Социальная дистанция между партнерами по коммуникации обозначает: Дистанция и расположение в медицинской коммуникации

Средства общения и дистанции

Настоящая жизнь невозможна без общения. Люди во время совместной деятельности могут обмениваться настроением, идеями, чувствами, различными установками и интересами. Каждое общение, каждый процесс обмена информацией имеет свои отличительные признаки.

При изменении поведения одного коммуникатора, другой во время обмена информацией, оказывает психологическое воздействие. По результату воздействия будет оцениваться величина эффективности коммуникации или воздействия.

Во время передачи чистой информации тип отношений не изменяется. А чтобы получить в результате обмена информацией или в процессе ее передачи коммуникативное влияние, нужно иметь сходную систему кодификации. Человека, который направляет информацию, называют отправителем, а принимающего эту информацию, называют получателем. И они оба должны говорить на одном языке. Партнеры получат возможность понимать друг друга только при наличии единой системы значений.

В процессе коммуникационной передачи информация всегда получает преломление через барьеры и фильтры.

Общение происходит при помощи двух видов средств. Человеческая речь и слова относятся к вербальным средствам общения. В течения дня человек произносит более 30 тысяч слов.

К невербальным средствам относятся интонация, жест, расстояние между людьми, поза и мимика. С их помощью передается около 80 % всей информации. Интонация всегда передает настоящее отношение к произносимым словам, и собеседник обязательно будет обращать внимание и на речь, и на интонацию с которой ее преподнесли.

Дистанции во время общения

Общение людей происходит на некотором расстоянии, которое называется дистанцией. Каждый человек считает пространство вокруг себя частной собственностью и неприкосновенным для чужих и посторонних людей.
Изучает пространственные и временные знаковые системы общения наука проксемика. Она определяет зоны общения с наибольшей эффективностью, четыре из которых были выделены Э.

Холлом, крупнейшим американским специалистом по межкультурным коммуникациям.

Существуют виды дистанций:

  • интимные,
  • личные,
  • социальные и публичные зоны общения.

Правильно выбранная дистанция позволит партнерам чувствовать себя комфортно. Тесные и близкие отношения происходят на интимном расстоянии от 15 до 45 см. В этой зоне происходят негромкие доверительные разговоры и тактильные контакты при помощи прикосновений. Вторжение посторонних людей в интимную зону общения будет восприниматься как угроза. Личная или персональная зона общения находится на расстоянии от 45 до 120 см и позволяет проводить общение путем визуального и зрительного контакта.

Эта дистанция подходит для общения с коллегами, друзьями и знакомыми. Следующая зона общения называется

социальной и обозначает дистанцию между людьми на расстоянии от 120 до 400 см, и предназначается для общения во время переговоров, совещаний, административных бесед и официальных встреч. Последняя зона предусматривает общения на расстояниях от 400 см и более. Она называется публичная и позволяет проводить общение во время лекций, на различных массовых мероприятиях, митингах, презентациях и др.

Визуальные контакты

Визуальные контакты также относятся к важным элементам общения и создают атмосферу взаимопонимания. Каждый взгляд имеет свою индивидуальную специфику и характеризует выражение лица. Прямую встречу со взглядом клиента на протяжении 2/3 времени общения с попеременным чередованием взглядов на посторонние предметы считают самой оптимальной. Дискомфорт в общении вызывает непрерывный визуальный контакт.

Метки: управление персоналом

Что такое проксемика в психологии, невербальные коммуникации

Человек является социальным существом и не может жить без общения и взаимодействия с другими людьми. Но каждый индивид имеет свое личное физическое пространство, которое он в общении с одними людьми сокращает, а с другими, наоборот, увеличивает. Это зависит от типа взаимоотношений.

Психологи давно изучают особенности пространственных отношений между людьми. Этим занимается определенная область психологии, которая называется проксемика. Давайте рассмотрим, что же изучает эта наука.

СОДЕРЖАНИЕ

Как зародилась проксемика?

Американский психолог и антрополог Эдвард Холл был одним из первых, кто начал изучать такую сферу психологии, как пространственные отношения между людьми. Он утверждал, что каждый человек стремится иметь свое личное физическое пространство и самостоятельно организовывать его. Это является его биологической потребностью.

Изучая особенности пространственных отношений между людьми, Эдвард Холл в 1969 году написал книгу «Молчаливый Язык», в которой и осветил вопросы, посвященные пространственным отношениям. Также он ввел в психологию термин «проксемика», обозначив им физическую дистанцию, которую соблюдают люди в процессе общения.

Таким образом, проксемика – это область психологии, изучающая пространственные условия общения людей.

Существуют и другие науки, изучающие особенности невербальной коммуникации, например, кинесика и такесика. Первая исследует жесты, мимику и пантомимику человека, вторая – невербальное общение людей, осуществляемое с помощью прикосновений друг к другу.

Виды дистанций во время общения

Эдвард Холл выделял четыре типа дистанций, которые соблюдают собеседники в процессе коммуникации: интимная, личная, социальная и публичная дистанция. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Интимная дистанция

Интимную дистанцию человек соблюдает только в общении с самыми близкими людьми – членами семьи, возлюбленными. Близкие друзья тоже зачастую используют при общении интимную дистанцию. Она составляет от 15 до 50 см. Чем более близкие отношения между собеседниками, тем короче их дистанция. Например, влюбленные пары часто стремятся сократить свою дистанцию до минимума.

Психологи подметили, что размер интимной дистанции варьируется у представителей разных стран. Это связано с особенностями культуры и традиций каждого народа.

Находясь в интимной зоне, собеседники имеют возможность прикасаться друг к другу. Недостаточно коммуникабельные люди стараются расширить свою интимную дистанцию, особенно при общении с малознакомыми людьми. Как правило, они избегают толпы и общественного транспорта, где пассажиры вынуждены буквально прижиматься друг к другу.

Индивиды, склонные к агрессии, неосознанно стремятся увеличить свою интимную дистанцию. Для этого они могут сидеть, развалившись на стуле, размахивать руками во время беседы, широко расставлять ноги. Проникновение другого человека в их интимную зону зачастую вызывает агрессию и недовольство.

Люди, которые симпатизируют друг другу, стараются держаться на близком расстоянии. Если же человек испытывает к своему собеседнику неприязнь, он неосознанно стремится отодвинуться от него подальше. Любящие супруги имеют очень короткую интимную дистанцию. Супружеские пары, которые недовольны своими отношениями, наоборот, увеличивают свою интимную зону.

Личная дистанция

Личная зона используется в дружеском и деловом общении. Ее расстояние составляет от 50 до 120 см. Личную дистанцию также можно разделить на ближнюю и дальнюю. Ближняя предназначена для общения с друзьями и родственниками, а дальняя – для коллег и деловых партнеров.

На размеры личной дистанции влияют и национальные особенности. Например, в России принято находиться к собеседнику гораздо ближе, нежели в США. Американцы предпочитают общаться друг с другом на более далеком расстоянии, а россияне такое положение вещей могут воспринять, как неуважение или высокомерие. Поэтому люди, приезжающие в чужую страну, нередко испытывают дискомфорт.

Кроме национальных особенностей, на личную дистанцию влияют и индивидуальные характеристики человека. Например, экстраверты, оптимисты, коммуникабельные и уверенные в себе люди стараются держаться поближе к собеседнику. А вот интроверты, люди, имеющие негативное мировосприятие, неуверенные в себе и страдающие комплексами, наоборот, стремятся увеличить расстояние между собой и собеседником.

На личную дистанцию влияют и возрастные факторы. Дети и пожилые люди любят находиться на близком расстоянии, а молодежь и люди среднего возраста располагаются подальше от собеседника. Это объясняется степенью уверенности в себе и личной защищенностью.

Социальная дистанция

Расстояние, предназначенное для общения с малознакомыми и незнакомыми людьми, а также деловыми партнерами, пересекаться с которыми приходится не очень часто, называется социальной дистанцией. Ее величина составляет 120–350 см. Именно на таком расстоянии обычно держатся люди, которые незнакомы друг с другом.

Социальная дистанция позволяет отвести взгляд от собеседника, если общаться с ним не хочется, и тем самым показать ему свою незаинтересованность в предмете беседы.

Публичная дистанция

Эта дистанция предназначена для выступлений перед аудиторией. Ее величина составляет от 350 до 750 см. Именно на таком расстоянии обычно располагается человек, выступающий перед группой. В маленьких помещениях лектор, оратор или артист располагается на более близкой дистанции к зрителям, а в больших залах – на более дальней. Публичная дистанция не предназначена для знакомства, а только для выступлений.

Пространственное расположение собеседников

Проксемика изучает не только расстояние, на котором держатся собеседники, но и особенности их ориентации в пространстве по отношению друг к другу. Специалисты по бизнес-тренингам знают, что успех деловых переговоров во многом зависит от атмосферы, которая царит в кабинете. Поэтому они рекомендуют руководителям рассаживать деловых партнеров таким образом, чтобы они были психологически настроены на конструктивное общение.

Очень часто во время делового или дружеского общения собеседники сидят за столом. Исходя из этого, психологи выделяют четыре вида позиций, которые участники общения могут занимать.

  • Угловое расположение. В этом случае собеседники размещаются по диагонали, разделяемые углом стола. Обычно так общаются друзья, родственники и хорошие приятели. В такой позиции хорошо видно собеседника, и можно свободно наблюдать за его жестами и пантомимикой. Угол стола выступает в качестве небольшого разделительного барьера, необходимо для поддержания психологического комфорта индивида. В угловом расположении нет разделения стола на территории.
  • Позиция делового общения. В этом случае собеседники располагаются рядом, по одной стороне стола. Такое расположение обычно занимают люди, которые выполняют совместную работу. В этой позиции очень удобно вместе просматривать документы.
  • Конкурирующе-оборонительная позиция. В этом случае собеседники сидят друг напротив друга по разные стороны стола. Такую позицию занимают оппоненты, каждый из которых имеет свой взгляд на обсуждаемую проблему. Именно такое расположение партнеров часто можно увидеть на деловых переговорах.
    Собеседники, находящиеся в конкурирующе-оборонительной позиции, разделены столом, а это не способствует созданию атмосферы доверительной, непринужденной беседы. Если партнеры желают найти решение проблемы, которое устроит обе стороны, им желательно занять другую позицию, например угловую.
  • Независимая позиция. В этом случае люди располагаются по разные стороны стола подальше друг от друга, а если они сидят на скамейке, то стараются отодвинуться. Такое расположение свидетельствует о том, что они не заинтересованы в общении друг с другом. Людей, сидящих таким образом, можно увидеть в читальном зале библиотеки, в кафе или на скамейке в парке.

Недаром руководители многих фирм стараются проводить деловые переговоры не за прямоугольным, а за круглым столом. Стол, лишенный углов, подсознательно настраивает партнеров на миролюбивую беседу. Собеседники, сидящие за круглым столом, чувствуют себя в одинаковом положении, поэтому больше склонны к компромиссам.

Подводя итог, можно сказать, что проксемика является нужной и полезной областью психологии. Изучая особенности пространственных отношений между людьми, можно понять характер любого собеседника или делового партнера и найти к нему подход.

Проксемика и ее виды – объяснение с примерами

Влияет ли физическое пространство на коммуникацию? Может ли это иметь эффект или значение, стоящее за этим? Способно ли оно изменить характер общения? Каким бы тонким это ни казалось, проксемика может в значительной степени влиять на коммуникацию. Он имеет большие преимущества, а иногда может и ухудшить качество связи.

Что такое проксемика?

Это исследование физического расстояния и его влияния на взаимодействие между людьми. Расстояние, существующее между людьми при общении, может раскрыть характер отношений.

Этот термин был придуман Эдвардом Холлом, который был антропологом. Его интересовало понимание того, как люди размещают себя в пространстве. Он определил проксемику как «пространственное измерение невербального поведения».

Люди склонны устанавливать четкие границы физического расстояния между собой и другими людьми. Они основывают эту тенденцию на уровне комфорта и предпочтений. Люди могут быть близки или далеки от других людей по разным причинам. Однако, когда предпочтительное расстояние нарушено, они становятся настороженными и чувствуют себя некомфортно.

Хотя эта концепция в основном одинакова почти во всех культурах, некоторые культурные различия могут рассматривать физическое расстояние через другой набор линз. В некоторых культурах, таких как Латинская Америка и Аравия, «физическая близость» рассматривается в благоприятном свете. Вполне допустимо быть «близким» во время разговоров. Например, у арабов есть обычай желать кого-то, обняв его и легонько чмокнув в лоб.

Однако такая «близость» может быть не столь благоприятной в других культурах, таких как Азия, где люди предпочитают «расстояние» во время общения. Обычно во многих культурах нарушение личного пространства означает агрессию или сексуальный интерес.

Факторы окружающей среды также могут определять основное сообщение, которое человек пытается передать.

Например, при рассадке во время собрания или конференции место директора или главы организации должно быть размещено немного в стороне и ближе к центру от места сотрудников, чтобы показать знак силы и авторитета .

Важность проксемики

Понимание проксемики может быть полезно во время разговора, поскольку оно дает нам представление о намерениях того, кто с нами разговаривает. Разные уровни дистанции могут подразумевать разные сообщения. Однако количество предоставленного пространства не должно быть единственным аспектом, который следует учитывать при попытке понять намерения человека. Его всегда следует сочетать с другими невербальными и вербальными сигналами, которые, по-видимому, указывают на конкретное намерение.

Люди склонны проводить четкие границы своего пространства и тех, кого впускают. Они классифицируют людей по разным категориям, таким как друзья, семья, близкие партнеры, знакомые, незнакомцы и т. д., а также определяют количество пространства, которое они выберут. каждая группа.

Например, вид физической близости, которую они желают со своими интимными партнерами, может измениться, когда речь идет о друзьях или знакомых.

В зависимости от категории людей они определяют уровень пространства между собой и другими. Когда эта личная граница неожиданно нарушается, они чувствуют себя нарушенными и чувствуют себя некомфортно.

Какие бывают уровни пространства?

Каждый человек по-своему определяет «личное пространство» в зависимости от своего опыта и предпочтений. Исследования показали, что у людей обычно есть четыре разных типа личных зон, и взаимодействие между каждой зоной также различается.

  1. Личное пространство
  2. Общественное место
  3. Социальное пространство
  4. Интимное пространство
Личное пространство

Личное пространство означает 1,5–4 фута и простирается от человека до четырех футов от его тела. Это зона, предназначенная для друзей, семьи и близких знакомых. В этой зоне людям нравится иметь рядом близких людей, взаимодействуя с ними, и тонкие прикосновения считаются нормальными или дружелюбными.

Например, когда друзья собираются вместе, они, скорее всего, будут сидеть ближе друг к другу, так как это создает ощущение близости.

Общественное пространство

Общественное пространство является наименее личной зоной из всех остальных зон. Он простирается на 12 футов от тела человека. Такая зона проводится чаще всего в профессиональной обстановке, когда человеку приходится обращаться к группе людей. Они держат расстояние в 12 футов между собой и другими. Знаменитости и другие высокопоставленные лица также стараются держаться от других на расстоянии 12 футов из соображений безопасности и в знак власти.

Например, когда люди произносят публичные речи, они размещаются далеко от аудитории, чтобы быть на виду и обращаться ко всей толпе.

Социальное пространство

Социальное пространство простирается от 4 до 12 футов от тела человека. Это не так безлично, как публичное пространство, и не так близко, как личное пространство. Это зона, где происходят нормальные социальные взаимодействия между дальними знакомыми и коллегами.

Когда кто-то находится в социальном пространстве, с ним не обязательно взаимодействовать. Однако по мере их приближения было бы трудно игнорировать их присутствие, и, следовательно, взаимодействие стало бы необходимым.

Интимное пространство

Интимным пространством считается расширенное пространство не более 1,5 футов. Эта зона обычно предназначена только для романтических/интимных партнеров, самых близких друзей и членов семьи. В зависимости от контекста, другие люди, закрывающие наше интимное пространство, могут успокаивать, пугать или даже раздражать. Люди обычно ищут физической близости со значимыми другими, поскольку во многих случаях это может быть более успокаивающим, чем слова.

Территориальность

Помимо этих зон, люди по своей природе склонны метить территории, как и животные. Они испытывают чувство собственности над физическим местом, где они живут.

Например, даже во время поездки на автобусе мы, естественно, предпочитаем одно место другим. Это понятие называется территориальностью. Он бывает трех видов: первичный, вторичный и общественный.

  1. Основная территория относится к личным вещам человека, таким как дом, комната, кровать, вещи и т. д.
  2. Второстепенная территория не принадлежит напрямую, но связана с кем-то. Хотя люди не имеют прямого контроля над ним, они ощущают косвенное владение им. Например, заброшенный районный переулок, который человек может временно использовать в личных целях.
  3. Общественная территория пока никому не принадлежит. Тем не менее, люди каким-то образом берут на себя ответственность за то небольшое время, которое они проводят там. Например, положить сумку на сиденье, чтобы люди знали, что она занята.

Изучение этого явления заставляет нас понять человеческую природу бороться за свое место; будь то место, дом, переулок или даже страна.

Общение в эпоху социального дистанцирования

Не обменивайтесь рукопожатиями и не прикасайтесь друг к другу.

Держитесь на расстоянии шести футов от других людей.

Обязательно носите маску (а также халат, перчатки и защитные очки) в палатах пациентов.

Минимизируйте социальные контакты.

Трудно представить ситуацию, менее способствующую общению и взаимодействию, чем нынешняя пандемия COVID-19 и социальное дистанцирование, которое нам пришлось принять в результате. Но хотя поддерживать взаимодействие с клиентами и общение в этой среде, безусловно, сложно, это не невозможно.

Максимизируйте возможности вербального общения

Общаетесь ли вы с пациентом с помощью такой платформы, как виртуальные визиты Telehealth, или из-под хирургической маски, обязательно максимально используйте средства коммуникации, к которым у вас еще есть доступ:

  • Помедленнее — Говоря немного медленнее, вы даете пациенту дополнительное время для обработки информации, которую вы предоставляете.
    Это особенно важно в ситуациях, когда многие другие сигналы, которые мы привыкли использовать, например выражения лица, которые могут быть скрыты маской, недоступны. Более низкая скорость также помогает во время телеконференций с коллегами или сеансов телемедицины с пациентами в случае возникновения ошибок синхронизации между аудио- и видеопотоками.
  • Четко артикулировать — Точная артикуляция всегда важна для общения, но особенно важна, когда другие сигналы, такие как выражение лица или жесты, не всегда доступны.
  • Поддерживайте зрительный контакт — Легко отвлечься при общении с помощью видео или телеконференции, но когда вы находитесь на экране, обязательно смотрите в камеру, а не на что-то еще, что может происходить вокруг вас. Когда другие люди находятся на экране, также поддерживайте зрительный контакт с ними как можно дольше. Поддержание зрительного контакта, когда вы одеты в средства индивидуальной защиты (СИЗ), такие как очки и маски, поможет вашему пациенту почувствовать связь с вами и вашим сообщением.
  • Использование просодии и интонации —Голос — важный инструмент общения. Не забывайте оживлять свой голос, чтобы удерживать внимание слушателя на вас. Просодия также передает большое значение. Подумайте о разнице между горячей собакой (которую вы можете захотеть съесть на обед) и горячей собакой (которую вы точно не захотите есть!). Разница состоит в том, что акцент , и мы можем использовать просодический акцент, чтобы передать смысл и привлечь внимание нашего слушателя к любому аспекту нашего сообщения, который мы хотим выделить.
  • Минимизируйте отвлекающие факторы —Легко сказать, но трудно сделать, верно? Насколько это возможно, уменьшите количество потенциальных отвлекающих факторов вокруг вас, чтобы ваш партнер (или партнеры) по общению мог сосредоточиться на вас и вашем сообщении. Найдите тихое место для проведения телеконференции, чтобы фоновый шум был минимальным. Если вы находитесь в палате пациента, выключите телевизор и все остальное, что может мешать вашему общению с пациентом.
  • Упростите сообщение —Не поддавайтесь искушению использовать длинные объяснения и описания. Будьте прямолинейны и предоставьте как можно больше избыточности в своем сообщении. Используйте дополнительные визуальные подсказки или материалы, когда это возможно, чтобы улучшить ваше сообщение.

Сведите к минимуму использование одномодальных средств связи

Электронная почта, текстовые сообщения и чаты широко распространены в нашем обществе и, несомненно, являются полезными средствами коммуникации, но их возможности ограничены отсутствием контекста. Независимо от того, сколько эмодзи вы используете, сложно передать сложный контент, эмоции или юмор с помощью одних только печатных слов.

Подумайте, что вы хотите сообщить. Предоставляете ли вы список домашних упражнений для вашего пациента? Вы назначаете время для телемедицинского электронного визита? Когда сообщение простое, электронное письмо или текстовое сообщение — идеально подходящая (и эффективная) форма общения. Но когда сообщение более сложное или требует большего взаимодействия, лучше добавить голос или видео.

Чтобы избежать недопонимания, используйте телефон или видеочат для тех разговоров, которые требуют большего контекста или эмоциональной связи.

Не забывайте расслабляться

Вы умеете общаться с людьми и уже давно делаете это успешно. Хотя вы можете использовать новые инструменты и общаться в трудных ситуациях, общение остается общением. Это динамический процесс, который по большей части происходит органично, поэтому позвольте этому произойти.

Как всегда, слушайте своих пациентов и помогайте им слышать вас, и у вас все будет хорошо.

Анжела Мансолилло, MA/CCC-SLP, BCS-S

Анжела — логопед и сертифицированный специалист по нарушениям глотания с более чем 25-летним опытом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts