивера коммуникации
  • МОДЕЛЬ SMCR
  • Теория социального обмена в поддержании отношений
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
  • Социальный интеллект – умение слушать и понимать других
  • Теория социального проникновения – сближение людей
  • Модель общения Уэстли и Маклина

Массовая коммуникация
  • Теория установления повестки дня
  • Модель коммуникации Аристотеля
  • Авторитарная теория
  • Теория катарсиса в массовой коммуникации
  • Модель коммуникации Де Флера
  • Развлекательное образование
  • Функции массовой коммуникации
  • Теория сторожевого управления
  • Общая модель Гербнера
  • Теория пробелов в знаниях
  • Модель Лассуэлла
  • Либертарианская теория 9 0058
  • Теория ограниченного действия
  • ВОЛШЕБНАЯ ПУЛЯ ИЛИ ПОДКОЖНАЯ ИГЛА ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ
  • Значение Теория медиа-изображения
  • Медиа-демократия
  • Теория зависимости от медиа
  • Теория болезни медиа
  • Теория медиабогатства
  • ТЕОРИЯ СРЕДСТВ
  • Теория управления настроением
  • Нормативная теория – четыре теории прессы
  • ТЕОРИЯ ИГРЫ
  • Теория рецепции
  • Ri ley & Riley Модель коммуникации
  • Теория социальной ответственности
  • Теория советских СМИ
  • Технологический детерминизм
  • Теория спирали молчания
  • Теория двухступенчатого потока
  • Теория использования и удовлетворения
  • Модель коммуникации Уэстли и Маклина

Организационная коммуникация
  • ACT Теория коммуникации
  • Коммуникация Теория управления конфиденциальностью — раскрытие информации
  • Теория непредвиденных обстоятельств 900 58
  • Групповое творчество
  • Процесс принятия решений, модели, предубеждения И объяснение ошибок
  • Теория великого человека
  • Групповое мышление
  • Эффект Хоторна
  • СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
  • Управление по целям (Друкер)
  • Теория потребностей и мотивации Макклелланда – Приложения
  • Теория организационной информации
  • Научный менеджмент | Тейлоризм
  • Лидерство слуг
  • Теория систем
  • Теория X и Теория Y
  • Теория Z
  • Теория транзакционного лидерства
  • Теория трансформационного лидерства
  • Двухфакторная ory of Motivation
  • Типы общения в стиле виноградной лозы и его преимущества
  • Типы мотивации и ее компоненты – примеры
  • Теория ожидания Врума и ее компоненты

Политическая коммуникация
  • Теория установления повестки дня
  • 9 0055 Авторитарная теория
  • Демократическая теория мира
  • Либертарианская теория
  • Медиа Болезнь Теория
  • Нормативная теория – четыре теории прессы
  • Модель пропаганды
  • Социальный дарвинизм
  • Теория социальной ответственности
  • Теория советских СМИ
  • Понимание социального влияния и социальной власти

Психология, поведенческие и социальные науки
  • ACT Теория коммуникации
  • Теория обучения взрослых
  • Модель AIDA
  • Теория эффекта алфавита
  • Управление гневом – методы, советы и терапия
  • Теория аргументации
  • Теория возбуждения
  • Напористое общение – как практиковать его ежедневно (советы)
  • Теория привязанности
  • Теория привязанности в детско-родительских отношениях
  • Теория атрибуции
  • Теория оперантного обусловливания Б.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts