Стадии развития личности по эриксону: 8 стадий развития личности по Э. Эриксону

Содержание

Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона — презентация

Первый слайд презентации

Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

Изображение слайда

Слайд 2

2 Эрик Эриксон 1902 — 1994

Изображение слайда

Слайд 3

3

Изображение слайда

Слайд 4

Старость Интеграция ___ Разочарование в жизни Зрелость Творчество ____ застой Молодость Интимность __ изоляция Юность Идентичность диффузия идентичности Школьный возраст (латентная стадия) Достижение ___ неполноценность Возраст игры (фаллическая стадия) Инициативность чувство вины Ранний возраст (анальная стадия) Автономия ____ сомнение, стыд Младенчество (оральная стадия) Доверие __ недоверие 4

Изображение слайда

Слайд 5: Отличия от классического психоанализа

Концепция Э. Эриксона сильно отличается от классического психоанализа. Эриксон не признает сексуальность в качестве основной детерминанты развития. Модель развития личности Э. Эриксона является психосоциальной, а не психосексуальной. Он полагает, что социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее важен, чем биологический и физический аспекты. 5

Изображение слайда

Слайд 6: Отличия от классического психоанализа

2) Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, акцентирует внимание не на Оно, а на развитии Я ( Эго ) индивида, поэтому его считают представителем эго‑психологии. На каждой стадии Эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества. 6

Изображение слайда

Слайд 7: Отличия от классического психоанализа

3) если Фрейд подчеркивает значимость влияния родителей на развитие личности ребенка, то Э. Эриксон – исторические условия, особенности культуры и общества, в которых формируется Эго ребенка 7

Изображение слайда

Слайд 8: Отличия от классического психоанализа

4) Э. Эриксон рассматривает развитие личности на протяжении всего жизненного пути, от рождения до смерти. 8

Изображение слайда

Слайд 9

Каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. 9

Изображение слайда

Слайд 10

Каждая стадия характеризуется специфической задачей развития или кризисом – проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивиду обществом (вызов общества развивающейся личности) и которая должна разрешиться для того, чтобы человек перешел на следующую стадию.

10

Изображение слайда

Слайд 11

11 Кризис, по Э. Эриксону, – поворотный пункт, особый момент в человеческой жизни, «момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой»

Изображение слайда

Слайд 12

Неразрешенная задача переносится на следующие стадии, где справиться с ней гораздо труднее, хотя, по Э. Эриксону, все‑таки возможно. 12

Изображение слайда

Слайд 13: Младенчество (0-1 год) орально-сенсорная стадия

1. Базисное доверие против недоверия ( basic trust vs. mistrust ): надежда ( hope ) Первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З.

Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом посттравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. 13

Изображение слайда

Слайд 14

Опыт общения ребенка с матерью является решающим фактором для установления баланса ощущений безопасности и тревоги. Сочетание чуткой заботы о ребенке с уверенностью в правильности своих действий, а также последовательное и предсказуемое обращение с ребенком создает у него веру в себя и в окружающий мир 14

Изображение слайда

Слайд 15

Первый признак доверия к матери появляется, когда малыш готов позволить ей удалиться, не испытывая при этом чрезмерной тревоги или негодования. 15

Изображение слайда

Слайд 16: Раннее детство (1 – 3 года) мышечно-анальная стадия

2.  Автономия против стыда и сомнения ( autonomy vs. shame, doubt ): воля ( will ) Воля, самоконтроль / слабоволие Вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1–3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Разумная дозволенность, внешний контроль, убеждающий ребенка в собственных силах и возможностях, поддержка способности ребенка самостоятельно делать выбор в пределах разрешенного способствуют становлению автономии ребенка. В ситуации гиперопеки или, наоборот, отсутствия поддержки у ребенка развиваются чувство стыда перед другими, сомнения в своей способности управлять собой и контролировать окружающий мир.

16

Изображение слайда

Слайд 17: Возраст игры (3-6 лет) инфантильно-генитальная стадия

3. Инициатива против вины ( initiative vs. guilt ): целеустремленность (purpose) смелость ставить и достигать поставленные цели, которой не мешают чувство вины и страх наказания. Ребенок ставит цели, упорно их добивается, что‑то предпринимает, фантазирует. Основное занятие этого возраста – игра. Именно в игре у ребенка развивается самостоятельность, решительность, чувство свободы и собственной власти над окружающим. Если родители поддерживают у ребенка стремление к цели, поощряют его самостоятельную и энергичную игру, фантазию и любознательность, то идет формирование инициативности. В противном случае развивается чувство вины за предполагаемые цели и инициируемые поступки, чувство собственной никчемности и чрезмерной зависимости от других. 17

Изображение слайда

Слайд 18: Школьный возраст (6-12 лет) психосексуальный мораторий

4.  Трудолюбие против неполноценности ( industry vs. inferiority ) Компетентность ( competence ) – это «непринужденность в использовании интеллекта и навыков при выполнении задач, без помех со стороны избыточного чувства неполноценности» Эта стадия систематического обучения в школе, овладения многочисленными навыками и умениями, освоения культурного наследия. Ребенок приучается «получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию» Опасность на этой стадии состоит в чувстве неадекватности и неполноценности, которое развивается вследствие ощущения собственной неумелости, отсутствия хороших результатов, неспособности занять достойное место среди сверстников, сомнения в возможности овладеть социально значимыми умениями 18

Изображение слайда

Слайд 19: Юность (12-20 лет)

5. Идентичность против диффузии ролей ( identity vs. role diffusion, или role confusion ) верность ( fidelity ) Верность — способность найти свой путь в жизни, выполнить свободно взятые на себя обязательства Идентичность — внутреннее чувство целостности. «Кто я?» Пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества. 19

Изображение слайда

Слайд 20

20 Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Эриксон назвал психосоциальным мораторием. Для обретения идентичности общество предоставляет человеку дополнительное время. В современном обществе это студенческий возраст.

Изображение слайда

Слайд 21: Молодость (20 -25 лет)

6. Близость (интимность) против изоляции ( intimacy vs. isolation ): любовь ( love ) поддержание взаимности в отношениях, способность оставаться верным таким отношениям, даже если они требуют жертв и компромиссов. только на этой стадии достигается и может полностью проявиться истинная генитальность – установление подлинной взаимности, примирение любви и сексуальности, готовность совместно регулировать такие важные аспекты своей жизни, как любовь, работа, отдых. Главная опасность на этой стадии заключается в избегании контактов, требующих полной близости, стремлении никого не пускать в свой внутренний мир, «сохранить дистанцию», что ведет к чувству одиночества, к изоляции. 21

Изображение слайда

Слайд 22: Зрелость (26 -64 года)

22 Производительный труд и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и творчестве. «Зрелый человек, — писал Эриксон, — нуждается в том, что� бы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях.»

Изображение слайда

Слайд 23: Зрелость (26 -64 года)

7.  Генеративность против стагнации ( generativity vs. stagnation ): забота ( care )  включает в себя ответственность за других людей, за важные для человека результаты и идеи, Генеративность – способность заботиться о собственных детях или, шире, о следующем поколении, продуктивность и креативность, выражающиеся в производстве материальных и духовных ценностей. При неблагоприятной ситуации развития наблюдается чрезмерная сосредоточенность на себе, поглощенность личными потребностями, желаниями или собственными успехами. Это приводит к застою, инертности, чувству ненужности, бессмысленности жизни. 23

Изображение слайда

Слайд 24: Старость

8. Целостность эго против отчаяния ( ego integrity vs. despair ): мудрость ( wisdom ) «осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти» Целостность Эго выражается в принятии своего жизненного цикла с его победами и поражениями, в ощущении порядка и осмысленности как собственной жизни, так и мира вокруг Отсутствие или утрата интеграции Эго ведет, по мнению Э. Эриксона, к страху смерти, непринятию собственной жизни, к отвращению по отношению к себе и другим, возникает отчаяние, поскольку не осталось времени, чтобы попытаться прожить жизнь по‑другому. 24

Изображение слайда

Слайд 25

25 1924-2001

Изображение слайда

Слайд 26

«От Виктора Петровича Астафьева. Жене. Детям. Внукам — прочесть после моей смерти. Я пришёл в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощание». 26 1924-2001

Изображение слайда

Слайд 27

27 Ради Бога, заклинаю вас, не вздумайте что-нибудь переименовывать, особенно родное село. Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.

Изображение слайда

Слайд 28

28

Изображение слайда

Слайд 29

29 Задача младенческого возраста – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Задача раннего возраста — борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность. Задача игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания.

Изображение слайда

Слайд 30

30 В период обучения в школе встает новая задача — формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности. В подростковом и раннем юношеском возрасте появляется задача первого цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс в решении этой задачи — неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»). Задача конца юности и начала зрелости — поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества.

Изображение слайда

Слайд 31

31 Задача зрелого периода — борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона

32 базовая вера против базового недоверия рождает надежду / отдаление; автономность против стыда и сомнения — волю / импульсивность ; инициативность против вины — целеустремленность / апатию; трудолюбие против чувства собственной неполноценности — компетентность / инерцию ; идентичность против диффузии идентичности — верность / отречение; близость против одиночества — любовь / замкнутость ; порождение против самопоглощенности — заботу / отвержение ; эго�интеграция против потери интереса к жизни — мудрость / презрение.

Изображение слайда

Теория развития личности Эриксона: эго-идентичность и «Ид»

Время чтения 8 минут

Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом. От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий. В этой статье мы рассмотрим главные понятия, автором которых является Эриксон. Мы проанализируем основные стадии, через которые, как считал ученый, проходит каждый. И, наконец, подробно остановимся на тех концепциях, которые волновали Эриксона больше всего.

<<Оглавление>>

Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

Стадии развития личности по Эриксону

Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

  1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.
  2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.
  3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.
  4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.
  5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее профессиональное развитие личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.
  6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?
  7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?
  8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:

  • Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
  • Ощущение одиночества и опустошенности;
  • Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
  • Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
  • Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

Что такое интеграция Эго?

Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

Фрейд и Эриксон: теоретические различия

Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

  • Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.
  • Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

Вывод

Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах. Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт. Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.

Тематика: Личностный рост

Психосоциальные стадии развития Эриксона: резюме

Многие люди надеются оглянуться на свою жизнь с чувством гордости и достижения. Интересно то, что для этого человек должен разрешать определенные конфликты на протяжении всей своей жизни и развиваться психосоциально.

  • Кем был Эрик Эриксон?
  • Что такое конфликт?
  • Каковы восемь стадий психосоциального развития Эриксона и каковы их основные конфликты?

Стадии психосоциального развития Эриксона: определение

Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития. Эриксон был похож на Зигмунда Фрейда, невролога, основателя психоанализа. Они разделяли убеждение в том, что личность человека развивается в определенной последовательности стадий. Разница заключалась в том, что Эриксон считал, что социальный опыт человека влияет на него на протяжении всей его жизни, а не только в подростковом возрасте. Его интересовало, как социальные взаимодействия и отношения с другими будут играть роль в развитии и росте людей.

Эриксон выдвинул теорию о восьми различных стадиях психосоциального развития.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

Эриксон сказал, что на каждой из этих восьми стадий нам приходится сталкиваться с конфликтом или кризисом. То, как мы реагируем на этот конфликт, влияет на нашу личность и отношения. Этот опыт конфликта обычно сосредоточен либо на росте положительного качества на каждом этапе, либо на неспособности развить его и потерпеть неудачу. При этом есть возможность для положительного и успешного роста, но также всегда есть вероятность неудачи и невозможности развить важные качества. Успех на каждом этапе помогает вам вести позитивную и успешную жизнь. Неудачи на каком-либо конкретном этапе затрудняют превращение в успешного взрослого человека с навыками, необходимыми для достижения успеха.

восемь стадий психосоциального развития : младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, подростковый возраст, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость (поздняя взрослость). Эриксон полагал, что каждая из этих стадий имеет следующее:

Стадия 1 (от рождения до 1 года) — доверие против недоверия

Младенчество — это первая стадия, которая происходит в возрасте от 0 до 1 года. На этом этапе основным конфликтом является доверие против недоверия .

Этот конфликт вращается вокруг безопасности окружающей среды ребенка. Если их мир безопасен, в результате ребенок может развить доверие к надежному и заботливому опекуну, что приведет к тому, что в будущем он станет доверчивым человеком. Однако, если младенец не находится в теплой, заботливой и надежной среде, позже у него возникнут проблемы с установлением близких отношений.

Стадия 2 (от 2 до 3 лет) —

Утономия против Стыда и Сомнения .

Второй этап наступает, когда ребенку 2 года. На этом этапе основным конфликтом является автономия против стыда и сомнения .

Подумай о страшных двойках!

На этом этапе малыш пытается понять, как делать что-то самостоятельно. Они могут попытаться и потерпеть неудачу, но они хотят иметь возможность сделать это самостоятельно. Поскольку малыши все еще учатся основным двигательным навыкам, их попытки стать автономными приводят к несчастным случаям. Это их способ обучения и развития независимости.

С другой стороны, если ребенку не разрешают пробовать что-то новое и делать что-то самостоятельно, это может привести к стыду и сомнениям. Без попыток и неудач они никогда не разовьют способность самостоятельно, что приведет к стыду. Ребенок, которого чрезмерно опекают или презирают, может быть неуверенным в своих способностях и в конечном итоге может испытывать чувство стыда за свои действия.

Например, ребенок, выросший в среде, где ценится и поощряется независимость, с большей вероятностью разовьет чувство независимости и автономии. Ребенок, который не вырос в ободряющей и поддерживающей среде, которая поощряет и учит независимости, с большей вероятностью разовьет чувство неудачи и/или сомнения в себе.

Стадия 3 (от 3 до 5 лет) — I

инициатива против чувства вины

Дети находятся на третьей стадии Эриксоновского развития, от 3 до 5 лет. На этом этапе основным конфликтом является инициатива против чувства вины.

Вы когда-нибудь слышали фразу «плохих вопросов не бывает?» Есть шанс, что вы впервые услышали это, когда были на этом этапе!

Ключевым аспектом этой стадии психосоциального развития является увеличение количества вопросов со стороны ребенка. Они учатся планировать, решать вопросы самостоятельно, использовать свое воображение и делать собственный выбор. Однако, если им мешают сделать собственный выбор или высмеивают за то, что они задают вопросы, они будут чувствовать себя виноватыми.

Рис. 1 Дети должны чувствовать себя комфортно, задавая вопросы, чтобы преодолеть конфликт между инициативой и чувством вины. pixabay.com.

Стадия 4 (от 6 до 11 лет) — I

Промышленность vs. Неполноценность

Четвертая стадия возникает у детей школьного возраста в возрасте от 6 до 11 лет. На этой стадии основным конфликтом является Промышленность vs. неполноценность .

Здесь дети продолжают развиваться и пытаются освоить новые, более сложные навыки. В связи с этим они нуждаются в положительном подкреплении и поощрении со стороны родителей, учителей и тренеров, чтобы развить собственное чувство трудолюбия. Это также приводит к тому, что у детей развивается сильное и здоровое чувство собственного достоинства.

Если ребенка не поощрять и не высмеивать за его попытки, у него останется плохая самооценка, поскольку он продолжит расти.

Стадия 5 (от 12 до 20 лет) — I

идентичность и смешение ролей

Подростки вступают в пятую стадию, которая происходит в возрасте от 12 до 18 лет. путаница ролей .

Подростки пытаются понять, кто они. В этот период их жизни их отношения со сверстниками становятся более заметными. Прежде чем отношения со сверстниками стали приоритетными, человек был окружен семейными отношениями. На этом этапе человек может столкнуться с конфликтом между ценностями своих сверстников и семьи, и ему придется определить, во что он верит.

Подумайте о кризисе личности! Эриксон был человеком, который придумал этот термин.

Если человек не может найти свою идентичность, он столкнется с ролевой путаницей и потеряет представление о том, кто он такой, за что он выступает и что ждет его дальше в жизни.

Например, подростки, которые довольны тем, кто они есть, и имеют сильную группу друзей в средней и старшей школе, с большей вероятностью будут уверены в своей идентичности и будут иметь крепкие социальные отношения со своими сверстниками. У подростка, который не уверен в том, где он находится, и которому не хватает поддерживающих друзей и сверстников, может развиться слабое чувство собственного достоинства и/или чувство неудачи.

Стадия 6 (от 21 до 40 лет) — I

близость против изоляции

Молодые люди вступают в шестую стадию, которая происходит в возрасте от 21 до 40 лет. На этой стадии основным конфликтом является близость против изоляции. изоляция .

Конфликт на этом этапе более прямолинеен, чем на других. Без близости в своей жизни люди чувствуют себя изолированными. Эриксон считал, что люди на этом этапе должны делиться важными периодами своей жизни с другими (включая близких).

Стадия 7 (от 40 до 65 лет) — G

генеративность против застоя

Седьмая стадия приходится на средний возраст от 40 до 65 лет. На этой стадии основной конфликт генеративность против застоя .

Здесь взрослые стремятся помочь другим и сделать мир лучше для будущих поколений. Это может быть наставничество или работа, направленная на то, чтобы сделать мир лучше.

Если средние взрослые не обладают продуктивностью и не фокусируются на других, они будут стагнировать. В застое взрослые будут поглощены собой и не будут заботиться о других.

Рис. 2 Помощь другим людям среднего возраста может оставить свой след. pixabay.com.

Стадия 8 (от 65 до смерти) — I

Честность против Отчаяния

Восьмая и последняя стадия начинается с 65 лет и заканчивается смертью в позднем взрослом возрасте. На этом этапе основным конфликтом является целостность против отчаяния .

На этом этапе своей жизни люди среднего возраста будут размышлять о своей жизни и пытаться понять, насколько они довольны своей жизнью. Если они довольны своей жизнью, то почувствуют целостность и покой. Однако, если они сожалеют о прошлых поступках, они почувствуют отчаяние.

Эриксоновская таблица стадий психосоциального развития

901 34
Стадия Возраст Конфликт
Стадия 1 0-1 год (младенцы) Доверие против недоверия
Этап 2 2 года (малыши) Автономия против стыда и сомнения
Стадия 3 3-5 лет (дети) Инициатива против вины
Этап 4 6–12 лет (дети школьного возраста) Трудолюбие или неполноценность
Стадия 5 6
Ступень 6 21–40 лет (молодые взрослые) Близость или изоляция
Стадия 7 40–65 лет (средняя взрослость) Генерация или застой
Стадия 8 65 лет до смерть (поздняя взрослость) Целостность против отчаяния

Краткое изложение книги Эрика Эриксона «Этапы психосоциального развития»

Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона десятилетиями служили основой личности в психологии. Его конфликты восьми этапов подчеркивают ключевые достижения, необходимые людям этой возрастной группы. Если кто-то не достигнет цели на этом этапе, он столкнется с социальными неудачами либо сразу, либо в будущем.

Эриксон считал, что когда кто-то справляется с конфликтом сцены, это приводит к повышению уверенности, также называемой силой эго.

Сила эго — это термин, который Зигмунд Фрейд использовал для описания способности своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей их реальности. Эриксон считал, что сила эго возрастает на каждом этапе по мере того, как растет мастерство в конфликте.

Психосоциальные стадии развития Эриксона. Основные выводы

  • Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития.
  • Существует восемь стадий психосоциального развития: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость или поздняя взрослость.
  • Зрелость (или поздняя взрослость) является восьмой и последней стадией от 65 до смерти и имеет основной конфликт эго-идентичности против отчаяния.
  • Сила эго описывает способность своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей реальности. Сила эго создается за счет окончательного чувства мастерства после каждой стадии психосоциального развития.

Теория психосоциального развития (8 стадий Эриксона) Объяснение (2023)

Теория психосоциального развития была изобретена известным американским психологом Эриком Эриксоном и включает восемь стадий развития личности.

На каждом этапе человек сталкивается с определенным конфликтом и в результате развивает то или иное качество или навык.

Согласно Эриксону, все люди проходят через восемь кризисов или конфликтов в своем развитии. Психосоциальная адаптация, достигнутая человеком на каждом этапе развития, может изменить его характер в более позднем возрасте, иногда радикально.

Например, дети, лишенные любви и тепла в детстве, могут стать нормальными взрослыми, если на более поздних этапах им будет уделено дополнительное внимание.

Однако важную роль в развитии конкретной личности играет характер психосоциальной адаптации к конфликтам.

Разрешение этих конфликтов является кумулятивным, и то, как человек приспосабливается к жизни на каждом этапе развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

Теория психосоциального развития Эриксона – Определение

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона представляет собой основу, которая объясняет, как люди развиваются и растут на протяжении всей своей жизни.

Согласно Эриксону, человеческое развитие представляет собой процесс, состоящий из отдельных прерывистых стадий, каждая из которых характеризуется определенным психосоциальным кризисом или проблемой (Orenstein & Lewis, 2021).

В книге Детство и общество Эриксон (1963) разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития «эго». Эти стадии являются результатом эпигенетически развернутого плана личности, который передается генетически.

Согласно Муру и Розенталю (2007),

«Эриксон постулирует, что психологическое развитие проходит через ряд стадий на протяжении всей жизни, каждая стадия характеризуется серьезным кризисом или конфликтом, который необходимо преодолеть и разрешить» (стр. 33).

Эпигенетическая концепция развития основана на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла приходится на определенное время («критический период») и что полноценная личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий в своем развитии.

Кроме того, каждый психосоциальный этап сопровождается кризисом – переломным моментом в жизни личности, который возникает в связи с достижением определенного уровня психологической зрелости и социальными требованиями, предъявляемыми к личности на данном этапе (Эриксон, 1963).

Итак, говоря простыми словами, теория психосоциального развития Эриксона представляет собой основу для понимания того, как люди растут и развиваются на протяжении всей своей жизни, каждая стадия которой характеризуется определенной психосоциальной проблемой или кризисом.

Он подчеркивает важность успешного разрешения этих конфликтов, чтобы перейти к следующему этапу и в конечном итоге достичь полноценной личности.

Этапы теории психосоциального развития Эриксона

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона выделяет восемь стадий, через которые проходят люди от рождения до старости.

Каждый этап представляет собой уникальную психологическую проблему или кризис, который необходимо разрешить для достижения здорового развития (Эриксон, 19 лет).63).

1. Доверие или недоверие

Возрастной диапазон: Младенчество, 0–1 год
Основная проблема: Развитие доверия к лицам, осуществляющим уход
Основной вопрос: «Могу ли я доверять окружающим меня людям?»

На этом этапе младенцы учатся доверять или не доверять своим опекунам на основе постоянства и надежности их ухода.

Чуткий уход, позитивное подкрепление, безопасная среда, позитивный опыт и поддерживающие родители могут помочь ребенку добиться успеха на этапе развития доверия или недоверия (Эриксон, 19 лет). 63).

Успешное развитие доверия в младенчестве может иметь более позитивные перспективы во взрослой жизни, может помочь развить самооценку и построить здоровые отношения.

Без надлежащего поощрения и развития ребенок может стать очень недоверчивым из-за нестабильного ухода, небрежности, жестокого обращения, проблем с разлукой или даже чрезмерной защиты (Erikson, 1963).

Неспособность развить доверие в младенчестве может иметь серьезные последствия для психологического и эмоционального развития ребенка, приводя к таким проблемам, как тревога, депрессия и даже агрессия.

Прочтите наше полное руководство: Стадия доверия и недоверия Эриксона (с 10 примерами)

2. Самостоятельность или стыд и сомнение

Возрастной диапазон: Малыш, 1-3 года
Ключевой вызов: В поисках автономии и открытие
Основной вопрос: «Могу ли я делать что-то сам или я полагаюсь на помощь других?»

Когда малыши вступают в эту стадию, они начинают стремиться к большей самостоятельности и познавать окружающий мир.

Поощрение, поддержка и свобода выбора со стороны родителей являются важнейшими факторами, помогающими детям успешно пройти этап автономии, а не стыда и сомнений (Lewis & Abell, 2017).

 Успешное развитие самостоятельности у детей помогает им повысить уверенность в себе, обрести независимость и улучшить отношения с другими людьми в раннем возрасте и во взрослой жизни (Slee et al., 2012).

Ребенок может стать менее самостоятельным, у него может развиться чувство стыда и сомнения, если ему не разрешают принимать решения самостоятельно, если его родители чрезмерно контролируют его, он переживает стрессовые ситуации или даже испытывает недостаток поддержки (Эриксон, 19 лет).63).

Неспособность развивать самостоятельность может привести к неуверенности ребенка в себе и плохим социальным навыкам или даже создать негативное представление о себе.

Прочтите наше полное руководство: Автономия Эриксона против стадии стыда и сомнения (с 10 примерами) Вызов: Развитие инициативы
Основной вопрос: «Хорош я или плох?»

На этом этапе у детей начинает развиваться целеустремленность и инициатива. Они начинают использовать свое чувство силы и контроля, беря на себя ответственность во время игр и других социальных взаимодействий

Благоприятная среда, поощрение независимости и поддержка творчества — все это критически важные факторы для ребенка, чтобы он преуспел в инициативе по сравнению с ребенком. стадия вины (Эриксон, 1963).

Когда дети развивают инициативу, они могут повысить свою самооценку, улучшить навыки решения проблем, стать более независимыми, улучшить успеваемость и даже улучшить физическое здоровье.

Критика и наказание, отсутствие возможностей и поощрения, чрезмерная забота родителей, страх неудачи и травмы являются одними из факторов, которые могут привести к тому, что дети потерпят неудачу на стадии «инициатива против вины» (Erikson, 1963).

Когда родители не развивают инициативу своего ребенка, последствия могут варьироваться от негативных до серьезных. К ним относятся отсутствие уверенности в себе и независимости, плохая успеваемость, тревога и депрессия.

Прочтите наше полное руководство: Инициатива Эриксона vs Стадия вины (с 10 примерами)

4. Промышленность против неполноценности

Возрастное диапазон: Начальная школа, 6-12 лет
Ключевая задача: Разработка трудолюбия
Основной вопрос: «Как я могу быть хорошим?»

На этом этапе у детей развивается чувство компетентности и мастерства в академических и социальных навыках.

Поддерживающая среда, поощрение творчества, признание усилий и свобода изучения интересов — все это критически важные факторы для ребенка, чтобы добиться успеха на этапе «промышленность против неполноценности» (Эриксон, 19 лет).63).

Воспитывая у детей трудолюбие и амбиции, взрослые могут дать детям инструменты для обретения уверенности и стойкости. Обладая этими навыками, дети будут лучше подготовлены к решению любых задач, прокладывая себе путь к успеху.

Отсутствие благоприятной среды, плохая успеваемость, запугивание и ограниченное знакомство с новыми видами деятельности могут быть факторами, способствующими тому, что дети не преуспевают в отрасли по сравнению со стадией неполноценности (Erikson, 1963).

Неспособность установить способности и настрой, необходимые для успеха в отрасли, по сравнению со стадией неполноценности может привести к серьезным проблемам у ребенка, включая снижение уверенности в себе, социальные проблемы и трудности в учебе.

Прочитайте наше полное руководство: Трудолюбие Эриксона и стадия неполноценности (с 10 примерами)

5. Идентичность и путаница ролей

Возрастной диапазон: Подростковый возраст, 12–18 лет
9001 5 Ключевой вызов: Развитие чувства личности
Основной вопрос: «Кто я?»

На этом этапе подростки формируют свою идентичность и самоощущение, исследуя и «примеривая» различные роли идентичности.

Положительные образцы для подражания, поощрение быть независимым, безопасным и поддерживающим окружением, открытое общение и свобода самовыражения — важные факторы, которые могут помочь детям добиться успеха на этапе идентичности и смешения ролей (Эриксон, 19 лет). 63).

Успешное развитие идентичности на этапе идентичности и смешения ролей может помочь повысить самооценку, укрепить межличностные отношения, улучшить физическое здоровье, повысить творческий потенциал и даже улучшить успеваемость.

Отсутствие поддержки, негативные образцы для подражания, травмы, социальное давление или проблемы с психическим здоровьем могут способствовать невозможности успешного перехода во взрослую жизнь (Erikson, 1963).

Без развития сильного чувства идентичности человек может потерять направление и цель в жизни, столкнуться с трудностями в установлении значимых связей с другими людьми или просто быть не в состоянии выбрать правильный карьерный путь.

Прочтите наше полное руководство: Идентичность Эриксона и смешение ролей (с 10 примерами)

6. Близость или изоляция

Возрастной диапазон: Молодость, 18–40 лет
Ключевая задача: Развитие заботливого интимного отношения
Основной вопрос: «Буду ли я любим, или я буду один?»

На этом этапе люди стремятся установить значимые связи и близость с другими. Это могут быть и романтические отношения, и дружба, и профессиональное партнерство.

 На этапе близости и изоляции очень важно развивать отношения поддержки и обладать такими качествами, как эмоциональный интеллект, эмпатия, готовность идти на компромисс и доверие к успеху кого-то (Эриксон, 1963).

Установление значимых связей имеет множество положительных последствий для эмоционального и физического благополучия, личного роста и общей удовлетворенности жизнью. Близость прокладывает путь к насыщенной жизни.

Отсутствие доверия, трудности в общении, социальная изоляция, травмы и некоторые другие личные проблемы могут препятствовать развитию близости в отношениях (Эриксон, 19 лет).63).

Если пренебречь стадией близости или изоляции, это может привести к одиночеству и проблемам в построении значимых отношений. Кроме того, это может привести к страху быть отвергнутым и пагубно повлиять на физическое здоровье.

Прочтите наше полное руководство: Близость и изоляция Эриксона (с 10 примерами)

7.

Генерация или стагнация

Возрастной диапазон: Средняя взрослость, 40–65 лет
9001 5 Key Challenge: Отдача сообщество
Основной вопрос: «Как я могу помочь миру?»

На этом этапе жизни люди стремятся принести пользу своему сообществу и оставить неизгладимое впечатление на будущие поколения.

Позитивные отношения, эмоциональная стабильность, чувство выполненного долга, саморефлексия и финансовая безопасность — вот несколько факторов, которые могут способствовать успеху человека на стадии продуктивности, а не стагнации (Erikson, 1963).

Успех развития генеративности может иметь положительные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом — от создания удовлетворения в жизни и улучшения здоровья до улучшения мира.

Эгоцентричность людей, отсутствие личностного роста и значимых отношений, страх неудачи и даже нехватка ресурсов существенно влияют на их способность развивать продуктивность, что приводит к стагнации (Erikson, 1963).

Неспособность развить генеративность в середине взрослой жизни может привести к ощущению застоя и неудовлетворенности жизнью. Такие люди могут испытывать чувство бесцельности и чувствовать себя оторванными от окружающего мира.

Прочитайте наше полное руководство: Генерация Эриксона против стагнации (с 10 примерами)

8. Целостность против отчаяния

Возрастной диапазон: Поздняя взрослость, 65+ лет
Ключевой вызов: Чувство удовлетворения
Основной вопрос: «Жил ли я значимой жизнью?»

На этом этапе люди размышляют о своем жизненном выборе и должны смириться с целью всего этого.

Здоровые отношения, осмысленная работа, прощение, вклад в общество и позитивное отношение могут помочь людям преуспеть на стадии честности и отчаяния (Эриксон, 19 лет).63).

Успех развития честности имеет несколько положительных последствий для людей, таких как чувство выполненного долга, повышение самосознания, улучшение психического здоровья, повышение целеустремленности и укрепление отношений.

Отсутствие значимых отношений и достижений, болезнь или инвалидность, изоляция, проблемы с психическим здоровьем и трудности с самосознанием — все это может способствовать неудаче человека на стадии честности и отчаяния (Erikson, 1963).

Последствия неспособности развить целостность на более поздних этапах жизни могут привести к чувству отчаяния, сожаления и неудовлетворенности, что может привести к ощущению безнадежности и негативному взгляду на жизнь.

Прочтите наше полное руководство: Честность Эриксона против отчаяния (с 10 примерами)

Критика теории психосоциального развития

Хотя теория психосоциального развития Эриксона оказала большое влияние на психологию, поделиться критики, связанной с отсутствием эмпирических доказательств и теоретической строгости.

  • Субъективность: Одна из основных критических замечаний по поводу теории Эриксона заключается в том, что она основана на его собственном опыте и наблюдениях, которые могут не относиться ко всем людям.
  • Западный уклон: Теория Эриксона подчеркивает важность развития индивидуальной идентичности в западных культурах. Однако это может быть менее актуально в коллективистских культурах, где идентичность более тесно связана с группой.
  • Жесткость стадий: Другая критика заключается в том, что стадии в теории Эриксона слишком ригидны и требуют учета индивидуальных различий или вариаций в развитии. Хотя Эриксон предложил определенные возрастные диапазоны для каждой стадии, люди могут проходить стадии с разной скоростью или проходить их в разном порядке.
  • Отсутствие ясности: Необходимо больше ясности в отношении того, какая форма опыта необходима для преодоления трудностей и успешного продолжения развития.

Психосоциальная и психоаналитическая теория

Психосоциальная теория вдохновлена ​​психоаналитической теорией Фрейда. Однако подход Эриксона приобретает более рациональную и позитивную структуру.

В то время как Фрейд сосредотачивается на подсознании и сексуальном желании, Эриксон фокусируется на нашей социальной жизни. Его цель — исследовать, как люди развивают продуктивное самоощущение, а не чрезмерно сосредотачиваются на своих внутренних демонах.

Вот краткое изложение различий между двумя теориями:

9 0553
Психосоциальная теория Психоаналитическая теория
Основатель Эрик Эриксон Зигмунд Фрейд
Фокус Стадии развития и жизненные переходы Бессознательные конфликты и переживания раннего детства
Развитие Подчеркивает пожизненный характер развития Подчеркивает опыт раннего детства и его влияние
Личность Учитывает как сознательные, так и бессознательные аспекты 9 0136 Фокусируется на бессознательных и иррациональных аспектах личности
Стадии Рассматривает восемь стадий развития Сосредоточен на пяти психосексуальных стадиях развития 9 Акцент на разрешении бессознательных конфликтов 136 Подчеркивает влияние культуры и общества на личность Подчеркивает внутренние конфликты и переживания
Терапия Акцент на решении проблем и личностном росте Акцент на исследовании бессознательного

Происхождение теории психосоциального развития рост самоидентификации,

исследовал их в своей влиятельной книге 1968 года Identity: Молодость и кризис . Вероятно, личный опыт сыграл значительную роль при формулировании теории психосоциального развития.

Эрик Эриксон (Хомбергер), родившийся от неизвестного отца-датчанина и матери-еврейки, в юности подвергался насмешкам со стороны сверстников из-за сопоставления его нордической внешности с еврейским воспитанием (Carley, 2015).

Блуждая в поисках цели, Эрик преследовал мечту стать художником. Но начало Второй мировой войны заставило Эриксона и его жену несколько раз переезжать, пока в конечном итоге они не обосновались в Бостоне.

Во время своих путешествий он изменил свое имя, чтобы отразить постоянную трансформацию личности, которую он переживал сам — идея, которая повсеместно встречается во всех его теориях личностного развития.

У Эриксона было много помощников по антропологии, таких как Рут Бенедикт, Грегори Бейтсон и Маргарет Мид. И все же никто не повлиял на него так сильно, как Зигмунд Фрейд своими идеями и теориями.

Вдохновленный работами Фрейда, Эриксон расширил теории последнего и создал собственный уникальный набор (Carley, 2015).

В то время как Зигмунд Фрейд предложил пять стадий человеческого развития, кульминацией которых является подростковый возраст, Эрик Эриксон сформулировал восемь основных фаз.

Фрейд считал, что детство человека является фундаментальным краеугольным камнем его личности, в то время как Эриксон утверждал, что личностное развитие продолжает прогрессировать и развиваться на протяжении всей жизни. Этот рост можно увидеть даже в позднем взрослом возрасте.

Перед своей первой публикацией Детство и общество Эриксон погрузился в жизнь индейских племен (Carley, 2015).

Там он обнаружил квесты мечты — охоту за мальчиками, достигшими совершеннолетия, — и увидел, как их традиционная идентичность растворяется современными белыми практиками. Эти наблюдения также повлияли на взгляд Эриксона на теорию психосоциального развития.

Он чувствовал, что кризис идентичности и диссонанс, с которыми столкнулись индейские мальчики, можно найти у молодых людей из всех обществ — понятие, которое сегодня высоко ценится.

Родственная теория: Биопсихосоциальная теория

Заключение

Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается на протяжении всей жизни, где один этап сменяется другим в случае успешного разрешения внутренних противоречий.

Восемь стадий психосоциального развития включают в себя формирование личности, способность формировать близкие отношения, продуктивность и целостность эго. Они также дают понимание того, как жизненный опыт может повлиять на развитие.

Эрик Эриксон был последователем Фрейда. Он расширил психоаналитическую теорию и вышел за ее пределы, потому что стал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений.

Сегодня восемь стадий теории психосоциального развития Эриксона представляют собой крупный вклад в область психологии, оказавшую широкое влияние.

Однако он также вызвал много критики из-за отсутствия эмпирических данных и теоретической строгости.

Ссылки

Карли, С. Г. (2015). Эрик Эриксон: постфрейдистская теория . Создать пространство.

Эриксон, Э. Х. (1963). Детство и общество . Винтажный цифровой.

Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . В.В. Norton & Co.

Мур, С., и Розенталь, Д. (2007). Сексуальность в подростковом возрасте: Современные тенденции . Рутледж.

Оренштейн, Г. А., и Льюис, Л. (2021). Эриксоновские стадии психосоциального развития . пабмед; Издательство StatPearls. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK556096/

Виктория Сус (Массачусетс)

+ посты

Виктория Сус — академический писатель, специализирующийся в основном на экономике и бизнесе из Украины. Она имеет степень магистра международного бизнеса Львовского национального университета и имеет более чем 6-летний опыт написания текстов для различных клиентов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts