Средствами нравственного воспитания являются сказки и игры
Нравственное воспитание является важнейшей задачей социализации детей, во время данного процесса они приобщаются к моральным ценностям общества. По мере роста малыша происходит формирование их взглядов, убеждений, они овладевают правилами поведения в конкретном коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, с собой, с природой. В нашей статье мы расскажем о том, какие методы помогут воспитать личность с набором нравственных качеств.
Нравственное воспитание – это воспитания хорошего, отзывчивого, доброго человекаСодержание
Задачи нравственного воспитания детей
Что же является основой нравственного воспитания ребенка? Прежде всего это такие качества, как человечность, чуткость не только к окружающим людям, но и природе, животным, отзывчивость. Многие недоумевают, как же в наш скоростной век, когда родители все время заняты, развить чуткого и доброго дитя.
Оказывается, что ничего нового придумывать не нужно, следует ориентироваться на психологические потребности крохи и, опираясь на эталоны нравственного характера, производить формирование здоровой личности.
О важности нравственного воспитания в современное времяИтак, какие же основные задачи нравственного воспитания?
- Прежде всего это: знакомство с нормами поведения, принятыми в данном обществе.
- Развитие чувственности.
- Развитие убежденности.
- Работа над умением следовать нормам поведения.
Данные задачи можно легко решить, опираясь на внутреннюю психологическую потребность детей, как источник развития. Прежде всего это:
- Игра.
- Общение.
- Познание.
Исходя из психологических состояний дошкольников, формирование нужных качеств может происходить, опираясь на такие методы, как: сюжетно-ролевая игра, чтение художественной литературы, совместный просмотр и обсуждение мультфильмов, беседа.
Сказка, как средство воспитания нравственности
Один из путей достижения нравственного развития дошкольников проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей сказки. Именно сказка идет по жизни с малышом, начиная с периода младенчества. В сказке он начинает знакомиться с отношениями героев, которые переносятся затем на взаимоотношения ребенка с родственниками. Сказки являются средствами формирования личности, с индивидуальными понятиями о добре и зле. Они учатся строит речь, понимать переживания героя, учатся снимать тревогу.
Добрый сказки – мощный метод нравственного воспитанияСовет: подбирать сказки нужно исходя из возраста малыша, таким образом, чтобы они развивали его чувства, а не рассудок, для этого, как нельзя лучше, подойдут волшебные сказки, которые имеют незамысловатый сюжет.
Основная задача родителей во время нравственного развития основывается на правильном подборе сказок, которые должны оказывать лишь положительное влияние на эмоции малыша. Сказка должна воспитывать уверенность в своих силах. Для детей младшего возраста помогут для формирования справедливости, и взаимовыручки, такие сказки, как:
- Заюшкина избушка.
- Волк и семеро козлят.
- Лисичка со скалочкой.
- Кот, петух и лиса.
- Заяц-хваста.
Помогут разобрать категории добра и зла произведения, в которых добро побеждает зло, говорящие о том, что зло всегда наказуемо, это прежде всего:
- Заюшкина избушка.
- Красная шапочка.
- Зимовье.
Средствами формирования нравственного воспитания дошкольников выступают сказки, причем они не дают конкретных наставлений, типа: «слушайся родителей», в их сюжете содержится урок, который во время прочтения родители должны обсуждать с детьми.
Кадр из чудесного советсткого фильма “Морозко”Слушаться родителей учат такие сказки, как:
- Снегурочка.
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
- Гуси-лебеди.
Говорят о трудолюбии:
- Крошечка-хаврошечка.
- Царевна лягушка.
- Мороз Иванович.
- Морозко.
Видео. Мультфильм “Крошечка-Хаврошечка”
youtube.com/embed/cCRjwl03o8I» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Совет: даже, если ребенок читает самостоятельно, прочитанная взрослым вслух сказка воспринимается по–другому. Совместные чтения сближают душой взрослых и детей.
Сюжетно-ролевая игра, как формирование нравственности
Средствами формирования нравственности часто выступает игра, которая лежит в основе психологических потребностей дошкольников. Именно в игре ребята отражают различные события и общественные взгляды на них. Поэтому принято основой воспитания нравственности считать сюжетно-ролевую игру, в которой они учатся преодолевать трудности, сдерживать свои эмоции, общаться со взрослыми и ровесниками.
Ролевая игра “Я повар”Для малышей трудовая деятельность, проведенная совместно с родителями, проходит в качестве игры. Когда малыш лепит с мамой пирожки или забивает с папой гвоздь, то он учится взаимопомощи, доверию, сотрудничеству.
Во время игры малышу нужно давать самостоятельно выбирать сюжет, если взрослый насильственно станет корректировать деятельность, менять правила, то он таким образом погасит интерес и радость.
Варианты ролевых игр для домашнего пользованияЕсли для младших детей требуется обязательное участие взрослых в игре, то для дошкольников это не обязательно. Они могут выбирать сюжет, устанавливать правила, распределять участников. Но это не значит, что нужно все оставлять на произвол. Взрослому нужно контролировать игровую деятельность и, при необходимости, корректно ее направлять. Средствами формирования нравственности выступают следующие игры:
- Семья, где взрослые могут играть роль детей, а дети – роль взрослых. Кстати, в данной игре родители могут узнать что-то новое о своих взаимоотношениях с детьми.
- Сделай комплимент. Можно придумать волшебный стульчик, на который садится один из членов семьи и называть хорошие качества данного человека, исходя из букв имени. Например, Ваня: В – вежливый, А – артистичный, Н – находчивый и т.д.
- Больница, в которой дети учатся не бояться врачей и общаться в новой обстановке.
- Чудо-дерево. Можно украсить веточку чудесными листьями, взятыми из корзиночки. На листочках можно написать добрые дела членов семьи или пожелания, или комплименты. В итоге сухое дерево повеселело и зазеленело, как и жизнь семьи, где все становятся ближе друг к другу.
Совместный просмотр мультфильма
К сожаления дети проводят много времени за просмотром мультфильмов, которые считаются основой нравственного воспитания. Герои мультиков носят образцы поведения: они говорят о добре и зле, жадности и щедрости, о помощи и вреде. Именно такие противоположности качеств считаются средствами для распознавания образцов необходимого поведения.
Мультфильм про Чебурашку – один из лучших в мировой культуреОчень часто герои мультфильмов несут однозначную оценку, которая соответствует эмоциям конкретного возраста. Мультфильмы должны показывать перевес эмоциональной окраски над рациональной сущностью. Мультфильмы – это довольно действенные способы, помогающие формировать нравственные качества, благодаря своей зрелищности.
Важно! Добрый мультфильм, просмотренный своевременно, является прекрасным средством развития нравственной личности.
Именно поэтому ведется много споров по поводу вреда зарубежных мультиков на несформированную психику дошкольников, так как они имеют элементы насилия, агрессии, нежелательных черт поведения. Особенно данная проблема актуальна в дошкольный возраст, поскольку дети склонны к подражательству. Именно поэтому родителям необходимо обращать внимание на то, что смотрит их чадо.
Совместный просмотр мультфильмов позволяет ориентироваться в интересах детей Среди мультфильмов, который учат дружбе, нравственности лежат такие, как:Следует выбирать такие мультфильмы, в которых зло наказуемо, где перевоспитываются плохие черты, добро награждается, где отрицательные черты преподносятся с юмористической точки зрения, а главные герои имеют отрицательные черты только лишь по такой причине, что с ними никто не дружит.
- Малыш и Карлсон.
- Чебурашка и крокодил Гена.
- Цветик-семицветик.
- Простоквашино.
- Кот Леопольд.
При правильном подходе мультфильм должен быть основой развития нравственности дошкольников, ведь довольно-таки наглядны те уроки, которые преподносит экран. Однако, воспитывать малыша должен не экран, а взрослый, сидящий рядом, а мультик должен быть лишь воспитательским инструментом, таким как книги и игрушки.
Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребенка
В основе нравственного воспитания дошкольников лежит семья, никакие корректирующие методы не помогут в формировании гармоничной личности малыша при отсутствии личного примера нравственности дома. Только в семье ребенок получает действительный опыт, а детский сад способен лишь оказать методы незначительной коррекции.
Нравственное воспитание в семье – условияРебенок копирует поведение родителей, словно через призму родительских взглядов он сморит на внешний мир.
Личные примеры, как методы формирования нравственности
Главные методы домашнего развития личности – это личный пример родителей. Иногда существует мнение, что и в благополучных семьях может вырасти неблагополучный ребенок. Конечно, на формирование детской психики оказывают влияние многие факторы, но все-таки главный из них – это родительский пример.
Личный пример выражается в ежедневном поведении взрослых. Детки реагируют не на «нотации», а на то, что они видят, если родители используют в речи уменьшительно-ласкательные слова, то и малыши в своей речи также будут использовать данные выражения.
Когда кроха слышит ненормативную лексику, то он во время ролевых игр будет ее использовать.
Методы родительского воспитания основаны на высказывание личностного отношения к происходящим событиям. Например, папа с сынишкой идут, а им встречается компания, которая курит и пьет пиво. В данном случае воспитательным моментом послужит негативное отношение, высказанное вслух, без лишних эмоций.
Личный пример родителей формирует поведение детейТакже способом формирования нужных качеств будет соответствие родительских слов по отношению к делу. Если взрослые что-то требуют от детей, то они должны прежде всего выполнять это требование сами.
Например, выдвигая требование убирать свои вещи на места, необходимо прежде всего следить за порядком в своих вещах. Если ребенка учат говорить только правду, а мама, не желая общаться с соседкой, просит сказать мужу, что ее нет дома. Естественно таким образом происходит неосознаваемое приучение детей говорить неправду.
Когда ребенок чувствует любовь родителей, то он растет более уверенной личностью, поэтому очень важна в доме благоприятная атмосфера, мягкий голос, добродушный тон. Когда у малыша проскальзывают нарушения в поведении, то следует посмотреть на свои поступки, особенности, потому что дети впитывают только то, что видят. Если взрослые, окружающие кроху, постоянно напряжены и встревожены, то и малыш соответствующе будет воспринимать свое окружение.
Имеются разные методы регулирования нравственности детей, но тем не менее, лишь опыт, полученный в семье, стает основой будущей личности ребенка.
Видео. Социально-моральное и нравственное воспитание детей – беседа с психологом
ГОУ СПО ( ССУЗ) « Челябинский государственный педагогический колледж № 2» Дошкольная педагогика Тестовые задания для промежуточной аттестации студентов Составлен: Проняевой С. В., преподавателем дошкольной педагогики 2008 г. Введение
Государственный образовательный стандарт призван решить широкий круг задач, таких как обеспечение высокого уровня профессионального образования и качества подготовки специалистов; обеспечение академической свободы образовательного учреждения в формировании гибкого и вариативного содержания образования и организации образовательного процесса; обеспечение единства содержания образования и соблюдения норм и требований к организации образовательного процесса на всем образовательном пространстве России; обеспечение контроля за результативностью системы ПО и качеством образования в ней. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о степени усвоения студентами учебного материала, о практическом применении ими знаний. Необходимость контроля обучения и оценки знаний диктуется обязательным выполнением следующей цепочки: цель обучения — процесс обучения – результат — новая цель. Важнейшим компонентом технологии обучения является тест как инструмент измерения уровня знаний, без которого нельзя выявить исполнения стандарта, но и оптимально управлять учебным процессом, без чего нельзя добиться качественного усвоения стандарта. Курс дошкольной педагогики является одним из ведущих в профессиональном образовании педагогов, его изучение занимает достаточно большой объем времени, что требует разнообразных видов и форм контроля. Тестовый контроль не является единственной формой контроля, в представленном варианте претендует на оценку знаний по содержательным линиям образовательной программы и не затрагивает практических умений студентов. Данные материалы можно сертифицировать по следующим основаниям: Название учебной дисциплины: дошкольная педагогика Название образовательной программы: Дошкольная педагогика, 2005 Цели создания: промежуточная аттестация Число заданий: 15 Число вариантов: З, 4 Время выполнения: 30 минут Вид и форма тестов: закрытые, с выбором ответов Оценка: 100% — 80% — оценка «5» 81- 70% — оценка «4» 71- 60% — оценка «3» «5» — студент знает программный материал, понимает и прочно усвоил его, на вопросы дает правильные, сознательные и уверенные ответы «4» — студент знает программный материал, хорошо понимает его, допускает незначительные ошибки «3» — студент обнаруживает знание основного программного материала, испытывает некоторые затруднения, преодолевает их с помощью педагога «2» — студент обнаруживает незнание большей части программного материала, отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки Инструкция к применению: 1. Прочитайте внимательно вопрос, обратив внимание на конструкцию вопроса. 2. Укажите номер вопроса и варианты ответов на него 3. При желании можно ответить вначале на вопросы, ответы на которые не вызывают у вас затруднений, а затем на боле сложные вопросы Тест по дошкольной педагогике к теме « Воспитание – ведущая функция дошкольной педагогики»
а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей б) процесс формирования моральных ценностей в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями 2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения: а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре 3. Из ряда предложенных определений выберите то, которое на ваш взгляд наиболее полно раскрывает сущность процесса нравственного воспитания: а) Нравственное воспитание – воздействие воспитателя на воспитуемого с целью формирования у него моральных качеств личности б) Нравственное воспитание – педагогический процесс, направленный на содействие развитию нравственных свойств личности на основе усвоения общечеловеческих и национальных моральных ценностей в) Нравственное воспитание – организованное взаимодействие воспитателя и воспитуемых, направленное на формирование сознания, чувств и отношений 4. Укажите исследователей проблем нравственного воспитания детей дошкольного возраста: а) Виноградова А.М. б) Запорожец А.В. в) Николаева С.Н. г) Нечаева В.Г.
а) этическая беседа б) рассказ на этическую тему в) поощрение г) чтение художественной литературы
а) внушение б) физическое наказание в) приучение к правилам общественного поведения Скачать 137,5 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Как развивать нравственное воспитание и критическое мышление
Учитесь на знаниях сообщества. Эксперты добавляют свои идеи в эту совместную статью на основе ИИ, и вы тоже можете.
Это новый тип статьи, которую мы начали с помощью ИИ, и эксперты продвигают ее вперед, делясь своими мыслями непосредственно в каждом разделе.
Если вы хотите внести свой вклад, запросите приглашение, поставив лайк или ответив на эту статью. Узнать больше
— Команда LinkedIn
Последнее обновление: 1 июля 2023 г.
Нравственное воспитание и критическое мышление являются важными навыками, которые учащиеся должны развивать в сложном и разнообразном мире. Они помогают учащимся понять различные точки зрения, ценности и этические дилеммы, а также принять обоснованные и ответственные решения. Но как учителя и воспитатели могут развивать эти навыки у своих учеников? Вот некоторые из лучших методов и инструментов, которые могут помочь.
Определение моральных концепций и принципов
Одним из первых шагов в нравственном воспитании и критическом мышлении является определение ключевых моральных концепций и принципов, которыми руководствуются этические рассуждения и действия. Сюда могут входить такие понятия, как справедливость, честность, права, обязанности, автономия, уважение, сочувствие и сострадание, а также такие принципы, как золотое правило, категорический императив, утилитарный принцип и принцип вреда. Учителя могут представить эти концепции и принципы с помощью примеров, историй, сценариев и обсуждений и помочь учащимся применить их к различным моральным проблемам и дилеммам.
Поощряйте диалог и дебаты
Еще одним важным методом воспитания нравственности и критического мышления является поощрение диалога и дебатов между учащимися и другими людьми. Диалог и дебаты могут помочь учащимся изучить различные точки зрения, аргументы, доказательства и ценности, а также бросить вызов своим собственным предположениям, предубеждениям и предубеждениям. Учителя могут способствовать диалогу и дебатам, создавая безопасную и уважительную атмосферу в классе, задавая открытые и провокационные вопросы, приглашая различных докладчиков и мнения, а также моделируя навыки критического мышления и этического мышления.
Использование моральных дилемм и тематических исследований
Третий эффективный метод воспитания нравственности и критического мышления заключается в использовании моральных дилемм и тематических исследований, которые представляют реалистичные и актуальные этические проблемы и ситуации. Моральные дилеммы и тематические исследования могут помочь учащимся применять свои моральные концепции и принципы, анализировать последствия и последствия своего выбора, размышлять о своих моральных эмоциях и интуиции и оправдывать свои моральные суждения и действия. Учителя могут использовать моральные дилеммы и тематические исследования из различных источников, таких как литература, история, текущие события, средства массовой информации и личный опыт, а также разрабатывать мероприятия, которые вовлекают учащихся в моральные рассуждения и принятие решений.
Использование цифровых инструментов и ресурсов
Четвертый полезный метод воспитания нравственности и критического мышления заключается в использовании цифровых инструментов и ресурсов, которые могут улучшить и поддержать процесс обучения. Цифровые инструменты и ресурсы могут включать онлайн-платформы, игры, симуляторы, видео, подкасты, блоги и социальные сети, которые могут предоставить учащимся доступ к информации, взаимодействие, обратную связь и совместную работу. Учителя могут использовать цифровые инструменты и ресурсы, чтобы знакомить учащихся с различными моральными проблемами и точками зрения, стимулировать их любознательность и творческий потенциал, следить за их прогрессом и успеваемостью, а также развивать их цифровую гражданственность и грамотность.
Содействовать обучению служению и гражданской активности
Пятый ценный метод развития нравственного воспитания и критического мышления заключается в содействии обучению служению и гражданской активности среди учащихся. Обучение служению и гражданская активность — это формы практического обучения, которые вовлекают учащихся в содержательную и подлинную деятельность, направленную на решение реальных проблем и потребностей. Обучение служению и гражданская активность могут помочь учащимся развить свою моральную идентичность и характер, практиковать свои моральные навыки и добродетели, связать свое обучение со своей жизнью и внести свой вклад в свои сообщества и общество. Учителя могут способствовать обучению служению и гражданской активности, интегрируя их в учебную программу, сотрудничая с местными организациями и заинтересованными сторонами, а также поощряя размышления и действия учащихся.
Оценка результатов нравственного воспитания и критического мышления
Шестой важный метод содействия нравственному воспитанию и критическому мышлению заключается в оценке результатов и воздействия процесса обучения. Оценка может помочь учителям и учащимся оценить эффективность и качество используемых методов и инструментов, определить сильные и слабые стороны нравственного воспитания учащихся и навыков критического мышления, предоставить обратную связь и рекомендации по улучшению, а также отметить достижения и успехи. . Учителя могут оценивать результаты нравственного воспитания и критического мышления, используя различные методы и инструменты, такие как рубрики, портфолио, самооценка, взаимооценка, опросы, интервью и наблюдения.
Вот что еще нужно учитывать
Здесь можно поделиться примерами, историями или идеями, которые не вписываются ни в один из предыдущих разделов. Что бы вы еще хотели добавить?
Оцените эту статью
Мы создали эту статью с помощью ИИ. Что вы думаете об этом?
Это здорово Это не так здорово
Спасибо за ваш отзыв
Ваш отзыв является частным. Поставьте лайк или отреагируйте, чтобы перенести разговор в свою сеть.
Обучение этике — Воспитание характера
Учащиеся часто знают, что нужно делать. Как школы могут помочь им в этом?
Цифры есть, и они выглядят не очень хорошо». Такова была оценка Института этики Джозефсона в октябре прошлого года, когда они провели опрос о моральных стандартах более чем 20 000 учащихся средних и старших классов. Почти половина молодые люди сообщали, что в предыдущие 12 месяцев что-то воровали из магазина, за тот же период семь из десяти списали на экзамене9. 0003
Стоит ли волноваться? Многие наблюдатели говорят, что должны. Мы видим свидетельство более антиобщественного поведения, чем когда-либо, среди нашей молодежи — своего рода разрыв между личной этикой и повседневным поведением. Даже среди наших наиболее академически одаренных студентов личный интерес, кажется, берет верх над общим благом.
Со всего политического спектра звучат призывы к решению этой проблемы, поскольку люди слева, справа и в центре — как бы по-разному они ни понимали мораль — признают, что формирование характера — дело каждого. И, конечно же, в американском обществе то, что касается всех и касается детей, быстро приводит нас к школе.
Идеал, согласно которому школы должны выпускать умных и хороших людей, имеет в Соединенных Штатах почтенную традицию. Большинство детей в Америке 19-го века учились азбуке у читателей McGuffey Readers, которые были полны историй о честности, уверенности в себе и мужестве. Автор Readers Уильям Х. Макгаффи был профессором моральной философии в Университете Вирджинии. Но к началу 20 века школы начали терять комфорт от такой моральной обработки. По мере того как Америка становилась все более плюралистическим обществом, становилось все труднее выработать общее представление о хорошем поведении. Утверждалось, что, учитывая отсутствие согласия, нравственное воспитание лучше оставить семье отдельного ребенка и религиозному учреждению. К концу 19В 70-е развитие характера практически исчезло как цель американских государственных школ.
Несколько факторов качнули маятник в обратном направлении. Во-первых, это растущее признание того, что семьи и религиозные учреждения нуждаются в помощи. Соперничают с ними за моральный авторитет сверстники и средства массовой информации, которые слишком часто ведут молодежь в тревожном направлении. Школы стали необходимыми партнерами родителей в борьбе за уравновешивающее влияние.
Кроме того, как преподаватели, мы пришли к пониманию основных моральных элементов, уже присутствующих в учебной программе, особенно в литературе, которую мы читаем, в истории, которую мы обсуждаем, в научных исследованиях, которые мы моделируем и укрепляем, в отношениях, которые мы развиваем. , и достоинства, которые мы продвигаем каждый день. Игнорирование этой моральной субстанции в интересах нейтралитета просто снимает с нас ответственность за воспитание людей, мысли которых имеют хорошо аргументированное содержание. Единственный реальный вопрос, который нам остается, состоит в том, хорошо или плохо мы подойдем к моральным аспектам учебной программы; мы не можем их обойти.
Эмоциональные и эффективные подходы
Во второй половине этого столетия школы перешли от мягкого пренебрежения или боязливого избегания нравственного воспитания к трем несколько последовательным направлениям: аффективные подходы, такие как разъяснение ценностей и формирование чувства собственного достоинства; принятие моральных решений; и совсем недавно, воспитание характера.
Прояснение ценностей было популярным аффективным подходом, который подчеркивал индивидуальное самоанализ ценностей, а не продвижение каких-либо конкретных ценностей. Хотя у программы была достойная цель, она не достигла того, что предполагалось. Мы поняли, что есть выбор, который просто не хотел, чтобы дети чувствовали себя хорошо, и никакая ясность не сделает неприемлемое приемлемым. Современных педагогов часто тошнит от всего, что попахивает индоктринацией, но мы можем стать откровенно империалистами в отношении академической честности, уважения к себе и другим и школ без насилия. Американские государственные школы не являются и не могут позволить себе быть нейтральными по отношению к ценностям.
Еще один аффективный, но не столь эффективный подход — повышение самооценки. Педагоги надеялись, что природная доброта станет следствием более сильного чувства собственного достоинства и уважения к себе и другим. Это не так. На самом деле, одна из самых больших загадок, с которыми сталкиваются в исследованиях самооценки, заключается в том, что хронические преступники, как правило, имеют высокую самооценку (вызванную гордостью за антиобщественные достижения), в то время как многие из наиболее альтруистичных и продуктивных членов общества демонстрируют низкую самооценку. .
Хотя аффективные подходы не стали надежным средством развития этики в школах, они внесли ценный вклад, особенно в признании важности эмоций, а также интеллекта и важности школьного климата в создании среды, в которой характер может развиваться.
Пределы принятия моральных решений
Следующим подходом, испробованным в школах, было принятие моральных решений, которое концентрировалось на изучении этических принципов и их применении к таким дилеммам, как эвтаназия или смертная казнь. Принятие нравственных решений предполагало, что при правильных условиях дети сами определят этические принципы и обобщат то, чему они научились, на свои повседневные моральные возможности. Но проблемы, которым учили, редко касались реальной жизни детей. Студентам было трудно извлечь абстрактные принципы в ситуациях, когда, например, они могли избавить себя от боли, солгав, и не могли видеть связи между своей ложью и усвоенными ими абстрактными идеалами.
Результатом подходов к принятию решений, по мнению некоторых, являются студенты, которые могут членораздельно рассуждать о мелочах эвтаназии, но с гораздо большими трудностями привносят это просвещение в свои повседневные моральные возможности. Они могут знать, с кого сбросить спасательный плот, но они не могут связать эти идеи с более частым выбором, с которым они сталкиваются: должны ли они бросить свою девушку ради школьных танцев, потому что человек, с которым они действительно хотели пойти, наконец, попросил их?
Конечно, бывают особенно сложные ситуации, когда нам нужна помощь, которую предлагает формальное этическое принятие решений. Но этика — это не только самый трудный выбор, который нам когда-либо придется делать; это также о том, что мы делаем весь день каждый день. Отсюда вытекает простое наблюдение о нравственной жизни: большую часть времени — действительно, почти все время — мы знаем, что должны делать. У нас просто проблемы с этим.
Возможно, школам следует больше заботиться о том, чтобы помочь учащимся создать в своей жизни такие условия, при которых они будут более последовательно делать то, что, как они знают, должны делать. Этот подход — воспитание характера — оттачивание морального компаса, на основе которого мы действуем, и развитие навыков, позволяющих справляться с тем, что мешает быть нравственным.
Привычки нравственного поведения
Характер больше зависит от привычек и наклонностей, чем от решений. По правде говоря, мы склонны делать в любой конкретной ситуации то, что мы обычно делаем в подобных ситуациях и делаем в течение некоторого времени. Таким образом, лучший способ улучшить свое моральное поведение завтра — это улучшить то, что я делаю сегодня. Привычки, которые я приобретаю сейчас, составляют не только мой нынешний характер, но и формируют его на будущее. Развитие таких качеств, как честность и самоконтроль, поможет мне реагировать более автоматически, как поступил бы этичный человек.
Часть воспитания характера поощряет приобретение этих привычек, предлагая учащимся эффективные образцы для подражания, как в реальной жизни, так и через истории и героев. (См. «Урок в перспективе»). Хорошо это или плохо, но характер, который мы формируем, очень сильно зависит от характера образцов для подражания, которые мы выбираем. Джером Штумфаузер отмечает, что детей, наиболее склонных к правонарушениям, поощряли в таком поведении антисоциальные образцы для подражания и перенаправляли к лучшему поведению просоциальные образцы для подражания.
В любом случае ролевые модели, которые были наиболее доступны для детей и реальны для них, имели наибольший эффект — ошеломляющее одобрение времени и честности. Без ежедневной индивидуальной связи ни родители, ни школа не могут существенно повлиять на нравственное развитие детей. Одна из наших главных целей в воздействии на нравственное поведение — быть уверенным, что мы в курсе, чтобы, когда дети рассматривают моральные аспекты своей жизни, заботливые взрослые имели возможность повлиять на результат.
Помимо того, что родители и школа должны моделировать то, как выглядит хороший нравственный характер, они также должны учить учащихся тому, как справляться с вещами, которые мешают нравственному поведению. Учащиеся, скорее всего, не будут делать то, что, как им известно, они должны делать, когда они находятся в гневе и сильно эмоциональны; когда на них оказывают давление сверстники; когда личная или академическая честность работает против их собственных интересов; или когда они вовлечены в модели саморазрушительного, связанного с наркотиками/алкоголем, бандитского или делинквентного поведения.
Студенты могут научиться практическим способам преодоления этих препятствий. Они нуждаются в обучении контролю над гневом, социальным навыкам, разрешению конфликтов, обращению с враждебно настроенными людьми и ситуационному восприятию (не находить неприятностей там, где они не предназначены).
Создание этического образовательного климата
Наконец, воспитание характера означает создание культуры, призывающей всех в школьном сообществе быть лучшими людьми, какими они могут быть. Работающие программы воспитания характера на самом деле представляют собой гигантский процесс взаимного совершенствования, в котором участвуют учащиеся, учителя, администраторы, родители и другие заинтересованные стороны.
Все это непросто, особенно учитывая все то, что мы уже просим делать школы. Когда мы говорим с учителями о воспитании характера, они обычно с энтузиазмом относятся к этой идее, но их пугает проблема вписать ее в перегруженные учебные программы. Их время кажется перегруженным бюрократическими задачами, и им мешает недавняя отмена рабочих дней в течение учебного года.
Но если воспитание характера интегрировано в содержание и процессы обучения, школы могут стать образцом этического мышления и ценностей. Когда Центр прикладной этики «Марккула» работает со школой над созданием программы воспитания характера, проект начинается с того, что каждый в школьном сообществе задается вопросом: «Кто мы, когда мы в своих лучших проявлениях?» Основываясь на этом обсуждении, мы соглашаемся с набором основных достоинств школы и кодексом поведения для их поддержки. Затем в явном виде преподаются добродетели и кодекс.
Преподаватели определяют элементы учебной программы, которые поддерживают добродетели, и добавляют другие материалы по этике. Этическое принятие решений преподается и практикуется во всей школе, но оно дополняется обучением рефлексии, навыкам преодоления трудностей и сотрудничеству.
Не менее важно, чтобы преподаватели работали над тем, чтобы быть доступными, заслуживающими доверия образцами для подражания добродетелей. В этом к ним присоединяются родители, которые могут получить помощь через школу в стратегиях воспитания этичных детей. К ним можно отнести такие важные навыки, как поддержание ежедневного диалога с ребенком; общение со своими друзьями; эффективное, последовательное подкрепление желаемого поведения; и умелое уменьшение нежелательного поведения.
Работа по воспитанию характера в школах и дома всегда начинается со взрослых. Когда мы говорим о моральном упадке нашей юности, мы часто просто наблюдаем собственное отражение в детях, которые научились тому, что мы моделировали. Как учителя и родители, мы должны демонстрировать не только правильное поведение, но и такую внимательность, которая делает нравственное воспитание чем-то большим, чем человеческая версия школы послушания. В лучшем случае воспитание характера культивирует понимание силы истории, размышлений и основных инструментов привычки и разума в решении сложностей повседневной жизни.
Стив Джонсон является директором школьных программ в Центре прикладной этики Марккула, где он работает со школами над созданием программ воспитания характера и учит студентов наставлять учащихся K-12 в вопросах этики.