Стереотипии это: Стереотипия: двигательная и речевая у детей и взрослых

Стереотипия: двигательная и речевая у детей и взрослых

Стереотипия — это состояние, при котором человек совершает бесцельные повторяющиеся движения, мешающие нормальной деятельности и иногда травмирующие его самого.

Действия при стереотипии могут быть простыми (раскачивание из стороны в сторону) и сложными (марширование), простые стереотипные движения более распространены. Также стереотипии могут быть речевыми или невербальными, направленными на предмет, объект или самого себя, затрагивать мелкую или крупную моторику.

Для стеореотипий типична манифестация в раннем детском возрасте, чаще всего они встречаются у детей с расстройством аутического спектра (РАС), умственной отсталостью, сенсорной депривацией, нарушениями зрения, однако могут проявляться и при нормальном развитии, сохраняясь во взрослом возрасте. Стереотипии также могут наблюдаться при психических расстройствах (шизофрения), генетических заболеваниях, дистониях, фокальной эпилепсии, лобно-височной деменции.

Повторения одних и тех же действий (стереотипии) могут быть двигательными (раскачивания, взмахи руками, подпрыгивания, ритмичные сгибания пальцев, кусание ногтей/губ, кивание головой), зрительными (частое моргание, длительное наблюдение за перемещающимися объектами — транспортом, каплями воды), речевыми (повторение слов, фраз, цитат, звуков), поведенческими (соблюдение неких ритуалов), ритмическими (скандирование стихотворений, выкладывание орнаментов из мелких предметов, игрушек, листание страниц книги), тактильными (частое мытье рук, потирание ладоней, царапанье кожи), самоагрессивными (щипание себя, укусы, удары об стену или пол) и др.

Стереотипии часто путают с тиками, но это не одно и то же. Стереотипии, как правило, начинают проявляться до 3 лет ребенка, могут длиться от нескольких секунд до нескольких минут и полностью отсутствуют во время сна, для них характерны поведенческие паттерны, в процесс вовлечены кисти рук, руки, голова, все тело, стереотипии ритмичны и продолжительны, быстро прекращаются, если ребенка отвлечь (например, окликнуть). Тики могут начать проявляться в 5–7 лет, чаще всего затрагивают глаза, лицо, голову, плечи, для тиков характерны предвестники (неприятные ощущения в теле, покалывание или зуд кожи, жжение в глазах, жжение в мышцах).

Причины стереотипии

Причины стереотипии окончательно не установлены, их патофизиология еще изучается, однако исследования показали, что примерно у 25% детей, склонных к повторению одних и тех же действий, в семейном анамнезе были двигательные или другие стереотипии, что, возможно, указывает на генетическую предрасположенность к этому состоянию. Кроме предположений о влиянии генетики, существуют и гипотезы о роли структурных аномалий мозга или нарушений его функции, нейрохимических и психологических факторов, факторов окружающей среды.

Точно известно, что стереотипии могут усугубляться или учащаться, если ребенок находится в состоянии стресса, беспокойства, возбуждения, устал или полностью поглощен какой-либо деятельностью. А, например, тяжесть и частота двигательных стереотипий при РАС коррелирует с тяжестью заболевания.

Когда при стереотипии необходимо обратиться к врачу?

К врачу необходимо обратиться при наличии признаков стереотипии: повторяющихся бесцельных движениях. При угрозе самоповреждения необходима срочная помощь.

На данный момент доказанно эффективного медикаментозного лечения стереотипии не существует. В ряде случаев снизить проявление этого симптома помогает когнитивно-поведенческая терапия. Однако она не подходит детям раннего возраста, поскольку требует активного включения ребенка в процесс лечения (понимания просьб или рекомендаций врача и следования им). Родителям предлагается обеспечить безопасность ребенка в домашних условиях, чтобы снизить риск получения травм.

К каким врачам обращаться по поводу стереотипии?

Для определения причин возникновения стереотипии, диагностики состояния и лечения необходимо обратиться к педиатру, психотерапевту, психиатру.

Автор:

Амеличева Алена Александровна
медицинский редактор

Дата публикации: 21 Октября 2022

Стереотипии у детей с расстройством аутистического спектра и аутизмом

Что такое «стереотипия»? Этот термин часто употребляется, когда мы говорим об аутизме или расстройствах аутистического спектра.

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова.

Стереотипии есть у каждого из нас. Например, накручивание волос на палец во время разговора, привычка постукивать пальцами по столу или грызть ногти от скуки или переживаний. Кто-то хрустит костяшками или кусает губы, пальцы.

При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

 Часто стереотипии у детей с РАС привлекают чрезмерное внимание окружающих, либо причиняют ребенку дискомфорт и родителям хочется их прекратить. Нужно ли это делать?

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если избавится от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — попытки прекратить стереотипии могут вызвать стресс у ребенка и нежелание общаться.

Важно разобраться, почему ребенок прибегает к такому поведению, найти причины появления стереотипий.

Существует несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

  • Чрезмерная стимуляция: стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
  • Недостаточная стимуляция: стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
  • Уменьшение боли: повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
  • Управление эмоциями: как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.
  • Саморегуляция: некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Пример положительной функции стереотипии: ребенок начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. В дальнейшем он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

В каком случае нужно уменьшать стереотипии?

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии?

  • Можно разнообразить среду ребенка, его обстановку, «насытить» ее, чтобы у него появилось больше возможностей занять себя чем-то.
  • Отвлекать ребенка, если заметили появление стереотипий, переключать его внимание на что-либо другое.
  • Чаще обнимать, говорить приятные слова.
  • Физические упражнения, спорт, подвижные игры, прыжки на батуте уменьшают стереотипии.

Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипичные люди скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. Не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Если выделять запланированное время на стереотипию после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Чтобы наладить общение с ребенком с расстройством аутистического спектра, присоединяйтесь к стереотипии! Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним.

Затем добавьте к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

 

 

 

 

 

Материал подготовила

Веснина Н.Н. – психолог отделения

психолого-педагогической помощи

Первичные (неаутичные) моторные стереотипы | Johns Hopkins Pediatric Neurology

 

Центр двигательных стереотипий Джона Хопкинса оценивает и лечит детей с первичными двигательными стереотипиями (которые возникают у детей, которые в остальном развиваются нормально). Хотя лекарств, которые эффективно лечили бы первичные двигательные стереотипы, не существует, было показано, что поведенческая терапия (реверсия привычки) может быть полезной.

Под руководством доктора Харви Сингера наша команда также проводит клинические исследования, чтобы лучше понять причины и разработать новые методы лечения. До тех пор наш подход заключается в том, чтобы информировать семьи об этом расстройстве, которое вряд ли негативно повлияет на повседневную домашнюю, школьную или социальную жизнь ребенка.

Если у вашего ребенка наблюдаются стереотипные движения без других признаков отклонения в развитии, возможно, у него первичное двигательное стереотипное расстройство. Посетите педиатра, чтобы исключить другие причины. Если у вашего ребенка уже было диагностировано двигательное расстройство, наша команда может предложить второе мнение.

 

Запись на прием:

667-205-4285

 

О моторных стереотипах

Моторные стереотипии, также известные как стереотипное двигательное расстройство, представляют собой ритмичные, повторяющиеся, фиксированные, предсказуемые движения, возникающие у детей. Примерами первичных двигательных стереотипий являются взмахи и взмахи руками, взмахи руками, кивание головой и раскачивание вперед и назад. Обучающая поведенческая терапия, проводимая родителями, может помочь в лечении первичных двигательных стереотипий у детей.

Узнать больше

 

Научные и клинические исследования

Исследований двигательных стереотипий у нормально развивающихся (не страдающих аутизмом) детей было проведено мало. Наша исследовательская группа под руководством доктора Харви Сингера проводит несколько клинических исследований с участием детей и взрослых с первичными двигательными стереотипиями. Знания, полученные в результате этого исследования, позволят нам лучше понять причины и основной механизм расстройства, а также разработать новые методы лечения. Мы также надеемся предоставлять точную и актуальную информацию пациентам, семьям и лицам, осуществляющим уход, благодаря результатам исследований.

Наша команда благодарна Фонду Несбитта-МакМастера в Канаде за щедрый дар, благодаря которому это исследование стало возможным.

  • Цель исследования : Основная причина двигательных стереотипий неизвестна; однако положительный семейный анамнез выявляется у 20% пациентов. В этом исследовании мы используем тестирование всего экзома на ДНК, выделенной из слюны, для выявления возможных генетических аномалий. Это совместная работа с доктором Томасом Фернандесом, генетиком из Йельского университета.

    Право на участие : Участники могут быть любого возраста. Мы также ищем семьи, в которых есть более одного человека с первичными комплексными двигательными стереотипиями.

    Требования для участия:

    1. Ознакомительный телефонный скрининг — скрининг проводится координатором исследования для подтверждения права на участие.
    2. Онлайн-формы. Перед предоставлением наборов слюны необходимо заполнить несколько онлайн-анкет.
    3. Анализ слюны. Образцы берутся у обоих родителей и больного ребенка. Сбор образцов включает в себя сплев в предоставленную чашку и отправку по почте доктору Фернандесу (почтовые расходы предоставляются).
  • Цель исследования : Это исследование предназначено для оценки наличия сопутствующих заболеваний (СДВГ, ОКР, тревоги и т.

    д.) и качества жизни у взрослых со сложными двигательными стереотипиями.

    Право на участие : Участники должны быть старше 21 года и продолжать демонстрировать первичные комплексные двигательные стереотипии.

    Требования к участию :

    1. Ознакомительный телефонный скрининг. Координатор исследования проверяет участника, чтобы определить, соответствует ли он критериям исследования.
    2. Онлайн-формы — различные анкеты предоставляются для заполнения онлайн — заполнение может занять до 90 минут
  • Если у вашего ребенка диагностированы или проявляются симптомы двигательных стереотипий, он или она может иметь право на участие в одном из наших клинических исследований. Участники получают бесплатное комплексное нейропсихологическое тестирование и небольшую стипендию.

    Исследования неинвазивны и требуют полдня, одного дня или двух дней, в зависимости от исследования.

    Для получения дополнительной информации, пожалуйста, напишите [email protected].

  • Доктор Сингер является соавтором многочисленных исследовательских работ по двигательным стереотипиям и смежным темам.

    Посмотреть его исследование на PubMed.

кнопка возврата наверх

Стереотипия: понять, почему наши дети делают то, что они делают

Меня зовут Мэнди Коулман, и я работаю старшим поведенческим терапевтом в нашем центре в Вайноне. Я работал в Winona Partners с тех пор, как они открылись четыре года назад, в обоих вводных модулях, а сейчас работаю в нашем модуле функциональных жизненных навыков (модуль 43). Одна из вещей, которые мне больше всего нравятся в капсуле 43, — это большое разнообразие детей, которые у нас есть, и ежедневное наблюдение за их прогрессом. Одна из классификаций поведения, которую можно найти на сайте Partners, — это возникновение стереотипии.

Что такое стереотипия?

Стереотипия определяется как постоянное повторение действия без очевидной цели для наблюдателей, но служит определенной цели для человека. В Partners мы часто называем это «стимингом» или самостимулирующим поведением. Стимминг может принимать разные формы в зависимости от ребенка и его предпочтений, но две общие широкие категории для классификации стима — это двигательный и вокальный.

Примеры двигательной стимуляции

  • Взмахи руками
  • Повторяющиеся прыжки или вращения
  • Повторяющиеся движения с объектом

Примеры вокальной стимуляции

  • Сценарии (повторяющиеся фразы из фильмов/телепередач, книг или других звуков, слышимых в их окружении) 9005 0
  • Мычание или пение
  • Щелканье языком

Другие стимулы могут включать слуховые (например, постукивание по предметам рядом с ушами), визуальные (например, окантовка глаз, выстраивание игрушек) или обонятельные стимулы (например, класть предметы в рот, облизывать предметы).

Стимулирование можно разделить на несколько категорий в зависимости от функции стимулятора и автоматического подкрепления, которое ребенок получает от стимулятора. Например, ребенок, постукивающий двумя деревянными блоками друг о друга, может получить стимуляцию, наблюдая, как блоки сталкиваются друг с другом, шум, издаваемый блоками, когда они сталкиваются друг с другом, и движение при столкновении блоков друг с другом.

Так почему же у детей с аутизмом стим?

Несколько людей с аутизмом рассказали о своем стиминговом поведении в различных социальных сетях, таких как Facebook, Instagram и TikTok, чтобы рассказать другим о своем поведении. Один из этих людей на TikTok описывает чувство стимуляции как «самую терапевтическую вещь», которую она делает в течение дня (она объяснила в предыдущем видео, что ее стимуляция хлопанья руками и тряски головы обычно происходила, когда она чувствовала себя более взволнованной или взволнованной, чем обычно) и что стимулятор удовлетворил ее потребность «разыграть свои чувства телом». Она заканчивает свое короткое видео, говоря, что это был только ее опыт со своими стимами, и что у каждого есть уникальные стимы и свой собственный опыт с ними.

С технической точки зрения теории поведенческого анализа предполагают, что стереотипия (стиминг) функционирует для предоставления сенсорной информации индивидууму либо из-за слишком малой, либо из-за слишком большой информации от окружающей среды (Lovaas, Newsom & Hickman, 1987). Другие теории предполагают, что дети могут вести себя подобным образом из-за подкрепления, которое они получили в прошлом. Например, если ребенок постукивает по предмету рядом с ухом для получения звуковой информации в шумной комнате, он получает автоматическое подкрепление от постукивания по предмету, но также может избежать громких звуков окружающей среды. Как правило, когда дети занимаются стиммингом, они получают от этого какое-то удовольствие, даже если цель не ясна другим людям (она должна иметь смысл только для человека).

Каждый человек в какой-то момент занимается стиммингом, даже если он этого не осознает. Студент колледжа, сидящий на лекции и постукивающий ногой, может быть стимом. Женщина, дергающая свое ожерелье во время просмотра телевизора, может быть стимом. Мужчина постукивает пальцами по столу, думая, что это стим. Нет никакой очевидной цели для этих людей, делающих эти вещи со стороны, и если вы спросите этих людей, они, возможно, даже не смогут сказать вам, почему они это делают, это может быть просто потому, что для них это нормально и естественно. сделай это. То же самое и с детьми с аутизмом. У их стимуляции может не быть четкой функции, они могут просто чувствовать себя хорошо. Для наших детей важно помнить, что нет необходимости полностью устранять стимминг у ребенка, а скорее учить его в подходящее время для этого (например, в свободное время или после того, как он попросит перерыв от занятий в группе / в классе). ) по сравнению с тем, когда ребенок должен быть на задании.

Когда подходящее время для перенаправления стимминга?

  • Время в группе/классе, когда ожидается, что клиент и/или сверстники будут уделять внимание ведущему учителю
  • Когда стимул препятствует выполнению задания учащимся ребенок или другие лица

Если вы пытаетесь перенаправить стимулирование, один из вариантов — вовлечь их (или повторно вовлечь) в какое-либо занятие. Это дает им напоминание о том, чего они ожидают в это время, и может вернуть их к задаче. Другой вариант — дать им язык, который выражает их мысли или чувства (например, «похоже, вам скучно» или «похоже, вы взволнованы»). Это подтверждает, что их стимминг в порядке, но также дает им возможность лучше общаться с другими о том, что они чувствуют. Если ребенок кажется неуравновешенным во время стимуляции, предложение перерывов для движения или ерзания также может быть полезным для перенаправления и возвращения ребенка к задаче.

За 4 года работы в Partners я слышал от родителей, что они могут сделать, если их ребенок занимается стиммингом на публике, а люди пялятся на него. Идеального ответа не существует, потому что каждый ребенок и родитель разные, и это будет зависеть от их уровня комфорта. Однако одно из решений состоит в том, чтобы просто игнорировать других людей (и да, я знаю, что это легче сказать, чем сделать) и просто напомнить себе, что ВЫ — родитель вашего ребенка, люди из Target не знают, насколько замечательный ваш ребенок. Другой вариант — рассказать, что делает ваш ребенок. Например, если вы находитесь на острове игрушек, а ваш ребенок прыгает, визжит и хлопает в ладоши, вы можете попробовать сказать: «Я знаю, это действительно крутая игрушка, я тоже в восторге от нее!» Это подтверждает, что ваш ребенок самовыражается, но также дает наблюдателям информацию о том, что ваш ребенок делает и что это нормально. Другой вариант — обратиться к наблюдателю и просто сказать: «Так они показывают, что они счастливы или взволнованы» и спросить, есть ли у них какие-либо вопросы. Если вы находитесь в окружении, богатом детьми (например, в парке), другие дети в целом довольно восприимчивы и просто любопытны, что происходит, и простое объяснение нормализует стиминг для других детей. Другие дети могут быть прямолинейными и говорить что-то вроде «это странно», но на это можно ответить простым «Да, мы все иногда делаем странные вещи». Стимминг — это нормально, и ваш ребенок имеет полное право на самовыражение, если он в безопасности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts