Стреляу я роль темперамента в психическом развитии: Роль темперамента в психическом развитии — Ян Стреляу

Основные концепции темперамента введение в проблематику, связанную с темпераментом

Jan Strelau

РОЛЬ

ТЕМПЕРАМЕНТА

В ПСИХИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ

Перевод с польского

кандидата философских наук

В. Н. Поруса

Вступительная статья кандидатов

психологических наук А. Е. Ольшанниковой

и И. В. Равич-Щербо

Общая редакция И. В. Равич-Щербо

Москва

«Прогресс»

1982

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мне предложили написать книгу о развитии темперамента, это было для меня несколько неожиданно, ведь до сих пор еще не было работ на эту тему. Может быть, это объясняется тем, что из всех известных психических явлений темперамент, пожалуй, меньше всего подвержен изменениям в ходе онтогенетического развития индивида, что, конечно, не означает, будто темперамент вовсе не изменяется.

Предложение написать такую книгу побудило меня к размышлениям о проблемах темперамента с точки зрения развития, итогом которых явилась основная для этой работы мысль, что специфика темперамента имеет существенное значение для психического развития индивида. Поэтому в названии книги говорится не о развитии темперамента, а о его роли в процессе онтогенеза.

Большая часть представленного в книге материала является изложением собственных взглядов автора, а данные, на которых они основаны, получены в исследованиях, проводившихся им самим либо его сотрудниками. Эти исследования в течение нескольких лет проводились в Секторе психологии индивидуальных различий Института психологии Варшавского университета под руководством автора этих строк.

Таким образом, эта книга посвящена в основном изложению концепции автора, а не состояния данной проблемы в психологической литературе. Многие затронутые в ней вопросы имеют дискуссионный характер, поскольку не всегда можно воспользоваться готовыми рецептами для их решения. Это требует от читателя известной подготовки. Во многих случаях взгляды автора сопоставляются с более традиционными представлениями. Все это делает книгу нелегкой для чтения и требует от читателя определенных знаний по психологии. Я думаю, что психологическая проблематика не лишена интереса для учителей и воспитателей, кому, собственно, и адресована эта книга.

Было бы ошибкой утверждать, что представленная в данной работе концепция темперамента является чем-то совершенно новым. Трудно претендовать на новизну и оригинальность, рассматривая вопросы, которыми уже свыше двух тысячелетий интересуются философы и ученые. И все-таки я думаю, что нечто новое в ней есть, и прежде всего это относится к трактовке проблем темперамента, о чем читатель может судить, ознакомившись с соответствующей литературой.

Мне наиболее близка теория типов нервной системы И. П. Павлова, до сих пор не утратившая своей актуальности. Особенный интерес вызывает ее развитие в работах таких выдающихся исследователей типов нервной системы и темперамента, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, с которыми мне выпала честь непосредственно или косвенно сотрудничать и труды которых оказали значительное влияние на мое понимание и решение затронутых в этой книге проблем.

В главе «Основные концепции темперамента» рассмотрены теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте. Основное место в этой главе, по уже отмеченным причинам, занимает типология нервной системы, разработанная И. П. Павловым и его последователями.

В следующей главе, «Темперамент и факторы его формирования», изложена собственная концепция автора, подчеркивающая те свойства темперамента, которые связаны с характеристикой энергетического уровня поведения; по-видимому, роль именно этих свойств весьма существенна для деятельности человека. Здесь также показана роль наследственности и среды для формирования свойств темперамента и обращается внимание на их возрастную специфику и вытекающие из нее следствия для воспитания человека.

Поскольку свойства темперамента не существуют изолированно, а тесно связаны с другими психическими особенностями человека, специальная глава посвящена связям темперамента со способностями и личностью. Некоторые предлагаемые здесь решения публикуются впервые, поэтому они являются скорее гипотезами, требующими эмпирической проверки.

Так как свойства темперамента имеют, на наш взгляд, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в трудных ситуациях или выбор способа действия и ситуации в соответствии с потребностью индивида в стимуляции, о чем довольно подробно говорится в главе «Значение свойств темперамента для деятельности», этой главе предшествует обсуждение приемов диагноза темперамента, применимых в педагогической работе. Этому посвящена глава «Диагноз свойств темперамента в домашних и школьных условиях», в которой подробно анализируется применимость метода наблюдения и шкалы оценок для определения важных с педагогической точки зрения свойств, а также выдвигаются конкретные предложения о способах диагностики в домашних и школьных условиях. Данная глава включена в книгу по тем соображениям, что разумно руководить действиями ребенка, направлять их, учитывая особенности его темперамента, можно, только обладая знаниями в этой области детской психологии.

В заключительной главе, «Влияние темперамента на нарушения в поведении у детей и подростков», я пытался показать, что, хотя темперамент непосредственно не определяет содержание поступков, он в некоторых ситуациях может влиять на возникновение и формы выражения нежелательных и асоциальных форм поведения. Это происходит в особенности тогда, когда в процессе воспитания — как в школьных, так и в домашних условиях — не принимается во внимание специфика темперамента ребенка.

Учитывая, что настоящая книга адресована главным образом учителям и воспитателям, в ней часто встречаются конкретные советы, как правильно применять педагогические методы, учитывая особенности темперамента. В книге нет, однако, специальной главы, посвященной этой теме, что объясняется по крайней мере двумя причинами. Во-первых, пока еще слишком мало фактических данных, чтобы сформулировать какие-либо однозначные суждения в этой области. Во-вторых, мне казалось более естественным обсуждать вопросы воспитания при рассмотрении отдельных проблем, связанных с темпераментом, не говоря уже о том, что это позволило избежать ненужных повторов.

Если знакомство с этой книгой окажется хотя бы в малой степени полезным в деле воспитания детей и подростков или вызовет у читателей желание самостоятельно поразмыслить о том, насколько важен учет специфики темперамента в процессе воспитания, я мог бы с удовлетворением считать свою задачу выполненной.

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром (например, могут быть замкнутыми или, напротив, открытыми).

Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно было объяснить только различиями во влияниях внешней среды, издавна интересовал философов и врачей. Так возникла «наука о темпераментах», в которой, хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. до н. э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных «соков» организма — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи,— входящих в его состав. Оптимальное соотношение этих «соков» определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний.

Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor — влага, сок), Клавдий Гален (II в. н. э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. tem-peramentum — соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных им темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью1. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь) и меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

Эта созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (например, реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

Учение Гиппократа — Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии, разделялось многими исследователями. Для большинства из них характерно магическое пристрастие к числу четыре, к которому сводится множество темпераментов, что в античных концепциях обосновывалось учением Эмпедокла о четырех стихиях.

О влиянии, которое оказало учение древних врачей и философов на дальнейшее развитие типологии темпераментов, можно судить хотя бы по тому, что до середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основные свойства темперамента — чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика — обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-х годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Японский психолог Т. Фурукава в тот же период высказывал мнение, что основным методом диагностики темперамента является определение химического состава крови.

Параллельно с эндокринными концепциями начиная с середины XVIII в. развивались теории, согласно которым физиологическими основами темперамента следует считать некоторые свойства нервной системы. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь.

Эту идею воспринял ученик А. Галлера, Г. Врисберг, который связывал темперамент непосредственно с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерическо — сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы» и высокая возбудимость органов чувств. В свою очередь для флегматико-меланхолического темперамента характерен небольшой мозг, «тонкие нервы» и невысокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И. П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям, на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей (А. Ди Джиованни, Г. Виола, Л. Л. Ростан, Г. Г. Карус), наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго.

В 20-х годах нашего века он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из систем — четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой (рис. 1).

Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента.

Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента.

Независимо от перечисленных гипотез о физиологических основах темперамента все более крепло убеждение в том, что его свойства наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими затратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов. Поэтому большинство исследователей темперамента обращали внимание прежде всего на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их формальный аспект, то есть их силу (интенсивность) и протекание во времени.

Классическим примером такого подхода может служить типология темпераментов, В. Вундта, создателя экспериментальной психологии. Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость — для ощущений. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделял два биполярных свойства темперамента, а именно силу и скорость изменения эмоции, подчеркивая значение энергетической характеристики индивида (табл. 1).

Мы находим у В. Вундта чрезвычайно важную, на наш взгляд, мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, а это, в частности, означает, что правильное воспитание предполагает использование достоинств данного темперамента и в то же время нивелирование отрицательного влияния, какое он может оказывать на поведение индивида.

Таблица I Классификация темпераментов (по Вундту)2

Сила чувств

Скорости изменяемости чувств

сильные

слабые

быстрая

медленная

холерик

меланхолик

сангвиник

флегматик

Вряд ли возможно изложить здесь всю исключительно богатую и долгую историю размышлений и исследований, посвященных темпераменту. Ограничимся лишь наиболее распространенными, как нам кажется, взглядами, чтобы читатель имел общее представление о психологии темперамента.

Роль темперамента в психическом развитии личности

различий. М., 1979.

  1. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре

индивидуальных свойств  человека. // Вопросы психологии. 1985,№1.

  1. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
  2. Столяренко Л. Д.  Основы психологии. Ростов-на-Д., 1997.
  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  4. Симонов В.П, Ершов П.М  «Темперамент, характер, личность» М.: Наука.   (Серия   «От  молекулы  до  организма»). 1984г. 161с.
  5. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963.
  6. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной

деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000.

  1. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий.-М.: издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.-544с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Методики изучения темперамента и характера.

Тест-опросник Айзенка

 

           Если бы кто-либо удосужился провести сравнение по использованию психологических методик, то можно было бы не сомневаться, что первое место в нем (по частоте использования) уверенно занял бы тест-опросник EPI, созданный английским психологом Г. Айзенком. Данный автор, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

           Первый из этих факторов биополярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

            Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению). 

Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение  человека к одному из четырех 4 темперамента.

           Думается, что давать этим темпераментам подробные характеристики в условиях ограниченного объема книги неуместно, да и попросту не нужно —они и так известны читателю. А вот о некоторых ситуационных коррелятах 22факторной модели Айзенка упомянуть просто необходимо. Дело в том, что вывод о том, что экстраверты только лишь подвижны и возбудимы, интроверты заторможены и инертны, склонные к невротизму нестабильны и дезадаптивны, а их антиподы, наоборот, весьма эмоционально устойчивы и высокоприспособляемы, выглядит излишне упрощенным и недостаточно прогностичным. Необходимо еще и обязательно учитывать ситуационные характеристики, и тогда окажется, что в ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интровертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный же экстраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненно, более адаптивен в «сильных средах»

(напряженных условиях), в которых интроверт легко  впадает в депрессию, вызванную  нервным истощением и запредельным торможением. Заметим, что результаты теста-опросника Айзенка традиционно используются при анализе «нижних», т. е. конституциональных, уровней супружеской совместимости.  

 

Список вопросов теста Г. Айзенка (да-нет)

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? («да — нет»)

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые  могут вас понять, ободрить, выразить  сочувствие?

3. Считаете ли вы  себя беззаботным человеком? 

4. Очень ли вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы  свои дела не спеша и предпочитаете  ли подождать, прежде чем действовать? 

6. Всегда ли вы сдерживаете  свои обещания, даже если это  вам невыгодно? 

7. Часто ли у вас  бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно  действуете и говорите и не  тратите ли много времени на  обдумывание? 

9. Возникало ли у  вас когда-нибудь чувство, что  вы несчастны, хотя никакой  серьезной причины для того  не было?

10. Верно ли, что на  спор вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с  человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли вы действуете  необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли  вы чтение книг встречам с  людьми?

16. Верно ли, что вас  легко задеть?

17. Любите ли вы часто  бывать в компании?

18. Бывают ли у вас  иногда такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда  вы настолько полны энергии,  что все горит в руках, а  иногда чувствует сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы  ограничить круг своих знакомств  небольшим числом самых близких людей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23. Часто ли вас терзает  чувство вины?

24. Все ли ваши привычки  хороши и желательны?

25. Способны ли вы  дать волю собственным чувствам  и вовсю повеселиться в шумной  компании?

26. Можно ли сказать,  что нервы у вас часто бывают  напряжены до предела? 27. Считают  ли вас человеком живым и  веселым? 

28. После того как  дело сделано, часто ли вы  возвращаетесь к нему мысленно  и думаете, что могли бы сделать  лучше?

29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что вы  передаете слухи? 

31. Бывает ли, что вам  не спится оттого, что разные  мысли лезут вам в голову?

32. Верно ли, что вам  часто приятнее и легче прочесть  о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам  работа, которая требует пристального  внимания?

35. Бывают ли у вас  приступы дрожи? 

36. Верно ли, что вы  всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что вам  неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг  над другом?

38. Верно ли, что вы  раздражительны?

39. Нравится ли вам  работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что вам  нередко не дают покоя мысли  о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти,  хотя все кончилось благополучно? 41. Верно ли, что вы неторопливы  в движениях? 

42. Вы когда-нибудь  опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся

кошмары?

44. Верно ли, что вы  такой любитель поговорить, что  никогда не упустите удобного  случая побеседовать с незнакомым  человеком? 

45. Беспокоят ли вас  какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди  ваших знакомых такие, которые  вам явно не нравятся?

49. Легко ли вас  задевает критика ваших недостатков  или вашей работы?

50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный человек?

51. Трудно ли получить  настоящее удовольствие от мероприятий,  в которых много участников?

52. Беспокоит ли вас  чувство, что вы чем-то хуже  других?

53. Сумели бы вы внести  оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить  над другими? 

57. Страдаете ли вы  бессонницей? 

Код опросника

Искренность: ответы «да» на вопросы 6, 24, 36; ответы «нет» на вопросы 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Экстраверсия: ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Невротизм: ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

          Предлагаем расширенную интерпретацию теста Г. Айзенка, которую следует осуществлять с помощью следующих 2 таблиц. За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется 1 балл.  

 

Интерпретация показателей по шкале «Искренность»

Интерпретация показателей по шкалам «Экстравертированность» и «Невротизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник структуры  темперамента

В. М. Русалов (ОСТ)

             Опросник структуры темперамента используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. ОСТ имеет 105 вопросов, допускает индивидуальное и групповое применение, без ограничения времени.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.

Опросник ОСТ

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6.  Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21.  Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

Влияет ли темперамент на психические расстройства? – Лара Шустер Эффланд

Наш генетический состав определяет 50% нашей индивидуальности или темперамента. Это означает, что, когда речь идет о еде, настроении, беспокойстве и даже посттравматических стрессовых расстройствах, половина причин развития этих расстройств связана с нашей генетической предрасположенностью.[1]

Если 50% причин того, что у нас есть расстройство, связано с темпераментом, можем ли мы что-то сделать с остальными 50%?
 
Влияет ли темперамент на психические расстройства?

Текущие исследования начинают показывать, что темперамент, необычный подозреваемый, играет важную роль в развитии психопатологии.[2] Темперамент складывается из наших мыслей, эмоций, физических ощущений и, самое главное, наших реакций на внутренний и внешний мир внутри и вокруг нас.

Теория поливагуса прекрасно объясняет, какую роль темперамент играет в развитии психопатологии. Теория определяет этиологические механизмы, посредством которых возникают различные паттерны психопатологии, что дает нам более полное представление о темпераменте и эмоциональной дисрегуляции — и то, и другое связано с развитием конкретной психопатологии.[3]

Поливагальная теория помогает нам понять, какую огромную роль играют наши нейросенсорные системы в наших эмоциях, мыслях, физических ощущениях и реакциях. Мы изначально запрограммированы, и наш жизненный опыт заставляет нас реагировать на мир либо как на открытый и безопасный, либо как на опасный и угрожающий.
 
Чрезмерно контролируемый и недостаточно контролируемый темперамент

Доктор Том Линч использовал теорию поливагалии для разработки радикально открытой диалектической поведенческой терапии (RO-DBT), помогающей врачу и пациенту лучше понять свой темперамент и роль, которую он играет в развитии определенные психопатологии. 9[4] Он использует метафору розового сада, чтобы объяснить разницу между двумя темпераментами. Когда дело доходит до сверхконтролируемого (OC) и недостаточно контролируемого (UC) темпераментов, темперамент OC метафорически видит шипы перед розами, в то время как темперамент UC может видеть только розы и не обращать внимания на шипы. Все мы склоняемся к одной стороне этого континуума, и, подобно колоколообразной кривой, большинство из нас попадет в окно бытия 9.0023 гибко управляемый.

Вот пример из жизни: я смотрю, как моя дочь ест карамельные M&M, которые ей подарили, когда она ходит на горшок. Она осторожно откусывает конфетную оболочку, а затем облизывает шоколад. Кроме того, она время от времени кладет M&M вниз, чтобы гарантировать, что он продлится. Это искусство отсроченного удовольствия во всей его красе. Психологи, занимающиеся детским развитием, обнаруживают, что дети с более склонными к чрезмерному контролю обладают врожденной способностью эмоционально регулировать импульсивное поедание M&M.[5]

Если вы в большей степени ОС, вам захочется больше порядка, безопасности через определенность и чувствительности к хаосу и беспорядку. Это связано с тревожностью, обсессивно-компульсивным расстройством и другими расстройствами, связанными с контролем и т. д. . Это связано с импульсивностью, злоупотреблением психоактивными веществами, лабильностью настроения, биполярным, пограничным расстройством личности, расстройствами, связанными с эмоциональной напряженностью и лабильностью, и т. д.

Как я упоминал выше, то, как мы познаем окружающий мир: наши реакции, эмоции, мысли и физические ощущения зависят от нашего врожденного темперамента. Одним из этих качеств является присущая нам склонность к чрезмерному, недостаточному или гибкому контролю, как указано ниже.[6]

Чрезмерный контроль (ОК)

  • Получать минимальное вознаграждение от большинства вещей, даже от вещей, которые очень хочется
  • Акцент на деталях
  • Будьте осторожны или чувствительны к угрозе и избегайте, когда это возможно
  • Запрещено
  • Держит истинные эмоции близко к себе; более сжатый и может выражать противоположное тому, что чувствуешь
  • Может быть очень жестким, спланированным и перфекционистским
  • Поведение определяется воспринимаемыми правилами и убеждениями о том, что правильно
  • Склонны избегать новых впечатлений, ощущений или рисков
  • Хотите, чтобы вас ценили за самопожертвование, достижения и упорный труд

Недостаточный контроль (UC)

  • Высокая чувствительность к вознаграждению
  • Часто не обращают внимания на мелкие детали
  • Менее осторожны или чувствительны к угрозам и иногда игнорируют угрозы в поисках награды
  • Неограниченный
  • Эмоционально-выразительный; драматический
  • Менее ригидный, более спонтанный и импульсивный
  • Поведение часто зависит от настроения
  • Активно ищите новые впечатления, ощущения и рискуйте
  • Хочешь быть понятым

Гибко управляемый

  • Адаптируемый
  • Открыт для критических отзывов
  • Светоотражатель
  • Готов ошибаться
  • Определение того, какие изменения могут потребоваться
  • Целенаправленное самоисследование
  • Баланс растормаживания и торможения
  • Первооткрыватель
  • Любопытство
  • Сострадание
  • Новичок против Мастера
  • Обучение стойке

Во время лечения мы просим участников пройти серию самооценки, разработанную доктором Линчем, чтобы определить их темперамент. Оттуда мы начинаем разрабатывать их клинические вмешательства на основе того, что они идентифицировали как неадекватное поведение или паттерны, которые причиняли им боль и страдания.
 
Гибко контролируемый

Если вы похожи на меня, когда я впервые прочитал описания сверхконтролируемых и недостаточно контролируемых темпераментов, я хотел оценить их и определить, что один темперамент лучше другого. Однако ни один из них не имеет такого значения. Скорее, нам нужны оба темперамента в мире. И оба темперамента должны работать одинаково усердно, чтобы найти гибкий контроль.

Чтобы быть гибко управляемым, нужно наблюдать и развивать понимание обоих темпераментов и того, как они играют роль в поведении и жизни. Обе стороны спектра имеют свои плюсы и минусы. Мы все стремимся к равновесию и безопасности, но найти его и удержаться сложно.

Гибкий контроль — один из трех компонентов психологического здоровья, перечисленных ниже:

1. Восприимчивость и открытость — к новому опыту и неподтверждение обратной связи для обучения
2 . Гибкое управление — для адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды
3 . Близость и связь хотя бы с одним другим человеком — выживание вида зависит от нашей способности формировать длительные связи и работать вместе в племенах или группах[7]
 
Психологическое здоровье заключается в том, чтобы рисковать, принимать обратную связь и адаптироваться к постоянно меняющейся среде и отношениям вокруг нас. Когда-то считалось, что нам нужно изменить свои мысли, эмоции и физические ощущения. Теперь мы знаем, что это неэффективно или невозможно. Мы не можем контролировать мысли, эмоции и физические ощущения, возникающие в нашем уме и теле. Скорее, единственный контроль, который у нас есть, — это наша реакция на наши эмоции, мысли и физические ощущения.
 
Чем лучше мы понимаем свой темперамент, тем больше мы можем контролировать остальные 50%. Диагноз — это начало понимать гораздо больше о том, кто мы такие, о нашем строении и о том, что мы можем с этим поделать.
 
Присоединяйтесь ко мне в Сан-Франциско!

Во время моего выступления на нашем 5-м профессиональном симпозиуме CME/CE в Сан-Франциско: новые стратегии лечения сложных случаев 20 сентября 2019 г. я более подробно расскажу о темпераменте и о том, как он связан с развитием настроения, тревоги, травматический стресс и расстройства пищевого поведения. Присоединяйтесь к нам лично или в прямом эфире.

Зарегистрируйтесь на мероприятие здесь.

До встречи!
 
Лара Шустер Эффланд, LICSW, региональный управляющий директор по клиническим операциям Центра восстановления после еды на Западном побережье и Центров поведенческого здоровья Pathlight. Лицензированный клинический социальный работник, г-жа Эффланд более 13 лет работает в области расстройств пищевого поведения, настроения, беспокойства и травм, оказывая помощь на различных уровнях по всей стране. Г-жа Эффланд получила степень бакалавра психологии в Оберлинском колледже и степень магистра социальной работы в Чикагском университете Лойолы со специализацией в клинической практике. Ее обучение и опыт сосредоточены в первую очередь на осознанности и научно обоснованных поведенческих вмешательствах, таких как диалектическая поведенческая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, терапия длительного воздействия и лечение травм.
 
Г-жа Эффланд присоединилась к команде Pathlight Behavioral Team в Чикаго в 2006 году в качестве ДПТ-терапевта. В 2009 году основатель Pathlight, доктор Сьюзан МакКланахан и г-жа Эффланд, разработали программу Pathlight для улучшения настроения и беспокойства, которую с тех пор возглавляет г-жа Эффланд. Г-жа Эффланд стала исполнительным клиническим директором Центра восстановления после пищевого поведения в Вашингтоне в марте 2017 года. Ее опыт работы с сопутствующими расстройствами дополняет образцовое лечение расстройств пищевого поведения в Центре восстановления после пищевого поведения в Вашингтоне. Г-жа Эффланд регулярно выступает и проводит тренинги на тему питания, настроения, беспокойства и травматических стрессовых расстройств на национальном уровне.


[1] Levinson, 2005

[2] Lynch, 2017

[3] Beauchaine, et. al, 2006

[4] Lynch, 2017

[5] Mischel & Ebbesen, 1970

[6] RO-DBT, Lynch, 2017

[7] Lynch, 2017

Детский темперамент Последние несколько десятилетий привели к растущему пониманию сложных взаимосвязей между мозгом и темпераментом ребенка.

Вы можете вспомнить и радость, и опасение, глядя в лицо новорожденного. Оценивая красивые волосы, мягкую кожу и сладкое дыхание, вы, возможно, также задавались вопросом, насколько смелой будет ваша дочь или каким застенчивым может оказаться ваш сын. Вероятно, вы делали предсказания, когда ваш ребенок был еще в утробе матери. Будут ли эти трепетные толчки вашего живота в третьем триместре превращаться в 6-летнего спидстера, мчащегося по вашему недавно вычищенному ковру в грязных ботинках? Какой личностью будет ваш ребенок и как будет развиваться его темперамент?

Хотя многое еще предстоит узнать о темпераменте, вот краткое изложение текущего состояния науки о мозге в отношении детского темперамента.

Что такое темперамент?

Темперамент относится к различиям между людьми помимо их генетики, обучения и влияния окружающей среды.

Для тех, кто знаком с А.А. Милна Винни-Пух , вы найдете многие классические темпераменты, воплощенные в этих персонажах. Никто не может ошибиться в меланхоличном представлении Иа-Иа или безграничной экстраверсии Тигра и модели поведения, ищущей новизны.

Слово темперамент происходит от латинского Tempare , означающего «смешивать». Ранние философы предполагали, что нашу личность создали четыре внутренние жидкости: мокрота, кровь, желтая желчь и черная желчь. Они считали, что соотношение этих жидкостей можно увидеть в личности человека. Идея может показаться немного глупой, но вы можете видеть, что эти термины все еще существуют в словах, которые мы иногда используем для описания личностей:

  • флегматичная личность покладистая и расслабленная.
  • Сангвиник общителен и ищет удовольствия.
  • холерик личность горячая или «огненная».
  • Меланхолик вдумчив, грустен и склонен к анализу.

Биологическая основа темперамента

Наука продолжает искать внутренние объяснения этих проявлений личности. Однако вместо того, чтобы полагаться на биологию, основанную на жидкости, мы в настоящее время сосредоточены на нейротрансмиттерах, таких как серотонин, дофамин, норадреналин и ГАМК (гамма-аминомасляная кислота).

Нейротрансмиттеры действуют как дубинки в гонке. Вместо того, чтобы передавать палку от одной дорожки к другой, мозг передает эти химические вещества от одного нейрона (мозговой клетки) к другому. Эти химические мессенджеры по-разному влияют на мозг. Хотя они влияют на мозг, терапия и лекарства также могут повлиять на них. (Мы поговорим о нейротрансмиттерах позже).

Природа против воспитания

Некоторые считают само собой разумеющимся, что мы рождаемся с особым характером и темпераментом. Люди давно обсуждают тему «природа против воспитания». Многие люди, которые не придерживались христианской веры, обсуждали и исследовали развитие детского темперамента, а также обсуждали, влияет ли на ребенка больше природа или воспитание, и их работа часто была показательной. Как кто-то однажды заметил: «Вся истина — Божья истина».

Исследования природы и воспитания

В своей книге Четыре темперамента детей , написанной в конце 19 -го века, Бернхард Хельвиг включил четыре основных стиля темперамента, описанных выше. Затем он попытался применить свою теорию к детям, за которыми наблюдал.

Хеллвиг обнаружил, что многие дети с трудом вписываются в определенную категорию. Он предположил, что их окружение может играть значительную и влиятельную роль в развитии темперамента ребенка. Это одна из версий непрекращающихся дебатов «природа против воспитания». Является ли развитие темперамента ребенка результатом внутренних причин? Или внешний мир формирует внутренний настрой?

Иными словами, похожи ли мы на чистые страницы, на которых окружающая среда (родители, братья и сестры, опыт раннего детства и т. д.) пишет и формирует нас? Или мы рождаемся как саженцы, несущие в себе сильные черты, которые со временем расцветают?

Анна Фрейд, психоаналитик и младшая дочь Зигмунда Фрейда, описала свою позицию по вопросу «природа против воспитания» в своей книге « Нормальность и патология в детстве». Она утверждала, что внутренняя конституция ребенка влияет на уязвимость этого ребенка к проблемам психического здоровья.

Карл Юнг, швейцарский психиатр и психоаналитик, предлагает уникальный взгляд на личность. Он описывает ее как существующую по трем осям: интуиция-ощущение, мышление-чувство и интроверсия-экстраверсия. Эти термины популярны в оценках личности и получили широкую известность. Некоторые из этих оценок используются до сих пор, в том числе личностный опросник Майерс-Бриггс.

В битве «природа против воспитания» Юнг утверждал, что природа, а не воспитание, сильнее влияет на темперамент. Он поддержал эту идею, наблюдая за братьями и сестрами в семье. Он понял, что у братьев и сестер разные личности, несмотря на то, что они живут в одной среде.

Наслаждайтесь семейной жизнью с изяществом и любовью!

Дэниел П. Уэрта, вице-президент по воспитанию детей в центре внимания семьи, представляет набор из семи мощных черт характера, призванных помочь родителям расти и процветать, воспитывая благочестивых детей.

Закажите сегодня!

Модель черт личности «большой пятерки»

Исследователи в начале 20 90 254 го 90 255 века начали использовать статистические методы для планирования и анализа научных исследований. Их работа привела к выявлению модели черт личности «большой пятерки». Эта модель используется и сегодня. Эти пять черт — открытость, добросовестность, экстраверсия, покладистость и невротизм.

Эти пять черт больше соответствуют «природной» стороне спора о природе и воспитании. Во второй половине 20-го века несколько исследователей стали больше рассматривать обучение и опыт (воспитание) как средства понимания темперамента. Иван Павлов продемонстрировал обучение через ассоциации; Б. Ф. Скиннер через наказание и вознаграждение.

Стелла Чесс и Александр Томас, детские психиатры и исследовательская группа супругов, добавили наблюдения и данные. Они предположили, что играют роль врожденные стили темперамента, и это может объяснить, почему любящие родители могут бороться с экстремальными проблемами поведения своего ребенка, в то время как некоторые дети, выросшие в трудных условиях, могут казаться более устойчивыми.

За последние 40 лет были проведены существенные исследования, которые выявили биологические корни личности. Несмотря на этот взрыв исследований, средства массовой информации часто рассматривают и представляют темперамент и психические расстройства как отдельные, а не связанные между собой.

Сегодня в психиатрии преобладает мнение, что дети имеют врожденную склонность к личностным чертам, которые могут быть сформированы, как положительно, так и отрицательно, окружающей средой. Природа и воспитание стоят вместе, как два столпа.

Различия в темпераменте между полами

Несмотря на то, что экстраверсия (общительность, общительность) у детей почти одинакова среди женщин и мужчин, более пристальное наблюдение позволяет предположить, что между полами существуют различия.

Молодые самцы в нескольких исследованиях продемонстрировали более высокую степень возбуждения и поиска новизны. Мужчины в целом были более активны. У женщин выше были отрицательные эмоции, общительность, аффилиация (эмпатия), способность к саморегуляции. Иными словами, можно ожидать более сильного самоконтроля, социальной адаптации и акцента на отношениях со сверстниками среди девочек, чем среди мальчиков.

Интересно, что различия в этих личностных чертах отражают и соответствуют показателям некоторых психических заболеваний. Так, тревожно-депрессивные расстройства (связанные с такими чертами личности, как общительность и аффилиация) чаще встречаются у девочек (особенно в подростковом возрасте). Аутизм и СДВГ чаще встречаются у мальчиков. Конечно, это не означает, что девочки не могут страдать аутизмом или мальчики не страдают тревожными расстройствами, но существует тесная связь между сексом и определенными психическими расстройствами.

Анатомия мозга и темперамент

Мозг — сложный орган с элегантным структурным дизайном, очень похожий на фортепиано. Определенные области мозга подобны клавишам на клавиатуре, которые могут воспроизводить определенные ноты или функции. Однако эти регионы важны не только по отдельности. Вместо этого они часто работают организованно для выполнения сложных задач.

Потоки химических веществ, таких как гормоны и нейротрансмиттеры, также воздействуют на мозг. Мозг можно рассматривать как цепь и измерять по количеству энергии, которую он производит (вспомните электроэнцефалограмму или ЭЭГ, используемые для оценки сна, припадков и других оценок). Последние несколько десятилетий привели к более глубокому пониманию сложных взаимосвязей между этими различными взглядами на мозг и развитием детского темперамента.

Важные структуры мозга

Несколько структур мозга привлекли особое внимание в текущих исследованиях. К ним относятся прилежащее ядро ​​ (важно для получения вознаграждения), гипоталамус (связь между нашими гормонами и нервной системой) и миндалина (отвечает за обработку эмоций). Из этих трех структур особого внимания заслуживает миндалевидное тело, поскольку оно влияет на множество различных частей мозга.

Миндалевидное тело управляет реакцией «бей или беги». Он также влияет на важную структуру, называемую вентральной префронтальной корой (vPFC). vPFC играет важную роль, помогая нам принимать важные решения в условиях кризиса, оценивать риски и помогать нам переходить к действиям. Думайте об миндалевидном теле как о выключателе зажигания автомобиля, который включает двигатель (vPFC).

У младенцев, страдающих коликами (вспомните сходство с холерическим темпераментом, обсуждавшимся ранее), отчеты показывают, что миндалевидное тело гиперактивно. Эта гиперактивность приводит к признакам возбуждения, таким как брыкание ногами, плач. Однако по мере того, как этот ребенок становится старше, это гиперактивное возбуждение миндалевидного тела может вызвать застенчивость, что может показаться нелогичным. Но когда мы заглянем за пределы поведенческого торможения (застенчивости), мы можем увидеть учащенное сердцебиение, учащенное дыхание и расширение зрачков — измерения, которые мы бы также обнаружили в младенчестве, если бы ребенок позволил нам.

Напротив, исследования показали, что «смельчак» или ребенок, ищущий приключений (например, тот, который может быть у вас дома), на самом деле может иметь меньшую активность миндалевидного тела. Об этом может свидетельствовать низкая частота сердечных сокращений в состоянии покоя, когда вы занимаетесь «высокой стимуляцией», например, делаете сальто назад с дивана.

Функциональная связь

В то время как исследования мозга были сосредоточены на признании важной роли этих отдельных областей мозга (миндалевидного тела, vPFC и гипоталамуса), недавние исследования также пролили свет на то, насколько взаимосвязанными могут быть коммуникации мозга. Этот мозговой разговор называется «функциональной связью».

Например, миндалевидное тело также взаимодействует с областью мозга, называемой передней поясной корой (ACC). ACC отвечает за импульсный контроль и принятие решений. В исследованиях на животных ACC, по-видимому, является частью системы «охлаждения» мозга, которая успокаивает миндалевидное тело, когда оно возбуждается. Одно исследование МРТ показало, что тревожные взрослые, как правило, имеют меньшую связь между ППК и миндалевидным телом. Это привело исследователей к выводу, что если ACC и миндалина не связаны должным образом, миндалина остается активированной при активации. Затем он не может остыть, что делает тревогу сильнее. Другие исследования предполагают, что размер различных областей мозга связан с развитием детского темперамента.

Химия мозга

Как нейротрансмиттеры норэпинефрин, дофамин и серотонин связаны с личностью? Дофамин важен для мотивации, вознаграждения и внимания. Эти черты связаны с экстраверсией и поиском новизны (стремлением к острым ощущениям). Действия, которые быстро увеличивают дофамин, стимулируют прилежащее ядро ​​ (центр вознаграждения) и могут быть очень сильными. Это означает, что нам нравится делать больше таких вещей.

Серотонин и норадреналин уже давно признаны важными факторами, влияющими на настроение и тревогу. Эти химические вещества связаны с застенчивостью, негативными эмоциями и экстраверсией.

Другим потенциальным фактором, влияющим на черты личности, является окситоцин. Этот гормон, известный своей важностью для лактации, также связан с родительской связью/привязанностью и социальной принадлежностью/принадлежностью. Это заставило исследователей задуматься о том, влияет ли уровень окситоцина во время беременности на развитие ребенка и можно ли использовать окситоцин в терапевтических целях.

Текущие исследования показывают, что, хотя гены могут иметь некоторое влияние, оно гораздо ниже, чем можно было бы ожидать. Влияние генетики оказывается более влиятельным в более позднем возрасте. Возьмем период полового созревания, когда генетический код мощных анатомических изменений активируется только через десять лет жизни. Точно так же человек может быть генетически предрасположен к болезни Альцгеймера, но это проявляется только в конце жизни человека.

Между личностью и патологией

Психиатрия начала признавать, что многие расстройства психического здоровья возникают непрерывно. Вместо того, чтобы говорить, что расстройство появляется внезапно из ниоткуда или что при различных состояниях «оно либо есть, либо его нет», исследователи начали распознавать спектр, в котором расстройство может варьироваться от легкого нарушения до глубокого. В предыдущей версии руководства по психиатрической диагностике проводилось существенное различие между общими расстройствами и расстройствами личности. В новейшем издании руководства эта категоризация отменена.

Существует ли четкая граница, отделяющая черты личности от диагностируемого психического расстройства? Несколько факторов определяют «линию». Эти факторы включают возраст и уровень развития. (Существует множество причин, в том числе генетические, по которым уровень развития ребенка может не соответствовать его возрасту). Например, уровень невнимательности и стремления к новизне, наблюдаемый у ребенка дошкольного возраста, может вызвать беспокойство у 17-летнего подростка. Психиатрическая оценка включает в себя понимание типичного диапазона особенностей личности и развития.

Вот способ понять, где проходит «линия». Каждый из нас имеет разную степень определенных черт темперамента. К ним относятся негативный аффект (отрицательная эмоция, влияющая на поведение), экстраверсия, общительность и способность регулировать свое поведение. Интенсивность этих черт может привести к поведению и настроению, которые могут привести либо к сильным сторонам, либо к барьерам. Возьмем, к примеру, ребенка с расстройством аутистического спектра. Трудности в обмене репликами и общением характеризуют РАС. Это соответствует черте темперамента малой общительности.

Лекарства

Нейротрансмиттеры могут быть вовлечены как в развитие детского темперамента, так и в психические расстройства. Когда у ребенка возникают психологические или эмоциональные трудности, специалист по психическому здоровью должен определить, в какой степени ситуация связана с личностью, а в какой — с патологией.

Если требуется лекарство для решения конкретной проблемы, родители часто просят что-то, что поможет их ребенку, «не изменяя их». Как врач и отец, я это прекрасно понимаю.

К сожалению, есть книги и фильмы, в которых создается впечатление, что детские психиатры стремятся превратить детей в «зомби» или лишить их чувств. Это, конечно, неприемлемо, и я часто успокаиваю родителей, что это , а не цель лечения. На самом деле, я говорю родителям, что если лечение их ребенка заставляет их впадать в состояние седативного или становиться менее «самим собой», нам следует изменить курс. Это неприемлемый побочный эффект лекарств.

Само собой разумеется: лекарства никогда не должны использоваться для «лечения» личности ребенка.

Хрупкое равновесие

Тем не менее, важно понимать, что если черты личности находятся в диапазоне от нормальных до патологических, лечение — с применением лекарств или без них — может привести к изменению элементов личности. Иными словами, устранение всех симптомов при сохранении чьей-либо личности без изменений требует тонкого баланса. Мы видим это и в других областях медицины. Например, искоренение рака с помощью лекарств предполагает, по крайней мере, временную потерю здоровых клеток, в первую очередь воздействуя на злокачественные. Цель состоит в том, чтобы решить проблему таким образом, чтобы избежать негативных побочных эффектов.

Важно признать, что, особенно в жизни детей, молодой мозг постоянно развивается. В связи с этим следует регулярно пересматривать необходимость вмешательств.

Также нет однозначного ответа на вопрос, лечить лекарствами или нет. В конечном счете, решение должно быть принято с молитвой и честным и вдумчивым обсуждением со всеми вовлеченными сторонами.

Заключительные мысли

Хотя многое еще предстоит узнать о развитии детского темперамента, мы постоянно обнаруживаем связи между тем, как химия и анатомия мозга влияют на детский темперамент. Структура и поведение мозга оказывают значительное влияние на темперамент ребенка, а также на заботу о его окружении. Споры о природе и воспитании показали, что обе стороны одинаково важны для развития темперамента и поведения ребенка.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts