Читать онлайн «СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ» — Роджерс Карл Р. — RuLit
Карл Роджерс
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ
Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной
C.Rogers. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961 К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994 Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004
К читателю
Часть I О СЕБЕ
«Это – Я». Развитие моего профессионального мышления и личной философии
Часть II КАК Я МОГУ ПОМОЧЬ?
Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности
Характерные черты помогающего поведения
Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
О некоторых направлениях работы в психотерапии
Что значит «становиться личностью»
Понятие о психотерапии как процессе
Часть IV ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
«Быть тем, кем ты есть на самом деле». Цели человека глазами психотерапевта
Хорошая жизнь глазами психотерапевта. Полноценно функционирующий человек
Часть V ПОСТИЖЕНИЕ ФАКТОВ.МЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ
Люди или наука? Философский вопрос
Изменение личности в психотерапии
Психотерапия, центрированная на клиенте, и ее исследования
Часть VI КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ ДЛЯ ЖИЗНИ?
Личные мысли по поводу обучения и научения
Научение, значимое для человека: в психотерапии и образовании
Обучение, центрированное на учащемся. Опыт его участника
Значение психотерапии, центрированной на клиенте, для семейной жизни
Подход к нарушениям межличностного и межгруппового общения
Предварительная формулировка общего закона межличностных отношений
К теории творчества
Часть VII НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ И ЧЕЛОВЕК
Растущая сила наук о поведении человека
Место личности в новом мире наук о поведении
К читателю
Я был психотерапевтом1 (консультантом по личным проблемам) более тридцати трех лет.
Исходя из своего клинического опыта и исследований, проведенных за эти годы, я написал несколько книг и статей. Работы, вошедшие в эту книгу, отобраны из числа тех, которые были написаны мною в последнее десятилетие, с 1951 по 1961 год. Я бы хотел объяснить, почему я издаю их в виде книги.
Становление личности.
Взгляд на психотерапию — рецензия — Психология эффективной жизниАвтор
Карл Рэнсом Роджерс (1902–1987) — выдающийся американский психолог, психотерапевт и мыслитель, один из создателей и лидеров гуманистической психологии.
Сложность изложения
3 из 5. Рекомендуется психологам, педагогам, начинающим и практикующим психотерапевтам, учащимся.
Целевая аудитория
Все, кому интересен мир психологии и психотерапевтической практики.
Зачем читать
В этой монументальной работе описывается уникальный опыт автора в помощи людям, которые хотят быть психически здоровыми, счастливыми, осознавать личные возможности и жить полноценной жизнью. Автор проводит глубокий анализ стадий и особенностей психотерапевтического процесса, рассматривает успешность психотерапии, развитие и становление личности в этом процессе, обозначает необходимые качества психотерапевта.
Читаем вместе
Теория личности включает такую систему понятий, в которой люди создают и изменяют представления о себе и близких, а терапия направлена на помощь человеку в изменении себя и отношений с окружающими. Центральной идеей этой теории является ценная и уникальная личность человека, который в течение жизни приобретает опыт под названием «феноменальное поле». Мир, который создает любой индивид, или совпадает, или не совпадает с действительностью, поскольку не все ее предметы осознаются им до конца.
Основная гипотеза, по автору, заключается в установлении с человеком определенных отношений и обнаружении способности использовать их для развития, что вызывает связанные с ним изменения личности. Есть три необходимых условия, которые обеспечивают надлежащий климат для личностного развития и становления:
1. Подлинность, честность или конгруэнтность, когда терапевт в настоящий момент проживает чувства и установки, является самим собой в отношениях с клиентом. Это безоценочное принятие и осознание человеком его реальных ощущений и проблем, которые выражаются и озвучиваются таким образом, чтобы не травмировать других людей. Высокая степень конгруэнтности позволяет соотносить между собой передаваемые человеком сообщения другим, происходящее вокруг и то, что он осознает в этом происходящем. Если конгруэнтность нарушена, человек становится напряженным, тревожным, что в итоге приводит к его невротизации.
2. Принятие или признание, когда терапевт безусловно принимает клиента в позитивном ключе, дарит ему бескорыстную заботу, позволяя быть собой в любом состоянии или настроении. Другими словами, терапевт признает пациента целостно.
3. Эмпатическое понимание, когда терапевт четко понимает все переживания клиента и коммуницирует ему это воспринятое понимание. Это очень мощная сила, которая способствует изменению личности.
Поведение терапевта не может считаться помогающим, если он не хочет быть личностью и оперировать другими людьми как предметами.
Если человек отказывается от индивидуальности и самоактуализации, в его развитии начинаются серьезные отклонения. Внутренняя сущность людей, их самость выражается в самооценке, являющейся отражением подлинной сути «я». Даже в детстве эта самооценка, считающаяся скорее самоощущением, определяет поведение ребенка, помогает ему выбирать общение с другими, интересы, профессию и т. д. Становясь старше, ребенок осознает себя, индивидуальные способности и стремления, благодаря которым строит жизнь в соответствии с этой самооценкой. Тогда можно сказать, что человек становится успешным, поскольку его деятельность приносит ему удовлетворение, в глазах окружающих он обладает статусом, при этом не испытывает потребности вытеснять личный опыт в бессознательное, поскольку его мнение о себе, чужое мнение о нем и его реальная самость конгруэнтны.
Роджерс полагает, что родители часто мешают ребенку формировать истинную самооценку, когда не прислушиваются к нему и высказывают мнение о нем, его способностях и предназначении. Они пытаются навязать ребенку личную оценку, стремясь к тому, чтобы он сделал ее своей. Когда дети начинают выражать протест, у них начинается конфликт и агрессивное поведение. В стремлении отстоять самооценку ребенок протестует против всего, что в принципе исходит от взрослого, даже если присутствует совпадение с его реальными интересами.
Для налаживания общения ребенка с окружающими необходимо вмешательство психотерапевта. Но чаще бывает так, что дети соглашаются с мнением родителей, поскольку нуждаются в заботе, ласке и принятии со стороны взрослых. Роджерс называет это стремление к привязанности «условием ценности», когда человек хочет быть любимым и уважаемым любым, кто вступает с ним в контакт. Это условие серьезным образом препятствует личностному росту, так как человек не осознает истинное «я» и призвание, заменяя их приятным для окружающих образом.
Проблема заключается в следующем: при отказе от самоактуализации и самости человек не может убедить себя в том, что его деятельность, навязанная другими, является его истинным призванием. Он очень боится изменить самооценку, которую уже считает частью себя, поэтому все время игнорирует сигналы о недостаточной успешности. Тем самым внутри индивида начинается вытеснение стремлений, страхов, мнений других людей в бессознательное, которое выливается в отчуждение опыта от сознания. Человек впадает в ригидность и не может привести в соответствие реальный мир и себя.
Задачей психотерапевта стоит обоюдный с пациентом процесс разрушения этой схемы для осознания «я» и перестройки общения с окружающими. Корреляция успешной социализации индивида с его уровнем самосознания является для ровного глубокого развития личности более значимой связью, чем отношение родителей или социальный статус семьи вместе с ее окружением.Самооценка должна обладать гибкостью, быть изменчивой в зависимости от окружения. Это такой гештальт, который постоянно формируется и изменяется, реструктурируется, становится избирательным по отношению ко всему окружающему. Человек должен быть открыт для нового опыта, всегда думать о настоящем и жить в нем, ценить каждый проживаемый момент. Тогда его личность может быть полностью реализована.
Переход индивида от статичности к текучести проходит семь стадий:
- Проблемы не воспринимаются и не осознаются, нет желания меняться.
- Нет чувства личной ответственности за проблемы.
- Клиент более свободно высказывается о себе как объекте.
- Им описываются более сильные чувства, которые не относятся к настоящему.
- Клиент свободно выражает чувства, относящиеся к настоящему моменту.
- Клиент переживает ранее заблокированное чувство, не отрицает его и не борется с ним. Эта стадия считается критической и необратимой.
- Клиент переживает новые чувства во всем многообразии деталей как в психотерапевтических отношениях, так и вне их.
В отношении психокоррекции Роджерс описывает такой подход работы психотерапевта с клиентом, при котором тот не имеет права навязывать мнение, но должен подводить пациента к верному решению. Человеку нужно научиться больше доверять интуиции, ощущениям, побуждениям, лучше понимать внутренние запросы и желания, что в конечном итоге благоприятно скажется на понимании им окружающих. Это «озарение» повышает конгруэнтность, снижает тревожность и дает возможность принимать себя и других людей. Психотерапевт полностью доверяет мудрости клиента, ведь кто, как не он, лучше знает путь к исцелению себя. Основной и, пожалуй, самой важной задачей психотерапевта является доверие и демонстрация этого знания, желание пройти этот этап вместе с пациентом, разделяя все, что встретится на пути в этом «внутреннем путешествии».
Лучшая цитата
«Я обнаружил, что очень много получаю, когда могу принимать другого человека».
Чему учит книга
— Когда психотерапевт и клиент понимают друг друга, это духовно обогащает обоих.
— Жизнь представляется текущим изменяющимся процессом, в котором ничто не является неизменным. Именно поэтому она наиболее полноценна, когда движется и течет.
— Чтобы управлять человеческим поведением, нужно выбрать цель, отыскать средства для ее достижения и решить вопрос власти.
От редакции
Родители часто мешают детям формировать истинную самооценку, когда не прислушиваются к ним и высказывают мнение о них, их способностях и предназначении. Какие аспекты нужно развивать, чтобы сформировать у ребенка высокую адекватную самооценку? На вопрос отвечает дипломированный психолог Оксана Юсупова: https://psy. systems/post/kak-sformirovat-adekvatnuyu-samoocenku-u-rebenka.
Неуверенность, страхи и комплексы, сформированные в детстве, лишают нас во взрослом возрасте возможности добиваться успеха. Как возникают комплексы и как с ними справляться, рассказывает специалист психологического консультирования Ольга Спиридонова: https://psy.systems/post/otkuda-u-nas-styd-neuverennost-i-kompleksy.
Как выбрать специалиста, если самостоятельно справиться с психологическими проблемами не получается? Советы наших экспертов подскажут, на что обращать внимание, чтобы не ошибиться с выбором: https://psy.systems/post/kak-pravilno-vybrat-psixologa-chast-1.
Гуманистическая теория психолога Карла Роджерса | Блог
151371 просмотров | Вероника | 01-01-2021
Карл Роджерс (1902–1987) был гуманистическим психологом. Он поддержал точку зрения Маслоу и добавил; Для роста человека необходима среда с искренностью, принятием и сочувствием. Роджерс считал, что человек достигает уровня самоактуализации, когда он достигает своих целей, желаний и желаний на всех этапах своей жизни.
Гуманистическая психология подчеркивала роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира. Он придерживался мнения, что люди — это активные и творческие люди, которые живут настоящим и озабочены только отношениями, восприятиями и ситуациями в настоящем. Теория развития личности Роджера была сформирована, чтобы подчеркнуть свободную волю и человеческий потенциал к добру.
Развитие личности и самооценка — гуманистическая психология
Теория развития личности Роджерса была основана на гуманистической психологии. Согласно его подходу, каждый существует в мире, полном переживаний. Эти переживания формируют наши реакции, включающие внешние объекты и людей. А также внутренние мысли и эмоции. Это известно как их феноменальное поле. Феноменальное поле означает реальность человека, объекты, поведение, мысли и людей.
Роджер считал, что поведение человека является фактором, мотивированным стремлением к самоактуализации работать и достигать наивысшего уровня своего потенциала и достижений. В ходе этого процесса человек формирует структуру Я или Я-концепции. Позитивная самооценка связана с чувством хорошего и безопасного. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.
Мы хотим, чтобы у вас было положительное представление о себе. Если вы являетесь инструктором, вы должны получить больше знаний о процессе оценивания, пройдя курс повышения квалификации по теории оценивания.
Взгляды Карла Роджерса на идеальное «я» в сравнении с реальным «я»
Роджерс разделил «я» на две категории; идеальное и реальное Я. Идеальное «я» — это человек, которым вы хотели бы быть, а настоящее «я» — это то, чем вы являетесь на самом деле. В реальном мире идеальное Я человека не соответствует тому, что происходит в жизни с человеком. Неконгруэнтность — это разница между идеальным «я» и реальным опытом. Конгруэнтность — это когда наши мысли о своем реальном я и идеальном я очень похожи, т. е. наша я-концепция очень сильна и точна. Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни.
Безусловное положительное отношение
Роджерс подчеркнул важность безусловного положительного отношения или безусловной любви при развитии самооценки. Чтобы полностью реализоваться, люди воспитываются в условиях безусловного положительного отношения, где нет условий ценности. Когда люди воспитываются в среде условного положительного отношения, в которой ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать этим условиям, чтобы получить положительное отношение. Идеальное Я определяется на основе этих условий; это способствует несоответствию и разрыву между реальным и идеальным Я.
Полностью функционирующий человек
Роджерс считал, что любой может достичь своих целей. Это означает, что человек находится в контакте с здесь и сейчас, со своими субъективными переживаниями и чувствами, которые постоянно растут и меняются. Роджерс считал полностью функционирующего человека идеальной фигурой и такой, которой люди в конечном итоге не достигают. Это процесс становления и изменения.
Пять характеристик полностью функционирующего человека:
- Они открыты для переживаний, положительных и отрицательных эмоций. Негативные чувства прорабатываются.
- Экзистенциальная жизнь связана с большим количеством жизненных переживаний по мере их возникновения. Жить настоящим и ценить настоящее.
- Доверяйте чувствам интуиции. Собственные решения людей являются правильными, и мы должны доверять себе, чтобы сделать правильный выбор.
- Человек не всегда в безопасности; они ищут новых впечатлений, поэтому риск является частью их жизни.
- Человек, который живет полноценной жизнью, то есть счастлив и доволен, и всегда ищет новые вызовы и опыт.
Теории Роджерса, включая теорию гуманистического подхода, подверглись критике за то, что они не идентифицировали достаточное количество постоянных переменных с истинной точностью. Психологи придерживались мнения, что это крайний акцент на субъективном опыте человека, но в гораздо меньшей степени влияние общества на личностное развитие.
Хотите узнать, как применять теорию гуманистического подхода Карла Роджера в обучении или обучении? Запишитесь сегодня на наши курсы образования и обучения. Для вашего постоянного профессионального развития ознакомьтесь с нашим ассортиментом курсов повышения квалификации для учителей и инструкторов.
Настройтесь на наш канал подкастов ELN Ed Chat; подпишитесь сейчас и никогда не пропустите выпуск, чтобы быть в курсе последних идей и тенденций в области образования и обучения!
Ссылки
https://courses.lumenlearning.com/boundless-psychology/chapter/humanistic-perspectives-on-personality/
Carl Rogers’ Humanistic Theory and Contribution to Psychology
Поделиться этой публикацией
Комментарии (0)
Теория Карла Роджерса | Роджерс Гуманистическая теория личности
Карл Рэнсом Роджерс был американцем, который стал очень известным именем в области психологии. Он родился у Джулии и Уолтера Роджерсов 8 го января 1902 года в Ок-Парке в Иллинойсе и умер после плодотворной жизни 4 го февраля 1987 года в Калифорнии. Он был четвертым из шести детей и с ранних лет считался довольно талантливым.
В 1924 году Роджерс окончил Висконсинский университет. Он имел степень бакалавра истории, а затем получил степень магистра. Роджерс получил докторскую степень. и продолжал быть связанным с несколькими университетами в ходе своей карьеры.
Карл Роджерс известен как один из лучших гуманистических психологов и психотерапевтов своего времени. В начале своей карьеры он работал с детьми, а позже, когда он начал работать со взрослыми и преподавать, его мастерство терапевтического подхода стало широко известным.
В 1942 году он опубликовал свою первую книгу «Консультирование и психотерапия», которая вызвала бурю эмоций в его кругу.
Самым лучшим в Карле Роджерсе было то, что он приветствовал внимание других видных деятелей и был открыт для возможности того, что другие захотят адаптировать его теорию к своим потребностям. По мере того, как он повышал свои навыки, знания и опыт, он становился более открытым для других предложений и возможностей. Его эмпатическая натура помогла ему создать свои теории, получившие широкое признание как теория Карла Роджерса.
Карл Роджерс считается основоположником клиентоориентированного или гуманистического подхода к психологии и был удостоен награды за свой вклад. Его список наград включает Премию за выдающийся научный вклад в психологию в 1956 году Американской психологической ассоциации, Гуманист года в 1964 году и Премию за выдающийся вклад в прикладную психологию в 1972 году. На основе проведенного опроса в 1982 году Роджерс был объявлен самым влиятельным психотерапевтом в мире.
Содержание
Теория Карла РоджерсаКарл Роджерс связан с несколькими теориями. Подход, ориентированный на человека, был уникальным и необычным подходом к пониманию человеческих отношений и личности. Он получил широкое признание из-за применения в нескольких областях, таких как образование (ориентированное на студента обучение), психотерапия, консультирование (ориентированная на клиента терапия) и в других областях.
Теория Карла Роджера рассматривается как феноменологическая, экзистенциальная и гуманистическая. Его теория напрямую связана с теорией личности феноменального поля Комбса и Снигга, которая была представлена в 19 году.49. Карл Роджерс взял эту теорию за основу и подробно развил ее своими наблюдениями.
Существует шестнадцать книг Карла Роджерса и бесчисленное количество журнальных статей о его теориях. Он поощрял гуманистический подход к проведению терапии и научный подход к оценке потребностей в терапии.
Девятнадцать положений теории Карла РоджерсаТеория Карла Роджерса основана на девятнадцати положениях. Вот они:
- Каждый человек будет существовать в мире феноменального поля, где опыт будет постоянно меняться.
- Все люди будут реагировать на феноменальное поле в соответствии со своим опытом и восприятием. Поле восприятия считается реальностью для человека
- Индивидуум будет реагировать в целом на феноменальное поле
- Одна из частей поля восприятия автоматически станет отличной от себя
- Индивидуум будет взаимодействовать с окружающей средой и другими людьми, и это оценочное взаимодействие заложит структуру того, чем является я. Теперь термин «я» будет рассматриваться как организованный концептуальный паттерн, в котором ценности связаны с понятиями.
- У человека будет основная тенденция актуализировать, усиливать и поддерживать опыт
- Если вы заинтересованы в понимании поведения, воспользуйтесь помощью внутренней системы отсчета
- Поведение считается попыткой человека удовлетворить потребности
- Эмоции поощряют целенаправленное поведение
- Ценности, которые являются частью самоограничения, а также привязаны к опыту, – это ценности , которые либо заимствованы у других людей, либо пережиты самим собой
- Когда человек приобретает опыт, его можно воспринимать с собой или игнорировать только потому, что какие-либо отношения не воспринимаются с собственной структурой.
- Индивид принимает определенный поведенческий паттерн, который согласуется с представлением о себе
- В некоторых случаях поведение является результатом органических потребностей и переживаний, которые еще предстоит символизировать. Эти модели поведения часто несовместимы с самоструктурой
- Психологическая корректировка происходит из-за отношений с собой
- Если человек отрицает осознание висцеральных и сенсорных переживаний, то произойдет психологическая дезадаптация
- Опыт, не соответствующий самоструктуре, считается угрозой
- Если нет угрозы самоструктуре, то противоречивые переживания следует воспринимать, а также исследовать
- Когда человек принимает и воспринимает в систему, то он становится более принимающим и понимающим других
- Когда человек принимает органический опыт в свою самоструктуру, он понимает, что заменяет свою нынешнюю систему ценностей
Карл Роджерс был одним из основателей гуманистического движения. Этот выдающийся психолог был очарован потенциалом роста здоровых людей. Вместе с другим известным психологом Абрахамом Маслоу он способствовал пониманию и восприятию себя и личности. Теории обоих этих психологов сосредоточены на индивидуальном выборе. Они подчеркивали, что биология не детерминистична, а самоопределение и свобода воли людей помогают им стать лучшей версией самих себя.
Гуманистическая теория личности Роджерса возлагает ответственность на тенденцию к самоактуализации во время формирования я-концепции.
Гуманистическая психология всегда подчеркивала роль всех людей в придании надлежащей формы как внешнему, так и внутреннему миру. Карл Роджерс добился значительных успехов в этой области, заявив, что человек — это творческое и активное существо, которое живет в настоящем сценарии и субъективно реагирует на свои существующие встречи и отношения, основанные на личном восприятии.
Карлу Роджерсу приписывают введение термина «актуализирующая тенденция», который указывал на основной человеческий инстинкт достижения успеха с максимально возможными способностями и способностями.
Роджерс создал Гуманистическую теорию развития личности посредством научных терапевтических исследований и личностно-ориентированного консультирования. Эта теория подчеркивала свободную волю людей и их огромный потенциал для добрых дел.
Развитие личности и самооценка
Создавая свои теории развития личности, Карл Роджерс делал ставку на субъективный опыт и гуманистическую психологию. По его убеждению, каждый человек существует в мире, где обстоятельства и опыт постоянно меняются. Человек реагирует на изменение своего феноменального поля в соответствии со своими убеждениями. Изменения происходят из-за внутренних мыслей, эмоций и внешних факторов.
Что это за феноменальное поле — важный вопрос, на который нужно ответить, прежде чем идти дальше. Он относится к субъективной реальности человека и включает в себя внутренние мысли и эмоции, внешние объекты и других людей. Мотивация, а также окружающая среда человека воздействуют на их феноменальное поле.
В своей теории Карл Роджерс подчеркивал тот момент, что именно склонности к самоактуализации мотивируют поведение человека для достижения наивысшего уровня успеха. Человек взаимодействует со своим окружением и с другими людьми и формирует структуру Я-концепции. Эта идея самоконцепции или самости определяется как концептуальная модель ценностей и концепций, связанных с самим собой. В случае позитивной Я-концепции человек находит мир позитивным и безопасным местом и склонен чувствовать себя хорошо в своем окружении и с самим собой, но при негативной Я-концепции все становится наоборот. Человек не будет чувствовать себя в безопасности или хорошо в своем окружении и поэтому будет чувствовать себя несчастным и грустным.
Идеальное Я против Реального Я
Карл Роджерс разделил себя на две части, известные как реальное Я и идеальное Я. Он считал, что человек должен достичь согласованности между двумя своими «я». Настоящее «я» описывалось как то, чем человек был сейчас, а идеальное «я» — это тот, кем он хотел стать в идеальных условиях.
Роджерс был твердо уверен, что человек испытывает конгруэнтность, когда его мысли, связанные как с идеальным «я», так и с реальным «я», совпадают, и его я-концепция верна. Он считал, что высокая конгруэнтность ведет к повышению самооценки человека и автоматически приводит к продуктивной и здоровой жизни. И наоборот, если существовал большой разрыв или несоответствие между идеальным «я» и реальным «я», человек переживал то, что он считал состоянием несоответствия. Это привело к дезадаптации и привело к непродуктивной и нездоровой жизни
Безусловное позитивное отношение
Карл Роджерс подчеркивал важность того, что он называл безусловно позитивным отношением в развитии самооценки. Он считал, что люди, выросшие в среде, включающей в себя безусловное положительное отношение и ни одно из предвзятых представлений, не могут реализоваться в полной мере.
Он сказал, что есть люди, выросшие в среде, которая включает в себя условное положительное отношение и в которой любовь и ценность предлагаются на определенных условиях. Им придется создать условия, при которых возможно получить то положительное отношение и любовь, которые они желают себе.
Идеальное Я человека в такой ситуации определяется другими людьми на основе конкретных условий, и они должны развивать качества, выходящие за пределы их истинной актуализирующей тенденции. Позже это приведет к несоответствию и более значительному разрыву между идеальным и реальным «я».
«Хорошая жизнь».Карл Роджерс дал точное описание жизни, основанное на принципах, а не на стадиях развития. В этих принципах важно то, что они не присутствуют в статическом состоянии; вместо этого существуют в текучих процессах.
Известный психолог писал, что полностью функциональный человек будет продолжать реализовывать свой потенциал во всех упомянутых процессах и в конечном итоге достигнет того, что он считает «хорошей жизнью». Эти типы людей хотели бы, чтобы самооценка и личность развивались на основе опыта.
Карл Роджерс писал о многочисленных чертах, качествах или наклонностях полнофункциональной личности. Вот некоторые из наиболее распространенных:
1. Свобода выбора
Этот тип людей не беспокоит и не ограничивает так называемое несоответствие, потому что на эти личности не может быть наложено никаких ограничений. Они могут делать многочисленные выборы бегло и самостоятельно без какого-либо вмешательства со стороны других.
Это лица, которые считают, что они играют определенную роль в определении своего поведения и полностью несут ответственность за него и последующие действия.
2. Все более важный образ жизни
Этот тип людей не верит в необходимость внесения изменений, чтобы соответствовать я-концепции или личности; вместо этого живите каждым моментом на полную катушку. Они позволяют самооценке и личности исходить из переживаний.
Это предполагает чувство доверия и приводит к спонтанности, терпимости, приспособляемости, смелости и волнению.
3. Высокий уровень креативности
Этот тип людей готов адаптироваться к своему окружению и обстоятельствам без подтверждения. Они творческие по натуре и не видят необходимости менять какие бы то ни было обстоятельства
4. Растущая открытость опыту
Этот тип людей отходит от защитных тенденций, так как не нуждается ни в какой подписке
5. Повышение доверия организма
Этот тип людей верит в свои суждения и призывы. Они верят в себя и в свою способность выбирать поведение, которое они считают подходящим для данного конкретного момента.
Эти люди не зависят от существующих норм общества или каких-либо существующих кодексов. Во что они верят, так это в свое чувство правильного и неправильного и в то, что их открытость опыту поможет им сделать правильный выбор в жизни
6. Богатая, полная жизнь
Этот тип людей живет всю жизнь и интенсивно переживает эмоции любви, радости, боли, страха, мужества и горя.
7. Надежность и конструктивность
Этот тип людей всегда действует конструктивно. Их внутренняя доброта помогает управлять своими потребностями в жизни и сбалансировать их.
Применение теории Карла РоджерсаПрименение теории Карла Роджерса:
1. Личностно-центрированная терапия
Карл Роджерс вначале создал свою теорию как основу терапии и назвал ее недирективной терапией. Позже он заменил ее на клиентоцентрированную и еще раз на личностно-центрированную теорию Карла Роджерса.
Он опубликовал эту теорию в 1951 году. Роджерс подчеркнул, что принципы могут быть применены к нескольким контекстам, а не только к сеансу терапии. Личностно-центрированная терапия – это применение личностно-центрированного подхода к терапии.
Кроме того, он включает межличностные отношения, теорию личности, межкультурные отношения, уход за больными, образование и оказание помощи профессиям.
2. Карл Роджерс описал обучение, ориентированное на учащегося
Приложение к обучению клиент-центрированной терапии, и он написал книгу под названием «Свобода учиться» исключительно на эту тему. После публикации в 1969 году он еще дважды пересматривался.
Новая модель обучения, ориентированная на учащегося, подчеркивает следующие факты:
- Один человек может способствовать обучению другого человека. Он не может учить его напрямую.
- Релевантность является важным элементом процесса обучения, и человек может изучать только то, что он считает необходимым для своей самоструктуры
- Когда угроза самости учащегося устранена, это будет способствовать значительному обучению
Теория Карла Роджерса подверглась критике со многих сторон из-за отсутствия эмпирических доказательств. Психолог применил целостный подход, и это допускает множество вариаций.
Теория не смогла определить достаточно постоянных переменных, которые можно было бы исследовать с истинной точностью. Чрезмерное внимание уделяется субъективному опыту человека, и это не может объяснить влияние общества на личностное развитие.