что такое социальная фасилитация и как она делает нас продуктивнее
ТЕКСТ АННЫ ОПЫХТИНОЙ
С подобными явлениями могут столкнуться и участники Всероссийского чемпионата сочинений: третий тур предполагает командный проект, поэтому мы решили рассказать, как коллективная работа влияет на нашу с вами продуктивность.
Фото: @victoire_jonch by Unsplash.com
Первый круг педалей и удочек
Первый круг педалей и удочек
Первым феномен социальной фасилитации обнаружил Норман Триплетт во второй половине 1890-х годов. В то время ученый работал в одной из первых психологических лабораторий в США — лаборатории при Университете Индианы, и ему в руки попали данные о скорости езды велосипедистов. Оказалось, что спортсмены, которые участвовали в соревнованиях с другими велосипедистами, ехали гораздо быстрее тех, кто состязался с секундомером и не видел соперников.У Триплетта и его коллег возник вопрос: не зависит ли скорость выполнения задачи от присутствия рядом других людей? Чтобы подтвердить эту гипотезу, исследователь провёл эксперимент, в котором участвовали дети. Их задачей было сматывать рыболовную удочку. Гипотеза подтвердилась: большинство детей, кто выполнял задание в одиночку, справился медленнее тех, кто работал с соседом.
Триплетт нашел этому несколько объяснений. Одно из них заключалось в том, что «присутствие другого сматывателя (кофактора в более поздней терминологии) стимулировало соревновательный инстинкт, который побуждал человека сматывать быстрее. Другое объяснение состояло в том, что вид кого-то другого, выполняющего такую же деятельность, стимулировал мысль двигаться быстрее». Инстинкт и мысленное «подстегивание» позволяли участнику сконцентрировать больше энергии и показать более высокий результат.
Рождение имени и классификаций
Рождение имени и классификаций
Термин «социальная фасилитация» ввёл в 1920 году другой учёный — Флойд Оллпорт. Как и Триплетт, он изучал, в какой мере присутствие других людей влияет на выполнение задачи и можно ли контролировать эффект соревнований. В экспериментах Оллпорта участвовало два ребенка: сначала им предложили написать все ассоциации, связанные с определенным словом, а затем записать комментарии к отрывкам из классических произведений. Задания они выполняли и в одиночку, и в группах. Во втором случае им удалось написать больше ассоциаций и комментариев, чем когда они сидели одни. Однако такой лингвический и филологический эксперимент не просто подтвердил опыты Триплетта: Оллпорт заметил, что качество комментариев, которые дети написали вне группы, было выше тех, которые создавались под присмотром людей. Учёный первым предположил, что присутствие других по-разному влияет на выполнение разных заданий.За двадцатое столетие феномену социальной фасилитации было посвящено множество исследований. В том числе учёные изучали, что именно делает с нами присутствие других, ведь объяснений Триплетта уже было недостаточно.
В 1993 году профессор Университета Южной Австралии, Бернард Герин, предложил разделить все теории, объясняющие эффект «социальной фасилитации», на три категории:
1. Теории драйва. Они утверждают, что простое присутствие людей рядом увеличивает уровень возбуждения человека и влияет на производительность. Она может снизиться или, наоборот, повыситься.
2. Теории социального сравнения. Главный тезис — при наблюдателях мы беспокоимся, как они оценивают нас, как мы выглядим и ведём себя. Эти переживания заставляют или постараться создать правильное впечатление, или сопоставить нашу производительность с «принятой» в обществе. Мы обращаем внимание на свои действия, подсознательно ожидая обратной связи, фидбека, оценки.
3. Теории когнитивного процесса. Они описывают, как нарушается концентрация человека на задаче, когда рядом находится кто-то ещё. Конфликт внимания происходит, если отвлекающий фактор очень интересный и если чувствуется давление (например, задание нужно выполнить очень качественно или точно в срок). Удержать фокус и на задаче, и на отвлекающем факторе не получится.
Социальная фасилитация с минусом
Социальная фасилитация с минусом
Как вы, возможно, заметили, первая и третья группы теорий говорят не только о положительном влиянии присутствия другого: наблюдатели могут помешать.Такое явление получило название социальной ингибиции. Если термин «фасилитация» произошел от английского facilitate — облегчать, способствовать, то слово «ингибиция» образовано от латинского inhibere — удерживать, останавливать.
Социальная ингибиция — это явление, при котором производительность снижается из-за присутствия других людей.
Это явление начал изучать Роберт Зайонц, социальный психолог и профессор Мичиганского университета. Он заметил, что во главе угла стоит сложность самой задачи. Если выполнение задания доведено до автоматизма или задание простое, то в присутствии других людей человек выполняет его быстрее, нежели в одиночестве. Если задача сложная или ещё не отточена до совершенства, то продуктивность рядом с соседями ухудшится. Можно вспомнить примеры более ранних экспериментов: крутить педали, придумывать ассоциации к словам и сматывать удочку нетрудно — для человека, который делает это не в первый раз, все движения ясны. А вот найти комментарии к классическим текстам — задача если и не такая трудная, то, во всяком случае, требующая большей фантазии.
Практикуем
Практикуем
Чтобы такие знания не были лишь заполнением теоретического хранилища в голове, мы сделали небольшую инструкцию, как использовать социальную фасилитацию и улучшить свою продуктивность:- Прежде чем взяться за задачу, оцените её сложность.
б) Если уравнение надо решить по образцу, танцевальные движения вы и во сне сделаете, а сочинение надо лишь с черновика переписать, то работа в окружении других поможет быстрее справиться с заданием.
- Когда ищете тех, с кем хотели бы работать над совместным проектом, ориентируйтесь: в первую очередь, на качества людей. С сильным, творческим, активным окружением вы покажете гораздо более высокие результаты. Как минимум потому, что их присутствие подстегнёт вас бессознательно делать больше.
- Тщательно изучите тему перед тем, как обсуждать её в команде или даже работать над проектом. Подготовка и предварительное исследование сделают тему менее запутанной и более простой, а значит, присутствие «наблюдателей» станет мотивацией углубиться в исследования.
Социальная фасилитация
27.08.2020Под явлением «социальная фасилитация» понимают повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей, выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Противоположным эффектом является «социальная ингибиция», т. е. снижение продуктивности и качества деятельности индивида в ситуации влияния извне.
Главным условием запуска механизма «социальной фасили-тации» является оценка действий индивида со стороны других. Усилия человека увеличиваются, если оценка исходит от некоего активного большинства. Данный феномен легко можно увидеть в спорте. Болельщики на футболе или хоккее своими криками и шумом производят оценку действий футболистов, чем и побуждают к активности последних.
Первым, кто обратил внимание, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям, стал Норман Триплетт. В 1897 году он организовал эксперимент, направленный на изучение влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста по сравнению с результатами, полученными в одиночной гонке.
Механизм «социальной фасилитации» включается не только при активности посторонних, но и просто при их присутствии. Также активность индивида увеличивается, если присутствующие люди ему симпатичны. Наоборот, активность индивида снижается, если отсутствует симпатия по отношению к присутствующим.
В середине XX века эксперименты по социальной фасилитации были свернуты. Обнаружилось, что в ситуации сложных умственных действий, а также в ситуации большого желания добиться успеха человек совершает массу ошибок, а эффективность его деятельности падает. В данных случаях присутствие посторонних людей только мешает человеку.
В 1965 году американский социальный психолог Роберт Зайенс объяснил феномен социальной ингибиции в присутствии других людей. С его точки зрения, падение эффективности связано с возбуждением нервной системы и психики индивида (цит. по: Фрэнкин, 2003).
Было установлено, что повышенное возбуждение улучшает выполнение простых задач, но затрудняет выполнение сложных. Также было установлено, что хорошо сформированные навыки обеспечивают эффективность любой деятельности. Однако там, где навыки не сформированы, решение задач затруднено. В спорте, учебе, в работе — человек с автоматизированными навыками в присутствии других людей будет эффективен, тогда как без навыков — испытает неудачу. Таким образом, с ростом возбуждения в условиях сформированных навыков улучшается выполнение как легких, так и сложных задач.Важно подчеркнуть, что феномен, открытый Р. Зайенсом, объяснил не только социальные явления, но и индивидуальные. В частности, было установлено, что сильное внешнее влияние на индивида выступает демотиватором. Происходит высвобождение большого количества индивидуальной энергии, намного большего, чем необходимо для выполнения действий. Излишняя энергия в данном случае приводит к хаотичной активности и снижению эффективности деятельности человека.
Феномен социальной фасилитации объясняет плохую игру (плохое выступление) спортсменов в ситуации очень большой поддержки трибун. Оказывается, во всем виноваты несформированные навыки! Так, поддержка трибун вызывает возбуждение, которое накладывается на плохие навыки, в результате чего зрители видят неудачную игру футболистов, хоккеистов, волейболистов. Аналогичные процессы наблюдаются в учебной деятельности студентов, а также в профессиональной деятельности взрослых людей. Индивид с плохими навыками в ситуации сильного социального влияния теряется, становится неубедительным. Так, неуверенный в своих знаниях студент проваливает экзамен; физически не готовый спортсмен проигрывает в рядовых соревнованиях; молодой и неопытный авиационный диспетчер теряет бдительность в кризисной ситуации. Однако в ситуации сформированных действий, доведенных до автоматизма, социальное влияние на индивида идет ему только на пользу.
Итак, феномен социальной фасилитации работает не всегда и не для всех. Существует немалая категория людей, которые в присутствии других эффективность деятельности только снижают. Д. Майерс указывает на три фактора, мешающих человеку на индивидуальном уровне быть убедительным в присутствии других:
- Боязнь оценки со стороны других. Некоторые люди начинают бояться, когда их деятельность оценивают. Соответственно, снижают усилия;
- Снижение концентрации внимания. Некоторые люди, осознающие, что за ними наблюдают, теряются, что приводит к отвлечению внимания;
- Смущение мешает выполнению даже автоматических действий. В присутствии других индивид смущается, что мешает ему раскрыться и показать свои возможности (Майерс, 2002).
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме |
---|
Понятие социального пространства И. Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Статус социальной психологии Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999 |
Западная социология конфликта Анцупов А.Я., Конфликтология |
Социальные организации: понятие, модели, черты и характеристики Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр…. |
Социальный порядок и власть Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика |
Социальные причины и условия преступности Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:… |
Классификация социально-психологических методов Немов Р. С, Социальная психология |
Концепции социальной патологии Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С… |
10 примеров социальной помощи (и простое определение) (2023)
Социальная фасилитация — это понятие в психологии, описывающее часто наблюдаемый феномен, заключающийся в том, что люди работают усерднее и лучше выполняют задачи в присутствии других людей.
Другими словами, люди хуже справляются с задачами в одиночку и работают лучше, когда они работают вместе с кем-то еще или в присутствии других людей.
Социальная помощь может показаться простой концепцией. Однако социальная помощь не является универсальным правилом. В зависимости от типа задачи и вовлеченных людей присутствие других людей может ухудшить производительность или усилия по выполнению задач.
Социальная фасилитация — это давно изучаемая концепция в социальной психологии со многими предполагаемыми причинами, связанными теориями и практическими последствиями.
Определение социальной фасилитации
Первое опубликованное наблюдение социальной фасилитации было сделано Норманом Триплеттом в 1898 году. Триплетт заметил, что велосипедисты постоянно ехали быстрее на соревнованиях по сравнению с теми, когда они тренировались в одиночку (Triplett, 1898).
Флойд Олпорт позже ввел термин социальная помощь в 1924 году. Он определил это явление как:
«усиление реакции просто от вида или звука других, совершающих то же самое движение» (стр. 262).
С момента своего появления социальная фасилитация широко изучалась в психологии, и считается, что на нее влияет несколько факторов.
Эти факторы могут включать в себя сложность задачи, уровень индивидуального опыта выполнения задачи, уровень уверенности человека и уровень социальной поддержки или оценки, присутствующей в ситуации.
Несколько предложенных причин и процессов участвуют в социальной фасилитации, включая эффекты совместного действия, эффекты аудитории, а также когнитивные, аффективные и физиологические факторы.
Примеры социальной помощи
- Эффекты совместного действия, повышающие производительность: Эффект совместного действия может возникнуть, если вы лучше работаете и учитесь в библиотеке или кафе вместе с другими людьми, чем если бы вы работали в одиночестве дома.
- Эффекты совместного действия, повышающие продуктивность животных: Эффекты совместного действия наблюдаются не только у людей. Муравьи также являются социальными существами, и исследования показали, что муравьи более продуктивны, работая и копая вместе с другими муравьями, чем когда они копают в одиночку (Chen, 1937).
- Эффекты аудитории, повышающие производительность: Эффект аудитории может возникнуть, если музыкант обнаружит, что лучше выступает на концерте перед толпой, чем когда репетирует в одиночку.
- Эффекты совместного действия, снижающие успеваемость: Представьте, что вы сдаете вступительный экзамен в колледж, к которому вы плохо подготовились. Сдача этого экзамена в окружении других работающих людей может отвлечь вас или усилить негативные эмоции, что приведет к худшей успеваемости, чем та, которую вы получили на домашних практических экзаменах.
- Аудитория влияет на снижение производительности: Присутствие зрителей или аудитории может снизить производительность, если присутствие аудитории отвлечет внимание от задачи. Например, представьте, что вам нужно сделать презентацию для класса, но вы боитесь публичных выступлений. Выступить с такой презентацией перед классом может быть намного сложнее, чем дома.
- Простые задачи: Простые и хорошо отработанные задачи, кажется, больше выигрывают от социальной фасилитации, чем сложные задачи, потому что они не требуют много внимания. Например, эффекты совместного действия, вероятно, имели место в исследовании велосипедистов, потому что гонки были хорошо изученной задачей для всех велосипедистов.
- Сложные задачи: Более сложные задачи могут не выиграть от социального содействия, а присутствие других может негативно сказаться на производительности. Более сложные задачи требуют много внимания, и наша реакция на стресс может быть слишком сильной (Zajonc & Sales, 1966). Например, предположим, что студент-медик впервые выполняет сложную процедуру перед своими однокурсниками и преподавателями. В этом случае они могут найти задачу намного сложнее, чем предполагалось, из-за давления ситуации.
- Когнитивные факторы, влияющие на производительность: Когнитивные факторы, влияющие на социальную помощь, включают сосредоточенность и внимание. Для некоторых присутствие других людей может увеличить внимание, потому что они знают, что другие наблюдают за ними.
- Аффективные факторы, влияющие на производительность: Аффективные факторы также известны как эмоциональные факторы. Для некоторых присутствие других людей может увеличить усилия, потому что мы, как люди, склонны заботиться о том, что думают другие люди.
- Социальное безделье снижает предварительную производительность : Вы когда-нибудь участвовали в групповом проекте, когда казалось, что ничего не делается? Это может быть примером социальной лености, когда никто не берет на себя инициативу в проекте, что приводит к снижению мотивации, усилий и общей производительности.
- Групповая поляризация и соответствие : Вы когда-нибудь смотрели политический съезд? Политические соглашения часто могут быть яркими примерами групповой поляризации и конформизма, потому что вовлеченные лица могут сместить свои идеологии в сторону более радикальных кандидатов или соответствовать платформам, с которыми они не согласны, чтобы оставаться в благосклонности политической партии.
Что вызывает эффект социального облегчения?
- Эффекты совместного действия : Эффекты совместного действия — это когда производительность человека повышается благодаря тому, что другие люди выполняют ту же задачу. Ранние исследования были сосредоточены на эффектах совместного действия как на основной причине социальной поддержки (Triplett, 1898; Uziel, 2007). Человек, выполняющий задачу одновременно с индивидуумом, известен как соучастник.
- Эффекты аудитории : Социальная помощь может происходить не только в присутствии соактера, но и в присутствии пассивного зрителя или аудитории. Эффекты аудитории означают, что производительность человека при выполнении задачи повышается только потому, что он находится в компании других людей (Dashiell, 19 лет).35; Узиэль, 2007).
- Когнитивные факторы : На социальную помощь могут влиять когнитивные факторы, такие как мотивация, отвлечение и внимание. Когда мы выполняем задачу в присутствии других, возникает конфликт между вниманием к задаче или другим людям (Baron, 1986; Guerin & Innes, 1984). Считается, что этот конфликт внимания положительно влияет на выполнение простых задач.
- Аффективные факторы : На социальную помощь могут влиять аффективные или эмоциональные факторы, такие как тревога и самооценка. Повышение производительности труда может быть повышено, потому что людям небезразлично, одобряет или не одобряет их работа аудитория (Cottrell et al., 19).68; Герин и Иннес, 1984). Однако люди с более низкой самооценкой или уверенностью могут заметить, что их производительность снижается в присутствии других.
- Физиологические факторы : На социальную помощь могут влиять физиологические факторы, такие как возбуждение и реакция организма на стресс (Guerin & Innes, 1984; Zajonc & Sales, 1966). Возбуждение влияет на производительность, увеличивая концентрацию и внимание человека на поставленной задаче.
Влияние социальной фасилитации на поведение
Хотя исследования эффектов социальной фасилитации неоднозначны и могут зависеть от человека и поставленной задачи, социальная фасилитация имеет несколько значений для понимания человеческого поведения.
Социальная фасилитация относится к понятиям, включающим групповую динамику , социальную леность , соответствие и групповую поляризацию , потому что все эти динамики демонстрируют, как присутствие других людей может влиять на поведение человека.
- Соответствие — это феномен следования за группой.
- Групповая поляризация — это склонность групп к крайностям своей идеологии или принятия решений. Социальная фасилитация может способствовать конформизму или поляризации, потому что, когда человек выполняет задачу перед аудиторией или вместе с другими, он с большей вероятностью будет соответствовать групповым нормам или ожиданиям или изменить свою идеологию, чтобы соответствовать или быть принятым группой.
- Социальная лень — еще одна концепция, связанная с социальной помощью. Это демонстрирует, что иногда присутствие других людей мешает выполнению задачи. Социальная лень относится к феномену, при котором, когда группа людей работает над задачей вместе, общие усилия и производительность снижаются, потому что ни один человек не чувствует себя ответственным за задачу (Simms & Nichols, 2014). Группы подвергаются более высокому риску социального безделья, когда группа большая, а задача проста.
Заключение
Социальная фасилитация — это когда присутствие других людей повышает производительность человека при выполнении задания, будь то реальное, подразумеваемое или воображаемое.
Как и многие ранее предложенные психологические феномены, социальная фасилитация была тщательно изучена и протестирована в различных ситуациях.
Социальная фасилитация имеет важные последствия для индивидуального и группового поведения, и понимание ее влияния может даже помочь вам повысить свою производительность или производительность. Важно отметить, что индивидуальные характеристики, такие как тревожность, и характеристики задач, такие как сложность, могут негативно повлиять на индивидуальную производительность. Таким образом, присутствие других людей не гарантирует улучшения усилий, мотивации или производительности.
В целом, социальная фасилитация может положительно и отрицательно влиять на производительность человека, в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных характеристик.
Ссылки
Allport, F.H. (1924). Реакция на социальную стимуляцию в группе. Социальная психология , 11 , 260.
Барон, Р. С. (1986). Теория отвлечения внимания: прогресс и проблемы. В Л. Берковиц (ред.), Достижения в области экспериментальной социальной психологии (Том 19, стр. 1–40). Академическая пресса. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(08)60211-7
Чен, Южная Каролина (1937). Лидеры и последователи среди муравьев в строительстве гнезд. Физиологическая зоология , 10 (4), 437–455. https://doi.org/10.1086/physzool.10.4.30151429
Коттрелл, Н. Б., Вак, Д. Л., Секерак, Г. Дж., и Риттл, Р. Х. (1968). Социальная фасилитация доминирующих ответов присутствием аудитории и простым присутствием других. Журнал личности и социальной психологии , 9 , 245–250. https://doi.org/10.1037/h0025902
Дашиелл, Дж. Ф. (1935). Экспериментальные исследования влияния социальных ситуаций на поведение отдельных взрослых людей. В Справочник по социальной психологии (стр. 1097–1158). Издательство Университета Кларка.
Герин, Б., и Иннес, Дж. М. (1984). Объяснения социальной помощи: обзор. Текущие психологические исследования и обзоры , 3 (2), 32–52. https://doi.org/10.1007/BF02686548
Симмс, А., и Николс, Т. (2014). Социальное безделье: обзор литературы. J Управление , 15 .
Триплетт, Н. (1898 г.). Динамические факторы в пейсмейдинге и конкуренции. Американский журнал психологии , 9 (4), 507–533. https://doi.org/10.2307/1412188
Узиэль, Л. (2007). Индивидуальные различия в эффекте социального содействия: обзор и метаанализ. Журнал исследований личности , 41 (3), 579–601. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2006.06.008
Zajonc, RB, & Sales, SM (1966). Социальная фасилитация доминирующих и подчиненных ответов. Журнал экспериментальной социальной психологии , 2 (2), 160–168. https://doi.org/10.1016/0022-1031(66)-1
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + постов
Доктор Крис Дрю — основатель Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».
Что такое социальная помощь в психологии?
Социальная фасилитация — это открытие социальной психологии, согласно которому производительность людей может улучшиться при выполнении некоторых задач в присутствии других людей.
Социальная фасилитация — это социально-психологический вывод о том, что в некоторых обстоятельствах присутствие других людей может улучшить производительность.
В то время как люди склонны к безделью в обществе, когда они могут прятаться в группе, когда их индивидуально оценивают по производительности, это может заставить их работать усерднее.
Итак, публика или присутствие других людей не всегда улучшают производительность — это зависит от конкретных обстоятельств.
Примеры социальной фасилитации
Повседневные примеры социальной фасилитации включают:
- Велосипедист едет быстрее в группе с другими.
- Актер лучше выступает перед большой аудиторией, чем на репетициях.
- Спортсмен, который показывает лучшие результаты на соревнованиях, чем в одиночку.
Но история исследований социальной фасилитации начинается не с этих примеров, а с муравьев.
История исследований социальной помощи
Когда муравей строит гнездо самостоятельно, он делает это без особого энтузиазма.
Она двигается так, как будто устала от жизни, ей надоело копать землю, возможно, она мечтает о лучшей жизни в другом месте.
Но дайте нашей муравьишке напарницу, и она превратится в динамо-машину, трудоголика, олимпийца среди насекомых.
Вскоре она копает в пять или более раз быстрее…
Муравьи не единственные, кто проявляет социальную помощь.
За четыре десятилетия до того, как в 1937 году С.Ч. Чен сообщил о своих открытиях в отношении муравьев, психолог Норман Триплетт уже заметил почти такое же социальное поведение у велосипедистов.
Велоспорт и социальная поддержка
Триплетт изучил записи «Лиги американских колесников» и обнаружил, что велосипедисты-гонщики ехали быстрее, когда они двигались в темпе или участвовали в соревнованиях.
Анализируя результаты многих гонок, он обнаружил, что в среднем велосипедисты с кардиостимулятором проходят каждую милю примерно на 5 секунд быстрее, чем велосипедисты без кардиостимулятора — опять же социальная помощь.
Он подозревал, что это был не только чисто физический эффект слипстрима позади другого велосипедиста, но и психологический эффект — что-то связанное с простым присутствием других людей.
Является ли социальная помощь чем-то большим, чем просто соревнование?
Два десятилетия спустя Гордон Олпорт — один из основателей психологии личности — сделал именно это.
Он попросил участников написать как можно больше слов, связанных с заданным целевым словом.
Им дали три одноминутных периода и сказали, что они не соревнуются друг с другом.
Опять же, участники достоверно произносили больше слов в присутствии других, чем в одиночку, что свидетельствует об эффекте социальной фасилитации.
Чтобы проверить свою догадку, Триплетт (1898 г.) заставлял детей наматывать нить на катушку, иногда самостоятельно, а иногда против других.
То, что он обнаружил, подтвердило его теорию социальной фасилитации: дети шли быстрее, когда участвовали в соревнованиях.
Хотя это и интересно, открытие, что люди работают быстрее в условиях конкуренции, вряд ли является новаторским, но что, если элемент конкуренции можно убрать и измерить эффект простого присутствия?
Хотя экспериментальная процедура Олпорта, возможно, не полностью устранила последствия конкуренции, последующие исследования, а их было много, определенно это сделали.
Это повышение производительности людей, когда за ними наблюдают другие, стало известно как социальная помощь, и в течение нескольких десятилетий это было в моде в психологии.
Социальное торможение
К сожалению, экспериментаторы по социальной фасилитации вскоре обнаружили, что человеческая психология немного сложнее психологии муравья.
Больше всего беспокоит то, что экспериментаторам не удалось найти ожидаемого социального облегчения в целом ряде других задач, например, когда людей просили выучить списки бессмысленных слогов или пройти сложный лабиринт.
Выяснилось, что при усложнении задач их производительность не улучшалась, а наоборот, ухудшалась.
Казалось, что люди испытывают не социальную стимуляцию, а социальное торможение.
Они задыхались, как и психологи, которые почти отказались от исследований в области социальной фасилитации, считая их неудачниками.
Социальная фасилитация и теория влечения
Только в 1960-х годах известный психолог профессор Роберт Зайонц возродил исследования социальной фасилитации.
Он считал, что противоречивые результаты экспериментов по социальной фасилитации можно объяснить новым подходом, называемым «теорией влечения».
Zajonc сказал, что когда другие люди наблюдают за нами, мы становимся более бдительными и возбужденными, и это возбуждение запускает то, что он назвал нашей «доминирующей реакцией».
Примерами доминирующих реакций являются хорошо отработанные навыки или определенные привычки.
Если эта доминирующая реакция соответствует ситуации, то происходит наша социальная помощь, но если доминирующая реакция неуместна, мы, как правило, плохо действуем.
Эта теория довольно хорошо объясняла факты, но критики сочли ее слишком упрощенной, утверждая, что дело не только в том, присутствует аудитория или нет, но и в том, как мы реагируем на это присутствие.
Чтобы объяснить этот когнитивный процесс, в 1980-х годах Роберт Барон выдвинул новую теорию.
Отвлеченность и конфликты
Теория конфликта-отвлечения утверждает, что когда другие люди наблюдают за нами, это создает конфликт внимания между задачей, которую мы выполняем, и тем, что наблюдают за другими.
Когда задача проста, мы можем успешно сосредоточить внимание на текущей задаче, и поэтому наша производительность улучшается, вероятно, из-за эффекта драйва, о котором говорит Зайонц.
Однако когда задача сложная, мы страдаем от перегрузки внимания, и наша производительность ухудшается.
Пессин (1933) уже отмечал именно этот эффект, когда люди выполняли задания с отвлекающими их мигающими огнями и громкими звуками вместо публики.
Наконец, через 100 лет после того, как у Триплетта были дети, наматывающие рыболовные катушки, появилась теория, которая в сочетании с теорией влечения Зайонца может объяснить эффект социальной фасилитации: когда и как аудитория либо улучшает нашу работу, либо ухудшает ее.
Теория конфликта-отвлечения, в частности, значительно облегчает понимание сложного воздействия аудитории, потому что фокусируется на том, как мы управляем своим вниманием.
Психология внимания, тем не менее, является странным зверем, на который влияют всевозможные факторы, которые, следовательно, также влияют на эффект социальной фасилитации:
- Оценка аудитории. То, как мы оцениваем аудиторию, определяет нашу реакцию, например, смотрят ли зрители внимательно или просто проходят мимо? Huguet и др., (1999) неудивительно обнаружил, что внимательная аудитория больше отвлекает, чем невнимательная аудитория.
- Аудитория противоположного пола . Люди обычно находят аудиторию противоположного пола более отвлекающей, поэтому мужчины более сдержаны при выполнении сложных задач (но лучше при хорошо отработанных задачах), когда за ними наблюдают женщины, и наоборот.
- Настроение . Хорошее настроение может при определенных обстоятельствах способствовать выполнению работы, а плохое — тормозить ее (Mash & Hedley, 1975).
И этот список можно продолжить. Если это влияет на внимание, то, скорее всего, повлияет на эффект социальной фасилитации/торможения.
Группы: хорошо или плохо для производительности?
Улучшают или ухудшают результаты другие люди, естественно, зависит от конкретных обстоятельств группы.