Социальная роль в психологии это: Социальная роль — Психологос

Социальная роль — Психологос

Социальная роль — модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение», которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Современное общество требует от человека постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Юные девушки очень рано осознают, что они должны быть красивыми, а юноши — что их образ должен дополняться образом идущей рядом красивой девушки. Гендерные роли предопределяют возрастные соотношения в парах. В рекламах и телепередачах седовласые мужчины часто появляются в романтическом окружении партнерш по возрасту намного младше себя. Видели ли вы когда-нибудь что-то обратное?

Как и почему каждое новое поколение усваивает поведение, присущее той или иной гендерной роли? Это происходит в процессе научения, основанного на подкреплении, наказании и моделировании (Bussey & Bandura, 1999).

Нарушение модели поведения, соответствующей определенному полу, жестоко наказуемо, особенно в подростковой среде. Предположим, что старшекурсник Эрни приглашает дружелюбную славную Эллен на танцы. Из- за того что Эллен не слишком хороша собой внешне, друзья Эрни немилосердно издеваются над ним за то, что он пригласил на свидание «уродину». Эрни не повторит больше своей ошибки. Его друг Джастин, видевший все это, поостережется в будущем приглашать на свидание не слишком симпатичных девушек. Согласно когнитивной теории социального научения, Джастину хватило наблюдения за тем, какое наказание постигло Эрни, чтобы понять, что юношам не следует приглашать на свидание непривлекательных девушек. См.→

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Умеете ли вы играть свои социальные роли?

Ф.И. Шаляпин:

«Я уже говорил, что в жизни, как и в театре нужно иметь чувство меры.

Это значит, что чувствовать надо не более и не меньше того, что соответствует правде положения. Надо иметь талант не только для того, чтобы играть на сцене; талант необходим и для того, чтобы жить. Оно и понятно. Роль человека в жизни всегда сложнее любой роли, которую можно только себе вообразить на театре. Если трудно сыграть на сцене уже начерченную фигуру того или другого человека, то еще труднее, думаю я, сыграть свою собственную роль в жизни. Если я каждую минуту проверяю себя, так ли пошел, так ли сел, так ли засмеялся или заплакал на сцене, то, вероягно, я должен каждую минуту проверять себя и в жизни — так ли я сделал то или это? Если на сцене даже отрицательное должно выглядеть красиво, то в жизни необходимо, что бы все красиво выходило…

Вот почему я всегда удивлялся, когда встречал дворянина-помещика, министра, великаго князя, короля, которые вдруг, как плохой актер на сцене, в бездарье своем говорили фальшивым голосом фальшивые слова и делали фальшивые жесты, и так же, как бездарные актеры на сцене, не замечали, что они играют плохо.

Временами мне бывало противно смотреть на этих странных людей, как бывает противно смотреть на фальшивую истерику, исполненную фальшивой актрисой. Отсюда, думается мне, идут начала многих несчастий.

Надо помещику пойти к мужикам и с ними говорить. И выходит помещик, плохо играющий свою роль помещика, и говорить мужикам, пожалуй, дело, но ставит так запятыя и точки с запятой, делает такия неуместныя паузы, что мужики вместо того, чтобы вынести самое благоприятное впечатление от его зачастую действительно добрых намерений, выносят впечатление досадливое. Не понял актер-помещик атмосферы, не знал правильной интонации. Провалился. Через год, глядишь — горит его усадьба.

Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорить. Слушают его уже не мужики, а люди, которые отлично понимают, где следует поставить запятую, и отлично понимают, где она поставлена министром. Немедленно они в своих ушах возстанавливают грамматическую неточность. Но министр плохой актер.

Он не чувствует обстановки, не понимает «ситуации», и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая нибудь забубённая голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным, а впечатление произведено отвратительное. Не понял министр своей роли — провалился.

А цари? Надо уметь играть царя. Огромной важности, шекспировскаго размаха его роль. Царю, кажется мне, нужна какая то особенная наружность, какой то особенный глаз. Все это представляется мне в величавом виде. Если же природа сделала меня, царя, человеком маленькаго роста и немного даже с горбом, я должен найти тон, создать себе атмосферу, — именно такую, в которой я, маленький и горбатый, производил бы такое же впечатление, как произвел бы большой и величественный царь. Надо, чтобы каждый раз, когда я делаю жест перед моим народом, из его груди вырывался возглас на все мое царство: — Вот это так царь! А если атмосфера не уяснена мною, то жест мой, как у бездарнаго актера, получается фальшивый, и смущается наблюдатель, и из груди народа сдавленно и хрипло вырывается полушопот: — Ну, и царь же!.

. Не понял атмосферы — провалился. Горит Империя.»

Распределение социальных ролей у животных

Крысы никогда не плывут все вместе на поиски пищи, у них происходит жесткое распределение ролей: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения. Это разделение происходит всегда, у любых крыс и в группе любого размера. См.→

📖 24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии. Челдышова Н. Б. Страница 24. Читать онлайн

Социальная роль — это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль — это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,

инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный — возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой — возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой — причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный — возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

1) эмоциональностью — роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения — одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью — часть ролей сформирована и строго ограничена, другая — размыта;

4) формализацией — часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая — произвольно;

5) мотивацией — системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли — система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли — субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли — наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания — требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Психология bookap

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Теория ролей в социальной психологии

«Весь мир — сцена, а все мужчины и женщины просто игроки»: в этих строках из книги «Как вам это понравится» Уильям Шекспир лаконично выразил суть теории ролей. Короче говоря, поведение людей проистекает из ролей, которые они играют в жизни. В социальной психологии роль определяется как совокупность ожиданий, сопровождающих определенное социальное положение. Действительно, слово происходит от французского role, обозначавшего пергамент, с которого актер читал свои строки. Каждый человек обычно играет несколько ролей в своей жизни; в разных контекстах или с разными людьми конкретный человек может быть студентом, другом или сотрудником.

Каждая из этих ролей несет в себе свои ожидания относительно надлежащего поведения, речи, одежды и т.д. То, что может быть вознаграждено для человека в одной роли, будет неприемлемо для человека, занимающего другую роль (например, соревновательное поведение поощряется для спортсмена, но не для воспитателя дошкольного учреждения). Роли варьируются от конкретных, поскольку они применяются только к определенной обстановке, до диффузных, поскольку они применяются в различных ситуациях. Например, гендерные роли влияют на поведение во многих различных контекстах; хотя кто-то может быть кассиром, когда он на часах, она женщина во всех условиях. Теория ролей исследует, как эти роли влияют на широкий спектр психологических результатов, включая поведение, отношения, познание и социальное взаимодействие.

История теории ролей

В рамках социальной психологии теория ролей обычно фокусируется на ролях как на причинах (а) поведения отдельных лиц или групп и (б) выводов об отдельных лицах или группах. Одно из фундаментальных положений социальной психологии состоит в том, что социальная и физическая среда оказывает глубокое влияние на мысли и поведение людей. Теория ролей утверждает, что роли, которые люди занимают, создают контексты, формирующие поведение. Например, Стэнфордский тюремный эксперимент продемонстрировал, что обычные студенты колледжа демонстрировали поразительно различное поведение в зависимости от того, были ли они назначены охранниками или заключенными в смоделированной тюремной среде. Вскоре заключенные стали вести себя кротко и покорно, в то время как тюремные охранники стали проявлять доминантное и оскорбительное поведение. В целом люди мотивированы вести себя так, чтобы соответствовать ценным социальным ролям. Награды проистекают из соответствия ценным социальным ролям, а наказания — из-за несоответствия таким ролям.

Теория ролей также исследует, как наблюдатели формируют выводы о личности и способностях других на основе их ролей. Действительно, один из первых вопросов, который задают при знакомстве, — «Чем ты занимаешься?» Классической иллюстрацией того, как роли влияют на представления о других, является исследование, в котором люди участвовали в викторине вместе с партнером. Их роли в качестве спрашивающего или участника распределялись случайным образом путем подбрасывания монеты на виду у обоих участников. Спрашивающему было поручено написать серию вопросов общего характера, основанных на том, что он или она знали, а затем спрашивающий задал эти вопросы участнику. После этой викторины участники оценили свои общие знания и способности своих партнеров. И участники, и наблюдатели оценили задавших вопросы как более осведомленных, чем участник. На самом деле, согласно объективным тестам, испытуемые и конкурсанты не отличались знаниями. Это исследование ясно показало, что наблюдение за кем-то в определенной роли приводит к выводу о связанных чертах, даже когда его или ее поведение требуется для конкретной роли, эта роль назначается произвольно, и назначение ролей очевидно для всех участников.

Эти суждения о чертах характера формируются частично потому, что наблюдатели делают вывод, что люди обладают личностными чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. Например, видя, как кто-то заботится о щенке, можно сделать вывод, что этот человек чувствителен и добр. Напротив, наблюдение за тем, как кто-то играет в баскетбол, может привести к выводу, что этот человек агрессивен и склонен к соперничеству. Наблюдатели обычно предполагают, что люди обладают личными качествами или мотивацией вести себя определенным образом, и поэтому наблюдатели недооценивают, насколько роли вызывают поведение.

Механизмы: как роли влияют на поведение?

Внешние механизмы

Один из основных способов влияния ролей на поведение — это аффордансы ролей или возможности для различных действий. Например, конкурентные роли обычно способствуют самоутверждению, но препятствуют проявлению доброты. В исследовании викторины, описанном ранее, роль спрашивающего позволяла демонстрировать знания. Эта демонстрация привела к выводу, что спрашивающий был чрезвычайно хорошо осведомлен, даже несмотря на то, что оба партнера проверяли одинаковые общие знания, и спрашивающему было разрешено выбирать вопросы, которые он или она знали.

Ожидания других, основанные на вашей роли, также сильно влияют на поведение. Во многих экспериментах задокументированы эффекты самосбывающегося пророчества, в которых убеждения человека о цели подтверждаются, потому что человек вызывает такое поведение у цели. Например, Роберт Розенталь и его коллеги продемонстрировали влияние ожиданий на других, предоставив учителям списки учеников, которые, как было установлено, могут развить особые способности в течение учебного года. По правде говоря, эти студенты изначально ничем не отличались от других студентов. Однако учителя оценивали этих детей как более любознательных, интересных и склонных к успеху, и к концу учебного года «поздно расцветающие» ученики действительно показали лучшие результаты, чем другие ученики. Исследования самосбывающегося пророчества эффективно продемонстрировали, как ожидания в отношении исполнителей разных ролей (например, что руководители будут агрессивны, а женщины эмоциональны) могут стать реальностью.

Внутренние механизмы

При повторном опыте в роли аспекты этой роли могут быть интернализованы в я-концепции — например, повторяющийся опыт соперничества с другими может привести к тому, что человек идентифицирует себя как «конкурентный». Эти интернализированные конструкции становятся важной частью идентичности и переносятся через границы различных ролей. Действительно, трансформация идентичности часто происходит, когда люди входят в роль или покидают ее. Крупные жизненные перемены, такие как поступление в колледж, начало новой работы или женитьба, представляют собой некоторые из этих сдвигов ролевой идентичности.

Когда кто-то занимает определенную роль, он или она социализируется для выполнения определенного поведения. Кроме того, больший опыт выполнения задач, связанных с ролью, способствует комфорту и опыту в конкретных областях. Таким образом, люди могут начать чувствовать большую самоэффективность в ролях, которые они ранее занимали. Более того, социализация в диффузных ролях (например, гендерных ролях) может привести к большему комфорту в деятельности, совместимой с этими ролями, в результате чего люди выбирают определенные роли, которые соответствуют их диффузной ролевой социализации. Например, тенденция социализировать девочек в большей степени, чем мальчиков, для удовлетворения потребностей других, может способствовать более широкому выбору женщинами карьеры, ориентированной на общину или заботу.

Выводы из теории ролей

Теория ролей предоставила важную основу для понимания воспринимаемых и реальных групповых различий. Точно так же, как воспринимающие не в состоянии исправить влияние ролей на поведение людей, они не в состоянии исправить влияние ролей на поведение членов группы. Ролевая точка зрения на содержание стереотипов была применена для понимания стереотипов, основанных на поле, возрасте, этнической принадлежности и культуре. Согласно социально-ролевой теории половых различий и сходства, традиционное разделение труда (при котором женщины сосредоточены на ролях заботливых, а мужчины — на ролях кормильцев) приводит к выводу, что мужчины и женщины обладают чертами, которые позволяют им выполнять свои роли. . Более того, члены группы могут различаться в своем поведении из-за текущего или исторического распределения по определенным социальным ролям. Как указывалось ранее, занятость ролью может привести к ограничениям в поведении, а также к развитию навыков и способностей, связанных с этими ролями.

Ролевая теория также дает объяснение источников предубеждений против определенных групп. Теория соответствия ролей утверждает, что негативность возникает из-за несоответствия между требованиями ценимых социальных ролей и воспринимаемыми характеристиками человека или группы. Например, негатив возникает, когда стереотип группы (например, женщины добрые) не соответствует характеристикам, требуемым ролью (например, лидеры агрессивны). Таким образом, как способ понять, как поведение вытекает из окружающего контекста, теория ролей обеспечивает полезную основу для понимания поведения, мыслей и отношений самого себя и других.

Ссылки:

  1. Игли, А. Х., и Карау, С. Дж. (2002). Теория ролевого соответствия предубеждений по отношению к женщинам-лидерам. Психологический обзор, 109, 573-598.
  2. Игли, А. Х., Вуд, В., и Дикман, А. Б. (2000). Социальная ролевая теория половых различий и сходств: текущая оценка. В T. Eckes & HM Trautner (Eds.), Социальная психология развития пола (стр. 123–174). Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
  3. Московиц, Д. С., Сух, Э. Дж., и Десолнье, Дж. (1994). Ситуационное влияние на гендерные различия в деятельности и общении. Журнал личности и социальной психологии, 66, 753-761.
  4. Розенталь Р. и Джейкобсон Л. (1968). Пигмалион в классе. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
  5. Росс, Л.Д., Амабиле, Т.М., и Стейнмец, Дж.Л. (1977). Социальные роли, социальный контроль и предубеждения в процессах социального восприятия.
    Журнал личности и социальной психологии, 35, 485-194.

Социальные нормы и сценарии | Введение в психологию

Цели обучения

  • Описать социальные роли, социальные нормы и сценарии и то, как они влияют на поведение
  • Изучить последствия эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Социальные роли

Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают преподавателя, читают учебник и тихо сидят за партами (рис.

1). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

Рисунок 1 . Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: модификация работы «Сельского института»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы.

Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19).97).

Социальные нормы

Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры об ожидаемом поведении человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма

— это ожидания группы в отношении приемлемого и приемлемого поведения для ее членов, т. е. того, как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Соедините понятия: подростки, подростки и социальные нормы

Рисунок 2 . Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (Фото: Моника Арельяно-Онгпин)

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее». Как лейбл или известный бренд может сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии продолжительности жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть вписаться в общество (рис. 2)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

Скрипты

Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий — это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт.
В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

Попробуй

Эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

Одним из известных экспериментов, известных тем, что они изучали, как люди принимают социальные роли и сценарии, был эксперимент в Стэнфордской тюрьме , проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании.

Рисунок 3 . Иракские военнопленные подвергались жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. Отвратительное поведение охранников можно сравнить со Стэнфордским тюремным экспериментом. (Фото: Министерство обороны США)

В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли.

За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистски, из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов. Заключенные, в свою очередь, стали проявлять признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников.

Одним из возможных выводов этого эксперимента является то, что охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, участвуя в поведении, соответствующем этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Возможно, конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры.

Следует отметить, что некоторые результаты Стэнфордского тюремного эксперимента были поставлены под сомнение, а Зимбардо подвергся критике за использование неэтичных и ненаучных методов. Например, действительно ли охранники и заключенные следовали сценариям и нормам, или они чрезмерно преувеличивали свое поведение, чтобы «угодить» экспериментатору, или воспроизводили поведение, о котором они слышали или видели? Критики отмечали, что Зимбардо инструктировал охранников осуществлять психологический контроль над заключенными, и что некоторые из участников намеренно вели себя так, чтобы помочь исследованию, чтобы, как позже выразился один охранник, «исследователям было чем заняться». работать с». [1]

Эксперимент также подвергался критике за небольшой размер выборки и нерепрезентативность выборочной совокупности, особенно с учетом того, что листовки, набирающие людей для эксперимента, рекламировали его как связанный с «тюремной жизнью». Результаты эксперимента никогда не были успешно воспроизведены. Мы надеемся, что эта недавняя критика исследования приведет к дальнейшим исследованиям, которые смогут лучше объяснить, почему люди принимают сценарии и соответствуют ожидаемым социальным нормам. Можете ли вы придумать другой способ спланировать эксперимент, касающийся того, как социальные роли, нормы и сценарии влияют на поведение?

Попробуйте

Подумай об этом

  • Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей собственной, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?
  • Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts