Этапы умственного развития ребенка
Большинство теорий развития признает, что человек развивается стадиально, то есть, для того, чтобы достичь зрелости, он должен последовательно пройти несколько стадий. Для описаний умственного развития ребенка существует несколько схем.
Одни исследователи считают, что умственное развитие – это непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей. Другие доказывают, что эволюция ребенка – это последовательность реорганизаций, включающих добавление или подавление каких-либо функций в определенные моменты. Мы остановимся на теории Пиаже.
Выделяются три крупные стадии интеллектуального развития ребенка.
Сенсомоторная стадия (с момента рождения до 2 лет)
На этой стадии ребенок овладевает моторными и сенсорными способностями. Иначе говоря, он слушает, разглядывает, ударяет, мнет, сгибает, толкает, сыплет. Так на основе наследственных механизмов и первых двигательных навыков мало-помалу происходит связывание друг с другом различных действий. Это порождает новые средства для достижения определенных целей.
Сенсомоторная стадия включает в себя шесть этапов:
Врожденные рефлексы (первый месяц жизни) – сосание, хватание. Они вызываются внешними стимулами и становятся все более эффективными в результате повторения.
Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) – сосательные движения при виде бутылочки для кормления, схватывание бутылочки рукой, и т.д. Эти навыки формируются как условные рефлексы.
Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) – хватание веревочки на которую подвешена погремушка, чтобы она издала звук, и т.д. Этот навык формируется благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами.
Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев). Действия ребенка становятся все более преднамеренными, он направлен на достижение цели (например, отодвигает руку экспериментатора, чтобы дотянуться за спрятанной за ней куклой).
Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит у ребенка случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между действием и его результатом. Например, подтянув к себе коврик, ребенок может достать лежащую на нем игрушку.
Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) – ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей.
Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет)
Происходит дальнейшая интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд, и т.д. Так, имея дело с конкретными вещами, ребенок обнаруживает, что то, что он закончил сооружать, можно разрушать, а затем вновь воссоздавать заново или в ином виде. Другими словами, ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т.д.
Стадия конкретных операций также делится на несколько этапов.
- Предоперациональный уровень (с 2 до 5 лет) представляет собой первый этап интериоризации действий. Для него характерно развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями
Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. В этом возрасте ребенок, похоже, не способен одновременно учитывать различные аспекты данной ситуации.
Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, из которого тот сделан, на его длину, а затем, на следующем уровне развития — также на его массу и объем. В этом промежутке времени ребенок приобретает способность и к расположению объектов в ряд (например, в порядке уменьшения размеров) и их классификации (научается голубые предметы относить к голубым, птиц-к птицам и т.
п.).На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям.
Стадия формальных операций (с 11 — 12 до 14-15 лет)
На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Фактически речь идет об абстрактном мышлении, функционирующем с помощью гипотез и дедукций.
По материалам книги Ж. Годфруа «Что такое психология»
Источники
- Carola V., Cimino S., Bussone S., Cerniglia L., Tambelli R. Children With Disruptive Mood Dysregulation Disorder and Psychopathological Risk in Their Mothers: The Function of Global DNA Methylation. // Front Psychiatry — 2021 — Vol12 — NNULL — p.593500; PMID:33584381
- Naveed S., Saboor S., Zeshan M. An Overview of Attachment Patterns: Psychology, Neurobiology, and Clinical Implications. // J Psychosoc Nurs Ment Health Serv — 2020 — Vol58 — N8 — p.18-22; PMID:32744643
- Galeote M., Checa E., Soto P. Joint attention and vocabulary development in toddlers with Down syndrome and their peers with typical development: The role of maternal interactive style. // J Commun Disord — 2020 — Vol84 — NNULL — p.105975; PMID:32088412
- Hu N., Taylor CL., Glauert RA., Li J. The pervasive effects of timing of parental mental health disorders on adolescent deliberate self-harm risk. // PLoS One — 2019 — Vol14 — N8 — p.e0220704; PMID:31412095
- Crerand CE., Kapa HM., Litteral JL., Nahata L., Combs B., Indyk JA., Jayanthi VR., Chan YM., Tishelman AC., Hansen-Moore J. Parent perceptions of psychosocial care for children with differences of sex development. // J Pediatr Urol — 2019 — Vol15 — N5 — p. 522.e1-522.e8; PMID:31353277
- Valla L., Slinning K., Wentzel-Larsen T. Parent satisfaction before and after implementing of a developmental screening tool in nine well-baby clinics in Norway. // Acta Paediatr — 2019 — Vol108 — N10 — p.1811-1816; PMID:30924970
- Khan MA., Owais SS., Maqbool S., Ishaq S., Khan HJ., Minhas FA., Hicks J., Khan MA., Walley JD. Is integrated private-clinic based early child development care effective? A clustered randomised trial in Pakistan. // BJGP Open — 2018 — Vol2 — N2 — p.bjgpopen18X101593; PMID:30564726
- Assous A., Borghini A., Levi-Rueff M., Rittori G., Rousselot-Pailley B., Gosme C., Zigante F., Golse B., Falissard B., Robel L. Children with mixed developmental language disorder have more insecure patterns of attachment. // BMC Psychol — 2018 — Vol6 — N1 — p.54; PMID:30442175
- van der Zee-van den Berg AI., Boere-Boonekamp MM., Groothuis-Oudshoorn CGM., IJzerman MJ., Haasnoot-Smallegange RME., Reijneveld SA. Post-Up Study: Postpartum Depression Screening in Well-Child Care and Maternal Outcomes.
