Стиль лидерства: Материалы не найдены • Asana

Содержание

какие бывают и когда применять

На что влияют? Стили лидерства во многом определяют эффективность работы подразделения или целой команды, а также формируют из отдельных специалистов слаженный коллектив, способный добиваться высоких целей.

Какие различают? Классическими считаются три стиля лидерства: авторитарный, либеральный и демократический. Однако к ним можно добавить еще несколько вариантов, не уступающих по значимости и эффективности.

В статье рассказывается:

  1. Критерии выбора стиля лидерства
  2. Классические стили лидерства
  3. Дополнительные стили лидерства
  4. Способы развития лидерских качеств
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Критерии выбора стиля лидерства

Каждый начальник должен придерживаться определенного лидерского стиля при общении с подчиненными.

Именно это создает необходимую рабочую атмосферу в коллективе. Сотрудникам тоже гораздо комфортнее находить общий язык с руководителем, если они осознают существующий стиль лидерства.

Это определенная грань, с учетом которой выстраиваются тактичные отношения между сотрудниками компании, появляется уважение к коллегам и к руководству. Стиль оказывает определенное влияние также на скорость работы и на качество исполнения обязанностей.

Любая компания стремится повысить финансовые показатели. Грамотный выбор стиля общения менеджера с подчиненными может увеличить доход бизнеса.

Критерии выбора стиля лидерства

Перед тем как сделать правильный выбор, необходимо изучить штат сотрудников. Некоторые подчиненные работают успешно только тогда, когда получают выговор от менеджера и намек на увольнение. Выстраивать общение с такими работниками с позиции мягкости и добродушия просто нецелесообразно. Они совершенно перестанут выполнять свои задачи. Единственный выход в такой ситуации – выстроить рабочую схему, внедряя в нее штрафы, лишение премий.

Конечно, разумный выбор модели управления зависит не только от работников. В учет берется и опыт руководителя, и текущие планы компании, и ценности организации в целом, и отрасль бизнеса, к которой относится фирма. Подобных параметров очень много, необходимо изучить каждый для принятия верного решения.

Не существует общего теста на определение подходящего человеку типа и стиля лидерства. Нужно избрать для работы тот, который будет комфортен самому менеджеру, удобен руководству компании и, конечно, настроит на успешную работу весь штат сотрудников.

Перечислим основные факторы, которые влияют на выбор того или иного стиля:

  • личные качества менеджера-управленца;
  • восприимчивость работников — их мотивация и эмоциональная зрелость;
  • корпоративная культура организации.

Нужно понимать, что приоритет выбора типа лидерства у владельца компании. Особенно, если образовалась новая фирма, сформирована команда. Менеджеры, нанятые позже, обязаны подстроиться под уже существующий стиль лидерства и выстраивать работу со своими подчиненными в соответствии с ним.

Нельзя исключать и личностный фактор. Некоторые люди хоть и имеют потенциал на повышение в должности, но в роли руководителя просто не смогут проявить должную жесткость, стойкость. Это может очень негативно повлиять на работу всей компании.

Классические стили лидерства

Авторитарный

Среди основных стилей лидерства авторитарный считается наиболее жестким, характеризующимся властностью, директивностью действий. Если человек избрал именно его, то любые решения будут приняты единолично, без постороннего вмешательства. Кроме того, и за исполнителями руководитель будет тщательно следить, выявляя ошибки или несоответствия.

Руководитель с авторитарным стилем не любит, когда его решения пытаются оспорить, доказать их неэффективность или несостоятельность. Мнение других для него практически не имеет значения, особенно, если советы поступают от людей, которые находятся ниже по должностному статусу. Сомнений от подчиненных в разумности установленных правил и порядков авторитарный лидер не терпит.

Такой человек четко отделяет собственные права и обязанности от чужих. Для него подчиненные – исполнители, которые должны ответственно подходить к своим обязанностям, не вносить коррективы, работать четко и слажено по намеченному плану. Если сотрудник готов выполнять задания руководителя и не оспаривать его решения, то они сработаются.

Демократичный

Популярным стилем лидерства у руководителей является демократичный. Он допускает принятие совместных решений по каким-то важным вопросам с подчиненными. Внимательно выслушав мнение коллег, обдумав полученную информацию, демократичный лидер сделает правильный выбор, руководствуясь не эмоциями, а разумом.

Такой менеджер не станет делить обязанности на «свои» и «ваши». Если он не успевает сделать что-то важное, то без сомнения передаст полномочия заместителям, ведь это на благо общего дела и для таких случаев он набирал квалифицированный персонал себе в компанию. Подчиненные также могут предлагать свою помощь в решении той или иной проблемы, не опасаясь гнева.

Если помощь необходима и совместная работа принесет прибыль, пользу компании, то демократичный руководитель обязательно прислушается к сотрудникам своего производства.

В почете у такого управленца инициативные, креативные специалисты своего дела, которые могут работать и в подчинении, и самостоятельно с равнозначным успехом. Для демократичного лидера важно, чтобы внутри штата успешными были не только рабочие отношения, но и личные. Важно, чтобы коллектив был единой семьей, заинтересованное в общем успехе.

