Способы самоорганизации в повседневной жизни: Самоорганизация и саморазвитие личности

Содержание

Самоорганизация и саморазвитие личности

В статье мы расскажем:

  1. Саморазвитие личности
  2. Самоорганизация как элемент саморазвития личности
  3. Признаки самоорганизованной личности
  4. Причины отсутствия самоорганизации
  5. Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию
  6. Эффективные методы самоорганизации

Самоорганизация и саморазвитие личности – это очень сложные процессы, направленные на интеллектуальное развитие человека. Они предполагают наличие таких качеств, как сила воли, дисциплина, умение ставить перед собой задачи и добиваться поставленных целей, нести ответственность за свои слова и действия.

Стать такой личностью непросто. На пути к самосовершенствованию множество барьеров и препятствий. Но стоит только захотеть измениться, как возможности сразу представятся. Человек не должен стоять на месте, развитие – обязательное и необходимое условие существования в социуме, именно об этом мы и поговорим далее.

Саморазвитие личности

Именно саморазвития вам не хватает, если вы регулярно задумываетесь о своем месте в мире, предназначении и значимости для окружающих.

Формулировать свои желания, превращать их в цели и разбивать на задачи – непросто. Еще сложнее работать над собой. Но самоорганизация и саморазвитие – единственный способ жить так, как вам хочется.


Саморазвитие включает в себя несколько ключевых навыков:

Они становятся важными ключами к изменению качества жизни и дальнейшему достижению поставленных целей.

Заниматься саморазвитием можно самому. Сегодня есть множество способов получить информацию в книгах, лекциях и передачах на ТВ и в Интернете. Кому-то проще не тратить время на поиск и довериться профессионалу, который поделится своими знаниями и опытом. Выбрать персонального коуча не так легко. Будьте бдительны. Обратите внимание на достижения самого тренера, его жизненные ценности и личные качества.

Саморазвитие как способность меняться и постоянно работать над собой крайне важно и в профессиональной сфере. При выборе персонала специалисты по кадрам все больше внимания уделяют не только имеющимся навыкам и образованию кандидата, но и его перспективам. В них заложены возможности личностного и карьерного роста. В настоящий момент это становится базовым требованием. Всему остальному легко научить.

Самоорганизация как элемент саморазвития личности

Развитие личности невозможно без ее самоорганизации. Человек становится начальником самому себе. Он сам ставит цели. Определяет необходимые средства к их достижению. Спрашивает с себя об успехах, проделанной работе, недочетах и вносит коррективы, поощряет или критикует. Как стать самому себе руководителем? Сложно. Но возможно. Для этого необходимы навыки самообразования, самодисциплины, критического мышления.

Такой подход поможет отличить сиюминутные желания от важных целей, нести ответственность за принятые решения, не отвлекаться на мелочи, видеть главное и идти вперед, несмотря на встречающиеся препятствия.

Именно поэтому сложнее всего достичь самоорганизации людям со слабо развитой волевой сферой, безответственным и бесхарактерным.


Главные принципы самоорганизации:

Главное отличие самоорганизованного человека – умение превращать желания в цели. Формулировать их, делать достижимыми, разбивая на конкретные практические задачи. Однажды зародившаяся мечта может «перегореть». Или остаться желаемым образом.

Реализовать мечту можно, когда она становится объектом осознанного труда. Это невозможно без самопреодоления и самомотивации.

Придется каждый день совершать невидимую для других работу над собой: преодолевать лень, сомнения, неуверенность, страхи и т. д. Сначала это очень трудно. Но постепенно такой образ мышления входит в привычку, становится постоянным и единственно возможным. Девиз такого человека: «Надо – значит надо!»

Навыки самоуправления впоследствии помогут вам стать грамотным руководителем и для других.

Признаки самоорганизованной личности

1. Планирование.

Первостепенное умение для современного человека, жонглирующего работой, бытовыми делами, воспитанием детей, досугом и саморазвитием. Все успеть возможно, когда вы точно знаете, как распределить приоритеты и время на выполнение каждого дела. Планирование – это структурирование и прогнозирование. Своевременная забота о предстоящих событиях, распределение ответственности в семье или рабочем коллективе – все это помогает максимально застраховаться от неприятных сюрпризов, как то: неоплаченный и отключенный Интернет или недостаток времени на поход к стоматологу, на день рождения к родным и т. д.

Планирование помогает избавиться от гнетущего чувства постоянной перегруженности и необходимости помнить о сотне дел сразу. Когда вы четко представляете структуру своего дня, мелкая суета и непредвиденные сложности не отвлекают вас от намеченных дел. Не забывайте: на случай, когда что-то пошло не так, необходимо иметь «план Б».


2. Порядок.

Порядок в делах начинается с порядка в голове. Как только вы структурируете свои мысли, четко поставите себе цели и задачи, вы сможете отбросить все лишнее. Так же, как добиться нового нам мешают страхи и сомнения, беспорядок на рабочем столе и в комнате снижает эффективность в работе. Долгий поиск нужной вещи, вызванная этим раздражительность, недовольство собой – не лучшие помощники. «Каждому предмету свое место» – простое и эффективное правило для дома и офиса. Оно бережет время, ресурсы и даже деньги, если речь заходит о покупке новой вещи взамен безнадежно затерявшейся. Образ собранного аккуратного человека добавит вам плюсов и в профессиональной сфере.

3. Гармония.

Речь идет о жизненном балансе между работой и отдыхом. Ценить свое время и эффективно его тратить – черты самоорганизованного человека. Он планирует свой режим и соблюдает его. Благодаря тому, что на работе он решает только рабочие задачи, его КПД растет, ему не приходится доделывать дела в нерабочее время. В голове такого человека не роится туча мыслей, так как все дела выполняются по плану. Он может спокойно отдохнуть, погрузившись в общение с родными и близкими и приятное времяпрепровождение. Такая гармония в жизни – логичное следствие грамотного планирования.

Читайте также

«Сильное волнение – причины, признаки и способы с ним справиться»

Подробнее

4. Спокойствие.

Спокойствие равно отсутствию беспокойства. У человека, взявшего в руки свою жизнь, просто нет поводов для беспокойства. Из его жизни уходят спешка, нервозность, переживания, чувство вины. Он четко знает, во сколько ему надо встать, выйти из дома, он планирует время на дорогу с учетом возможных задержек и не надеется на авось. Расписанный график включает время для отдыха и полноценного сна. Что тоже играет ключевую роль в сохранении здоровой нервной системы. Размеренный образ жизни самоорганизованного человека позволяет ему быть собранным в случаях, когда все-таки происходят непредвиденные накладки.

Ведь у него нет хронического стресса, и он способен твердо держать удар от возможной перегрузки или неурядиц.

Причины отсутствия самоорганизации

Порой сравнение с другими оказывается не в вашу пользу? Вы вечно торопитесь, не высыпаетесь и не знаете, как успеть выполнить все обещания. Погулять с ребенком, съездить с мамой по магазинам, посидеть с друзьями в кафе… Как другие успевают работать, отдыхать, заниматься спортом, да еще и высыпаться? Самый простой ответ: им помогают. Или «они просто такие везучие», «у них дел меньше». Возможно. Но надо признать, что жить полной жизнью нельзя без навыков самодисциплины. Секрет в том, чтобы понять, что мешает лично вам научиться этому.

Какие факторы влияют на низкий уровень самоорганизации?

1. Характер.

Важно признать, что определенные черты характера – нерешительность, беззаботность, мечтательность и другие – могут препятствовать эффективной самоорганизации.

Легче всего смириться с этим и оставить все, как есть. Но вопреки распространенному мнению, на характер можно повлиять. Если избавиться от старых своих качеств сложно, попробуйте сформировать новые. Сначала придется прибегать к упорным повторениям, но в скором времени привычка закрепится.

2. Плохая ориентация во времени.

Это свойство характерно некоторым людям больше, чем остальным. Например, тем, кто принадлежит к типу психастеников. Даже рассчитывая время, необходимое на сборы, дорогу, они опаздывают. Им проблематично запланировать какое-то сложное дело, расписав сроки его выполнения. В этом случае можно попробовать перевести часы на 15–20 минут вперед. Или записывать планируемые сроки сдачи работы, время встречи раньше, чем они есть.


3. Нежелание браться за конкретную задачу.

Когда в вашей голове какое-то дело ассоциируется с неприятными воспоминаниями (обстоятельствами, человеком), трудностями, мозг всеми возможными способами старается защитить вас от него.

Перехитрить самого себя получится, если понять истинную причину и усилием воли взяться за работу.

4. Страх.

Отдельно выделим подсознательное бегство от выполнения задач из-за страха. Груз неприятных мыслей о новых неудачах, прилюдной критике, вине так давит на вас, что всеми возможными и невозможными способами вы откладываете волнительную работу. Попробуйте усилием воли перебороть этот страх, часто необоснованный. Пусть успешное выполнение задачи сформирует новый положительный опыт.

Если вы неизменно откладываете работу, находя все новые поводы, попробуйте следующий способ. Уговорите себя позаниматься ею ровно одну минуту. Можно завести таймер. Велика вероятность, что процесс вас увлечет, и дело пойдет.

Комплекс действий, включающий в себя самоорганизацию

Для выработки самоорганизации важно действовать в следующих направлениях:

  • формировать качества личности, которые вы хотите в себе видеть;

  • развивать свои черты и свойства характера, способствующие самоорганизации;

  • устранять вредные привычки, комплексы, особенности характера, препятствующие движению к цели.

Процесс самоорганизации строится из нескольких составляющих:

  • постановка долгосрочных задач;

  • объективный анализ;

  • составление тактических и стратегических планов;

  • самоконтроль и работа над ошибками.


Планирование занимает важное место в самоорганизации. Как было сказано, оно несет в себе множество преимуществ. Вместе они приводят к достижению поставленной цели. Какой бы крупной она ни была, путь к ней можно и нужно разделить на мелкие шаги. Затем продумываются инструменты и способы реализации каждого из них.

Важно помнить о самоконтроле на любом этапе, чтобы отследить возможные недочеты и вовремя их исправить.

На деле это не просто пошаговая инструкция по реализации цели. Это сложный комплекс волевых, интеллектуальных и психических усилий.

Расставить по полочкам жизненные приоритеты и ценности, навести порядок в режиме дня, обуздать собственные эмоции, разум – на пути к самоорганизации придется немало потрудиться.

Вы начнете более разумно и ответственно подходить к принятию решений, своим ресурсам, временным и финансовым, научитесь эффективно работать и спокойно отдыхать.

Не забывайте о духовной составляющей развития. Она подразумевает:

  • желания, потребности, мечты;

  • образование;

  • религиозные убеждения;

  • развитие способностей.

Читайте также

«Как управлять судьбой: 5 верных способов»

Подробнее

Самоорганизация – путь к самосовершенствованию в широком смысле. Оно невозможно без приобщения к культуре и духовной жизни. Читайте хорошую литературу, смотрите кино и спектакли, наслаждайтесь природой. Это наполнит вашу жизнь новыми красками, придаст стимул и вдохновение двигаться вперед.

Эффективные методы самоорганизации

1. Сказано – сделано!

Станьте человеком слова, начиная с повседневной жизни. Если проводите отпуск дома, не превращайте его в безделье. Распланируйте по дням домашние дела, поездки, встречи. Не откладывайте все на потом. Соблюдайте строго свой распорядок. Вам будет вдвойне приятно не только от отдыха, но и от собственной эффективности.

2. Все знают: привычка – вторая натура.

Как хорошо, когда привычки полезные. Формировать их не так сложно, как кажется. Достаточно упорных повторений минимум три недели. Решили делать зарядку – каждое утро начинайте с нее, независимо от настроения, погоды за окном и желания. В конце месяца вам уже будет некомфортно без нее.


3.

Тайм-менеджмент.

Проще говоря, управление временем. Это не волшебство, а простое целеполагание. Каждый год, месяц, неделю и день вы расписываете по минутам. Такая письменная материализация заземляет и помогает увидеть структуру, подкорректировать ее при необходимости. Ваши цели становятся осязаемыми, пусть только на бумаге. Следующий шаг – неукоснительное следование своим проектам. Этот метод научно доказан. В 1953 году ученые опросили студентов Йельского университета на предмет их планов на будущее. Доля тех, кто имели четкое представление о своих тактических и стратегических целях, была невелика – лишь 3 %. Интересно, что спустя 20 лет именно эти студенты оказались наиболее состоявшимися в жизни, финансово и не только, чем все остальные участники эксперимента.

Читайте также

«Эволюционное древо человека»

Подробнее

4. Верный способ понять что-то самому – начать учить этому другого.

Транслируя информацию, идею своему «ученику», вы лучше проникаетесь ею, понимаете и принимаете. Попробуйте на пути достижения самоорганизации взять к себе в компаньоны кого-то из близких.

Подобное притягивает подобное. Какой бы организованной личностью вы ни стали, вам сложно будет работать в коллективе, где царит хаос и безалаберность. Или жить с людьми, которым не близок ваш взгляд на жизнь. Саморазвитие личности – долгий и глубокий путь. Важно, чтобы рядом были единомышленники, готовые поддержать и дать совет.


Основы самоорганизации


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Учебно-тренинговый курс

ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ

Тема 1. Введение в учебно-тренинговый курс «Основы самоорганизации»

Тема 1.1. Назначение, цели и задачи учебного курса «Основы самоорганизации»

Разговор о курсе «Основы самоорганизации» начнём с того, почему он появился в вашем учебном расписании.

Мир сегодня быстро меняется и то, что было совсем не обязательным для человека с высшим образованием вчера, сегодня – просто необходимо. Совсем недавно, чтобы получить хорошее место работы, достаточно было позаботиться о красном дипломе и получить распределение на крупное предприятие. Сейчас даже анкету соискателя на должность нередко приходится заполнять на иностранном языке, не говоря уже о прохождении собеседования и работе в офисе. А без знания компьютера и офисных приложений трудно рассчитывать даже на место секретаря в небольшой фирме.

Требования к выпускникам вузов постоянно растут и становятся всё более жёсткими. Растёт и конкуренция между соискателями. Незаменимыми по-прежнему остаются профессиональная компетентность и ответственное отношение к выполняемым обязанностям. В выигрыше оказываются и те, кто наряду с этим владеет деловой хваткой и деловой культурой. Как с нечищеными зубами не принято приходить в приличное общество, так не принято и опаздывать на встречи или забывать перезвонить. Умение работать в команде не в последнюю очередь подразумевает и умение выполнять порученную работу в срок, особенно если от неё зависит успех проекта. В самом слове «успех» («успеть», «спешить») современному специалисту слышаться прямой, хотя и скрытый приказ: «Поторапливайся!!!», «Двигайся быстрее, ещё быстрее!». И он торопиться изо всех сил, пытается взять «карьерную лестницу» (впрочем, как и одолеть гору знаний) «приступами» работоспособности, стремясь сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время, нередко успевая всё в последний момент.

Конечно, любого начальника интересует прежде всего результат и, лишь во вторую очередь, способы которыми сотрудник этого результата добился. Но трудно представить себе руководителя, для которого не был бы ценным сотрудник, способный уложиться с выполнением работы в намеченные сроки и не превратиться в «загнанную лошадь». Главное, используемые методы и приёмы работы должны быть эффективными, то есть затраты времени и энергии должны многократно окупаться. И в этом нередко решающим оказывается умение спланировать и эффективно организовать свою работу. Умение организовывать себя позволяет выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешку и стрессы.

Общество, а вместе с ним и рынок занятости изменяются стремительно. Всё чаще приходится встречать людей, которым в своё время приходилось переучиваться, получать второе высшее образование, или получать совершенно новую специальность, чтобы оставаться востребованными специалистами. Вам самим, наверняка, известны случаи, когда молодым специалистам приходилось начинать свою карьеру на рабочем месте совершенно далёком от той сферы, к работе в которой они готовились, получая высшее образование. Дело осложняется тем, что современному работодателю нужны люди с опытом работы, который не так легко получить, обучаясь на дневном отделении. Здесь вам предложат набор предметов и дисциплин, которые дадут вам минимальный набор представлений, помогут сориентироваться в отдельных аспектах вашей будущей профессии. Вам не предложат готовых рецептов и не дадут полных раскладов. Обучение в школе тем и отличается от учёбы в вузе, что здесь нет «строгих, но справедливых учителей», которые принимают участие в вашей судьбе. Здесь вы сами несёте ответственность за полученные или не полученные знания, приобретенные или не приобретённые умения и навыки.

Чтобы годы обучения в вузе не превратились во время упущенных возможностей, а стали полноценным вкладом в ваше будущее, вам, начиная с первого курса необходимо, самим формировать свою образовательную траекторию. Для достижения желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также для реализации интересов и социальной активности вам понадобятся некоторые умения, которые могут стать основой для рациональной организации вашей самостоятельной деятельности в период обучения в университете.

На занятиях по учебному курсу «Основы самоорганизации» и при изучении специальных материалов вам предстоит узнать о том, что необходимо человеку для организации успешной деятельности в различных областях жизни, какова роль анализа ситуации для целеполагания и организации эффективной деятельности, как правильно ставить цели и планировать их достижение. В основе любого процесса самоорганизации, в том числе самоорганизации, лежит технологичная схема, реализация которой направлена на обеспечение условий продуктивной деятельности, т.е. совокупности специально организованных действий, направленных на получение определённого результата. Технологичной её можно назвать поскольку она универсальна по отношению к любой деятельности: как персональной, так и деятельности фирмы (или любой другой организации).

Знания и представления, которые вы получите в ходе учебного курса «Основы самоорганизации», помогут вам в первом приближении познакомиться с такими практическими областями, как тайм-менеджмент и самоменеджмент, а также понять смысл и назначение отдельных способов и приёмов самоорганизации, самостоятельное освоение которых вы сможете продолжить за рамками учебного курса.

Но одних лишь знаний при обучении основам самоорганизации явно не достаточно. Вы можете прочитать самоучитель по игре на гитаре, но так и не научитесь играть, если не будете брать в руки саму гитару и изо дня в день упражняться, оттачивая мастерство. Пример с гитарой не случаен: как часто люди отказываются от чего-либо только из-за трудностей связанных с обучением, как много людей бросили учиться играть на инструментах, только потому, что это не получилось ни с первого, ни со второго, ни с десятого раза… Научиться чему-либо можно только пробуя и ошибаясь. Вспомните, сколько труда и усилий требовало от вас обучение письму, вырисовывание бесконечного числа палочек, кружочков и крючочков. Сейчас ваше умение писать доведено до автоматизма – вы пишете легко и непринуждённо, можете написать буквы разного размера и формы, тексты любого объёма и содержания. Это стало для вас привычным: используя своё умение, вы писали диктанты и контрольные в школе, играли в «фанты» и в «балду» с друзьями, оставляли записки родителям и вели личные дневники. В этом секрет вашего мастерства: письмо для вас просто инструмент выражения своих мыслей в повседневной жизни. Возможно, для кого-то из вас такими же инструментами станут техники и приёмы самоорганизации, если их использование войдёт в привычку. Можно и на это возразить: ведь так можно и «засамоорганизоваться», это «засушит и обесчеловечит», «повредит человеческим взаимоотношениям». Возможно, но ведь и ножом можно порезаться, а вилкой – уколоться, но это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно обращаться с инструментами.

Поэтому курс носит характер учебно-тренингового: его основу составляет выполнения учащимися практических учебных действий по освоению отдельных техник. В нашем учебном курсе в качестве такого своеобразного набора «правил хорошего тона» для современного человека с высшим образованием предлагаются лишь некоторые из них.

Самое важное и самое сложное из их числа – это умение ставить цели. Способность ставить цель даёт возможность отсечь всё не нужное и расставлять приоритеты в своей деятельности. Это также очень важное умение. Люди зачастую не успевают (не получают намеченного результата) не потому, что у них много дел и большой объём работы, а потому что не задумываются над тем что действительно важно и необходимо сделать для получения этого результата. Нужно делать только то, что ведёт тебя к твоей цели. Так, например, в вопросе профессионального роста надо, прежде всего, чётко понять, чего ты хочешь от работы и карьеры. Хочешь стать начальником своего отдела – делай только то, что позволяет тебе им стать. Хочешь в будущем взять на себя новые обязанности, сохранив свое настоящее место, – уделяй внимание новым направлениям и удерживай на плаву текущую работу, пусть даже и без особых достижений, а неважные для достижения цели вещи не делай вообще – всего всё равно не успеть.

Наряду с техниками постановки цели и выделения задач, необходимых для её достижения, одним из базовых умений самоорганизации, которое вам предлагается попытаться освоить в учебном курсе, является умение планировать. У большинства людей при слове «планирование» возникает реакция отвержения: «Что? Это ещё зачем? Планы всё равно никогда не выполняются!». В реальности так чаще всего и бывает – планы, в которых дела и работы привязаны ко времени редко себя оправдывают на 100%. Термин планирование обычно ассоциируется с ре­жимом дня, жестким распорядком, известным каждому, кто когда-то учился в школе. Повесив над письменным столом своего ребенка расписание дел (подъем, утренняя гимнастика, завтрак, выпол­нение домашних заданий и т. д.), родители наде­ются, что их сын или дочь научится ценить свое время, станет дисциплинированным отличником. Тщетные надежды — всегда придерживаться чет­кого графика существования могут лишь запрог­раммированные машины, роботы, но никак не живые люди.

Смысл составления плана заключается НЕ в том, чтобы установить жёсткие рамки. Составляя план, вы задумываетесь нед тем, как пройти путь к своей цели, какой должна быть последовательность намеченных шагов, какие препятствия вас могут встретить на этом пути. Вдумайтесь в слово «спланировать». «Планируя» вы парите, а не падаете камнем вниз. Вы смотрите на вашу деятельность как бы сверху, со стороны. Вы медленно, но верно приближаетесь цели, выбирая удачное место для посадки. План нужен для того, что бы обеспечить себе мягкую посадку в том, месте, куда вы хотите «приземлиться». Если Вы планируете свои действия, то шансы на успех значительно увеличиваются. Планирование как и другие методики тайм-менеджмента (при правильном использовании), предназначены для получения человеком определённых резуль­татов, не загоняя себя в тесные рамки.

Мир, окружающий человека, полон беспорядка и неразберихи. Смысл овладения техниками самоорганизации в том, чтобы уменьшить её, хотя бы на том расстоянии, куда дотягивается рука, навести порядок в зоне вашего личного комфорта. Возможно, вы спонтанный и хаотичный человек. Но даже вам будет достаточно просто направить в нужное русло то минимальное умение «упорядочивать», которое у вас, без сомнения, есть. Только задумайтесь над этим. В самой деятельности можете оставаться сколь угодно спонтанным и хаотичным. Главное, чтобы вы делали спонтанные шаги осознанно, а не просто плыли по течению, барахтаясь в нём. Только так можно сознательно управлять течением своей жизни, преодолевая внешние обстоятельства и максимально используя собственные возможности. Основу успеха в этом составляет умение сотрудничать с собой, не пытаясь насиловать и подавлять себя, чтобы достичь ре­зультатов, к которым вы стремитесь.

Тема 1.2. Понятие о самоорганизации и её роль в персональной деятельности.

Самоорганизация (персональная) – особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека,

Активизация этого процесса актуальна и обязательна только при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий, т.е. того, что можно назвать деятельностью. В обиходе под деятельность понимают любую совокупность взаимосвязанных действий. Однако деятельность это не любая активность человека, а только та, которая является осмысленной и целенаправленной.

Под целенаправленностью мы понимаем ориентированность действий на получение ЗНАЧИМОГО РЕЗУЛЬТАТА, связанного с преобразованием того объекта, на который направлена человеческая активность. Для достижения желаемого результата при организации персональной (или любой другой) деятельности, действия в её рамках должны быть согласованы между собой. Если этого не сделать, то это будет спонтанная и хаотичная активность, результаты которой будут накладываться и мешать друг другу. Можно научиться скорочтению, выучить японский язык или накачать мышцы, воплощая в жизнь идеал «гармонично развитой личности». Однако, если эта активность не осмысленна (не определенно частью чего она является), человек работает вхолостую, прикладывает усилия сразу во всех направлениях и остаётся на месте. Целенаправленность позволяет концентрировать усилия в нужном направлении. Этим человеческие действия, осуществляемые в рамках определенной деятельности, в принципе отличаются от любых других форм человеческой активности, лишенных целевой составляющей – от поведения («делать, поступать так, как положено») и др.

Таким образом, мы можем говорить о двух видах активности: «проактивность» и «реактивность». Второй тип активности встречается намного чаще и связан он со свойством человеческой психики, работающей по принципу «стимул-реакция». На этом принципе во многом основаны все способы манипулирования человеческой деятельностью. Любопытен в этом отношении пример, который приводит в своей книге известный специалист по социальной психологии Роберт Чалдини. В ней рассказывается о забавной тактике сбора пожертвований, который некоторая религиозная организация применила в американских аэропортах:



  • Этап №1. К бизнесмену в аэропорту внезапно подходит симпатичная девушка и протягивает ему цветок. Бизнесмен автоматически берет цветок.

  • Этап №2. Девушка просит внести небольшое пожертвование в пользу своей общины. Бизнесмен чувствует себя «обязанным» девушке, так как получил цветок, достает кошелек и жертвует несколько долларов. Девушка уходит.

  • Этап №3. Бизнесмен идет по аэропорту с чемоданом в одной руке, цветком в другой, и чувствует себя сконфуженно. Он бросает цветок в ближайшую урну. Возле урны стоит другая девушка. Она подбирает цветок, выискивает следующую жертву и… круг повторяется.

Данный пример хорош тем, что наглядно демонстрирует, как «автоматизм» наших действий в ответ на внезапные происшествия (стимулы) позволяет другим людям манипулировать нашими действиями. Главное, однако, не это, а иллюстрация того, как человек реагирует на внешние обстоятельства, подчиняясь им, не смотря на то, что всегда есть выбор.

В этом примере наглядно демонстрируется «реактивный» подход, который зачастую преобладает и в персональной деятельности и жизнедеятельности. В английскую школу пошел потому, что родители велели, на юриста выучился потому, что был блат подходящий, рабо­таю, «где сложилось», женился на том, «кто под руку попал­ся»…

В противоположность этому существует «проактивность». Её основное преимущество в сознательности совершаемых действия. На людей, реагирующих на обстоятельства «проактивно» тоже влияют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти раздражители, осознанно или нет, является ценностно-ориентированной. Как сказала Элеонора Рузвельт: «Никто не способен причинить вам боль без вашего на то согласия».

Очевидно, что «проактивность» как главное свойство человеческой деятельности напрямую связано с её эффективностью. Американский бизнес-консультант Стивен Кови говорит о том, что введение концепции эффективности в тайм-менеджмент стало началом нового периода в его развитии. Кови считает, что можно выделить три поколения ТМ, между которыми существует преемственность. Первое поколение («тейло­ризм», «фордизм») было сфокусировано на формаль­ном описании деятельности, позволяющем провести инвентаризацию и учет времени. Второе поколение было «помешано» на календарях и органайзерах и сделало следующий шаг: от учета прошедшего времени — к планированию будущего. Третье поколение (существующее в настоящее время), сохранив достижения первой и второй «волн» ТМ, сместило фокус своего внимания на проблему приоритетов (соотне­сения фактических трат времени и планов с ценностями), а также на оперативное краткосрочное планирование и контроль над выполне­нием поставленных задач (то есть на реальную эффективность). При­знавая высокую технологическую эффективность третьего поколения ТМ, Кови справедливо критикует его за «бесчеловечность», так как главная проблема для современного человека заключается не столько в том, чтобы управлять временем, сколько в том — чтобы управлять собой («. ..the challenge is not to manage time, but to manage ourselves»).

В основе понятия и теории «самоуправления» лежит теория и практика современного т.н. стратегического менеджмента. Основной его принцип применительно к персональному менеджменту был сформулирован гуру менеджмента Питером Дракером: «Самый лучший способ предсказать будущее — самому его построить». Дело в том, что во второй половине 1900-х гг. в менеджменте произошла своеобразная революция – базовым инструментом управления стало считаться не «долгосрочное», а «стратегическое» планирование. Его идеология основывалось на представлении о том, что современным компаниям для того, чтобы быть конкурентоспособными необходимо не просто определять перспективы роста, исходя из анализа прошлого опыта, а управлять изменениями в хозяйственной деятельности, основываясь на прогнозах развития рынков, т.е. изменения внешних обстоятельств и гибкого реагирования на них.

Главная цель стратегического планирования в бизне­се заключается в повышении «рентабельности капитала». Такое планирование призвано улучшать финансовые результаты бизнеса. Точно так же, цель персонального стратегического планирования заключается в повыше­нии «рентабельности энергии». Это, в свою очередь, приводит к увеличению «рентабельности жизни». Задача персонального менеджмента – организовать жизнь и деятельность так, чтобы получать наибольшую прибыль от умственных, эмоцио­нальных и физических усилий, в нее вложенных.

Это особенно важно в современных условиях: жизнь движется все быстрее, потоки информации растут лавинообразно, знания устаревают еще до того, как вы успели их усвоить. Личная эффективность напрямую зависит от способности гибко (а не просто быстро и своевременно) реагировать на события.

Ещё один пример. В США, на границе штатов Аризона и Невада, расположена плотина Гувера, которая считается одним из самых грандиозных инженерных чудес XX столетия. Плотина Гувера замечательна тем, что ни к чему не крепится! Гигантское сооружение удерживается у стен каньона давлением воды. Проектировщики отдавали себе отчет, что плотине требуется некий люфт — чтобы она могла расширяться и сжиматься в соответствии с климатом этого района, а также смещаться вследствие деформации земной коры. В случае неподвижного закрепления саморазруше­ние было бы неминуемо. А в нынешнем своем виде плотина является идеальным примером того, что в гибкости — сила.

Тема 1.3. Самореализация и построение личной карьеры

Что такое карьера? Продвижение по служебной лестнице, прохождение иерархии рангов (должностей, чинов) снизу вверх – ответите вы. Такого рода карьеру еще называют вертикальной. О движении карьериста можно судить по внешним признакам: дипломы, должности, властные полномочия, уровень дохода – по словам И. Ларина1, «вертикальный карьеризм… Это слава, деньги, успех. Это способ казаться успеш­ным, значительным или счастливым». Кто-то сидит на одной ступени всю жизнь, другим обязательно нужно пробиваться все выше и выше. Бывает, что на карьерные ступени пробираются люди, мягко говоря, не соответствующие занимаемому положению. Окружающие, разумеется, оценивают их по имеющемуся статусу, а не по личному набору достоинств, правда, до первой ситуации, в которой они покажут свою несостоятельность. Но даже если вы вполне заслуживаете такого места или уровня, долго ли пробудете на нем, сможете ли двигаться дальше? Это зависит от многих факторов, причем не всегда от вас и ваших достоинств. Изменится ситуация – распадется организация, где вы работаете, либо начнется сокращение – ваша карьера может рухнуть вместе со всеми ее атрибутами.

Есть карьеризм другой, его еще называют горизонтальным, – это ступени мастерства, мастерства любого рода, а не только на профессиональном поприще. Каждый из нас от рождения имеет первоначальный капитал – индивидуальный набор способностей и качеств, здоровье, социальное положение. Как разовьется личностный и социальный потенциал, зависит от предпринимаемых действий, сообразуясь с вашими целями и желаниями: вы можете пройти карьеру от некоторой бесформенности до мастера и реализовать собственные возможности. Приобретенные умения и опыт, знания и представления принадлежат только вам, они могут лишь накапливаться, и отобрать их не получится.

Достигнутые успехи на определенном этапе реально могут послужить хорошим подспорьем для стремительной вертикальной карьеры. У упорно тренирующегося спортсмена всегда есть шанс победить на крупных соревнованиях (верх мечтаний – на олимпиаде) и прославиться. Ярким примером может служить фигура Арнольда Шварценнегера: заслужив признание людей как человек, который смог «сделать» свое тело и получив известность как актер, он стал губернатором одного из штатов США.

Чтобы достигнуть больших результа­тов во внешнем мире, вам необходимо поработать над миром внутрен­ним, совершенствовать себя. Если со стороны для окружающих ваша карьера будет представать в виде получения больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных благ, то для вас она представляет собой последовательность этапов своего развития – этапов накопления личного капитала.

Понимание конкретной карьеры всегда субъективно, карьера не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении человека. О своей карьере можете судить только вы сами. Она может быть для вас успешной, даже если со стороны выглядит как цепь неудач и жизненных коллизий. Есть люди, скорее, исключение из правил, которые не стремятся сделать карьеру вертикальную, они занимаются карьерой «внутри себя» – постоянно работают над собой и достигают высокого уровня умения управлять собой и «делать дела». Им не важны слава, деньги, для них важно собственное развитие и та польза, которую они могут в результате принести другим. Это авторитеты, о которых говорят: люди, широко известные в узких кругах – виртуозные профессионалы, духовные мастера, наставники. Большинство из нас, к сожалению, ленится и даже страшится такого «издевательства над собой». Известно, что обычный человек использует лишь 10% своего потенциала. Согласно исследованиям Стэндфордского университета, эта цифра обычно ближе к 2%. Мы обладаем огромны­ми резервами, но практически их не используем.

В переводе с итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще, а на латинском carrus означает телега, повозка. В истоках нет никакого прямого указания, что смысловое значение карьеры связано только с должностным или профессиональным ростом, как мы привыкли в обыденной жизни. Карьеру, как траекторию своего восходящего движения, вы можете строить параллельно: в личностном плане – обогащать свой духовный и культурный уровень, к примеру, путем погружения в классическую литературу, в личной жизни расти как мудрый семьянин, в сфере интересов и увлечений – становясь известным бардом или авиамоделистом, в социальном отношении – заслуживая уважение среди сокурсников или сослуживцев. Каждая сторона жизни – это свой мир, мир личных увлечений, мир профессиональной жизни, мир межчеловеческих отношений – в каждом из них вы можете действовать, проявлять свои способности, развивать определенные качества, чему-то учиться, изменяться, расти, что означает делать карьеру.

Личностное и профессиональное развитие, карьерный путь, – это мощный инстру­мент, который вы можете использовать для достижения любой постав­ленной цели. Вы в состоянии переместиться оттуда, где находитесь сейчас, туда, где мечтаете оказаться, просто повторяя путь других, ко­торый они для вас уже проложили.

Тема 2. Цели персональной деятельности

Каталог: sites -> sites content -> site128 -> html -> media17626
media17626 -> Климов С. М. Ваш человеческий и социальный капитал
html -> Ресурсы – это Когда возможность становится ресурсом?
html -> Куликова В. Время и стресс Источник: Куликова В. Заставьте время работать на вас. М.: Центрполиграф, 2008. – 192 c
media17626 -> Эдлунг М. Жаворонки и совы Источник: Время — деньги. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. 352 с. Вы жаворонок или сова?
html -> Андриенко Е. В. Манипулятивное общение
html -> Василик М. А. Понятие межличностной коммуникации
html -> Сущенко С. А. Способы управления конфликтами
html -> Схема анализа конфликтной ситуации и определения выхода из нее
html -> Практикум по управлению временем. Спб.: Речь, 2006. 371с


Скачать 0,87 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Самоорганизация — будущее компаний

Самоорганизация — это достижение цели путем определения наиболее эффективного пути.

Этот процесс включает признание навыков, знаний и ресурсов каждого человека.

Самоорганизация требует активного экспериментирования с точки зрения подходов, постоянных изменений и извлечения уроков из всех неудач.

Самоорганизация популярна во многих творческих отраслях, потому что она вдохновляет отдельных людей и целые рабочие группы.

Основной целью самоорганизации является поощрение самореализации.

В результате самоорганизация настроит вас на достижения и самореализацию.

Если вы хотите внедрить самоорганизацию в свою компанию, вы уже на пути к тому, чтобы пожинать сладкие плоды этой концепции.

Проще всего описать эти плоды, разбив их на следующие преимущества:

1. Облегчает организацию встреч

Самоорганизация определяет, как часто члены команды встречаются.

Короткие, но частые встречи важны, потому что члены понимают, что происходит в их окружении и работает ли их организация.

2. Устанавливает разумные вехи и контрольные точки

Самоорганизация гарантирует, что члены команды устанавливают разумные вехи.

Реалистичные контрольные точки позволяют членам команды эффективно выполнять задачи и достигать максимальных результатов.

Кроме того, короткие циклы обратной связи позволяют команде легко скорректировать ситуацию, если результат не соответствует желаемому.

Однако следует отметить, что постановка реалистичных целей является основой успеха.

Наличие достижимой цели — один из шагов к созданию сильной команды.

Краткосрочные и долгосрочные цели должны быть опорой здорового рабочего энтузиазма в офисе.

Это потому, что цели поддерживают энтузиазм людей в отношении результатов и мотивируют их делать больше.

3. Позволяет людям использовать свои таланты

Самоорганизация также позволяет членам команды определять задачи, которые они намереваются выполнить.

Этот метод позволяет сотрудникам проявить себя и проявить свои таланты.

Самоорганизация заключается в том, чтобы члены команды использовали свой талант для достижения общей цели.

Все люди могут определить свой талант и предназначение.

Это позволяет ответственному лицу отступить и руководствоваться своими сотрудниками при определении рабочих нагрузок и обязанностей.

Если команда действительно приняла концепцию самоорганизации, все будет сделано хорошо, а вмешательство работодателя будет ограничено.

4. Избегает перерывов в самоорганизации

Для организации важно распределять рабочие нагрузки и устанавливать контрольные точки, чтобы увидеть результаты.

Тем не менее, менеджерам следует избегать вникания в мелкие детали работы и переключения приоритетов на полпути к выполнению задачи.

Вмешательства снижают эффективность команды, поэтому их следует проводить только в крайних случаях.

Вместо того, чтобы прерывать, сосредоточьтесь на повышении эффективности вашей команды.

Есть много способов повысить эффективность работы членов команды, не мешая им.

В самоорганизации основная роль руководства заключается в проверке, а не проверке.

5. Способствует обмену информацией

Привычки эффективного общения жизненно важны для самоорганизующихся команд.

На первый взгляд это может показаться очевидным, но есть несколько не столь очевидных причин.

Во-первых, самоорганизация не только создает прозрачную коммуникационную структуру, позволяющую команде быть в курсе последних событий, но также предоставляет платформу, через которую члены команды могут общаться друг с другом.

Всем членам команды необходимо принимать участие в регулярных собраниях команды и высказываться.

Стажеры и руководители высшего звена должны быть открыты к диалогу и готовы идти на компромисс в сложных ситуациях.

6. Избегайте культуры осуждения

Когда дела идут плохо, указывать пальцем может только человек.

Хотя никто не может избежать неудачи, есть лучшие способы справиться с ней, чем перекладывание вины на кого-то другого.

В самоорганизующейся команде менеджеры должны признать, что неудача является частью процесса творчества и инноваций.

Самоорганизация гарантирует, что члены команды всегда готовы признать свои индивидуальные и общие ошибки.

Самоорганизация помогает человеку избежать оправданий.

Страх — самая частая причина перекладывать вину и указывать пальцем.

Самоорганизация позволяет нам сосредоточиться на шагах и принципах, необходимых для достижения успеха до и после ошибки.

7. Повышает ответственность

Самоорганизация гарантирует, что члены команды управляют своими действиями.

Поскольку это дает им больше свободы, чем среднему работнику, они с большей вероятностью выберут эффективный путь и докажут свою независимость и самодостаточность.

8. Способствует обучению

Постоянное совершенствование и самообучение сотрудников идут рука об руку с самоорганизованным местом работы.

Чтобы быть высококвалифицированным работником в любой области знаний, нужно постоянно учиться.

Новые навыки и знания позволяют бизнесу оставаться конкурентоспособным.

9. Повышает мотивацию

Существует огромное количество научных экспериментов и литературы, которые показывают, как увеличение самостоятельности на рабочем месте повышает мотивацию в команде.

Это так, потому что членам команды всегда нравится работать на своих условиях без давления.

Они также чувствуют себя более уверенно, когда могут самостоятельно решать ежедневные задачи.

10. Качество и скорость

По мере того, как члены команды взаимодействуют друг с другом для обучения и самоорганизации, они становятся все более самодостаточными.

Самоорганизация выявляет лучшие эмоции и качества человека для повышения производительности.

Члены команды учатся быть позитивными и сосредоточенными на решении.

Существуют различные способы оптимизации ваших качеств и эмоций.

Начните применять эти ценные уроки сегодня

В заключение вы обнаружите, что рабочие группы не статичны, они меняются.

Создание самоорганизующейся команды — это непрерывный процесс, требующий значительных усилий участников.

Внедрение самоорганизации — довольно сложный процесс, и вам нужно знать правильный подход для вашей компании.

Наконец, чтобы измерить результаты самоорганизации, необходимо оценить производительность команды, качество продукта, эффективность и рост доходов.

Если ваша самоорганизующаяся команда добьется всего этого, то это успех!

Каковы ваши любимые способы самоорганизации?

Дайте нам знать в комментариях ниже!

Похожие темы:КарьераМотивацияМотивация успехаМотивация достижения

Самоорганизующиеся организации (по-настоящему)

Домашняя страница InfoQ Статьи Самоорганизующиеся организации (по-настоящему)

QCon San Francisco (2–6 октября): узнайте, что будет дальше, от лидеров программного обеспечения, раздвигающих границы.

Этот пункт в Японский

Закладки

04 марта 2013 г. 15 мин читать

по

  • Эммануэль Гайо

Напишите для InfoQ
Присоединяйтесь к сообществу экспертов. Увеличьте свою видимость.
Развивайте свою карьеру.Подробнее

Все и даже их бабушки в мире Agile в восторге от самоорганизующихся команд и ценности самоорганизации. И все же очень немногие готовы подтолкнуть самоорганизацию к следующему шагу: работать без менеджеров/координаторов/доброжелательных старших, короче говоря, без того, чтобы кто-либо (включая вас) говорил своим товарищам (включая вас самих), что они должны делать. На это есть причины: самоорганизация — не пикник, она не работает, и все это знают. Мы в /ut7 ничего не знали и ничего не принимали как должное. Поэтому мы попытались самоорганизоваться. Серьезно. И мы усвоили несколько уроков о самоорганизации и жизни.

Все началось в июле 2011 года, когда мы, работники /ut7, выкупили нашу компанию и преобразовали ее в кооператив. Или, может быть, это началось раньше, в 2010 году, когда некоторые из нас провозгласили компанию Перманентным Государством Открытого Космоса. Или, может быть, даже раньше, когда один за другим мы услышали об этой компании, нанимающей агилистов, которые хотели бы применить то, что они знали и во что верили, на уровне компании. Так много определенности: в самоорганизующихся структурах вы никогда не знаете, когда и где что-то начинается.

/ut7 — это команда опытных агилистов с солидным опытом в программировании программного обеспечения, определении продукта, командной динамике и самоорганизации. Наши клиенты приглашают нас вернуться, потому что им нравится, как мы постоянно доставляем работающее программное обеспечение вовремя, независимо от того, насколько безвыходным является дело. Наши студенты возвращаются на наши тренинги, потому что понимают, что мы полностью посвятили себя повышению планки ожиданий, когда речь идет о том, что такое профессиональный кодер. Наши друзья посещают нас и слоняются без дела, потому что мы открываем им наше пространство бесплатно. И, возможно, потому, что мы хорошие люди. Или потому что в холодильнике всегда есть пиво.

Наша компания полностью принадлежит рабочим. Они могут решать будущее компании, они могут получать значительную часть прибыли от своей работы, но они не могут спекулировать на стоимости самой компании и получать прибыль, продавая свою долю.

/ut7 — одна из немногих компаний в сфере ИТ, последовательно работающая на принципах самоорганизации. Но что такое самоорганизация на уровне компании? По сути, это означает, что компания организуется в соответствии со свободной волей каждого человека в компании, каждый из которых свободно выбирает сотрудничество для достижения определенных целей. Давайте посмотрим на это поближе.

Закон двух ног

Наша основная интерпретация самоорганизации – это состояние, в котором вы себя чувствуете, находясь на конференции Open Space. В 2009 году трое из нас были опытными организаторами Open Space Conference; некоторые другие участвовали по крайней мере в одной конференции Open Space, так что это стало легкой точкой отсчета. И если мы хотим почувствовать себя в открытом космосе, почему бы не использовать тот же фреймворк на своем рабочем месте?

Все встречи и мероприятия в целом (включая выполнение административных задач и работу с клиентами) являются публичными и предаются гласности. Любой желающий может присутствовать и участвовать или выступать в качестве наблюдателя. Никакие мероприятия или встречи не являются обязательными. Хотя есть ценность в том, чтобы что-то сделать, мы считаем более ценным получать сигналы о том, что никто не мотивирован что-то делать, потому что это говорит нам, что мы не должны идти по этому пути. Это, конечно, может означать, что некоторые важные, не очень приятные задачи могут остаться невыполненными и навредить нам в долгосрочной перспективе. С другой стороны, это помогает нам часто проверять, хотим ли мы как группа, чтобы компания функционировала или нет. Пока мы здесь, это означает, что мы по-прежнему преданы делу как группа.

Чтобы компания могла продолжать выполнять свои различные обязательства перед своими клиентами, партнерами и французскими правилами, мы работаем парами. Всякий раз, когда мы можем, мы меняем пары на регулярной основе, чтобы следить за контекстом и приспосабливаться к индивидуальным графикам. Мы делаем это как для административных задач, так и для работы с клиентами.

Раз в неделю мы проводим официальное открытое пространство с открытием, расписанием и закрытием рынка. Мы используем его для обсуждения того, что необходимо обсудить до принятия обоснованного решения, и для обмена информацией. Мы также используем его, чтобы поделиться тем, что движет нашей страстью в данный момент, обычно в форме производственной деятельности, такой как программирование, написание статей или песен, уборка или игра в игры всех видов, некоторые серьезные, некоторые нет. Время от времени мы приглашаем людей со стороны поучаствовать в Open Space, обычно на полдня, чтобы у нас еще было время обсудить личные дела.

В основе нашей схемы управления лежит «Закон двух футов» (или, как некоторые из нас говорят, биподократия). То есть, если вы там, где вы есть, делаете то, что делаете, это означает, что вы либо чему-то учитесь, либо вносите свой вклад в группу.

Как сделать так, чтобы никто не расслаблялся? Короткий ответ: мы этого не делаем. (Более длинный и тонкий ответ основан на воспитании доверия, общении и здоровых ожиданиях в отношении других. ) Мы верим, что каждый делает все возможное и действует на благо компании. Когда кто-то делает меньше других, мы говорим «от каждого по способностям». Это иногда расстраивает. Это может обескураживать до такой степени, что некоторые могут предпочесть покинуть группу, вместо того чтобы делать больше, зарабатывая столько же. Однако, когда вы в состоянии справиться с этим, вы все чаще находите счастье в том, что делаете, независимо от того, что другие зарабатывают (или не зарабатывают).

Ты мне не начальник

В нашей компании нет менеджера. Долгосрочные ориентиры решаются коллективно, единогласно. Пока нет консенсуса, мы продолжаем обсуждать варианты. Краткосрочные решения принимаются по принципу, согласно которому те, кто это делает, сами решают: что они будут делать, как они будут это делать, когда, как долго и за сколько. Другие в компании, те, кто не занимается чем-то конкретным, могут желать других методов, более высокой производительности или лучших результатов. Они могут выражать свое недовольство, высказывать альтернативную точку зрения, но никоим образом никто не может сказать другому то, что они думают. 0076 должны сделать . Единственный способ (возможно) изменить курс действий — принять участие в выполнении задачи.

Это ставит перед вами сложную задачу: как добиться чего-то, сделать что-нибудь , когда вы постоянно разрываетесь между выполнением того, что считаете наиболее важным, и исправлением всех ошибок, которые, как вы видите, делают другие? Как вы решаете попробовать что-то новое, когда неудача может негативно сказаться на финансовом положении компании? Как вы делаете выбор, когда никто не говорит вам, что делать?

Мы в /ut7 верим, что каждый может принять обоснованное решение о своих приоритетах в работе, поскольку знает о финансовом положении компании. У нас есть политика открытых бухгалтерских книг. Каждый в /ut7 может с точностью до цента проверить, какие суммы мы коллективно заработали и потратили, и ознакомиться с консервативной оценкой будущих расходов и доходов. Это, конечно, включая зарплату. Затем каждый может вывести из этих цифр любые показатели, которые считает нужными, и действовать соответственно. Единственный показатель, который постоянно измерялся и публиковался в течение последних двух лет, — это время, которое у нас осталось до того, как закончатся деньги, если мы не подпишем новый контракт.

А теперь вы говорите: Нет согласованных действий? Нет общей цели? Нет общего видения? Просто люди, действующие так, как они считают нужным, в соответствии со своей собственной интерпретацией того, насколько финансово здорова компания?

И ты прав. Мы отказались от общего видения и общих целей, поскольку считаем, что они в значительной степени переоценены. Совместное видение — это, конечно, здорово, так как оно значительно ускоряет все процессы. Но создание самоорганизующейся группы с упражнениями на общее видение навредит всем. Мы знаем, мы пробовали это много раз разными способами. Легко прийти к общему видению в среде, где какой-то начальник говорит вам, что делать или куда двигаться в виде долгосрочной цели. Однако, когда небо является пределом, все становится сложнее. Вам нужно перейти на личности, поговорить о том, что важно для вас, и принять то, что важно для других. Это страшно. Вам придется поделиться своими уязвимыми местами и поверить, что другие не будут использовать их против вас. Этого не происходит при щелчке переключателя. Вы должны практиковать это каждый день, пока страх не перестанет быть препятствием. Стремление к общему видению в группе приведет только к банальностям типа «мы хотим делать великие вещи, которые полюбят наши клиенты и будут рады их купить», и снизит общий моральный дух.

Самым большим сюрпризом для нас стало осознание того, что самоорганизующаяся компания может функционировать без общего видения. Пока у каждого есть возможность идти туда, куда ведут его ноги, и пока компания существует, что еще вам нужно? Таким образом, вместо того, чтобы сосредоточиться на общем видении, мы переключили свое внимание на то, чтобы все получали положительные результаты от того, что они делают, и на решение ситуаций, когда один страдает от негативных результатов. Это трудоемкая практика, но она оказалась гораздо более эффективной, чем постановка долгосрочной цели, которую мы никогда не смогли бы точно определить.

Тем не менее, это рискованный путь. Во времена финансового кризиса заманчиво искать индивидуальный финансовый вклад, сравнивать «личную ренту» и презирать тех, кто не прикладывает «достаточно усилий». Мы были там, и это может стать ужасным. Основная проблема заключается в том, что непросто измерить фактический финансовый вклад человека. И хотя о солидарности приятно говорить, с ней трудно жить. На это нет простого ответа. Воспитание, терпение и общение помогают. Равная заработная плата помогает. Также помогает работа в парах и смена пар. А иногда это все еще недостаточно полезно, и вы должны отпустить, принять чье-то разочарование и сделать все возможное с ним. Так же, как и в жизни.

Найдите свой собственный путь

Самоорганизация означает веру в то, что не существует предвзятых решений о том, как стать и оставаться самоорганизованным. Каждая самоорганизующаяся структура должна будет придумать свою собственную практику, адаптированную к своему контексту и (в большинстве случаев), возможно, не относящуюся к другим. Это неудивительно, если подумать. Если бы существовала такая вещь, как «путь к самоорганизации», команды больше не были бы самоорганизующимися, они просто следовали бы голосу или писаниям просветленных гуру.

Мы выросли с трех до тринадцати сотрудников примерно за год и сократились до четырех примерно за два года. Попробуйте управлять самоорганизующейся компанией из тринадцати человек, и вы увидите, в какой беспорядок вы попадете. Самоорганизация — это невероятно сложно. Отчасти потому, что когда вы с кем-то не согласны, ни один менеджер не вмешается и не скажет, как урегулировать разногласие. Заманчиво «остаться в своем углу и не обращать внимания на других». Тем не менее, все вместе вы должны управлять компанией, и хотя вы можете легко игнорировать незначительные разногласия, гораздо труднее игнорировать то, что делают другие, когда вы считаете, что это ставит под угрозу будущее компании. Как ни странно, велика вероятность того, что другие думают о вас так же. «Ад — это другие люди». Вы не можете просто игнорировать других, когда то, что они делают, заставляет вас съеживаться. Вы также не можете заставить их остановиться.

Некоторые чувствовали, что им не хватает места для изучения собственных начинаний. Они выразили обеспокоенность по поводу того, что не чувствуют себя представленными в той ориентации, которую выбрала компания. Это что-то сложное: вы действительно хотите приспособиться к страсти каждого, и это трудно сделать, не потеряв при этом собственной выносливости. В конце концов, мы заметили, что люди, которые не чувствовали себя представленными, также были теми, кто предпочитал проводить большую часть своего времени на рабочем месте клиентов или выполнять работу из дома. Это разбалансировало отношения между ядром рабочих, которые активно поддерживали контакты и общение, и другими, которые были более периферийными по отношению к этому ядру. Мы поняли, что это была самоподдерживающаяся петля, из-за которой было еще труднее восстановить связь с теми, кто не чувствовал себя услышанным. С тех пор мы стараемся выделять хотя бы день в неделю для личного общения.

Таким образом, некоторые из нас остались, веря, что смогут преодолеть разочарование, несмотря ни на что. И, похоже, мы действительно куда-то движемся. Закон двух футов помогает. Однако Open Space — это только начало. У нас четверых есть практический опыт коучинговых практик и терапевтических инструментов, в основном из системы Вирджинии Сатир. Это помогает нам мужественно встречать трудные разговоры. Один из форматов, который мы используем еженедельно, — это измерение температуры. Это не только помогает выразить то, что важно для вас, будь то признательность, гнев и беспокойство, загадки, новые факты и слухи, или надежды и пожелания, но и услышать, как другие живо выражают то, что дорого им, и быть на связи с ваша собственная живость в отражении.

Конечно, все не так радужно, как может показаться. Коллективное выяснение того, в чем вы хороши, что вы хотите делать и как вы собираетесь это делать, занимает значительную часть вашего времени, и вскоре деньги заканчиваются. Около года назад мы подали заявку на французский эквивалент главы 11 Кодекса о банкротстве. Это было через шесть месяцев после выкупа компании. Мы думали, что дошли до самоорганизации, но у нас почти закончились деньги.

Тогда какой смысл вкладывать столько усилий в самоорганизацию? Для некоторых, по крайней мере для нас, речь идет о том, чтобы жить трудовой жизнью в соответствии с вашими ценностями, такими как свобода, ответственность, солидарность и самосовершенствование. Когда вы относитесь к такому типу людей, найти себе здоровое место в бескрайней мрачности реальной рабочей среды, найти людей, которые вас понимают, которым вы доверяете и среди которых вы можете развиваться, может стать самоцелью. Здоровая рабочая среда, взаимопомощь, разрешение экспериментировать и, возможно, потерпеть неудачу могут стать основными результатами, которые вы хотите получить от компании. Проблема в том, что, делая это, вы тратите время, деньги и энергию на то, что остальные экономические системы не имеют большого значения. Даже если вы продаете отличные продукты, это всего лишь вопрос времени, когда какая-нибудь другая компания скопирует вас и сделает то же самое с «лучшей» оптимизацией своих ресурсов и станет серьезным конкурентом. Внутри может быть тепло, но снаружи мир холодный.

Заключение: вы прыгаете, и появляется сеть

Прошел год с тех пор, как мы подали заявление о банкротстве, и мы все еще там. Все наши клиенты поддержали нас, полностью зная нашу ситуацию. К нам даже пришли новые. Станем ли мы в итоге лучше? Всегда трудно понять, является ли это успехом, в конце концов, или просто удачей, которая пройдет, или несчастной трагедией, которую мы не видим, в чем она заключается. Вы идете по пути самоорганизации, и все говорят вам, что это никогда не сработает, и кто знает, может быть, они даже правы. Но жизнь тоже не работает, она всегда терпит неудачу, и тем не менее, это не мешает человеку стараться и делать все возможное. Итак, вы пытаетесь сделать все возможное, чтобы создать самоорганизующуюся компанию. И вы никогда не знаете, достаточно ли вы преуспели, чтобы рассказать другим, что это действительно может работать.

Со временем самоорганизация перестает быть целью, которую вы хотите достичь, и превращается в то, как вы работаете и живете. Это всего лишь один образ жизни среди множества других, но в глубине души вы знаете, что этот вам подходит. Вы практикуете это снова и снова, и это перестает быть практикой. Это все еще далеко от совершенства, но вы перестали стремиться к совершенству. Вы обнаружите, что можете жить с беспорядком, неуверенностью и разочарованиями.

И тут происходит нечто удивительное. Вы понимаете, что вам удается решать проблемы в компании с другими, что вы достигаете целей, которые, как вы считали, недосягаемы. Что вы становитесь более уверенным в своих способностях и самооценке. Что вы принимаете трудные решения с мужеством и честностью. Что вам действительно нравится просыпаться утром, чтобы идти на работу. Что не только твоя работа, но и вся твоя жизнь имеет смысл. Что вы делаете что-то важное для себя и для группы близких друзей, которые поддерживают ваш рост. Страхи, сомнения, неуверенность все еще присутствуют каждый день, но теперь они настолько знакомы, что вы не позволяете им мешать вам делать все возможное. Вы гордитесь собой и каждым в группе.

И ты начинаешь думать. Если это то, что вы могли бы сделать с небольшой группой, вы нормальный парень, с ограниченными способностями, ограниченными ресурсами и изрядной долей травм, возможно, другие тоже могли бы это сделать. Разрабатывая собственные решения текущих проблем, рассказывая о своих победах, о своих сомнениях, о том, что для них значит быть человечными и живыми. Итак, вы пишете о своем опыте, надеясь, что это вдохновит других начать собственное дело. И здесь, дорогой читатель, начинается остальная часть истории, ожидающая написания.

Об авторе. В течение последних 10 лет он помогает производителям программного обеспечения становиться лучше, гордиться и радоваться своей работе.

Постоянный докладчик на многих конференциях по аджилити, Эммануэль также является одним из организаторов ежегодной конференции Agile Open France. Он является одним из основателей (и до сих пор активным членом) Coding Dojo в Париже. Эммануэль работает в Париже в компании /ut7, совместном бизнесе он учится взламывать со своими коллегами. В настоящее время он направляет свою энергию и страсть на изучение и преподавание экзотических языков, на формирование самоорганизующихся структур и создание пространств для совместного обучения.

Оцените эту статью

Принятие

Автор связался с

Вдохновлены этим контентом? Пишите для InfoQ.

Написание статьи для InfoQ открыло для меня много дверей и расширило возможности карьерного роста . Я смог глубоко пообщаться с экспертами и лидерами мнений, чтобы узнать больше о темах, которые я освещал. И я также могу распространять свои знания среди более широкого технического сообщества и понимать, как технологии используются в реальном мире.

Вивиан Ху Редактор новостей DevOps @InfoQ; Директор по продуктам @Second State

Запись для InfoQ

Вдохновлены этим контентом? Пишите для InfoQ.

Я открыл для себя программу InfoQ для участников в начале этого года и с тех пор наслаждаюсь ею! Система взаимного рецензирования InfoQ не только предоставила мне платформу для обмена знаниями с мировым сообществом разработчиков программного обеспечения, но и значительно улучшила мои навыки письма.0020 . Если вы ищете место, где можно поделиться своим опытом в области программного обеспечения, начните вносить свой вклад в InfoQ.

Огеневведе Эмени Автор статей @InfoQ; Разработчик программного обеспечения, генеральный директор @Pact

Запись для InfoQ

Вдохновлены этим контентом? Пишите для InfoQ.

Я начал писать новости для очереди InfoQ .NET, чтобы не отставать от технологий, но получил от этого гораздо больше.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts