Стадии развития эриксон: Стадии развития личности по Э. Эриксону

Содержание

Стадии развития личности по Э. Эриксону

5 апреля в 07:00

Исследовния в психологии,

Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.

Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Периодизация развития личности

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.

Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)

0 — 1 г.

На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.

Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)

1 — 3 года

В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка. Ограничения родителей в требованиях ребёнка должны быть разумными, т.к. они создают основу для негативного чувства сомнений и стыда. Если родители чрезмерно суровы, у ребёнка возникает страх «потерять лицо», постоянная тревога, скованность, необщительность.

Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)

3 — 6 лет

Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.

Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)

6 — 12 лет

Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.

Стадия 5: Отрочество и юность

12 — 20 лет

Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.

Стадия 6: Ранняя зрелость

20 — 25 лет

В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.

Стадия 7: Средний возраст

25 — 65 лет

Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т.к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.

Стадия 8: Поздняя зрелость

после 65 лет

Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.

В заключение

Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.

Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004

В предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).

Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.

Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.

По теме

  • 16 декабря 2003, 12:36

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)
  • 27 ноября 2003, 22:24

    Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)

Ольга Андрущенко

ПсихологияРазвитиеРебенок

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Что я смогу, если авторизуюсь?

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Психосоциальные стадии развития Эриксона: резюме

Многие люди надеются оглянуться на свою жизнь с чувством гордости и достижения. Интересно то, что для этого человек должен разрешать определенные конфликты на протяжении всей своей жизни и развиваться психосоциально.

  • Кем был Эрик Эриксон?
  • Что такое конфликт?
  • Каковы восемь стадий психосоциального развития Эриксона и каковы их основные конфликты?

Стадии психосоциального развития Эриксона: определение

Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития. Эриксон был похож на Зигмунда Фрейда, невролога, основателя психоанализа. Они разделяли убеждение в том, что личность человека развивается в определенной последовательности стадий. Разница заключалась в том, что Эриксон считал, что социальный опыт человека влияет на него на протяжении всей его жизни, а не только в подростковом возрасте. Его интересовало, как социальные взаимодействия и отношения с другими будут играть роль в развитии и росте людей.

Эриксон выдвинул теорию о восьми различных стадиях психосоциального развития.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

Эриксон сказал, что на каждой из этих восьми стадий нам приходится сталкиваться с конфликтом или кризисом. То, как мы реагируем на этот конфликт, влияет на нашу личность и отношения. Этот опыт конфликта обычно сосредоточен либо на росте положительного качества на каждом этапе, либо на неспособности развить его и потерпеть неудачу. При этом есть возможность для положительного и успешного роста, но также всегда есть вероятность неудачи и невозможности развить важные качества. Достижение успеха на каждом этапе помогает вам вести позитивную и успешную жизнь. Неудачи на каком-либо конкретном этапе затрудняют превращение в успешного взрослого человека с навыками, необходимыми для достижения успеха.

восемь стадий психосоциального развития : младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, подростковый возраст, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость (поздняя взрослость). Эриксон полагал, что каждая из этих стадий имеет следующее:

Стадия 1 (от рождения до 1 года) — доверие против недоверия

Младенчество — это первая стадия, которая происходит в возрасте от 0 до 1 года. На этом этапе основным конфликтом является доверие против недоверия .

Этот конфликт вращается вокруг безопасности окружающей среды ребенка. Если их мир безопасен, в результате ребенок может развить доверие к надежному и заботливому опекуну, что приведет к тому, что в будущем он станет доверчивым человеком. Однако, если младенец не находится в теплой, заботливой и надежной среде, позже у него возникнут проблемы с установлением близких отношений.

Стадия 2 (от 2 до 3 лет) —

Утономия против Стыда и Сомнения .

Второй этап наступает, когда ребенку 2 года. На этом этапе основным конфликтом является автономия против стыда и сомнений .

Подумай о страшных двойках!

На этом этапе малыш пытается понять, как делать что-то самостоятельно. Они могут попытаться и потерпеть неудачу, но они хотят иметь возможность сделать это самостоятельно. Поскольку малыши все еще учатся основным двигательным навыкам, их попытки стать автономными приводят к несчастным случаям. Это их способ обучения и развития независимости.

С другой стороны, если ребенку не разрешают пробовать что-то новое и делать что-то самостоятельно, это может привести к стыду и сомнениям. Без попыток и неудач они никогда не разовьют способность самостоятельно, что приведет к стыду. Ребенок, которого чрезмерно опекают или презирают, может быть неуверенным в своих способностях и в конечном итоге может испытывать чувство стыда за свои действия.

Например, ребенок, выросший в среде, где ценится и поощряется независимость, с большей вероятностью разовьет чувство независимости и автономии. Ребенок, который не вырос в ободряющей и поддерживающей среде, которая поощряет и учит независимости, с большей вероятностью разовьет чувство неудачи и/или сомнения в себе.

Стадия 3 (от 3 до 5 лет) — I

инициатива против чувства вины

Дети находятся на третьей стадии Эриксоновского развития, от 3 до 5 лет. На этом этапе основным конфликтом является инициатива против чувства вины.

Вы когда-нибудь слышали фразу «плохих вопросов не бывает?» Есть шанс, что вы впервые услышали это, когда были на этом этапе!

Ключевым аспектом этой стадии психосоциального развития является увеличение количества вопросов со стороны ребенка. Они учатся планировать, решать вопросы самостоятельно, использовать свое воображение и делать собственный выбор. Однако, если им мешают сделать собственный выбор или высмеивают за то, что они задают вопросы, они будут чувствовать себя виноватыми.

Рис. 1 Дети должны чувствовать себя комфортно, задавая вопросы, чтобы преодолеть конфликт между инициативой и чувством вины. pixabay.com.

Стадия 4 (от 6 до 11 лет) — I

Промышленность vs. Неполноценность

Четвертая стадия возникает у детей школьного возраста в возрасте от 6 до 11 лет. На этой стадии основным конфликтом является Промышленность vs. неполноценность .

Здесь дети продолжают развиваться и пытаются освоить новые, более сложные навыки. В связи с этим они нуждаются в положительном подкреплении и поощрении со стороны родителей, учителей и тренеров, чтобы развить собственное чувство трудолюбия. Это также приводит к тому, что у детей развивается сильное и здоровое чувство собственного достоинства.

Если ребенка не поощрять и не высмеивать за его попытки, у него останется плохая самооценка, поскольку он продолжит расти.

Стадия 5 (от 12 до 20 лет) — I

идентичность и смешение ролей

Подростки вступают в пятую стадию, которая происходит в возрасте от 12 до 18 лет. путаница ролей .

Подростки пытаются понять, кто они. В этот период их жизни их отношения со сверстниками становятся более заметными. Прежде чем отношения со сверстниками стали приоритетными, человек был окружен семейными отношениями. На этом этапе человек может столкнуться с конфликтом между ценностями своих сверстников и семьи, и ему придется определить, во что он верит.

Подумайте о кризисе личности! Эриксон был человеком, который придумал этот термин.

Если человек не может найти свою идентичность, он столкнется с ролевой путаницей и потеряет представление о том, кто он такой, за что он выступает и что ждет его дальше в жизни.

Например, подростки, которые довольны тем, кто они есть, и имеют сильную группу друзей в средней и старшей школе, с большей вероятностью будут уверены в своей идентичности и будут иметь крепкие социальные отношения со своими сверстниками. У подростка, который не уверен в том, где он находится, и которому не хватает поддерживающих друзей и сверстников, может развиться слабое чувство собственного достоинства и/или чувство неудачи.

Стадия 6 (от 21 до 40 лет) — I

близость против изоляции

Молодые люди вступают в шестую стадию, которая происходит в возрасте от 21 до 40 лет. На этой стадии основным конфликтом является близость против изоляции. изоляция .

Конфликт на этом этапе более прямолинеен, чем на других. Без близости в своей жизни люди чувствуют себя изолированными. Эриксон считал, что люди на этом этапе должны делиться важными периодами своей жизни с другими (включая близких).

Стадия 7 (от 40 до 65 лет) — G

генеративность против застоя

Седьмая стадия приходится на средний возраст от 40 до 65 лет. На этой стадии основной конфликт генеративность против застоя .

Здесь взрослые стремятся помочь другим и сделать мир лучше для будущих поколений. Это может быть наставничество или работа, направленная на то, чтобы сделать мир лучше.

Если средние взрослые не обладают продуктивностью и не фокусируются на других, они будут стагнировать. В застое взрослые будут поглощены собой и не будут заботиться о других.

Рис. 2 Помощь другим людям среднего возраста может оставить свой след. pixabay.com.

Стадия 8 (от 65 до смерти) — I

Честность против Отчаяния

Восьмая и последняя стадия начинается с 65 лет и заканчивается смертью в позднем взрослом возрасте. На этом этапе основным конфликтом является целостность против отчаяния .

На этом этапе своей жизни люди среднего возраста будут размышлять о своей жизни и пытаться понять, насколько они довольны своей жизнью. Если они довольны своей жизнью, то почувствуют целостность и покой. Однако, если они сожалеют о прошлых поступках, они почувствуют отчаяние.

Erikson’s Stages of Psychosocial Development Table

Stage Age Conflict
Stage 1 0-1 year old (infants) Trust vs. Mistrust
Stage 2 2 года (малыши) Автономия или стыд и сомнение
Этап 3 3-5 лет (дети) Инициатива или чувство вины
Стадия 4 6-12 years old (school-aged children) Industry vs. Inferiority
Stage 5 12-20 years old (adolescents) Identity vs. Role Confusion
Stage 6 21-40 years old (young adults) Intimacy vs. Isolation
Stage 7 40-65 years old (middle adulthood) Generativity vs. Stagnation
Stage 8 65 years old until смерть (поздняя взрослость) Целостность против отчаяния

Краткое изложение книги Эрика Эриксона «Этапы психосоциального развития»

Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона десятилетиями служили основой личности в психологии. Его конфликты восьми этапов подчеркивают ключевые достижения, необходимые людям этой возрастной группы. Если кто-то не достигнет цели на этом этапе, он столкнется с социальными неудачами либо сразу, либо в будущем.

Эриксон считал, что когда кто-то справляется с конфликтом сцены, это приводит к повышению уверенности, также называемой силой эго.

Сила эго — это термин, который Зигмунд Фрейд использовал для описания способности своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей их реальности. Эриксон считал, что сила эго возрастает на каждом этапе по мере того, как растет мастерство в конфликте.

Психосоциальные стадии развития Эриксона. Основные выводы

  • Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития.
  • Существует восемь стадий психосоциального развития: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость или поздняя взрослость.
  • Зрелость (или поздняя взрослость) является восьмой и последней стадией от 65 до смерти и имеет основной конфликт эго-идентичности против отчаяния.
  • Сила эго описывает способность своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей реальности. Сила эго создается за счет окончательного чувства мастерства после каждой стадии психосоциального развития.

Теория развития Эриксона

Для родителей, учителей и других лиц, осуществляющих уход, например, для сотрудников реабилитационных центров для подростков, важно уметь направлять детей и подростков на этапах здорового социально-эмоционального развития в процессе их роста. Чтобы помочь в этом, стоит понимать некоторые основы психологии. Психолог по имени Эрик Эриксон определил восемь конкретных стадий психологического развития , которые происходят на протяжении всей жизни человека; «Каждая стадия рассматривается Эриксоном как «психосоциальный кризис», который возникает и требует разрешения, прежде чем можно будет удовлетворительно договориться о следующей стадии». Теория развития Эриксона называется психосоциальным развитием. В других условиях это можно назвать социально-эмоциональным развитием.

Каждая стадия развития определяется определенной добродетелью, которой необходимо научиться (например, надежда, воля, цель и т. д.), экзистенциальным вопросом, на который необходимо ответить, и установленными важными отношениями. То, как отдельные процессы и переходы с каждой стадии развития определяют, перенесет ли он или она добродетель на оставшиеся этапы жизни. Например, если младенец переходит в детский возраст с большим доверием, чем с недоверием, он или она перенесет надежду на другие этапы жизни. Родителям и опекунам подростков особенно важно понимать эти этапы развития, чтобы понять, где вашему подростку может потребоваться дополнительная поддержка и внимание в развитии, если у него появятся признаки поведенческих или эмоциональных проблем.

Стадия развития #1: Надежда: доверие против. Недоверие (0–2 года)

На этом этапе детского психологического развития младенцы учатся доверять, если их лелеют, утешают и заставляют чувствовать себя в безопасности. Мать — их самые важные отношения в это время; их самый насущный экзистенциальный вопрос: «Могу ли я доверять миру?» Если младенец чувствует себя небезопасным или брошенным, или его базовые потребности остаются неудовлетворенными, он или она узнает, что мир — опасное место, и у него разовьется чувство недоверия.

Стадия развития #2 Воля: автономия против автономии. Стыд и сомнение (2–4 года)

Малыши вступают в период исследования и начинают проявлять свою волю на этом этапе развития. Они хотят (и их следует поощрять) научиться делать что-то самостоятельно. На этом этапе они учатся одеваться, ходить в туалет и т. д. Вопрос, на который нужно ответить: «Можно ли быть мной?» Родители являются важными отношениями на этом этапе. Малыши узнают, способны ли они что-то делать, от своих родителей. Если их чрезмерно оберегают, контролируют или высмеивают, у них может развиться негативное чувство стыда и сомнения в собственных силах.

Этап разработки #3 Цель: Инициатива vs. Вина (4–5 лет)

Согласно теории развития Эриксона, на этом этапе «Цель: инициатива против вины» значимые отношения ребенка расширяются, включая всех членов семьи, а их исследовательский характер расширяется до обучения таким вещам, как езда на велосипеде, играть с другими детьми, планировать игровую деятельность, вести и следовать в игре. Ребенок будет задавать много вопросов. Здесь возникает вопрос: «Можно ли мне делать, двигаться и действовать?» Если ребенка заставляют чувствовать себя раздражающим или чрезмерно исправляют, у него может развиться чувство вины, которое калечит инициативу на более поздних стадиях психологического развития. Однако если родители поощряют здоровый баланс между уверенностью (инициативой) и самоконтролем, ребенок готов жить с чувством цели.

Стадия развития № 4 Компетенция: промышленность vs. Неполноценность (5–12 лет)

 

В это время ребенок вступает в школьные годы, и его значимые отношения расширяются, включая соседей, одноклассников и учителей. Ребенок спрашивает: «Могу ли я сделать это в мире людей и вещей?» Теперь дети вступают в производственную стадию — они выполняют задания, занимаются спортом или учатся играть на музыкальном инструменте. У них развивается либо чувство уверенности в себе (я могу это сделать), либо чувство неудачи и неполноценности. Родители и учителя несут важную роль в привитии здорового баланса между неполноценностью и самоуверенностью. Это называется добродетелью компетентности.

Стадия развития #5 Fidelity: Identity vs. Спутанность ролей (13–19 лет)

На этом этапе психосоциального развития ребенок становится подростком и начинает исследовать вопросы «Кто я?» и «Кем я могу быть?» Сверстники и образцы для подражания оказывают значительное влияние на их жизнь, и подросток осознает себя и начинает устанавливать личные убеждения, ценности и цели. Подростки проявляют независимость и могут выражать разногласия со взрослыми в своей жизни. На этом этапе им важно усвоить свою роль в обществе. Здоровым результатом этого этапа жизни является добродетель верности, то есть способность брать на себя обязательства и принимать других, независимо от идеологических различий.

Стадия развития #6 Любовь: близость против. Изоляция (20–39 лет)

На этом этапе социально-эмоционального развития подросток переходит во взрослую жизнь и начинает развивать долгосрочные значимые отношения с друзьями и романтическими партнерами. Молодые люди учатся тому, как принимать и испытывать положительные преимущества близости и как идти на жертвы и компромиссы, необходимые в таких отношениях. Когда любовь не отвечает взаимностью (т. е. отказ) или у молодого человека возникают трудности с близостью и обязательствами, он или она может вернуться к изоляции, одиночеству и впадина . Вопрос на этом этапе: «Могу ли я любить?»

Стадия развития #7 Уход: Генерация против.

Стагнация (40–64 года)

Взрослые в среднем возрасте должны почувствовать, что они направляют следующее поколение (генеративность), и спросить: «Могу ли я сделать свою жизнь значимой?» Когда взрослый чувствует, что он или она вносит положительный вклад в жизнь общества, возникает чувство удовлетворения и достижения. В противном случае наступает стагнация. Их важные отношения распространяются на их домохозяйство (т. е. тех, кто находится на их попечении, включая детей-подростков или престарелых родителей) и коллег по работе. Взрослые также выражают это, участвуя в общественных организациях и мероприятиях.

Стадия Развития #8 Мудрость: Честность Эго Против. Отчаяние (65–Смерть)

Пожилые люди вступают в стадию развития, когда они размышляют о своей жизни и достижениях и отвечают на вопрос: «Хорошо ли быть мной?» Если взрослый успешно прошел все остальные этапы, в результате возникает чувство удовлетворения и цельности. И наоборот, если пожилые люди чувствуют, что не достигли своих целей, или чувствуют вину за свое прошлое, они могут испытывать отчаяние.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts