Статья публицистического стиля из газеты примеры: В очередном номере газеты или журнала найдите примеры публицистических текстов. Докажите, что они принадлежат именно к этому стилю.

Содержание

Презентация к уроку «Публицистический стиль. Заметка в газету»

Публицистический стиль. Заметка в газету

Урок развития речи в 7 классе

  • Публицистика в переводе с латинского означает…  
  • общественный 

-Публицистический стиль речи применяется в … 

общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях

—  Задача публицистического стиля…  

сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию

—  Характерные черты публицистического стиля …

злободневность, яркость, страстность изложения, призывность

  • Создать…
  • Повторить…
  • Развить умения…
  • Воспитывать…

Заметка — краткое изложение или описание какого-либо явления, события, человека, проблемы.

К заметке предъявляются следующие требования: оперативность, актуальность, точность, краткость, ясность изложения.

Любимая улица

 

А знаете ли вы, что в селе Ураково есть улица, названная в честь Ивана Владимировича Мичурина, русского биолога и селекционера, автора многих сортов плодово-ягодных культур, доктора биологии, почётного члена Академии наук СССР.

Моя семья живёт на этой улице.

На нашей улице живут удивительные люди, возле каждого дома посажены цветы, дома ухоженные. Весь день можно слышать детский смех, ведь на нашей улице много детей.

На улице Мичурина есть и колодцы. Один – в начале улицы, он благоустоен и ухожен. Но чуть дальше остался ещё один колодец, он почему-то обвалился, и его закидали ветками.

Жители нашей улицы писали обращения в различные инстанции с просьбой реконструировать колодец, но безрезультатно.

Как было бы прекрасно, если бы можно было пить воду из очищенного и благоустроенного колодца на такой замечательной улице Мичурина!

Черных Александра

Замечательный односельчанин

Я хочу рассказать о своём односельчанине Денисове Василии Михайловиче. Его детство прошло в с. Ураково. Читать и писать он научился в церковно-приходской школе родного села, потом проходил обучение в Камызинской семилетней школе, которую окончил с Похвальной грамотой.

В 1940 г. ему не исполнилось и 18 лет, а он уже получил повестку, с которой он должен был явиться в Острогожский военкомат.

Воевал он в составе I Украинского и II Белорусского фронтов.

Войну Денисов окончил в звании гвардии лейтенанта в 22 года. После войны работал в АН УССР старшим научным сотрудником. Когда он вышел на пенсию, он решил создать Институт человека, директором которого проработал 23 года.

Я горжусь своим односельчанином, но сожалею, что не познакомился с ним лично.

Фарафонов Владислав

Берегите природу!

Я очень люблю природу и стараюсь её охранять. Но некоторые делают плохо природе: оставляют в лесу за собой мусор, разжигают костры среди сухой травы, уничтожают зелёные насаждения. Этого нельзя делать! Ведь если бы не было природы, то не было бы жизни на земле!

Некоторые растения нашей местности занесены в Красную книгу Белгородской области. Например, ландыши, горицветы, подснежники, пролески. Их нельзя срывать! Но есть люди, которые нарушают правила и срывают эти растения. Особенно ландыши. Это очень красивые и ароматные цветы.

Бережно относиться к природе не так уж трудно. К примеру, на следующей неделе ученики и учителя нашей школы будут высаживать деревья на территории нашего школьного сада. Это просто замечательно!

Ребята, давайте беречь природу, окружающую нас! Природа – это источник нашей жизни, благодаря ей существует жизнь на земле!

Ряполова Ксения

Пожар возле села

В селе Камызино — это небольшое село, где я живу, есть много замечательных мест. Так приятно выйти вечером за черту села и полюбоваться окрестными полями, лесами и лугами!

Этим летом у нас была засуха, из-за этого в начале осени у нас был пожар. Он был в той стороне, где находится пруд. Огонь подошёл очень близко к нашему селу. Горела трава и кустарники. Многие односельчане бежали тушить этот пожар. Люди прибегали с вёдрами, полными водой, с лопатами, чтобы засыпать его землёй или песком, а так же его тушили ветками. Пожар тушили долго, но справились. Выяснилось, что он начался от зажжённой сухой травы. После этого, люди, напуганные тем, что могло загореться всё село, пошли по домам. И это пример того, что нельзя разводить костры в лесах и засушливых местах.

Ребята, давайте беречь природу, чтобы не случалось таких страшных событий!

Попова Анастасия

Память о прошлом жива!

9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Великой Победы. Эта беда коснулась каждой семьи нашей Родины.

Многие жители наших сёл Ураково, Камызино и Веретенниково отдали жизни за нашу свободу.

В тяжёлые годы войны сёла остались на плечах женщин, детей и стариков. На их долю выпало нелёгкое испытание голодом, холодом, болезнями. Дети помогали своим матерям в поле и дома, копали окопы. Им пришлось рано повзрослеть.

Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – лишь история. Но долг перед погибшими и пережившими войну не должен позволить нам забыть этот подвиг, совершённый нашими дедами и прадедами.

Ученики нашей школы вносят свой посильный вклад в дело сохранения памяти о той страшной войне. На сельских кладбищах мы ухаживаем за могилами ветеранов войны, у которых не осталось родственников.

Низкий поклон и уважение всем тем, кто принёс мир на нашу землю!

Новинкин Никита

Наш памятник

Наше будущее зависит от нашего прошлого. В городах и сёлах России оставила свой глубокий след война. Многие из наших земляков, жители сёл Ураково, Камызино и Веретенниково не вернулись домой с фронтов Великой Отечественной. Память об этих людях должна жить всегда!

В селе Камызино есть памятник погибшим односельчанам, который был построен уже в XXI веке.

Раньше жители нашего села на 9 мая ходили в Ураково к местному монументу. Но после того, как камызинская общественность посодействовала строительству памятника, мы можем проводить мероприятия, посвящённые той страшной войне, именно здесь.

Возле самого памятника находятся гранитные плиты, на которых написаны имена всех погибших односельчан. Сюда может прийти каждый, у кого в семье есть погибшие. А таких семей у нас большинство.

Мы должны всегда помнить о нашем прошлом. Это воплощается в заботе о памятниках, посвящённых нашей многострадальной истории!

Андрианов Андрей

Страшные страницы истории села

На уроке истории мы изучали историю родного края во время Великой Отечественной  войны. Все мои одноклассники с огромным вниманием слушали рассказы учителя о том страшном времени.

21 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В 1942 году Камызино было захвачено фашисткой Германией.

7 месяцев наше село находилось под временной фашисткой оккупацией. Немцы забирали у людей мясо, яйца, хлеб, угоняли со двора скотину. Женщин, стариков и детей заставляли работать. Гитлеровцы творили зверские злодеяния. Это было самое страшное время как для нашего села, так и для всей России.

Перед вечером 13 января 1943 г. началось наступление советских войск. Разведчики сообщили, что скоро будет освобождение. На следующий день советские войска очистили наше село. Все жители села с радостью встречали своих освободителей. Это были бойцы 1002 стрелкового полка, 304 дивизии. Настал радостный день освобождения — 14 января 1943 года.

8 мая 1945 жители села узнали о безоговорочной капитуляции германских войск. Из нашего села ушло очень много людей и многие из них не вернулись.

Наша страна будет оставаться великой, если каждый из нас будет знать об истории своей малой родины!

Стародубов Алексей

  • Передовая статья (передовица) — редакционное (реже авторское) публицистическое выступление, открывающее очередной номер периодического издания (газеты, журнала)

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.

Д. С. Лихачёв

1 группа определяет речевую ситуацию в данном тексте:

  • К кому обращена статья? (С кем говорим?)
  • Где она может быть помещена?
  • С какой целью она написана?

2 группа определяет тему и цель текста, отвечая на вопросы:

  • Чему посвящена статья? ( О чем она?)
  • К чему призывает автор?

3 группа называет признаки стиля и приводит примеры из текста:

  • Определите стилевые черты текста.
  • Назовите языковые средства.

Стилистический анализ текста

 

Жанр анализируемого текста -_________________________. Автор рассуждает о ____________________________________________________. Он призывает нас __________________________________________

_________________________________________________________________.

В статье четко выражены стилевые черты: _________________________________________________________________

В статье автор использует ___________________________________ _________________________________________________________________. Таким образом, мы приходим к выводу, что данный текст относится к _______________________________________ стилю.

«А если бы …»

  • — Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики, насколько удачно сложилась бы их карьера?

Спасибо за работу на уроке!

структура заметки, виды и примеры текстов заметок

В статье вы прочтете о том, что такое заметка, к какому стилю речи относится данный вид текста, узнаете, как написать информационную заметку и об ее отличительных чертах , о принципе написания “перевернутая пирамида” и о структуре заметки, а также ознакомитесь с разновидностями заметок и их примерами.  

Заметки широко используются печатными изданиями и, в целом, СМИ для быстрой передачи аудитории информационных сообщений об актуальных, значимых и интересных событиях. 

Что такое заметка и ее отличительные черты

Заметка – краткое сообщение о новом событии или факте.

Главная функция заметки – это дать ответы на вопросы что?, где? и когда? 

Отличительные черты информационной заметки:

  • достоверность факта,
  • новизна,
  • краткость,
  • актуальность, 
  • минимум подробностей,
  • употребление общеизвестных терминов (биржа, сделка, курс валют, теневой рынок, брокер, файл), 
  • использование общеупотребительной и общественно-политической лексики, 
  • употребление слов и речевых оборотов, характерных для официального-делового стиля (осуществляют деятельность, за отчетный период, принимая во внимание), 
  • преобладание существительных, 
  • предложения чаще всего сложные.  

Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.

Пример заметки в публицистическом стиле:

“Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу.

Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета».

В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.”

Аргументы и Факты AIF.ru

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Задачи, которые выполняет информационная заметка

Главной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально значимом событии. Кроме этого, заметка может содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию. 

В задачу заметки не входит детальный анализ события.

Главное – это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные. 

Статья “Как написать краткий биографический очерк: рекомендации, жанровые особенности очерка, виды и пример биографического очерка”.

Как написать информационную заметку: структура заметки и принцип написания 

Как написать информационную заметку по принципу “перевернутой пирамиды” 

При написании заметки используется традиционная для публицистического стиля речи структура: информация подается по убывающей, то есть ее ценность и важность убывает от начала текста к его концу. Такой способ составления заметки называется “принцип перевернутой пирамиды”. 

Условно заметка, построенная по принципу “перевернутая пирамида”, состоит из 4-х частей:

  1. Заголовок. Заголовки информационных заметок в СМИ чаще всего достаточно емкие и информативные – в пределах 10 слов. В самом заголовке обычно раскрывается основная мысль заметки. Например: “Жителей Москвы и области предупредили о сильном снегопаде.” 
  2. Лид. Это первый или ведущий абзац текста, “шапка” или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста, только самая ценная информация:

“Жителей Москвы и области предупредили о сильном снегопаде, который начнется вечером 3 января.”

  1. Основная часть текста – описание события, детали, доказательства, фотографии, цитаты и т.д.:

“Как сообщил минтранс Московской области в инстаграм-аккаунте, может выпасть около 10% от месячной нормы осадков. Автомобилистов просят соблюдать скоростной режим и дистанцию.”

  1. Заключительная часть – дополнительная информация, похожие, интересные материалы, журналистская оценка. Данная часть не является обязательной:

“Последствия предыдущего снегопада в Подмосковье убрали к утру воскресенья – на дороги региона вышли около 900 спецмашин. Расчищено и обработано реагентами более 8 тысяч километров дорог.” (Аргументы и Факты). 

На сайте есть отдельная подробная статья, посвященная “принципу перевернутой пирамиды” в журналистике. 

Структура информационной заметки

В заметке автор, как правило, рассказывает читателю:

  • О событии – что произошло? 
  • О времени – когда? 
  • О месте – где? 
  • Об участниках – кто? 
  • Об обстоятельствах – как? 
  • Об источнике информации – откуда известно? 
  • О прогнозируемом развитии события – что произойдет дальше? 

На какие вопросы журналист даст ответы в тексте информационной заметке и количество этих вопросов будут зависеть от объема информации, которым он владеет, и от цели заметки. Эти вопросы могут выстраиваться в самом разнообразном порядке, на усмотрение автора. 

При написании заметки важно учитывать еще один момент – нужно ли связать освещаемое событие с другим событием, которое уже известно широкой аудитории. В таком случае, структура заметки будет более сложной, потому что необходимо не только рассказать о произошедшем событии, но и связать этот факт с уже имеющейся информацией. 

Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: виды заметок и их примеры

Перед тем, как приступить к написанию заметки, необходимо определиться, в каком жанре вам необходимо писать, и какой вид заметки подходит конкретно для данного освещаемого события. 

Чтобы вы смогли быстро сориентироваться и не ошибиться с выбором, далее в статье рассмотрим виды заметок с наглядными примерами. 

Итак, выделяют следующие разновидности заметок:

  1. Событийная заметка

Событийная заметка – сообщение о событии, которое произошло или произойдет в ближайшее время. Такой вид заметок используется СМИ чаще других. 

Пример событийной заметки:

Атака на аэропорт в Йемене

Несколько минометных снарядов взорвались в среду на территории аэропорта города Адена одновременно с прилетом министров нового правительства Йемена.

По информации панарабского телеканала, представители йеменского правительства не пострадали. Взрывы произошли в зале прибытия до момента выхода членов кабмина из воздушного судна.”

Аргументы и Факты
  1. Анонс

Анонс – сообщение о предстоящих культурных мероприятиях, о строительстве новых сооружений и т. д. Именно такие сообщения привлекают большую часть публики на посещение различных культурных мероприятий. 

Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Пример анонса:

” В Московской области планируется открыть 46 новогодних ярмарок, пишет РИАМО, ссылаясь на и. о. министра сельского хозяйства и продовольствия Подмосковья Сергея Воскресенского.

Тематические торговые площадки будут работать в 31 городском округе региона. Первые девять из них откроются в понедельник, 14 декабря. Массовое открытие ярмарок стартует 20 декабря, когда новогодняя торговля достигает пика.

На ярмарках планируются праздничные гулянья с Дедом Морозом и Снегурочкой, дегустация фермерской продукции, конкурсы и розыгрыши для взрослых и детей, различные мастер-классы.

Новогодние ярмарки будут работать до 31 декабря.”

  1. Аннотация

Аннотация – заметка об изданных книгах, статьях, с целью дать краткое описание их основных качеств. 

Пример аннотации:

” Зачем мы говорим: история речи от неандертальцев до искусственного интеллекта/пер. с англ. Е. Ю. Мягковой

М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 284 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-389-14645-7

Автор, инженер-акустики и ведущий радиопрограмм BBC, демонстрирует базовые механизмы речи, объясняет, как голос определяет личность и передает ее особенности. ” 

  1. Мини-рецензия

Мини-рецензия – рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению. 

Читайте статьи “Как написать рецензию на книгу” и “Как написать профессиональную рецензию на фильм”. 

Пример рецензии:

“Том Хэнкс – герой Америки”. Борис Никитский

В Сети появился добротный военный фильм режиссёра Аарона Шнайдера «Грейхаунд». Главную роль играет «народный артист США» Том Хэнкс. Актер принимал участие и в написании сценария. Фильм простой и ясный, пропагандистский и воспитательный. Вторая мировая война, капитан эсминца, который до того в боевых действиях не участвовал, выполняет задачу отражения атак немецких подлодок на караван, идущий из Америки в Ливерпуль. Мы видим, как это непросто и опасно, враг коварен, потопил много судов, но эсминцу удаётся в этой схватке выстоять.

Командир, которого ждёт на берегу возлюбленная, несколько суток не ест, не спит, и, несмотря на отсутствие боевого опыта, побеждает. Фильм о стойкости, выдержке, о войне как о работе, которую надо просто хорошо делать в трудных обстоятельствах. Эту «трудную работу» мы наблюдаем почти полтора часа, и это не утомительно, потому что хорошо простроены отношения капитана со старпомом и всеми подчиненными и сыграны хорошо. Очень красиво снят океан, на огромных волнах которого американский эсминец сражается с эскадрой немецких подводных лодок. Покоряет человечность капитана. Том Хэнкс убедительно сыграл еще одного из череды своих положительных героев, на которых воспитываются молодые американцы. Фильм не шедевр, но таких фильмов в США выпускается много. Удивительно, что в России, где реальных, а не выдуманных героических историй войны множество, таких фильмов с ясным патриотическим нравственным посылом снимается мало.”

lgz.ru
  1. Блиц-портрет

Блиц-портрет – заметка с краткими сведениями о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности:

” …В 1995 году журнал «Тайм» назвал её «политиком XXI века» в числе ста самых известных женщин планеты, в 2002 году она выступала на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Через два года на президентских выборах заняла четвёртое место, набрав 3,84 процента голосов, а в 2005-м номинировалась на Нобелевскую премию мира. Через три года ушла из политики, стала сниматься в кино, писать книги, вести радио- и телепередачи, а ещё её знают как популярного бизнес-тренера и соавтора линии модной одежды. О бурных девяностых и о сегодняшнем дне, о политике и экономике, о власти и оппозиции, да и просто о жизни мы говорили с одной из самых известных женщин страны – Ириной ХАКАМАДОЙ.”

lgz.ru
  1. Мини-совет 

Мини-совет – заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др. 

Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности. 

Пример заметки “мини-совет”:

«Прежде чем браться за выращивание зелени, позаботьтесь о грунте, – советует садовод с 50-летним стажем Татьяна Оглезнева. – Лучше всего купить его в магазине – он так и называется, грунт для выращивания. Он питательный и мягкий. В зависимости от вида зелени, подберите горшок или посудину».

Для многих растений потребуется пищевая пленка – ей нужно будет укрывать землю, из которой только-только пытаются пробиться ростки. Запаситесь пульверизатором, бутылкой с водой для полива. И обязательно выберите подоконник, где начнете «творить». Есть немало видов растений, которым не нужно постоянное яркое солнце. Однако на северной стороне сложно вырастить даже самую неприхотливую зелень. В таком случае можно приобрести специальные лампы для рассады и включать их на несколько часов в день.

Источник: Аргументы и Факты
  1. Мини-история

Мини-история – заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий. 

Пример заметки в стиле мини-истории:

“В Ставропольском крае ветерану Великой Отечественной войны 91-летней Маргарите Федоровне Комаровой сотрудники полиции вручили паспорт гражданина Российской Федерации.  

Отмечается, что Маргарита Комарова родилась и жила в Ивановской области, в 17-летнем возрасте она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны, как уточнили в МВД, Комарова со своей семьей переехала сначала в Луганскую область, а затем на Ставрополье.

Так, в рамках проводимой работы по урегулированию правового статуса ветеранов сотрудниками Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю было установлено, что на территории региона проживает участник боевых действий против немецко-фашистских захватчиков. Руководство краевого Главка в кратчайшие сроки оформило необходимые документы и в преддверии празднования 75-й годовщины Победы вручило российский паспорт ветерану Великой Отечественной войны по месту жительства

По словам официального представителя министерства России Ирины Волк, сотрудники правоохранительных органов в присутствии внучки вручили бабушке паспорт, поздравили с приближающимся юбилеем Победы, а также пожелали ей здоровья и долгих лет жизни.

  1. Мини-обозрение 

Мини-обозрение – заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли. 

Пример мини-обозрения:

“В России за сутки выявили 26 301 случай коронавирусной инфекции, скончались 447 пациентов с COVID-19, выздоровели 18 897 человек. Об этом рассказали в оперативном штабе по борьбе с заболеванием.

Как уточняется, в настоящее время темп прироста составляет 0,8%. Наиболее благоприятная обстановка по этому показателю наблюдается в Чукотском автономном округе, Тыве и Еврейской автономной области.

С начала пандемии коронавирусом заразились свыше 3,2 млн россиян, жертвами заболевания стали 58 002 человека, почти 2,6 млн заболевших уже поправились. 

Ранее сообщалось, что в РФ за сутки провели 386 тыс. тестирований на коронавирус. Под медицинским наблюдением находятся 658 610 человек.”

aif. ru

Заключение

Теперь, когда вы владеете всей необходимой информацией о заметках в публицистическом стиле, можете смело приступать к работе. И пусть из-под вашего пера выйдет отличная заметка с полезной и интересной информацией для читателя. 

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.

Используемые материалы:

  • Палитра стилей. Учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. Авторы: Нина Афанасьева, Татьяна Попова
  • Стратегии литературного редактирования. Авторы: Зуева Т. А., Иванова Е. Н.
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Автор: Александр Алексеевич Тертычный

Фото на обложке статьи – freepik.com

Share via:

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Average rating 0 / 5. Vote count: 0

No votes so far! Be the first to rate this post.

Публицистический стиль.Жемчужина Казахстана, 10 класс

Фёдоровская общая средняя общеобразовательная школа №1

Теректинского района Западно- Казахстанской бласти

Республика Казахстан

Конспект урока по русскому языку и географии

в 10 классе

«Публицистический стиль.

Жемчужина Казахстана»

подготовили

учитель русского языка и литературы

Хусаинова Айгуль Мендыгереевна

учитель географии

Бердникова Елена Анатольевна

с.Фёдоровка

2014

Публицистический стиль. Жемчужина Казахстана.

Цели:

-Углубить знания о публицистическом стиле речи, рассмотреть его стилевые черты, определить его место в системе стилей русского языка; учить выявлять стилевые черты и языковые особенности публицистического стиля; развивать навыки комплексного стилистического анализа публицистического текста; вырабатывать навыки сравнительного анализа текстов публицистического и других стилей;

— способствовать развитию умения писать тексты публицистического стиля;- воспитывать культуру речевого общения, экологическую культуру,  любовь к родному краю, расширять представления детей о профессиональной деятельности редакции газеты, закрепить знания детей о специфике работы людей разнообразных профессий.

Ход урока

  1. Организационный момент

Психологический тренинг «Винегрет».

2. Словарная работа. По лексическому значению определить слово и составить с одним из них сложное предложение

1.Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом. (Интервью)

2.Газетная или журнальная статья на злободневную тему, в которой используются сатирические или юмористические приемы изложения. (Фельетон)

3.Запись событий в хронологическом порядке. (Хроника)

4.Сообщение о событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению). (Репортаж)

5.Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, книге (Рецензия)

3.Слово учителя.

Какой темой объединены все слова? Тема нашего урока «Публицистический стиль».

Перед вами слова :Публика. Публичный. Публицист. Опубликовать. Публицистика . Публицистический .

-Какой общий корень у этих слов? Что он означает?

Слово «публика» в значении «люди, народ» пришло к нам из латинского языка, а слово «Публицистический» в буквальном переводе означает «общественный». Публицистический стиль имеет древнюю историю. Он зародился ещё в античные времена. До сих пор студенты и учёные, юристы, политологи пользуются образцами публицистического стиля, созданными ораторами Древней Греции и Рима.

Произведения публицистического стиля ставят проблемы войны и мира, проблемы прав и свобод человека, проблемы патриотизма, защиты природы, гуманизма; призывают к добру, терпимости, взаимопониманию.

-Какова задача публицистического стиля?

-Назовите сферу употребления публицистического стиля.

-Перечислите стилевые и языковые особенности публицистического стиля.

-Расскажите о жанрах публицистического стиля и приведите примеры.

Мы повторим наши знания о публицистическом стиле и выпустим стенгазету. Для помощи мы пригласили человека, который каждый день занимается непосредственно этой работой- выпуском газеты. Это редактор газеты «Теректыжаналыгы » СисенбаеваНурзияВалеуловна.

4.Выступление редактора газеты «Теректы жаналыгы » Н.Сисенбаевой

5.Распределительный диктант ( работа с электронным учебником)

6.Слово учителя географии

Цель нашего урока- выпустить стенгазету, используя знания о публицистическом стиле. А для того, чтобы рассказать о теме нашей газеты, мы пригласили нашего учителя географии Бердникову Е.А.

От Западно – Сибирской равнины на севере до Бетпакдалы и Балхаша на юге, от Тургайской впадины на западе до хребта Саур – Тарбагатай на востоке простирается широкая степь, которую казахи издавна называют «золотая степь». Это Сарыарка.

Можно не задумываясь назвать Акмолинскую область жемчужным ожерельем: красивейший Кургальджинский заповедник, Еремейтауские и Баянаульские горы, Зерендинские леса. Именно в этой области расположено красивейшее место Сарыарки – Боровое. Окжетпес, танцующие березы, гладь озер, скалистые горы –  сказочный, легендарный край, который всегда служил кочевникам священной обителью и местом поклонения.

 Ещё в 1897 году путешественник Словцов так охарактеризовал Боровое: «На небольшом сравнительно клочке земли, верст 20 в диаметре, горные утесы, напоминающие Кавказ и Алтай, поросшие хвоями, вошли в чудное сочетание со стихией вод… С любого холма можно видеть то необъятные степные просторы, то роскошные нивы самых лучших пшениц, то зеркальную поверхность озер, то окутанные густой хвоей гранитные горы».

Боровое — «Казахстанская Швейцария», «жемчужина Казахстана» — этому месту можно дать тысячи и десятки тысяч названий, но ни одно из них не сможет в полной мере отразить всю красоту и великолепие природы оазиса, главной частью которого является озеро Боровое.

Это не просто курорт, где сами жители Казахстана и иностранные гости могут приятно отдохнуть и восстановить силы после тяжелого трудового года — это поистине райское место, созданное всесильной рукой Бога, которая не поскупилась и дала этому удивительному краю, расположенному среди высоких гор и бескрайних, ничем непримечательных степей, глубокие голубые озера с кристально прозрачной водой, изумрудные склоны, благодатный климат и большое разнообразие редких представителей флоры и фауны.

7. Просмотр фрагмента видеофильма «Боровое»

8.Распределение обязанностей и выпуск газеты «Синегорье»

Статистические данные- Сулейменова А., Джанабаев А.

Интересные факты-Румянцева М., Пустобаев В.

Соцопрос- Морозова О., Жданова Р.

Фотокорреспондент –Щеглов А., Журавский А.

Компьютерный дизайн – Зозуля В.

9. Работа над созданием газеты «Синегорье»

10.Домашнее задание. Эссе «Если бы я был редактором…»


Приложение 1

Боровое (каз. Бурабай) — посёлок, климато-кумысолечебный курорт с 1910 года, в Акмолинской области Казахстана, возведённый у одноимённого озера. Основным показанием для лечения в санаториях Борового является наличие туберкулёза (в том числе в открытой форме) и заболеваний органов дыхания. Посёлок находится в 95 км к юго-востоку от Кокшетау, в 20 км к северу от железнодорожной станции «Курорт Боровое» (в городе Щучинск). Расположен на Кокчетавской возвышенности, на высоте около 480 м, в сосновом бору, на перешейке, разделяющем озёра Бурабай и Большое Чебачье. Боровое называют «жемчужиной Казахстана» и «казахстанской Швейцарией». В национальном парке Боровое расположено 14 крупных озер, в том числе Боровое, Щучье, Котырколь, а также множество мелких озёр. Визитной карточкой Борового называют гору Кокшетау (в переводе с казахского Голубая гора; также используется русское наименование Синюха) высотой 947 метров. В настоящее время, посетителей принимают 10 баз отдыха, 6 санаториев и больше 25 гостиниц и отелей.

Национальный Природный Парк «Бурабай».
Парк «Бурабай» расположен на севере Акмолинской области. Территория парка входит в состав Кокшетауской степной, лесостепной и увалисто-мелкосопочной возвышенности. Структуру ландшафтов составляют степи, озера, леса, лесостепи и низкогорья. Климат здесь резко-континентальный, лето обычно жаркое, а зима холодная.
Государственный национальный природный парк «Бурабай» был создан в августе 2000 года и сегодня находится в ведении Управления делами Президента. Территория парка включает в себя 14 озер, площадь водной поверхности каждого из которых составляет 1 кв.км. Кроме того, здесь также находится огромное количество более мелких озер. Среди наиболее знаменитых можно выделить следующие природные водные резервуары: Щучье, Боровое, Большое и Малое Чебачьи, Котырколь, Светлое, Карасье, Горное, Лебединое. Главным украшением озера Боровое является Голубой залив, собственно относящийся к самому озеру. Из вод залива можно увидеть гордо возвышающуюся скалу Жумбактас (Таинственный сфинкс), которая овеяна замечательной легендой. Больших рек в природном парке почти нет, преимущественно протекают малые реки, ручьи и временные потоки.
Растительный мир парка представлен около 800 видами самых разнообразных растений, каждое из которых отличается от другого своей индивидуальностью и несомненной привлекательностью. Фауну края составляют более 300 видов животных, многие из которых занесены в Красную Книгу.

Поток туристов летом достигает до 30 тысяч человек! 

Приложение 2 « Легенды»

Жумбактас.

В старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души не чаяли. Отец мечтал выдать ее замуж только за хана или бия (судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный джигит: и лицом красивый и певец благозвучный и мастер игры на домбыре — настоящий султан среди джигитов. И старые и молодые, захлебываясь, рассказывали об искусстве гостя. Жигит и дочь бая встретились и с первого взгляда влюбились друг в друга. Но разве бай согласится на их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше, где их не найдут лазутчики бая. Они оседлали двух аргыма-ков и под покровом темноты сбежали из аула. Прошло много дней и ночей, пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. Это были окрестности Бурабая. На берегу Аулиеколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. Затем они присмотрели красивый залив в северной части озера и стали все чаще отдыхать здесь под сенью молодых берез, елей. Потому ли, что залив всегда находится в тени Бурабая, или здесь вода особенная, но она такая прозрачная, что видно дно и голубое-голубое весеннее небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив). Влюбленные молодые катались здесь, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. Как пара неразлучных лебедей, они проводили счастливые дни медового месяца. А в это время ее братья искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без рода и племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь. Прошло немало дней, и ищейки бая напали на след беглецов и чуть не схватили их. Молодые первыми увидели ищеек и, захватив кое-что, бросились к лодке. Погоня, упустив их, осталась ни с чем, но уходить не собиралась. Указ бая был суровым, и они начали следить за своими жертвами. Зная, что лодка с молодыми часто заходит в залив, они засели в сени деревьев и стали ждать. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу и братья девушки не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искреннее безмерное горе, выполняет ее просьбу.

Позже наши предки назвали эту скалу Жумбактас.

И действительно, скала загадочная. Если посмотреть на скалу с одной стороны, она напоминает лодку, если посмотреть с другой — это настоящая девушка с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую сгорбленную старуху.

Танцующие берёзы

Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Пойти туда можно тайно, без шума иначе молодежь будет неискренней, и игры будут без обычной естественности и простоты.

Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого жигита в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном жигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие и веселье разгорелось вовсю.

Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:

— О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!

Заметив хана, кто-то воскликнул:

— О, всесильный хан!

Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:

— О, всесильный хан!

Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.

На Куршской косе, что в Калининградской области, есть уникальное место, которое называется «Танцующий лес» либо «Пьяный лес». На участке примерно в 1 кв. км растут посаженные в 1980-х годах сосны. Большая часть деревьев причудливо изогнута, а некоторые в нижней части даже «скручены» в петлю. Науке точно неизвестна причина этого феномена, есть только множество гипотез: природные факторы, генетические особенности, воздействие вирусов или вредителей, и даже особая космическая энергетика данного места. Похожее место под названием «Лес Троллей» есть в Дании, и тоже на побережье Балтийского моря. Другой аналог — парк «Танцующие берёзы» — расположен на берегу озера Боровое в Казахстане.
Боровое

«Давным-давно, у истоков всех времён одарил мудрый Всевышний земные народы природными богатствами. И достались одним народам непроходимые леса, кладези ценной древесины, дичи и ягод, другим – полноводные реки, изобиловавшие рыбой, третьим – плодородные почвы, умножавшие всё посаженное в них в десятки раз. Казахам же достались сухие серые степи, песчаные пустыни да безбрежные небесные просторы. Но смиренный народ не возроптал на Бога, не стал укорять Его за то, что их дары оказались не столь щедрыми; наоборот, акыны в каждой своей песне славили Аллаха за то, что позволил Он их народу жить на этих прекрасных благодатных землях, позволил видеть, как восходит над ними солнце, как поднимается дымка над волнующимся ковыльным морем, позволил вдыхать его аромат, позволил почувствовать вкус свободы от стремительного бега быстроногого скакуна.

Летела такая песня акына над степью, славила Всевышнего. И донеслись звуки этой песни до слуха самого Аллаха. Сжалился тогда Владыка мира над смиренным народом, покопался на дне своего опустевшего коржына и выгреб оттуда несколько камней. Кинула Рука эти камни, и упали те на севере земель, доставшихся во владение казахам. И выросли на том месте горы, покрытые сосновыми лесами. Вспомнил Всевышний ещё раз слова песни, что случайно услышал, и слеза умиления скатилась по Его щеке. Тихой звёздочкой слетела та слеза вниз, ударилась об острые края гор и мириадами новых капель разлетелась среди лесов. Так в тех краях появились многочисленные озёра…»

Эта древняя легенда повествует о рождении, пожалуй, одного из самых красивых уголков на земле – о Боровом (или по-казахски Бурабай), курортном местечке на севере Казахстана. Есть у него и второе название, более поэтическое – Синегорье, или Кокшетау. Так окрестили эти края в народе в незапамятные времена. Фиолетовая дымка над вершинами гор ранним утром, тихий плеск воды об Каменный пляж, шум старых сосен – оказавшись здесь в первый раз, начинаешь верить, что действительно сам Господь благословил этот союз камня, воды, леса и неба. Позже, с века девятнадцатого или двадцатого, закрепился за Боровым ещё один эпитет – «Казахстанская Швейцария». Но любой, кто побывал здесь хоть единожды, скажет вам – Синегорье намного красочнее и прекраснее, чем Швейцария. Хотя бы из-за того, что родное.

Список использованной литературы

  1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. — М., 2000.

  2. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики. М., 1972.

  3. Гребенина А.М. Обзор печати: Проблемы теории жанра. — М., 2008.

  4. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. — М., 2006.

  5. На подступах к риторике: Пос. для учащихся 8-11-х классов общеобразоват. учебных заведений / Авт. — сост.В.Я. Коровина. — М.: Мнемозина, 1996.

  6. Розенталь Д.Э. Стилистика газетных жанров. — М., МГУ, 1981.

  7. Сенкевич М.П. Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. — М., 2008.

  8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М., 2010.

  9. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред.Д.Н. Ушакова. — М., 2009.

  10. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / Под ред. Д.Э. Розенталя — М., 2008.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеофильм «Боровое», 2010 г.
2. www fototerra.ru «Боровое и его окрестности»

3. www kazakstan.orexca.com «Легенды Казахстана и Великого шёлкового пути»

Газетные статьи – Стили цитирования: Краткое руководство по APA, MLA и Turabian

Базовый формат цитирования книги требует указания имени автора, названия книги, имени издателя и даты публикации. Отредактированные книги при полном цитировании будут указывать имя редактора вместо имени автора.

 

ГАЗЕТЫ Базовый формат газетной статьи включает в себя имя автора (если имеется), заголовок, название газеты, дату номера, а также раздел и номера страниц, на которых размещена статья. Турабян рекомендует цитировать газетные статьи только в примечаниях, если статья не является критичной по отношению к аргументу или часто цитируется. Следующие библиографические записи предполагают, что примеры статей являются критическими. Turabian также рекомендует не указывать номера страниц, поскольку газеты часто выходят в нескольких изданиях, а нумерация страниц может варьироваться от одного издания к другому.

 

ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ – АВТОР НЕ УКАЗАН
Пример основан на статье, опубликованной в Block and Tackle Times 31 октября 1995 г. в разделе A на страницах 1 и 5. Статья называлась «Конгресс Голоса за сокращение субсидий владельцам ранчо дождевых червей: рыбаки-спортсмены бьются из-за потери дешевых червей». Автор статьи не указан.

APA

Конгресс проголосовал за сокращение субсидий владельцам ранчо дождевых червей: рыбаки-спортсмены бьются над потерей дешевых червей. (1995, 31 октября). Время блокировки и захвата , A1, A5.

MLA

«Конгресс проголосовал за сокращение субсидий владельцам ранчо дождевых червей: рыбаки-спортсмены недовольны потерей дешевых червей». The Block and Tackle Times, , 31 октября 1995 г., с. А1, А5.

ТУР.

«Конгресс голосует за сокращение субсидий владельцам ранчо дождевых червей: рыбаки-спортсмены бьются над потерей дешевых червей». The Block and Tackle Times , 31 октября, 1995.

 

ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ – АВТОР УКАЗАН
Пример основан на статье автора Элви Сингера под названием «Пусть звенит свобода», которая была опубликована в Sioux Falls Trumpet 1 января 2001 г. на странице A12. .

APA

Зингер А. (1 января 2001 г.). Пусть свобода звенит. Труба Су-Фолс , A12.

MLA

Певица Элви. «Пусть звенит свобода». Труба Су-Фолс, , 1 января 2001 г., с. А12.

ТУР.

Певица Элви. «Пусть звенит свобода». Sioux Falls Trumpet , 1 января 2001 г.

 

ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ИЗ ПОЛНОТЕКСТОВОЙ ОНЛАЙН-БАЗЫ ДАННЫХ
Пример основан на статье, написанной автором Энни Холл для газеты Split Cities Tattler 10 сентября 2000 г. Статья появилась в разделе А газеты на странице 1 под заголовком «Психиатр обвиняет средства массовой информации в невротическом поведении». Полный текст статьи взят из базы данных подписки AlltheNews Online 30 сентября 2002 г.

APA

Холл, А. (2001, 30 сентября). Психиатр обвиняет средства массовой информации в невротическом поведении. Города Сплита Tattler , A1.

MLA

Холл, Энни. «Психиатр обвиняет СМИ в невротическом поведении». Split Cities Tattler, , 30 сентября 2001 г., с. А1. AlltheNews Online, www.allthenewsonline.com/SCT/093001_psychiatrist.html. По состоянию на 30 сентября 2002 г.

TUR.

Холл, Энни. «Психиатр обвиняет СМИ в невротическом поведении». Split Cities Tattler , 30 сентября 2001 г. http://www.allthenewsonline.com/SCT/093001_psychiatrist.html (по состоянию на 30 сентября 2002 г.).

 

ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ИЗ ОНЛАЙН-ВЕРСИИ ГАЗЕТЫ
Пример основан на статье, написанной автором Блэки Далия для газеты Crying Out Loud. Статья, появившаяся в качестве дополнительной статьи в онлайн-версии газеты и отсутствовавшая в печатной версии, называлась «Начинающие актрисы предупреждены об опасностях ночной жизни Голливуда». Статья была опубликована в Интернете 12 сентября 2008 г. и была найдена в тот же день.

APA

Далия, Б. (2008, 12 сентября). Начинающих актрис предупреждали об опасностях ночной жизни Голливуда. Громко кричать . http://www.cryingoutloud.com

MLA

Далия, Блэки. «Начинающих актрис предупреждают об опасностях ночной жизни Голливуда». Crying Out Loud, , 12 сентября 2008 г. www.cryingoutloud.com/20080912/dahlia.html. По состоянию на 12 сентября 2008 г.

TUR.

Далия, Блэки. «Начинающих актрис предупреждают об опасностях ночной жизни Голливуда». Crying Out Loud , 12 сентября 2008 г. http://www.cryingoutloud.com/20080912/dahlia.html (по состоянию на 12 сентября 2008 г. ).

Газетные статьи — Руководство по цитированию MLA (9-е издание)

Газетная статья из библиотечной базы данных

Фамилия, Имя автора. «Название статьи: Подзаголовок, если есть». Название газеты [город газеты, если местная газета не указывает название города], дата публикации, стр. Номер страницы, если указан. Имя базы данных.  

Пример цитирования работ

Шмидт, Сара. «Компании не прошли тест; маркетинг нездоровой пищи, направленный на детей, провалился». The Gazette [Монреаль], 10 марта 2010 г., с. А.11. Канадский газетный киоск.  

Пример цитирования в тексте

(Фамилия автора Номер страницы)

(Шмидт А11)

Пример цитирования работ

Кроуфорд, Максин. «Исследования кельтской нации». Психопсис: Canada’s Psychology Newspaper , vol. 39, нет. 3, лето 2017 г., с. 32. Канадский справочный центр Points of View.  

Пример цитирования в тексте

(Фамилия автора Номер страницы)

(Кроуфорд)

Пример списка цитируемых работ

Моррисон, Малкольм. «TSX восстанавливается в новостях Греции». Toronto Star , 23 июня 2011 г.,  www.thestar.com/business/economy/2011/06/23/tsx_recovers_on_greece_news.html. По состоянию на 7 июня 2016 г.

Пример цитирования в тексте

(Фамилия автора)

(Моррисон)

Пример списка цитируемых работ

Смит, Билл. «Переговоры о Боснии увязли за границей». Toronto Star, , 18 августа 2012 г., с. Б6.

Пример цитирования в тексте

(Фамилия автора Номер страницы)

(Смит B6)

Пример

Шахтер, Х. (2012, 18 июня). Что нужно, чтобы стать хорошим командным игроком? The Globe and Mail , B7.

Примечание : Если статья заканчивается знаком вопроса или восклицательным знаком (!), точку в конце заголовка ставить не нужно.

Парафраз в тексте

(Фамилия автора, год)

Пример: (Шахтер, 2012)

Цитата в тексте

(Фамилия автора, год, стр. номер страницы)

(Шахтер, 2012, стр. B7)

Пример

Ав, Дж. (2012, 12 июня). Остановить рост газированных напитков: почему нам нужно подумать об ограничении сладких напитков. Национальная почта . https://nationalpost.com/health/stopping-the-soda-bulge-why-we-need-to-consider-restricting-sugary-beverages

Парафраз в тексте

(Фамилия автора, год)

Пример: (Ав, 2012)

Цитата в тексте

(Фамилия автора, год, стр. номер страницы)

Пример: (Aw, 2012, параграф 1)

Примечание . В этой записи нет номеров страниц, поэтому вместо них используется номер абзаца.

Пример

Такер, Э. и Миллер, З. (18 января 2020 г.). Демократы готовятся аргументировать отставку Трампа . ХаффПост. https://www.huffpost.com/entry/dems-gear-up-to-make-case-for-trumps-removal_n_5e23569ec5b6321176149dbe

Парафраз в тексте

(Фамилия автора, год)

Пример: (Такер и Миллер, 2020)

Цитата в тексте

(Фамилия автора, год, стр. номер страницы)

Пример: (Такер и Миллер, 2020)

Примечание. В этой записи нет номеров страниц, поэтому вместо них используется номер абзаца.

Пример

Аулах Р. (13 июня 2012 г.). От выживания к процветанию. Торонто Стар , GT1, GT4.

Парафраз в тексте

(Фамилия автора, год)

Пример: (Аулах, 2012)

Цитата в тексте

(Фамилия автора, год, стр. номер страницы)

Пример: (Аулах, 2012, с. ГТ1)