Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже
Теорию когнитивного развития человека разработал швейцарский учёный, философ и психолог Жан Пиаже. Согласно этой теории, дети проходят четыре разные стадии умственного развития. Давайте познакомимся поближе с теорией Пиаже, чтобы понимать, как дети приобретают знания и природу интеллекта.
Теги:
Психология
Дети
Интересное
Детская психология
Развитие ребенка
https://unsplash.com/photos/6cQHvjzmZOU
Для начала определимся с самим термином. Когнитивное развитие — это развитие всех мыслительных процессов человека. Сюда входят восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Как формируется интеллект ребёнка?
Содержание статьи
Дети — маленькие учёные
Жан Пиаже называл детей маленькими учёными. Он обращал внимание на то, как дети активно осваивают окружающий мир, наблюдая за ним, изучая, устраивая эксперименты. Дети, как губки, моментально впитывают новые знания, действуют, опираясь на существующие знания, и адаптируют идеи к новой информации.
Стадии развития согласно теории Пиаже
Всё развитие интеллекта человека, согласно теории Жана Пиаже, делится на четыре стадии. От рождения до 2 лет идёт этап сенсомоторного интеллекта. С 2 до 7 лет — предоперационная стадия. От 7 до 12 лет — этап организации конкретных операций и с 12 лет — период формальных операций.
Почему Пиаже разработал свою теорию
Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году в городе Невшатель, в семье профессора средневековой литературы. Свою первую научную статью Жан опубликовал, когда ему было всего 11 лет. За свою жизнь учёный написал 60 книг и несколько сотен статей.
Интерес к интеллектуальному развитию детей у Жана появился, когда он получил учёную степень и переехал в Париж, чтобы преподавать в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бин, создатель знаменитого теста IQ. Там Пиаже обратил внимание, что мыслительные процессы у детей разного возраста значительно отличаются.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Детский разум — не уменьшенная копия взрослого
Наблюдая за детьми (за собственными племянником и дочерью), учёный обнаружил, что детский разум — это не просто уменьшенная копия взрослого. Хотя до этого с детьми именно так и обращались — как с маленькими версиями взрослых. Учёный стал одним из первых, кто пришёл к выводу, что способ мышления детей существенно отличается от интеллекта взрослых.
Дети мыслят иначе
Пиаже предположил, что способ мышления детей также имеет отличия в зависимости от их возраста. Дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем младшие. Они думают по-другому.
Тогда же он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, всё дело лишь в том, что они мыслят иначе. Альберт Эйнштейн прокомментировал открытие Пиаже как «настолько простое, что до него мог додуматься только гений».
Этапы развития ребёнка
Сенсомоторная стадия: от 0 до 2 лет
Младенцы познают мир с помощью движений и ощущений: они хватаются за родителей, предметы, игрушки, сосут грудь, смотрят и слушают. Постепенно они начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже когда на них не смотришь. Затем малыши осознают, что их действия могут что-то изменить в этом мире.
Весь детский опыт в этот период «нарабатывается» через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции. Дети учатся не только делать много новых вещей (например, ползать или ходить), но и начинают «учить» язык, от людей, с которыми они общаются.
Сенсомоторная стадия развития ребёнка характеризуется, буквально взрывным ростом и обучением. Дети каждый день делают открытия, взаимодействуя с окружающим миром, постигая его и понимая, как он устроен.
Жан Пиаже разбил эту стадию на несколько подстадий, потому что в заключительной части сенсомоторной стадии у детей появляется раннее репрезентативное мышление.
По мнению учёного, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть — важнейшее открытие, которое делает ребёнок на этом этапе развития. Именно понимание того, что объекты — это отдельные и отличные друг от друга сущности, помогает детям начинать связывать имена и слова с объектами.
Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
У малышей улучшается речь и мышление, но они по-прежнему думают в очень конкретных терминах. Проходя эту стадию развития, дети начинают учиться мыслить символически, использовать слова и изображения для обозначения предметов.
И хотя основы языкового развития закладываются, в основном, на предыдущей стадии, предоперационная стадия по определению считается «языковой». Это одна из главных отличительных черт этого этапа развития интеллекта.
Малыши на этой стадии развития приобретают большой опыт в ролевой игре. Они учатся играя. Самое интересное, что дети в этом возрасте пока ещё очень эгоцентричны, однако они стараются смотреть на мир, на людей и на вещи с точки зрения других. Им приходится буквально бороться с логикой и принятием чужих точек зрения. Также некоторые дети могут ещё бороться с пониманием идеи постоянства.
О сложностях восприятия говорит такой эксперимент. Берём глину, делим её на два абсолютно равных куска. При этом, один из них нужно скатать в компактный шар, а другой — превратить по форме в большой плоский блин.
Когда ребёнку, находящемуся в предоперационном периоде, предлагают выбрать для игры один из этих кусков глины, он, как правило, выбирает плоский. Потому что плоская фигура выглядит больше.
Стадия организации конкретных операций: от 7 до 12 лет
На этой стадии у детей появляется логическое мышление, поэтому они и учатся в школе с этого возраста. Они начинают использовать индуктивную логику, могут рассуждать, начиная от конкретной информации и переходя к общим принципам.
Дети начинают осмыслять конкретные события, а также понимать концепцию сохранения. Например, им уже понятно, что в короткой широкой чашке может находиться такое же количество сока, как и в высоком узком стакане.
Детское мышление становится более структурированным. На этой стадии развития ребёнок становится гораздо более искусными в использовании логики. Но его мышление пока ещё сохраняет конкретность и буквальность. Оно также может быть ригидным (негибким). Дети на этой стадии развития склонны бороться с абстрактными понятиями.
Зато уже можно говорить о меньшей эгоцентричности. Дети начинают задумываться о том, что чувствуют и как мыслят другие люди. А также —начинают понимать, что их мысли уникальны. И что далеко не все другие люди обязательно должны разделять их точку зрения и чувства.
Стадия формальных операций: 12 лет и старше
На этой стадии развития подросток начинает мыслить абстрактно, а также рассуждать о гипотетических проблемах. Детей начинают интересовать вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Они берутся обсуждать эти темы, используя абстрактное мышление и идеи. Используют дедукцию и рассуждают, следуя от общих принципов к конкретной информации, мыслят об окружающем мире научно.
Вот эта способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — самый главный признак интеллекта в формально-операционной стадии когнитивного развития. Дети уже берутся планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях — это тоже важнейшие особенности интеллекта, которые появляются на этом этапе.
Это не количественный, а качественный процесс
Один из важных постулатов теории Пиаже: интеллектуальное развитие детей — это не количественный процесс. То есть интеллект ребёнка формируется не просто как добавление новой информации и знаний к уже имеющимся.
Нет, у детей происходит именно качественное изменение мышления по мере их развития и по мере того, как они проходят через четыре стадии. Так, семилетний ребёнок не просто знает о мире больше, чем двухлетний. В его мозгу к этому возрасту происходят фундаментальные изменения.
Важные понятия теории Пиаже
Каким образом происходит когнитивное развитие ребёнка, как его интеллект преодолевает каждую из вышеперечисленных стадий? Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на то, как дети учатся и растут.
Схемы
Схемы в сознании детей — это категории знаний, которые помогают им осознавать и понимать этот мир. Они напрямую связаны с пониманием и знанием.
Согласно теории Жана Пиаже, схемы включают в себя, как категории знаний, так и процесс их получения. По мере накопления жизненного опыта, новая информация встраивается в уже существующие схемы. Как это происходит?
Ассимиляция
Возьмём простой пример. Допустим, у ребёнка существует схематическое знание о каком-либо животном. О собаке, к примеру. Если единственный опыт общения ребёнка связан с только с маленькими собаками, то малыш может считать, что они все такие. Маленькие, звонкие и пушистые. Что будет, когда ребёнок впервые повстречает огромную собаку? Конечно, удивится. Но воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить в неё свои новые наблюдения.
Итак, процесс включения новой информации в уже существующие когнитивные схемы известен, как ассимиляция. Это субъективный процесс. Потому что каждый из нас склонен модифицировать новый опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведённом нами примере с собакой как раз и описывается случай ассимиляции животного в схему собаки в представлении, существующем у ребёнка.
Аккомодация
Аккомодация (происходит от латинского слова «accomodatio» — приспособление к чему либо), в концепции Пиаже, является свойством процесса адаптации. Аккомодация применяется нами в процессе адаптации, когда требуются изменения наших существующих схем в результате получения новой информации или нового опыта. Также, в ходе этого процесса, могут быть разработаны новые схемы.
Уравновешивание
Согласно теории Пиаже, все дети стараются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией. И этот баланс достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием.
По мере прохождения ребёнком стадий когнитивного развития, уравновешивание и удерживает баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляцией) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодацией). Благодаря уравновешиванию дети и переходят от одной стадии интеллектуального развития к другой.
Создание интеллекта — активный процесс
Один из важнейших постулатов теории Пиаже заключается в том, что создание знаний и интеллекта является, по сути своей, активным процессом. Вот что говорил о этом сам создатель теории: «Я считаю себя противником взгляда на знание как на пассивную копию реальности. Я считаю, что знать объект — значит воздействовать на него, конструировать системы преобразований, которые можно осуществить над этим объектом или с ним. Знать реальность — значит строить системы преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».
Благодаря теории когнитивного развития Пиаже мир гораздо лучше узнал, как развивается интеллект человека. Теперь мы понимаем, что дети не только впитывают знания и являются их пассивными получателями. Они постоянно исследуют этот мир и ставят эксперименты.
Вы узнали что-то новое для себя из этой статьи?
Стадии развития интеллекта, по ж.
ПиажеПо мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.
Согласно Пиаже, в этом развитии можно выделить четыре дискретных, качественно различных стадии, или периода. Он дал этим периодам следующие названия: сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет — иногда ее рассматривают как первую фазу стадии конкретных операций), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет) и стадия формальных операций (начинающаяся в возрасте 12 лет и старше). Краткая характеристика этих стадий дана в табл.
Стадии когнитивного развития, по Пиаже
Стадии | Возраст | Характерное поведение |
Сенсомоторная | От рождения до 1,5-2 лет | Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. |
Дооперациональная | От 2 до 7 лет | Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими, как язык, для сообщения этих понятий окружающим. Эти понятия ограничены их личным (эгоцентрическим), непосредственным опытом. На дооперациональной стадии дети имеют очень ограниченные, иногда «магические» представления о причинах и следствиях и испытывают существенные трудности при классифицировании объектов или событий |
Конкретных операций | От7 до 11-12 лет | Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими понятиями (при условии применения этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения |
Формальных операций | С 12 лет или чуть позже | Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а также рассуждать по аналогии и метафорически |
Сенсомоторная стадия (с рождения до 2 лет) — здесь адаптация осуществляется в форме развернутых и последовательных материальных действий ребенка. Младенцы используют схемы действия: рассматривание, хватание ит. п. — для ознакомления с окружающим миром. Сенсомоторной эта стадия называется потому, что при уравновешивании интеллект младенца опирается на данные органов чувств и телесные движения.
Дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — по Ж. Пиаже, она начинается в то время, когда дети начинают говорить и пользоваться языком и другими символическими средствами (имитация, игра). На этой стадии мышление ребенка имеет тенденцию к чрезмерной конкретности, необратимости, эгоцентризму, им трудно классифицировать объекты.
В течение дооперациональной стадии дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не выдвигают широких общих теорий о домах из кубиков, бабушках или собаках, а пользуются своим повседневным опытом для построения конкретных знаний. На дооперациональной стадии дети не делают обобщений о целом классе объектов, не могут они и продумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что не могут отделить их буквальное значение от вещей, которые они представляют. К концу стадии, благодаря повторению в различных ситуациях внешние предметные действия схематизируются и с помощью символических средств переносятся во внутренний план.
К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.Сталия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — здесь дети начинают использовать в мышлении логику. Они могут классифицировать предметы и иметь дело с иерархической классификацией, способны оперировать математическими понятиями и осмыслить Закон сохранения. Например, на дооперациональной стадии ребенку трудно понять, что данное животное может одновременно являться и «собакой», и «терьером». Он способен одновременно иметь дело только с одним классом. Но семилетние дети понимают, что терьеры — это подгруппа внутри более широкой группы — собак. Они могут видеть также и другие подгруппы, например подгруппу «маленьких собак», таких, как терьеры и пудели, и подгруппу «больших собак», таких, как золотые ретриверы и сенбернары. Размышляя таким образом, они демонстрируют понимание иерархии классов. На стадии конкретных операций дети овладевают логическими операциями такого типа, и их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.
Считается, что умственная гибкость такого рода тесно связана с возрастанием способности к «децентрации» и что она зависит от сформированности операциональных структур. Что же собой представляют эти структуры? Слово «операция» в теории Ж. Пиаже имеет точный смысл. Чтобы понять его, необходимо усвоить три вещи.
Первая. Операции — это действия. Правда, они не являются физическими манипуляциями, поскольку осуществляются только в уме. Тем не менее, это действия и их источник — физические действия сенсомоторного периода.
Вторая. Действия, от которых ведут свое происхождение операции, не любые физические действия, скорее это действия типа комбинирования, упорядочения, разделения и перестановки предметов, т. е. они есть действия весьма общего характера.
Третья. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций. А упорядоченность, организация системы всегда имеют форму «группы» или «группировки».
Однако новые символические действия все еще тесно связаны с конкретными предметами, с которыми выполнялись исходные физические действия: ребенок в основном думает о действии с физическими объектами, об их упорядочивании, классификации и т. д. Отсюда и название — период конкретных операций.
Когда Пиаже сравнивает сенсомоторный интеллект с интеллектом периода конкретных операций, то говорит о трех основных направлениях, по которым последний обнаруживает превосходство по сравнению с первым.
Первое. Сенсомоторный интеллект более статичен, менее подвижен. Он рассматривает вещи одну вслед за другой, не связывая их в единую картину.
Второе. Сенсомоторный интеллект нацелен только на практический успех. При операциональном мышлении гораздо больший интерес вызывают объяснение и понимание. Это изменение связано с развитием сознания, что и приводит к лучшему пониманию способов достижения целей.
Третье. Поскольку сенсомоторный интеллект ограничен реальными действиями, выполняемыми с реальными предметами, он ограничен узкими пространственно-временными рамками. Символические действия имеют более широкую сферу приложения.
Можно ли ускорить смену стадий развития и, например, научить способного пятилетнего ребенка конкретным операциям? Пиаже назвал этот вопрос «американским», потому что его задавали всякий раз, когда он посещал Соединенные Штаты. Он отвечал, что, если бы даже это было возможно, в конечном счете, ценность такого ускорения развития весьма сомнительна. Он подчеркивал, что важно не ускорить смену стадий, а предоставить каждому ребенку достаточное количество учебных материалов, соответствующих каждой стадии его роста, чтобы ни одна область интеллекта не осталась недоразвитой. В своих трудах Ж. Пиаже часто анализировал отношение между «развитием» и «научением» . «Научение» для него ни в коем случае не синонимично «развитию». Скорее он склонен приравнять «научение» к овладению знанием, поступающим из некоторого внешнего источника, т.е. он противопоставляет его овладеванию, являющемуся следствием собственной активности человека. Таким образом, если ребенок оказывается способным запомнить правильный ответ, или потому, что тот был ему сообщен, или потому, что он получил вознаграждение, сам угадав этот ответ, то, несомненно, он научается. Но Пиаже убежден, что в этом случае не происходит никакого фундаментального развития, поскольку последнее осуществляется благодаря активному конструированию и саморегуляции.
Ж. Пиаже утверждал, что не существует разрывов в переходе от простейших типов адаптивного поведения к наиболее высокоразвитым формам интеллекта. Одно вырастает из другого. Поэтому даже в случае, когда интеллект развит настолько, что оказывается способным к использованию крайне абстрактных знаний, истоки этого знания следует искать в действии.
Пиаже многократно повторял: знание не приходит к нам извне «в готовом виде». Оно не есть «копия» реальности, ведь дело здесь не только в получении впечатлений, как если бы наш мозг был фотопластинкой. Знание также не есть нечто такое, что мы получаем при рождении. Мы должны построить его. И мы в течение многих лет медленно делаем это.
Когнитивные стадии развития Piaget. Развитие?
Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуального развития от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.
Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:
- Сенсомоторная. От рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предэксплуатационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
- Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни
Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.
Но он настаивал на том, что:
- Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
- Этапы нельзя пропускать.
- Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.
Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.
Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.
Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.
Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.
В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.
После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.
На этом этапе (от раннего возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.
Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.
В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.
Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.
Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.
Подростки, достигшие этой четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.
Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операционная стадия является конечной стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.
Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.
Схемы — это мыслительные процессы, которые по существу являются строительными блоками знаний. Младенец, например, знает, что он должен делать сосательные движения, чтобы поесть. Это схема.
Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.
Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы соответствовать новой информации, которую вы изучаете. Ребенок приспосабливается, когда понимает, что не все пушистые четвероногие существа — кошки.
Равновесие наступает, когда вы можете использовать ассимиляцию, чтобы усвоить большую часть новой информации, которую вы изучаете. Таким образом, вы не добавляете постоянно новые схемы.
Теория Пиаже повлияла на образование и воспитание детей. Вот несколько практических способов, с помощью которых учителя и родители могут воплотить его идеи в жизнь:
- Помните, что дети часто лучше учатся, делая что-то, а не слушая о нем. Научиться решать проблемы нельзя. Это должно быть обнаружено.
- Процесс обучения так же важен (или даже более), чем конечный результат.
- Не пытайтесь научить ребенка тому, к чему он еще не готов. Согласно этапам Пиаже, дети должны освоить один уровень, прежде чем перейдут к следующему.
- Дети учатся друг у друга не меньше, чем у родителей или учителей. Дайте им проекты для совместной работы, а также индивидуальные задачи.
Самые популярные
- 90 024
- Что такое стадии разработки Piaget?
- Сенсомоторная стадия
- Предоперационная стадия
- Конкретная операционная стадия
- Формальная операционная стадия
- Концепции стадий развития Пиаже
- Использование стадий развития Пиаже 90 024
- Сенсомоторная. От рождения до возраста 18-24 месяцев
- Предоперационный. От ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
- Бетон в рабочем состоянии. Возраст от 7 до 11 лет
- Формальная работа. От подросткового возраста до взрослой жизни
- Когнитивное развитие всегда следует этой последовательности.
- Этапы нельзя пропускать.
- Каждый этап отмечен новыми интеллектуальными способностями и более сложным пониманием мира.
Когнитивные этапы развития Piaget
Написано Риком Ансорджем
Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицинских наук, 12 марта 2023 г.
В этой статье
Стадии развития Пиаже являются частью теории о фазах нормального интеллектуальное развитие от младенчества до взрослой жизни. Это включает в себя мышление, суждение и знание. Этапы были названы в честь психолога и биолога развития Жана Пиаже, который зафиксировал интеллектуальное развитие и способности младенцев, детей и подростков.
Четыре стадии интеллектуального (или когнитивного) развития Пиаже:
Пиаже признал, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем средние значения, указанные выше. Он также сказал, что у некоторых детей могут проявляться характеристики более чем одной стадии одновременно.
Но он настаивал на том, что:
Теория Пиаже 1936 года открыла новые горизонты, поскольку он обнаружил, что детский мозг работает совершенно иначе, чем мозг взрослого. До его теории многие считали, что дети еще не способны мыслить так, как взрослые.
Некоторые эксперты не согласны с его идеей стадий. Вместо этого они считают развитие непрерывным. Другая критика заключается в том, что Пиаже не учитывал, как культура ребенка и социальная среда влияют на его развитие.
Согласно Пиаже, на ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они сосредотачиваются на том, что видят, что делают и на физическом взаимодействии с непосредственным окружением.
Поскольку они еще не знают, как что-то реагирует, они постоянно экспериментируют. Они трясут или бросают вещи, кладут вещи в рот и познают мир методом проб и ошибок. К более поздним стадиям относится целеустремленное поведение, приводящее к желаемому результату.
В возрасте от 7 до 9 месяцев младенцы начинают понимать, что объект существует, даже если они больше не могут его видеть. Эта важная веха, известная как постоянство объекта, является признаком того, что память развивается.
После того как дети начинают ползать, стоять и ходить, их повышенная физическая подвижность приводит к более активному когнитивному развитию. Ближе к концу сенсомоторной стадии (18–24 месяца) младенцы достигают еще одной важной вехи — раннего развития речи, признак того, что у них развиваются некоторые символические способности.
На этом этапе (от раннего возраста до 7 лет) маленькие дети могут думать о вещах символически. Их использование языка становится более зрелым. Также у них развивается память и воображение, что позволяет им понимать разницу между прошлым и будущим и заниматься выдумкой.
Но их мышление основано на интуиции и все же не совсем логично. Они еще не могут понять более сложные понятия, такие как причина и следствие, время и сравнение.
В это время дети младшего и подросткового возраста — в возрасте от 7 до 11 лет — демонстрируют логическое, конкретное мышление.
Детское мышление становится менее сосредоточенным на себе. Они все больше осведомлены о внешних событиях. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства уникальны и могут не разделяться другими или даже не быть частью реальности.
Но на этом этапе большинство детей еще не могут мыслить абстрактно или гипотетически.
Подростки, достигшие этой четвертой стадии интеллектуального развития — обычно в возрасте 11 лет и старше — могут использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и естественные науки. Они могут систематически думать о вещах, выдвигать теории и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях и понятиях, таких как справедливость.
Хотя Пиаже верил в интеллектуальный рост на протяжении всей жизни, он настаивал на том, что формальная операционная стадия является конечной стадией когнитивного развития. Он также сказал, что дальнейшее интеллектуальное развитие взрослых зависит от накопления знаний.
Наряду со стадиями развития теория Пиаже имеет несколько других основных понятий.
Схемы — это мыслительные процессы, которые по существу являются строительными блоками знаний. Младенец, например, знает, что он должен делать сосательные движения, чтобы поесть. Это схема.
Ассимиляция — это то, как вы используете существующие схемы для интерпретации новой ситуации или объекта. Например, ребенок, впервые увидевший скунса, может назвать его кошкой.
Адаптация — это то, что происходит, когда вы меняете схему или создаете новую, чтобы соответствовать новой информации, которую вы изучаете.