Статические ощущения: Статические ощущения

Содержание

Статические ощущения. Основы общей психологии

Статические ощущения. Основы общей психологии

ВикиЧтение

Основы общей психологии
Рубинштейн Сергей Леонидович

Содержание

Статические ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры.

Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передает раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

4.

2. Ощущения

4.2. Ощущения Понятие ощущения. Предметы и явления внешнего мира имеют множество различных свойств и качеств: цвет, вкус, запах, звук и т. д. Для того чтобы произошло их отражение человеком, они должны воздействовать на него какими-либо из этих свойств и качеств. Познание

Ощущения

Ощущения Запахи — причина нашей приязни или неприязни к другому человеку Обоняние связывает человека с внешним миром. Запахи исходят от обстановки, одежды, тела, да и все существующее в природе имеет свой запах — камни, металлы, дерево. Обратите внимание на то, как богата

Вкусовые ощущения

Вкусовые ощущения Вкусовые ощущения, как и обонятельные, обусловлены химическими свойствами вещей. Как и для запахов, для вкусовых ощущений не имеется полной, объективной классификации.

Из комплекса ощущений, вызываемых вкусовыми веществами, можно выделить четыре

Слуховые ощущения 72

Слуховые ощущения 72 Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение

Зрительные ощущения

Зрительные ощущения Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов.

Глава 1. Ощущения

Глава 1. Ощущения Проблема Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состоянии организма доходит до мозга, давая человеку возможность

Телесные ощущения

Телесные ощущения Поскольку Стюарт сам признался, что чувства ему недоступны, мы начали с материального – с тела.Чтобы установить связь с его телесными ощущениями, я провел с ним «сканирование» тела, похожее на то, что мы делали с Джонатаном, начиная с правой ступни и

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ

ГЛАВА 6 ОЩУЩЕНИЯ Ощущения — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание — включаются и функционируют сами по себе. Для нас важно распознать ПУСТОТУ, или бытие, скрытые за ощущениями. Когда мы совершаем это открытие, медитация становится для нас способом, или путем, осознать и

ОЩУЩЕНИЯ

ОЩУЩЕНИЯ Мне очень помогало и помогает умение «почувствовать» какую-то информацию, как бы «ощутить» ее в виде состояний, похожих на ощущения от своего тела, от движений, от окружающего пространства… Возможно, тебе это тоже подойдет. Мы можем ощутить состояние летящей

Ощущения

Ощущения Физическая близость является целью первого вида привязанности. Ребенку необходимо физически чувствовать человека, к которому он привязан, вдыхая его запах, глядя ему в глаза, слыша его голос или ощущая прикосновения. Он сделает все возможное, чтобы сохранить

Позитивные ощущения

Позитивные ощущения Цвет радости _______________Звук радости _______________Аромат радости _______________Аромат любви _______________В теле я ощущаю благодарность как _______________Я знаю, что счастлив, когда _______________Если бы удовольствие было животным, это было бы _______________Экстаз живет в

Основы общей психологии


жүктеу/скачать 8. 54 Mb.

Pdf көрінісі
бет1/71
Дата26.10.2018
өлшемі8.54 Mb.
#95462

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   71

    Бұл бет үшін навигация:
  • Рубинштейн С. Л.
  • ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
  • ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ Природа психического

1

Рубинштейн Сергей Леонидович

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Серия «Мастера психологии»

Составители, авторы комментариев и послесловия:

А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская

Главный редактор издательства

В. Усманов

Зав. гуманитарной редакцией

М. Чураков

Зав. психологической редакцией

А. Зайцев

Корректоры

Н.

 Викторова,

Н. Нестерова,

М. Одинокова, М. Рошаль

Художник обложки

В. Чугунов

Оригинал-макет подготовила

М. Шахтарина

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. –

(Серия «Мастера психологии»)

ISBN 5-314-00016-4

Классический  труд  С.Л. Рубинштейна «Основы  общей  психологии» относится  к  числу

наиболее  значительных  достижений  отечественной  психологической  науки. Широта

теоретических  обобщений  в  сочетании  с  энциклопедическим  охватом  исторического  и

экспериментального  материала, безупречная  ясность  методологических  принципов  сделали

«Основы … » настольной  книгой  для  нескольких  поколений  психологов, педагогов, философов.

Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним

из  лучших  учебников  по  общей  психологии  и  в  полной  мере  сохраняет  свою  научную

актуальность.

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое  вниманию  читателя  издание «Основ  общей  психологии» С. Л. Рубинштейна

является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками  С. Л. Рубинштейна по изданию этой

книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание «Основ общей психологии» (1940) было удостоено Государственной премии

и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И.

Вернадского  и  других. Второе  издание (1946) неоднократно  обсуждалось  советскими

психологами, дававшими  и  позитивные, и  критические  оценки, однако  последние  никогда  не

затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги,

особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем

подробно говорится в «Послесловии» к данному изданию.

Непреходящую 

ценность 

книги 

С.Л.Рубинштейна 

составляет 

не 

столько 

ее

энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и

начинает  представлять  чисто  исторический  интерес), сколько  предложенная  в  ней  система

психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная

система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый

способ  построения  этой  науки. Кроме  того, в  книге  учтены  достижения  мировой  психологии  и

отражен  значительный  период  в  развитии  советской  науки, когда  ведущие  психологи  нашей

страны,  такие  как  сам  С.  Л.  Рубинштейн,  Б.  М.  Теплов,  А.  Н.  Леонтьев  и  другие,  совместно

работали  над  ключевыми  проблемами  психологических  знаний, например  над  проблемами

2

деятельности.  В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на

принципе единства сознания и деятельности.

Таким  образом, потребность  в  новом  издании  книги  определяется  прежде  всего  ее  научной

актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно

высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При  подготовке  данного  издания  его  составители  исходили  из  следующих  принципов: 1)

акцентировать  внимание  читателя  на  концептуальных  построениях  С.Л. Рубинштейна, 2)

проследить  развитие  его  теоретических  позиций  в  работах, написанных  после 1946 г. В  связи  с

этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал — разделы о развитии

тех  или  иных  психологических  функций, процессов  у  ребенка (хотя  в  советской  психологии

исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании

по  сравнению  с  предыдущим  эта  область  исследования  представлена  менее  полно).  Кроме  того,

были  исключены  разделы  по  истории  психологии  древнего  мира, средневековья  и  эпохи

Возрождения, по  патологии  памяти, а  также  фактические  данные, приводившиеся  автором  для

полноты  изложения  темы, поскольку  предыдущие  издания  этой  книги  выходили  как  учебное

пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы,

посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно  были  дополнены  фрагментами  из  более  поздних  работ  С.Л. Рубинштейна

разделы  о  предмете  психологии, о  сознании, мышлении, способностях, личности  и  др. Такое

дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии

основных  методологических  принципов  концепции  С.Л. Рубинштейна, восстановить  те

взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.

Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки.  Составители

также  стремились, чтобы  производившаяся  редакционная  правка  никак  не  затронула

аутентичности  авторских  идей  и  стиля. Все  произведенные  сокращения  отмечены  знаком ,

введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л. Рубинштейна послужит делу дальнейшего

развития  российской  психологической  науки, становление  которой  во  многом  определялось

творчеством этого видного ученого.

К. А. Абульханова-Славская,

А. В. Брушлинский

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Во  второе  издание  настоящей  книги  я  внес  небольшие  исправления  и  дополнения,

направленные  только  на  возможно  более  четкую  и  последовательную  реализацию  ее  исходных

установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы

и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества.

В  этой  войне  наша  Красная  Армия  защищала  лучшие  идеалы  всего  передового  человечества  от

варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие

«лагеря смерти», представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не

только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как

памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже

самое извращенное воображение.

Выходит  эта  книга  в  свет  в  незабываемые  дни  победоносного  окончания  Великой

Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело

победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в

новом  рельефе  выступают  перед  нами  большие, основные  мировоззренческие  проблемы

философской  и  психологической  мысли.  С  новой  остротой  и  значительностью  встает  вопрос  о

человеке, о  мотивах  его  поведения  и  задачах  его  деятельности, о  его  сознании — не  только

теоретическом, но и практическом, моральном — в его единстве с деятельностью, в ходе которой

человек не только познает, но и преобразует мир.  С новыми силами и новыми перспективами надо


3

браться  за  их  разрешение. От  человека — сейчас  это  очевиднее, чем  когда-либо, — требуется,

чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и

целей, но  и  мог, прежде  всего, определить  надлежащим  образом  цели  и  задачи  подлинно

человеческой жизни и деятельности.

Институт философии Академии наук СССР,

С. Рубинштейн

20/V 1945 г., Москва

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Настоящая  книга  выросла  из  работы  над  предполагавшимся  вторым  изданием  моих «Основ

психологии»,  вышедших  в  1935  г.  Но  по  существу  —  как  по  тематике,  так  и  по  ряду  основных

своих  тенденций — это  новая  книга. Между  ней  и  ее  предшественницей  лежит  большой  путь,

пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои «Основы  психологии» 1935 г.  были — я  первый  это  подчеркиваю — пронизаны

созерцательным  интеллектуализмом  и  находились  в  плену  традиционного  абстрактного

функционализма. В  настоящей  книге  я  начал  решительную  ломку  ряда  устаревших  норм

психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и

правильная  постановка, если  не  решение  их, особенно  существенна  для  передовой

психологической мысли:

1) развитие  психики  и, в  частности, преодоление  фаталистического  взгляда  на  развитие

личности и сознания, проблема развития и обучения;

2) действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии

сознания пассивной созерцательности и в связи с этим

3) преодоление  абстрактного  функционализма  и  переход  к  изучению  психики, сознания  в

конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот  решающий  сдвиг  от  изучения  одних  лишь  абстрактно  взятых  функций  к  изучению

психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам

практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

Именно  по  линиям  этих  проблем  прежде  всего  идет  размежевание  между  всем,  что  есть

живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете

вопрос  сводится  к  одному: превратить  психологию  в  конкретную, реальную  науку, изучающую

сознание  человека  в  условиях  его  деятельности  и, таким  образом, в  самых  исходных  своих

позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, — такова задача. В настоящей книге

эта  задача, пожалуй, больше  ставится, чем  разрешается. Но  для  того  чтобы  ее  когда-нибудь

разрешить, ее надо поставить.

Эта  книга  по  существу (плохая  или  хорошая — пусть  судят  другие) исследовательская

работа, которая  по-новому  ставит  целый  ряд  основных  проблем.  Укажу  для  примера  на  новую

трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы,

на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и — из более частных

проблем — на  решение  вопроса  о  стадиях  наблюдения, на  трактовку  психологии  памяти (в

соотношении  с  проблемой  реконструкции  и  реминисценции), на  концепцию  развития  связной

(«контекстной») речи и ее места в общей теории речи и т. д. Во главу угла этой книги поставлены

не дидактические, а научные задачи.

При  этом  я  особенно  подчеркиваю  одно: на  этой  книге  стоит  мое  имя  и  в  ней  заключена

работа  моей  мысли; но  вместе  с  тем  это  все  же коллективный  труд  в  подлинном  смысле  этого

слова. Его  не  составлял  десяток  или  два  десятка  авторов. Перо  держала одна  рука,  и  ею

руководила единая  мысль,  но  все  же  это коллективный  труд:  ряд  основных  его  идей

выкристаллизовывался  как  общее  достояние  передовой  психологической  мысли, и  весь

фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом

коллективного  труда  —  труда  более  узкого  коллектива  моих  ближайших  сотрудников  и

коллектива  ряда  старых  и  молодых  психологов  Советского  Союза.  В  этой  книге  почти  каждая


4

глава  опирается  на  материал  советских  психологических  исследований, в  том  числе  и

неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

В отличие от очень распространенных в  последнее время  тенденций, я  не  пытался обойти в

этой  книге  ни одной  из острых  проблем. Некоторые  из  них  на  данном  этапе  развития  науки  не

могут  еще  быть  вполне  адекватно  разрешены, и  при  самой  постановке  их  легко  и  даже  почти

неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения

этих проблем  невозможно  движение вперед научной  мысли. Если окажется, что при постановке

некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит

их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это

для меня — основное.

Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на

суд  критики,  хотя  бы  и  самой  острейшей,  лишь  бы  она  была  принципиальной,  лишь  бы  она

продвинула вперед науку.

С. Рубинштейн,

2/VII 1940 г., Москва

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического

Характеристика  психических  явлений.  Специфический  круг  явлений, которые  изучает

психология, выделяются  отчетливо  и  ясно — это  наши восприятия, мысли, чувства,  наши

стремления, намерения, желания и т. п. — все то, что составляет внутреннее  содержание нашей

жизни  и  что  в  качестве  переживания  как  будто  непосредственно  нам  дано. Действительно,

принадлежность  индивиду,  их  испытывающему, субъекту — первая  характерная  особенность

всего  психического.  Психические  явления  выступают  поэтому  как  процессы  и  как  свойства

конкретных  индивидов; на  них  обычно  лежит  печать  чего-то  особенно  близкого  субъекту, их

испытывающему.

Не  подлежит  сомнению, что  так, как  нам  бывает  дано  нечто  в  непосредственном

переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как

бы  ярко  оно  ни  было,  слепой  не  познает  красочности  мира,  а  глухой  —  музыкальности  его

звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не

заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того,

что он  испытал  бы, если  бы сам  их пережил. Мне  мои  переживания даны иначе, как бы  в  иной

перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта — это его мысли, его

чувства, это его переживания — кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

Если  принадлежность  индивиду, субъекту  является  первым  существенным  признаком

психического, то отношение  его  к независимому от психики, от  сознания объекту — другая не

менее  существенная  черта  психического.   Всякое  психическое  явление  дифференцируется  от

других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием

того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание

отражает  объективную  реальность, существующую  вне  и  независимо  от  нее; сознание — это

осознанное бытие.

Но  было  бы  бессмысленно  говорить  об  отражении, если  бы  то, что  должно  отражать

действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический  факт — это и

кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое,

а  и  одно  и  другое; именно  в  том  и  заключается  своеобразие  психического, что  оно  является  и

реальной стороной бытия и его отражением — единством реального и идеального*.

5

* Впоследствии  С.Л. Рубинштейн  глубоко  и  оригинально  проанализировал  философско-

психологическую  проблему  идеального.  По  его  мнению, характеристика  психического  как

идеального  относится, строго  говоря, лишь  к продукту  или результату  психической

деятельности, а  не  ко  всему  психическому  в  целом (см. его  философско-психологический  труд

«Бытие и сознание» М., 1957. Гл. II. § 2. О психическом как идеальном. С. 41—54). В советской

литературе это первая большая работа, в  которой в  рамках философско-психологической теории

систематически разработана категория идеального. (Примеч. сост.)

С  двойной  соотнесенностью  психического, присущего  индивиду  и  отражающего  объект,

связано  сложное, двойственное, противоречивое  внутреннее  строение  психического  факта,

наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление — это, с одной стороны, продукт

и зависимый компонент органической жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его

внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элемен-

тарных  психических  образованиях, все  более  отчетливо  дифференцируются  и  принимают

специфические  формы  на  более  высоких  ступенях  развития — у  человека, по  мере  того  как  с

развитием  общественной  практики  он  становится  субъектом  в  подлинном  смысле  слова,

сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.

Эти  два  аспекта, всегда  представленные  в  сознании  человека  в  единстве  и

взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании

особенно  подчеркивается  отношение  к  внешнему  миру, который  отражается  в  психике.

Переживание  это  первично, прежде  всего — психический  факт  как  кусок  собственной  жизни

индивида  в  плоти  и  крови  его, специфическое  проявление  его  индивидуальной  жизни.

Переживанием  в  более  узком, специфическом  смысле  слова  оно  становится  по  мере  того, как

индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.

Переживанием  психическое  образование  является, поскольку  оно  определяется  контекстом

жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и

мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании

на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается,

познается, а его значение в  ходе моей жизни — то, что  я  это знал, что  мне уяснилось, что этим

разрешились  задачи, которые  передо  мной  встали, и  преодолены  трудности, с  которыми  я

столкнулся.  Переживание  определяется  личностным  контекстом, как  знание (см. дальше) —

предметным; точнее, оно  является  переживанием, поскольку  определяется  первым, и  знанием,

поскольку оно определяется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается

личностно значимым для него.

С  этим  связано  положительное  содержание  термина  переживание, которое  обычно

вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало

для  него переживанием.  Когда  мы  говорим, что  какое-нибудь  психическое  явление  было  или

стало  переживанием  человека, это  означает, что  оно  в  своей, поэтому  неповторимой,

индивидуальности  вошло  как  определяющий  момент  в  индивидуальную  историю  данной

личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто

субъективным, поскольку  оно, во-первых, обычно  является  переживанием чего-то  и  поскольку,

во-вторых, его  специфический  личностный  аспект  означает  не  выпадение  его  из  объективного

плана, а  включение  его  в  определенный  объективный  план, соотнесенный  с  личностью  как

реальным субъектом.

Два  психических  явления  могут  быть  отражением  одного  и  того  же  внешнего  явления  или

факта. Как  отражение  одного  и  того  же, они  эквивалентны, равнозначны. Они — знание  или

осознание данного факта. Но одно из них — например, то, в котором данный факт был впервые

осознан  во  всем  своем  значении, — могло  сыграть  в  силу  тех  или  иных  причин  определенную

роль в индивидуальной жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории

развития  данной  личности, выделяет  его, придает  ему  неповторимость, делающую  его

переживанием  в  специфическом, подчеркнутом  смысле  слова. Если событием  назвать  такое

явление, которое  заняло  определенное  место  в  каком-то  историческом  ряду  и  в  силу  этого

приобрело  определенную  специфичность, как  бы  неповторимость  и  значительность, то  как

6

переживание  в  специфическом, подчеркнутом  смысле  слова  можно  будет  обозначать

психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.

Декарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, лежа в

постели, он впервые представил себе основные очертания развитой им впоследствии концепции.

Это  было  значительное  переживание  в  его  жизни. Каждый  человек, живущий  сколько-нибудь

значительной  внутренней  жизнью, оглядываясь  на  свой  жизненный  путь, всегда  находит

воспоминания  о  таких  моментах  особенно  напряженной  внутренней  жизни, озаренных  особо

ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали

для  него  переживаниями. Художники, изображая  психологию  своего  героя, недаром  склонны

бывают  особенно  осветить  его  переживания, т. е. особо  значительные  моменты  его  внутренней

жизни, характеризующие  индивидуальный  путь  его  развития, как  бы  поворотные  пункты  его.

Переживания  человека — это  субъективная  сторона  его  реальной  жизни, субъективный  аспект

жизненного пути личности.

Таким  образом, понятие переживания выражает особый  специфический аспект сознания; он

может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном

психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом —

знанием, особенно существенным для сознания.

Вместе  с  тем  мы  выделяем  переживание  и  как  особое  специфическое  образование. Но  и  в

этом последнем случае переживание является переживанием чего-то и, значит, знанием о чем-то.

Оно  выступает  как  переживание  не  потому, что  другой  аспект — знания — в  нем  вовсе

отсутствует, а потому, что  витальный, или личностный, аспект  в нем является господствующим.

Таким  образом, всякое  переживание  включает  в  себя  как  нечто  подчиненное  и  аспект  знания.

Вместе  с  тем  знание — даже  самое  абстрактное — может  стать  глубочайшим  личностным

переживанием.

В первичной зачаточной форме момент знания в сознании заключается в каждом психическом

явлении, поскольку  всякий  психический  процесс  является  отражением  объективной  реальности,

но  знанием  в  подлинном, специфическом  смысле  слова — познанием,  все  более  глубоким

активным познавательным проникновением в действительность оно  становится лишь у человека

по  мере  того, как  он  в  своей  общественной  практике  начинает  изменять  и, изменяя, все  глубже

познавать  действительность.  Знание — существенное качество сознания; недаром  в  ряде языков

понятие  знания  включается  в  качестве  основного  компонента  в  самый  термин  сознания (con-

science). Однако сознание и знание не только едины, но и различны.

Различие  это  выражается  двояко: 1) в  сознании  отдельного  индивида  знание  обычно

представлено  в некоторой  специфической для него ограниченности, 2) оно в  сознании индивида

обрамлено и пронизано рядом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание,

как оно представлено в системе науки, обычно отвлекается.

В  сознании  отдельного  индивида, поскольку  он  остается  в  рамках  своей  индивидуальной

ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных,

более или менее субъективных формах, обусловленных зависимостью их не только от объекта, но

и  от  познающего  субъекта. Знание, представленное  в  сознании  индивида, является единством

объективного и субъективного. *

*  В  дальнейшем  С.Л.  Рубинштейн  значительно  углубил  свою  трактовку  субъективного  (см.

его «Бытие и сознание». Гл. II. §3. О психическом как субъективном. С. 54 – 70). (Примеч. сост.)

Высших  ступеней  объективности, поднимающей  знание  до  уровня  научного  познания, оно

достигает  лишь  как  общественное  познание, как  система  научных  знаний, развивающихся  на

основе  общественной  практики. Развитие  научного  знания — продукт  общественно-

исторического  развития. Лишь  в  меру  того, как  индивид  включается  в  ход  общественно-

исторического развития научного познания, он может, опираясь на него, и сам собственной своей

познавательной  научной  деятельностью  продвинуть  научное  познание  на  дальнейшую, высшую

ступень. Таким  образом, индивидуальное  познание, как  оно  совершается  в  сознании  индивида,

всегда совершается как движение, отправляющееся от общественного развития познания и снова

возвращающееся  к нему; оно  вытекает  из общественного познания и  снова вливается в него.  Но


7

процесс  развития  познания  мира  индивидом, совершаясь внутри  общественного  развития

познания, все же отличается от него; мысли, к которым приходит индивид, даже те, которые, про-

двигая  на  высшую  ступень  общественное  познание, переходят  в  систему  или  историю  самой

науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знания иногда могут быть даны в разных

контекстах и потому отчасти в различном содержании.

Мысли  ученого, мыслителя, писателя  имеют, с  одной  стороны, то  или  иное  объективное

значение, поскольку они более или менее адекватно, полно и совершенно отражают объективную

действительность, а с другой — тот или иной психологический смысл, который они приобретают

для их автора в зависимости от условий их возникновения в ходе его индивидуальной истории. В

некоторых  случаях  ограниченность  горизонтов  личного  сознания  автора, обусловленная

индивидуальным  ходом  его  развития  и  историческими  условиями, в  которых  оно  совершалось,

бывает  такова, что  вся  полнота  объективного  содержания  мыслей, которые  запечатлены  в  его

книгах, произведениях, трудах, раскрываются  лишь  в  дальнейшем  историческом  развитии

научного познания.  Поэтому автора  иногда  можно понять  лучше, чем  он  сам  себя понимал. Для

тех, кто затем рассматривает мысли какого-нибудь автора в связи с той общественной ситуацией,

в  которой  они  возникли, с  тем  объективным  контекстом  исторического  развития  научного

познания, в который они вошли, они в этих новых связях раскрываются и в новом содержании. В

системе знания, в историческом контексте общественного познания раскрывается их значение для

познания  действительности  и  выделяется  их  объективное  содержание; в  индивидуальном

сознании, в  зависимости  от  конкретного  пути  развития  данного  индивида, его  установок,

замыслов, намерений, они  наполняются  иным  конкретным  содержанием  и  приобретают  иное

конкретное значение: те же самые положения, формулы и т. д. имеют в одном и другом случае

то же и не то же самое значение, или, сохраняя одно и то же объективное предметное значение,

они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл.

Сознание конкретного реального индивида — это единство переживания и знания.

В  сознании  индивида  знание  не  представлено  обычно  в «чистом», т.е. абстрактном, виде, а

лишь  как  момент,  как  сторона  многообразных  действенных,  мотивационных,  личностных

моментов, отражающихся в переживании.

Сознание конкретной живой личности — сознание в психологическом, а не в идеологическом

смысле  слова — всегда  как  бы  погружено  в  динамическое, не  вполне  осознанное  переживание,

которое  образует  более  или  менее  смутно  освещенный, изменчивый, неопределенный  в  своих

контурах  фон, из  которого  сознание  выступает, никогда, однако, не отрываясь от  него. Каждый

акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее

осознанных  переживаниях, — так  же  как  часто  более  смутная, но  очень  интенсивная  жизнь  не

вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.

Всякое  переживание  дифференцируется от  других и  определяется  как такое-то переживание

благодаря тому, что оно  является  переживанием того-то.  Внутренняя природа его выявляется в

его  отношении  к  внешнему. Осознание  переживания — это  всегда  выяснение  его  объективного

отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям,

которыми  оно  может  быть  реализовано. Осознание  переживания, таким  образом, всегда  и  неиз-

бежно  — не  замыкание  его  во  внутреннем  мире, а  соотнесение  его  с  внешним, предметным

миром.

Для  того  чтобы  осознать  свое  влечение,  я  должен  осознать  предмет,  на  который  оно

направлено. Человек  может  испытывать  неопределенное  чувство  неприятного  беспокойства,

истинной  природы которого он сам  не осознает. Он обнаруживает нервозность; с меньшим, чем

обычно, вниманием  следит  за  работой, от  времени  до  времени, ничего  специально  как  будто не

ожидая, поглядывает на часы. Но вот работа окончена. Его зовут обедать; он садится за стол и с

несвойственной  ему  поспешностью  начинает  есть.  Неопределенное  чувство, о  котором

первоначально трудно сказать, что оно собственно собой представляет, впервые определяется из

этого  объективного  контекста  как  ощущение  голода.  Утверждение,  что  я  ощущаю  голод  или

жажду, есть  выражение  моего  переживания. Никакое  описание  или  опосредованная

характеристика  переживания  не  сравнится  с  самим  переживанием. Но  определение  этого

переживания  как  переживания голода  или жажды  включает  утверждение  о  состоянии  моего

организма  и  о  тех  действиях, посредством  которых  это  состояние  может  быть  устранено. Вне

8

отношения  к  этим  фактам, лежащим  вне  внутренней  сферы  сознания, переживание  не  может

быть  определено; вне  отношения  к  этим  фактам  невозможно  определить, что  мы  испытываем.

Установление «непосредственных 

данных» моего 

сознания 

предполагает 

данные,

устанавливаемые  науками  о  внешнем, предметном  мире, и  опосредовано  ими.  Собственное

переживание познается и осознается человеком лишь через посредство его отношения к внешнему

миру, к  объекту. Сознание  субъекта  несводимо  к  голой  субъективности, извне  противостоящей

всему  объективному. Сознание — единство  субъективного  и  объективного.  Отсюда  понятным

становится  истинное  взаимоотношение сознательного  и бессознательного,  разрешающее

парадокс бессознательной психики.

Навряд  ли  у  человека  какое-либо  психическое  явление  может  быть  вовсе  вне  сознания.

Однако возможно неосознанное, «бессознательное» переживание. Это, конечно, не переживание,

которое мы не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание,

в  котором  не  осознан  предмет, его  вызывающий. Неосознанным  является  собственно  не  самое

переживание, а  его  связь  с  тем, к  чему  оно  относится, или, точнее, переживание  является

неосознанным, поскольку  не  осознано, к  чему  оно  относится; пока  не  осознано, переживанием

чего является то, что я переживаю, я не знаю, что я переживаю.  Психическое явление может быть

осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно является.

Бессознательным часто бывает молодое, только что зарождающееся чувство, в особенности у

юного, неопытного существа. Неосознанность чувства объясняется тем, что осознать свое чувство

значит не просто испытать его  как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом,

которое  его  вызывает  и  на  которое  оно  направляется. Чувство  основывается  на  выходящих  за

пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой

полноты  и  адекватности. Поэтому  можно  очень  сильно  переживать  какое-нибудь  чувство  и  не

осознавать его — возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное

или  неосознанное  чувство — это, само  собой  разумеется, не  чувство, не  испытанное  или  не

пережитое  (что  было  бы  противоречиво  и  бессмысленно),  а  чувство,  в  котором  переживание  не

соотнесено  или  неадекватно  соотнесено  с  объективным  миром.  Аналогично  настроение  часто

создается вне контроля сознания — бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не

осознает  того, что  и  как  он  осознает; это  означает  лишь, что  человек  часто  не  осознает  именно

этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что она как раз

не  попадает  в  поле  его  сознания. Точно  так  же, когда  говорят, что  человек  поступает

несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не сознает не свой поступок,

а последствия, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осознает свой поступок,

поскольку он не осознает вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока не

осознал, что означает его поступок в той реальной обстановке, в которой он его совершает. Таким

образом, и здесь «механизм» или процесс осознания во всех этих случаях в принципе один и тот

же: осознание  совершается  через  включение  переживания  совершаемого  субъектом  акта  или

события  в  объективные  предметные  связи, его  определяющие*.  Но  совершенно  очевидно, что

число  этих  связей  принципиально  бесконечно; поэтому  не  существует  неограниченной,

исчерпывающей осознанности. Ни одно переживание не выступает вне всяких связей и ни одно не

выступает  в  сознании  сразу  во  всех  своих  предметных  связях, в  отношении  ко  всем  сторонам

бытия, с которыми оно объективно связано. Поэтому сознание, реальное сознание конкретного ин-

дивида никогда не является «чистой», т. е. абстрактной, сознательностью; оно всегда — единство

осознанного  и  неосознанного, сознательного  и  бессознательного, взаимопереплетенных  и

взаимосвязанных  множеством  взаимопереходов. Поскольку, однако, человек  как  существо

мыслящее  выделяет  существенные  связи, ведущим  в  этом  единстве  оказывается  у  человека  его

сознательность. Мера  этой  сознательности  бывает  все  же  различной. При  этом  осознанное  и

неосознанное отличается не тем, что одно лежит целиком в «сфере» сознания, а другое вовсе вне

его, и  не  только  количественной  мерой  степени  интенсивности  или  ясности  осознания.

Осознанный  или  неосознанный, сознательный  или  несознательный  характер  какого-нибудь  акта

существенно  определяется  тем, что  именно  в  нем  осознается. Так, я  могу  совершенно  не

осознавать  автоматизированного  способа, которым  я  осуществил  то  или  иное  действие, значит,

самого процесса его осуществления, и тем не  менее никто не назовет из-за этого такое действие

несознательным, если осознана цель этого действия. Но действие назовут несознательным, если не

9

осознано  было  существенное  последствие  или  результат  этого  действия, который  при  данных

обстоятельствах  закономерно  из  него  вытекает  и  который  можно  было  предвидеть. Когда  мы

требуем  сознательного  усвоения  знаний, мы  не  предполагаем, что  знания, усвоенные — пусть

несознательно, находятся  вне сознания  так  или  иначе освоившего  их индивида. Смысл, который

мы  вкладываем  при  этом  в  понятие  сознательности, иной: то  или  иное  положение  усвоено

сознательно, если  оно  осознано  в  системе  тех  связей, которые  делают  его  обоснованным; не

сознательно, механически усвоенные знания — это прежде всего знания, закрепленные в сознании

вне этих связей; не осознано не само по себе положение, которое мы знаем, а обосновывающие его

связи или, точнее: то или иное положение знания не осознано, или усвоено несознательно, если не

осознаны  объективные  связи, которые  делают  его  обоснованным.  Его  осознание  совершается

через  осознание  того  предметного  контекста, к  которому  он  объективно  относится. Для  того

чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те связи, которые

его обосновывают. Это первое. И второе: когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы

имеем  в  виду  такое  усвоение  знаний, при  котором  именно  результат  усвоения  является  созна-

тельной  целью  индивида, в  отличие  от  тех  случаев, когда  усвоение  знаний  происходит  в

результате  деятельности, исходящей  из  посторонних  мотивов, как-то: получение  какой-либо

награды  и  т. п., так  что  усвоение  знаний, будучи  результатом  деятельности  индивида, не

осознается  им  как  ее  цель. Поскольку  данный  личностно-мотивационный  план  не  затрагивает

непосредственно предметно-смыслового содержания  знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь

решающим является то, как нечто осознается, хотя и в данном случае в конечном счете речь идет

все же о том, что именно оказывается осознанным.

*Развивая  впоследствии  эту  идею  о «механизме» осознания, С.Л. Рубинштейн  следующим

образом конкретизировал ее в отношении мышления: исходный всеобщий «механизм» мышления

как  процесса  состоит  в  том, что  в  процессе  мышления  познаваемый  объект  включается  во  все

новые  связи  и  в  силу  этого  выступает  во  все  новых  качествах, которые  фиксируются  в  новых

понятиях и понятийных характеристиках; из объекта тем самым как бы вычерпывается все новое

содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все

новые  свойства (подробнее  см.: Рубинштейн  С.  Л. О  мышлении  и  путях  его  исследования. М.,

1958. С. 98 – 99; его же. Бытие и сознание. С. 278). (Примеч. сост.)

Недаром  сознательным  в  специфическом  смысле  слова  называют  человека, способного

осознать  объективную, общественную  значимость  своих  целей  и  мотивов  и  руководствоваться

именно ею.

Мы наметили, таким образом, «механизм» осознания. Бессознательное влечение переходит в

осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание влечения происходит,

таким  образом, опосредованно  через  связь  с  предметом  влечения. Точно  так  же  осознать  свое

чувство  значит  не  просто  испытать  связанное  с  ним  волнение, неизвестно  чем  вызванное  и  что

означающее, а  соотнести  его надлежащим  образом  с  тем предметом  или  лицом, на  которое  оно

направляется. Таким  образом, наши  собственные  переживания  познаются  и  осознаются

опосредованно  через отношение их  к  объекту. Этим объясняется  и  то, что  данные интроцепции

(см. дальше) остаются обычно «подсознательными». Но осознание одного и неосознание другого

содержания имеет обычно за собой те или иные мотивы, а не объясняется только неопытностью,

незнанием и т. п. негативными основаниями. Неосознание (или неадекватное осознание) именно

данного  влечения, чувства, поступка  и  т. п. обусловлено  обычно  тем, что  его  осознанию

противодействуют динамические тенденции, силы, исходящие из того, что оказывается значимым

для  индивида, включая  нормы  идеологии  и  общественные  оценки, которыми  руководствуется

индивид. Заключенные в переживаниях тенденции, зависящие от того, что оказывается значимым

для  личности,  контролируют  таким  образом  в  той  или  иной  мере  избирательный  процесс  их

осознания.

Каталог: ld
ld -> Сабақтың тақырыбы : Баяндауыш
ld -> Таңғажайып алаң ойыны. М.Әділова
ld -> Мақтаның жемісі мақтаның ашылмай қалған немесе шала ашылған қауашағын дейді. Қауашақ ашылады. Қауашақ ішіндегі ұзын талшықтары (түктері) бар өте көп тұқымдар шашылады
ld -> Одонтогенні кісти діляться на кореневі (радикулярні) і коронкові (фолікулярні)
ld -> Одонтогенні пухлини щелеп
ld -> Производство лекарственных препаратов по контрактам: Простанорм г. Томск
ld -> Гбоу впо рниму им. Н. И. Пирогова
ld -> 1. Гомеостаз – дегеніміз не


жүктеу/скачать 8.54 Mb.


Достарыңызбен бөлісу:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   71


©stom.tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет

Стоматология

§ 13. Статические ощущения слепых

Последний вид ощущений, который необходимо рассмотреть в силу его практической значимости для слепых,—это статические ощущения, отражающие положение тела в пространстве. Ре­цепторы статической чувствительности расположены в вестибу­лярном аппарате внутреннего уха.

Статическая чувствительность, во-первых, лежит в основе пространственной ориентировки, служит для уравновешивания по­ложения тела в пространстве, а во-вторых, необходима для нор­мального зрительного и слухового пространственного различения. Это доказывается тем, что при часто повторяющихся резких изменениях положения тела в пространстве (например, вращение и качание в кресле центрифуги при тренировке космонавтов) наб­людаются нарушения пространственного различения.

При тотальной слепоте значительно увеличивается роль вести­булярного аппарата для сохранения равновесия и пространствен­ной ориентировки в связи с отсутствием зрительного контроля за положением тела в пространстве.

Изменение функций вестибулярного аппарата ведет к повыше­нию его чувствительности. В ряде опытов было показано, что при тотальной слепоте вестибулярный аппарат развивается при про­чих равных условиях лучше, чем у нормально видящих.

М. Р. Могендович и И. Ю. Каем установили, что если у нор­мально видящих после непродолжительного вращения в кресле Барани ухудшается локализация источника звука в пространстве, то у незрячих в большинстве случаев ухудшения этой функции не наблюдалось. В связи с этим они считают, что у тотально слепых вестибулярный аппарат возбуждается в гораздо большей степени, нежели у зрячих, что необходимо для определения положения те­ла в пространстве.

Повышение статической чувствительности, способность тонко дифференцировать данные ощущения в значительной мере ком­пенсируют отсутствие зрения в процессе пространственной ориен­тации.

Вопросы и задания

1. Какие особенности возникают в составе и структуре сенсор­ной организации человека при глубоких нарушениях зрения?

2. Раскройте сущность ленинской теории отражения и покажи­те несостоятельность знаковых теорий ощущений.

3. Какие особенности возникают в психофизических законо­мерностях ощущений при слепоте и слабовидении?

4. Охарактеризуйте роль отдельных видов ощущений при де­фектах зрения.

5. Как развиваются отдельные виды ощущений при слепоте и слабовидении? В чем заключается их компенсаторная функция?

6. Расскажите о роли ощущений в процессе выполнения дея­тельности частичнозрячими и слабовидящими.

Зотов А. И. Ленинское учение о диалектике перехода от ощу­щения к мысли и актуальные проблемы познавательной деятель­ности нормальных и аномальных школьников. —В сб.: Тифлопси хология и тифлопедагогика. Л., 1970.

Новомейский А.С. О рипроде кожно-оптического чувства у человека у человека.—Вопросы психологии, 1963, № 5.

Сверлов В. С. Ощущение препятствия и его роль в ориен­тировке слепых. М., 1949.

Глава 9. Восприятие слепых и слабовидящих

§ 1. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения

Восприятие—это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в резуль­тате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Посколь­ку воздействующие на человека объекты обладают комплексом свойств, в процессе восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуци­рованию (ослаблению) зрительных ощущений у частичнозрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувствен­ного отражения, неизбежно должны отразиться наследующем его этапе—восприятии.

В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. Во время выполнения различных видов деятельнос­ти тот или иной анализатор становится ведущим. В зависимости от условий жизни и характера деятельности один из анализаторов соответственно становится доминирующим. Соответственно этому определяется присущий тому или иному человеку тип восприятия. В норме у большинства людей формируется зрительный тип вос­приятия. Причем доминирование зрения (возникающее как в фило-, так и в онтогенезе) настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих и частичнозрячих, не влекут за собой изменения типа восприятия. Как и в норме, у них наблюдается зрительно-двигательно-слухо­вой тип восприятия.

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03—0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлений не может быть адекватно воспринята визу­ально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например при ориентировке в большом прост­ранстве, аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Полное выпадение зрительных ощущений из процесса восприятия наблюдается только в случаях тотальной слепоты. В литера­туре можно встретиться с утверждениями, согласно которым сле­пым присущ слуховой тип восприятия. Разумеется, слуховой тип восприятия может формироваться у слепых с таким же успехом, как и у нормально видящих, поскольку это зависит не от особен­ностей строения и функционирования того или иного органа (ис­ключая, конечно, патологические изменения самого слухового анализатора), а от характера деятельности, в которой принимает участие индивид. Но, так как слуховые ощущения и восприятия отражают материальный мир весьма односторонне и более или менее полное отражение пространственных и физических свойств объектов слепыми осуществляется благодаря информации, полу­чаемой через кожный и двигательный анализаторы, при наиболее серьезных дефектах зрения, как правило, формируется осязатель­ный тип восприятия. Кроме того, формированию осязательного ти­па восприятия в высшей степени способствует характер учебной и трудовой деятельности слепых, так как овладение навыками чтения и письма, а также всеми трудовыми двигательными навы­ками происходит на основе осязательного восприятия предметов и орудий деятельности. Развитию этого типа восприятия необхо­димо всячески способствовать в процессе школьного обучения слепых, широко используя всевозможные наглядные (в данном случае воспринимаемые с помощью осязания) пособия и развивая культуру осязания. Наглядность в обучении слепых должна пол­ностью вытеснить оставшиеся от старой школы словесные методы обучения, основывающиеся на ложном взгляде на слепого как на слуховой тип.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, из­вестными в общей психологии: избирательностью, осмысленнос­тью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психиче­ского развития индивида в целом. При слепоте и слабовидении наблюдается ослабленность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается уз­ким кругом интересов, снижением активности отражательной дея­тельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воз­действием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опы­том; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточ­ностью чувственного опыта и снижением полноты и точности ото­бражаемого; сокращается зона константного зрительного восприя­тия.

Участие в процессе восприятия нескольких анализаторных систем предполагает их совместную деятельность. Совокупная, интегративная деятельность анализаторов, в результате которой под воздействием комплексных раздражителей образуются временные нервные связи, и является физиологическим механизмом восприя­тия. Комплексная деятельность анализаторов протекает на основе взаимодействия первой и второй сигнальных систем, благодаря чему человеческое восприятие принципиально отличается от вос­приятия животных своей осмысленностью, обобщенностью и про­извольностью. Кроме того, для понимания физиологических меха­низмов восприятия весьма важным является открытый И. П. Пав­ловым рефлекс на отношение.

Различной степени нарушения или полное выпадение функций зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение ви­дов и изменить тип восприятия, но они ни в коей мере не отража­ются на его физиологическом механизме. Как показали исследо­вания Ю. А. Кулагина, нервный корковый механизм восприятия слепых принципиально идентичен механизму восприятия зрячих.

При патологии органов зрения затрудняется либо становится невозможным образование временных нервных связей между моз­говыми центрами зрительного и других анализаторов. Эти затруд­нения указываются на степени полноты, целостности образов, широте круга отображаемых предметов и явлений, но не могут изменить сущности процесса возникновения образа. Разумеется, и зрительные образы частичнозрячих и слабовидящих, и осяза­тельные образы незрячих не могут быть полностью тождественны образам восприятия нормально видящих, однако, как и последние, они в целом адекватно, правильно отражают окружающий мир во всей сложности его проявлений.

Адекватность образов слепых и слабовидящих отображаемым объектам подтверждается как практикой лиц с дефектами зрения, в процессе которой они не только познают окружающий мир, но и преобразуют его, так и экспериментально. В этом отношении очень показателен тот факт, что не только правильное отражение совокупности и отношений свойств и качеств объектов, но и их иллюзорное восприятие имеет место при определенных условиях как у нормально видящих, так и у лиц с аномалиями функций зре­ния. Так, оптические иллюзии Мюллера—Лайера, Эббингауза, перспективы, переоценки расстояний, деформации геометрических фигур и прямых линий наблюдаются у слабовидящих и частично-зрячих. Эти же изображения, будучи выполнены не графически, а рельефно (точечным или линейным рельефом), вызывают соот­ветствующие иллюзии при осязательном восприятии у тотально слепах. Аналогичным образом зрительно-мышечная иллюзия Шарпантье (переоценка веса большего по объему из двух объективно равных по весу и форме предметов, например шаров) возникает у незрячих при осязательном восприятии величины и формы объ­ектов. И хотя величина иллюзорного эффекта у слепых и слабо­видящих несколько снижена по сравнению с нормой, его наличие при нарушенном зрительном или осязательном восприятии являет­ся еще одним подтверждением принципиальной идентичности кор­кового нервного механизма у слепых, слабовидящих и зрячих.

Доказанная Ю. А. Кулагиным идентичность нервных механиз­мов восприятия в норме и при патологии зрения имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как, во-первых, обосновывает возможность усвоения слепыми или слабо­видящими определенной суммы знаний, умений и навыков, а во-вторых, опровергает измышления тифлопсихологов идеалистиче­ского толка о неадекватности отражения слепыми окружающего мира, о принципиальном различии осязательных образов слепых и зрительных образов нормально видящих.

Что такое дизестезия (боль при рассеянном склерозе)? Причины и прочее

Дизестезия — это тип хронической боли, вызываемой центральной нервной системой (ЦНС). Это обычно связано с рассеянным склерозом (РС), хроническим заболеванием, которое вызывает повреждение ЦНС, но также может быть симптомом других состояний.

Дизестезия часто связана с такими ощущениями, как жжение, поражение электрическим током или общее напряжение во всем теле. Обычно это происходит в ногах, ступнях, руках и кистях, но может поражать любую часть тела.

Дизестезия может быть от легкой до интенсивной и может включать:

  • боль или пульсацию
  • мурашки по коже
  • жжение или покалывание
  • стреляющую, колющую или рвущую боль
  • постоянными или появляются время от времени. Ощущения также могут различаться в зависимости от типа дизестезии, которую вы испытываете.

    Типы дизестезии

    Существует несколько различных типов дизестезии, в том числе скальповая, кожная и окклюзионная дизестезия. Однако не все случаи дизестезии попадают в эти категории.

    Дизестезия кожи головы

    Дизестезия кожи головы, также называемая синдромом жжения кожи головы, проявляется болью, жжением, покалыванием или зудом на коже головы или под ней. Обычно нет сыпи, шелушения или других видимых раздражений.

    Кожная дизестезия

    Кожная дизестезия характеризуется ощущением дискомфорта при прикосновении к коже.

    Симптомы, которые могут варьироваться от легкого покалывания до сильной боли, могут быть вызваны чем угодно, от одежды до легкого ветерка.

    Окклюзионная дизестезия

    Окклюзионная дизестезия (OD), также называемая синдромом фантомного прикуса, представляет собой дискомфорт во рту при кусании, обычно без очевидной причины.

    Основная причина передозировки не совсем понятна. Иногда это диагностируется как психологическое состояние, но это также может быть связано со смещением челюсти.

    Дизестезия по сравнению с парестезией по сравнению с гипералгезией

    Дизестезию легко спутать с парестезией или гипералгезией, которые также могут встречаться при РС.

    Парестезия описывает сенсорные симптомы, такие как онемение и покалывание, «ползание мурашек по коже» или ощущение «мурашек».

    Гипералгезия относится к повышенной чувствительности к болевым раздражителям.

    Хотя дизестезия и парестезия имеют свои собственные определения, некоторые считают дизестезию разновидностью парестезии. В некоторых случаях вы можете услышать, что термины взаимозаменяемы.

    Дизестезия вызывается повреждением нерва. Когда нервы повреждены, они могут начать посылать смешанные сигналы в ваш мозг, что приводит к необычным (и часто болезненным) ощущениям.

    Например, у вас могут быть болезненные ощущения в ноге, даже если она не повреждена. Это проблема связи между вашим мозгом и нервами в ноге, которая стимулирует реакцию на боль. И боль очень реальная.

    По данным Национального общества рассеянного склероза, более половины людей с рассеянным склерозом испытывают боль как значительный симптом, и примерно каждый пятый человек, сообщающий о постоянной боли, описывает ее как жгучую боль, которая в основном поражает ноги и ступни.

    Рассеянный склероз вызывает образование рубцовой ткани или поражений в головном мозге и позвоночнике. Эти поражения мешают сигналам между мозгом и остальной частью тела.

    Одним из распространенных типов дизестезии, испытываемой людьми с рассеянным склерозом, является объятие при рассеянном склерозе, названное так потому, что вам кажется, что вас сжимают в груди. Его можно описать как сдавливание или тиски, вызывающие боль и стеснение в груди и ребрах.

    Вот некоторые другие причины, по которым у человека с РС могут быть странные ощущения или боль:

    • спастичность (скованность мышц)
    • реакция в месте инъекции или побочные эффекты лекарств, включая лекарства, изменяющие течение болезни
    • инфекция мочевого пузыря

    Конечно, ваши симптомы могут быть совершенно не связаны с рассеянным склерозом. Они могут быть вызваны травмой или другим сопутствующим заболеванием.

    Как и другие симптомы рассеянного склероза, дизестезия может появляться и исчезать. Он также может полностью исчезнуть без лечения. Также, как и многие другие симптомы рассеянного склероза, когда вы и ваш врач найдете правильное лечение, вы будете реже испытывать дизестезию.

    Дизестезия не уникальна для рассеянного склероза. Другие состояния, которые влияют на нервную систему и могут вызывать дизестезию, включают:

    • диабет, вызванный повреждением нервов, вызванным хроническим высоким уровнем глюкозы
    • Синдром Гийена-Барре, редкое неврологическое состояние, при котором иммунная система атакует и повреждает часть периферическая нервная система
    • Болезнь Лайма, которая может вызывать неврологические симптомы, подобные рассеянному склерозу, включая ощущения зуда и жжения
    • ВИЧ, вследствие возникающих в результате нарушений периферической чувствительности и двигательных нервов
    • опоясывающий лишай, когда рядом с очагами поражения возникают покалывание и боль

    Существует множество потенциальных методов лечения, но может потребоваться некоторое количество проб и ошибок, чтобы найти правильный для вас.

    Безрецептурные обезболивающие, такие как ацетаминофен (тайленол) и ибупрофен (мотрин), обычно неэффективны для лечения невропатической боли, такой как дизестезия, по данным Национального общества рассеянного склероза.

    Дизестезия обычно лечится следующими препаратами:

    • противосудорожные средства, такие как габапентин (нейронтин), прегабалин (лирика), карбамазепин (тегретол) и фенитоин (дилантин), которые могут изменять нервную активность
    • некоторые антидепрессанты, такие как амитриптилин (элавил), нортриптилин (памелор) и дезипрамин (норпрамин), для изменения реакции организма на боль
    • обезболивающие кремы для местного применения, содержащие лидокаин или капсаицин
    • опиоидный трамадол (ультрам, конзип, ризольт), назначают редко и обычно только людям, испытывающим сильную боль
    • антигистаминный препарат гидроксизин (Атаракс), для людей с рассеянным склерозом, для облегчения зуда и жжения

    Ваш лечащий врач назначит вам самую низкую возможную дозу и при необходимости откорректирует ее.

    Прежде чем начать прием нового лекарства, узнайте у лечащего врача обо всех потенциальных краткосрочных и долгосрочных побочных эффектах. Чтобы избежать опасного взаимодействия с лекарствами, обязательно расскажите им обо всех лекарствах, которые вы принимаете, включая добавки.

    Они также могут порекомендовать местное лечение, если дизестезия заставляет вас царапать кожу до разрыва.

    Натуральные средства

    Следующие естественные средства могут обеспечить некоторое облегчение хронической боли, связанной с дизестезией, особенно в сочетании с лекарствами:

    • наложение теплого или холодного компресса на пораженный участок
    • ношение компрессионных носков, чулок или перчаток
    • выполнение легких упражнений на растяжку
    • использование лосьона, содержащего алоэ или каламин
    • принятие ванны перед сном с английской солью и коллоидным овсом
    • с использованием определенных трав, таких как аир аира (аир аира), Crocus sativus (шафран) и гинкго двулопастный

    обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что добавки не будут взаимодействовать с какими-либо лекарствами, которые вы принимаете.

    Стойкая дизестезия может по-разному мешать вашей жизни, например:

    • раздражение или инфекция кожи или волосистой части головы в результате расчесывания или трения
    • дневная усталость из-за плохого сна
    • неспособность выполнять повседневные задачи из-за боли или отвлечения внимания
    • изоляция от избегания общественных мероприятий
    • раздражительность, беспокойство или депрессия

    Если симптомы дизестезии мешают вашей жизни, вы следует обратиться к участковому терапевту или неврологу. Следует изучить и исключить другие причины вашей боли.

    Дизестезия не всегда требует лечения. Но если вы обратитесь за помощью, есть множество вариантов, чтобы справиться с этим и улучшить общее качество жизни.

    Прочитайте эту статью на испанском языке.

    Что такое дизестезия (боль при рассеянном склерозе)? Причины и прочее

    Дизестезия — это тип хронической боли, вызываемой центральной нервной системой (ЦНС). Это обычно связано с рассеянным склерозом (РС), хроническим заболеванием, которое вызывает повреждение ЦНС, но также может быть симптомом других состояний.

    Дизестезия часто связана с такими ощущениями, как жжение, поражение электрическим током или общее напряжение во всем теле. Обычно это происходит в ногах, ступнях, руках и кистях, но может поражать любую часть тела.

    Дизестезия может быть от легкой до интенсивной и может включать:

    • боль или пульсацию
    • мурашки по коже
    • жжение или покалывание
    • стреляющую, колющую или рвущую боль
    • постоянными или появляются время от времени. Ощущения также могут различаться в зависимости от типа дизестезии, которую вы испытываете.

      Типы дизестезии

      Существует несколько различных типов дизестезии, в том числе скальповая, кожная и окклюзионная дизестезия. Однако не все случаи дизестезии попадают в эти категории.

      Дизестезия кожи головы

      Дизестезия кожи головы, также называемая синдромом жжения кожи головы, проявляется болью, жжением, покалыванием или зудом на коже головы или под ней. Обычно нет сыпи, шелушения или других видимых раздражений.

      Кожная дизестезия

      Кожная дизестезия характеризуется ощущением дискомфорта при прикосновении к коже.

      Симптомы, которые могут варьироваться от легкого покалывания до сильной боли, могут быть вызваны чем угодно, от одежды до легкого ветерка.

      Окклюзионная дизестезия

      Окклюзионная дизестезия (OD), также называемая синдромом фантомного прикуса, представляет собой дискомфорт во рту при кусании, обычно без очевидной причины.

      Основная причина передозировки не совсем понятна. Иногда это диагностируется как психологическое состояние, но это также может быть связано со смещением челюсти.

      Дизестезия по сравнению с парестезией по сравнению с гипералгезией

      Дизестезию легко спутать с парестезией или гипералгезией, которые также могут встречаться при РС.

      Парестезия описывает сенсорные симптомы, такие как онемение и покалывание, «ползание мурашек по коже» или ощущение «мурашек».

      Гипералгезия относится к повышенной чувствительности к болевым раздражителям.

      Хотя дизестезия и парестезия имеют свои собственные определения, некоторые считают дизестезию разновидностью парестезии. В некоторых случаях вы можете услышать, что термины взаимозаменяемы.

      Дизестезия вызывается повреждением нерва. Когда нервы повреждены, они могут начать посылать смешанные сигналы в ваш мозг, что приводит к необычным (и часто болезненным) ощущениям.

      Например, у вас могут быть болезненные ощущения в ноге, даже если она не повреждена. Это проблема связи между вашим мозгом и нервами в ноге, которая стимулирует реакцию на боль. И боль очень реальная.

      По данным Национального общества рассеянного склероза, более половины людей с рассеянным склерозом испытывают боль как значительный симптом, и примерно каждый пятый человек, сообщающий о постоянной боли, описывает ее как жгучую боль, которая в основном поражает ноги и ступни.

      Рассеянный склероз вызывает образование рубцовой ткани или поражений в головном мозге и позвоночнике. Эти поражения мешают сигналам между мозгом и остальной частью тела.

      Одним из распространенных типов дизестезии, испытываемой людьми с рассеянным склерозом, является объятие при рассеянном склерозе, названное так потому, что вам кажется, что вас сжимают в груди. Его можно описать как сдавливание или тиски, вызывающие боль и стеснение в груди и ребрах.

      Вот некоторые другие причины, по которым у человека с РС могут быть странные ощущения или боль:

      • спастичность (скованность мышц)
      • реакция в месте инъекции или побочные эффекты лекарств, включая лекарства, изменяющие течение болезни
      • инфекция мочевого пузыря

      Конечно, ваши симптомы могут быть совершенно не связаны с рассеянным склерозом. Они могут быть вызваны травмой или другим сопутствующим заболеванием.

      Как и другие симптомы рассеянного склероза, дизестезия может появляться и исчезать. Он также может полностью исчезнуть без лечения. Также, как и многие другие симптомы рассеянного склероза, когда вы и ваш врач найдете правильное лечение, вы будете реже испытывать дизестезию.

      Дизестезия не уникальна для рассеянного склероза. Другие состояния, которые влияют на нервную систему и могут вызывать дизестезию, включают:

      • диабет, вызванный повреждением нервов, вызванным хроническим высоким уровнем глюкозы
      • Синдром Гийена-Барре, редкое неврологическое состояние, при котором иммунная система атакует и повреждает часть периферическая нервная система
      • Болезнь Лайма, которая может вызывать неврологические симптомы, подобные рассеянному склерозу, включая ощущения зуда и жжения
      • ВИЧ, вследствие возникающих в результате нарушений периферической чувствительности и двигательных нервов
      • опоясывающий лишай, когда рядом с очагами поражения возникают покалывание и боль

      Существует множество потенциальных методов лечения, но может потребоваться некоторое количество проб и ошибок, чтобы найти правильный для вас.

      Безрецептурные обезболивающие, такие как ацетаминофен (тайленол) и ибупрофен (мотрин), обычно неэффективны для лечения невропатической боли, такой как дизестезия, по данным Национального общества рассеянного склероза.

      Дизестезия обычно лечится следующими препаратами:

      • противосудорожные средства, такие как габапентин (нейронтин), прегабалин (лирика), карбамазепин (тегретол) и фенитоин (дилантин), которые могут изменять нервную активность
      • некоторые антидепрессанты, такие как амитриптилин (элавил), нортриптилин (памелор) и дезипрамин (норпрамин), для изменения реакции организма на боль
      • обезболивающие кремы для местного применения, содержащие лидокаин или капсаицин
      • опиоидный трамадол (ультрам, конзип, ризольт), назначают редко и обычно только людям, испытывающим сильную боль
      • антигистаминный препарат гидроксизин (Атаракс), для людей с рассеянным склерозом, для облегчения зуда и жжения

      Ваш лечащий врач назначит вам самую низкую возможную дозу и при необходимости откорректирует ее.

      Прежде чем начать прием нового лекарства, узнайте у лечащего врача обо всех потенциальных краткосрочных и долгосрочных побочных эффектах. Чтобы избежать опасного взаимодействия с лекарствами, обязательно расскажите им обо всех лекарствах, которые вы принимаете, включая добавки.

      Они также могут порекомендовать местное лечение, если дизестезия заставляет вас царапать кожу до разрыва.

      Натуральные средства

      Следующие естественные средства могут обеспечить некоторое облегчение хронической боли, связанной с дизестезией, особенно в сочетании с лекарствами:

      • наложение теплого или холодного компресса на пораженный участок
      • ношение компрессионных носков, чулок или перчаток
      • выполнение легких упражнений на растяжку
      • использование лосьона, содержащего алоэ или каламин
      • принятие ванны перед сном с английской солью и коллоидным овсом
      • с использованием определенных трав, таких как аир аира (аир аира), Crocus sativus (шафран) и гинкго двулопастный

      обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что добавки не будут взаимодействовать с какими-либо лекарствами, которые вы принимаете.

      Стойкая дизестезия может по-разному мешать вашей жизни, например:

      • раздражение или инфекция кожи или волосистой части головы в результате расчесывания или трения
      • дневная усталость из-за плохого сна
      • неспособность выполнять повседневные задачи из-за боли или отвлечения внимания
      • изоляция от избегания общественных мероприятий
      • раздражительность, беспокойство или депрессия

      Если симптомы дизестезии мешают вашей жизни, вы следует обратиться к участковому терапевту или неврологу. Следует изучить и исключить другие причины вашей боли.

      Дизестезия не всегда требует лечения. Но если вы обратитесь за помощью, есть множество вариантов, чтобы справиться с этим и улучшить общее качество жизни.

      Прочитайте эту статью на испанском языке.

      Что такое дизестезия (боль при рассеянном склерозе)? Причины и прочее

      Дизестезия — это тип хронической боли, вызываемой центральной нервной системой (ЦНС). Это обычно связано с рассеянным склерозом (РС), хроническим заболеванием, которое вызывает повреждение ЦНС, но также может быть симптомом других состояний.

      Дизестезия часто связана с такими ощущениями, как жжение, поражение электрическим током или общее напряжение во всем теле. Обычно это происходит в ногах, ступнях, руках и кистях, но может поражать любую часть тела.

      Дизестезия может быть от легкой до интенсивной и может включать:

      • боль или пульсацию
      • мурашки по коже
      • жжение или покалывание
      • стреляющую, колющую или рвущую боль
      • постоянными или появляются время от времени. Ощущения также могут различаться в зависимости от типа дизестезии, которую вы испытываете.

        Типы дизестезии

        Существует несколько различных типов дизестезии, в том числе скальповая, кожная и окклюзионная дизестезия. Однако не все случаи дизестезии попадают в эти категории.

        Дизестезия кожи головы

        Дизестезия кожи головы, также называемая синдромом жжения кожи головы, проявляется болью, жжением, покалыванием или зудом на коже головы или под ней. Обычно нет сыпи, шелушения или других видимых раздражений.

        Кожная дизестезия

        Кожная дизестезия характеризуется ощущением дискомфорта при прикосновении к коже.

        Симптомы, которые могут варьироваться от легкого покалывания до сильной боли, могут быть вызваны чем угодно, от одежды до легкого ветерка.

        Окклюзионная дизестезия

        Окклюзионная дизестезия (OD), также называемая синдромом фантомного прикуса, представляет собой дискомфорт во рту при кусании, обычно без очевидной причины.

        Основная причина передозировки не совсем понятна. Иногда это диагностируется как психологическое состояние, но это также может быть связано со смещением челюсти.

        Дизестезия по сравнению с парестезией по сравнению с гипералгезией

        Дизестезию легко спутать с парестезией или гипералгезией, которые также могут встречаться при РС.

        Парестезия описывает сенсорные симптомы, такие как онемение и покалывание, «ползание мурашек по коже» или ощущение «мурашек».

        Гипералгезия относится к повышенной чувствительности к болевым раздражителям.

        Хотя дизестезия и парестезия имеют свои собственные определения, некоторые считают дизестезию разновидностью парестезии. В некоторых случаях вы можете услышать, что термины взаимозаменяемы.

        Дизестезия вызывается повреждением нерва. Когда нервы повреждены, они могут начать посылать смешанные сигналы в ваш мозг, что приводит к необычным (и часто болезненным) ощущениям.

        Например, у вас могут быть болезненные ощущения в ноге, даже если она не повреждена. Это проблема связи между вашим мозгом и нервами в ноге, которая стимулирует реакцию на боль. И боль очень реальная.

        По данным Национального общества рассеянного склероза, более половины людей с рассеянным склерозом испытывают боль как значительный симптом, и примерно каждый пятый человек, сообщающий о постоянной боли, описывает ее как жгучую боль, которая в основном поражает ноги и ступни.

        Рассеянный склероз вызывает образование рубцовой ткани или поражений в головном мозге и позвоночнике. Эти поражения мешают сигналам между мозгом и остальной частью тела.

        Одним из распространенных типов дизестезии, испытываемой людьми с рассеянным склерозом, является объятие при рассеянном склерозе, названное так потому, что вам кажется, что вас сжимают в груди. Его можно описать как сдавливание или тиски, вызывающие боль и стеснение в груди и ребрах.

        Вот некоторые другие причины, по которым у человека с РС могут быть странные ощущения или боль:

        • спастичность (скованность мышц)
        • реакция в месте инъекции или побочные эффекты лекарств, включая лекарства, изменяющие течение болезни
        • инфекция мочевого пузыря

        Конечно, ваши симптомы могут быть совершенно не связаны с рассеянным склерозом. Они могут быть вызваны травмой или другим сопутствующим заболеванием.

        Как и другие симптомы рассеянного склероза, дизестезия может появляться и исчезать. Он также может полностью исчезнуть без лечения. Также, как и многие другие симптомы рассеянного склероза, когда вы и ваш врач найдете правильное лечение, вы будете реже испытывать дизестезию.

        Дизестезия не уникальна для рассеянного склероза. Другие состояния, которые влияют на нервную систему и могут вызывать дизестезию, включают:

        • диабет, вызванный повреждением нервов, вызванным хроническим высоким уровнем глюкозы
        • Синдром Гийена-Барре, редкое неврологическое состояние, при котором иммунная система атакует и повреждает часть периферическая нервная система
        • Болезнь Лайма, которая может вызывать неврологические симптомы, подобные рассеянному склерозу, включая ощущения зуда и жжения
        • ВИЧ, вследствие возникающих в результате нарушений периферической чувствительности и двигательных нервов
        • опоясывающий лишай, когда рядом с очагами поражения возникают покалывание и боль

        Существует множество потенциальных методов лечения, но может потребоваться некоторое количество проб и ошибок, чтобы найти правильный для вас.

        Безрецептурные обезболивающие, такие как ацетаминофен (тайленол) и ибупрофен (мотрин), обычно неэффективны для лечения невропатической боли, такой как дизестезия, по данным Национального общества рассеянного склероза.

        Дизестезия обычно лечится следующими препаратами:

        • противосудорожные средства, такие как габапентин (нейронтин), прегабалин (лирика), карбамазепин (тегретол) и фенитоин (дилантин), которые могут изменять нервную активность
        • некоторые антидепрессанты, такие как амитриптилин (элавил), нортриптилин (памелор) и дезипрамин (норпрамин), для изменения реакции организма на боль
        • обезболивающие кремы для местного применения, содержащие лидокаин или капсаицин
        • опиоидный трамадол (ультрам, конзип, ризольт), назначают редко и обычно только людям, испытывающим сильную боль
        • антигистаминный препарат гидроксизин (Атаракс), для людей с рассеянным склерозом, для облегчения зуда и жжения

        Ваш лечащий врач назначит вам самую низкую возможную дозу и при необходимости откорректирует ее.

        Прежде чем начать прием нового лекарства, узнайте у лечащего врача обо всех потенциальных краткосрочных и долгосрочных побочных эффектах. Чтобы избежать опасного взаимодействия с лекарствами, обязательно расскажите им обо всех лекарствах, которые вы принимаете, включая добавки.

        Они также могут порекомендовать местное лечение, если дизестезия заставляет вас царапать кожу до разрыва.

        Натуральные средства

        Следующие естественные средства могут обеспечить некоторое облегчение хронической боли, связанной с дизестезией, особенно в сочетании с лекарствами:

        • наложение теплого или холодного компресса на пораженный участок
        • ношение компрессионных носков, чулок или перчаток
        • выполнение легких упражнений на растяжку
        • использование лосьона, содержащего алоэ или каламин
        • принятие ванны перед сном с английской солью и коллоидным овсом
        • с использованием определенных трав, таких как аир аира (аир аира), Crocus sativus (шафран) и гинкго двулопастный

        обратитесь к врачу, чтобы убедиться, что добавки не будут взаимодействовать с какими-либо лекарствами, которые вы принимаете.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts