Сознание и психика в психологии кратко: Психика и сознание — Психологос

Содержание

какое понятие шире, чем различаются, в чем сложность изучения

Содержание:

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Содержание

  • Психика и сознание в психологии
  • Характерные особенности и структурные компоненты сознания
  • Функции психики
  • Какое понятие шире, чем различаются
  • В чем сложность изучения психики и сознания

Психика и сознание в психологии

Определение

Психика — это системное качество головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

С философской точки зрения считается, что психика — это свойство людей и животных отражать объективный мир в его связях и отношениях. Однако психика людей имеет качественно более высокий уровень, это «субъективный образ объективного мира». И главное отличие психики человека от психики животного — это наличие сознания, особенно самосознания.

Определение

Сознание — это высший уровень психического отражения действительности человеческим существом: определение мысленного построения действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление поведением, способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Определение

Сознание — это свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, ее творческом преобразовании, разумном регулировании поведения.

В психологии все психические процессы, осознаваемые индивидом и направленные на восприятие и оценку внешнего мира, можно рассматривать как психику, а осознаваемый процесс управления субъекта самим собой и его оценка внутреннего мира — как сознание.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания

Представление «внутренней» жизни наделенного интеллектом существа выступает предметом исследований во многих областях знаний. Сознание изучают философия, психиатрия, физиология, педагогика, социология, юриспруденция, экономика. Физиологи и биологи, в соответствии с теорией Павлова, не разграничивают сознание и внимание. Медицина отождествляет его с состоянием бодрствования.

Философские умы не могут прийти к единому мнению о первичности либо духа и разума, либо материи, как бытия. Общественные дисциплины акцентируют внимание на общественном сознании. Экономическая наука провозглашает главным результатом продукт труда, связанный со способностью человеческого сознания предвидеть результаты.

Правовой аспект сознания построен на взаимосвязи с проблемами вменяемости и дееспособности.

Психология объясняет возникновение и развитие сознания общественным способом бытия людей и их трудовой деятельностью.

С переходом к общественным формам жизни кардинально менялась структура человеческого поведения, последовательно опирающаяся на источники:

  • наследственно закрепленная программа и биологические мотивы, зависящие от непосредственного восприятия среды;
  • полученный по мере развития собственный опыт индивида;
  • духовные мотивы и потребности, возникшие по мере развития способности личности абстрагироваться от непосредственного влияния среды.

Последний источник в виде трансляции и усваивания общественного опыта стал возможен благодаря развитию речи, как формы существования сознания.

Характерные особенности и структурные компоненты сознания:

  • знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания личности непосредственным образом зависит от ее уровня приобретенных знаний и опыта. В процессе общественно-исторического развития у человечества сформировалась потребность в важном мотиве познавательной деятельности — знаниях;
  • выделение себя как субъекта познания в предметном мире, противопоставление себя как личности другому объективному миру. Такое самопознание стало основой для самосознания — осознания собственных физических и морально-психологических качеств;
  • планирование собственной деятельности и образа действий, предвосхищение их результатов, целеустремленность. Сторона сознания проявляется в самоконтроле и корректировании собственных действий;
  • проявление эмоционально-волевой сферы личности в отношении к окружению: объективной действительности, другим людям, самому себе. Человек, выделяющий и противопоставляющий себя другому предметному миру, природным и общественным явлениям, а также переживающий собственное отношение к объективной действительности и самого себя, близок к самовоспитанию.

Три компонента — сознание, самопознание и самосознание — движут личность к тому, чтобы стать субъектом воспитания: персона сама ставит перед собой воспитательные цели и достигает их.

Характеристики сознания человека:

  • совокупность знаний об окружающем мире;
  • отчетливое различение субъекта и объекта;
  • обеспечение целеполагающей деятельности;
  • наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Функции психики

Человеческая психика реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Это системное качество не дается человеческому существу от рождения и не развивается само по себе, а формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. Специфические человеческие качества формируются только в процессе понимания и принятия культуры предшествующих поколений.

Психика живого разумного организма характеризуется двумя основными взаимосвязанными и обуславливающими друг друга функциями.

  1. Отражение.
  2. Регулирование.

Отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, получаемой в процессе отражения.

Обе функции обеспечивают выживание организма в существующем мире: его поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение действительности, в отличие от зеркального, или механического, носит преобразующий характер, потому что:

  • активно: всегда подвергает обработке поступающую информацию;
  • субъективно: всегда принадлежит какому-либо субъекту;
  • избирательно: всегда связано с конкретными необходимостями, потребностями и условиями.

Формула психического отражения выглядит так:

Объективный мир + психика, отражаемая система = психическое отражение.

Исходя из этого тождества, реальный мир не равен психическому отражению. Этот признак имеет ряд особенностей:

  • дает возможность воспринимать окружающий мир без искажений;
  • совершенствует и углубляет психический образ в результате активной психической практики человека;
  • обеспечивает выбор поведения и вид занятий;
  • имеет индивидуальный тип, так как преломляется через особенности персоны;
  • носит опережающий характер.

Психика человека состоит из трех групп явлений:

  • психические процессы — познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные;
  • психические состояния — творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс;
  • психические свойства человека — темперамент, способности, характер.

Какое понятие шире, чем различаются

Если провести сравнение по основным критериями двух понятий, станут видны существенные различия между ними.

  1. Психика присуща и людям, и животным, сознание — только людям.
  2. Человеческая психика представлена не одним уровнем организации, а включает сознательное и то, что выходит за пределы осознания: бессознательное, подсознательное, предсознательное.
  3. Психика проявляется не только как целое, но и как отдельные части: отдельные функции, отдельные психические процессы и свойства. Сознание проявляется только как функция целого.
  4. Работа психики — постоянный фактор жизнедеятельности человека, работа сознания — переменный фактор.
  5. Сознание, насчитывающее в историческом развитии сотни тысяч лет, представляет собой этап в развитии психики, развивающейся в истории сотни миллионов лет.
  6. Психика присуща всем возрастным периодам, сознание отсутствует в младенчестве и может исчезнуть с возрастом из-за старческих изменений организма.
  7. Патология сознания не сможет полностью исключить работу психики, патология психики способна сохранить отдельные функции и вызвать полную потерю сознания.

Отсюда вывод: понятие «психика» шире понятия «сознание».

Примечание

Сознание нельзя называть составной частью психики, это высший уровень ее организации.

Говоря о широте категорий и отражаемых ими явлений, можно отметить и глубину — количественно-качественную особенность. В соотношении двух рассматриваемых категорий сознание, хотя оно менее распространено в природе, чем психика, включает все ее компоненты:

  • на более высоком уровне их развития;
  • на более высоком уровне связи между ними.

Сознание, принципиально повторяя состав, структуру, функции психики, предстает системой более высокого уровня.

Главный отличающий субъективный фактор — осознанность объекта, будь то предмет или явление внешнего мира, либо сигнал внутренней среды организма в виде мысли, мотива, интереса.

Осознание проходит через три операции:

  • выделение объекта из среды;
  • соотнесение этого объекта с другими;
  • соотнесение объекта с самим субъектом.

В чем сложность изучения психики и сознания

Специалисты выделяют три основные причины, затрудняющие изучение и понимание внутреннего мира человека, поиск общих законов.

  1. Существующие различные направления психологии во главу угла ставят те или иные проявления психической сферы человека и соответственно с этим выстраивают собственную теоретическую основу и методы исследования.
  2. Экспериментально доказанные связи психических явлений с деятельностью головного мозга, в отличие от физиологических процессов, недоступны прямому наблюдению и фиксации. Пример: новейшая аппаратура не предоставляет возможности увидеть мысли и чувства в головном мозге, выявить качественные характеристики решения мыслительных задач.
  3. Психические процессы принадлежат субъекту, но описываются в терминах внешнего мира. Пример: восприятие осуществляется рецепторами головного мозга, но субъект рассказывает о восприятии характеристиками воспринимаемого объекта (типа пейзажа, здания и т. п.), а не описанием происходящего в центральной нервной системе.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)

Поиск по содержимому

6. Развитие психики и сознания » Шпоры для студентов

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Концепция физического Я в психологии

Санджай Сингх
(Нью-Дели, Индия)

«Человек — переходное существо? Это тело — мост.» (Шри Арубиндо).

Физическое Я относится к телу, этому чудесному сосуду и сложной, точно настроенной машине, с помощью которой мы взаимодействуем с окружающей средой и другими существами. Физическое Я — это конкретное измерение, осязаемый аспект личности, который можно непосредственно наблюдать и исследовать.

Однако с научной точки зрения этот важный аспект нашего Я, кажется, затерялся где-то между восточной отстраненностью и западным нарциссизмом, настолько, что по этому вопросу отсутствует достаточная теоретическая разработка. Тем не менее, прямо или косвенно, дискуссия о Физическом Я нашла место в различных школах психологии, таких как психоанализ, бихевиоризм, гуманизм и т. д., причем некоторые из его наиболее ярых сторонников и последователей занимаются этим вопросом в различных пропорциях.

Уильям Джеймс считал тело изначальным источником ощущений и необходимым для возникновения и поддержания личности. Однако Джеймс считал тело подчиненным уму, ибо, например, умственная концентрация может быть настолько жестко сфокусирована? как изгнать не только обычные ощущения, но и самую сильную боль? (Джеймс, 1890, том 1, стр. 49). Простым примером могут служить многочисленные сообщения о солдатах в бою или о боксерах на ринге, которые получают тяжелые ранения, но не замечают их до тех пор, пока интенсивность боя не утихнет. Для Джеймса тело — это выразительный инструмент внутреннего сознания, а хорошее физическое здоровье — это то, что исходит из каждой части тела хорошо тренированного мускулистого человека и с удовлетворением впитывает в него душу. Это элемент духовной гигиены первостепенной важности. (Джеймс, 1899. с. 103).

В психоаналитической школе построение Я и личности Зигмундом Фрейдом делает физическое тело ядром человеческого опыта. Фрейд считал, что эго — это прежде всего телесное эго (Freud, 1937). Однако, несмотря на признание Фрейдом центральной роли тела, в его собственных работах по терапии это редко обсуждается. Среди западных теоретиков Вильгельм Райх, вероятно, больше всего интересовался телом (Fadiman and Frager, 2002). Хотя в своих более поздних работах Фрейд уделял меньше внимания либидо, Райх взял фрейдовскую концепцию либидо в качестве своего центрального принципа. Для Райха освобождение заблокированной биоэнергии является главной задачей психотерапии. Райх утверждал, что разум и тело едины; все психические процессы, постулировал он, являются частью физических процессов, и наоборот. Таким образом, для Райха тело является важной движущей силой всего психологического функционирования, и оно играет решающую роль в хранении и направлении биоэнергии, которая является основой человеческого существования и опыта.

Для Эрика Эриксона опыт закреплен в плане тела (Erikson, 1963). По его мнению, роль органов тела особенно важна на ранних стадиях развития жизни человека. В более позднем возрасте развитие физических, а также интеллектуальных навыков помогает определить, достигнет ли человек чувства компетентности и способности выбирать ответственные роли в сложном обществе. Например, здоровые дети обретают чувство компетентности по мере того, как их тела становятся больше, сильнее, быстрее и способны к обучению сложным навыкам. Однако как теоретик сцены Эриксон осознает постоянное взаимодействие тела, психологических процессов и социальных сил. Он признает классический взгляд Фрейда на фундаментальные биологические влечения, но настаивает на том, что эти влечения поддаются социальной модификации.

Карл Густав Юнг в своем изложении аналитической психологии не рассматривал явно роль тела и решил направить свои усилия только на анализ психики. Он утверждал, что физические процессы важны для нас только в той мере, в какой они представлены в психике. Физическое тело и внешний мир могут быть познаны только как психологические переживания: меня главным образом интересует сама психика, поэтому я опускаю тело и дух. Тело и дух для меня всего лишь аспекты реальности души. Психическое переживание является единственным непосредственным переживанием. Тело столь же метафизично, как и дух. (Юнг, 1973).

Б. Ф. Скиннер был убежденным бихевиористом, и для него роль тела имеет первостепенное значение. Для Скиннера термины «личность» и «я» — просто объяснительные фикции, и все, что существует, — это тело. Однако, несмотря на это, тело никогда по-настоящему не интересовало скиннера. Он рассматривает человека как нераскрытую, но уж точно не пустую коробку.

Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, две наиболее видные фигуры гуманистической традиции, не обсуждали в деталях роль тела в процессе самоактуализации. Согласно теории иерархии потребностей Маслоу, как только физиологические потребности человека удовлетворены, человек становится более заинтересованным в потребностях более высокого порядка. Однако он пишет, что телу нужно отдать должное. Аскетизм, самоотречение, сознательное неприятие требований организма, по крайней мере на Западе, имеют тенденцию производить уменьшенный, чахлый или калечащийся организм, и даже на Востоке приводит к самоактуализации лишь очень немногих, исключительно сильных лица? (Маслоу, 1968). С другой стороны, Карл Роджерс, несмотря на некоторые свидетельства того, что его личностно-центрированная работа сосредоточена на физических ощущениях (fernald, 2000), не уделял особого внимания роли тела.

В восточных традициях, особенно в индийской, огромное внимание уделяется различным аспектам личности, в том числе и физической. Одно из самых важных достижений индийской традиции, то есть школы Йоги, рассматривали тело по-разному. Эти отношения варьируются от прямого отрицания тела, потому что оно рассматривается как источник желаний и привязанностей, до признания тела основным средством духовного роста и самореализации. Бхагавад-гита советует: йога — это гармония. Не для того, кто ест слишком много, или для того, кто ест слишком мало; ни для того, кто спит слишком мало, ни для того, кто спит слишком много (VI: 16). Большинство дисциплин йоги проповедуют умеренный подход к телу, ни снисходительность, ни чрезмерно аскетизм.

Существует целая дисциплина, посвященная Физическому Я, т. е. хатха-йога, или йога тела. Индийская традиция рассматривает рост и просветление как событие всего тела, что невозможно до тех пор, пока у человека не будет чистого и сильного тела. Однако хатха-йога — это система здоровья и гигиены, затрагивающая как тело, так и ум. Она нацелена на всего человека для его полного развития и самореализации. Он учитывает не только правильный рост, силу и тонус различных мышц тела, но также эффективность и функции основных факторов конституционального здоровья, а именно внутренних органов и желез (Маджумдар, 19).64).

В буддийской традиции концепция срединного пути имеет центральное значение в отношении человека к телу. Это не предполагает ни полного удовлетворения всех желаний, ни крайнего аскетизма, ни самоуничижения. Это потому, что «и ваша жизнь, и ваше тело заслуживают любви и уважения, потому что именно благодаря им практикуется Истина и проявляется сила Будды». (Догэн в Кеннетте, 1976).

Физическое Я: Солнце во тьме

Тело, которое должно было быть светильником для себя,
Однажды черви устроят ужасный пир.

Здесь общая слава всей человеческой плоти,
Что хорошие и плохие, высокие и низкие, все должны умереть.

(сэр Эдвин Арнольд, Будда-свет Азии)

Ссылки

Джеймс Фадиман и Роберт Фрагер (2002). Личность и личностный рост. Принтис Холл, Нью-Джерси.

Сатпрем Шри Ауробиндо, или Приключение сознания

Комментарии получены

Хороший текст и хорошая проработка концепции различными школами психологии. Мне понравился индийский вид, очень классный. (Аноним)

Это замечательный текст. Продолжайте хорошую работу. Одна вещь, которую вы должны помнить, придерживайтесь стиля ссылок АПА (Мос Тингир)

Карл Юнг и концепция коллективного сознания

Стивен Гимбел, доктор философии, Геттисбергский колледж

20

-й век стал свидетелем разрушения представления, которое мы имели о себе как о людях. Мы были не разделительной линией Великой Цепи Бытия, а не чем иным, как продуктом наших детских травм, предложенным трехчастной теорией разума Зигмунда Фрейда.

Согласно Фрейду, подсознание человека формируется через его отношения с определенными людьми в его жизни. Он также считал, что организованная религия, подобно государству и культуре, работает как коллективное суперэго, которое контролирует и подавляет человеческое стремление быть собой. Это понятие коллективного суперэго было расширено Карлом Густавом Юнгом.

Понятие коллективного сознания было предложено Карлом Густавом Юнгом (Изображение: Lightspring/Shutterstock)

Теории Юнга о коллективном бессознательном

Карл Юнг был лучшим учеником и ближайшим учеником Фрейда, продолжившим психоаналитическое движение Фрейда. Юнг не соглашался с Фрейдом в отношении понятия организованной религии. Он считал религиозный импульс естественной и универсальной частью человеческого сознания. Его вера в универсальное сознание была центральным различием между ним и Фрейдом, которое навсегда разделяло их.

Зигмунд Фрейд не принимал концепцию коллективного бессознательного. (Изображение: Макс Хальберштадт/общественное достояние)

В то время как Фрейд не терпел никаких идей, противоречащих его, у Юнга были другие взгляды. Он соглашался с Фрейдом в отношении подсознания как хранилища первичных желаний. Он также верил в концепцию Фрейда о том, что многие формы неврозов являются результатом конфликтов между сознательным и бессознательным. Но он считал, что Фрейд не принял во внимание то, что он называл «коллективным сознанием» как расширение Оно. Человеческое подсознание является хранилищем не только личных переживаний и воспоминаний, но и всего человечества. Все люди имеют общее подсознание, в котором хранятся воспоминания обо всех людях, живых и мертвых.

Согласно Юнгу, мы храним воспоминания о наших предках в нашем подсознании. Мы используем это коллективное бессознательное, чтобы придать миру структуру и смысл.

Это стенограмма из серии видеороликов «Переосмысление реальности: интеллектуальные последствия современной науки». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.

Что такое юнгианские архетипы?

Юнг наблюдал подобные закономерности в образах, персонажах и событиях, повторяющихся в мифах, религиях и культурных верованиях. Эти сообщества и общества вряд ли были в контакте друг с другом, но в их центральных историях фигурировали одни и те же элементы с одинаковыми ролями.

Юнг называет эти центральные элементы архетипами. Также он называл синхронистичностью повторные появления этих архетипов в культурах, изолированных друг от друга.

Карл Юнг обнаружил закономерности среди культур и обществ и назвал их архетипами. Мы получаем набор расплывчатых паттернов или архетипов. Наш разум интерпретирует мир и события, используя эти архетипы, и придает миру смысл.

Различия, которые мы видим в специфических чертах каждой культуры, связаны с тем, что каждая культура применяет эти общие архетипы на основе своих географических и исторических особенностей. Но центральные ценности необычайно общие, настолько, что мы не можем поверить, что эти культуры независимы друг от друга.

Согласно Юнгу, эти закономерности видны как в человеческом уме, так и во всем мире. Он называет их коллективными бессознательными ноуменами.

Узнайте больше о мудрости толпы.

Ноумены и явления

Ноумены были выделены Иммануилом Кантом в 18 веке от феноменов. Согласно этому немецкому философу, феномены — это опыт вещи человеком, а ноумены — реальная вещь.

Например, когда мы смотрим на ручку, мы получаем ее изображение и думаем, что знаем что-то о ручке. Но образ не имеет физического проявления; это только в нашем уме. Нет никакого способа узнать, что то, что находится в уме, похоже на реальную вещь, создающую этот образ. Действительно ли он имеет те же функции, или мы просто думаем, что функции одинаковы? Согласно Канту, метафизика бесполезна, поскольку мы имеем доступ только к явлениям. Мы никогда не можем выйти за пределы нашего разума. Поэтому мы не можем быть уверены в реальности.

Но у Юнга была другая идея. Для него коллективное бессознательное связывает разум с миром. Мы можем добраться до реальности через коллективное бессознательное, с которым связаны все человеческие виды. Юнг утверждал, что существуют любопытные совпадения, которые невозможно объяснить, пока они не являются полностью случайными. Они не могут происходить случайно и должны иметь какое-то объяснение. Мы воспринимаем их как сигналы, посланные нам Вселенной. Юнг считал, что эти синхронности показывают, что это коллективное бессознательное связывает нас.

Другое сходство между идеями Фрейда и Юнга заключается в том, что они оба изучают людей не в вакууме, а в отношении к другим существам. Для Фрейда отношения между отцом и ребенком определяют характер человеческого разума и поведения.

Последний шаг Юнга состоит в том, что он отвергает объект как индивидуальность и рассматривает его как единое целое. Объект не имеет значения сам по себе; это просто модус более широкой коллективной реальности.

Узнайте больше о том, откуда берутся характеры людей?

Общие вопросы о Карле Юнге и концепции коллективного сознания

В: Что такое теория Карла Юнга?

Теория Карла Юнга — это коллективное бессознательное. Он считал, что люди связаны друг с другом и со своими предками через общий набор переживаний. Мы используем это коллективное сознание, чтобы придать смысл миру.

В: В чем разошлись мнения Фрейда и Юнга?

Фрейд и Юнг расходились во мнениях по некоторым ключевым аспектам. Например, Юнг считал религию естественной частью человеческого сознания, а Фрейд рассматривал религию как форму коллективного невроза. Кроме того, Юнг верил в коллективное сознание, которое постоянно разделяло их.

В: Какое определение архетипа лучше всего?

Согласно Юнгу, архетипы — это сходные образы, персонажи и события, которые повторяются в мифах, религиях и культурных верованиях разных сообществ, которые вряд ли были в контакте друг с другом.

В: Что такое синхронизмы?

Юнг рассматривает синхронистичности как повторяющиеся появления архетипов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts