Стадии развития личности по Э. Эриксону
5 апреля в 07:00
Исследовния в психологии,
Эриксон утверждал, что особенности становления личности зависят от культурного и экономического уровня развития общества, а также какой исторический этап этого развития ребёнок застал. Например, ребёнок из Нью-Йорка, живущий в середине 20 века, будет развиваться не так, как маленький индеец из резервации. В процессе воспитания детям передаются все нормы и ценности общества, культурные традиции.
Содержание развития личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Последовательность периодов развития человека зависит от биологического начала. Ребёнок, взрослея, проходит ряд стадий, в которых он приобретает новое личностное новообразование, которое закладывается в структуру личности и сохраняется в последующие периоды жизни.
Периодизация развития личности
Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности: младенчество (орально-сенсорная), раннее детство (мышечно-анальная), детство (локомоторно-генитальная), школьный возраст, отрочество и юность, ранняя зрелость, средний возраст, поздняя зрелость.
Стадия 1: Младенчество (орально-сенсорная стадия)
0 — 1 года
На этой стадии у ребёнка возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии доверительное отношение проявляется в лёгком кормлении, нормальном глубоком сне, ненапряжённости внутренних органов. Младенец доверяет всем, кто его окружает без гнева и тревоги, спокойно относится к отсутствию матери, чувствуя, что все его потребности будут удовлетворены. В этот период он получает от матери заботу, внимание, знакомство с окружающим миром. Материнская любовь и нежность определяет уровень веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта. В это время он вбирает в себя образ матери (возникает механизм интроекции). Начинает формироваться идентичность развивающейся личности.
Стадия 2: Раннее детство (мышечно-анальная стадия)
1 — 3 лет
В этом периоде расширяются возможности малыша: он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Родители должны способствовать сохранению чувства самостоятельности ребёнка.
Мой телеграм-канал о психологии «Заметки психолога»
Профессиональная психологическая терминология, научные исследования, карточки выдающихся психологов, их цитаты и вклад в сообщество.
Стадия 3: Детство (локомоторно-генитальная стадия)
3 — 6 лет
Этот период совпадает с дошкольным возрастом: ребёнок активно познаёт окружающий мир, быстро всему учится, приобретая новые дела и обязанности, в игре моделирует отношения взрослых. Происходит половая идентификация, ребёнок осваивает мужскую и женскую модель поведения. Он становится более самостоятельным, формируется инициатива. Если его поведение становится агрессивным, инициатива ограничивается взрослыми, появляется чувство вины и тревоги. Следовательно, закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои мысли, желания и действия. Родители не должны чрезмерно «давить» на совесть малыша и наказывать, т.к. это вызовет постоянный страх перед наказанием, мстительность, будет тормозиться инициатива, разовьётся пассивность.
Стадия 4: Школьный возраст (латентная стадия)
6 — 12 лет
Этот период предпубертатный (предшествующий половому созреванию ребёнка). Эта стадия связана с воспитанием трудолюбия и овладением новыми знаниями и умениями, постигаются основы трудового и социального опыта, появляется возможность признания окружающими и приобретение чувства компетентности. Если успехи невелики, ребёнок остро воспринимает свою неумелость или неспособность, неуверенно себя чувствует среди сверстников. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Этот период является своеобразным началом профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий.
Стадия 5: Отрочество и юность
12 — 20 лет
Подростковым возраст и юность — период глубокого кризиса. Детство закончилось, начинает формироваться идентичность. Она объединяет все предыдущие идентификации ребёнка, к ним добавляются новые, т.к. начинается взросление, меняется внешность, происходит включение в новые социальные группы, приобретаются новые представления о себе. Целостная идентичность личности, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют молодым людям решать задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Если не удаётся осознать себя и своё место в обществе, наблюдается диффузность идентичности. Появляется инфантильное желание не вступать во взрослую жизнь, устойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошённости.
Стадия 6: Ранняя зрелость
20 — 25 лет
В ранней зрелости встаёт перед человеком проблема интимности (близости), появляется истинная сексуальность. Человек готов к близости с другим и в сексуальном, и в социальном плане. После поисков собственной идентичности, он готов слиться с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения требуют верности, нравственной силы и самопожертвования. Но это стремление не должно заглушаться страхом потерять собственное «Я». Это время создания семьи. Оно приносит любовь, понимаемую Э. Эриксоном в романтическом, эротическом и нравственном смысле. В браке любовь проявляется в заботе, уважении, ответственности за спутника жизни. Если же человек не способен любить и устанавливать близкие отношения с другими людьми, то это приводит к изоляции и одиночеству.
Стадия 7: Средний возраст
25 — 65 лет
Это период зрелости, он самый длительный. Основное — это «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Стремление к продуктивности и творчеству, к передаче своего опыта и идей следующему поколению. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений реализуется в отношениях со своими детьми. Эриксон подчёркивал зависимость старшего поколения в семье от младшего, т. к. зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Если же этой возможности нет, появляется безразличие, сосредоточенность на себе.
Стадия 8: Поздняя зрелость
после 65 лет
Последняя стадия интегративна: «созревают плоды семи предшествующих стадий». Человек принимает пройденный им жизненный путь как должное и обретает целостность личности. Появляется мудрость, взгляд в прошлое даёт возможность сказать: «Я доволен». Дети воспринимаются как продолжение себя, страх смерти исчезает. Если же человек недоволен своей прожитой жизнью, считает её чередой ошибок, появляется раздражение и отчаяние от приближения к концу.
В заключение
Эрик Эриксон создал психосоциальную теорию развития личности. В отличие от З. Фрейда, который в центре развития личности ставил Ид, Эриксон важным считал Эго. Фрейд ограничивался детством, Эриксон утверждал, что человек развивается всю жизнь. Он установил хронологический возраст периодов развития, акцент ставил на зависимости каждого периода от социальных факторов и возрастных изменениях человека.
Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии — 20 января 2004
Все новостиСвердловские медики получили инструкцию, у кого можно забирать органы. Рассказываем, как они определяют доноров
«Идиоты спать не дают!»: жителей домов у «Екатеринбург-Арены» разбудил громкий шум со стадиона
«Самый сложный квест в наше время». Как получить «шенген» и уехать за границу в 2023-м: инструкция
«Вся округа собралась посмотреть»: на Уктусе начали сносить дома
Две трети случаев деменции вызваны болезнью Альцгеймера. Как понять, что близкий болен, и чем ему помочь
И никакое море не нужно. Где провести отпуск на Урале в окружении природы, но с комфортом отеля
«Неправильно так поступать с людьми, это по-скотски». Как горняки на Урале два дня отстаивали родную шахту
«Люди оборачивались и сигналили»: в Кольцово заметили полуголых красоток в шубах и купальниках
В логопарке Кольцовский фура с казахстанскими номерами разнесла «Газель»
Военкомам разрешили лишать уклонистов водительских прав. Разбираемся, что это за экспресс-метод
Главный выезд из Академического закроют. Теперь с противоположной стороны
Дорожное видео недели: как один автохам в синем костюмчике победил систему
Не пищат и не кусают. Уральский ученый объяснил, куда пропали комары
Екатеринбургу — 300. Всё самое интересное о жизни города, компаниях и людях, влюблённых в столицу Урала
В Свердловской области похолодает до минусовых температур. Как долго продержатся заморозки?
«Пусть просто уйдет из нашей жизни». Екатеринбурженка 16 лет прожила с мужем, не зная, что он с ней развелся
Известный певец прилетел в Екатеринбург, попарился в бане и закатил вечеринку с красотками: видео
Вдоль Исети внезапно выстроились шаманы, русалки и танцоры. Показываем, что там творилось
Уралец выкинул крошечных котят умирать за гаражи. Люди попытались помочь, но сделали только хуже
В Кольцово задержали пассажирку с пугающим грузом. На нее завели дело
«Дорожники — молодцы!» Видео гигантской пробки под Екатеринбургом — от него становится плохо
Уральцы засудили коммунальщиков за вонючую воду. Рассказываем, как они добились большого перерасчета
«Уже больше десяти смертей». Эксперт объяснил, из-за чего уральцы чаще всего умирают на отдыхе
«Папа, ура!» Семьи бастующих шахтеров встретили их на поверхности: видео, которое трогает до слёз
Российское ядерное оружие разместят в Республике Беларусь через месяц: новости СВО за 9 июня
«Это не газ, это какой-то химикат». Жители Уралмаша пожаловались на сильнейшую вонь
«За этим могут стоять конкурирующие компании». Свердловский омбудсмен — про забастовку шахтеров
Бизнесмены пообещали шахтерам, что не закроют «Мариинский прииск». Что будет дальше?
Путин впервые оценил контрнаступление Украины
Забастовка окончена: горняки отстояли свою шахту и поднялись на поверхность
В Екатеринбурге задержали поджигателя, устроившего пожар в крупной электросетевой компании
Сальмонеллез нашли у 32 клиентов. В Екатеринбурге суд закрыл точку скандально известной доставки роллов
В Екатеринбурге запретят продажу алкоголя. Карта
Вычисляем лицемера: 7 способов понять, как к вам относятся на самом деле
«Поэтому пробки, ***». На ЕКАД после аварии части Mercedes разбросало по всей трассе: видео
Спортсмен шокирует прохожих своими выходками — он показывает им офисные тяги и картофельные подкрадули (видео)
В школьных лагерях под Екатеринбургом массово отравились дети. Они ели в одной столовой
«Хороший человек, но страшно за него». Репортаж из родного города SHAMAN’а, который жил в хрущевке до того, как стал звездой
Черви-паразиты не самое страшное. Санврачи рассказали, что будет с вами после купания в свердловских озерах
Все новостиВ предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).
Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.
Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.
По теме
16 декабря 2003, 12:36
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)27 ноября 2003, 22:24
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)
Ольга Андрущенко
РазвитиеРебенокПсихология
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Гость
Войти
Новости РЎРњР?2Стадии психосоциального развития Эриксона простым языком
Стадии развития Эриксона названы в честь психолога, специализирующегося на детском психоанализе. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Решая ее, мы развиваем психологические силы, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.
Эрик Эриксон — это имя, которое вы можете заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Он был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.
Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психологические) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).
Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.
Несмотря на это, когда вы читаете восемь этапов ниже, вы можете кивать в знак согласия, узнавая себя или своего ребенка.
От рождения до 12–18 месяцев
Первая стадия теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до достижения ребенком первого дня рождения и немного позже.
Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.
Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.
Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.
Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.
Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.
От 18 месяцев до 3 лет
Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они осознают, что могут сделать некоторые вещи сами по себе — и настаивают на этом.
Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя — будьте мудры и отпустите его вот так.
На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.
Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.
Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенностью в себе.
от 3 до 5 лет
Это дошкольные годы. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.
Вы можете поощрять своего ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.
И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.
Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.
Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.
Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.
От 5 до 12 лет
Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.
У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.
Возможно, они не одарены математикой, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.
Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.
От 12 до 18 лет
Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.
На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.
На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.
Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?
Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.
Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.
Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.
От 18 до 40 лет
Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.
Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.
Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.
Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.
Им не хватает безопасности и тепла любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.
Связано: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами
От 40 до 65 лет
Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.
На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.
Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.
Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.
Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность
Старше 65 лет
Это стадия размышлений. В позднем взрослом возрасте, когда темп жизни замедляется, люди оглядываются на свою жизнь, чтобы оценить, чего они достигли. Люди, которые гордятся тем, что они сделали, испытывают искреннее удовлетворение.
Однако люди, не завершившие предыдущие этапы, могут испытывать чувство потери и сожаления. Если они считают свою жизнь непродуктивной, они становятся неудовлетворенными и впадают в депрессию.
Интересно, что эта последняя стадия, по словам Эриксона, является одной из фаз. Люди часто чередуют чувства удовлетворения и сожаления. Оглядываясь назад на жизнь, чтобы получить ощущение завершения, это может помочь встретить смерть без страха.
Этап | Конфликт | Возраст | Желаемый результат |
---|---|---|---|
1 | 901 31 Доверие и недовериеОт рождения до 12–18 месяцев | Чувство доверия и безопасности | |
2 | Автономия против стыда и сомнений | От 18 месяцев до 3 лет | Чувство независимости приводит к вере в себя и свои способности |
3 | Инициатива против чувства вины | от 3 до 5 лет | Уверенность в себе; способность проявлять инициативу и принимать решения |
4 | трудолюбие или неполноценность | от 5 до 12 лет | чувство гордости и достижения |
5 | Идентичность или спутанность сознания | 12–18 лет | Сильное чувство идентичности; ясное представление о своем будущем |
6 | Близость или изоляция | От 18 до 40 лет | Безопасные отношения, наполненные преданностью и любовью |
7 | Генерация против стагнации | От 40 до 65 лет | Желание отдавать семье и обществу и добиваться успеха на работе |
8 | Целостность против отчаяния | Более 65 лет | Гордость за то, чего вы достигли, приводит к чувству удовлетворения |
Эриксон считал, что его теория была «инструментом для размышлений, а не фактический анализ». Так что используйте эти восемь стадий как отправную точку, чтобы помочь своему ребенку развить психосоциальные навыки, необходимые ему, чтобы стать успешным человеком, но не принимайте их как закон.
Эриксон Стадии психосоциального развития простым языком
Стадии развития Эриксона названы в честь психолога, специализирующегося на детском психоанализе. На каждом этапе мы сталкиваемся с кризисом. Решая ее, мы развиваем психологические силы, которые помогают нам стать уверенными и здоровыми людьми.
Эрик Эриксон — это имя, которое вы можете заметить снова и снова в журналах для родителей, которые вы просматриваете. Он был наиболее известен своей теорией психосоциального развития.
Психосоциальное развитие — это просто причудливая фраза, которая относится к тому, как индивидуальные потребности человека (психологические) сочетаются с потребностями или требованиями общества (социальными).
Теория психосоциального развития Эриксона дает нам возможность рассматривать развитие человека на протяжении всей жизни. Но, как и у всех теорий, у нее есть свои ограничения: Эриксон не описывает точно, как разрешаются конфликты. Он также не подробно описывает, как вы переходите от одного этапа к другому.
Несмотря на это, когда вы читаете восемь этапов ниже, вы можете кивать в знак согласия, узнавая себя или своего ребенка.
От рождения до 12–18 месяцев
Первая стадия теории Эриксона начинается с рождения и продолжается до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится год и даже немного позже.
Вы, наверное, замечали, что ваш малыш полностью зависит от вас во всем: в еде, тепле, комфорте. Будьте рядом со своим малышом, даря ему не только физическую заботу, но и много любви — не нужно сдерживать объятия.
Удовлетворяя эти основные потребности, вы учите их тому, что они могут на вас положиться. Это создает в них психологическую силу доверия. Чувствуя себя в безопасности, ваш ребенок будет готов познавать мир.
Что происходит, когда вы ошибаетесь? Может быть, вы кричите время от времени. Или вы не хотите читать очередную сказку на ночь. Не волнуйтесь: Эриксон признает, что мы всего лишь люди.
Ни один младенец не растет в идеальном мире. Периодическая турбулентность вызывает у вашего ребенка легкую настороженность. При этом, когда они будут готовы познать мир, они будут следить за препятствиями.
Но что происходит, когда родители постоянно непредсказуемы и ненадежны? Дети, чьи потребности не удовлетворены, будут смотреть на мир с тревогой, страхом и недоверием.
От 18 месяцев до 3 лет
Вы понимаете, что достигли этого рубежа, когда ваш малыш начинает отстаивать свою независимость. Они осознают, что могут сделать некоторые вещи сами по себе — и настаивают на этом.
Совет от профессионала: вместо того, чтобы беспокоиться о том, что детский сад поставит под сомнение вашу способность быть родителем из-за того, что ваш малыш носит обувь не на той ноге — после того, как наденет ее на себя — будьте мудры и отпустите его вот так.
На этом этапе у вашего малыша уже есть предпочтения в еде. Так что пусть сами выбирают закуски. Или пусть сами выбирают, какую рубашку надеть. (Совет по выживанию: дайте им две рубашки на выбор.) Конечно, бывают случаи, когда их одежда просто не подходит друг другу. Улыбайтесь и терпите, потому что предоставление им свободы выбора означает помощь в повышении их самооценки.
Еще одна важная новость: ваш малыш готов к приучению к туалету. Умение контролировать свои телесные функции дает им чувство независимости или автономии.
Дети, успешно прошедшие этот этап, будут верить в себя и чувствовать себя уверенно в своих способностях. По словам Эриксона, дети, которым не дают возможности самоутвердиться (в установленных вами пределах), будут бороться с чувством неадекватности и неуверенностью в себе.
от 3 до 5 лет
Это дошкольные годы. Когда ваш ребенок общается и играет с другими людьми, он узнает, что может проявлять инициативу и контролировать происходящее.
Вы можете поощрять своего ребенка планировать, достигать целей и брать на себя ответственность, обеспечив ему множество возможностей для взаимодействия с другими людьми. Позвольте им исследовать мир в установленных вами пределах. Отведите их в гости к пожилым людям и раздайте шоколадки. Устройте для них встречи со сверстниками.
И не забывайте, что вы тоже можете быть товарищем по играм. Дайте ребенку возможность руководить шоу, позволив ему быть учителем, врачом или продавцом, а вы будете играть роль студента, пациента или покупателя.
Вот когда ваш ребенок начинает задавать бесконечные вопросы. Иногда ваш миниатюрный философ будет задаваться вопросом, куда деваются собаки после того, как они умерли, когда вы только что устроились, чтобы посмотреть шоу, которое вы пропустили, потому что вы взяли их на второе игровое свидание. Вдохните. Отвечая на эти вопросы с неподдельным интересом, вы вкладываете деньги в позитивную самооценку вашего ребенка.
Этот этап — это нечто большее, чем просто командование. Благодаря как социальному взаимодействию с другими людьми, так и игре, ваш ребенок развивает уверенность в себе и учится получать удовольствие от целеустремленности.
Однако, если родители контролируют или не поддерживают своего ребенка при принятии решений, ребенок может быть не в состоянии проявить инициативу, ему может не хватать амбиций, и он может испытывать чувство вины. Непреодолимое чувство вины может помешать ребенку взаимодействовать с другими и сдерживать его творчество.
От 5 до 12 лет
Ваш ребенок пошел в начальную школу. Здесь они приобретают новые навыки. Здесь также расширяется их круг влияния.
У вашего ребенка много учителей и сверстников. Они могут начать сравнивать себя с другими. Если они решат, что преуспевают в учебе, в спорте, в искусстве или в обществе, у вашего ребенка разовьется чувство гордости и достижений. (Осторожно: они также будут сравнивать свою семью с другими семьями.)
Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности в одной области, поищите другую область, в которой он может проявить себя. Помогите своему ребенку развить свои сильные стороны в областях, в которых у него есть природный талант.
Возможно, они не одарены математикой, но, возможно, умеют рисовать или петь. Они естественно терпеливы с младшими детьми? Позвольте им помочь с заботой о своих братьях и сестрах.
Когда ваш ребенок добьется успеха, он почувствует себя трудолюбивым и поверит, что может ставить цели и достигать их. Однако, если у детей повторяется негативный опыт дома или они чувствуют, что общество слишком требовательно, у них может развиться чувство неполноценности.
От 12 до 18 лет
Подростковый возраст. Это ваш шанс обновить навыки глубокого дыхания, которые вы развили, когда ваш ребенок был еще маленьким.
На этом этапе психосоциального развития ваш ребенок сталкивается с проблемой развития чувства собственного достоинства. Они формируют свою идентичность, исследуя свои убеждения, цели и ценности.
На вопросы, с которыми они сталкиваются, нелегко ответить: «Кто я?», «Кем я хочу работать?», «Как я вписываюсь в общество?» Добавьте ко всей этой неразберихе вопрос «Что происходит с моим телом?» и вы, вероятно, помните смятение, которое вы чувствовали в подростковом возрасте. На пути к себе большинство подростков исследуют разные роли и идеи.
Как вы можете помочь своему подростку успешно разрешить этот психосоциальный конфликт?
Хотя Эриксон не совсем ясен, знайте, что поддержка и подкрепление, которые вы даете своему ребенку, жизненно важны для формирования его личности. Кроме того, опыт и социальные взаимодействия вашего ребенка формируют его поведение и идеалы.
Подростки, успешно пережившие этот кризис, уйдут с сильным чувством идентичности. Они смогут отстаивать эти ценности, несмотря на проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущем.
Но когда подростки не ищут себя, у них может не развиться сильное чувство собственного достоинства и не будет ясного представления о своем будущем. Такое же замешательство может возникнуть, если вы, как их родитель, попытаетесь заставить их соответствовать вашим собственным ценностям и убеждениям.
От 18 до 40 лет
Здесь вы, вероятно, начинаете кивать, узнавая себя. Помните, мы говорили, что каждый этап строится на следующем? Люди с сильным чувством идентичности теперь готовы делиться своей жизнью с другими.
Сейчас самое время вложиться в обязательства перед другими. Психосоциальная проблема сейчас, по словам Эриксона, состоит в том, чтобы построить долгосрочные любовные отношения, в которых чувствуешь себя в безопасности.
Когда люди успешно завершают этот этап, они уходят с безопасными отношениями, наполненными преданностью и любовью.
Согласно этой теории, люди, которым не удалось успешно пройти предыдущий этап и у которых нет сильного чувства идентичности, как правило, не могут строить серьезные отношения.
Им не хватает безопасности и тепла любовных отношений, они чаще испытывают одиночество и депрессию.
Связано: Как распознать и преодолеть проблемы с обязательствами
От 40 до 65 лет
Эта седьмая стадия характеризуется потребностью давать другим. На домашнем фронте это означает воспитание детей. Это также может означать участие в общественных благотворительных мероприятиях и мероприятиях, направленных на улучшение общества.
На рабочем месте люди стремятся преуспевать и быть продуктивными. Не расстраивайтесь, если вы не можете найти время, чтобы все это уместить — возможно, вам просто придется немного подождать, пока маленькие люди в вашем доме перестанут быть такими требовательными.
Люди, успешно завершившие этот этап, получают удовлетворение от осознания того, что вы нужны. Они чувствуют, что приносят пользу своим семьям, обществу и месту работы.
Однако без положительной обратной связи в этих областях люди могут столкнуться с застоем. Разочарованные тем, что они не могут создать семью, добиться успеха на работе или внести свой вклад в общество, они могут чувствовать себя оторванными от жизни. Они могут не чувствовать мотивации вкладывать средства в личный рост или в производительность.
Связано: Ваша продуктивность не определяет вашу ценность
Старше 65 лет
Это стадия размышлений.