Социальные биологические духовные: Потребности и интересы человека. Пирамида потребностей Маслоу

Биологические и социальные потребности

Потребности человека: философский аспект исследования.

  • Общепризнанной классификации потребностей пока не существует.

  • Для систематизации потребностей используем различные логические основания.

  • Философский уровень анализа потребностей – наиболее общего характера.

  • На этом уровне потребности подразделяются на:

К биологическим относятся:

Многие биологические потребности принадлежат к числу НАСУЩНЫХ (без их удовлетворения человек вообще не может существовать).

В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных (все они перестроены социальным способом существования).

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ сложнее биологических, т.к. связаны с качественно более высоким способом существования.

  • Все социальные потребности формируются на основе ТРУДА

    и АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ — чисто человеческих качеств и способностей.

Основные различия биологических и социальных потребностей:

1. Биологические потребности возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, а социальные – искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной среды и самого себя.

2. Социальные потребности универсальны.

Человек живет всей природой, превращает ее в свое «не­органическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые ее сферы и материалы.

3. Социальные потребности человека носят исторический характер, т. е. могут непрерывно развиваться (закон возвышения потребностей).

4. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных).

5. Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии.

Сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента.

Материальные потребности — это потребности человека в обеспечении своего материального существования.

В материальных потребностях можно выделить два пласта:

  • относительно простые материальные биологические потребности

    • К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода.

  • более сложные — материальные социальные потребности.

    • К социальным материальным потребностям относятся труд и основанный на нем процесс материального производства, т. е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда.

Материальные социальные потребности появляются только у человека.

Социальное — это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира.

Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах.

Специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго.

Главная социальная материальная потребность — это потребность в труде.

Духовные потребности

— это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях.

Духовные потребности можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на:

    Можно выделить также:

    • относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания,

    • и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.

    Потребность в познании – это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности.

    • Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире.

    • Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность.

    • Формы познания:

    • Ценностно-ориентационная деятельность также опирается на познание. (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.

    Образование— это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

    • Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению.

    • Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании.

    • Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения.

    • Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

    Воспитание — это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т. п.).

    • Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

    • В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании.

    • Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.

    Потребность в смысле жизни — это, по-видимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем.

    • Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира.

    • Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни.

    • Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании.

    Для воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов — дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ.

    • Существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности (пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций).

    • Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер.

    • В сервисной деятельности эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.

    Презентация «Потребности» — Обществознание — Презентации

    Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».

    Как вы поняли смысл этого рассказа? Чем занимаются каменщики? Зачем?

    Потребности человека

    Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

    План урока

    • Что такое потребности?
    • Какие бывают виды потребностей?

    Как вы думаете, что такое потребности?

    Запись в словарь:

    Потребности – это то, что нужно человеку для жизни; осознанная нужда в чем-либо.

    Виды потребностей:

    • Биологические
    • Социальные
    • Духовные
    • Материальные

    Биологические потребности

    Те, без которых человек не сможет прожить.

    • Вода, еда
    • Воздух
    • Сон
    • Тепло
    • Отдых

    Биологические потребности

    • Без еды – 100 дней
    • Без воды – 5 дней
    • Без воздуха – 9 минут, если он тренированный

    Социальные потребности

    • Общение
    • Труд
    • Самореализация

    Возникают только в обществе, и носят индивидуальный характер.

    Духовные потребности

    • Познание окружающего мира (учеба)
    • Получение знаний и умений
    • Достижение гармонии и красоты (искусство)
    • Направлены на самосовершенство -вание человека.

    Материальные потребности

    • Деньги
    • Одежда
    • Машина
    • Дом

    Как бы вы расположили потребности?

    ДУХОВНЫЕ

    СОЦИАЛЬНЫЕ

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ

    Пирамида потребностей

    ДУХОВНЫЕ

    СОЦИАЛЬНЫЕ

    БИОЛОГИЧЕСКИЕ

    Игра «Виды потребностей»

    Я лежу, болею Сам себя жалею!”

    В медицине (социальные)

    В коридоре, в классе-ли Всюду стены красили, Терли краску, терли мел, Каждый делал, что умел”

    В ремонте (материальные)

    Игра «Виды потребностей»

    Вот уже стоит Егорка У доски с мелком в руке, Вот и первая пятерка У Егорки в дневнике …

    Муха, Муха — Цокотуха Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар

    В образовании (духовные)

    Покупка посуды (Материальные)

    Игра «Виды потребностей»

    У далекой У заставы Часовой в лесу не спит. Он стоит – Над ним зарницы, Он глядит на облака: Над его ружьем границу Переходят облака.

    В безопасности (Социальные)

    Ест на завтрак яйца всмятку, Пять картофельных котлет, Два стакана простокваши И тарелку манной каши – Каша тоже не во вред!

    Еда (Биологические)

    Игра «Виды потребностей»

    Сделать хотел грозу,

    А получил козу,

    Розовую козу

    С желтою полосой.

    В творчества (Духовные)

    Найдите потребности, схожие с животными

    (Индивидуально в тетрадях)

    Еда, общение, сон, отдых, воздух, творчество, учеба, вода, религия, тепло, наука, труд, забота о потомстве.

    Как вы думаете от чего зависят потребности? (Обсудите в парах)

    О чего зависят потребности

    Эпоха

    Возраст

    Потребность – мотив к действию

    Потребности часто заставляют человека действовать.

    Для одних людей труд лишь необходимость, для других — радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность.

    Ложные потребности

    • Тот себе вредит, кто часто в рюмку глядит.
    • Где опьянение, там и преступление.
    • Пить – себя губить.
    • Кто курит табак, сам себе враг.
    • Табачный дым так увлекает, здоровье деньги – все сгорает.

    Ложные потребности наносят вред человеку и обществу.

    Можно ли считать потребностями?

    Потребности индивидуальны (Обсудите в группе)

    Сократ: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».

    • Как Вы понимаете высказывание Сократа?
    • Что такое потребности?
    • Назовите виды потребностей? Приведите примеры?
    • Что такое ложные потребности?
    • От чего зависят потребности человека?

    Домашнее задание: Выучить записи в тетрадях

    Психическое здоровье и духовность: биопсихосоциальная духовная модель

    Большинство психологов признают взаимосвязанность всех аспектов человеческой жизни. Но действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть? Особенно духовность. Как моя система убеждений может повлиять на общее благополучие моего человеческого существа?

    Обращение ко всему человеку

    Признавая присутствие биологических, психологических, социальных и духовных факторов в жизни человека, как врачи, так и психиатры могут концептуализировать проблемы пациента, прийти к большему пониманию и эффективно разработать план лечения. В Hope Recovery and Healing мы прислушиваемся к био-психо-социально-духовная модель . Мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия. У нас есть консультирующий психиатр, который занимается лечением и биологическими факторами. Мы проводим занятия йогой и осознанием тела, чтобы способствовать физиологической регуляции. Мы предоставляем индивидуальную психотерапию и групповую психотерапию для решения как психологических, так и социальных процессов. Мы проводим еженедельные психообразовательные сессии для решения этих проблем. Мы предлагаем занятия по осознанию духовности, чтобы способствовать развитию и подпитке духовного благополучия.

    www.iu.edu

    Понимание связи

    Но так ли взаимосвязаны наши существа? Действительно ли нам нужно обращаться ко всем частям человека, если страдает только одна часть?

    Вот пример из Школы медицины и стоматологии Рочестерского университета, где впервые была разработана биопсихосоциальная модель:

    Представьте себе карту. Если вы посмотрите на границу между Калифорнией и Аризоной на карте, то увидите, что граница обведена черным цветом. Но если вы на самом деле отправитесь к физическому расположению границы штатов между Калифорнией и Аризоной, границы нет. То же самое и с связью разум-тело-дух-социум.

    Депрессия — хороший пример интеграции биологии, психологии, социальности и духовности. Классическими симптомами депрессии являются Нарушение сна (гипо- или гипосомния), Ангедония (потеря интереса к ранее обогащающим занятиям или отношениям, потеря удовольствия), Отрицательное самореферентное мышление (стыд, гнев, обращенный внутрь), Нарушение концентрации , 9002 0 Нарушение аппетита (гипер- или гипоаппетит), Нарушение настроения (неразрешимая синева, печаль), Психомоторное замедление, суицидальные мысли . Депрессия часто связана с социальной изоляцией или враждебностью, а также с нарушением религиозных и духовных процессов.

    Неважно, где начинается депрессия. Будь то биологическая травма, травма социального отвержения, сексуальная травма, когнитивные искажения или духовные сбои, эффект имеет тенденцию к нисходящей спирали. Где бы депрессия ни началась, она постепенно повлияет на все остальные аспекты человеческого существа. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный… Обнадеживающим аспектом взаимосвязанной природы депрессии является то, что нам не нужно изолировать одну причину для устранения. Мы можем начать процесс исцеления в любой точке спирали. Мы также можем рассматривать все аспекты одновременно. Улучшения в любом из аспектов человеческого бытия, как правило, имеют эффект восходящей спирали. Биологический – Психологический – Социальный – Духовный – Биологический – Психологический – Социальный – Духовный…

    Духовный лидер вьетнамского дзен-буддизма Тит Нат Хан сказал: «Ни грязи, ни лотоса». Не страдая в грязи, вы не сможете найти счастье лотоса.

    Общий элемент психических расстройств

    Таким образом, в Hope Recovery and Healing мы признаем и подходим ко всем аспектам человеческого бытия и психического здоровья. Большинство психических заболеваний имеют аналогичную взаимосвязь. Одно из самых захватывающих недавних достижений в оценке психопатологии связано с усовершенствованием Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Более точный анализ исходных подшкал MMPI выявил наиболее мощный общий компонент подшкал. Подшкалы оценивали психопатологию (состояния психического здоровья), которая варьировалась от депрессии и тревоги до психоза и антисоциальных тенденций. Исследование показало, что мощным общим элементом всех этих состояний является деморализация .

    Независимо от того, какой у человека диагноз, все аспекты жизни, как правило, становятся все более сложными. И эта возрастающая трудность ведет к деморализации. Следовательно, мы подходим к лечению всех аспектов жизни, включая духовную сторону, которая так важна для избавления от любой зависимости. Обращение ко всем аспектам человеческого существа действительно может привести к большему исцелению и хорошему самочувствию. Что касается био-психо-социально-духовной модели, международная группа исследователей в 2017 году пришла к выводу:

    Искреннее и глубокое применение этого нового взгляда на человека приведет к замечательным изменениям в концепциях здоровья, болезни, лечения и лечения (Saad et al, 2017).

    Каталожные номера

    Каталожные номера:

    Саад, Марсело и Медейрос, Роберта и Мосини, Аманда. (2017). Готовы ли мы к истинной биопсихосоциально-духовной модели? Многозначность слова «духовное». Лекарства. 4. 79. 10.3390/лекарства4040079.

    Университет Невады, Рино, Биопсихосоциально-духовная модель , https://med.unr.edu/psychiatry/education/resources/bio-psycho-social-spiritual-model

    Университет Рочестера, Биопсикосоциальная модель, https://www. urmc.rochester.edu/medical-humanities/be-exceptional .aspx

    Вернуться к началу 

    ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ

    Лейн Фишер

    Лейн Фишер — доцент кафедры психологии консультирования и специального образования. Он является заведующим кафедрой консультативной психологии и специального образования Университета Бригама Янга. В своей академической работе он сосредоточил большую часть своих работ на духовных аспектах психотерапии.

    Подпишитесь на другие статьи об исцелении

    Мы обещаем не спамить вас и хранить вашу электронную почту в безопасности.

    Био-психо-социально-духовная модель — ACCFS

    Мы читаем в псалме  139:14: «Славлю Тебя; ибо я дивно и дивно устроен; чудны дела Твои; и это хорошо знает моя душа. Воистину, мы устроены ужасно и чудесно. Бог создал людей на вершине Своего творения. От чуда жизни новорожденного ребенка до последних достижений в области научных исследований Божий замысел продолжает вызывать у нас благоговейный трепет.

    Бог создал людей с четырьмя основными аспектами жизни: биологическим, психологическим, родственным и духовным. Понимание этих аспектов позволяет нам быть лучшими распорядителями в каждой области и помогает чтить Божий замысел. Личное управление в этих областях состоит из заботы и поддержания нашей жизни, за которую Бог возложил на нас ответственность. В современном обществе люди обычно либо пренебрегают, либо увлекаются заботой об этих областях.

    Концепция управления напоминает нам, что мы в конечном счете принадлежим Богу и призваны заботиться о том, что Он нам дал, не пренебрегая и не превознося этого. Ниже приводится краткое описание каждого аспекта и несколько примеров для каждой области.

    Биологический/физический . Библия называет наши тела храмом Божьим ( 1 Коринфянам 3:16 ). Бог хочет, чтобы мы были хорошими управителями своих тел и относились к ним как к месту, где Он обитает. Биологическая область связана с тем, что мы можем сделать, чтобы сохранить свое тело здоровым с помощью упражнений, отдыха и питания. Физический состав, обмен веществ, генетика и общее состояние здоровья у всех разные. Наши потребности в здоровье могут сильно отличаться от потребностей других людей. Иногда легко забыть о заботе о своем теле, когда мы чувствуем себя хорошо, и думать о своем здоровье только тогда, когда мы больны. Принятие разумных профилактических мер, таких как регулярные осмотры, — отличный способ управлять своим телом.

    • Высыпайтесь и отдыхайте. Нам нужно достаточное количество сна, чтобы ясно мыслить и справляться с повседневными задачами. Поймите, что недостаток отдыха может сделать нас более восприимчивыми к греху. Разница между достаточно отдохнувшим телом и лишенным сна или хронически напряженным телом огромна.
    • Начните с малого и начните. Предположим, врач попросил мужчину средних лет заняться спортом и немного похудеть из-за высокого кровяного давления. Он может чувствовать себя неуверенным в том, что делать, или чувствовать себя побежденным еще до того, как начнет. Однако в других случаях люди строят настолько амбициозные планы, что не могут их поддерживать и достигать своих целей. Важно быть разумным, начать с малого, но начать. Помните, что никогда не будет удобного времени для начала. Не бойтесь просить других о помощи и ответственности.

    Духовный . Бытие 2:7 говорит, что Бог создал человека «душой живой». Неверующие иногда пытаются отрицать или преуменьшать духовный аспект своей жизни, в то время как в других случаях они ищут «духовность», которая отделена от библейской истины. Как бы ни старался неверующий держаться в стороне от Божьих законов, нигде, кроме Христа, его душе нет покоя. Для верующих духовный аспект сосредоточен на процессе освящения и возрастания в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2 Петра 3:18 ). Это включает в себя укоренение в Слове Божьем, поклонение (личное, семейное и коллективное), молитву, служение, признание греха и тщательное устранение его и так далее. Цель состоит в том, чтобы вся наша жизнь находилась под господством Христа.

    • Решайте вопросы напрямую. Решение таких проблем, как гордость, неполноценность, отсутствие прощения, алчность/неудовлетворенность или плохое управление, не только поможет духовному росту, но и положительно повлияет на другие сферы жизни. Например, если женщина имеет дело с неудовлетворенностью и по Божьей благодати растет, чтобы жить благодарной жизнью, она будет воздействовать на других, выражая благодарность и рассматривая то, что у нее есть, с благодарностью.
    • Сосредоточьтесь на Божьих обетованиях. Бог дал нам «великие и драгоценные обетования» ( 2 Петра 1:4 ). Заучивание и размышление над стихами Божьих обетований поможет нам обрести живую надежду (т. е. уверенное ожидание) и жить с небесной перспективой.

    Психологический/эмоциональный . Притчи 23:7 говорит: «Ибо каковы мысли в душе его, таков и он. . . . Психологическая область относится к нашим моделям мышления, которые напрямую влияют на то, как мы ведем себя и справляемся со своими эмоциями. Мы все знакомы с людьми, чьи модели мышления приводят к радостному взгляду на жизнь, в то время как другие имеют мрачное и обреченное мышление. Писание учит нас приучать свое мышление к определенным вещам ( Филиппийцам 4:8 ) и вдали от других ( 2 Коринфянам 10:5 ). Подумайте о практической, ежедневной пользе для нашей жизни и окружающих нас людей, когда мы живем по духовной истине, содержащейся в Филиппийцам 4: 8: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно; если есть какая добродетель и есть ли похвала, подумайте об этом».

    • Все мы испытываем стресс. В этой жизни мы все проходим через периоды стресса, борьбы и горя. К счастью, мы можем нести эти вещи Богу, а также получать поддержку друг от друга. Периодическое столкновение со стрессорами является обычным явлением почти для всех. Однако хронически высокий стресс в конечном итоге приводит к ухудшению нашего эмоционального и физического здоровья.
    • Иногда требуется дополнительная помощь. При появлении клинических симптомов депрессии и тревоги необходимо особое внимание. Сатана хотел бы использовать стыд и смущение, чтобы изолировать нас в эти времена. Мы должны бороться с этой изоляцией и обращаться за помощью и поддержкой. Есть помощь!

    Реляционный. Бог сотворил человека по Своему образу ( Бытие 1:27 ), и отношение является одним из атрибутов этого образа. Он уже знал в Эдемском саду, что людям необходимо общаться с Ним и друг с другом. Он также знал, что изоляция не идет нам на пользу; мы лучше всего растем и исцеляемся в отношениях. Как сказано в Иакова 5:16 , «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться. Много может действенная и горячая молитва праведного».

    • Отношения — это благословение. Хорошие отношения, безусловно, являются одной из величайших радостей жизни. В Римлянам 12:5 Павел объяснил, что Тело Христово состоит из отдельных людей, которые были связаны друг с другом, «так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». Хотя жизнь иногда может быть трудной, Бог знал, что поддерживающие отношения будут для нас ободрением. Екклесиаст 4:9-10 состояние, «Два лучше, чем один; потому что они имеют хорошее вознаграждение за свой труд. Ибо если они упадут, то один поднимет своего товарища; но горе одному, когда он упадет; потому что у него нет другого, кто помог бы ему подняться».
    • Отношения могут быть болезненными. Трудности, связанные с другими людьми, семейные проблемы, неблагополучные семьи и т. д. иногда могут быть источником сильной боли. Помните, что, хотя Бог ожидает, что мы будем выполнять свою роль в отношениях, мы можем только контролировать свое поведение. Римлянам 12:18 говорит, «Если возможно, насколько это возможно, живите в мире со всеми людьми». Кроме того, Бог знает, как сильно озлобленность вредит людям. Вот почему Бог так ясно говорит о необходимости справляться с обидами в отношениях с прощением. Помните, Библия учит нас прощать так, как простил Христос, а не на основании того, заслуживают ли этого другие люди. Ефесянам  4:32, «И будьте добры друг к другу , сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

    Последняя мысль. Важно отметить, что все области взаимосвязаны. Сильные стороны в одной области могут способствовать укреплению других областей, в то время как проблемы в одной области могут влиять и вызывать проблемы в других областях. Например, предположим, что человек был глубоко ранен кем-то, кто предал его (родственная рана). Затем он испытал сильные эмоции печали, гнева, разочарования и утраты (эмоциональные эффекты). У него часто были проблемы со сном, поскольку он прокручивал ситуацию в уме, а затем был менее сосредоточен на работе из-за недосыпа (физические эффекты). К сожалению, он не проработал эти эмоции, и боль перешла в глубокую горечь и ожесточение сердца (духовные эффекты).

    Био-психо-социально-духовная модель помогает нам осознать четыре основных аспекта человеческой жизни. Благодаря большему пониманию мы становимся лучшими управителями своей жизни, прославляя Бога.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts