Средства нравственного воспитания — это ✨комплекс форм, методов или приемов
Духовно-нравственное воспитание осуществляется с помощью различных воспитательных средств, оказывающих влияние на человека и содействующих формированию необходимых личностных морально-нравственных качеств.
Средства – все, что используется воспитателем или родителем для достижения поставленной воспитательной цели.
Средства нравственного воспитания – это комплекс разнообразных форм, методов или приемов, наглядных пособий, действие которых направлено на становление у детей самых важных моральных качеств, общей духовной культуры.
Средства нейтральны: они могут научить ребенка как хорошему, так и очень плохому, и только воспитатель (учитель, родитель) способен направить их влияние в нужную сторону.
Система средств воспитания нравственности
Средств воспитания духовной культуры человека достаточно много. К ним относятся общие и специфические формы. Самая распространенная форма – информирование школьников о нормах, ценностях; обсуждение наиболее актуальных проблем. Традиционный метод – этическая беседа. Она содействует приобретению знаний, формированию этических представлений, взглядов, понятий, формированию интереса к моральным проблемам, стремлению оценке высоконравственного или безнравственного поведения людей.
Беседа помогает помочь разобраться в сложных ситуациях и вопросах морали, сформировать твердую позицию, помочь каждому осознать личный опыт поведения, способствует привитию умений вырабатывать собственные взгляды и идеалы. К важной группе методов относится вовлечение ребенка в различные формы деятельности: трудовую, эстетическую, художественную, спортивную и другие ее виды.
Основными средствами являются:
- художественные средства;
- окружающая живая и неживая природа;
- собственная деятельность;
- общение;
- окружающая обстановка.
?
Выбор средств или сочетания их компонентов зависит от поставленной задачи, возраста воспитанников, общего уровня их развития, интеллектуальных способностей, этапа развития качеств (только начало формирования качества, закрепление, перевоспитание).
Художественные средства воспитания
Эта группа средств, включающая в себя литературу, разные виды изобразительного искусства, кино и музыку, театр, очень эффективна при формировании нравственных качеств маленького человека. Она способствует приданию эмоциональной окраски познаваемым сложным моральным явлениям. Эти средства самые эффективные при становлении сложных моральных качеств, чувств, идеалов.
Нравственному воспитанию способствует книга, развивающая моральную и волевую сферы, содействующая формированию единства сознания, мировоззрения, поведения. С помощью нее можно прививать самые важные нравственные нормы.
Средством воспитания может быть любой предмет искусства или творчества, все зависит от усилий воспитателя. Любые произведения искусства или народного творчества производят огромное впечатление на ребенка, изображают мир реалистично, что делает их понятными для любого, в том числе ребенка дошкольного возраста, который только учится понимать мир образно, ощущать его.
Природа
Природа и природные явления помогают вызвать у воспитанников чувства заботы об окружающем их мире, защиты тех, кто намного слабее, кто нуждается в посторонней помощи. Природа помогает сформировать первоначальный фундамент для развития чувства гуманности, уверенности. Влияние природы и ее объектов на ребенка многогранно и при правильном подходе обладает значительным потенциалом воспитательного влияния.
Собственная деятельность – практическое средство нравственного воспитания
Любая деятельность ребенка: игра, творчество, труд или учение, является средством формирования морально-нравственных качеств. Каждый вид деятельности обладает своей спецификой, выполняет работу по формированию конкретных качеств, развитие которых при помощи других средств затруднено.
Деятельность в первую очередь необходима для привития навыков практики нравственно правильного поведения. У собственной деятельности есть огромное практическое значение: она позволяет дать оценку нравственному воздействию ребенка в процессе взаимодействия с другими людьми, детьми или взрослыми.
Общение
Общению отводится особое внимание. Оно, как средство формирования нравственности, выполняет задачу корректировки основных моральных представлений, нравственных отношений в окружающем человека обществе. Только в общении сформированные или начавшие формироваться чувства, качества и моральные идеалы закрепляются и приобретают характер умений и навыков.
Окружающая обстановка
Окружение, атмосфера, в которой ребенок постоянно проживает, учится, играет немаловажную роль в становлении моральной культуры. Атмосфера, пронизанная доброжелательностью, любовью, гуманностью всегда положительно скажется на воспитанности человека, и наоборот безнравственная и жестокая обстановка сможет сформировать только негативные черты характера.
Окружающая среда, активизируя весь ранее сформированный потенциал нравственных качеств, становится средством становления моральных чувств, правильных норм поведения.
Методы нравственного воспитания
Моральное, духовное развитие предполагает использование комплекса методов:
- методы формирования привычек, навыков. Эта группа методов способствует накоплению практического опыта нравственного поведения. К ней относятся метод приучения к правильным нормам поведения, метод поручений, наблюдения, организации деятельности и другие;
- методы развития моральных представлений и суждений включают в себя беседы, чтение литературы, рассказы, диспуты, убеждение. Они направлены на формирование правильной системы оценок, превращение нравственных представлений в осознанные мотивы;
- Методы коррекции поведения. Это вспомогательные методы, предназначенные для регулирования правильности нравственных идеалов. Наиболее распространенные: методы поощрения, наказания.
Возрастные особенности
При обеспечении процесса воспитания всегда необходимо учитывать возрастные особенности детей; задачи, которые ставит воспитание в различные периоды жизни ребенка.
- Для начальной школы выбор средств воспитания должен быть направлен в сторону развития эмоциональной сферы, на развитие отзывчивости к живому, формирование чувства гуманности к человеку, культуре, укрепление волевой, мотивационной сферы;
- В средней школе выбираются методы и средства, направленные на развитие самосознания, самооценки, навыков решения задач при ситуациях морального выбора, формирование нравственной позиции к другим детям, взрослым, воспитание толерантности;
- Приоритетами старшей школы становятся развитие качеств делового человека: трудолюбия, самодисциплины, организованности, способности нравственного выбора при достижении собственных целей, развитие рефлексии, волевой саморегуляции.
?
Чем старше ребенок, тем более сложные качества можно формировать. Но это не значит, что развитие качеств, оптимальным периодом для которых был более ранний возраст, нужно прекращать.
Семья – основа воспитания нравственности
Семья – важнейший институт, обладающий огромным потенциалом для правильного формирования важнейших качеств на самых ранних периодах их становления. Для семьи воспитание – основная задача.
В необходимости развития умения не только брать, но и отдавать, в развитии бескорыстия, доброты, способности испытывать радость и огорчения и заключается основная задача семьи.
Воспитание начинается с умения любить. Любовь к ребенку – это внимание к его потребностям, стремление создать обстановку, которая позволит развивать все моральные качества малыша в нужном направлении. Очень актуально формирование в семье морально-волевых качеств: терпеливости, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.
Ценнейшим моральным качеством, закладка которого происходит как раз в семье является отношение с заботой ко всему окружающему. Только в семьях, где всегда царит взаимное уважение, неподдельный интерес к другим членам семьи возможно формирование настоящей гуманности.
Ценным средством являются семейные традиции, передающиеся от старших поколений, нормы и правила поведения. Важными средствами воспитания становятся сказки, другие формы народного творчества, игры, общение с природой.
?
Семья – мир, в котором у ребенка закладываются важнейшие основы всех его моральных качеств, которыми должен обладать любой человек полноценного общества.
Игра – универсальная форма воспитания
Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма деятельности детей в детском саду. Это обусловлено психическими особенностями личности ребенка в дошкольном возрасте. Игровая деятельность обеспечивает оптимальное усвоение моральных норм через обыгрывание определенных несложных ролей.
Считается, что маленький человек, изображая отношения между людьми в сюжете игры, усваивает их сам. Чтобы игра способствовала закреплению норм, она должна иметь хорошее нравственное содержание. Необходимо создавать игровые ситуации, в которых дошкольник сможет воспроизводить этические представления самостоятельно.
Игра является способом проникновения маленького человека в сложный мир взрослых, мир взрослых человеческих взаимоотношений. Она должна содержать две системы отношений: между человеком и предметами, между действующими персонажами. Принимая определенную роль, ребенок вступает в определенную систему отношений, посредством игры он входит в мир моральных человеческих отношений, моральных принципов, норм.
Сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Одним из самых действенных средств воспитания дошкольников всегда была сказка. Сказка – богатый материал для воспитания разнообразных качеств ребенка дошкольного возраста. Благодаря ей он может познать окружающий его мир. Простота народного творчества наилучшим образом подходит для детской психики. Она способствует развитию благородства, чуткости к горю, состраданию, многих других качеств.
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания применялась с древнейших времен. Она учила любить, уважать народ, выходить из трудных ситуаций, преодолевать препятствия только с применением высоконравственных способов. Учит детей понятиям о добре и зле, плохом и хорошем.
Важная особенность сказок – образность, благодаря которой их восприятие упрощается. Дети пока не способны к мышлению абстрактно. Образность дополняется забавностью, что также привлекает маленьких детей.
Работа со сказками проходит в виде разнообразных форм: чтение, пересказ, их обсуждение или обсуждение поведения героев, их успехов, неудач. Можно организовывать театрализованные постановки сказок, проводить конкурсы на их знание, выставки сказочных рисунков. При работе со сказкой фантазия воспитателя практически не ограничивается.
Формирование моральных, духовных понятий – это сложный, долгий процесс. Он требует целенаправленных, постоянных усилий педагогов, родителей, воспитателей; систематической, планомерной работы, направленной на формирование чувств, сознания, начиная с самого рождения, заканчивая старшим возрастом. Только правильное применение существующих средств духовно-нравственного воспитания позволит сформировать действительно здоровую личность, способную противостоять любым негативным факторам современного общества.
Средства и методы нравственного воспитания
- Вы здесь:
- Главная
- Педагогика
- Общая и возрастная
Для реализации принципов в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ними используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса (необходимо соблюдать определенный режим нагрузок и отдыха, не допускать простоев и т.д.) обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья (и убеждения должны составлять) системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Физическая культура и спорт представляют действенный материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». Но и здесь не следует забывать, что они сами по себе не воспитывают.
Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения – приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.
Хорошо известно, сколь велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде и защите Родины. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные чувства и представления, вызывают потребность этически направленного подражания.
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Не секрет, что в разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений.
Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.По мнению М. И. Станкина, эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:
- индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;
- учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;
- доказательность используемого примера;
- опора на опыт и чувства воспитанников.
Нравственное сознание школьников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.
Средствами нравственного воспитания гимнастов в спортивной деятельности являются:
- физические упражнения;
- соревнования;
- спортивный режим;
- тренировка;
- общественная деятельность, включая общественный труд.
Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Необходимо сообщать гимнастам цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.
Источник: Дипломная работа «Формирование нравственности
в процессе спортивной подготовки гимнастов»
www.fizkulturaisport.ru
- Просмотров: 19475
- Назад
- Вперёд
Нравственное воспитание | Encyclopedia.com
Лишь горстка педагогов-теоретиков придерживается мнения, что, если только взрослый мир уйдет с дороги, дети созреют и станут полностью реализованными людьми. Большинство мыслителей, педагогов и родителей признают, что дети рождаются беспомощными и нуждаются в заботе и руководстве взрослых в подростковом возрасте, а часто и позже. В частности, дети должны научиться гармонично жить в обществе. Исторически миссия школ заключалась в том, чтобы развивать у молодежи как интеллектуальные, так и моральные качества. Забота о моральных добродетелях, таких как честность, ответственность и уважение к другим, является областью нравственного воспитания.
Нравственное воспитание, таким образом, означает помощь детям в приобретении тех добродетелей или нравственных привычек, которые помогут им индивидуально вести достойную жизнь и в то же время стать продуктивными и полезными членами своих сообществ. С этой точки зрения нравственное воспитание должно способствовать не только учащимся как личностям, но и социальной сплоченности общества. Слово мораль происходит от латинского корня ( mos, moris ) и означает кодекс или обычаи народа, социальный клей, который определяет, как люди должны жить вместе.
Краткая история нравственного воспитания
В каждом устойчивом сообществе есть моральный кодекс, и взрослое общество обязано и заботится о том, чтобы внедрить этот кодекс в сердца и умы своей молодежи. С момента появления школьного образования взрослые ожидали, что школа внесет положительный вклад в нравственное воспитание детей. Когда в Новом Свете были основаны первые общеобразовательные школы, главной задачей было нравственное воспитание. Пуритане Новой Англии считали, что моральный кодекс содержится в Библии. Поэтому было крайне важно, чтобы дети учились читать, чтобы иметь доступ к его основополагающей мудрости. Еще в 1642 году в колонии Массачусетс был принят закон, обязывающий родителей давать образование своим детям. В 1647 году знаменитый закон о старом обманщике сатаны усилил закон. Не умея читать Священное Писание, дети попадут в сети сатаны.
Колониальный период. По мере того, как в колониях распространялась общая школа, нравственное воспитание детей воспринималось как должное. Формальное образование имело отчетливо моральный и религиозный акцент. Гарвардский колледж был основан для подготовки священнослужителей к их работе. Те люди, которые отделили Соединенные Штаты от британской короны, рисковали своим состоянием, своими семьями и самой своей жизнью в своем мятежном мятеже. Большинство из них имели классическое образование в области философии, теологии и политологии, поэтому они узнали, что великие мыслители истории относились к демократии с пренебрежением. Они знали, что демократия содержит в себе семена собственного разрушения и может выродиться в мобократию, когда многие охотятся на меньшинство, а политические лидеры потворствуют голоду граждан на хлеб и зрелища. Работы основателей, особенно Томаса Джефферсона, Джеймса Мэдисона, Джона и Эбигейл Адамс и Бенджамина Франклина, наполнены увещеваниями о том, что в их новой стране образование является первоочередной задачей. В то время как первые лидеры видели экономические причины для большего и более продолжительного обучения, они были убеждены, что форма правления, которую они приняли, была, по сути, моральным соглашением между людьми.
Девятнадцатый век. По мере формирования молодой республики школьное образование поощрялось как по светским, так и по нравственным причинам. В 1832 году, когда некоторые из отцов-основателей были еще живы, Авраам Линкольн написал в своем первом политическом заявлении (9 марта 1832 года): «Я желаю увидеть время, когда образование и с его помощью нравственность, трезвость, предприятие и промышленность, станут гораздо более распространенными, чем в настоящее время». Гораций Манн, поборник общеобразовательных школ девятнадцатого века, решительно выступал за нравственное воспитание. Он и его последователи были обеспокоены широко распространенным пьянством, преступностью и бедностью в джексоновский период, в котором они жили. Обеспокоенность также вызывали волны иммигрантов, наводнивших города, неподготовленных к городской жизни и особенно не готовых к участию в демократической гражданской жизни. Манн и его сторонники считали бесплатные государственные школы этической закваской общества. В 1849 г.В своем двенадцатом и последнем отчете Совету по образованию штата Массачусетс он писал, что если дети в возрасте от четырех до шестнадцати лет смогут испытать на себе «возвышающее влияние хороших школ, темного сонма личных пороков и общественных преступлений, которые теперь ожесточают домашний покой и пятнают цивилизация века может быть в 99 случаях из каждых 100 изгнана из мира» (стр. 96).
В девятнадцатом веке учителей нанимали и обучали с явным расчетом на то, что они будут продвигать моральную миссию школы и заниматься формированием характера. Литература, биография и история преподавались с явным намерением привить детям высокие моральные стандарты и хорошие примеры для руководства их жизнью. Заголовки студенческих тетрадей предлагали возвышающие нравственность мысли: «Сварливые люди всегда опасные товарищи» и «Похвала следует за усилием». Самыми успешными учебниками в девятнадцатом и начале двадцатого веков были знаменитые книги для чтения Макгаффи, которые были полны моральных историй, побуждений и уроков. В этот период нашей эволюции как нации нравственное воспитание было глубоко укоренено в самой ткани наших школ.
Однако в структуре нравственного воспитания было еще кое-что, из-за чего оно стало проблематичным: религия. В Соединенных Штатах, как группе колоний, а затем как новой нации, преобладающей религией был протестантизм. Библия короля Иакова, хотя и не такая известная, как в пуританскую эпоху, тем не менее была основным продуктом государственных школ США. Считалось, что там находится корень морального кодекса. Однако по мере того, как с середины девятнадцатого века в страну прибывали волны иммигрантов из Ирландии, Германии и Италии, панпротестантский тон и ортодоксальность школ стали объектом пристального внимания, и началась реакция. Обеспокоенные тем, что их дети будут отлученные от своей веры, католики разработали собственную школьную систему. Позже в двадцатом веке другие религиозные группы, такие как евреи, мусульмане и даже различные протестантские конфессии, создали свои собственные школы. Каждая группа желала и продолжает желать, чтобы ее нравственное воспитание основывалось на ее соответствующей вере или кодексе.
Двадцатый век. В этот же период конца девятнадцатого и двадцатого веков также росла реакция против организованной религии и веры в духовное измерение человеческого существования. На интеллектуальных лидеров и писателей оказали глубокое влияние идеи английского натуралиста Чарльза Дарвина, немецкого политического философа Карла Маркса, австрийского невролога и основателя психоанализа Зигмунда Фрейда и немецкого философа и поэта Фридриха Ницше, а также все более строгое толкование разделение церковного и государственного учения. Эта тенденция усилилась после Второй мировой войны и еще больше усилилась из-за того, что в конце XIX века в моральном консенсусе нации появились серьезные трещины.60-е годы. Поскольку для очень многих американцев самые прочные корни моральных истин находятся в их религиозных убеждениях, педагоги и другие лица стали опасаться использования школ для нравственного воспитания. Все больше и больше считалось, что это прерогатива семьи и церкви. Некоторые педагоги стали сторонниками «бесценностного» обучения, игнорируя тот факт, что невозможно создать школу, лишенную этических вопросов, уроков и противоречий.
В течение последней четверти двадцатого века, когда многие школы пытались игнорировать моральный аспект обучения, произошли три вещи: показатели успеваемости начали снижаться, проблемы с дисциплиной и поведением усилились, и раздались голоса, обвиняющие школы в обучении светскому гуманизму. . В то же время педагогам было предложено решать моральные проблемы учащихся, используя два подхода: разъяснение ценностей и когнитивно-развивающее нравственное воспитание.
Первое, разъяснение ценностей, , основано на небольшой теории, кроме предположения, что учащиеся должны практиковаться в выборе моральных альтернатив и что учителя должны быть помощниками в процессе разъяснения, а не проповедниками определенных моральных идей или выбора ценностей. Этот подход, хотя и широко применялся, подвергся резкой критике, среди прочего, за пропаганду морального релятивизма среди студентов. Хотя в настоящее время немногие педагоги уверенно выступают за разъяснение ценностей, сохраняется остаточный нейтралитет учителей и нерешительность в отношении активного решения этических вопросов и моральной сферы.
Второй подход, когнитивное развитие, нравственное воспитание, , возник из работы швейцарского психолога Жана Пиаже и получил дальнейшее развитие у Лоуренса Кольберга. В отличие от разъяснения ценностей, когнитивное нравственное развитие сильно зависит от теории и мало требует применения в классе. В своей наиболее популярной форме Кольберг постулировал шесть последовательных стадий морального развития, которых потенциально могут достичь люди. Каждый этап представляет собой особый способ мышления человека о моральной ситуации или проблеме. Учителям рекомендуется вовлекать учащихся с раннего возраста и на протяжении всего обучения в обсуждение моральных вопросов и дилемм. В последние годы своей жизни Кольберг призывал педагогов превратить свои школы в «справедливые сообщества», среду, в которой ускорится нравственное развитие учащихся.
Возвращение характера Образование
В начале 1980-х годов, на фоне всеобщего беспокойства по поводу плохой академической успеваемости и поведения учащихся, педагоги заново открыли для себя слово характер. Нравственное воспитание имело религиозный оттенок, что многих беспокоило. Характер с его упором на формирование хороших привычек и устранение вредных привычек вызвал популярный и традиционный отклик. Слово символ имеет греческий корень, происходящий от глагола «гравировать». Таким образом, характер говорит об активном процессе нанесения отметок или знаков (т. е. хороших привычек) на человека. Широко признано, что раннее формирование хороших привычек отвечает интересам как отдельного человека, так и общества.
Кроме того, считается, что формирование характера начинается с раннего возраста, но работа едва завершается, когда ребенок идет в школу. В концепции характера имплицитно признается, что взрослые начинают процесс формирования привычки к уважению к другим, самоконтролю и ответственности, затем в работу вносят свой вклад учителя и другие люди, но в конце концов молодой человек берет на себя формирование или формирование характера. его собственный характер. Тем не менее, очевидно, что детские школьные годы с их требованиями к обучению и тяжелыми событиями являются главной возможностью для формирования положительного и отрицательного (т. е. добродетели и пороки) характера.
Импульс и энергия, стоявшие за возвращением воспитания характера в американские школы, исходили не из образовательного сообщества. Этому способствовало, во-первых, родительское стремление к упорядоченным школам, где особое внимание уделяется стандартам поведения и хорошим привычкам, и, во-вторых, государственные и национальные политики, которые отреагировали на эти тревожные опасения родителей. Во время своего президентства Уильям Клинтон провел пять конференций по воспитанию характера. Президент Джордж Буш расширил программы предыдущей администрации и сделал воспитание характера одним из основных направлений своей программы реформы образования. Один из политически привлекательных аспектов воспитания характера, в отличие от нравственного воспитания с его религиозным подтекстом, заключается в том, что воспитание характера больше говорит о формировании хорошего гражданина. Широко повторяющееся определение (например, воспитание характера помогает ребенку познавать добро, желать добра и делать добро) затрагивает этот вопрос. Для одних людей внутренняя направленность воспитания характера может удобно носить как религиозный, так и гражданский характер, а для других направленность может быть строго гражданской, направленной исключительно на формирование хорошего гражданина.
Текущие подходы к нравственному воспитанию
Подавляющий процент усилий в рамках государственного образования по решению проблемы нравственности в настоящее время проводится под флагом воспитания характера. Кроме того, поскольку эти сознательные усилия по решению проблем формирования характера были предприняты относительно недавно, их часто называют программами воспитания характера . Однако термин программа предполагает отдельные инициативы, которые заменяют деятельность или добавляются в школьную программу (например, новая программа чтения или программа математики). И, хотя существуют программы воспитания характера, коммерческие и другие, большинство защитников призывают государственные школы применять комплексный подход к воспитанию характера.
Инфузионный подход. В общем, подход вливания к воспитанию характера направлен на то, чтобы вернуть формирование характера учащихся на центральное место в школьном обучении. Вместо того, чтобы просто добавить формирование характера к другим обязанностям школы, таким как умение считать, грамотность, профессиональное образование, санитарное просвещение и другие цели, акцент на хорошем характере пронизывает весь школьный опыт. По сути, воспитание характера объединяет интеллектуальное развитие в качестве всеобъемлющей цели школы. Кроме того, воспитание характера рассматривается не как конкурирующее или вспомогательное по отношению к целям приобретения знаний и навыков, а как важный фактор, способствующий достижению этих целей. Чтобы создать здоровую учебную среду, учащиеся должны развивать такие качества, как ответственность и уважение к другим. Они должны избавиться от привычек лени и неряшливости и приобрести привычки к самоконтролю и усердию. Инфузионный подход основан на представлении о том, что хорошие привычки, которые способствуют формированию характера, в свою очередь напрямую способствуют академическим целям школьного обучения.
Основой метода вливания является восстановление, переделка или создание заявления о миссии школы, отражающего приоритет, отданный развитию хорошего характера. Такое утверждение узаконивает внимание как взрослых, так и учащихся к этой образовательной цели. Он говорит администраторам, что учителей и сотрудников следует нанимать с хорошим характером в качестве критерия; он говорит учителям, что ученикам следует не только подчеркивать характер, но и демонстрировать их собственные характеры; он говорит тренерам, что на легкую атлетику следует смотреть через призму спортивного мастерства, а не через призму побед и поражений; и это говорит учащимся, что их усилия и трудности, их успехи и разочарования — все это часть более крупного процесса, формирования их характера.
Критическое значение для метода вливания имеет использование учебной программы в качестве источника воспитания характера. Это особенно верно в отношении учебных программ по языкознанию, общественным наукам и истории. Основное внимание в этих предметах уделяется изучению людей, реальных и вымышленных. Наши великие повествовательные истории несут моральные уроки. Они передают молодым яркие образы людей, которыми наша культура восхищается и хочет, чтобы они подражали. Эти предметы также показывают им, как можно тратить жизни или, что еще хуже, как люди могут предать себя и свое сообщество. Узнать о героизме бывшего раба Соджорнера Трута, ставшего евангелистом и реформатором, и о предательстве Бенедикта Арнольда, офицера американской армии, предавшего свою страну британцам, — это больше, чем собрать историческую информацию. Встреча с этими жизнями разжигает моральное воображение учащегося и углубляет его понимание того, что представляет собой жизнь характера. Другие предметы, такие как математика и естествознание, могут научить учащихся необходимости интеллектуальной честности. Учебные программы наших школ содержат не только основные знания о нашей культуре, но и о нашем моральном наследии.
В дополнение к официальной или явной учебной программе в школах и классах также есть скрытая или тайная учебная программа. Школьные ритуалы, традиции, правила и процедуры влияют на понимание учащимися того, что правильно и неправильно, а также желаемого и нежелательного поведения. То же самое можно сказать и о студенческой культуре школы. То, что происходит в столовой, туалетах, раздевалках и в автобусе, передает студентам мощный сигнал. Этот дух или моральный климат школы трудно наблюдать и четко классифицировать. Тем не менее, он находится в центре серьезного внимания педагогов, приверженных методу вливания.
Важным элементом метода вливания является язык, с помощью которого школьное сообщество обращается к вопросам характера и моральной сфере. Учителя и администраторы, приверженные методу вливания, используют язык добродетели и говорят о хорошем и плохом поведении, о правильном и неправильном. Такие слова, как ответственность, уважение, честность и настойчивость, входят в рабочий лексикон как взрослых, так и учащихся.
Другие подходы. Одним из самых популярных подходов к воспитанию характера является сервисное обучение. Этот подход, который иногда называют общественными работами, представляет собой сознательную попытку дать учащимся возможности, руководство и практику в том, чтобы быть моральными деятелями. Основываясь на концепции формирования характера греческого философа Аристотеля (например, человек становится добродетельным, совершая добродетельные поступки; храбрым, совершая смелые поступки), во многих школах и школьных округах есть комплексные программы обучения служению. Начиная с детского сада, детям даются мелкие обязанности, такие как кормление песчанки в классе или распрямление парт и стульев. Позже они переходят к обучению младших школьников и, в конечном итоге, переходят к более требовательной деятельности в последние годы старшей школы. Как правило, эти мероприятия по обучению служению на уровне средней школы проводятся за пределами кампуса в доме для слепых, больнице или детском саду. Помимо размещения, школа обеспечивает обучение, руководство и поддержку в решении проблем учащихся, когда они сталкиваются с проблемами и трудностями.
В последние годы школы по всей стране приняли добродетель (или ценность) месячного подхода, когда все школьное сообщество уделяет особое внимание такому качеству, как сотрудничество или доброта. Рассмотрение добродетели в этот конкретный месяц отражено в учебной программе, на специальных собраниях, в холлах и классных комнатах, а также в школьных бюллетенях. С этим связаны общешкольные программы, такие как проекты без унижений, в которых внимание сосредоточено на разрушительных и вредных последствиях сарказма и оскорбительного языка, а учащихся учат заменять унижения цивилизованными формами общения.
Существует несколько стратегий развития навыков и обучения в классе, которые часто связаны с формированием характера. Среди наиболее распространенных — обучение навыкам посредничества и разрешения конфликтов, когда студентов напрямую учат тому, как справляться с разногласиями и потенциальными драками между однокурсниками. Многие сторонники совместного обучения утверждают, что обучение студентов с использованием этого учебного процесса имеет дополнительное преимущество, заключающееся в обучении студентов привычкам помогать другим и налаживанию дружеских отношений между студентами, с которыми они иначе не стали бы общаться.
Проблемы и разногласия
Нравственное воспитание детей вызывает глубокую озабоченность у всех, от родителей до общественных и религиозных лидеров. Не случайно этот предмет вызывал опасения и споры на протяжении всей истории американских школ. Вопросы морали затрагивают самые фундаментальные убеждения человека. Поскольку американцы, по международным стандартам, достаточно религиозно соблюдают и весьма религиозно разнообразны, неудивительно, что споры о моральном воспитании и воспитании характера часто имеют религиозный источник. Особенно после периода, когда нравственное воспитание не было в повестке дня большинства государственных школ, его возвращение вызывает тревогу у некоторых граждан. Многие враждебно настроенные по отношению к религии люди видят в возрождении интереса к нравственному воспитанию возвращение религиозных взглядов в школу «через черный ход». С другой стороны, многие религиозные люди с подозрением относятся к его возвращению, поскольку считают его попыткой подорвать религиозное воспитание их семьи с помощью спонсируемого государством светского гуманизма. Однако в начале двадцать первого века возобновившееся внимание к этой области было относительно бесспорным.
Положительному климату способствует использование термина символ , а не мораль. В то время как мораль для многих несет религиозный подтекст, слово характер говорит о хороших привычках и гражданских добродетелях, которые скрепляют сообщество и позволяют нам жить вместе в гармонии.
Второй вопрос касается уровня школ и возраста учащихся. Возрождение воспитания характера в наших школах было в большей степени заметно в начальных школах. Здесь школы могут сосредоточиться на моральных основах, в отношении которых существует широкий общественный консенсус. То же самое верно, но в несколько меньшей степени, для средних и неполных средних школ. И хотя есть много положительных примеров средних школ, которые внедрили широкие и эффективные программы воспитания характера, преподаватели средних школ не решаются принять воспитание характера. Частью этого являются ведомственные структуры и временные требования учебной программы; частью этого является возраст и искушенность их учеников; и отчасти это связано с тем, что немногие учителя средних школ считают, что у них есть четкие полномочия заниматься вопросами морали и характера.
Третий вопрос касается обучения учителей. В то время как когда-то обучающиеся преподаватели проходили курсы по философии и истории образования, знакомившие их с традиционным для американской школы отношением к нравственному воспитанию и воспитанию характера, теперь эти курсы требуются лишь в немногих штатах. В начале двадцать первого века в американских школах наблюдается массовый уход профессиональных учителей на пенсию и замена их большим количеством новых учителей. Эти молодые учителя, как правило, являются выходцами из начальных и средних школ, где учителя уделяли мало или совсем не уделяли прямого внимания нравственному воспитанию и воспитанию характера. Кроме того, 19Исследование, проведенное Партнерством по воспитанию характера в половине национальных педагогических учебных заведений, показало, что, хотя более 90 процентов руководителей этих программ считали, что воспитание характера должно быть приоритетом в подготовке учителей, только 13 процентов были удовлетворены усилиями своего учреждения. .
Оценка морального воспитания и воспитания характера
Существует несколько программ воспитания характера с обнадеживающими результатами оценки. Проект развития характера (CDP) уже более 18 лет участвует в нескольких школах K–6, и в тех школах, где учителя получали повышение квалификации и поддержку на местах, более 52 процентов переменных результатов учащихся показали значительные различия. Бойскауты Америки разработали учебную программу «Обучение для жизни» в начале 19 века. 90-е годы для начальной школы. Этот коммерчески доступный автономный учебный план обучает основным моральным ценностям, таким как честность и ответственность. В крупномасштабном контролируемом эксперименте с участием 59 школ учащиеся, ознакомившиеся с материалами «Обучения ради жизни», продемонстрировали значительный прогресс в понимании основных ценностей учебной программы, но, по мнению учителей, они также стали более самодисциплинированными и способными. оставаться на задании.
Тем не менее, оценку и оценку характера и нравственного воспитания лучше всего описывать как незавершенную работу. Эта область сдерживается отсутствием общепринятого набора надежных инструментов, отсутствием широкого согласия в отношении индивидуальных или общешкольных результатов, а также краткосрочным характером большинства существующих исследований. Эти ограничения усложняет еще одно: отсутствие теоретического согласия в отношении того, что такое характер. Человеческий характер — это одна из тех всеобъемлющих сущностей, которыми занимаются ученики от философии до теологии, от психологии до социологии. Кроме того, даже внутри этих дисциплин существуют конкурирующие и противоречивые теории и понимания природы человеческого характера. Но хотя проблемы с оценкой пугают, они меркнут по сравнению с размахом желания взрослого сообщества видеть, что наши дети обладают моральным компасом и хорошими привычками, необходимыми для здорового характера.
См. также: Развитие персонажа; Начальное образование, подстатьи по Современные тенденции, история; Этика, подстатья Школьное обучение; школьная реформа; Среднее образование, подстатьи по Текущие тенденции, история.
библиография
Берковиц, Марвин В. и Озер, Фриц, ред. 1985. Нравственное воспитание: теория и применение. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Чазан, Барри. 1985. Современные подходы к нравственному воспитанию: анализ альтернативных теорий. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
Коулз, Роберт. 1989. Зов историй. Бостон: Хоутон Миффлин.
Дэймон, Уильям. 1995.
Эберли, Дон Э., изд. 1995. Характер Америки: восстановление гражданской добродетели. Лэнхэм, Мэриленд: Мэдисон.
Химмельфарб, Гертруда. 1995. Деморализация общества: от викторианских добродетелей к современным ценностям. Нью-Йорк: Кнопф.
Килпатрик, Уильям К. 1992. Почему Джонни не может отличить правильное от неправильного: моральная грамотность и аргументы в пользу воспитания характера. Нью-Йорк: Саймонанд Шустер.
Крефт, Питер. 1986. Назад к добродетели. Сан-Франциско: Игнатий.
Льюис, Клайв С. 1947. Уничтожение человека. Нью-Йорк: Макмиллиан.
Ликона, Томас. 1991. Воспитание характера: как наши школы могут научить уважению и ответственности. Нью-Йорк: Бантам.
Макинтайр, Аласдер.
1981. После добродетели. Нотр-Дам, Индиана: Издательство Университета Нотр-Дам.Манн, Гораций. 1849. Двенадцатый годовой отчет Совета по образованию вместе с Двенадцатым годовым отчетом секретаря Совета по образованию. Бостон: Даттон и Вентворт.
Нуччи, Ларри П., изд. 1989. Нравственное развитие и воспитание характера: диалог. Беркли, Калифорния: Маккатчан.
Пауэр, Ф. Кларк; Хиггинс, Энн; и Кольберг, Лоуренс. 1989. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Причард, Айвор. 1998. Хорошее образование: достоинства обучения. Норуолк, Коннектикут: Джадд.
Райан, Кевин, и Болин, Карен. 1999. Формирование характера в школах: практические способы претворить в жизнь нравственные наставления. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Уилсон, Джеймс К. 1993. Моральное чувство.
Райт, Роберт. 1994. Моральное животное: почему мы такие, какие мы есть.