Способы направления и поддержки детской инициативы: Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС» | Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:

25. Способы и направления поддержки детской инициативы \ КонсультантПлюс

25. Способы и направления поддержки детской инициативы.

25.1. Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка ДОО, как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.

25.2. Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО, и вторая половина дня.

25.3. Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например:

самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;

свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;

игры-импровизации и музыкальные игры;

речевые и словесные игры, игры с буквами, слогами, звуками;

логические игры, развивающие игры математического содержания;

самостоятельная деятельность в книжном уголке;

самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;

самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических и танцевальных движений.

25.4. Для поддержки детской инициативы педагог должен учитывать следующие условия:

1) уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать познавательные вопросы;

2) организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;

3) расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;

4) поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;

5) создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата;

6) поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремления к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата;

7) внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

8) поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.

25.5. В возрасте 3 — 4 лет у ребенка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребенок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребенок задает различного рода вопросы. Важно поддержать данное стремление ребенка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребенка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их свойства и качества. Педагогу важно проявлять внимание к детским вопросам, поощрять и поддерживать их познавательную активность, создавать ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно искать решения возникающих проблем, осуществлять деятельностные пробы. При проектировании режима дня педагог уделяет особое внимание организации вариативных активностей детей, чтобы ребенок получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, в экспериментах, в рисовании, в общении, в творчестве (имитации, танцевальные импровизации и тому подобное), в двигательной деятельности.

25.6. С четырех — пяти лет у детей наблюдается высокая активность. Данная потребность ребенка является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах его жизни и деятельности. Педагогу важно обращать особое внимание на освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать для поддержки самостоятельности в познавательной деятельности. Педагог намеренно насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы. Всегда необходимо доброжелательно и заинтересованно относиться к детским вопросам и проблемам, быть готовым стать партнером в обсуждении, поддерживать и направлять детскую познавательную активность, уделять особое внимание доверительному общению с ребенком. В течение дня педагог создает различные ситуации, побуждающие детей проявить инициативу, активность, желание совместно искать верное решение проблемы. Такая планомерная деятельность способствует развитию у ребенка умения решать возникающие перед ними задачи, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе. Педагог стремится создавать такие ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы. Это могут быть ситуации волонтерской направленности: взаимной поддержки, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам.

Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора свободной деятельности, поэтому атрибуты и оборудование для детских видов деятельности должны быть достаточно разнообразными и постоянно меняющимися (смена примерно раз в два месяца).

25.7. Дети пяти — семи лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых. Поэтому педагогу важно обратить внимание на те педагогические условия, которые развивают детскую самостоятельность, инициативу и творчество. Для этого педагог создает ситуации, активизирующие желание детей применять свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач. Он регулярно поощряет стремление к самостоятельности, старается определять для детей все более сложные задачи, активизируя их усилия, развивая произвольные умения и волю, постоянно поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребенка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений.

25.8. Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуется использовать ряд способов и приемов.

1) Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к ее минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.

2) У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребенком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребенка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребенком. Важно уделять внимание ребенку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.

4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребенком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать способы ее достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится педагогом в разных видах деятельности. Педагог использует средства, помогающие детям планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребенка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.

6) Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки, письма-схемы, новые таинственные книги и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Детский сад № 74 комбинированного вида «Непоседы»

Уровни образования
Общее образование (уровни общего образования):
  • дошкольное образование;

Формы обучения
Нормативный срок обучения
Срок действия аккредитации
Аккредитация отсутствует

Образовательные программы, в том числе реализуемые адаптированные образовательные программы
Описание образовательной программыФайлы
Основная образовательная программа дошкольного образования
Уровень образования: Дошкольное
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 74 комбинированного вида «Непоседы» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100» под науч.
ред. Р.Н. Бунеева М.:БАЛАСС, 2016 г. С полной версией программы подробно можно ознакомиться в методическом кабинете.

Программа; (PDF; 3Мб)

 

 

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Наименование профессии, специальности, направления подготовки: Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи. В программе представлена система работы учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструкто
Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи. В программе представлена система работы учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре предусматривающая личностно-ориентированный подход к детям с ТНР.

Программа; (DOCX; 1Мб)

 

 

 

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с задержкой психического развития
Наименование профессии, специальности, направления подготовки: Программа предназначена для детей с задержкой психического развития.
Программа предназначена для детей с задержкой психического развития.
Программа; (DOCX; 1Мб)

 

 

 


Учебный план
ПериодНазваниеФайл / Ссылка
2018-2019Учебный планФайл (PDF; 849Кб)
2019-2020Учебный планФайл (DOCX; 30Кб)

Аннотации к рабочим программам дисциплин
ПредметКласс / год обученияАннотацияФайлСсылка
Презентация ООП ДО для детей раннего и дошкольного детства2019-2020 Файл (PDF; 398Кб) 
Рабочая программа инструктора по физической культуре2019-2020Предназначена для детей 2-3 лет, 5-7 лет. Представлены цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы, приемы по физическому развитию детей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по использованию программыФайл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа музыкального руководителя2019-2020Программа предназначена для детей 2-3 лет, 6-7 лет. Цель программы: музыкальное развитие детей. В программе представлены цели, задачи, содержания, формы, методы, приемы работы с детьми по всем видам музыкальной деятельности. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии Буренина А.И. «Тутти». Представлены способы и направления поддержки детской инициативы. Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа музыкального руководителя группы2019-2020Программа предназначена для детей 3-4 лет. Цель программы: музыкальное развитие детей. В программе представлены цели, задачи, содержания, формы, методы, приемы работы с детьми по всем видам музыкальной деятельности. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе №62019-2020Предназначена для коррекции речевых нарушений у детей 6-7 лет с ТНР. Отражены цель, задачи, специфические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по психомоторной коррекции.Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя логопеда в подготовительной к школе группе №112019-2020Предназначена для коррекции речевых нарушений у детей 6-7лет с ТНР. Отражены цель, задачи, специфические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по использованию мнемотехники в коррекционной работе.
Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе №122019-2020Предназначена для коррекции речевых нарушений у детей 5-6 лет с ТНР. Отражены цель, задачи, специфические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по проведению логиритмических занятий.Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе №92019-2020Предназначена для коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет с ТНР. Отражены цель, задачи, специфические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по проведению логиритмических занятий.Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа первой младшей группы №12019-2020Программа предназначена для работы с детьми третьего года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации парциальной программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 2Мб) 
Рабочая программа второй младшей группы №22019-2020Программа предназначена для работы с детьми четвертого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Представлены способы поддержки детской инициативы.
Файл (PDF; 4Мб) 
Рабочая программа средней группы №32019-2020Программа предназначена для работы с детьми пятого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду». Представлены способы поддержки детской инициативы.
Файл (PDF; 7Мб)
 
Рабочая программа второй младшей группы №42019-2020Программа предназначена для работы с детьми четвертого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О. А. Воронекевич «Добро пожаловать в экологию!». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 3Мб) 
Рабочая программа первой младшей группы №52019-2020Программа предназначена для работы с детьми третьего года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. Файл (PDF; 2Мб) 
Рабочая программа подготовительной к школе группы №62019-2020Программа предназначена для работы с детьми седьмого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 8Мб) 
Рабочая программа старшей группы №72019-2020Программа предназначена для работы с детьми шестого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 9Мб) 
Рабочая программа старшей группы №82019-2020Программа предназначена для работы с детьми шестого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством ознакомления с художественной литературой. Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 3Мб) 
Рабочая программа средней группы № 92019-2020Программа предназначена для работы с детьми пятого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 4Мб) 
Рабочая программа средней группы №102019-2020Программа предназначена для работы с детьми пятого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации парциальной программы.Файл (PDF; 4Мб) 
Рабочая программа подготовительной к школе группы №112019-2020Программа предназначена для работы с детьми седьмого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 5Мб) 
Рабочая программа старшей группы №122019-2020Программа предназначена для работы с детьми седьмого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.М. Ельцовой «Риторика для дошкольников». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 9Мб) 
Рабочая программа подготовительной к школе группы №132019-2020Программа предназначена для работы с детьми седьмого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, характеристики речи детей с речевыми нарушениями, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации парциальной программы О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду».Файл (PDF; 8Мб) 
Рабочая программа подготовительной к школе группы №142019-2020Программа предназначена для работы с детьми седьмого года жизни. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, форм, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии О.М. Ельцовой «Риторика для дошкольников». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 5Мб) 
Рабочая программа инструктора по физической культуре2019-2020Предназначена для детей 3-5 лет. Представлены цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы, приемы по физическому развитию детей. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по использованию программы Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа педагога-психолога2019-2020Программа предназначена для работы с детьми 3-5 лет. Отражает возрастные особенности детей, формы, способы и методы реализации программы.Файл (PDF; 2Мб) 
рабочая программа педагога-психолога2019-2020Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет. Отражает возрастные особенности детей, формы, способы и методы реализации программы.Файл (PDF; 2Мб) 
Рабочая программа группы кратковременного пребывания2019-2020Программа предназначена для работы с детьми 2-4 лет. Отражает возрастные особенности детей, содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, формы, способы и методы реализации программы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержания и планируемые результаты работы с детьми по реализации парциальной программы Лыковой И.А. «Цветные ладошки». Представлены способы поддержки детской инициативы.Файл (PDF; 4Мб) 
Рабочая программа музыкального руководителя средней группы2019-2020Программа предназначена для детей 4-5 лет. Цель программы: музыкальное развитие детей. В программе представлены цели, задачи, содержания, формы, методы, приемы работы с детьми по всем видам музыкальной деятельности. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражает цель, задачи, содержание, планируемые результаты работы с детьми по реализации технологии М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду»Файл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе №62019-2020Предназначена для коррекции речевых нарушений у детей 5-6лет с ТНР. Отражены цель, задачи, специфические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы. В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена работа по использованию сказкотерапии в коррекционной работеФайл (PDF; 1Мб) 
Рабочая программа учителя-дефектолога2018-2019Предназначена для работы с детьми с ЗПР 4-7 лет. Отражены цель, задачи, сфецифические принципы, формы, методы, средства коррекционной работы.Файл (PDF; 1Мб) 

Календарный учебный график
ПериодНазваниеФайл / Ссылка
2019-2020Учебный графикФайл (PDF; 786Кб)
2018-2019Учебный графикФайл (PDF; 733Кб)

Реализуемые образовательные программы
ПредметКласс / год обученияФайлСсылка
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ2019-2024Файл (PDF; 1Мб) 

Численность обучающихся (воспитанников) по возрастам / годам обучения
Учебный год  
2019-2020
Дошкольное образование:560
   Группа раннего возраста:70
   Младшая группа:70
   Средняя группа:105
   Старшая группа:105
   Подготовительная группа:140
   Группа кратковременного пребывания:70
Всего:560

Языки, на которых осуществляется образование
Русский
НазваниеФайл
Положение о языках образования в МКДОУ д/с № 74Файл (PDF; 580Кб)

Иные документы
НазваниеКем выданКогдаФайл
Положение о формах обучения по дополнительным образовательным программам в МКДОУ д/с №74 15. 06.2016Файл (PDF; 576Кб)
Положение о порядке осуществления индивидуального учета результатов освоения воспитанниками образовательных программ и хранения в архиве информации об этих результатах 15.06.2016Файл (PDF; 493Кб)
Положение о рабочей программе педагога МКДОУ д/с № 74 21.06.2016Файл (PDF; 771Кб)
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО) МКДОУ д/с №74 21.06.2016Файл (PDF; 630Кб)
Положение о внутренней оценке качества дошкольного образования МКДОУ г.Новосибирска «Детский сад №74 комбинированного вида «Непоседы» 12.01.2017Файл (PDF; 633Кб)
ПЛАН по улучшению качества работы МКДОУ д/с №74 по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности МДОУ на 2017-2018 год 28.05.2018Файл (PDF; 905Кб)
ПЛАН по улучшению качества работы МКДОУ д/с№74 по результатам независимой оценки качества образовательной деятельности на 2019-2020 год 03. 06.2019Файл (PDF; 934Кб)
Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Как дети учатся проявлять инициативу и преодолевать трудности

Умение проявлять инициативу — это поведение, которое помогает детям идти по жизни смело и с оптимизмом.

Альфред Д. Соуза делает важное замечание: «Долгое время мне казалось, что жизнь вот-вот начнется. Но на пути всегда было какое-то препятствие, что-то, что нужно было сделать в первую очередь, какие-то незаконченные дела, время, которое еще не отбыло, долг, который нужно было заплатить. Тогда начнется жизнь. Наконец до меня дошло, что эти препятствия и были моей жизнью».

Действительно, препятствия — неотъемлемая часть жизни. И часто они кажутся бесконечными, особенно детям. Дети становятся более счастливыми взрослыми, когда учатся преодолевать трудности и препятствия, проявлять инициативу и участвовать в важных для них мероприятиях.

Обычный рефрен, который я часто слышу от родителей подростков и подростков: «Мой сын не проявляет инициативы. Я не знаю, как его мотивировать». «Моя дочь не может постоять за себя».

В этой статье рассказывается о том, как дети учатся проявлять инициативу. Родители и учителя являются ключевыми наставниками в этом процессе.

Почему так важна инициатива?

Проявление инициативы помогает двигаться вперед в намеченных направлениях. Инициатива направляет наше внимание к сложной цели и помогает нам преодолевать препятствия. Умение проявлять инициативу является важным аспектом позитивного развития молодежи.

Способность проявлять инициативу развивается в позднем детстве и в подростковом возрасте благодаря опыту мастерства и отношениям, которые помогают детям поверить в себя. Поскольку инициативу можно использовать для достижения добра или зла, она также включает в себя привитие в детстве положительных качеств, включая сочувствие, самосознание и честность, а также других качеств, которые являются частью Преимущества компаса. Независимо от того, учатся ли молодые люди вносить положительные изменения в свою жизнь или в окружающий мир, проявление инициативы требует сочетания внутренней энергии и внешних действий.

Способность проявлять инициативу развивается за счет внутренних поощрений, таких как творчество, достоинство, самостоятельность, стремление изменить ситуацию к лучшему для других и действия, которые помогают детям создавать собственное будущее. Он не развивается за счет внешних вознаграждений, таких как оценки, победы, награды и деньги.

Занятия, которые помогают детям проявить инициативу

Исследователи определили три важных элемента занятий, которые помогают детям научиться проявлять инициативу в детстве и подростковом возрасте.

  • Дети должны выбирать занятия для себя, потому что это дает им «внутренние» награды! Примеры включают музыкальные программы, обучение служению и множество других внеклассных занятий.
  • Действие должно происходить в среде, которая содержит правила, проблемы и сложности, присущие реальному миру. Дети должны сталкиваться с интеллектуальными, межличностными и внутриличностными проблемами, которые выходят за рамки оценок, побед в игре и других внешних наград.
  • Активность должна поддерживаться в течение определенного периода времени. Вместо того, чтобы выполнять множество действий, детям лучше сосредоточиться на нескольких в течение более длительных периодов времени, чтобы они научились упорствовать, несмотря на трудности.

Неопровержимые факты

  • IQ составляет менее 25% успеха в жизни. Эмоциональный интеллект, включая проявление инициативы, объясняет все остальное.
  • Скука несовместима с инициативой. И отличники, и те, кто занимается правонарушениями, сообщают о самом высоком уровне скуки в США, причем более чем в 50% случаев.
  • Дети, которым не хватает инициативы, более склонны к депрессии.
  • Дети и подростки, которые успешно учатся проявлять инициативу, проводят в два раза больше времени за хобби и спортом, чем дети с низким уровнем, и они проводят больше времени со своими семьями.
  • Традиционные уроки и домашние задания, занятия, на которые приходится более 30% часов бодрствования детей, имеют ограниченный потенциал для обучения проявлению инициативы.

Советы по общению для родителей

  • Когда дети обвиняют, стонут или ноют, превратите это в возможность узнать, что их волнует! Раскройте скрытые убеждения, которые могут подпитывать их способность проявлять инициативу и действовать в мире.
  • Переход от языка «Призы и похвалы» к языку «Постоянное внимание» ». Вместо того, чтобы хвалить детей за все, что они «делают», выражайте признательность за то, кто они есть.
  • Помогите детям научиться решать свои собственные проблемы и преодолевать препятствия . Позвольте им потерпеть неудачу. Будьте наставником для своих детей, пока они учатся проявлять инициативу и обнаруживать интересы, которые их мотивируют.

Наставничество воспитывает способность приемных детей проявлять инициативу

  • Будьте в стороне, помогая детям учиться.
  • Поощряйте детей вставать на ноги после падения — потому что вы в них верите.
  • Будьте полезным проводником, когда дети выявляют проблемы, обдумывают свой выбор, приходят к решениям, корректируют стратегии и планируют следующие шаги. Слушайте и поощряйте.
  • Будьте образцом для подражания. Покажите им, как вы добиваетесь цели, но не делайте за них то, что они могут сделать сами.

Мне бы хотелось услышать от вас о вашем опыте родителей, педагогов и наставников молодых людей. Как вы помогли детям научиться проявлять инициативу? Какие виды деятельности приносят наибольшее внутреннее вознаграждение? Почему? Как классы поощряют инициативу?

Инфографика о проявлении инициативы

Не стесняйтесь использовать и делиться следующей инфографикой, синтезированной из этой статьи о том, как дети учатся проявлять инициативу.

Статьи по теме:

Успешным детям нужны 8 основных способностей: целеустремленное воспитание детей

Целеполагатели часто становятся лучшими исполнителями Ссылки

Адлай- Гейл, WS (1994). Изучение аутотелической личности. Диссертация, Чикагский университет.

Бандура, А. (2001). Социальная когнитивная теория: агентная точка зрения. Ежегодный обзор психологии, 52 , 1–26.

Чиксентмихайи, М. (1997). В поисках потока: психология участия в повседневной жизни (1-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги.

Гоулман, Д. (1995). Эмоциональный интеллект . Нью-Йорк: Bantam Books.

Хекмер, Дж. М. (1996). Изучение оптимального развития личности: лонгитюдное исследование подростков. Диссертация, Чикагский университет.

Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог, 55 (1), 170-183.

(Эта статья была первоначально опубликована 28 апреля 2011 г. Она была дополнена новыми исследованиями и материалами 20 июня 2018 г.) Теги: инициатива, позитивное развитие молодежи

Просьбы, инструкции и совместные дети

Просьбы и инструкции: разница

просьба — это когда вы просите своего ребенка что-то сделать.

Например: «Поможешь мне сложить это белье?» или «Хочешь надеть пальто? Сегодня холодно’. Ваш ребенок может ответить «да» или «нет» на просьбу.

Инструкция — это когда вы говорите своему ребенку что-то сделать.

Например: «Пожалуйста, помогите мне сложить это белье сейчас» или «Пожалуйста, надень пальто, когда мы выйдем». Это говорит вашему ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал и когда. Вы не даете ребенку возможности сказать «нет».

Важно, чтобы  четко понимали, просите ли вы своего ребенка или говорите ему что-то сделать. Если вы скажете что-то вроде: «Почему никто не может помочь мне убраться здесь?», вашему ребенку будет сложнее понять, что делать. Ваш ребенок может не знать, просите ли вы его о помощи, говорите ли ему, что делать, или жалуетесь, что никто не помогает.

Запросы или инструкции?

Инструкции и запросы важны, и лучше всего использовать сочетание инструкций и запросов .

Инструкции часто важны для обеспечения безопасности – например, «Держи меня за руку, пока мы переходим дорогу». А умение следовать инструкциям поможет вашему ребенку подготовиться к дошкольному и школьному обучению. Но дети могут чувствовать себя подавленными, если инструкций слишком много. Они также могут с большей вероятностью оспаривать инструкции, если их слишком много.

Просьбы дают вашему ребенку выбор и чувство контроля, что может повысить вероятность того, что ваш ребенок будет сотрудничать.

Итак, старайтесь чаще использовать запросы , чем инструкции .

Эффективные инструкции: идеи

Вот идеи, как давать инструкции таким образом, чтобы поощрять вашего ребенка к сотрудничеству.

Убедитесь, что вы привлекаете внимание вашего ребенка
Если вы привлекаете внимание вашего ребенка, вы можете убедиться, что он слушает инструкции. Вы можете сделать это следующим образом:

  • подойдя ближе – в идеале в пределах 2 метров
  • опустившись на уровень глаз вашего ребенка
  • , используя имя вашего ребенка
  • , используя низкий и спокойный голос.

Используйте понятный язык
Инструкции должны быть четкими, краткими и соответствовать возрасту вашего ребенка. Например, малышу можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку». Но пятилетнему ребенку можно сказать: «Пожалуйста, положите кубики в коробку, а коробку поставьте на полку».

Давайте только одну инструкцию за раз, особенно для детей младшего возраста.

Быть позитивным
Положительные инструкции помогают вашему ребенку добиться успеха, потому что они точно говорят ему, что вы от него хотите. Например, скажите: «Пожалуйста, жуйте с закрытым ртом» вместо «Не ешьте так».

Включить опции
Это может увеличить шансы вашего ребенка выполнить то, что вы просите, потому что это дает вашему ребенку некоторый выбор. Например: «Приготовься к ванне, пожалуйста. Вы хотите пузыри или не пузыри?» или «Пора одеваться. Вы хотите носить красные брюки или синие?»

Попросите ребенка повторить инструкции
Когда вы впервые даете ребенку инструкцию, рекомендуется попросить его повторить ее вам. Это дает вам возможность убедиться, что ваш ребенок услышал и понял то, что вы от него хотите.

Со временем, когда ваш ребенок научится реагировать на инструкцию, вам, вероятно, не придется просить ребенка повторить инструкцию, если только он не перестанет ей следовать.

Будьте готовы повторяться
Детям часто нужны напоминания. Например: «Сэм, я тебе еще раз говорю. Пожалуйста, наденьте обувь сейчас».

Вы можете попробовать добавить стимул или причину для того, чтобы ваш ребенок делал то, что ему говорят. Например: «Если ты быстро наденешь обувь, у нас будет больше времени в парке». Ребенку помладше можно сказать: «Сначала обувь, потом парк».

Используйте последствия для детей старше 3 лет
Если ваш ребенок в возрасте старше 3 лет не будет следовать вашим инструкциям, вы можете использовать последствия. Например: «Пожалуйста, уберите остальные игрушки, пока я не достала краски». Следствием может быть отсутствие рисования – очень скучно! – пока ваш ребенок не уберется.

Если вы будете тверды и последовательны, ваш ребенок поймет, что иногда ему нужно делать то, чего он не хочет делать, чтобы помочь вашей семье, получить похвалу, избежать дискомфорта или получить то, что он хочет. Это важный шаг в развитии саморегуляции и независимости.

Как помочь вашему ребенку научиться сотрудничать с просьбами и инструкциями

Детям может потребоваться время, чтобы научиться сотрудничать с инструкциями и просьбами. Эти идеи могут помочь:

  • Продолжайте использовать те же знакомые слова, например, «Слушай, Джейми», «Тебе нужно» и «А теперь, пожалуйста». Эти слова действуют как подсказки, и в конце концов ваш ребенок поймет.
  • Хвалите и подбадривайте ребенка, а также уделяйте ему положительное внимание, когда он сотрудничает, например: «Отлично сложил одежду. Я не смог бы сделать это без тебя».
  • Настройте ежедневные процедуры. Распорядок может помочь вашему ребенку справиться с повторяющимися ежедневными задачами. Распорядок может быть особенно полезен для маленьких детей и детей с дополнительными потребностями.
  • Попробуйте вовлечь ребенка в выполнение заданий, сделав их забавными или частью игры. Например, «Бей зуммер» – это игра, которая может помочь детям собраться и выйти за дверь утром.
  • Работайте с детьми, чтобы добиться цели. Дети с большей вероятностью будут сотрудничать, если увидят, что другие отвечают на просьбу или следуют инструкции.

Почему ваш ребенок может не сотрудничать

Если ваш ребенок не сотрудничает, возможно, вы ожидаете от него большего, чем он может сделать . Возможно, вам придется помочь ребенку освоить навыки или показать ему, как что-то делать, чтобы он мог сотрудничать.

Может быть  веская причина, по которой ваш ребенок не будет делать то, о чем вы просите , например, потому что он плохо себя чувствует, устал или напуган. Попросить переутомленного и голодного ребенка убраться в его комнате, скорее всего, не сработает.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts