Стили лидерства: Классификация стилей лидерства и руководства

Содержание

Классификация стилей лидерства и руководства

Аудиоверсия этой статьи

Чтобы построить успешный бизнес, нужно быть сильным лидером. В статье рассказываем о необходимых предпринимателям качествах, теориях и стилях лидерства. Разбираемся, есть ли связь между типом поведения владельца компании и результатами команды

Содержание

Что понимают под лидерством
Отличия между лидером и управленцем
Качества, которые помогают стать лидером
Распространенные стили лидерства
Типы лидеров
Связь между стилем лидерства и эффективностью компании
Как выбрать стиль лидерства

Деловая среда

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

Открыть ИП сейчас

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к материалам по развитию бизнеса

Попробовать бесплатно на 14 дней

Сложно представить команду, которая слаженно работает и достигает целей без лидера.

В массовом сознании есть образ яркого волевого человека, такого, например, как Стив Джобс или Илон Маск, с врожденными лидерскими чертами, способного повести людей за собой и добиться результата. Однако успешность бизнеса зависит еще и от правильно выбранного его владельцем стиля управления, которого он придерживается в работе с подчиненными.

В социальной психологии используется понятие «стиль лидерства». Это совокупность методов психологического воздействия, которые применяет руководитель для того, чтобы повлиять на других участников группы.

Что понимают под лидерством

В английском языке leader и leadership образованы от корня lead, что означает «путь», «дорога», а тот, в свою очередь, произошел от глагола leaden — «путешествовать», «идти». Иными словами, «лидер» — это тот, кто ведет, показывает путь.

Однако в социально-психологическом представлении лидерство — это система взаимоотношений, при которой лидер оказывает влияние на членов коллектива, мотивируя их, подталкивая к изменениям, объединяя вокруг общей идеи и направляя к достижению результата.

Отличия между лидером и управленцем

В современных реалиях роли лидера и управленца, менеджера принято отделять друг от друга. Если официальный руководитель является формальным лидером, назначенным на должность, то неформальный лидер избирается коллективом.

Это тот самый участник группы, обладающий авторитетом среди коллег, которого наделяют властью добровольно. Он вдохновляет людей прикладывать как можно больше усилий для получения результата, тем самым объединяет их, а они следуют за таким человеком не из-за его власти, а исходя из своего доверия и уважения к нему.

Часто такое разделение ролей в коллективе связано с тем, что у официального руководителя и неформального лидера различаются стили управления. Если стиль лидерства управленца неэффективен, подчиненные воспринимают его просто как формального начальника, наделенного полномочиями подписывать важные документы. В связи с этим участники группы подчиняются такому начальнику, но комфортнее им работать с неформальным лидером.

Управленец, который осознает распределение ролей в коллективе, может с легкостью найти решение в сложившейся ситуации, передав часть своих полномочий неформальному лидеру.

Между ними есть и другие отличия.

Так, лидер:

  1. Выбирается неофициально.

  2. Мотивирует сотрудников, определяет направление движения всего коллектива.

  3. Нацелен на внедрение инноваций и может ради этого рисковать, ломать существующие структуры, если это требуется для достижения результата.

  4. Всегда имеет уважение и авторитет коллег, иначе он не стал бы лидером.

  5. Может не нести ответственности за работу и командные результаты.

Управленец:

  1. Назначается официально.

  2. Разрабатывает план действий в указанном направлении и следит за тем, как подчиненные исполняют свои обязанности.

  3. Сосредоточен на контроле и рациональности, нацелен на работу в рамках существующих корпоративных структур.

  4. Может обладать уважением и авторитетом среди коллег, а может и не обладать.

  5. Несет ответственность за работу и результат деятельности всей команды.

Неформальные лидеры обладают исключительной способностью: ставят высокие цели перед командой, вдохновляют и мотивируют людей достигать их, активизируют бизнес-процессы, придают работе коллектива смысл. Все это помогает организации прийти к успеху.

Роли лидера и управленца может играть один и тот же человек. А неформальный лидер не всегда занимает руководящую должность.

В системе роль владельца бизнеса отличается в зависимости от степени вовлеченности в жизнь компании. Он может быть максимально погруженным в процессы — создать общую идеологию своего предприятия, планировать стратегию развития, назначать руководителей, участвовать в жизни подчиненных. А может присутствовать лишь номинально, делегировать полномочия, и тогда о лидерских качествах речь не идет.

💎 Деловая среда Премиум

Вступайте в закрытый клуб и получите доступ к вебинарам на актуальные бизнес-темы

Попробовать бесплатно на 14 дней

Качества, которые помогают стать лидером

Придерживаясь теории, согласно которой лидерами рождаются, а не становятся, исследователи пытались выявить набор уникальных черт, делающих человека лидером.

Однако изучение феномена лидерства в последующем показало, что эта позиция не совсем верна. Хотя врожденные качества иногда помогают прийти к успеху и стать лидером, многое зависит от внешних обстоятельств и навыков, какие возможно сформировать.

С развитием производства на первое место поочередно ставили физические или умственные способности человека. Исследователи выдвигали свои классификации лидерских качеств.

Например, экономист и социолог Генри Минцберг выделил 8 основных навыков настоящего лидера:

  1. Способность управлять подчиненными.

  2. Умение выстроить систему коммуникаций в организации.

  3. Быть равным с разными людьми.

  4. Распределять ресурсы в компании — находить оптимальный вариант как в условиях нехватки резервов, так и в условиях стабильности.

  5. Принимать нестандартные управленческие решения — действовать в проблемных ситуациях, когда информация и цели команды неясны.

  6. Разрешать конфликты — устранять неприятности, вызванные стрессом, выступать посредником между сторонами в конфликте.

  7. Искусство самоанализа — понимать позицию лидера и его роль в организации.

  8. Чутье предпринимателя — умение идти на оправданный риск и внедрять инновации в компании.

Дальнейшее изучение темы привело к выделению у лидеров качеств по 4 критериям:

  • физиологические — здоровье, приятная внешность;

  • интеллектуальные — высокий уровень умственных способностей, логика, широта кругозора;

  • личностные — дисциплинированность, коммуникабельность;

  • психологические — темперамент, творческие способности, уравновешенность.

Однако подобная классификация имеет свои недостатки. Например, невозможно доказать, что именно эти качества подтолкнули человека занять лидерскую позицию в коллективе, собрать и организовать команду или, наоборот, назначение на ведущую должность позволило человеку развить нужные навыки.

Несмотря на это, структурный подход к определению лидерских качеств пользуется популярностью. Даже неидеальные тесты, выявляющие способности человека к лидерству, дают возможность осуществлять профессиональный отбор, а тем, кто их проходит — лучше понимать свои склонности.

Тестирования нацелены на обнаружение 5 черт, наблюдающихся в примерах эффективного лидерства:

  • интеллекта;

  • профессиональных знаний и навыков;

  • высокого энергетического уровня;

  • доминантности — способности оказывать влияние на людей;

  • уверенности в себе.

Есть и другие классификации лидерских качеств, но ни одну из них нельзя назвать исчерпывающей и не вызывающей вопросов.

Telegram Деловой среды

Анонсы мероприятий, подборки актуальных статей и работающие советы — в нашем Telegram-канале

Подписаться на Telegram

Распространенные стили лидерства

Исследователями выделено множество стилей лидерства. Изначально было всего три: авторитарный, демократический, попустительский (либеральный).

Классификация появилась благодаря психологам Курту Левину и Дугласу Макгрегору.

В 1930-е годы Курт Левин начал изучать, как модель менеджмента оказывает влияние на сотрудников.

Он и предложил разделить стили руководства на 3 основных:

  1. Авторитарный. Характеризуется жестким способом управления сотрудниками. При нем в компании поддерживается строгая дисциплина, нет возможности обсуждать решения руководителя, работа контролируется на всех уровнях. Преимущества стиля — в четком распределении ролей, исполнении распоряжений, достижении плановых показателей. Однако он подходит не всем работникам, лишает их инициативы и способности справляться с нестандартными ситуациями, провоцирует текучесть кадров и не дает возможностей для профессионального роста опытным сотрудникам.

  2. Демократический. При таком стиле лидерства у сотрудников больше свободы действий, руководитель обсуждает текущие проблемы с коллективом, обменивается с подчиненными информацией, приглашает к принятию решений, поощряет инициативу. Происходит контроль не процесса, а результата работы. Этот стиль выгодно отличается тем, что у работников появляются возможности для профессионального роста. Однако такой формат работы требует много энергии от руководителя, а коллегиально принятое решение не всегда оказывается лучшим для компании.

  3. Попустительский (либеральный). Встречается в компаниях реже, и отличается практически полным отказом руководителя от функций управления, когда он передает руководство участникам группы. Стиль отличает то, что он поддерживает творческое начало, воспитывает ответственность в сотрудниках, развивает их. В то же время сильные члены коллектива могут злоупотреблять властью, а не желающие работать расслабляются.

Курт Левин самым эффективным стилем считал демократический, а неэффективным — попустительский.

Отдельно можно выделить ситуационное лидерство. Концепцию предложили Кеннет Бланшар и Пол Херси. Основой их теории является идея о том, что стиль руководства нужно менять в зависимости от ситуации, уровня развития и мотивации сотрудников. Так можно проследить, как лидеры развивают компанию для достижения целей, какие стратегии применяют.

Типы лидеров

Психологи выделяют около 10 типов лидеров, рассмотрим некоторые из них:

  1. «Вожак» — тип лидера, который соответствует представлениям, стандартам группы.

  2. «Патриархальный повелитель» ведет себя как строгий, но любящий отец.

  3. «Организатор» удовлетворяет желания группы, пользуется уважением в коллективе.

  4. «Тиран». Поведение этого лидера внушает группе страх.

  5. «Герой»  способен пожертвовать собой ради других.

Связь между стилем лидерства и эффективностью компании

Эксперты утверждают, что стиль лидерства влияет на то, насколько продуктивны сотрудники компании.

Китайские исследователи выдвинули теорию, что авторитарным стилем управления можно добиться более высокой эффективности труда. Возможно, это утверждение справедливо по отношению к представителям определенных культур.

Потребность в таком стиле лидерства возникает в нестабильные периоды и во время нештатных ситуаций, когда один человек, основываясь на личном опыте и знаниях, оперативно принимает решения и несет за них ответственность.

При этом существуют и противоположные выводы о том, что авторитаризм негативно сказывается на производительности труда.

📌 Совет
Стиль управления должен подходить подчиненным. В компаниях, где управленца снимали с должности из-за падения эффективности труда сотрудников и постоянной критики со стороны руководства, люди возвращались к нормальному ритму работы, их продуктивность росла. Для владельцев бизнеса это означает, что один из способов повысить производительность команды — сменить стиль взаимодействия с ней.

Как выбрать стиль лидерства

На выбор модели лидерства влияют как направление развития компании и ее цели, так и личность самого владельца бизнеса.

Специалисты по менеджменту обсуждают, какой из стилей взаимодействия с коллективом самый эффективный. Эксперты придерживаются разных классификаций, но сходятся в том, что универсального стиля лидерства не существует. Его следует подбирать исходя из ситуации, то есть придерживаться ситуационной модели.

Некоторые эксперты советуют использовать в работе принципы «близкого менеджмента». То есть руководителям необходимо работать с сотрудниками, их мотивацией, целями, быть в курсе личных обстоятельств, сильных сторон и точек роста, а также постоянно анализировать, насколько продуктивна работа команды.

🚀 Сервис для быстрого старта бизнеса

Зарегистрируйте бизнес бесплатно и без визита в налоговую — через сервис от Деловой среды

Подать заявку онлайн

Стили лидерства

В социальной психологии кроме термина лидерства может использоваться смежное ему понятие — стиль лидерства, оно уточняет первое. Стилем лидерства считается совокупность средств и методов психологического воздействия. Этими средствами и методами пользуется лидер для того, чтобы повлиять на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства

Под понятием стиля лидерства обычно понимается взаимодействие или взаимоотношение, складывающиеся между лидером и другими членами группы. 

Но под стилем лидерства также может подразумеваться такие отношения, в которых инициатором является именно лидер. В данном случае это понятие употребляется в социально-психологической литературе. 

Разновидность стилей лидерства

Различаются три основных стиля лидерства:

  • авторитарный;
  • демократичный; 
  • либеральный.

Авторитарный стиль лидерства

Авторитарный стиль лидерства отличается тем, что лидер характеризуется властностью, директивностью действий. Чаще всего лидер, использующий данный стиль управления, единоличен в принятии решений и проводит систематический контроль действий ведомых.  

Авторитарный лидер не позволяет вмешиваться в руководство группой зависимых от него людей, он также отрицает сомнения или оспаривание своих решений со стороны подчиненных.

При авторитарном стиле руководства, лидер создает четкое разделение между своими и чужими правами и обязанностями. Часто такой лидер ограничивает действия подчиненных и наделяет их лишь исполнительскими функциями.  Идеальным подчиненным для авторитарного лидера является дисциплинированный исполнитель.

Демократичный стиль лидерства

Различия авторитарного и демократичного стилей состоят в том, что демократичный лидер считается с мнением зависимых от него людей, принимает их советы, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. 

У него нет четкой линии между своими правами и обязанностями других членов группы. Некоторые свои полномочия он передает членам группы добровольно. В свою очередь зависимые от лидера люди могут также добровольно принять эти обязанности, также при необходимости они помогают лидеру в исполнении его функций.  

Лидер, выбирающий данный стиль руководства, ценит самостоятельных и инициативных людей, отличающихся творческим подходом к работе. Большое внимание со стороны лидера уделяется не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства

При либеральном стиле руководства, лидер практически уходит от своих обязанностей по управлению группой. Его поведение чаще схожа не с лидерским, а с рядовым членом группы.

Важные вопросы внутри группы либо не решаются вообще, либо их решает большинство членов группы с помощью голосования. 

Человек, занимающий пост лидера, является в группе таковым лишь номинально. Поэтому группой в действительности никто не руководит.

Данные стили лидерства описывал в своих работах немецко-американский психолог К. Левин. Но данная тема продолжала обсуждаться в социально-психологической литературе, в следствие чего назывались кроме трех основных стилей другие стили руководства. Среди них можно встретить такие стили как комбинированный и гибкий.   

Комбинированный и гибкий стили лидерства

Комбинированный стиль лидерства характеризуется тем, что лидер использует в практике общения с членами группы элементы авторитарного, демократического и либерального. При этом в действиях лидера применение этих стилей примерно одинаково.  

Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.

Гибкий стиль схож с комбинированным тем, что лидер также использует элементы всех трех вышеуказанных стилей: авторитарного, демократического и либерального.

Но существует основное отличие гибкого стиля от комбинированного. Оно заключается в том, что гибкий стиль лидерства не стабилен, выбор между авторитарным, демократичным и либеральным стилем осуществляется в зависимости от ситуации, складывающейся в группе. 

Иначе говоря, этот стиль изменчив, а его вариации имеют прямую зависимость от обстановки, которая складывается в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

В процессе изучения лидерства ученые и практики задавались вопросом о том, какой стиль лидерства можно считать оптимальным. 

Когда только еще зарождались соответствующие исследования, наилучшим стилем лидерства считался демократичный.  
Сам создатель типологии стилей К. Левин придерживался такого же мнения. С одной стороны, оно считалось верным, так как демократичный стиль лидерства имел больше привлекательных черт, чем в другие стили лидерства. 

Лидер, руководствуясь этим стилем, способен создать наиболее благоприятные условия для творческой работы и для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Демократичный стиль лидерства способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Сами люди также воспринимают его как наиболее благоприятный.

Но в тоже время нет оснований для того, чтобы утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим. Не всегда предпочтительным стилем может быть именно этот, а не авторитарный или либеральный. Например, в таких случаях, когда плохо организованная и неспособная к саморегулированию, слаборазвитая группа не может быстро добиться нужного результата в условиях дефицита времени. 

В таком случае нужна строгая дисциплина, четкая согласованность действий, взаимная ответственность. В данной ситуации наиболее оптимальным будет авторитарный стиль лидерства.

Из этого можно сделать вывод, что самым удачным выбором в применении того или иного стиля лидерства не будет являться только один из перечисленных выше. Поэтому для лидера необходимо развить умение вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, уметь тонко чувствовать атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого менять свой стиль руководства.
 

6 самых распространенных стилей лидерства и как найти свой

Лидерство

7 минут чтения ⏱

Последнее обновление: январь 2023 г.

На протяжении всей истории появлялись великие лидеры, каждый из которых придерживался определенного стиля лидерства.

Лидерство само по себе является несколько изменчивым принципом. Как правило, большинство руководителей адаптируют свои стили руководства к ситуации. Это особенно верно, чем дольше они ведут; они адаптируют свой стиль руководства по мере того, как учатся и взаимодействуют со своими сотрудниками.

Чтобы стать более успешным лидером, лидеры должны понимать свой текущий стиль руководства. В этой статье мы ответим на вопрос «что за стиль руководства?» , затем посмотрите 6 самых распространенных стилей руководства и их эффективность.

Шесть наиболее распространенных стилей лидерства:

  1. Трансформационное лидерство
  2. Делегативное лидерство
  3. Авторитетное лидерство
  4. Транзакционное лидерство
  5. Партисипативное лидерство
  6. Лидерство-слуга

Что такое стиль лидерства?

Стиль лидерства относится к методам, характеристикам и поведению лидера при руководстве, мотивации и управлении своими командами. Стиль лидера формируется множеством факторов, в том числе личностью, ценностями, навыками и опытом, и может оказать существенное влияние на эффективность его лидерства.

Их стиль руководства также определяет то, как лидеры разрабатывают свою стратегию , реализуют планы и реагируют на изменения, управляя ожиданиями заинтересованных сторон и благополучием своей команды.

Во многих случаях лидеры демонстрируют широкий спектр стилей лидерства и, вероятно, адаптируют их в зависимости от своей ситуации. Однако у лидера часто будет один выдающийся стиль, который он склонен выражать чаще.

Почему важно знать собственный стиль руководства?

Лидеру крайне важно понимать свой стиль руководства. Когда вы поймете свой стиль руководства, вы сможете определить, как он влияет на тех, на кого вы непосредственно влияете. Это также поможет вам найти свои сильные стороны лидерства и определить, какие лидерские качества следует развивать.

Некоторые лидеры уже могут классифицировать свой текущий стиль руководства, понимая, делает ли это их эффективными. Или как их видят сотрудники. Но не всегда так определяется. Обычно лидеры могут классифицировать свой стиль; однако они часто демонстрируют черты многих других стилей лидерства.

Подробная обратная связь — это простой способ узнать свой стиль руководства. Полезно просить тех, кого вы ведете, предоставить вам открытую и честную обратную связь. Это позволит вам адаптировать характеристики вашего стиля к вашим повседневным обязанностям лидера.

Готовы открыть для себя свой стиль руководства? 🚀

1. Трансформационное лидерство

Мы все, вероятно, были в групповой ситуации, когда кто-то брал на себя управление, общался с группой и создавал общее видение. Создание единства, развитие связей, создание энергии и привитие страсти. Этот человек, скорее всего, будет считаться трансформационный лидер.

Трансформационное лидерство — это стиль руководства , который делает упор на изменениях и преобразованиях . Лидеры, использующие этот подход, стремятся вдохновить своих последователей на достижение большего, чем они когда-либо считали возможным, используя свой потенциал. Этот тип лидерства может быть очень эффективным в организациях, стремящихся к значительным изменениям или преобразованиям.

Некоторые ключевые характеристики трансформационного лидерства включают:

Ориентация на будущее: Трансформационные лидеры всегда смотрят вперед и думают о том, что необходимо сделать для достижения целей организации. Они вдохновляют своих последователей делать то же самое.

Фокус на переменах: Трансформационные лидеры довольны переменами и понимают, что они необходимы для успеха организации. Они работают над тем, чтобы их последователи чувствовали себя комфортно с изменениями и могли адаптироваться к ним.

Внимание к людям: Трансформационные лидеры видят потенциал в каждом из своих последователей. Они стремятся развивать своих последователей индивидуальных сильных сторон и способностей , чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал.

Подробнее о трансформационном лидерстве »

2. Лидерство с делегированием полномочий

Часто называемый «laissez-faire», стиль делегированного лидерства  сосредоточен на делегировании инициативы членам команды. Это общеизвестно как одна из наименее навязчивых форм лидерства; это переводится как «пусть делают». Поэтому такой стиль руководства считается очень невмешательством.

Руководители, придерживающиеся этого стиля, доверяют своим сотрудникам и полагаются на них в выполнении своей работы. Они не занимаются микроуправлением и не слишком вовлекаются в предоставление обратной связи или рекомендаций. Вместо этого делегирующие лидеры позволяют сотрудникам использовать свой творческий потенциал, ресурсы и опыт, чтобы помочь им достичь своих целей.

Это может быть успешной стратегией лидерства, если члены команды компетентны и берут на себя ответственность за свою работу. Однако делегированное лидерство также может привести к разногласиям между членами команды и может расколоть или разделить группу.

Новичкам может быть сложно адаптироваться к этому стилю руководства или сотрудникам, чтобы понять, кто в конечном итоге отвечает за результаты и отвечает за них. Поэтому этот стиль руководства необходимо держать под контролем.

Подробнее о делегированном лидерстве »

3. Авторитетное лидерство

Авторитетных лидеров часто называют дальновидными. Лидеры, которые принимают этот стиль, считают себя наставниками для своих последователей. Не путать с авторитарным лидерством, авторитарное лидерство делает упор на подход «следуй за мной». Таким образом, лидеры наметьте курс и поощряйте окружающих следовать ему.

Лидеры, обладающие властными чертами, склонны мотивировать и вдохновлять окружающих. Они обеспечивают общее руководство и обеспечивают свои команды руководством, обратной связью и мотивацией. Это способствует чувству выполненного долга или достижения.

Авторитетный стиль руководства в значительной степени зависит от знакомства с каждым членом команды. Это позволяет руководителю предоставлять рекомендации и отзывы на более индивидуальном уровне, помогая людям добиться успеха. Это означает, что авторитетные лидеры должны уметь адаптироваться, особенно по мере роста размера их команды.

Авторитарное лидерство очень практично, но лидеры должны быть осторожны , чтобы не заниматься микроуправлением. Это тенденция этого стиля, которая может быть властной для членов команды и вызывать негативные чувства.

Подробнее об авторитарном лидерстве »

4. Транзакционное лидерство

Транзакционное лидерство, часто называемое управленческим лидерством, представляет собой стиль лидерства, основанный на поощрениях и наказаниях. Этот стиль руководства явно подчеркивает структуру , предполагая, что у людей может не быть мотивации, необходимой для выполнения их задач.

С помощью этой системы вознаграждений лидер ставит перед командой четкие цели или задачи. Лидеры также разъясняют, как их команды будут вознаграждены (или наказаны) за свою работу. Вознаграждения могут принимать разные форматы, но обычно включают в себя финансовые вознаграждения, такие как оплата или бонус.

Этот стиль руководства «взаимное»  больше связан с эффективным соблюдением установленных рутин и процедур , чем проведение трансформационных организационных изменений.

Транзакционное руководство устанавливает роли и обязанности для каждого сотрудника. Однако это может привести к уменьшению отдачи, если сотрудники всегда знают, чего стоят их усилия. Следовательно, поощрения должны соответствовать целям компании и подкрепляться дополнительными знаками признательности.

Подробнее о транзакционном лидерстве »

5. Лидерство с участием

Лидерство с участием, которое иногда называют демократическим лидерством, представляет собой стиль лидерства, который побуждает лидеров к прислушиваться к своим сотрудникам и вовлекать их в процессы принятия решений s. Этот стиль лидерства требует, чтобы лидеры были инклюзивными, использовали хорошие коммуникативные навыки и, что особенно важно, были в состоянии разделить власть/ответственность.

Когда лидер выбирает стиль лидерства, основанный на участии, это поощряет сотрудничество через подотчетность. Это часто приводит к коллективным усилиям команды по выявлению проблем и разработке решений вместо того, чтобы возлагать вину на отдельных лиц.

Этот стиль лидерства исторически преобладал и использовался многими лидерами во многих организациях. Однако по мере изменения рабочих привычек (ускоренное из-за COVID-19пандемия) и команды стали более децентрализованными, этот стиль руководства усложнился.

Спонтанное, открытое и откровенное общение часто ассоциируется со стилем лидерства, основанным на участии. Удаленная работа или виртуальные команды могут сделать это особенно сложным в обслуживании.

Часто предпочтение отдается лидерству, основанному на участии, поскольку оно помогает завоевать доверие сотрудников. Предоставление им возможностей и поощрение к тому, чтобы они делились своими идеями по важным вопросам, демонстрируя их ценность для команды. 9. Он делает упор на создание прочных отношений с окружающими и помогает им полностью раскрыть свой потенциал. Лидеру необходимо сосредоточиться на понимании людей, с которыми вы работаете, и развитии их способностей, а также подавать хороший пример и понимать их личные цели.

По своей сути лидерство служителя – это примерно принятие этических решений ; если кто-то будет следовать этой модели, он с большей вероятностью будет принимать решения, основанные на том, что правильно для всех участников, а не только на благо избранных. Такой подход способствует созданию среды, в которой креативность и решение проблем процветают, поскольку члены команды чувствуют себя вправе предлагать новые решения и опираться на идеи друг друга .

Кроме того, соблюдение принципов лидерства-слуги может привести к улучшению коммуникации между всеми вовлеченными сторонами — от высшего руководства до рядовых сотрудников. Принимая во внимание мнение подчиненных, руководители могут предотвратить любые потенциальные конфликты, сохраняя при этом как здоровые отношения, так и мирную рабочую атмосферу. В конечном итоге эти качества помогают создают более сильное чувство лояльности среди членов команды , что, следовательно, приводит к повышению общей производительности.

Подробнее о лидерстве слуги »

Как найти свой стиль лидерства?

Выбор стиля руководства, который вам подходит, может сделать вас более эффективным лидером. Независимо от того, управляете ли вы большой или маленькой командой, ваш стиль руководства сильно влияет на то, как ваша команда видит вас. Вот несколько моментов, которые могут помочь вам начать.

Во-первых, очень важно четко понимать свои цели и то, чего вы хотите достичь. Как только у вас появится четкое видение, вам будет легче донести свои идеи до вашей команды и вдохновить их последовать вашему примеру.

Во-вторых, экспериментируйте! Существует много разных стилей лидерства, и лучший способ найти свой — это поэкспериментировать с разными подходами и посмотреть, что лучше всего подходит для вас и вашей команды.

Наконец, помните, что лидерство заключается не в том, чтобы быть совершенным, а в том, чтобы быть подлинным лидером. Когда вы ведете с места страсти и цели, другие, естественно, будут привлечены к вам и вашему посланию. Помните, как лидеру жизненно важно быть открытым (и активно искать) обратную связь и быть готовым скорректировать свой подход по мере необходимости.

Какой стиль вам понравился? Считаете ли вы, что ваш нынешний стиль руководства эффективен?

Дополнительные сведения

Изучите 7 различных стилей лидерства

Содержание
  1. Стиль №1 — Лидерство-слуга
  2. Стиль №2 — Демократическое лидерство
  3. Стиль №3 — Автократическое лидерство
  4. Стиль №4 — Трансформационное лидерство
  5. 5-2 Транзакционное лидерство
  6. Стиль № 6 — Лидерство Laissez-Faire
  7. Стиль № 7 — Харизматическое лидерство
  8. Использование различных стилей лидерства
Рекламные объявления

Когда дело доходит до распространенных стилей лидерства в менеджменте, не существует универсального подхода. Эффективное лидерство начинается с определения ваших сильных сторон, а затем использования уникальных преимуществ вашего стиля руководства для стимулирования роста в вашей организации.

Например, Илон Маск использует автократический стиль руководства, называя себя перфекционистом и «нано-менеджером». Однако тот же самый стиль руководства делает его решительным, ясным в отношении того, чего он хочет достичь, и мотивированным. С другой стороны, такой харизматичный лидер, как Ричард Брэнсон, добился успеха, руководя совершенно другим способом. Он решает проблемы с позитивом, одержим созданием сильной командной культуры и использует эмоциональный интеллект для развития бизнеса, в котором люди любят работать.

Это показывает, что разные стили подходят разным людям. Тем не менее, каждый стиль руководства имеет как свои преимущества, так и недостатки. Узнайте, какой стиль лидерства вы используете ниже, и как внедрить другие, чтобы стать более эффективным руководителем своей команды и развивать свой бизнес.

Стиль №1 – Лидерство Слуги

Что такое Лидерство Слуги?

Руководство слуги ведет сердцем слуги. По сути, этот тип лидера сосредоточен в первую очередь на удовлетворении потребностей своих сотрудников и клиентов. Обслуживая команды, они уделяют большое внимание обучению и росту, практикуя лидерство в коучинге. По этой причине те, кто находится под руководством лидеров-слуг, могут рассчитывать на то, что их будут воспитывать, но также и призывать к полной реализации своего потенциала.

Быть лидером-слугой — это намного больше, чем просто быть самим собой. Настолько, что цель состоит в том, чтобы умножить больше автономных лидеров на каждом уровне. Кроме того, организации, управляемые лидерами-слугами, гарантируют, что те, кто участвует в выполнении бизнес-начинаний, соответствуют основным ценностям компании. Например, процесс становления владельцем франшизы в Chick-fil-A является строгим и интенсивным. Утверждение может занять до года, при этом принимаются только 5% заявителей. Владельцы должны демонстрировать «смирение, страсть к служению, сострадание и искренность», — говорит генеральный директор и лидер по обслуживанию клиентов Дэн Кэти.

Примеры лидеров-слуг:

  • Джон Макки, генеральный директор Whole Foods Market
  • Шерил Бачелдер , бывший генеральный директор Popeyes Louisiana Kitchen
  • Джон С. Максвелл, соучредитель EQUIP® и автор 4 9 Уровни лидерства

Атрибуты:

  • Приводит к служению
  • Естественно развивает последователей
  • Призывает других присоединиться к их делу или миссии
  • Практикует альтруизм
  • Оказывает сильное положительное влияние на жизнь людей
  • Уделяет время обучению, расширению возможностей и заботе о членах команды
  • Укрепляет сообщества
  • Способствует личному и профессиональному росту посредством коучингового стиля руководства
  • Формирует доверительную команду
  • уровень эмоциональный интеллект

Потенциальные слабости

Те, кто практикуют этот стиль, вместо того, чтобы руководить силой, приобретают последователей, оказывая положительное влияние. В то время как люди могут работать над лидерскими качествами слуги, они должны иметь для этого сердце. Например, из всех стилей лидерства те, кто руководствуется деньгами или эгоцентричен, сочтут этот конкретный невозможным для подлинного применения.

Кроме того, они должны соблюдать баланс между служением другим и заботой о себе. Без последнего может быстро наступить выгорание , что повлияет на компанию и ее сотрудников различными негативными способами.

Стиль №2 –

Демократическое лидерство

Что такое демократическое лидерство?

Одним из самых популярных стилей лидерства является стиль демократического лидерства . Такой подход поощряет участие и сотрудничество между членами команды. Ключом к тому, чтобы быть демократическим лидером, является создание командная культура , где люди чувствуют, что их ценят и важны. Предоставление открытой среды, которая побуждает к диалогу посредством обмена идеями, помогает тем, кто практикует этот стиль лидерства, сохранять вовлеченность и мотивацию членов команды. Демократические менеджеры и руководители дают людям всех уровней знать, что их участие имеет значение в формировании организации. При этом они развивают культуру добровольного вклада.

Примеры демократических лидеров:

  • Тони Шей, генеральный директор Zappos
  • Ларри Пейдж, соучредитель Google
  • Индра Нуйи, бывший генеральный директор PepsiCo

Атрибуты:

  • Поощряет обмен идеями и творчество 902 Способствует обмену идеями и творчеству 904 15 открытая связь  
  • Позволяет сотрудникам решать проблемы
  • Поддерживает совместную работу
  • Создает атмосферу взаимного уважения
  • Предоставляет членам команды равные шансы поделиться информацией независимо от их работы
  • Выявляет таланты людей посредством лидерства в коучинге
  • Слушает, когда говорят другие лидерство может быть одним из самые эффективные стили лидерства, это не всегда лучший способ управлять срочными решениями. Кроме того, такой подход потенциально может создать напряженность между теми, у кого разные взгляды и мнения. Независимо от этих факторов, плюсы обычно перевешивают минусы, в результате чего создается среда, полная динамичных людей, которые чувствуют себя вовлеченными в работу.

    Стиль № 3 –

    Автократическое лидерство 

    Что такое автократическое лидерство?

    Авторитарная (или авторитарная) модель лидерства требует явной власти над организацией или группой. Например, в процессе принятия решений они редко вовлекают других. Из-за высокого уровня изолированного контроля авторитарные руководители обычно ассоциируются с диктаторами. Хотя решительность является одной из самых сильных характеристик авторитарного бюрократического руководства, большинству компаний с такими лидерами нужна система сдержек и противовесов, обеспечивающая устойчивое рабочее место.

    Хотя этот стиль управления пользуется плохой репутацией, «автократическое или авторитарное руководство иногда необходимо, особенно в ситуациях, когда под давлением требуются быстрые и решительные действия», — говорит Даниэль Сабрина, генеральный директор Tribe Builder Media, в статье для Entrepreneur. .com .

    Примеры автократических лидеров:

    • Марта Стюарт, основатель Martha Stewart Living Omnimedia
    • Генри Форд, основатель Ford Motor Company
    • Джон Чемберс, бывший исполнительный председатель и главный исполнительный директор Cisco Systems

    Атрибуты:

    • показывает способность к эффективности и решимости
    • Сертификат бюрократического руководства, где они диктуют процессы, системы и операции
    • . Службы
    • 44444444. Selectralts Selectralts
    • 40024444444. Secatorge Selections 9002 Selectralts
    • Selectralge
    • 40024 40024444444444444444444. Selecates
    • 4444444444444444. Selecates
    • . позитивно реагировать на кадровые вызовы
    • Менее восприимчив к чужим мыслям, мнениям или идеям
    • Ожидает соблюдения и уважения от тех, кто выполняет свою работу
    • Устанавливает структуру, правила и формы дисциплины 

    Потенциальные недостатки

    Хотя такие качества, как быстрое мышление и способность принимать решения, приносят пользу компаниям, работа исключительно в рамках этой структуры не является эффективным способом управления людьми в долгосрочной перспективе. «Автократическое лидерство работает только до тех пор, пока не перестанет работать. . . Необходим баланс между сильным лидерством, автономией и расширением прав и возможностей сотрудников», — объясняет Вивек Вадхва из Inc.com .

    Имея это в виду, включение качеств из других менее бюрократических стилей руководства помогает привить чувство равновесия. Точно так же владельцы бизнеса и руководители, признающие склонность к авторитаризму, могут держать себя в узде, используя в своих командах различные стили лидерства.

    Стиль №4 –

    Трансформационное лидерство 

    Что такое трансформационное лидерство?

    Лидеры, использующие стиль трансформационного лидерства , вдохновляют людей своим ясным видением. Кроме того, они, как правило, преуспевают в эффективном общении и сосредоточены на привитии цели как сотрудникам, так и клиентам. Словами, которые они говорят, и примером, который они подают, они мотивируют свою команду на то, чтобы стать творцами перемен. Прежде всего, это целеустремленные люди, которые верят в достижение максимальных положительных результатов в жизни других людей. Поскольку они понимают, что не могут выполнить свою миссию без своих сотрудников, они также являются экспертами в разработке превосходных командная культура с высоким уровнем удовлетворенности работой.

    Из-за этих факторов духовные лидеры, такие как пасторы Стивен Фуртик, Крейг Грошель и Энди Стэнли, служат прекрасным примером. Кроме того, соучредители Ancient Nutrition Джош Акс и Джордан Рубин выступают в качестве трансформационных лидеров, которые помогают клиентам и сотрудникам совершить позитивных сдвигов в своей жизни. Например, в Ancient Nutrition существует устоявшаяся модель роста лидерства для всех, а также преимущества для здоровья и образа жизни.

    Примеры трансформационных лидеров:

    • Нельсон Мандела, бывший президент ЮАР
    • Малала Юсуфзай, основатель фонда Малала
    • Рид Хастингс, соучредитель и генеральный директор Netflix
    9022 S1

    Атрибуты2:

пики с убежденностью и харизмой
  • Описывать всеобъемлющее видение при общении
  • Достигает целей, направленных на выполнение миссии компании
  • Создает атмосферу творчества и инноваций на работе
  • Внедряет сильный набор организационных ценностей
  • Развивает рабочую культуру, частью которой людям нравится быть частью
  • Сосредоточены на изменении мира
  • Потенциальные недостатки

    Хотя этот тип людей вдохновляет организационные изменения , сообщая общие идеи, они, как правило, менее опытны в деталях и процессах. Из-за этого им часто нужны логистические умы в команде, которые могут осуществлять планирование и реализацию целей компании.

    Кроме того, некоторые проблемы этого стиля руководства связаны с личностью. Обладая в целом высоким уровнем экстраверсии, харизмы и влияния, этот тип людей потенциально может вести за собой посредством непреднамеренных манипуляций. Лидеры такого типа могут извлечь выгоду из наличия партнера по подотчетности или наставника , который предлагает проницательные и сбалансированные взгляды.

    Стиль № 5 –

    Транзакционное лидерство

    Что такое Транзакционное лидерство?

    Транзакционное лидерство — это ориентированный на результат подход, который следует четкой организационной иерархии. Например, этот тип руководителя рассматривает свои отношения с подчиненными как обмен. Кроме того, те, кто практикует этот стиль руководства, создают четкие показатели успеха и неудачи. Если люди достигают целей, поставленных организацией, они получают вознаграждение за хорошо выполненную работу. Но если они потерпят неудачу, они будут привлечены к ответственности за невыполнение установленной отметки. Из всех распространенных стилей лидерства транзакционное лидерство наиболее выгодно в крупных компаниях из-за желания измерять прогресс и производительность.

    Примеры транзакционных лидеров:

    • Билл Гейтс, соучредитель корпорации Microsoft
    • Винс Ломбарди, тренер НФЛ
    • Ховард Шульц, бывший генеральный директор Starbucks

    Атрибуты:

    Высшее положение в рейтинге в организации

  • Создает краткосрочные и долгосрочные показатели эффективности, такие как KPI
  • Ставит цели и делегатов задач
  • Сообщает команде о том, какие работы необходимо выполнить
  • Отслеживает ход достижения цели
  • Проводит обзоры сотрудников
  • Обеспечивает вознаграждение за тяжелую работу, такую ​​как повышение, продвижение по службе, отгулы и бонусы
  • Привлекает сотрудников к ответственности за недостижение ожидаемых результатов
  • Потенциальные недостатки

    а менеджеры склонны создавать слишком жесткую рабочую среду. Когда все внимание сосредоточено на результатах, страдают члены команды. Например, людям нужна рабочая среда, в которой есть место для ошибок, творчества и инноваций. В то время как бизнес-лидеры должны заботиться об общем состоянии организации, это также включает в себя благополучие сотрудников. Кроме того, придание слишком большого значения заранее определенным показателям успеха не оставляет много места для роста и развития.

    Те, кто практикует этот стиль руководства, могут совершенствоваться, стремясь согласовать мотивирующие факторы сотрудников с вознаграждениями. Эмили Лундберг, менеджер по маркетингу Prialto, добавляет в своем блоге: «Исследования показывают, что приверженность цели возрастает, когда менеджеры запрашивают мнение сотрудников. Перед запуском новых целей производительности проведите встречу со своими сотрудниками, на которой вы обсудите, чего вы хотите, чтобы они достигли, и дайте им возможность поделиться своими идеями». Включение сотрудников в процесс постановки целей и оценки эффективности помогает людям чувствовать себя уполномоченными, а не контролируемыми.

    Стиль № 6 –

    Лидерство Laissez-Faire

    Что такое Лидерство Laissez-Faire?

    Laissez-faire, или делегированное лидерство, — это стиль «невмешательства», который дает людям свободу и контроль над их работой. На французском языке этот термин примерно переводится как «пусть будет». Из-за убежденности лидеров в принципах невмешательства в минимальное регулирование сотрудники компании делают свой собственный выбор с минимальным участием человека, который их направляет. Например, под руководством laissez-faire работники могут решить, что им не нужно приходить на работу по пятницам, если они выполняют свою работу вовремя. Из-за того, что они выбрали ограниченное вмешательство, лидер невмешательства, скорее всего, не стал бы вмешиваться. В сущности, это руководство противоположно автократическому.

    Примеры лидеров Laissez-Faire:

    • Королева Виктория, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии
    • Уоррен Баффет, генеральный директор Berkshire Hathaway
    • Эндрю Меллон, бывший министр финансов США

    Атрибуты

    • Предоставляет сотрудникам высокий уровень свободы в работе
    • Вселяет чувство доверия в команду
    • Поощряет решение проблем и принятие решений
    • Предоставляет любые необходимые ресурсы или инструменты
    • Ограничивает ввод и руководство
    • Снижает нагрузку на производительность труда
    • Поощряет команду брать на себя ответственность за неудачный выбор и действия

    Потенциальные недостатки самоуправление, но подходит не для всех бизнес-моделей.

    Кроме того, если в команде не будет полно целеустремленных, квалифицированных самостоятельных стартапов, компания пострадает. На самом деле, некоторые люди вообще не считают laissez-faire стилем руководства.

    Стиль №7 –

    Харизматическое лидерство

    Что такое харизматическое лидерство?

    Те, кто демонстрирует этот доминирующий стиль, целеустремленны, влиятельны и полны решимости увидеть, как их жизненная миссия осуществится. Как искусные ораторы с четким видением, они вдохновляют на мобилизацию усилий ради общего дела. Хотя харизматический стиль очень похож на трансформационный стиль, он в первую очередь мотивирует других через эмоциональную связь. Доктор Рональд Риджио на Psychology Today объясняет: «Харизматические лидеры, по сути, очень искусные коммуникаторы. . . Они способны сформулировать убедительное или захватывающее видение и вызвать сильные эмоции у последователей».

    Примеры харизматических лидеров:

    • Мартин Лютер Кинг-младший, министр и правозащитник
    • Опра Уинфри, председатель и главный исполнительный директор OWN
    • Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании

    Атрибуты:

    • Сообщает мощное видение
    • Обращается к эмоциям своей аудитории, когда говорит
    • Поддерживает вовлеченность сотрудников за счет задавать вопросы
    • Внимательно слушать

    Потенциальные недостатки

    Одним из недостатков этого стиля руководства является то, что он может быстро выгорать сотрудников. Преданность и решимость харизматичных руководителей своей миссии, скорее всего, никогда не сравнится с теми, кем они управляют. Вот почему важно сохранить признание сотрудников и признательность в авангарде взаимодействия с сотрудниками. Например, создайте систему поощрений за достижение краткосрочных и долгосрочных вех, чтобы люди чувствовали признание своей работы. Кроме того, запуск инициатив реалистичными, взвешенными шагами также предотвращает выгорание , усталость и отстраненность.

    При подражании харизматическому лидерству помните, что это может быть проблемой для тех, у кого от природы нет этой черты характера. Тем не менее, это приобретенное поведение, которое люди могут развить, оказывая харизматическое влияние в своей жизни и обучаясь этому.

    Использование различных стилей руководства

    Несмотря на то, что стиль руководства Илона Маска автократичен, он не просто жесткий, контролирующий, одномерный лидер. Он демонстрирует другие типы лидерства, обладая многими чертами трансформационного лидера, который вдохновляет свою команду на достижение огромных целей и изменение мира. Как показывает опыт, лучшие лидеры — это те, кто использует лучшие характеристики из всех распространенных стилей лидерства.

    Понимание семи приведенных выше стилей лидерства помогает владельцам бизнеса, руководителям и менеджерам распознавать свои сильные и слабые стороны. Это можно сделать через коучинг лидерства или индивидуальные занятия — в любом случае поставьте перед собой цель изучить другие способы лидерства.

    Начните развивать свои лидерские навыки уже сегодня:
    1. Составьте список областей, требующих прогресса в компании.
    2. Просмотр основных пунктов каждой из доминирующих моделей лидерства.
    3. Классификация каждой проблемы по стилю руководства, который может помочь.
    4. Анализ любых закономерностей. Например: Есть ли несколько проблем, помеченных как «трансформационное лидерство» или «делегативное лидерство»?
    5. Как только вы поймете, что вы можете улучшить, постарайтесь больше узнать об этих отдельных типах лидерства.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts