Стадии развития мышления в психологии: Стадии развития мышления

20. Стадии развития мышления в дошк.Возр. По ж.Пиаже. Развитие наглядно-образного мышления

В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Сенсомоторная стадия

длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются. Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности.

Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Для дошкольного возраста характерны следующие формы мышления:

Наглядно-действенное- форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Оно характерно для детей до 1,5 лет.

Наглядно-образное- задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование этой формы мышления активно происходит в возрасте от 1,5 — до 5 лет.

При решении подобных задач с косвенным результатом дети четырех-пяти лет начинают переходить от внешних действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление, которое опирается на образы: ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его. В процессе наглядно-образного мышления идет сравнение зрительных представлений, вследствие чего задачка решается.

Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности.

Стадии развития мышления.

В становлении мышления выделяются 2 стадии:

1. допонятийное мышление;

2. понятийное мышление.

Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация.

Ж.Пиаже выделил следующие этапы построения операций:

1. символическое и допонятийное мышление. От 1,5 — 2 лет до 4 лет. Конец второго года. – систематическое овладение языком. С одной стороны символы и знаки, с другой – признаки и сигналы. Язык – система коллективных знаков. Знак – всегда коллективен. У ребенка овладение языком совпадает с образованием символа, т.е. системой индивидуальных обозначений. Символ возникает с появлением представлений, отделенных от собственных действий. Когда в игре появляется символ, то развивается язык + понимание знаков. Использование знаков в качестве символа – способность представления одной вещи посредством другой.

2. интуитивное (наглядное) мышление. От 4 до 7-8 лет. Становится возможным получить регулярные ответы, проследить их устойчивость. Центрация и децентрация – механизмы. Распадение целого из-за недостатка мобильности в последовательных центрациях мышления. Интуитивное мышление имитирует реальные действия на основе образного умственного опыта. Не может вывести умозаключение ребенок еще. Понятием инвариантных позиции «между» ребенок овладевает через ряд последовательных регуляций. К семи годам начинает осмысливать совокупность трансформаций. Интуиция – мысленно осуществляемое действие. Интуиция выступает как образное мышление. Ребенок не способен выйти за пределы сферы образных конфигураций.

3. конкретные операции. С 7-8 до 11-12 лет. Появляется логико-арифмитические и пространственно-временные отношения. Интуитивные отношения внезапно группируются. Группировка – сохранение целого. Появляется дедукция. Полная децентрация мышления. Появление конкретных операций – децентрация, не частная точка зрения субъекта, а координация всех существующих точек зрений. Появляется система чисел. Переход от логики к математике.

4. формальные операции. С 11-12 и в течение юношеского возраста. Интериоризация действий – рассуждения. 1 ступень: конкретные операции. 2 ступень: размышления над этими операциями. Осуществляется группировка не самих классов, а высказываний, в которых выражаются или “отражаются” эти операции.

С.Л. Рубинштейн сравнивает мышление ребенка и взрослого для того, чтобы выделить характеристики мышления.

1 этап: наглядно-действенное мышление.

2 этап: ребенок овладевает речью; мышление включено в восприятие, подчинено его логике.

3 этап: рассудочная мыслительная деятельность. Мышление идет на основе частностей. Ребенок не отличает часть и целое, частное и общее. Общее – собирательный образ.

4 этап: разумное теоретическое мышление.

Л.С. Выготский:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Мышление связано с развитием понятий. 3 уровня:

1) синкретическое мышление. Мышление подчинено восприятию. Любой признак может лечь в основу.

2) мышление в комплексе. Объединение предметов в группы идет на основании не только субъективных, но и объективных связей. В основе комплекса есть абстрактная и конкретная связь. Выготский: «В то время как в основе понятия лежат связи логически тождественно между собой, то в основе комплекса лежат самые разнообразные логические связи, не имеющие между собой ничего общего.

В понятии предмета обобщено по одному признаку, в комплексе по самым различным фактическим основаниям».

3) мышление в понятиях. Способность к анализу, абстракции, теоретическому рассуждению. Комплексное мышление может встречаться и у взрослого человека.

Л.М. Веккер:

Два основных уровня:

Допонятийное мышление

Понятийное мышление

эгоцентризм

децентрация

Отсутствие согласования объема и содержания понятия

Согласованность объема и содержания

трансдукция

Индуктивно-дедуктивное мышление (от частного к общему)

синкретизм

Иерархия понятий

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Стадии развития мышления.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Стадии развития мышления.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Стадии развития мышления.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Сенсомоторная стадия когнитивного развития по Пиаже

Автор:

Сол Маклеод, доктор философии 3 Обновлено

Сол Маклеод , PhD

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе. 002 Оливия Гай- Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем процессе редактирования

Сенсомоторная стадия — первая из четырех стадий теории когнитивного развития Пиаже. Он длится от рождения до примерно 2 лет и является периодом быстрого когнитивного роста.

В этот период у младенцев развивается понимание мира путем координации сенсорных переживаний (зрение, слух) с двигательными действиями (дотягивание, прикосновение).

Основным развитием на сенсомоторной стадии является понимание того, что объекты существуют и события происходят в мире независимо от собственных действий («понятие объекта», или «постоянство объекта»).

Например, если положить игрушку под одеяло, ребенок, достигший постоянства объекта, знает, что он там, и может активно его искать. В начале этой стадии ребенок ведет себя так, как будто игрушка просто исчезла.

Достижение постоянства объекта обычно сигнализирует о переходе на следующую стадию развития (предоперационную).

Подстадии: развитие и примеры

Сенсомоторную стадию развития можно разбить на шесть дополнительных подстадий, включая простые рефлексы, первичные круговые реакции, вторичные круговые реакции, координацию реакций, третичные круговые реакции и раннее символическое мышление. .

Рефлекторные акты

Первая подстадия (первый месяц жизни) — стадия рефлекторных актов . Новорожденный реагирует на внешнюю стимуляцию врожденными рефлекторными действиями.

Например, если вы коснетесь пальцем рта или щеки ребенка, он будет рефлекторно сосать.

Первичные круговые реакции

Вторая подстадия — стадия первичных круговых реакций . Ребенок будет повторять приятные действия, сосредоточенные на собственном теле.

Например, дети в возрасте от 1 до 4 месяцев будут шевелить пальцами, брыкаться ногами и сосать большой палец. Это не рефлекторные действия. Они делаются намеренно – ради производимой приятной стимуляции.

Вторичные круговые реакции

Далее идет стадия вторичных круговых реакций . Обычно это длится от 4 до 8 месяцев. Теперь дети повторяют приятные действия с участием предметов, а также действия с собственным телом.

Примером этого является младенец, который трясет погремушкой, чтобы услышать издаваемый ею звук.

Координационные вторичные схемы

Четвертый подэтап (от 8 до 12 месяцев) – этап согласование вторичных схем . Вместо того, чтобы просто продлевать интересные события, дети теперь демонстрируют признаки способности использовать полученные знания для достижения цели.

Например, младенец не просто будет трясти погремушкой, но протянет руку и ударит в сторону предмет, который мешает ему ухватиться за погремушку.

Третичные круговые реакции

Пятая стадия третичных круговых реакций . Они отличаются от вторичных круговых реакций тем, что представляют собой преднамеренную адаптацию к конкретным ситуациям. Младенец, который когда-то исследовал объект, разбирая его, теперь пытается собрать его обратно.

Например, он снова складывает кирпичи, которые вынул из своего деревянного грузовика, или кладет обратно гнездовые стаканчики — один в другой.

Символическое мышление

Наконец, на шестой подстадии начинается символическое мышление . Это переход к дооперациональной стадии когнитивного развития. Младенцы теперь могут формировать мысленные представления об объектах.

Это означает, что они развили способность визуализировать вещи, которых нет физически. Это имеет решающее значение для приобретения постоянства объекта — самого фундаментального достижения всей сенсомоторной стадии развития.

Ссылки

Piaget, J. (1952). Истоки интеллекта у детей . Нью-Йорк: Международные университеты
Press.

Пиаже, Дж. (1954). Конструирование реальности у ребенка . Нью-Йорк: Основные книги.

Пиаже, Дж. (1964). Часть I: Когнитивное развитие у детей: развитие и обучение Пиаже. Журнал исследований в области преподавания естественных наук, 2(3) , 176-186.

Дополнительная информация

  • Ди Паоло, Э. А., Барандиаран, X. Э., Битон, М., и Бурманн, Т. (2014). Обучение восприятию в сенсомоторном подходе: динамическая интерпретация теории равновесия Пиаже. Границы нейробиологии человека, 8, 551.

Оливия Гай Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Саул Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Университет Манчестера

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в и высшее образование.

Когнитивное развитие – культура и психология

К тому времени, когда вы достигнете совершеннолетия, вы узнаете кое-что о том, как устроен мир. Вы знаете, например, что вы не можете проходить сквозь стены или прыгать на вершины деревьев. Вы знаете, что хотя вы не можете видеть ключи от машины, они должны быть где-то здесь. Более того, вы знаете, что если вы хотите передать сложные идеи, такие как заказ тройного соево-ванильного латте с шоколадной крошкой, лучше использовать слова с определенным значением, а не просто жестикулировать и хрюкать. Люди накапливают все эти полезные знания в процессе когнитивное развитие , которое включает в себя множество факторов, как врожденных, так и приобретенных.

Стадийные теории развития, такие как теория стадий Пиаже, фокусируются на том, проходят ли дети качественно разные стадии развития. Социокультурные теории, такие как теория Льва Выготского, подчеркивают, как другие люди и отношения, ценности и убеждения окружающей культуры влияют на развитие детей.

Швейцарский психолог Жан Пиаже предположил, что детское мышление проходит через серию из четырех дискретных стадий. Под этапами он подразумевал периоды, в течение которых дети одинаково рассуждали о многих внешне различных проблемах, причем этапы происходили в фиксированном порядке, а мышление на разных этапах различалось фундаментально. Четыре стадии, которые гипотетически выдвинул Пиаже, были сенсомоторной стадией (от рождения до 2 лет), стадией предоперационного мышления (от 2 до 6 или 7 лет), стадией конкретного операционального мышления (от 6 или 7 до 11 или 12 лет) и формальной операциональной стадией. этап рассуждения (11 или 12 лет и на протяжении всей остальной жизни).

Рисунок 1. Стадии когнитивного развития. Предоставлено проектом Noba

. На стадии , сенсомоторной и , детское мышление в значительной степени реализуется через их восприятие мира и их физическое взаимодействие с ним. Их ментальные представления очень ограничены. Рассмотрим задачу Пиаже о постоянстве объекта, одну из его самых известных задач. Если младенец в возрасте до 9 месяцев играет с любимой игрушкой, а другой человек убирает игрушку из поля зрения, например, положив ее под непрозрачное покрытие и не позволяя младенцу сразу дотянуться до нее, младенец, скорее всего, не прилагайте усилий, чтобы достать его, и не выказывайте эмоционального беспокойства (Пиаже, 19 лет). 54). Это происходит не из-за того, что они не заинтересованы в игрушке или не могут дотянуться до нее; если ту же игрушку положить под прозрачное покрытие, младенцы в возрасте до 9 месяцев легко ее достанут (Munakata, McClelland, Johnson, & Siegler, 1997). Вместо этого Пиаже утверждал, что дети младше 9 месяцев не понимают, что объекты продолжают существовать. Это называется постоянством объекта.

На стадии предоперационной , согласно Пиаже, дети могут решить не только эту простую задачу (которую они фактически могут решить после 9 лет).месяцев), но демонстрируют широкий спектр других возможностей символического представления, например, связанных с рисованием и использованием языка. Однако такие дети в возрасте от 2 до 7 лет, как правило, сосредотачиваются на одном измерении, даже когда решение задач требует от них рассмотрения нескольких измерений. Это очевидно в задачах сохранения Пиаже (1952). Например, если стакан воды налить в более высокий и тонкий стакан, дети до 7 лет обычно говорят, что теперь воды больше, чем раньше. Точно так же, если глиняный шарик превратить в длинную тонкую колбасу, они утверждают, что теперь глины стало больше, а если разложить ряд монет, они утверждают, что монет стало больше. Во всех случаях дети сосредотачиваются на одном измерении, игнорируя изменения в других измерениях (например, увеличение ширины стакана и глиняного шарика).

Дети преодолевают эту склонность сосредотачиваться на одном измерении на этапе конкретных операций и в большинстве ситуаций мыслят логически. Однако, согласно Пиаже, они все еще не могут мыслить систематическим научным образом, даже когда такое мышление было бы полезно. Таким образом, если попросить выяснить, какие переменные влияют на период, в течение которого маятник совершает полный оборот, и задать веса, которые они могут прикрепить к нитям, чтобы провести эксперименты с маятником, чтобы выяснить это, большинство детей младше 12 лет выполнят предвзятые эксперименты, из которых нельзя сделать никаких выводов, а затем заключают, что то, во что они первоначально верили, верно. Например, если мальчик полагал, что вес — единственная переменная, имеющая значение, он мог бы поставить самый тяжелый вес на самую короткую нить и надавить на нее сильнее всех, а затем прийти к выводу, что, как он и думал, вес — единственная переменная, имеющая значение (Инхельдер). и Пиаже, 19 лет58).

Наконец, в период формальных операций дети достигают способности к рассуждению зрелых взрослых, что позволяет им решать задачу о маятнике и широкий круг других задач. Стадия формальных операций, как правило, не происходит без формального обучения научным рассуждениям и, по-видимому, в значительной степени или полностью отсутствует в некоторых обществах, которые не обеспечивают этот тип образования.

Когнитивное развитие и культура

Хотя теория Пиаже оказала большое влияние, она не осталась без внимания. Недавние исследования показывают, что когнитивное развитие происходит значительно более непрерывно, чем утверждал Пиаже. Например, Даймонд (1985) обнаружил, что в описанной выше задаче на постоянство объекта младенцы демонстрируют более раннее знание, если период ожидания короче. В возрасте 6 месяцев они извлекают спрятанный предмет, если ожидание не превышает 2 секунд; в 7 месяцев извлекают, если ожидание не превышает 4 секунд; и так далее. Еще раньше, в 3 или 4 месяца, младенцы проявляют удивление в виде более длительного времени взгляда, если предметы внезапно исчезают без видимой причины (Baillargeon, 1987).

Точно так же специфический детский опыт может сильно повлиять на изменения в развитии. Дети гончаров в мексиканских деревнях, например, знают, что изменение формы глины не меняет количество глины в гораздо более раннем возрасте, чем дети, не имеющие подобного опыта (Price-Williams, Gordon, & Ramirez, 19).69). При изучении детей племен (инуитов Канады, баулов Африки и аранды Австралии) исследователи обнаружили различия в возрасте, в котором дети достигают определенных стадий и приобретают определенные навыки (Dasen, 1975). Около 50% детей инуитов решали зрительно-пространственный тест к 7 годам, 50% детей аранда решали ту же задачу к 9 годам; однако дети Баулей не решали задачу до 12 лет.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts