4.2. Структура деятельности.
Рис. 1.5. Структура деятельности
К фактам поведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок — действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Базовые знания о деятельности, мотивах, навыках представлены в схемах.
Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней: верхний уровень — уровень особых видов деятельности, затем уровень действий, следующий — уровень операций, и наконец, самый низкий — уровень психофизиологических функций.
Действие — основная единица анализа деятельности. Действие — это процесс, направленный на достижение цели.
Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки цели, и в то же время действие — это одновременно и акт поведения, реализуется через внешние действия в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достигнуть поставленной цели с учетом внешних условий.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнеми-ческие (действия памяти), внешние предметные (действия
направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные) (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Компоненты действия и их функция
Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:
Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие, и опыта человека. Операции обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.
Говоря о том, что человек осушествляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами деятельности.
Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.
Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности, — это общение, игра, учение и труд.
Уже отмечалось, что наши потребности толкают нас к действию, к активности. Потребность — это переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, и называются потребностями. Голод, жажда, или потребность в кислороде — первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно для всех живых существ. Любое нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает человека к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.
Поддержание равновесия, при котором организм не испытывает никаких потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение — это такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей его потребности. Часто поведение человека вызывается восприятием определенных внешних объектов, действием каких-либо внешних раздражителей. Восприятие определенных внешних объектов играет роль стимула, который может быть таким же сильным и значительным, как и само внутреннее побуждение. Потребность в движении, в получении новой информации, новых стимулов (познавательная потребность), новых эмоций позволяет организму поддерживать оптимальный уровень активации, который позволяет ему функционировать наиболее эффективно.
Эта потребность в стимулах изменяется в зависимости от физиологического и психического состояния человека.Потребность в социальных контактах, в общении с людьми является одной из ведущих у человека, только с течением жизни она меняет свои формы.
Люди постоянно чем-то заняты, и в большинстве случаев они сами решают, что будут делать. Чтобы сделать выбор, люди прибегают к процессу мышления. Можно рассматривать мотивацию как «механизм выбора» какой-то формы поведения. Этот механизм в случае надобности отвечает на внешние раздражители, но чаще всего он выбирает возможность, которая в данный момент лучше всего соответствует физиологическому состоянию, эмоции, воспоминанию или пришедшей в голову мысли, или неосознаваемому влечению, или врожденным особенностям.
Таким образом, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Иерархическую пирамиду потребностей разработал игвестный психолог Маслоу: от врожденных физиологических потребностей (потребность в еде, питье, сексе, стремление избежать боли, родительский инстинкт, потребность в исследовании окружающего мира и пр. ) — к потребностям в безопасности, далее к потребностям в привязанности, любви, далее к потребностям в уважении, одобрении, признании, компетентности, далее к когнитивным и эстетическим потребностям (в порядке, красоте, справедливости, симметрии) — и, наконец, потребности в понимании смысла своей жизни, в самосовершенствовании, в саморазвитии, самореализации.
Но одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных объектов, с помощью различных действий, т. е. различным образом опредмечена. В процессе опредмечивания потребности обнаруживаются две важные черты потребности: 1) первоначально существует достаточно широкий спектр предметов, способных удовлетворить данную потребность; 2) происходит быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете. В акте опредмечивания рождается мотив как предмет потребности. Мотив — это опредмеченная потребность, это потребность именно в данном предмете, которая побуждает человека к активным действиям. Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий, а с другой стороны, одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Мотивы порождают действия, т. е. приводят к образованию целей. Это мотивы-цели. Но существуют и неосознанные мотивы, которые могут проявляться в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Ведущий главный мотив обусловливает личностный смысл — переживание повышенной субъективной значимости предмета или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.
Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется особенным видом деятельности (игровой, учебной или трудовой).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является предметом психологии как науки?
2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль.
3. Каковы основные функции и проявления психики?
4. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы?
Основы психологии
U6
5. Почему сложное поведение муравьев нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие важную роль в становлении человеческого сознания?
6. Какие круги влияния природы на психику существуют?
7. Какие методы исследования применяются в психологии?
8. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?
Лекция 5. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ. Ощущение и восприятие.
Внутренняя структура деятельности — Студопедия
Поделись с друзьями:
Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени. Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат. Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера. Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию. Мотивами называются внутренние побуждения человека к деятельности. Мотивами могут быть мысли, чувства, интересы, стремления, установки, идеалы и др. Цели. Цель — первый и обязательный структурный элемент деятельности. В тех случаях, когда цели нет, нет и деятельности в человеческом смысле, есть лишь импульсивное поведение. В сознательной и организованной деятельности цель —это планируемый результат деятельности, предвидимый ее итог. Средства — это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д. Действие — элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Действия – это процесс, направленный на реализацию цели. Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация). Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на: перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества. Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит
из системы движений или операций,подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Внутренний контроль | Аудиторские и консультационные услуги
Аудиторские и консультационные услуги призваны помогать руководству и персоналу всех уровней в достижении целей и задач UCSF, стремясь оказать положительное влияние на эффективность и результативность операций. С этой целью информация о внутреннем контроле, представленная ниже, охватывает основные концепции внутреннего контроля и их применение в UCSF, в том числе:
Краткое описание внутреннего контроля
Структура внутреннего контроля
Типы внутреннего контроля
Внутренний контроль в моем отделе
Краткий обзор внутреннего контроля
Внутренний контроль — это процесс, осуществляемый советом директоров, руководством и другим персоналом организации, предназначенный для обеспечения разумной уверенности:
- Что информация достоверна, точно и своевременно
- О соблюдении применимых законов, правил, контрактов, политик и процедур
- О достоверности финансовой отчетности
Внутренний контроль предназначен для предотвращения ошибок и нарушений, выявления проблем и обеспечения принятия корректирующих мер. Во многих случаях владельцы процессов в вашем отделе ежедневно осуществляют контроль и взаимодействуют со структурой управления, иногда даже не осознавая этого, поскольку элементы управления встроены в операции.
Определение контроля отражает некоторые фундаментальные концепции:
- Внутренний контроль – это процесс. Это средство для достижения цели, а не самоцель.
- Внутренний контроль осуществляется людьми. Это не только руководства и формы политики, но и люди на всех уровнях организации.
- Можно ожидать, что внутренний контроль обеспечит только разумную, а не абсолютную уверенность руководству и совету директоров организации.
Внутренний контроль создан для дальнейшего усиления:
- Надежности и целостности информации
- Соответствие политикам, планам, процедурам, законам и правилам
- Охрана активов
- Экономичное и эффективное использование ресурсов
- Достижение установленных целей и задач операций или программ
Структура внутреннего контроля
Структура внутреннего контроля определяется тем, как руководство выполняет операцию или функцию, и интегрирована с процессом управления. Хотя компоненты применимы ко всему университету, малые и средние факультеты могут реализовывать их иначе, чем крупные. Вместе они предназначены для обеспечения разумной уверенности в том, что общие установленные цели и задачи достигнуты.
Структура внутреннего контроля состоит из пяти взаимосвязанных компонентов:
- Контрольная среда – Контрольная среда задает тон организации, влияя на контрольное сознание ее сотрудников. Факторы контрольной среды включают (1) честность, этические ценности и компетентность сотрудников организации; (2) философия управления и стиль работы; (3) способ, которым руководство распределяет полномочия и ответственность, а также организует и развивает своих людей; и (4) внимание и направление со стороны Университета. Дополнительные примеры:
- Тон сверху
- Политика университета
- Организационный орган
- Оценка рисков – Оценка рисков – это идентификация и анализ соответствующих рисков для достижения целей, формирующих основу для определения того, как следует управлять рисками. Примеры включают:
- Ежемесячные встречи для обсуждения вопросов риска
- Оценка рисков внутреннего аудита
- Официальная внутренняя ведомственная оценка рисков
- Действия по контролю – Действия по контролю – это политики и процедуры, которые помогают обеспечить выполнение указаний руководства. Они включают в себя ряд разнообразных действий, таких как утверждения, авторизации, проверки, сверки, обзоры операционной эффективности, безопасность активов и разделение обязанностей. Дополнительные примеры:
- Ограничения на покупку
- Сертификаты
- Безопасность
- Специальные политики
- Информация и связь — Соответствующая информация должна быть идентифицирована, собрана и передана в форме и в такие сроки, которые позволяют людям выполнять свои обязанности. Информационные системы создают отчеты, содержащие операционную, финансовую информацию и информацию, связанную с соблюдением требований, что позволяет управлять организацией и контролировать ее. Эффективная коммуникация также должна происходить в более широком смысле, распространяясь вниз, по всей организации и вверх. Примеры включают:
- Видение и ценности или опрос вовлеченности
- Звонки для разрешения проблем
- Отчетность
- Связь с университетом (например, электронная почта, встречи)
- Мониторинг – Системы внутреннего контроля необходимо отслеживать, это процесс, который оценивает качество работы системы с течением времени. Это достигается за счет постоянного мониторинга, отдельных оценок или их сочетания. Текущий мониторинг происходит в ходе операций. О недостатках внутреннего контроля следует сообщать выше по течению, а о серьезных проблемах следует сообщать высшему руководству и Регентам. Примеры включают:
- Ежемесячные обзоры отчетов об эффективности
- Служба внутреннего аудита
Типы внутреннего контроля
Различные риски и среды требуют разных средств контроля. Типы контроля, описанные ниже, могут использоваться в сочетании для снижения рисков для организации.
Предупреждающие и обнаруживающие средства контроля
- Превентивные средства контроля пытаются предотвратить или остановить нежелательный результат до того, как он произойдет. Примеры включают использование паролей, одобрение, политики и процедуры.
- Элементы управления обнаружением пытаются обнаружить ошибки или нарушения, которые могли уже произойти. Примеры включают сверки, мониторинг фактических расходов по сравнению с бюджетом, предыдущие периоды и прогнозы.
Жесткие и мягкие элементы управления
- Жесткие элементы управления являются формальными и материальными. Примеры включают организационную структуру, политику, процедуры и разделение обязанностей .
- Мягкие элементы управления неформальны и нематериальны. Примеры включают тон наверху, этическую целостность климата, доверие и компетентность
Ручной контроль в сравнении с автоматическим
- Ручной контроль выполняется вручную, либо исключительно вручную, либо в зависимости от ИТ, когда отчет, созданный системой, используется для проверки конкретного контроля.
- Автоматизированный контроль полностью осуществляется компьютерной системой.
Ключевые и второстепенные средства контроля
- Ключевые средства контроля — это средства, которые должны работать эффективно, чтобы снизить риск до приемлемого уровня.
- Второстепенные элементы управления — это средства, которые помогают процессу работать без сбоев , но не являются обязательными.
Чтобы определить правильный(е) контроль(ы) для внедрения, вы должны знать, какие риски присутствуют. Чтобы знать, какие риски присутствуют, нужно понимать, какие цели преследуются. Следовательно, Цели → Риски → Средства контроля.
Внутренний контроль в моем отделе
Контрольные мероприятия в вашем отделе могут включать следующее:
- Реализация разделение обязанностей , когда обязанности распределяются (разделяются) между разными людьми, чтобы снизить риск ошибки или ненадлежащих действий. Ни один человек не может контролировать все аспекты любой финансовой операции.
- Убедиться, что транзакции авторизованы лицом, делегированным утверждение полномочиями, когда транзакции соответствуют политике и имеются средства.
- Обеспечение регулярности записей проверил и согласовал, кем-то, кроме составителя или оператора, чтобы определить, что транзакции были обработаны должным образом.
- Убедиться, что оборудование, запасы, денежные средства и другое имущество защищены физически, периодически пересчитываются и сравниваются с описаниями элементов, указанными в контрольных записях.
- Обеспечение сотрудников соответствующим обучением и руководство для обеспечения того, чтобы они (1) обладали знаниями, необходимыми для выполнения своих должностных обязанностей, (2) получали руководство надлежащего уровня и надзор и (3) знали о надлежащих каналах для сообщения предполагаемые нарушения.
- Убедиться, что политики и рабочие процедуры на уровне университета и департамента формализованы и доведены до сведения сотрудников. Документирование политик и процедур и обеспечение их доступности для сотрудников помогает обеспечить повседневное руководство персоналом и способствует непрерывности деятельности в случае длительного отсутствия или текучести кадров.
Помните, что каждый в вашем отделе несет ответственность за внутренний контроль.
Примечание: Приведенное выше определение внутреннего контроля было разработано Комитетом спонсирующих организаций Комиссии Тредуэя (COSO), который признан Службой аудита и консультирования UCSF.
Внутренний контроль | Офис контролера
Система внутреннего контроля COSO определила пять взаимосвязанных компонентов:
Контрольная среда
Контрольная среда задает тон организации, влияя на контрольное сознание ее людей. Это основа для всех других компонентов внутреннего контроля, обеспечивающая дисциплину и структуру.
Факторы контрольной среды включают честность, этические ценности и компетентность сотрудников организации; философия руководства и стиль работы; способ, которым руководство распределяет полномочия и ответственность, организует и развивает своих людей; и внимание и руководство со стороны совета директоров.
Оценка рисков
Оценка рисков – это идентификация и анализ соответствующих рисков для достижения целей, формирующих основу для определения того, как следует управлять рисками. Поскольку экономические, отраслевые, нормативные и операционные условия будут продолжать меняться, необходимы механизмы для выявления и устранения особых рисков, связанных с изменениями.
Действия по контролю
Действия по контролю — это политики и процедуры, которые помогают обеспечить выполнение указаний руководства. Они помогают гарантировать, что предпринимаются необходимые действия для устранения рисков для достижения целей организации.
Действия по контролю происходят во всей организации, на всех уровнях и во всех функциях. Они включают в себя ряд таких разнообразных действий, как утверждения, разрешения, проверки, сверки, обзоры операционной эффективности, безопасность активов и разделение обязанностей.
Информация и связь
Соответствующая информация должна быть идентифицирована, собрана и передана в форме и в такие сроки, которые позволяют людям выполнять свои обязанности. Информационные системы создают отчеты, содержащие операционную, финансовую информацию и информацию, связанную с соблюдением требований, которые позволяют управлять бизнесом и контролировать его. Они имеют дело не только с внутренними данными, но и с информацией о внешних событиях, действиях и условиях, необходимых для информированного принятия бизнес-решений и внешней отчетности.
Эффективная коммуникация также должна происходить в более широком смысле, распространяясь вниз, по всей организации и вверх. Весь персонал должен получить четкое указание от высшего руководства о том, что к обязанностям по контролю следует относиться серьезно.