- Choi KH., Ha M., Ha EH., Park H., Kim Y., Hong YC., Lee AK., Hwa Kwon J., Choi HD., Kim N., Kim S., Park C. Neurodevelopment for the first three years following prenatal mobile phone use, radio frequency radiation and lead exposure. // Environ Res — 2017 — Vol156 — NNULL — p.810-817; PMID:28511138
Стадии развития мозга — Персональный сайт психолога
Интернет магазин
Записаться на консультацию:
+7 (926) 451-31-17
пн-пт с 9.00 до 20.00
Услуги и стоимость
Отзывы
Работаю в САО :
- Речной вокзал
- Ховрино
Консультирование и диагностика возможна в ЦАО:
- Новокузнецкая
- Китай-город
Направленность:
- Нейропсихологическая диагностика
- Нейропсихологическая коррекция
- Консультирование по вопросам воспитания и обучения
- Коррекция дисграфии и дислексии
- Коррекция поведения
- Профориентация
- Диагностика различной направленности
Стадии формирования и развития структур головного мозга*
Развитие ЦНС в преднатальный период
Сроки онтогенеза | Стадия эмбриона |
2—3 недели | Формирование невральной пластинки |
3—4 недели | Закрытие невральной трубки |
4 неделя | Образование трех мозговых пузырей |
5 неделя | Образование пяти мозговых пузырей |
7 неделя | Рост полушарий мозга, начало полиферации нейробластов |
2 мес. | Рост мозговой коры с гладкой поверхностью |
| Стадия плода |
2,5 мес. | Утолщение мозговой коры |
3 мес. | Начало формирования мозолистого тела и роста глии |
4 мес. | Рост долек и борозд в мозжечке |
5 мес. | Формирование мозолистого тела, рост первичных борозд и гистологических слоев |
6 мес. | Дифференциация слоев коры, миелинизация. образование синаптических связей, формирование межполушарной асимметрии и межполовых различий |
7 мес. | Появление шести клеточных слоев, борозд. извилин, асимметрии полушарий |
8-9 мес. | Быстрое развитие вторичных и третичных борозд и извилин, развитие асимметрии в строении мозга, особенно в области височных долей |
Этапы развития областей головного мозга и их функции
От зачатия до 15 мес.
| Стволовые структуры | Основные потребности выживания — питание, укрытие, защита, безопасность. Сенсорное развитие вестибулярного аппарата, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса, зрения |
15 мес — 4,5 г | Лимбическая система | Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5— 7 лет | Правое (образное) полушарие | Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7—9 лет | Левое (логическое) полушарие | Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, рисования, танцевальных, восприятия музыки, моторики рук |
8 лет | Лобная доля | Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие и кооринация движений глаз: слежение и фокусирование |
9—12 лет | Мозолистое тело и миелинизация | Комплексная обработка информации всем мозгом |
12—16 лет | Гормональный всплеск | Формирование знаний о себе, своем теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16—21 год | Целостная система интеллекта и тела | Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
21 год и далее | Интенсивный скачок в развитии нервной сети лобных долей | Развитие системного мышления, уяснение причинных связей высшего уровня, совершенствование эмоций (альтруизм, любовь, сочувствие) и тонких моторных навыков |
* Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с. ISBN 5-89144-303-1
Нервная система и ее развитие в перинатальном периоде, (PDF; 1,81МБ; 35 слайдов) Презентация для специалистов
4 этапа когнитивного развития у детей и способы их поддержки
Этапы этого типа развития охватывают период от рождения до подросткового возраста.
Подтверждено исследованиями
MomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: Shutterstock
Большинство людей считают, что «когнитивное развитие» относится к их способности учиться и получать образование. Однако когнитивное развитие детей не ограничивается академической квалификацией и интеллектуальными достижениями ребенка. Мозг ребенка развивается постепенно, позволяя ему рассуждать и учиться, помимо запоминания и запоминания. Дети проходят несколько этапов когнитивного развития от младенчества до полового созревания, и каждый этап закладывает прочную основу для следующего. В этом посте объясняется когнитивное развитие и функционирование детей, его этапы и то, как родители могут способствовать интеллектуальному росту своих детей.
Что такое когнитивное развитие у детей?
Когнитивное развитие у детей относится к развитию их мыслительного процесса, который включает в себя обработку информации, рассуждения, развитие речи, интеллектуальное развитие и память. Познание ребенка также помогает ему исследовать и решать проблемы (1).
Когнитивное развитие важно в раннем детстве и подростковом возрасте, поскольку оно связано с развитием мозга. Развитие мыслительного процесса позволяет детям понимать окружающий мир (2).
Это развитие, однако, происходит в течение всего детства человека.
Каковы этапы когнитивного развития у детей?
Когнитивное развитие детей проходит на разных этапах. Глубокая теория когнитивного развития детей была выдвинута швейцарским психологом Жаном Пиаже в 1952 году. Согласно теории Пиаже, у детей есть четыре стадии когнитивного развития (3).
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Изображение: Shutterstock
Это этап когнитивного развития в раннем детстве, когда младенцы и дети младшего возраста узнают об окружающем мире с помощью органов чувств, таких как осязание, слух, вкус и зрение, чтобы манипулировать вещами.
Характеристики этой стадии
- Младенец понимает ощущения и движения.
- Ребенок учится наблюдать, слушать и понимать.
- Они узнают, что их действия могут иметь последствия или заставить что-то работать. Младенцы начинают ползать, ходить и воспринимать языки, которые они слушают.
- Они начинают понимать, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть. Например, спрячьте предмет, с которым играл младенец или малыш. Младенец может подумать, что он исчез, тогда как малыш начнет его искать, что указывает на то, что он / она достигает вехи развития.
- Они начинают понимать, что предметы и люди вокруг них отличаются от них самих, и учатся идентифицировать их по именам и словам.
2. Предоперационный этап (от 2 до 7 лет)
Это этап, на котором закладывается фундамент языкового развития. Дети также начинают воображать, запоминать и символически представлять вещи.
Характеристики этого этапа
- Дети учатся думать и использовать изображения и слова для представления предметов.
- Они эгоцентричны и им не хватает понимания вещей с точки зрения других.
- Они начинают лучше понимать язык.
- Развивают навыки притворной игры и имитации. Они также начинают рисовать или зарисовывать то, что видят вокруг себя.
3. Стадия конкретной деятельности (от 7 до 11 лет)
Это стадия когнитивного развития среднего детства, на которой отмечаются основные изменения языка, памяти и мыслительных процессов у детей.
Характеристика данного этапа
- У детей развивается логическое мышление, появляются конкретные мысли.
- Они становятся менее эгоцентричными, когда начинают думать о том, что другие могут чувствовать или думать.
- Они чувствуют, что их мысли уникальны и никто другой не разделяет их чувства или мысли.
- На этом этапе дети могут не понимать гипотетических концепций или абстрактного мышления.
4. Формальный операционный этап (12 лет и старше)
На этом этапе подростки развивают способность понимать абстрактные идеи и способны мыслить научно и находить решение проблемы.
Характеристики этой стадии
- Дети начинают думать о моральных, социальных и политических проблемах.
- Они способны делать логические выводы для конкретной информации.
Хотя эти этапы развития происходят естественным образом, для беспрепятственного прохождения необходима поддержка родителей и опекунов.
Как развивать когнитивные навыки у детей?
Родители могут играть ключевую роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Как родитель, вы можете поощрять своих детей исследовать разные вещи, чтобы улучшить их способность думать и учиться. Вы также можете задать вопросы, которые помогут им найти решение проблемы. Вот еще несколько способов, которыми вы можете способствовать когнитивному развитию вашего ребенка.
- Interact: Когда вы разговариваете со своим ребенком, используйте имена для вещей, которые обычно используются. Они узнают названия вещей и людей, когда слышат, как вы их произносите.
Изображение: iStock
- Прикоснись и исследуй: Позвольте им прикасаться к вещам, с которыми они сталкиваются, и исследовать их.
- Определение звуков: Научите их определять различные звуки, которые они слышат каждый день, и соотносить их с объектом или человеком.
- Спойте: Спойте песню и попросите их подпевать вам. Это помогает им связать слова с объектами или изображениями в книге.
- Определить алфавиты: Познакомьте малышей с книгами или головоломками, которые содержат буквы алфавита. Это лучший способ познакомить их с алфавитом.
- Формы и цвета: Познакомьте их с формами и цветами, описывая предметы.
Изображение: iStock
- Занимайтесь спортом: Постарайтесь узнать, чем интересуется ваш ребенок, и побуждайте его делать это чаще. Например, если ребенок любит рисовать или рисовать, предложите ему больше рисовать. Если им нравятся книги, купите им новые книги, которые они смогут читать.
- Перейти к интересным местам: Берите их с собой в походы, прогулки на пляж и в лес. Дети должны быть приобщены к природе с раннего возраста. Играйте с ними в игры в парке, чтобы развить их навыки координации движений. Физические прогулки — хороший способ отвлечь их от ноутбуков и смартфонов. Большое количество упражнений поможет им хорошо выспаться ночью. Прогулки на свежем воздухе также являются хорошим способом общения с другими детьми и развития их социальных навыков.
Изображение: Shutterstock
- Ответьте на их вопросы: Терпеливо выслушайте вопросы вашего ребенка и дайте им логическое объяснение, используя примеры или демонстрации. Никогда не отговаривайте детей задавать вопросы. Они не всегда понимают, что им говорят. Постарайтесь сделать это как можно проще. Дети любопытны по своей природе.
- Предложите выбор: Предоставьте им выбор и позвольте им принимать собственные решения.
- Воздействие игр: Познакомьте их с различными играми, которые улучшат их творческие способности и навыки решения проблем.
Изображение: iStock
Несмотря на то, что ребенку требуется много времени, чтобы понять что-то, в конце концов он это выучит. Вы также можете попробовать несколько занятий для активного когнитивного развития.
Когнитивные занятия для детей
Существуют различные занятия, которые вы можете использовать для улучшения когнитивных навыков ребенка. В таблице ниже перечислены занятия для познавательного развития детей разных возрастных групп.
Когнитивное развитие | ||
---|---|---|
Возрастная группа | Акции | |
младенцев (6-12 месяцев) | 2222111 Touch и Grasp 9001: Decount Shounks Trances Solpsing. | |
Малыши (от 18 месяцев до 3 лет) | Игра с кубиками : Складывание блоков помогает малышам улучшить свои навыки обучения и мышления. | |
Дошкольники (от 4 до 6 лет) | Сравните и сопоставьте : Сравнение фигур с окружающими предметами — отличный способ улучшить наблюдательность, память и навыки обучения. | |
Дети школьного возраста (от 7 до 12 лет) | Играть в игры : Настольные игры, простые кроссворды, поиск слов — это несколько игр, которые могут развить их навыки обучения и мышления. | |
Подростки (от 12 до 18 лет) | Играйте в интеллектуальные игры : Игра в шахматы, пасьянсы, покер и шашки — хороший способ развить умственные способности подростков. |
Вы можете попробовать различные занятия, чтобы помочь вашему ребенку достичь когнитивных вех, когда они должны. В дополнение к этому, игры на свежем воздухе помогают им оставаться физически активными, что, в свою очередь, приносит пользу психическому здоровью и улучшает остроту ума.
1. Какой этап развития мозга ребенка является наиболее важным?
Согласно научным исследованиям, первые два-три года жизни ребенка наиболее важны для его когнитивного развития (4).
2. В каком возрасте завершается когнитивное развитие?
Согласно исследованию, развитие префронтальной коры головного мозга (контролирующей когнитивные функции) завершается к 25 годам (5).
3. Какие факторы влияют на когнитивное развитие ребенка?
Питание, состояние здоровья ребенка, отношения между родителями и детьми, социально-экономический статус семьи и уровень образования матери — вот некоторые важные факторы, которые могут играть важную роль в когнитивном развитии ребенка (6) (7).
Когнитивное развитие детей многогранно, так как помогает им понять окружающий мир. Когнитивные навыки развиваются у детей на разных стадиях. Каждый навык приобретается по мере того, как ребенок достигает определенной вехи развития. Вот несколько видов деятельности, которыми ваш ребенок может заниматься для развития своих когнитивных навыков. Поощряйте своих детей участвовать в вышеуказанных мероприятиях. Поймите, что каждый ребенок уникален и осваивает навык в своем собственном темпе. Просто познакомьте их с деятельностью и позвольте их разуму взять на себя задачу.
Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.
1. Область когнитивного развития; Департамент образования Калифорнии
2. Общие когнитивные изменения, опыт подростков; HHS
3. Пиаже; NCBI
4. Возрасты и стадии развития; Департамент образования Калифорнии.
5. Мариам Араин и др., Созревание мозга подростка; Нервно-психические заболевания и лечение.
6. Рини Сартика и др. Факторы, влияющие на когнитивное и умственно-эмоциональное развитие детей: предварительный обзор; Журнал оценки медицинских технологий в акушерстве.
7. Николь Д. Форд и Арье Д. Стейн; Факторы риска, влияющие на когнитивное развитие ребенка: сводка показателей питания, окружающей среды и взаимодействия матери и ребенка для стран Африки к югу от Сахары; Журнал истоков развития здоровья и болезней.
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.
- Рецензент
- Автор
Сагари закончила математическое образование и изучала психологию консультирования в колледже последипломного образования, что помогло ей лучше понимать людей. Ее интерес к чтению о людях заставил ее взяться за статьи о детях и их поведении. Она была дотошна в своих исследованиях и давала информацию, которая могла помочь родителям в трудную минуту. Любитель животных, веган и… подробнее
Доктор Э.В. Рапити получил степень MBBS в 1977 году, а позже получил степень магистра в области семейной медицины и дипломы в области детского здоровья, психического здоровья и астмы. Первоначально д-р Рапити работал врачом в больнице второго уровня в больнице Ливингстон в Порт-Элизабет. Затем он решил заняться общей практикой и, в конце концов, в 1983 году открыл собственную медицинскую практику. Д-р. ..
Чрезмерное слюноотделение (слюни) в ..
Чрезмерное слюноотделение (слюни) в.
10 лучших советов по улучшению здоровья вашего ребенка..
10 лучших советов по улучшению здоровья вашего ребенка. Дети: Безопасно ли это, Использование,..
.
4 Причины и симптомы болей роста
4 Причины и симптомы болей роста
Геморрой у подростков: причины, симптомы,. ..
4 стадии когнитивного развития Пиаже
Психолог двадцатого века Жан Пиаже был первопроходцем в понимании когнитивного развития детей. В отличие от своих предшественников, он считал, что дети обрабатывают информацию иначе, чем взрослые, и что интеллект не является врожденным, а приобретается, адаптируясь и расширяясь по мере того, как дети исследуют окружающий их мир.
Компания Piaget сосредоточилась на том, как дети думают и приобретают знания, говорит Дже Аджайи, доктор медицинских наук, сертифицированный психиатр организации Connected Minds в Смирне, штат Джорджия. Наблюдение за процессом обучения своих собственных детей и других детей привело Пиаже к разработке теории когнитивного развития Пиаже в 1919 году.36. В нем он выделяет четыре стадии роста интеллекта, от рождения до подросткового возраста, также известные как четыре стадии когнитивного развития Пиаже:
- Сенсомоторная стадия : от рождения до 2 лет
- Предоперационная стадия : от 2 до 7 лет
- Стадия бетонной эксплуатации: От 7 до 11 лет
- Стадия формальной эксплуатации: 11 лет и старше
Фон Жана Пиаже
Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году и считается одним из самых влиятельных психологов современности.
«Пиаже широко известен как детский психолог, занимающийся вопросами развития, который исследовал прогрессивное развитие человеческого знания, — говорит д-р Аджайи. «Подобно Зигмунду Фрейду, Пиаже разработал теоретическую систему развития когнитивных способностей». Однако, в отличие от Фрейда, Пиаже сосредоточился на том, как дети думают и приобретают знания, добавляет доктор Аджайи.
Каковы четыре стадии когнитивного развития Пиаже?
Компания Piaget изучала, как у детей формируются ментальные модели окружающего мира по мере их взросления, — говорит Алекс Димитриу, доктор медицинских наук, обладатель двойной сертификации в области психиатрии и медицины сна, а также основатель Menlo Park Psychiatry & Sleep Medicine в Менло-Парке, Калифорния. .
«Его интересовала не информация или полученные знания, а структуры и ментальные рамки, в которых эти знания можно было применить», — говорит д-р Димитриу.
Его четыре стадии когнитивного развития описывают не то, какой материал изучается, а более глубокий уровень того, как ребенок взаимодействует с миром. Piaget наблюдал за детьми, играя с ними в игры, задавая им вопросы и разрабатывая тесты, чтобы узнать, как они думают, — говорит Брэнди Порче, лицензированный профессиональный консультант Mindpath Health в Далласе, штат Техас.
«Он считал, что по мере развития мозга ребенка и увеличения его опыта они проходят четыре основные стадии развития, — говорит Порше. Хотя количество времени, затрачиваемое на каждую стадию, может варьироваться от ребенка к ребенку, Пиаже предположил, что каждый ребенок проходит каждую стадию в одном и том же порядке.
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Цель: постоянство объекта
Младенцы могут исследовать мир с помощью сенсорных наблюдений, говорит д-р Аджайи. Доктор Димитриу добавляет, что они эгоцентричны или неспособны видеть мир с какой-либо точки зрения, кроме своей собственной. «Как следует из названия, дети учатся через свои чувства и учатся использовать двигательные функции, чтобы манипулировать окружающим миром», — говорит он.
По мере того как младенцы становятся более подвижными, они расширяют свое взаимодействие с пространственным, визуальным и тактильным миром, говорит доктор Аджайи. «Младенец перейдет от тряски погремушкой к тряске других игрушек или использованию погремушки новыми, инновационными способами», — говорит он.
Целью сенсомоторной стадии является развитие у ребенка постоянства объекта или осознания того, что объекты существуют независимо от их взаимодействия с ними, говорит доктор Аджайи. Например, ребенок начинает осознавать, что когда мяч падает перед ним, он на самом деле лежит на земле, а не исчезает просто потому, что находится вне поля зрения.
«Символизация происходит, когда младенцы могут мысленно визуализировать интересующий объект независимо от его физического местоположения», — говорит доктор Аджайи. Как только они развивают постоянство объекта, дети переходят на следующую стадию развития.
Предоперационная стадия (от 2 до 7 лет)
Цель: символическое мышление
Эта стадия является началом примитивной концептуализации, говорит д-р Аджайи, что означает, что дети еще не способны мыслить логически или делать простые выводы, но начнут подражать другим, играть понарошку и представлять части своего мира в рисовании. У ребенка, который уронил стакан, который затем разбился, не будет чувства причины и следствия. Они могли поверить, что стекло было готово разбиться, а не верить, что оно разбилось из-за их действий, добавляет доктор Аджайи.
Между тем, несмотря на зачаточное чувство добра и зла, дети на этом этапе не могут справиться с моральными дилеммами — они часто верят в имманентную справедливость или в неизбежность наказания за проступки.
Хотя дети обычно начинают говорить на этом этапе, они по-прежнему не могут видеть мир с точки зрения другого человека, говорит доктор Димитриу. На этом этапе также возникает анимализм, способность приписывать неживым вещам живые качества, например ощущения игрушки.
«Начинается символическая игра, и существует некоторый уровень абстракции за пределами физического вида предметов. Все четвероногие могут быть собаками, а стол может быть идентифицирован как стул», — говорит доктор Димитриу.
Стадия конкретной операции (от 7 до 11 лет)
Цель: логическое мышление
Дети могут начать логически манипулировать конкретными, но не теоретическими, объектами, говорит д-р Димитриу. Они начинают сериализовать, упорядочивать и группировать вещи в классы на основе общих характеристик, и они начинают рассуждать и следовать правилам и положениям с заметным улучшением регуляции настроения, добавляет доктор Аджайи. «Эгоцентрическое мышление заменяется оперативным мышлением, когда дети начинают видеть вещи с чужой точки зрения», — говорит он.
На этом этапе также развивается здоровое уважение к правилам, которое включает в себя знание того, когда из правил есть исключения. Дети этого возраста, которые не понимают этого, подвергаются повышенному риску развития обсессивно-компульсивного поведения, поскольку они могут чрезмерно вкладываться в правила и положения, говорит доктор Аджайи.
Разговор также является очень важной концепцией, полученной на этом этапе, а также способностью распознавать, что, хотя форма объекта может измениться, он по-прежнему содержит то же количество массы. По словам доктора Аджайи, также признается обратимость, поскольку дети узнают, что объекты могут превращаться во что-то, а затем обратно, например, в лед и воду.
Формально-операциональная стадия (от 11 лет и старше)
Цель: Абстрактное мышление
На этом этапе у детей начинают развиваться абстрактное мышление, дедуктивное мышление и общая повышенная способность к систематическому и символическому мышлению.
Не все дети достигают формальной операционной стадии, говорит д-р Аджайи. «Те, кто этого не сделает, продемонстрируют заметную неспособность выполнять математические вычисления, творчески мыслить, использовать абстрактные рассуждения или представлять результаты конкретных действий. Они также не могут развить дедуктивную логику, навык, который имеет решающее значение в математике и естественных науках», — говорит он 9.0003
В то время как подростки, не достигшие стадии формальной деятельности, могут принимать решения, которые приводят к школьным или юридическим вопросам, те, кто достигает этой стадии, как правило, проявляют интерес к более абстрактным предметам, таким как философия, религия, этика и политика, говорит д-р , Аджайи.
Дети также развивают способность к систематическому мышлению в формальном рабочем состоянии, говорит Порше. «Детское мышление начинается с гипотезы, которая выводится из проверяемых выводов, и они способны изолировать и комбинировать переменные, чтобы прийти к логическому заключению».
Подростки также способны оценивать логику утверждений без учета реальных обстоятельств. «Они способны к абстрактному мышлению, выходящему за рамки «здесь и сейчас», поскольку они используют правила, принципы и теории для оценки причины и следствия при рассмотрении возможностей и реалий», — говорит она.
Дополнительные понятия
Пиаже называл структурными элементами знания схемы, которые являются единицами понимания, которые строятся друг на друге и могут быть связаны друг с другом для организации новой информации, отношений и опыта.
Например, когда малыши впервые берут в руки какой-либо предмет, они нередко бьют им об землю, — говорит доктор Аджайи. «Они проверяют, не сломается ли он, и изучают его функциональные ограничения. Когда подростки идут на кухню, чтобы приготовить бутерброд, они часто следуют подсознательному списку инструкций (это тоже схема)», — говорит он. Каждый раз, когда мы запускаем схему или участвуем в схематической игре с другими или сами с собой, мы потенциально строим старые знания.
Пиаже выдвинул идею о том, что когда младенец переживает событие или переходит от одной стадии к другой, он подвергается равновесию трех процессов: ассимиляции, аккомодации и уравновешивания.
Ассимиляция происходит, когда новая информация интегрируется в существующее когнитивное понимание (или схему).
Приспособление происходит, когда существующие представления изменяются, адаптируются или пересматриваются в соответствии с новой информацией.
Уравновешенность относится к когнитивному состоянию, достигаемому, когда ассимиляция и аккомодация используются для достижения состояния когнитивного равновесия, что означает отсутствие конфликтующих схем (или понимания).
Тем не менее, некоторые специалисты по психологии развития ставят под сомнение работу Пиаже и его предположения о том, что существуют различные стадии когнитивного развития. Эти психологи не согласны с идеей о том, что ребенок должен пройти через одну стадию, чтобы перейти к следующей, утверждая, что развитие не всегда происходит линейно. По словам Порше, другие критики считают, что теория Пиаже не учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на развитие ребенка.
Как используются стадии когнитивного развития Пиаже?
Модель Пиаже позволяет понять, как дети учатся, при этом каждый этап основывается на предыдущем. «Возраст, в котором происходят стадии, может сильно различаться, но было показано, что все дети в разных культурах проходят стадии в определенном порядке», — говорит доктор Димитриу.
Стадии Пиаже создают основу для качественного, а не количественного понимания умственного развития детей, добавляет он. «Более глубокое понимание этих структур, а не содержания, позволяет как родителям, так и исследователям иметь более обоснованные и осуществимые ожидания от детей в разном возрасте и на разных стадиях развития».
Таким образом, понимание теорий Пиаже может помочь оптимизировать лечение детей в таких ситуациях, как здравоохранение.