Либеральный

Он также называется попустительским. Либеральный лидер максимально отстраняется от рабочего процесса, уходит от обязанностей руководителя, передает все полномочия более инициативным. Складывается ощущение, что такой управленец пытается затеряться в штате сотрудников.

Даже самые важные вопросы решаются не лидером или его заместителями, а общим голосованием коллектива. А могут и вовсе откладываться, создавая огромные проблемы компании.

Классические стили лидерства

При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение больше схоже с действиями рядового члена группы.

Коллектив, у которого либеральный руководитель, фактически не имеет лидера.

В 1939 году немецко-американский психолог Курт Левин возглавил группу исследователей, которая занималась изучением лидерства. Именно этой командой и были определены указанные выше 3 стиля. Чуть позже к исследованию подключились другие специалисты. Полученная ранее информация была дополнена еще несколькими стилями. О них речь пойдет дальше.

Комбинированный и гибкий

При гибком стиле лидерства руководитель может успешно совмещать на практике сразу несколько типов. К примеру, с некоторыми подчиненными, требующими постоянного контроля и недобросовестно выполняющими свою работу, менеджер может общаться в авторитарном стиле.

А к другим коллегам, которые успешно трудятся, стремятся вывести бизнес на высший уровень, можно применять демократичный тип. Стили лидерства у руководства варьируются в зависимости от текущей ситуации в конкретный период времени, могут зависеть от настроения руководителя, от уровня успешности развития компании.

При комбинированном стиле руководитель успешно соединяет в общении с подчиненными элементы авторитарного, демократического и либерального. Применение такого симбиоза в действиях лидера выглядит гармонично.

Дополнительные стили лидерства

Визионерское лидерство

В таком типе лидерства есть что-то от авторитарного стиля. Визионеры очень серьезно подходят к управлению штатом, у них есть свое представление о перспективном развитии, они прекрасно настраивают сотрудников на ту же рабочую волну, на которой находятся сами. Их задача – замотивировать людей на перспективное сотрудничество.

Визионерское лидерство необходимо в том случае, если организация меняет вектор развития на 180 градусов или просто начинает работать с нуля над чем – то очень важным. В таких ситуациях не обойтись без руководителя, к которому существует максимально высокий уровень доверия и который показал себя надежным лидером.

Если рабочая группа состоит из нескольких руководителей-экспертов, каждый из участников имеет свое мнение и не разделяет позицию коллеги по какому-либо вопросу, то визионерский стиль окажется малоэффективным. В таком случае за лидером не пойдут беспрекословно.

Плюсы визионерского лидерства:

  • Каждый из рабочего коллектива знает свой круг обязанностей, а необходимую поддержку для успешного выполнения обязательно окажет руководитель.
  • Руководитель знает свою цель и идет к ней, преодолевая всевозможные временные трудности на пути.
  • Визионеры всегда имеют несколько векторов развития в качестве «запасного варианта». Это очень удобно, ведь некоторые ситуации просто невозможно предугадать на 100 %.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

pdf 3,7mb

doc 1,7mb

Уже скачали 21124

Минусы визионерского лидерства:

  • Краткосрочного видения ситуации со стороны рабочего коллектива нет.
  • Видение может потерять актуальность, если оно прочно связано с личностью управленца.
  • Такие менеджеры не очень любят прислушиваться к коллегам при решении разного рода проблем.
Дополнительные стили лидерства

Коучинг

Среди стилей эффективного лидерства коучинг занимает высокие позиции. Тренер без проблем сможет определить, в чем работник силен. Это очень важно для понимания того, как работает коллектив и какие специалисты необходимы для усиления команды. Лидеры-коучи умеют объединять навыки сотрудников с целями организации.

Этот стиль отлично подходит для творческих руководителей, которые любят совместную работу с подчиненными, всегда готовы оставаться на связи с коллегами для оперативного решения рабочих вопросов. Коуч также осознает, где проходит та грань между свободой, самостоятельностью работника и полным подчинением руководителю. Он способен успешно варьировать между ними.

Если наставник не в полной мере осознает свою зону ответственности, то такое управление может плохо закончиться для компании.

Плюсы коуч-лидерства:

  • Управленец успешно работает над мотивацией подчиненных, создает приятную рабочую атмосферу в коллективе.
  • Намеченные руководителем цели способствуют успешному развитию навыков у сотрудников.
  • Такой стиль может быть многим комфортен, а значит грамотные специалисты и перспективные новички будут стремиться устроиться на работу в компанию с таким руководством.

Минусы коуч-лидерства:

  • Для внедрения коучинга в рабочий процесс, а также его дальнейшего развития необходимо много терпения и времени.
  • Коуч-лидерство эффективно только в том случае, если весь коллектив его принимает.
  • Успех работы лидеров-коучей зависит от того, какие отношения существуют в коллективе. Если нет сыгранности, то и эффекта не будет.

Трансформационное лидерство

Трансформационное лидерство являет собой процесс, в котором лидеры и последователи поднимают друг друга на более высокие уровни моральных принципов и мотивации. Концепция подобного лидерства была впервые введена экспертом в этой области Джеймсом МакГрегором Бёрнсом в 1978.

Несколько позже исследователь Бернард М. Басс расширил оригинальные идеи Бернса. Концепция такова, что лидер должен иметь определенные качества (интеллектуальную стимуляцию, индивидуальное рассмотрение, вдохновляющую мотивацию, идеализированное влияние) для того, чтобы к его решениям прислушивались остальные.

Трансформационное лидерство

Плюсы трансформационного лидерства:

  • Управленцы с таким стилем используют в работе коучинг и поощряют отличившихся сотрудников, чтобы вывести их трудовую активность на более высокий уровень.
  • Каждый из штата для таких лидеров – важная единица с особым набором талантов, которые можно еще больше развить для повышения успешности.
  • Весь персонал трудится на благо общего дела, что не мешает их индивидуальному росту.
  • Сотрудники обладают свободой действий.

Только до 8.06

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:

Уже скачали 7503

Минусы трансформационного лидерства:

  • Некоторые мелкие, но важные задачи могут легко потеряться в погоне за достижением чего-то масштабного.
  • Лидер неотступно следует за работниками, контролирует их работу и лично, и через коллег. Это может повлечь выгорание сотрудников.
  • Цели трансформационного лидера должны согласовываться с целями фирмы, чтобы избежать возникновения рисков.
  • Каждый в коллективе должен проникнуться уважением к лидеру, разделять его подход к работе, но так получается не всегда.

Транзакционное лидерство

Это противоположность трансформационному лидерству. Особый стиль руководства, в котором применяется система вознаграждения и наказания для мотивации и направления сотрудников. Эта теория о стиле лидерства была впервые описана социологом Максом Вебером и дополнительно исследована Бернардом М. Бассом в начале 1980-х годов.

Лидер, избирающий подобный стиль управления, предпочитает видеть от своих подчиненных беспрекословное исполнение поручений. Он неотступно наблюдает за работниками.

Плюсы транзакционного лидерства:

  • Отлично работает в тех ситуациях, когда в компании имеются явные проблемы, мешающие росту бизнеса.
  • Транзакционное лидерство успешно применяется в кризисных ситуациях, когда задача каждому сотруднику должна быть поставлена четко и ясно. Такой же строгости требуется в исполнении указания.
  • Работники всегда знают, что ждет от них управленец.

Минусы транзакционного лидерства:

  • В таких условиях нет места творческому подходу.
  • В таком коллективе создается очень напряженная атмосфера.
  • Транзакционные лидеры не привыкли поощрять инициативу со стороны подчиненных.
  • Этот стиль малоэффективен для долгосрочных перспектив.

Способы развития лидерских качеств

Каждому лидеру нужно выбрать свою модель управления. Без этого просто невозможно руководить большим коллективом специалистов. Каждому управленцу нужно посмотреть на положение вещей тремя разными взглядами – собственным, с позиции начальства, с позиции подчиненных. Тогда решения некоторых проблем придут сами собой, изменится отношение к своей работе, вас по-другому начнут воспринимать коллеги.

Нужно не бояться ответственности, становиться более решительным. Надо понять, что успехи и промахи подчиненных теперь в зоне вашей ответственности, ведь перед руководителями отчитываются именно управленцы, менеджеры. Станьте лидером группы, который может собрать вокруг себя коллектив, сплотить людей, настроить на нужный рабочий лад, приободрить и поощрить за какие-то успехи.

  • Генерируйте интересные предложения для продуктивной работы и подталкивайте к этому остальных.
  • Сформируйте о себе положительное мнение. Вас должны уважать, но не бояться. Вы должны стать гарантом доверия для подчиненных. Для этого нужно быть честным и открытым как с руководством, так и с рабочим коллективом.
  • Старайтесь наладить доверительные, дружеские контакты в штате. Это должна быть сплоченная команда, которая работает совместно для достижения успеха.
  • Научитесь слушать и слышать людей. Будьте внимательны к мелочам. Не отвергайте идеи, которые могут показаться бредовыми на первый взгляд. Возможно, что именно это поможет вашей команде в работе.

Итак, стиль лидерства в группе хоть и выбирает руководитель, но делать он должен это не столько для своего комфорта, сколько во благо коллективного труда. И, конечно, комбинирование всевозможных стилей лидерства принесет больше успеха, чем какой-то один выбранный путь.

Рейтинг: 5

( голосов 2 )

Поделиться статьей

Стили лидерства

В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства

Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы. 

Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе. 

Разновидность стилей лидерства

Различаются три основных стиля лидерства:

  • авторитарный;
  • демократичный; 
  • либеральный.

Авторитарный стиль лидерства

Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых. 

Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.

При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями.  Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства

Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. 

У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций. 

Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства

При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.

Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования. 

Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.

Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.  

Комбинированный и гибкий стили лидерства

Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.  

Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.

Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.

Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе. 

Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным. 

Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.  
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства. 

Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.

Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени. 

В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.

Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.
 

Подробное руководство по 8 типам лидерства: плюсы и минусы

блог / Лидерство
10 августа 2022 г. | 8 минут чтения

Поделиться ссылкой

В сегодняшнем постоянно меняющемся бизнес-ландшафте лидеры должны надевать несколько шляп, расширяя свое влияние за пределы своей руководящей должности. Они служат основой организаций и могут определять успех своих команд. Но что нужно, чтобы стать исключительным лидером? Хотя универсального ответа нет, изучение различных типов лидерства может открыть различные возможности для повышения их влияния. В этой статье мы рассмотрим восемь основных типов лидерства, их плюсы и минусы. Более того, мы поможем определить, какой стиль лучше всего подходит для каких сильных сторон. Так что читайте дальше, чтобы раскрыть этот потенциал лидера.

Какие существуют стили руководства и чем они отличаются?

Лидерство — это способность людей вдохновлять, влиять и направлять других к общей цели или видению, которые приносят пользу организации в целом. Он включает в себя несколько важных функций, таких как предоставление указаний, делегирование задач, принятие решений, постановка целей и создание позитивной рабочей среды.

Типы лидерства 

Некоторые из распространенных типов лидерства включают: 

  1. Провидческое лидерство 
  2. Транзакционное лидерство 
  3. Харизматическое лидерство 
  4. Трансформационное лидерство 
  5. Автократическое лидерство
  6. Бюрократическое руководство
  7. Демократическое лидерство
  8. Руководство Laissez-Faire

Эти типы лидерства различаются подходом, стилем и поведением лидеров. Кроме того, эти стили различаются в зависимости от полномочий по принятию решений, участия команды, методов мотивации и общего подхода к лидерству. Каждый стиль имеет свои сильные и слабые стороны, в зависимости от ситуации. Кроме того, выбор стиля руководства также может зависеть от ситуации, организационной культуры и потребностей команды или организации. Давайте углубимся в эти типы лидерства и всесторонне поймем их плюсы и минусы.

Каковы плюсы и минусы разных стилей руководства?

1. Дальновидное лидерство

Дальновидные лидеры вдохновляют других работать над видением будущего.

Профи
  • Лидеры-дальновидные вдохновляют и мотивируют других своим видением будущего
  • Они поощряют творческое мышление и инновации, бросая вызов статус-кво и продвигая новые идеи 
Минусы
  • Они могут столкнуться с трудностями при передаче своего общего видения, что может привести к недопониманию или путанице среди членов команды
  • Лидеры с дальновидностью могут также ставить перед собой амбициозные цели, достижение которых может оказаться сложной задачей, что может создать давление и поощрение нереалистичных ожиданий  

2. Транзакционное лидерство

Транзакционные лидеры используют социальные обмены, чтобы влиять на других для достижения своих целей.

Профессионалы
  • Эти лидеры устанавливают четкие ожидания, цели и стандарты работы, гарантируя, что другие понимают, чего от них ожидают, тем самым способствуя подотчетности
  • Они используют награды и признание, чтобы мотивировать и стимулировать членов своей команды, повышая производительность и производительность
Минусы
  • Этот тип лидерства в основном фокусируется на поддержании существующих процессов и достижении поставленных целей. Излишне говорить, что это потенциально может задушить инновации и творчество в команде
  • .
  • Транзакционный подход этого стиля руководства также может привести к отсутствию возможностей личного и профессионального роста для членов команды

3. Харизматическое лидерство 

Харизматические лидеры вдохновляют и мотивируют других вести себя определенным образом, проявляя энтузиазм, энергию и харизматичность.

Профи
  • Эти лидеры могут вдохновлять и мотивировать других своим энтузиазмом, энергией и харизмой
  • Они также создают оптимистичную рабочую атмосферу, способствуя высокому моральному духу и вовлеченности
Минусы
  • Их способность убеждать может быть использована в корыстных целях без учета интересов организации или команды
  • Акцент на вдохновении и мотивации может затмить практические аспекты исполнения и реализации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое харизматическое лидерство? Узнайте, как это влияет на людей 

4. Трансформационное лидерство

Трансформационные лидеры преображают других, помогая им добиться большего успеха и роста.

Профессионалы
  • Трансформационные лидеры поощряют творчество, бросают вызов статус-кво и поддерживают культуру постоянного совершенствования и роста
  • Кроме того, они создают благоприятную и вдохновляющую рабочую среду, которая способствует чувству удовлетворения, морального духа и мотивации среди сотрудников 
Минусы
  • Высокие ожидания трансформационных лидеров и стремление к совершенству иногда могут приводить к увеличению давления и нагрузки на сотрудников.
  • В дополнение к этому трансформационные лидеры, движимые преследованием организационных целей, могут упускать из виду потребности в развитии отдельных членов команды


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое трансформационное лидерство и почему оно важно?

5. Автократическое лидерство 

Автократические лидеры принимают решения и отдают приказы, не обращаясь за помощью к другим.

Pros
  • Авторитарное лидерство позволяет действовать быстро и решительно в кризисных ситуациях
  • Более того, этот стиль руководства дает четкие указания и инструкции, сводя к минимуму двусмысленность
   Минусы
  • Ограниченное участие в принятии решений при авторитарном стиле руководства может привести к тому, что члены команды будут чувствовать себя незаинтересованными или недооцененными 
  • Кроме того, недостаток информации от других также может препятствовать генерации свежих идей и различных точек зрения

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое авторитарное лидерство и как оно работает в бизнес-среде?

6. Бюрократическое лидерство

Бюрократические лидеры полагаются на установленные правила и процедуры в своем подходе к лидерству.

Профессионалы
  • Бюрократическое руководство фокусируется на минимизации рисков, следуя установленным протоколам и рекомендациям 
  • Они устанавливают четкие структуры, правила и процессы, которые способствуют эффективности, согласованности и порядку в организации
Минусы
  • Эти лидеры склонны отдавать предпочтение соблюдению установленных правил и процедур, а не приспособляемости, что делает их негибкими и жесткими в своем подходе
  • Кроме того, они часто жестко контролируют задачи и обязанности, ограничивая индивидуальную автономию и полномочия по принятию решений  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Узнайте, как работает бюрократическое лидерство и когда его использовать   

 7. Демократическое лидерство 

Демократические лидеры вовлекают других в процесс принятия решений и поощряют сотрудничество.

Профессионалы
  • Они вовлекают членов команды в процесс принятия решений и воспитывают чувство сопричастности и приверженности в команде
  • Более того, такой подход к лидерству помогает сотрудникам чувствовать себя ценными и иметь право голоса. По сути, это приводит к повышению удовлетворенности работой и повышению мотивации 
Минусы
  • Демократический стиль руководства может быть медленнее из-за дискуссий и достижения консенсуса
  • Демократическое лидерство может привести к разногласиям, а также могут возникнуть конфликты между членами команды, что требует эффективного разрешения конфликтов 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое демократическое лидерство? Как это способствует успеху в организации?

8. Лидерство Laissez-Faire

Лидеры Laissez-faire предоставляют людям свободу и автономию, позволяя им принимать собственные решения.

Pros
  • Лидеры Laissez-faire наделяют людей автономией, способствуя творчеству и инициативе
  • Кроме того, при таком типе лидерства сотрудников поощряют брать на себя ответственность за свою работу, что приводит к повышению самомотивации 
Минусы
  • В этом типе руководства может отсутствовать структура и руководство, в результате чего сотрудники чувствуют себя потерянными или неуверенными 
  • Свобода и автономия, предоставляемые лидерству по принципу невмешательства, также могут привести к отсутствию подотчетности и снижению общей производительности

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое лидерство Laissez-Faire? Как это может стимулировать рост бизнеса 

Как лидер может определить лучший стиль лидерства для использования в своей организации?

Шаг 1. Развить глубокое понимание себя

Профессионалы, занимающие руководящие должности, должны найти время, чтобы понять свои сильные и слабые стороны и предпочтения в отношении лидерства. Подумайте о чертах характера, стиле общения и подходе к принятию решений. Более того, самосознание имеет решающее значение для определения того, какой стиль руководства лучше всего соответствует вашим естественным наклонностям.

Шаг 2. Определите свои основные ценности 

Подумайте, как различные стили руководства могут соответствовать вашим ценностям и помочь в решении проблем.

Шаг 3. Попробуйте разные стили руководства 

Попробуйте разные стили руководства в различных ситуациях или проектах. Не менее важно быть открытым для адаптации подхода в зависимости от потребностей команды и конкретных обстоятельств.

Шаг 4. Запросите отзыв 

Получить отзывы от членов команды и коллег относительно стиля руководства. Создайте культуру открытого общения, в которой люди чувствуют себя комфортно, делясь своими мыслями и наблюдениями. Кроме того, эта обратная связь даст ценную информацию о том, как стиль руководства воспринимается и влияет на других.

Шаг 5. Учитесь у других лидеров 

Нужно ориентироваться на лидеров, которыми они восхищаются и которых уважают. Изучите их стили руководства и влияние, которое они оказали на свои организации. Кроме того, определите аспекты их лидерства, которые находят отклик у вас и могут быть применены к вашему собственному подходу к лидерству.

Шаг 6. Найдите наставника 

Наконец, найдите наставника, который имеет опыт руководства и может дать рекомендации и советы. Кроме того, наставник также может помочь изучить различные типы лидерства, дать совет и поделиться своим опытом, чтобы помочь справиться с проблемами лидерства.

Как лидеры могут переходить от одного стиля руководства к другому при управлении разными типами сотрудников?

Переход от одного стиля руководства к другому при управлении разными сотрудниками требует, чтобы лидеры оценивали индивидуальные потребности, обеспечивали обучение и поддержку, оставались гибкими и непредубежденными, а также общались и искали обратную связь, чтобы учиться на своем опыте. Кроме того, применяя эти стратегии, лидеры также могут эффективно справляться со сложностями различных команд, создавать инклюзивную рабочую среду и максимально раскрывать потенциал каждого сотрудника. Кроме того, использование универсального подхода к лидерству повышает производительность команды и способствует росту, вовлеченности и удовлетворенности сотрудников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 12 лучших курсов лидерства для продвижения по карьерной лестнице в 2023 году и далее 

В заключение следует отметить, что понимание и использование различных стилей лидерства может значительно повлиять на личный и организационный рост. Более того, признавая уникальные сильные и слабые стороны каждого стиля, лидеры могут адаптировать свой подход к конкретным потребностям своей команды и организации. Кроме того, инвестиции в непрерывное обучение и развитие жизненно важны для оттачивания лидерских навыков и сохранения лидирующих позиций в современном динамичном бизнес-ландшафте. Поэтому воспользуйтесь возможностью стать лидером и оказать положительное влияние на свою организацию, изучив эти онлайн-курсы по лидерству от Emeritus.

Крати Джоши

Напишите нам по адресу [email protected]

8 распространенных стилей лидерства (и как найти свой)

Когда мы думаем о различных типах лидеров, возникает соблазн сгруппировать их в всего две категории: хорошие и плохие. Может быть, был тот бывший босс, который заставлял вас чувствовать поддержку и вдохновение. И, возможно, был еще тот менеджер, который был настолько критичен, что заставлял вас задуматься, достаточно ли вы квалифицированы, чтобы справиться с послеобеденным кофе.

Да, это два совершенно разных вида управления. Но вот в чем дело: стиль руководства не всегда так прост.

Существует множество стилей лидерства, которые по своей сути не являются ни хорошими, ни плохими — они просто разные. Все они имеют свои преимущества и недостатки, а также их надлежащее использование в определенных сценариях.

Читайте дальше, чтобы узнать, почему так важно понимать свой собственный подход, получить разбивку по восьми распространенным стилям лидерства — вместе с их плюсами, минусами и отличительными характеристиками — и узнать, как вы можете изменить свой стиль лидерства.

Что такое лидерство… на самом деле?

Закончите предложение: «Лидер — это…»

Каков ваш ответ? Кто-то, кто официально находится у власти? Кто находится выше вас в организационной структуре? Человек с угловым офисом и более высокой зарплатой?

Это могут быть традиционные представления, но важно признать, что любой может быть лидером. Да, значит и ты.

По сути, лидер — это тот, кто влияет на других людей или направляет их своими действиями и поведением. Это может означать кого-то, кто является назначенным главой отдела. Но не заблуждайтесь — наличие этого стажа не является обязательным условием.

Даже если вы не управляете командой каждый день, вам, возможно, придется время от времени выступать в роли лидера. Возможно, вы возглавляете важный кросс-функциональный проект или вам нужно провести совещание.

Это возможность для вас сыграть роль лидера и стать примером для подражания. Это также моменты, когда ваши собственные лидерские качества и стиль всплывают на поверхность. Так что не списывайте эти подходы со счетов как неприменимые к вам только потому, что у вас нет должности топ-менеджера.

Почему важно понимать свой стиль руководства?

Прежде чем мы перейдем к мельчайшим деталям, необходимо ответить на один важный вопрос: Какого черта стили руководства так важны?

«Понимание того, как вы руководите и хотите лидировать, даст вам лучшее чувство контроля над размером и масштабом вашего охвата и влияния», — объясняет Джойел Кроуфорд, карьерный коуч Muse и консультант по развитию лидерства.

«Информирование позволяет вам взять на себя ответственность и взять на себя ответственность», — добавляет Тара Падуа, коуч, предприниматель и консультант по стартапам. «Наш стиль руководства — это водоворот наших ценностей, наших природных сил и способностей, [а также] наших убеждений и опыта. Знание своего стиля руководства может помочь вам привести этот водоворот в соответствие с вашим видением, целями и даже миссией и видением вашей организации».

Проще говоря, чтобы иметь влияние как лидер, вы должны быть эффективным. И чтобы быть эффективным, вы должны точно понимать, с чего вы начинаете, а также куда вы хотите двигаться. Знание вашего текущего подхода дает вам основу, которую вы можете использовать для определения улучшений, которые вам необходимо сделать.

8 разных стилей лидерства (и их плюсы и минусы)

Вот хорошее, плохое и ужасное в восьми распространенных «хрестоматийных» подходах к лидерству.

Эти стили основаны на выводах нескольких известных исследователей лидерства (таких как Карл Левин, Бернард М. Басс, Роберт К. Гринлиф и другие). Однако имейте в виду, что вы увидите, как разные эксперты определяют эти корзины по-разному.

1. Транзакционное лидерство

Лучший способ понять транзакционное лидерство — представить типичную транзакцию: я даю вам это, а вы делаете это взамен.

Это действительно основа этого стиля руководства. Транзакционные лидеры раздают инструкции членам своей команды, а затем используют различные поощрения и наказания, чтобы признать или наказать то, что они делают в ответ.

Подумайте о лидере, хвалящем хорошо выполненную работу или поручающем члену группы выполнить презираемую задачу всего отдела, потому что он не уложился в срок. Это примеры поощрений и наказаний в рабочей обстановке.

Излишне говорить, что этот подход очень директивен, и его часто называют «говорящим» стилем руководства.

Pro: Путаница и догадки устранены, потому что задачи и ожидания четко расписаны руководителем.

Con: Из-за жесткой среды и ожиданий творчество и инновации могут быть подавлены.

Вы могли бы стать операционным лидером, если…

  • Вы часто используете угрозу остаться допоздна, когда вам нужно мотивировать свою команду.
  • Вы постоянно придумываете умные способы распознать хорошую работу — вашей команде не терпится увидеть, что вы придумаете после прошлогодней вечеринки с тако.

2. Трансформационное лидерство

Опять же, с этим стилем лидерства все дело в названии: трансформационные лидеры стремятся изменить (гм, трансформировать ) предприятия или группы, в которых они руководят, вдохновляя своих сотрудников на инновации.

Эти лидеры стремятся к совершенствованию и поиску лучших способов добиться цели. И в результате они вдохновляют и дают возможность другим людям владеть их работой и вмешиваться со своими предложениями или наблюдениями о том, как что-то можно оптимизировать или модернизировать.

Под руководством трансформационных лидеров люди обладают огромной автономией, а также большим пространством для инноваций и нестандартного мышления.

Pro: Лидеры могут установить высокий уровень доверия среди сотрудников и сплотить их вокруг общего видения или конечной цели.

Против: В среде, где ценятся существующие процессы, это желание что-то изменить может вызвать раздражение.

Вы могли бы стать трансформационным лидером, если…

  • Вы зорко смотрите на каждый существующий процесс и чувствуете, что его можно было бы улучшить.
  • Вы всегда поощряете других выходить из своей зоны комфорта и расширять собственные возможности.
  • Вы можете переполниться гордостью, когда увидите, как член команды достигает чего-то, что раньше считалось невозможным.

3. Лидерство-слуга

Лидеры-слуги руководствуются этим стандартным девизом: сначала обслуживайте, а затем ведите за собой.

Вместо того, чтобы думать о том, как они могут вдохновить людей следовать их примеру, они направляют большую часть своей энергии на поиск способов помочь другим. Они ставят потребности других людей выше своих собственных.

Несмотря на то, что они прирожденные лидеры, те, кто следуют модели лидерства-слуги, не пытаются сохранить свой собственный статус или власть. Вместо этого они сосредотачиваются на возвышении и развитии людей, которые следуют за ними.

Как красноречиво объясняет Саймон Синек в своей книге, Лидеры едят последними: почему одни команды объединяются, а другие нет , «лидеры — это те, кто готов пожертвовать чем-то своим ради нас. Их время, их энергия, их деньги, может быть, даже еда с их тарелки. Когда это важно, лидеры предпочитают есть последними».

Pro: Такой подход повышает моральный дух и ведет к высокому уровню доверия, что приводит к повышению производительности сотрудников и более позитивной корпоративной культуре в целом.

Con: Это сложно. Постоянное отодвигание собственных потребностей и приоритетов на второй план — это не то, что является второй натурой для большинства из нас.

Вы можете быть лидером-слугой, если…

  • Вы известны тем, что спрашиваете: «Чем я могу помочь?» не менее трех раз в день.
  • Вы уделяете первостепенное внимание устранению препятствий и помощи другим в достижении цели.
  • Вы никогда не задумываетесь о том, чтобы помочь, когда вас попросят, потому что вы знаете, что ваш собственный список дел все еще будет там, когда вы вернетесь.

4. Демократическое лидерство

Вы также можете слышать, что этот стиль лидерства называется «партиципативное лидерство». Лидеры этой категории руководят группами и проектами вроде… ну, демократии.

Даже если эти лидеры технически выше в организационной структуре, они делают упор на совместную работу и активно вовлекают свои команды в процесс принятия решений. Демократические лидеры ценят идеи и вклад других и поощряют обсуждение этих вкладов.

Они не отдают приказы сверху, а вместо этого применяют гораздо более совместный подход к выполнению задач.

Pro: Поощряется творчество и инновации, что также повышает удовлетворенность работой сотрудников и членов команды.

Con: Постоянные попытки достичь консенсуса в группе могут быть неэффективными и, в некоторых случаях, дорогостоящими.

Вы могли бы стать демократическим лидером, если…

  • Вы считаете, что лучшие собрания — это те, на которых у всех есть равные шансы высказаться.
  • Вы не можете вспомнить, когда в последний раз принимали важное решение, не получив вклад хотя бы одного другого человека.

5. Автократическое лидерство

Автократическое лидерство находится на противоположной стороне спектра от демократического лидерства.

Вы можете думать об этом как о подходе «по-своему или по шоссе».

Самодержавные лидеры считают себя обладателями абсолютной власти и принимают решения от имени своих подчиненных. Они диктуют не только то, что должно быть сделано, но и то, как эти задачи должны быть выполнены.

Pro: Решения часто принимаются быстро и стратегически, в результате чего команды не сбиваются с пути.

Против: Сотрудники могут чувствовать, что их игнорируют, ограничивают и — в худшем случае — даже оскорбляют.

Вы можете быть автократическим лидером, если…

  • Вы думаете, что групповые обсуждения и мозговой штурм только замедлят ход событий, и лучше, если вы будете принимать важные решения в одиночку.
  • Вам не нравится, когда сотрудники сомневаются в ваших решениях — когда вы что-то сказали, это окончательно.

6. Бюрократическое лидерство

Бюрократическое лидерство следует, так сказать, «по правилам». При таком стиле лидерства есть предписанный набор пунктов, которые необходимо проверить, чтобы стать настоящим лидером.

Например, бюрократические лидеры обладают иерархической властью — это означает, что их власть основывается на официальном положении или титуле, а не на уникальных чертах или характеристиках, которыми они обладают.

У них также есть установленный список обязанностей, а также четко определенные правила и системы того, как они будут управлять другими и принимать решения. Им просто нужно следовать намеченной для них дорожной карте.

Pro: Высокая стабильность. Поскольку это систематизированный подход к лидерству, все остается неизменным даже при кадровых изменениях и других изменениях, которые угрожают раскачать лодку.

Против: Заманчиво попасть в ловушку «мы всегда так делали». Такой подход может быть негибким и не оставлять места для творчества или идей сотрудников.

Вы можете быть бюрократическим лидером, если…

  • Вы часто задаетесь вопросом, как ваш предшественник справился с определенными сценариями — вы хотите убедиться, что следуете принятой процедуре.
  • Вы всегда запрашиваете подтверждение того, что делаете все правильно, когда вам поручают что-то новое.

7. Laissez-Faire Leadership

Вы помните выражение «laissez-faire» из уроков французского или истории в старшей школе? Если нет, давайте освежим вашу память.

Это французский термин, который переводится как «оставить все как есть», что довольно точно резюмирует этот подход к лидерству, основанный на невмешательстве. Это полная противоположность микроменеджменту.

Лидеры Laissez-faire предоставляют необходимые инструменты и ресурсы. Но затем они отступают и позволяют членам своей команды принимать решения, решать проблемы и выполнять свою работу, не беспокоясь о том, что лидер будет одержимо контролировать каждый их шаг.

Pro: Этот уровень доверия и независимости расширяет возможности творческих и целеустремленных команд.

Против: Могут быстро возникнуть хаос и неразбериха, особенно если команда не организована и не самоуправляема.

Вы можете стать лидером Laissez-Faire, если…

  • Вы почти не говорите на собраниях по обновлению статуса проекта. Вместо этого члены вашей команды сообщают вам, как обстоят дела.
  • На самом деле вы участвуете в большинстве задач и проектов только в двух ключевых моментах: в начале и в конце.

8. Харизматическое лидерство

Вы знаете, что значит иметь много харизмы, и это именно то, чем обладают эти лидеры.

Харизматичные лидеры обладают притягательной индивидуальностью, а также убежденностью в достижении своих целей.

Вместо того, чтобы поощрять поведение с помощью строгих инструкций, эти лидеры используют красноречивое общение и убеждение, чтобы объединить команду вокруг общего дела. Они могут четко изложить свое видение и заинтересовать других той же целью.

Pro: Харизматичные лидеры очень вдохновляют и эффективно вовлекают всю группу в достижение общей цели.

Против: Из-за того, что они очень сосредоточены, этим лидерам легко развить «туннельное зрение» и упустить из виду другие важные вопросы или задачи, которые возникают.

Вы могли бы стать харизматическим лидером, если…

  • Вы известны тем, что проводите потрясающие презентации типа «сплочение войск».
  • Обычно именно вас выбирают для произнесения тостов и выступлений на различных корпоративных мероприятиях.

Насколько сложно изменить свой стиль руководства?

Итак, вы ознакомились с тонкостями описанных выше подходов… что, если вы поняли, что хотите внести некоторые изменения? Возможно, вы считаете себя транзакционным лидером и хотите быть более трансформационным, или вы думаете, что могли бы включить больше лидерства-слуги в свой существующий стиль.

Хорошая новость: вы абсолютно точно можете изменить свой личный стиль руководства. «Ваш стиль руководства — это не ежегодное членство, — говорит Кроуфорд. Изменение вашего подхода на самом деле довольно просто в концепции (хотя на практике немного сложнее), и вы можете сделать это в любое время. Суть в том, чтобы заменить неэффективные привычки новыми, которые больше соответствуют стилю, которому вы хотели бы следовать, и «оставаться приверженным своему новому стилю и технике лидерства».

Например, если вы склонны к автократии и хотите внедрить некоторые более демократические методы, попробуйте некоторые вещи, которые заставят вас отказаться от некоторой власти, например:

  • Запрос второго мнения по поводу решения, которое вы принимаете.
  • Организация еженедельного мозгового штурма с вашей командой.
  • Попросите коллегу совместно возглавить проект, которым вы в противном случае занимались бы в одиночку.

Если вы изо всех сил пытаетесь даже понять, как вы можете быть более эффективными или какой стиль лидерства для вас лучше всего, Падуя рекомендует вам начать с размышлений о лидере или наставнике, которым вы восхищались.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts