Структура деятельности внутренняя: 9.3. Внутренняя структура деятельности

4.2. Структура деятельности.

Рис. 1.5. Структура деятельности

К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная

и т. п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели

с учетом внешних условий.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия

направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

ориентировочная (управляющая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.

Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.

В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции — процесс восприятия; 2) центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.

Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.

Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.

Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.

Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям.

Выбор наших ближайших действий направляют и поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели важнее для наг, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр. ) — к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) — и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.

Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является предметом психологии как науки?

2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.

3. Каковы основные функции и проявления психики?

4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?

Основы психологии

U6

5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?

6. Какие круги влияния природы на психику существуют?

7. Какие методы исследования применяются в психологии?

8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

Лекция 5. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Ощущение и восприятие.

Внутренняя структура деятельности — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени. Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат. Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. Мотивами называются внутренние побуждения человека к деятельности. Мотивами могут быть мысли, чувства, интересы, стремления, установки, идеалы и др. Цели. Цель — первый и обязательный структурный элемент деятельности. В тех случаях, когда цели нет, нет и деятельности в человеческом смысле, есть лишь импульсивное поведение. В сознательной и организованной деятельности цель —это планируемый результат деятельности, предвидимый ее итог. Средства — это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Действие — элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация). Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит

из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Внутренний контроль | Аудиторские и консультационные услуги

Аудиторские и консультационные услуги призваны помогать руководству и персоналу всех уровней в достижении целей и задач UCSF, стремясь оказать положительное влияние на эффективность и результативность операций. С этой целью информация о внутреннем контроле, представленная ниже, охватывает основные концепции внутреннего контроля и их применение в UCSF, в том числе:

Краткое описание внутреннего контроля
Структура внутреннего контроля
Типы внутреннего контроля
Внутренний контроль в моем отделе

Краткий обзор внутреннего контроля

Внутренний контроль — это процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и другим персоналом организации, предназначенный для обеспечения разумной уверенности:

  • Что информация достоверна, точно и своевременно
  • О соблюдении применимых законов, правил, контрактов, политик и процедур
  • О достоверности финансовой отчетности

Внутренний контроль предназначен для предотвращения ошибок и нарушений, выявления проблем и обеспечения принятия корректирующих мер. Во многих случаях владельцы процессов в вашем отделе ежедневно осуществляют контроль и взаимодействуют со структурой управления, иногда даже не осознавая этого, поскольку элементы управления встроены в операции.

Определение контроля отражает некоторые фундаментальные концепции:

  • Внутренний контроль – это процесс. Это средство для достижения цели, а не самоцель.
  • Внутренний контроль осуществляется людьми. Это не только руководства и формы политики, но и люди на всех уровнях организации.
  • Можно ожидать, что внутренний контроль обеспечит только разумную, а не абсолютную уверенность руководству и совету директоров организации.

Внутренний контроль создан для дальнейшего усиления:

  • Надежности и целостности информации
  • Соответствие политикам, планам, процедурам, законам и правилам
  • Охрана активов
  • Экономичное и эффективное использование ресурсов
  • Достижение установленных целей и задач операций или программ

Структура внутреннего контроля

Структура внутреннего контроля определяется тем, как руководство выполняет операцию или функцию, и интегрирована с процессом управления. Хотя компоненты применимы ко всему университету, малые и средние факультеты могут реализовывать их иначе, чем крупные. Вместе они предназначены для обеспечения разумной уверенности в том, что общие установленные цели и задачи достигнуты.

Структура внутреннего контроля состоит из пяти взаимосвязанных компонентов:

  • Контрольная среда   – Контрольная среда задает тон организации, влияя на контрольное сознание ее сотрудников. Факторы контрольной среды включают (1) честность, этические ценности и компетентность сотрудников организации; (2) философия управления и стиль работы; (3) способ, которым руководство распределяет полномочия и ответственность, а также организует и развивает своих людей; и (4) внимание и направление со стороны Университета. Дополнительные примеры:
    • Тон сверху
    • Политика университета
    • Организационный орган
  • Оценка рисков Оценка рисков – это идентификация и анализ соответствующих рисков для достижения целей, формирующих основу для определения того, как следует управлять рисками. Примеры включают:
    • Ежемесячные встречи для обсуждения вопросов риска
    • Оценка рисков внутреннего аудита
    • Официальная внутренняя ведомственная оценка рисков
  • Действия по контролю   Действия по контролю – это политики и процедуры, которые помогают обеспечить выполнение указаний руководства. Они включают в себя ряд разнообразных действий, таких как утверждения, авторизации, проверки, сверки, обзоры операционной эффективности, безопасность активов и разделение обязанностей. Дополнительные примеры:
    • Ограничения на покупку
    • Сертификаты
    • Безопасность
    • Специальные политики
  • Информация и связь —   Соответствующая информация должна быть идентифицирована, собрана и передана в форме и в такие сроки, которые позволяют людям выполнять свои обязанности. Информационные системы создают отчеты, содержащие операционную, финансовую информацию и информацию, связанную с соблюдением требований, что позволяет управлять организацией и контролировать ее. Эффективная коммуникация также должна происходить в более широком смысле, распространяясь вниз, по всей организации и вверх. Примеры включают:
    • Видение и ценности или опрос вовлеченности
    • Звонки для разрешения проблем
    • Отчетность
    • Связь с университетом (например, электронная почта, встречи)
  • Мониторинг   Системы внутреннего контроля необходимо отслеживать, это процесс, который оценивает качество работы системы с течением времени. Это достигается за счет постоянного мониторинга, отдельных оценок или их сочетания. Текущий мониторинг происходит в ходе операций. О недостатках внутреннего контроля следует сообщать выше по течению, а о серьезных проблемах следует сообщать высшему руководству и Регентам. Примеры включают:
    • Ежемесячные обзоры отчетов об эффективности
    • Служба внутреннего аудита

Типы внутреннего контроля

Различные риски и среды требуют разных средств контроля. Типы контроля, описанные ниже, могут использоваться в сочетании для снижения рисков для организации.

Предупреждающие и обнаруживающие средства контроля

  • Превентивные средства контроля пытаются предотвратить или остановить нежелательный результат до того, как он произойдет. Примеры включают использование паролей, одобрение, политики и процедуры.
  • Элементы управления обнаружением пытаются обнаружить ошибки или нарушения, которые могли уже произойти. Примеры включают сверки, мониторинг фактических расходов по сравнению с бюджетом, предыдущие периоды и прогнозы.

Жесткие и мягкие элементы управления

  • Жесткие элементы управления являются формальными и материальными. Примеры включают организационную структуру, политику, процедуры и разделение обязанностей
  • .
  • Мягкие элементы управления неформальны и нематериальны. Примеры включают тон наверху, этическую целостность климата, доверие и компетентность

Ручной контроль в сравнении с автоматическим

  • Ручной контроль выполняется вручную, либо исключительно вручную, либо в зависимости от ИТ, когда отчет, созданный системой, используется для проверки конкретного контроля.
  • Автоматизированный контроль полностью осуществляется компьютерной системой.

Ключевые и второстепенные средства контроля

  • Ключевые средства контроля — это средства, которые должны работать эффективно, чтобы снизить риск до приемлемого уровня.
  • Второстепенные элементы управления — это средства, которые помогают процессу работать без сбоев , но не являются обязательными.

Чтобы определить правильный(е) контроль(ы) для внедрения, вы должны знать, какие риски присутствуют. Чтобы знать, какие риски присутствуют, нужно понимать, какие цели преследуются. Следовательно, Цели → Риски → Средства контроля.

Внутренний контроль в моем отделе

Контрольные мероприятия в вашем отделе могут включать следующее:

  • Реализация разделение обязанностей   , когда обязанности распределяются (разделяются) между разными людьми, чтобы снизить риск ошибки или ненадлежащих действий. Ни один человек не может контролировать все аспекты любой финансовой операции.
  • Убедиться, что транзакции  авторизованы   лицом, делегированным утверждение  полномочиями, когда транзакции соответствуют политике и имеются средства.
  • Обеспечение регулярности записей  проверил   и согласовал,   кем-то, кроме составителя или оператора, чтобы определить, что транзакции были обработаны должным образом.
  • Убедиться, что оборудование, запасы, денежные средства и другое имущество  защищены   физически, периодически пересчитываются и сравниваются с описаниями элементов, указанными в контрольных записях.
  • Обеспечение сотрудников соответствующим обучением   и руководство для обеспечения того, чтобы они (1) обладали знаниями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей, (2) получали руководство надлежащего уровня и  надзор  и (3) знали о надлежащих каналах для сообщения предполагаемые нарушения.
  • Убедиться, что политики и рабочие процедуры на уровне университета и департамента формализованы и доведены до сведения сотрудников. Документирование политик и процедур   и обеспечение их доступности для сотрудников помогает обеспечить повседневное руководство персоналом и способствует непрерывности деятельности в случае длительного отсутствия или текучести кадров.

Помните, что каждый в вашем отделе несет ответственность за внутренний контроль.

Примечание: Приведенное выше определение внутреннего контроля было разработано Комитетом спонсирующих организаций Комиссии Тредуэя (COSO), который признан Службой аудита и консультирования UCSF.

Внутренний контроль | Офис контролера

Система внутреннего контроля COSO определила пять взаимосвязанных компонентов:

Контрольная среда

Контрольная среда задает тон организации, влияя на контрольное сознание ее людей. Это основа для всех других компонентов внутреннего контроля, обеспечивающая дисциплину и структуру.

Факторы контрольной среды включают честность, этические ценности и компетентность сотрудников организации; философия руководства и стиль работы; способ, которым руководство распределяет полномочия и ответственность, организует и развивает своих людей; и внимание и руководство со стороны совета директоров.

Оценка рисков

Оценка рисков – это идентификация и анализ соответствующих рисков для достижения целей, формирующих основу для определения того, как следует управлять рисками. Поскольку экономические, отраслевые, нормативные и операционные условия будут продолжать меняться, необходимы механизмы для выявления и устранения особых рисков, связанных с изменениями.

Действия по контролю

Действия по контролю — это политики и процедуры, которые помогают обеспечить выполнение указаний руководства. Они помогают гарантировать, что предпринимаются необходимые действия для устранения рисков для достижения целей организации.

Действия по контролю происходят во всей организации, на всех уровнях и во всех функциях. Они включают в себя ряд таких разнообразных действий, как утверждения, разрешения, проверки, сверки, обзоры операционной эффективности, безопасность активов и разделение обязанностей.

Информация и связь

Соответствующая информация должна быть идентифицирована, собрана и передана в форме и в такие сроки, которые позволяют людям выполнять свои обязанности. Информационные системы создают отчеты, содержащие операционную, финансовую информацию и информацию, связанную с соблюдением требований, которые позволяют управлять бизнесом и контролировать его. Они имеют дело не только с внутренними данными, но и с информацией о внешних событиях, действиях и условиях, необходимых для информированного принятия бизнес-решений и внешней отчетности.

Эффективная коммуникация также должна происходить в более широком смысле, распространяясь вниз, по всей организации и вверх. Весь персонал должен получить четкое указание от высшего руководства о том, что к обязанностям по контролю следует относиться серьезно.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts