Эффект социальной фасилитации | Psylist.net
Социальная психология ↓
Эффект социальной фасилитации. Это усиление доминантных реакций в присутствии других. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. Ему же принадлежит и термин, которым он определил открытое явление «социальная фасилитация». Эксперимент Триплетта заключался в изучении влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке. Испытуемыми были 40 детей. Триплетт установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.
Дальнейшие эксперименты В. Мёде, Фл. Олпорта (1920), В.М. Бехтерева (1923) показали, что в присутствии других людей повышается скорость выполнения простых математических задач, вычеркивание в тексте заданных букв, выполнение простых заданий на моторику и т. д. В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Так, Н. Катрелл на основе своего исследования сделал вывод о том, что посторонние, случайные люди не влияют на успешность работы человека. В наибольшей степени воздействие других обнаруживается в тех случаях, когда они воспринимаются человеком как значимые другие. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.
Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных. Так, например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.
В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции. Принцип экспериментальной психологии: возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию, оказалось возможным распространить и на социальную психологию. Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции, независимо от того, правильная она или нет. При решении сложных задач, где не известен алгоритм решения и правильный ответ не напрашивается сам собой, социальное возбуждение, т.е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной.
Итак, люди реагируют на присутствие друг друга бессознательно. Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:
- количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
- взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
- значимость окружающих людей для человека;
- степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.
Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:
- социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;
- боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
- отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение. Итак, социальную фасилитацию можно понимать в широком узком смыслах. В широком смысле социальная фасилитация – усиление доминантных (привычных, хорошо усвоенных) реакций человека в присутствии других. Социальная фасилитация в узком смысле понимается как усиление мотивации человека разрешить поставленную перед ним задачу в присутствии других людей. Уменьшение мотивации называется социальной ингибицией.
Похожие материалы в разделе Социальная психология:
- Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
- Психология межгрупповых отношений История исследований
- Исследования социальной установки в общей психологии
- Новые подходы к развитию группы
- Первые исторические формы социально-психологического знания
- Социальные движения
- Эффективность групповой деятельности
- Типы конфликта
- Теория Ф. Херцберга
- Становление проблемы аттитюда в социальной психологии
Эффекты социальной фасилитации и ингибиции
Понятие социальной фасилитации и ингибиции
Эффектом социальной фасилитации именуется явление, в процессе которого активность человека возрастает, если рядом с ним находятся другие люди. Выполнение различных заданий будет более эффективным, чем в ситуации, когда он находится один.
Эффект социальной ингибиции – это явление, в процессе которого происходит торможение активности человека, когда рядом с ним находятся другие люди. При этом, выполняя разную работу, он справляется с ней хуже, чем когда он работает один. И хотя эти эффекты противоположны друг другу, они могут в равной степени проявляться у людей.
Ещё на рубеже XIX и XX веков Н. Трипплет и Ф. Оллпорт доказали, что эти оба эффекта существуют и примерно вычислили, скольким людям они свойственны. Выяснилось, что около 40 % людей свойственен эффект социальной фасилитации, примерно 20 % людей находят в себе эффект социальной ингибиции, а показатели работы остальных 40 % людей никак не зависят от присутствия группы во время их работы, показатели при этом не улучшаются и не ухудшаются.
Причины социальной фасилитации и ингибиции
Объяснение эффектов социальной фасилитации и ингибиции может быть разным. Одно из них было предложено американским социальным психологом Р. Зайонц. Он трактует эти понятия с точки зрения психофизиологии и связывает его с понятием доминирующей реакции. Суть его объяснения заключается в том, что то, что общий уровень возбуждения человека в присутствии других людей усиливается, непосредственно имеет влияние на доминирующую реакцию. Если такой реакцией выступает активизация, то имеет место эффект социальной фасилитации; если же в такой реакцией является торможение, то вследствие этого появится эффект социальной ингибиции.
Можно, конечно, и дать другое объяснение этим феноменам, вспомнив знаменитый в общей психологии закон Йеркса-Додсона. Этот закон гласит, что у каждого человека есть свой оптимум эмоционального возбуждения, который обеспечивает максимальный уровень активности. Приближаясь к этому оптимуму, активность увеличивается, а при удалении от него, наоборот, уменьшается.
Всё более углубленно исследуя эффекты социальной фасилитации и ингибиции, учёные пришли к выводу, что проявление данных эффектов имеет прямую взаимосвязь с силой психологического давления на данного индивида, которую в данном случае оказывают на него присутствующие люди. После внимательного рассмотрения этих эффектов, ученые посчитали уместной необходимость дифференцировать подобные ситуации по степени потенциального психологического давления, оказываемого на индивида. В результате исследования были выделены и описаны шесть разных ситуаций «присутствия» других людей и оказания психологического влияния на человека. Перечислим эти ситуации.
- Человек находится совершенно один. Рядом с человеком в данный момент времени отсутствуют другие люди, его переполняется уверенность в том, что о его теперешнем занятии ни в коем случае и ни при каких условиях не узнают другие люди (ситуация фактического отсутствия других и, следовательно, эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
- Человек находится один, и в данный момент времени рядом с ним никого нет. Человек находится один, но у него нет уверенности в том, что о его занятии не станет когда-нибудь известно другим людям (ситуация минимально выраженного присутствия других и, следовательно, очень слабого проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции).
- Человек находится в окружении незнакомых ему людей, которые на него не обращают никакого внимания.
- Человек находится в окружении знакомых людей, которые обращают на него внимание, но не оценивают его. Сам человек при этом практически не зависит от этих людей. Такое происходит в ситуации присутствия других в средней степени. В этом случае эффекты социальной фасилитации или социальной ингибиции будут проявляться с средней степени.
- Человек окружен людьми, которые оценивают его. От выдвигаемых этими людьми оценок в какой-то степени зависит судьба индивида. Такая ситуация является ситуацией сильно выраженного присутствия других и заметного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции.
- Человек что-то делает публично, в окружении людей, от которых он полностью зависит. Человек оценивается этими людьми, которые определяют его дальнейшую судьбу. Это проявляется в ситуации сверхсильно выраженного присутствия других и, как следствие, очень сильного проявления эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции.
Проанализировав всё вышесказанное, можно утверждать, что невозможно рассмотрение эффектов социальной фасилитации или социальной ингибиции без изучения социальных ситуаций, в которых они проявляются.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Social Facilitation
Social Facilitation Перейти к содержимомуПоиск
ПоискЗакройте окно поиска.
Поиск
ПоискЗакройте окно поиска.
Социальная фасилитация — это явление, при котором выполнение людьми задачи улучшается, когда они находятся в присутствии других, по сравнению с тем, когда они одни. Это означает, что люди могут выполнять задачу быстрее, точнее или эффективнее, когда они находятся с другими, даже если другие не принимают непосредственного участия в задаче. Социальная помощь может происходить в различных условиях, включая спорт, музыку и академическую успеваемость.
Считается, что социальная фасилитация вызывается комбинацией факторов, в том числе присутствием других в качестве аудитории, влиянием других на наше поведение, а также возбуждением или волнением, которое может возникнуть при выступлении перед другими. Чтобы воспользоваться преимуществами социальной помощи, важно создать позитивную и благоприятную социальную среду и поощрять других присутствовать и участвовать в наших задачах и мероприятиях.
Что является примером социальной помощи?
Примером социальной фасилитации может быть выступление музыканта перед большой аудиторией. Присутствие публики создает чувство социального возбуждения, которое может усилить мотивацию и концентрацию музыканта, что приведет к улучшению исполнения. Этот эффект особенно заметен, если музыкант опытен и уверен в своих силах. Однако, если музыкант менее опытен или нервничает, присутствие публики может привести к беспокойству и отвлечению внимания, что приведет к снижению производительности.
Почему происходит социальная помощь?
Социальная фасилитация возникает из-за воздействия социального возбуждения на деятельность человека. Присутствие других может вызвать чувство возбуждения и волнения, которое может активировать доминирующую реакцию человека — наиболее вероятное поведение в данной ситуации. Когда доминирующий ответ правильный, производительность человека повышается, что приводит к лучшим результатам.
Присутствие других также может создать социальное давление, побуждающее к хорошей работе, что может повысить мотивацию и концентрацию человека, что приведет к повышению производительности. Этот эффект особенно заметен в ситуациях, когда действия человека легко наблюдать или оценить, например, на спортивных соревнованиях или публичных выступлениях.
Однако социальная помощь может также привести к снижению производительности в ситуациях, когда задача является более сложной или незнакомой, а присутствие других создает беспокойство или отвлекает. В таких ситуациях социальное давление с целью добиться хороших результатов может создать дополнительный стресс, что приведет к снижению производительности.
Что такое социальная помощь (для студентов AP Psych)?
В AP Psychology социальное содействие является темой, относящейся к более широкой области социальной психологии. Социальная фасилитация — это явление, при котором присутствие других людей может повысить эффективность выполнения задачи человеком. Студенты факультета психологии AP могут изучать факторы, влияющие на социальную помощь, такие как размер группы, характер задачи и уровень знаний человека. Они также могут исследовать условия, которые приводят к социальной подавленности, когда присутствие других может привести к снижению производительности. Студенты факультета психологии AP также могут изучить роль социального влияния, групповой динамики и конформизма в социальной фасилитации. Изучение социальной фасилитации в AP Psychology дает представление о сложных способах, которыми социальные факторы могут влиять на индивидуальное поведение и производительность. 9Связанные термины поведенческой экономики Илитация как явление впервые была изучена в 1898 г. применительно как к животным, так и к людям. Говорят, что социальная фасилитация имеет место, когда в поведении человека или животного происходит изменение, вызванное простым присутствием другого человека или животного.
flairimages/долларовый фотоклуб
Когда скорость физической активности человека увеличивается или замедляется по той единственной причине, что он находится в присутствии другого человека, это называется социальной поддержкой. Важным аспектом социальной фасилитации является то, что другой человек никоим образом не подкрепляет поведение, не конкурирует, не устанавливает стандарты и не копирует поведение. Изменение в поведении, которое происходит, обычно является увеличением или уменьшением, и никакое другое объяснение этому изменению не может быть найдено.
Ранние исследования
С момента появления концепции социальной помощи она претерпела множество изменений. Норман Триплетт провел первый в истории эксперимент в социальной психологии, в котором дети выполняли задание в одиночку, а затем выполняли то же задание с другим ребенком, выполняющим то же самое. Триплетт отметил, что присутствие другого ребенка помогло увеличить скорость, с которой ребенок выполнял задание. Но позже исследования с другими сценариями показали, что такой результат не был постоянным. Производительность то улучшалась, то снижалась. Это несоответствие привело к тому, что в течение многих лет этой областью пренебрегали.
Вклад Роберта Зайонца
В 1965 году Роберт Зайонц опубликовал влиятельную статью, которая вдохнула новую жизнь в социальную помощь. Он объединил социальные и психологические исследования с экспериментальной психологией, чтобы объяснить усиление или ослабление поведения в присутствии другого человека.
По его словам, присутствие другого человека усиливает возбуждение, что влияет на производительность человека. Когда возбуждение увеличивается, человек, скорее всего, выполнит доминирующую реакцию. Эта реакция является наиболее естественной реакцией на данный раздражитель, которая приходит быстро и легко. Выполняемая задача влияет на увеличение или уменьшение скорости выполнения.
Известная простая задача гарантирует, что присутствие компаньона улучшит общую производительность, а доминирующий ответ будет признан правильным. Но доминирующий ответ оказывается неверным, когда дается трудная задача, а товарищеские отношения замедляют работу и действуют как препятствие.
Таким образом, социальная фасилитация позволяет выполнять простые задачи быстрее и легче, а сложные — еще труднее. Поэтому, когда человек только начинает чему-то учиться, присутствие другого может повлиять на производительность, но когда он хорошо разбирается в рутине, присутствие аудитории помогает улучшить производительность.
Альтернативные подходы
Многие исследователи утверждают, что само по себе присутствие не влияет на производительность, но другие условия также играют роль. Этот аргумент привел к различным объяснениям термина «социальная помощь». Теория опасения оценки указывает, что, когда другой человек считается тем, кто будет оценивать производительность, его присутствие влияет на скорость или качество выполнения. Теория конфликта-отвлечения, с другой стороны, утверждает, что присутствие других повлияет на производительность только в том случае, если они отвлекаются от текущей задачи и создают конфликт внимания.
Примеры социальной фасилитации
Ученик, изучающий новую арифметическую концепцию под наблюдением другого человека, с большей вероятностью займет больше времени для решения задачи. Это потому, что он еще не очень хорошо знаком с концепцией, которую ему нужно использовать для решения проблемы. Когда кто-то другой наблюдает за ним, повышенное возбуждение вызывает усиление его доминирующей реакции, в результате чего проблема решается медленно. С другой стороны, учитель, хорошо разбирающийся в концепции, гораздо быстрее решит задачу, если за ним наблюдают. Это связано с тем, что его уровень знакомства высок, а повышенное возбуждение заставляет его правильно реагировать, и его производительность повышается.
Социальная фасилитация также объясняет, как опытные спортсмены лучше всего проявляют себя в присутствии толпы или публики.
Было доказано, что даже телевизионные персонажи вызывают эффект социальной фасилитации. Исследование, проведенное Венди Гарднер и Меган Ноулз, показало, что участники выполняли сложные задачи хуже, а простые задачи лучше при наличии изображения любимого телевизионного персонажа. Однако этот результат не распространялся на наличие нелюбимого персонажа.
Важность социальной фасилитации
Изучение социальной фасилитации важно для понимания того, как люди ведут себя в социальной и несоциальной ситуации. Поскольку в ситуацию не вносятся никакие другие изменения, кроме присутствия другого человека, социальная фасилитация помогает понять основные человеческие реакции человека, когда другой человек присутствует.