19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. Шпаргалка по общей психологии
19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.
Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.
Уровень – это общественная значимость направленности человека. В общественной направленности человека проявляется его моральный облик. Высокий уровень общественной направленности называют идейностью личности.
Широта направленности – количество интересов.
Широкая направленность – явление полезное, однако при этом существует опасность дилетантства, т. е. разбросанности, отсутствия глубоких устойчивых знаний в определенной области. Дилетант судит обо всем, но поверхностно, неквалифицированно и чаще всего неверно. Широкая направленность предполагает наличие одного центрального, главного интереса.
Интенсивность – эмоциональная окраска направленности. Имеет большой диапазон выраженности: от смутных, нечетких влечений до полной убежденности.
Устойчивость – характеристика направленности во времени. В первую очередь это качество связано с настойчивостью как проявлением воли.
Действенность – активность человека в реализации целей в деятельности.
Структура в общем поминании – это совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Когда рассматривается структура личности, то возникает множество вопросов: что относить к компонентам личности, какие связи между выделенными компонентами являются системообразующими.
Это приводит к тому, что практически каждый специалист, изучающий личность, создает собственную структуру личности. Среди большого количества структур личности, предложенных отечественными психологами, наиболее общепринятой является структура К.
К. Платонова. Он выделял в структуре личности четыре основных компонента: направленность, опыт, психические процессы и биопсихические свойства.Направленность, согласно К.К. Платонову, непосредственно связана с убеждениями, мировоззрением, идеалами, склонностями, интересами, желаниями и влечениями личности, причем все эти компоненты социально обусловлены.
Опыт личности непосредственно проявляется в привычках, умениях, навыках, знаниях. Эти структурные составляющие личности также являются преимущественно социально обусловленными, хотя роль биологических факторов, особенно врожденных склонностей, здесь уже более значима, чем в отношении направленности.
Психические процессы, такие как ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, а также воля и чувства, несмотря на существенные индивидуальные особенности, представляют собой системообразующие компоненты личности.
Биопсихические свойства проявляются в темпераменте, половых и возрастных особенностях, во врожденных патологических отклонениях в развитии организма. Эти компоненты личности обусловлены наследственностью и социального начала практически не несут.
Отдельно в этой структуре представлены еще два системных фактора – способности и характер. Они как бы накладываются на все остальные компоненты, так как непосредственно связаны и с направленностью, и с опытом, и с психическими процессами, и с биопсихическими свойствами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности
ЛЕКЦИЯ № 9. Направленность личности Главным в формировании личности является развитие моти-вационной сферы. Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. Эта сторона развития16. Направленность личности
16. Направленность личности Под развитием мотивационной сферы можно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По
Структура личности
Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут
9. Структура личности
9. Структура личности Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности
36. Антисоциальная направленность личности преступника
36. Антисоциальная направленность личности преступника Главной составляющей любой личности является мировоззрение (система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности). При изучении личности преступника обращают внимание
Структура личности
Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно
Направленность личности. субъективные отношения личности[24] . Б. Ф. Ломов
Направленность личности. субъективные отношения личности[24]. Б. Ф. Ломов Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как
Восприятие и направленность личности
Восприятие и направленность личности Становясь все более сознательным и обобщенным, наше восприятие приобретает вместе с тем все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы все более свободно можем расчленять непосредственно данное, выделять в нем
Структура личности
Структура личности Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с
Структура личности
Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или
8.8. Направленность личности
8.8. Направленность личности По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием.Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей,
Методика «Направленность личности»
Методика «Направленность личности» Авторы В. Смейкал и М. Кучер.Эта методика, имеющая еще название «Ориентировочная анкета», позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направленность).Направленность на себя
§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности
§ 1.
§ 3. Направленность личности
§ 3. Направленность личности Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.Система ценностной ориентации личности
Структура личности
Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры. Во второй половине прошлого века в отечест-венной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в социальной целостности.
Главной детерминантой станов-ления личности в отечественной психологии признается деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятель-ности, направленной на удовлетворение потребностей. То, что человек полу-чает в результате труда, должно прежде существовать в его представлении. В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т. д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности
В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности (табл. 4).
Таблица 4.
Структура личности в представлении отечественных психологов
Автор | Компоненты структуры личности |
С.Л. Рубинштейн | Направленность Знания, умения, навыки Индивидуально-типологические особенности |
В.Н. Мясищев | Направленность Уровень развития Динамика нервно-психической реактивности (темперамент) Мотивация Отношение и тенденции личности |
А. Г. Ковалев | Направленность Характер Возможности Система упражнений |
Б.Г. Ананьев | Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей Статус и социальные функции-роли Мотивация поведения и ценностные ориентации Структура и динамика отношений |
А.Н. Леонтьев | По мнению автора, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности. Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности: деятельностей) ванных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей) лей Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов» |
Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3). Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характе-ристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы).
Элементы подструктуры
Соотношение
биологического
и социального
Убеждение, мировоззре-ние, личностные смыслы, интересы
Социальный уровень (биоло-гическое практически отсутс-твует)
Подструктура направленности
Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического)
Знания, умения, навыки, привычки
Подструктура социального опыта
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Особенности познаватель-ных процессов (памяти, внимания и др. )
Подструктура особенностей психических процессов
Биологический уровень (соц-иальное практически отсутст-вует)
Скорость протекания нер-вных процессов, баланс процессов возбуждения, торможения и т.п.; поло-вые, возрастные свойства
Подструктура биопсихических свойств
Рис. 3. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запо-минанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной куль-турой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.
Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении опре-деленных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направлен-ность личности и ее мотивы.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психи-ческих процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процес-сов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструк-тура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Актив-ность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осущест-вляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способ-ности, понимаемые как общие интегративные качества личности (рис. 4).
Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особеннос-тей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминиру-ют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.
Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования.
19
И033 Педагогика и психология, 2014 – Наука и образование в новом измерении
Вып. 33. 2014.
Котенко О.В. Формирование иноязычной компетентности будущих учителей
Аннотация. В данной работе систематизированы приоритетные направления оптимизации процесса формирования иноязычной компетентности будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений в результате государственного регулирования дошкольного и школьного иноязычного образования. Акцентируется внимание на содержательно-методическом обеспечении процесса формирования иноязычной компетенции педагогов для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: иноязычная компетенция, профессиональная компетентность, обучение иностранному языку, учитель начальных классов, воспитатель дошкольного образовательного учреждения
Котенко О.В. Формирование иноязычной компетенции будущих учителей
Лещенко Г.
А. Особенности учебно-профессиональной мотивации будущих специалистов аварийно-спасательной службы воздушного транспортаАннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования особенностей профессиональной направленности курсантов Кировоградской летной академии Национального авиационного университета с помощью анализа профессиональной мотивации. Определены мотивационные комплексы профессиональной мотивации курсантов. Установлены уровни учебной мотивации будущих специалистов аварийно-спасательной службы воздушного транспорта. Предлагаются авторские методики определения учебно-профессиональной мотивации будущих специалистов.
Ключевые слова: мотивационный комплекс, мотивационный уровень, профессиональная направленность, учебная направленность, внутренняя направленность, учебно-профессиональная мотивация
Лещенко Г.А. Особенности учебно-профессиональной мотивации будущих специалистов аварийно-спасательной службы воздушного транспорта
Радзиевская О.
В. Несколько преимуществ чтения онлайнАннотация. Не секрет, что интерес к внедрению инновационных технологий в процесс образования резко возрос за последние несколько лет. Автор доказывает полезность использования студентами интернет-ресурсов при подготовке к семинарам по английскому языку. В этой статье описаны некоторые советы по выбору онлайн-текстов для домашнего чтения, а также несколько полезных советов по работе с этими текстами. Мы приводим примеры преимуществ, которые дает учащимся чтение в свободное время с помощью Интернета.
Ключевые слова: компьютерные технологии, чтение, электронные статьи, семинар
Радзиевская О.В. Несколько преимуществ онлайн-чтения
Рудник Ю.В. Методика использования технологии «Миндальные карты» на уроках иностранного языка в начальной школе
Аннотация: В статье рассматривается использование технологии «Миндальные карты» в начальной школе на уроках иностранного языка. Для этого в нем дается обзор технологии «карты разума» в целом и в изучении иностранных языков. Уточнено определение технологии «Mind Maps». Описаны особенности технологии «Mind Map», изложены правила и способы ее реализации.
Ключевые слова: технология «Mind Maps», ассоциации, лексика, мозговой штурм, иностранные языки, начальная школа
Рудник Ю.В. Методика использования технологии «Mind Maps» на уроках иностранного языка в начальной школе
Шотлеков И.И., Еньков С.Х., Мальчева М.П. Повышение осведомленности студентов о доступности как ключевом элементе обучения веб-дизайну: проект для рейтинга веб-доступности университетских веб-сайтов
Аннотация: В этом документе рассматривается способ повышения осведомленности студентов ИТ о доступности как ключевом элементе веб-дизайна. обучение. С этой целью студентам даются проектные задания по расчету рейтинга веб-доступности для набора университетских веб-сайтов в соответствии с результатами их проверки. Таким образом, делая выводы о степени доступности сайтов местных и зарубежных университетов, будущие разработчики понимают перспективу людей с особыми образовательными потребностями (ООП) как своих потенциальных клиентов. Таким образом, учащиеся не только узнают об основных инструментах доступности и приобретают опыт работы с ними, но и повышают свою социальную приверженность — они понимают, что обеспечение доступности дает людям с ООП возможность заниматься образовательным и профессиональным развитием.
Ключевые слова: проекты, веб-дизайн, специальные образовательные потребности (ОНО), рефлексия, автономия
Шотлеков И.И., Еньков С.Х., Мальчева М.П. Повышение осведомленности студентов о доступности как ключевом элементе обучения веб-дизайну: проект для рейтинга веб-доступности университетских веб-сайтов
Айвазян Э.И. Разработка дидактических требований к сложности задач, характеризующих обязательные результаты обучения математике
Аннотация. Статья посвящена общему обсуждению проблем, связанных со сложностью решения типовых задач и требований к их сложности.
Ключевые слова: трудность решения, логический шаг решения, длина решения, стандартные и нестандартные формы подтверждения, логические и словесно-грамматические средства подтверждения
Айвазян Э. И. Разработка дидактических требований к сложности задач, характеризующих обязательные результаты обучения математике
Андрущенко А.О. Программа развития грамматических навыков будущих филологов, изучающих французский язык как второй иностранный: Принципы экспериментальной проверки
Аннотация. Автор описывает процедуру подготовки к проведению экспериментального исследования развития грамматических навыков будущих филологов, изучающих французский язык как второй иностранный: в статье определяются цели указанного исследования, его зависимые и независимые переменные, гипотезы, экспериментальный материал и предметы. .
Ключевые слова: экспериментальное исследование, будущие филологи, цели, грамматические навыки, гипотезы
Андрущенко А.О. Программа развития грамматических навыков будущих филологов, изучающих французский язык как второй иностранный: принципы экспериментальной проверки
Архипенко В.О. Характеристика физической и двигательной подготовленности специалистов пожарно-спасательной службы
Аннотация. Рассмотрена физическая и двигательная подготовленность действующих сотрудников структурных подразделений ГСЧС Украины. В исследовании приняли участие 124 специалиста пожарно-спасательной службы мужского и женского пола в возрасте от 25 до 40 лет. По результатам исследования установлено, что подавляющее большинство личного состава аварийно-спасательных формирований имеют индивидуальную оценку всесторонней подготовленности «удовлетворительно». В ходе исследования не было выявлено ни одной сотрудницы с оценкой уровня физической подготовки на «отлично». По-видимому, большинство мужчин-спасателей имеют пикноидный и нормостенический тип конституции, а женщины преимущественно нормостенический и эктоморфный тип конституции. Сложившаяся ситуация требует дифференцированного индивидуального подхода в совершенствовании физической подготовки сотрудников пожарно-спасательной службы средствами силовых тренировок. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что при разработке силовых тренировок следует учитывать морфофункциональные особенности сотрудников пожарно-спасательной службы, уровень их здоровья и физической подготовленности. Зафиксированный уровень физического состояния мужчин и женщин открывает новые возможности дифференциации и личностной направленности силовой подготовки спасателей, что, по нашему мнению, позволит повысить эффективность физического совершенствования.
Ключевые слова: развитие, тренированность, спасатель, пожарный, сила
Архипенко В.О. Характеристика физической и двигательной подготовленности специалистов пожарно-спасательной службы
Вакалюк Т.А. Подход к созданию различных типов учебной среды в школах за рубежом
Аннотация. В статье рассматриваются понятия компьютерной и облачной среды обучения. Подходы к проектированию компьютерной среды обучения в учреждениях дистанционного образования за рубежом. Это модель компьютерной учебной среды в дистанционном образовании. Рассмотрена облачно-ориентированная среда обучения «О7. Образование», которая распространяется в России в рамках «Национальной облачной платформы».
Ключевые слова: учебная среда, облачные технологии, компьютерно-ориентированная учебная среда, облачная учебная среда, общее образование, высшее образование
Вакалюк Т. А. Подход к созданию различных типов учебной среды в школах за рубежом
Даньшева С., Чередник Д., Полупан Е., Журавлов И. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования компетенций, составляющих направленность основы профессиональной мобильности будущего инженера
Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь компетентности будущего инженера и профессиональной мобильности. Выявлена сущность педагогических условий формирования компетенций, составляющих направленность основы профессиональной мобильности выпускников технического вуза. Даны экспериментальные данные об эффективности предложенных педагогических условий.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, педагогические условия, технический вуз, компетентность, ориентировочная основа
Даньшева С., Чередник Д., Полупан Е., Журавлов И. Теоретическое обоснование педагогических условий формирования компетенций, составляющих направленность основы профессиональной мобильности будущего инженера
Дрончек Н.
Особенности правового воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образованияАннотация. В статье рассматривается проблема правового воспитания детей дошкольного возраста в условиях современного дошкольного учреждения как важное условие их социализации, результатом которой является их правовое воспитание; раскрыты пути правового воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отмечены психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются современные требования к содержанию и методам обучения и воспитания, которые реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: правовое воспитание, правовая гражданственность, старший дошкольник, дошкольное образовательное учреждение
Дрончек Н. Особенности правового воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития дошкольного образования
Кухай Н.
, Сухойваненко Л. Методологические знания и междисциплинарные связиАннотация. В статье рассматривается проблема взаимосвязи межпредметных связей и методических знаний будущего учителя математики. Рассмотрена структура методологического знания. Анализируются различные интерпретации междисциплинарных связей. Выявлено влияние междисциплинарных связей на процесс формирования методологических знаний и роль методологических знаний в реализации междисциплинарных связей
Ключевые слова: междисциплинарные связи, методологические знания, числовая система
Кухай Н., Сухойваненко Л. Методологические знания и междисциплинарные связи
Кузьменко О.С. Формирование фундаментальных физических представлений у студентов высших учебных заведений современными средствами обучения
Аннотация. В статье анализируется и исследуется понятие симметрии, положенное в основу современных физических теорий. Симметрия выявляет взаимосвязь физических законов, упрощает понимание сложных процессов, протекающих в микромире и рассматриваемых в физике. Законы считаются экономикой физики, то есть внешними проявлениями симметрии. Исследуется влияние современных средств обучения на формирование фундаментального физического понятия, как симметрии на основе учебного комплекта «Л-микро», используемого в учебном процессе из физики из комбинаций компьютерных технологий, которые активизируют и стимулировать самостоятельную познавательно-поисковую деятельность.
Ключевые слова: симметрия, законы сохранения, физика, современные средства обучения, физический практикум
Кузьменко О.С. Формирование фундаментальных физических представлений у студентов высших учебных заведений современными средствами обучения
Михайлюк М.И. Сравнительно-педагогический анализ подготовки будущих инженеров в области наноэлектроники в Украине и Великобритании
Аннотация. Исследован вопрос подготовки инженеров в области наноэлектроники в Украине и Великобритании. Проанализированы структура и содержание учебных программ в процессе подготовки инженеров в области наноэлектроники в университетах Великобритании и Украины. Подчеркнута важность и необходимость позитивного использования британского опыта в процессе подготовки инженеров в области наноэлектроники.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, наноэлектроника, инженер, Украина, Великобритания
Михайлюк М.И. Сравнительно-педагогический анализ подготовки будущих инженеров в области наноэлектроники в Украине и Великобритании
Мустафаева З.И. Проблемы создания системы здравоохранения в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация. Пути повышения уровня здоровья дошкольников путем использования различных форм и методов физического и валеологического воспитания в процессе воспитательного процесса в условиях дошкольного учреждения.
Ключевые слова: дошкольник, валеологическое воспитание, оздоровительная система, физическое развитие
Мустафаева З.И. Проблемы создания системы здравоохранения в дошкольном образовательном учреждении
Никитина Н. Культурологическая социализация обучения языку
Аннотация. В статье доказывается, что технология межкультурного обучения определяется культурологической социализацией языкового обучения, формированием межкультурной полилингвистической личности.
Ключевые слова: культурологическая социализация, межкультурный подход, социокультурная компетентность
Никитина Н. Культурологическая социализация обучения языку
Овсиенко Ю.И. Особенности формирования навыков творческой деятельности у студентов аграрного вуза средствами компьютерных технологий
Аннотация. В данной статье мы рассматриваем особенности формирования навыков творческой деятельности у студентов аграрных вузов при изучении дисциплины «Высшая математика»; выделены этапы организационно-исследовательской – творческой деятельности учителя с использованием средств информационно-коммуникативных технологий, которые характеризуются разным уровнем сформированности у учащихся самостоятельности, познавательной мотивации, стандартов подготовки по математике и способностей к обучению.
Ключевые слова: высшая математика, высшее учебное заведение, информационно-коммуникативные технологии, навыки творческой деятельности, студенты вузов
Овсиенко Ю.И. Особенности формирования навыков творческой деятельности у студентов аграрного вуза средствами компьютерных технологий
Олияр М.П. Содержание и структура коммуникативно-стратегической компетентности учителя начальных классов
Аннотация. В статье анализируются основные научные подходы к характеристике коммуникативно-стратегической компетентности учителя начальных классов. Также дается авторское определение вышеупомянутого понятия. Автор описывает структуру коммуникативно-стратегической компетентности, а также ее составляющие.
Ключевые слова: учитель начальных классов, коммуникативная компетентность, коммуникативно-стратегическая компетентность, структура коммуникативно-стратегической компетентности, содержание коммуникативно-стратегической компетентности
Олияр М. П. Содержание и структура коммуникативно-стратегической компетентности учителя начальных классов
Садовый М.И., Слюсаренко В.В., Трифонова О.М., Хомутенко М.В. Формирование экспериментально-ориентированной учебной среды при изучении физики
Аннотация. В статье рассмотрена проблема поиска возможностей комплексного формирования экспериментально-ориентированной среды обучения в условиях изучаемой физики информационного общества, определены основные элементы и структура экспериментально-ориентированной среды обучения, установлены ее основные свойства.
Ключевые слова: среда обучения экспериментально-ориентированная среда обучения, обучение физике, компетентность, учебный физический эксперимент, информационно-коммуникационные технологии, облачные технологии
Садовый М.И., Слюсаренко В.В., Трифонова О.М., Хомутенко М.В. Формирование экспериментально-ориентированной учебной среды при изучении физики
Швачич Г.Г., Коноваленков В.
С., Заборова Т.М. Использование современных информационных технологий для повышения качества преподавания фундаментальных дисциплинАннотация. Обсуждаются некоторые проблемы преподавания фундаментальных дисциплин в технических вузах. Особое место отводится проблеме обеспечения качественного образования. Подчеркнута важность сочетания фундаментального математического образования и современных информационных технологий. Один из подходов к достижению этой цели демонстрируется на примере учебника «Высшая математика с использованием информационных технологий», подготовленного авторами.
Ключевые слова: Преподавание, фундаментальные дисциплины, информационные технологии
Швачич Г.Г., Коноваленков В.С., Заборова Т.М. Использование современных информационных технологий для повышения качества преподавания фундаментальных дисциплин
Шевцова Н. П. Особенности развития дошкольного образования в Крыму в середине ХХ века
Аннотация. Особенности развития дошкольного образования в Крыму в середине ХХ века заключались не только в осложнениях послевоенного восстановления народного хозяйства в СССР, но и в том, что в Крыму возникла особенно острая потребность в детских дошкольных учреждениях в сельской местности. . Это было связано с тем, что именно сюда прибыли крестьяне-переселенцы из разных областей Советского Союза и Украины, вместо депортированных крымских татар и других народов, живших до Великой Отечественной войны в Крыму. Только за период 1944-46 г. в восемь переселенческих районов прибыло около 17 тыс. семей. Необходимо было быстро создать воспитательные учреждения, в том числе ясли и детские сады. Приняты постановления государственных руководящих органов Российской Федерации, обязывающие руководителей совхозов и колхозов организовывать сезонные детские сады для детей работников хозяйств. Многие руководители открыто саботировали эти решения, мотивируя это отсутствием возможностей для организации дошкольных учреждений. Вновь устроенные детские сады располагались в полуразрушенных зданиях с земляными полами. Было предложено принести все это родителям для организации жизни детей. Возникли острые проблемы с педагогическими кадрами. Часто с детьми дошкольного возраста работали либо неграмотные женщины-пенсионеры, либо недавние выпускницы семилетки. В результате дети не получали ни надлежащего образования, ни должного ухода. В связи с этим многие родители не хотели отдавать детей в детские сады. Вместо этого для работы над постановкой они были вынуждены оставаться с ними дома. Ситуация была настолько сложной, что в 50-й позиции с детскими садами повторно обследовался Крымский обком партии. На председателей колхозов и директоров совхозов возлагалась персональная ответственность за организацию питания и быта детей на дачных участках. Была поставлена задача организовать постоянно действующие детские сады в крупных сельских хозяйствах. Только к 70-м годам ХХ в сельских округах Крыма было построено необходимое количество квартир для детей дошкольного возраста. Период 40-60-х годов ХХ века в Крыму стал определяющим для развития дошкольного образования. Положительные результаты были возможны только благодаря помощи и контролю со стороны общественных и партийных органов.
Ключевые слова: Крым, партия, органы государственного управления, детские сады, дети дошкольного возраста
Шевцова Н. П. Особенности развития дошкольного образования в Крыму в середине ХХ века
Астремская И.В. Групповая супервизия как эффективная форма практического обучения работе с клиентами
Аннотация. Изучаются способы изучения групповой супервизии в современной социальной и психологической науке. Автор определяет преимущества и недостатки групповой работы. В работе определены следующие виды реципрокной и заместительной групповой супервизии. Уделяется внимание свойствам и качествам руководителя.
Ключевые слова: групповая супервизия, супервизор, социальная работа, взаимная супервизия, заместительная супервизия, групповая динамика
Астремская И. В. Групповая супервизия как эффективная форма практического обучения работе с клиентами
Вербицкая Л. Профессиональная компетентность экономиста-педагога: психологический аспект
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты понятий «компетентностный подход», «профессионализм», «профессиональная компетентность», «психологическая компетентность». Автор обосновывает необходимость формирования психолого-профессиональной компетентности экономиста-педагога.
Ключевые слова: профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, экономист-педагог
Вербицкая Л. Профессиональная компетентность экономиста-педагога: психологический аспект
Галян И.М. Системообразующие характеристики ценностного воспитания будущих учителей
Аннотация. В статье выделены системообразующие характеристики ценностного воспитания будущих учителей. Отмечено, что первичными характеристиками системы являются ее размер, упорядоченность и скорость формирования, совокупность которых и обеспечивает эффективность системы. Установлено, что динамическими характеристиками системы являются типы динамики ее состояний (интенсивное, экстенсивное и деградационное). Ключевым критерием их разнообразия является изменение состава системы. Это справедливо для большинства саморазвивающихся систем, важным качеством которых является способность воспроизводить новые элементы. Их особенностью является непрерывный процесс взаимодействия элементов как внутри системы, так и с внешней средой, осуществляемый на всех уровнях системы. Внешнее взаимодействие для саморазвивающихся систем существенно, поскольку их существование возможно благодаря постоянному процессу освоения новых элементов. При взаимодействии систем происходит не только обмен массой и энергией, но происходит процесс перестройки отношений одной системы под влиянием другой, отражающий структуру отношений последней, т. е. обмен информацией. Это касается и системы ценностей будущего учителя.
Ключевые слова: ценность, система, структура, элементы, энтропия, тип динамики системы
Галян И. М. Системообразующие характеристики ценностного воспитания будущих учителей
Иваненко А.С. Анализ теоретических подходов к подготовке студентов к будущей семейной жизни
Аннотация. В статье анализируется социологическая, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме массовой школы подготовки учащихся и воспитанников школы к будущей семейной жизни. Рассмотрены исследования украинских и российских ученых. Анализ проблемы подготовки подрастающего поколения к созданию будущего своей семьи охватывает период с XVIII века до современности.
Ключевые слова: семья, подготовка к семейной жизни, умственно отсталые учащиеся, полоролевое воспитание, семейное воспитание, специальные школы
Иваненко А.С. Анализ теоретических подходов к подготовке студентов к будущей семейной жизни
Неурова А.Б. Характер и структура эмоциональной устойчивости специалистов по чрезвычайным ситуациям
Аннотация. Выявлен характер эмоциональной устойчивости специалистов в ситуациях чрезвычайной ситуации. В качестве компонентов эмоциональной устойчивости был выделен характер экстренной эмоциональной устойчивости специалиста в экстремальных ситуациях его практической деятельности. Структурными компонентами эмоциональной устойчивости специалистов в чрезвычайных ситуациях являются: экстремально-эмоциональная, экстремально-волевая, экстремально-мотивационная, интеллектуально-сознательная, биопсихическая, психомоторная, экстремально-активная, морально-психологическая и личностно-дифференциальная.
Ключевые слова: структура эмоциональной устойчивости, биопсихический компонент, экстремально-деятельностный компонент, нравственно-психологический компонент, личностно-дифференциальный компонент, экстремально-мотивационный компонент, экстремально-эмоциональный компонент
Неурова А.Б. Характер и структура эмоциональной устойчивости специалистов по чрезвычайным ситуациям
Нижник А. Исследование психологических аспектов пищевого поведения личности
Аннотация. Статья посвящена физиологическим и психологическим механизмам пищевого поведения. Он содержит информацию о феномене «пищевого поведения», связи между чувством аппетита, голода и сытости, которые проявляются в акте пищевого поведения. Кроме того, исследуются знания, стратегии и пищевые привычки, влияющие на пищевое поведение человека. Исследуются индивидуальные намерения, привычки, эмоции и формы поведения, ранее сложившиеся представления и мыслительные стратегии, связанные с пищевым поведением. Анализируются потребности, удовлетворяемые пищевым поведением, и функции, реализующие пищевые процедуры, такие как устойчивость гомеостаза, психоэмоциональная нейтрализация, физический комфорт, общение, самоутверждение, познание, ритуально-привычная поддержка, компенсация, вознаграждение, защита, удовлетворение эстетических потребностей. . В статье раскрывается этиология возникновения возможных отклонений пищевого поведения, таких как психофизиологические, индивидуальная восприимчивость, особенности семейного воспитания, социокультурные факторы, влияющие на формирование расстройств пищевого поведения. Исследуются такие понятия, как доминирование чувств алчности, зависти и ревности и защиты, возникающие при отклонениях пищевого поведения. Рассматриваются как внешние, так и эмоциогенные способы индивидуального реагирования, свойственные тому или иному пищевому поведению.
Ключевые слова: пищевое поведение, функции пищевого поведения, отклонения пищевого поведения, экстернальное реагирование, эмоциональное реагирование
Нижник А. Исследование психологических аспектов пищевого поведения личности
Wagih Fawzi Youssef • Архитектура и революция Ока
Архитектура и революция Ока
Abstract
Проблема архитектуры связана с непостижимой глубиной собственной природы человека. Эстетика слияния — вот что делает архитектуру как специализированное понятие возможной. Архитектура создается из того, что взгляд переводит на человека. Разнообразие реакций на реальность, трагедия всех человеческих коллективов, заключалась в их неспособности выйти за пределы собственных культурных толкований. Когда чувства отрываются от целостности врожденного опыта, когда кумулятивная сила культуры искажает восприятие больше, чем помогает ему, и отвлекает внимание больше, чем служит ему, когда знание скорее обманывает, чем просвещает, и когда социальные нравы используются для рационализации. а не возвышать, то неизбежно, что они должны стать наиболее отличительными чертами цивилизации.
Ключевые слова : психика, история, впечатление, традиция, стиль, эстетическое ощущение, воображение
Введение
Архитектура порождена духовными силами. Это история человеческой психики и форм ее выражения. Архитектура больше не бессмысленный фасад фактов и артефактов, а алхимическая формула, символическое исчисление, мистерия, вызванная коллективной человеческой психикой на планетарной сцене. Акцент истории архитектуры простирается от объектов восприятия к самому восприятию. Эта непрерывная перемена отношения человека к набегающим на него впечатлениям от гаммы форм окружающего мира является исходным пунктом всей психологии в широком масштабе. Кажется очевидным, что наша нынешняя эпоха — эпоха перехода. История — это мифический цикл, трансцендентность разума и визионерская роль архитектора. Архитектура — это идеальное сочетание психического импульса и технической реализации. Должны ли мы тогда узнать больше о человеческой природе, чем о ее последствиях?
Эстетика слияния — вот что делает архитектуру как специализированное понятие возможным. Архитектура создается из того, что взгляд переводит на человека. Воображение отрицается как иррациональное. Как следствие, архитекторам не хватает широкомасштабной перспективы. Без высокого напряжения не может быть великих произведений искусства. Великий архитектор, объединивший в одной личности архетипы художника и ученого, — это Леонардо да Винчи, который стоит особняком. Леонардо смешивал это с унаследованным платоническим предубеждением, которое принижает тело и возвышает глаз, ибо глаз — главный орган, с помощью которого можно созерцать природу и наслаждаться красотой мира. Примечательно, что мы не переживаем реальность, а только наше представление о ней. Образованный человек должен знать, что архитектура — это не вещь, а решение эго. Архитектура есть не что-то созданное, а творение, являющееся дополнением к реальности с точки зрения внутренней технологии, производящей преобразование реальности.
Сила культуры в восприятии
Когда культура начинает формировать себя по образцам прошлого, независимо от изменений, тогда в иллюзорном наступает упадок. Это один момент, сконденсировавшийся из вечности, химически замораживающий зрителя в одном конкретном пространстве. В архитектурном проекте математическая перспектива действительно абсурдна, ибо не только разрушает архитектурное единство стены, но и обязывает формы к ложному ракурсу. Точно так же архитектура лишается своих самых тонких качеств, когда чисто геометрические пропорции средневекового искусства заменяются пропорциями арифметическими, а потому относительно количественными. Он теряет также свое сходство с землей, с людьми и с истинной ремесленной традицией. Ибо тогда изобразительное искусство функционирует уже не как божественный символ, а просто как картина воображаемого мира. Оптическое восприятие на самом деле является предметом рисунка, который становится средой восприятия и даже затемняет предмет. А зрителю остается заполнить глубокое одиночество собственным воображением.
Разнообразие реакций на реальность, трагедия всех человеческих коллективов, заключалась в их неспособности выйти за пределы собственных культурных толкований. Когда архитектура перестает быть более эволюционно развитой, человек становится пародией на его труды. Когда культура становится утончением, а не целостным выражением внутренней необходимости, она скорее ослепляет и притупляет чувства, чем воспитывает их. Когда чувства отрываются от целостности врожденного опыта, когда кумулятивная сила культуры искажает восприятие больше, чем помогает ему, и отвлекает внимание больше, чем служит ему, когда знание скорее обманывает, чем просвещает, и когда социальные нравы используются для рационализации. а не возвышать, то неизбежно, что они должны стать наиболее отличительными чертами цивилизации. Изобретательность и утонченность архитектуры, наконец, превосходит изобретательность и утонченность технологии. Возделывание чувственных желаний опережает священный долг городов.
Механизированное сознание
Все готово для беспорядка современной технологической цивилизации. Пропорция и последовательность линейной перспективы лежат в основе эволюционного развития культуры, сбивая с толку и ограничивая чувства сознания человека. Интуитивная сфера того, что мы называем наукой, оставила тайну духа и породила науку, отделение разума от материи и представление борьбы за восстановление интуитивного видения ученого и художника современной западной культуры. Академия художеств была временной культурной мерой, придающей чувство согласованности и структуры царству знания, от которого в результате бессознательного социального соглашения отказались. Изобразительные искусства нуждались в институциональной структуре, чтобы помочь им оставаться чистыми, чтобы сохранить различие между изящным или высоким и прикладным или низким искусством и ремеслами. Таким образом, искусство стало декоративным наполнением, совершенно лишенным какой-либо социальной, экологической или психологической полезности.
Напротив, искусство дотехнологических традиций черпало свое значение не из предшествующей работы, выполненной в этой традиции, а из духовной философии за счет духа, придавшего форму этой традиции. Это указывает на то, насколько творческий процесс был отделен от своего психического начала. Стилистической реакцией на этот идеал была фаза, известная как рококо, искусство эффектной аристократии, чье удовольствие, больше не сдерживаемое духовным режимом, заканчивалось только развратом. Этот культурный распад, вызванный механизированным сознанием, был поддержан академиями и рационализацией в новую систему верований, которая была кредо прогресса вне общего развития природы. Ценности, созданные этим процессом, превратились в современный психомеханический комплекс, известный как история. История как наука должна начинаться с искусства, которое является всем, что осталось от истории, потому что история является высшей моделью человеческих действий. Первоначально история была одним из тех искусств, в которых душевное выражение преобладало над техническими правилами человеческой красоты.
Импрессионизм и стиль
Изобразительное искусство больше не отвечало глазу, а печатному слову. Искусство стало побочным продуктом исторической критики, ставшей уделом чистой техники. Все драматические выражения вытекают из условностей исторических рисунков как нового представления об искусстве, которое должно было возникнуть посреди индустриальной цивилизации, из далекого прошлого, благодаря которому духовное бесплодие и смятение индустриальной цивилизации держались в секрете. Проще говоря, смерть мифа есть рождение искусства. История стала иллюзией культуры в век беспокойства, лишенного собственной творческой инициативы, обращающегося к любым предлагаемым развлечениям. В результате искусство мало что может сказать уместного или всеобъемлющего, за исключением немногих культурных людей. Форма и содержание стали отдельными вопросами для обсуждения.
Искусство XIX в. показать изобилие стилей, заимствованных из других времен и других культур. Интеллектуальное принятие есть не что иное, как капитализация защитной догмы. Стиль в его более глубоком значении отрицается. Для этого стиль должен быть больше, чем украшение, лишенное исторического контекста. Появление новых форм есть реальность, а воспринятое — реальность. Поскольку мы имеем дело с единством, все противоречия сосуществуют и поддерживают друг друга. Реальность действительно представляет собой ряд дискретных психофизиологических впечатлений, и только путем ментальной концептуализации возникает идея конкретных объектов. Воздействие этого общего поворота событий ощущалось определенным оптическим или ретинальным отпечатком, произведенным на архитектора. Таким образом, с импрессионизмом то, что началось как революция глаза, в конце концов превратилось в революцию разума. Однако самым выдающимся качеством импрессионистского искусства, возникшего в прошлом, была его верность чувственным впечатлениям. Импрессионизм следовал не эстетическому восприятию, а чистому видению.
Импрессионисты отражали пустоту современных интеллектуальных и моральных верований, поэтому последствия импрессионизма было труднее всего принять. Выставки импрессионистов фактически были шагом к формированию институциональной контркультуры и начались с окончательного поглощения импрессионизма расцветающим авангардом. На самом деле это было чистейшее отражение общества, невротически пытающегося быть на шаг впереди себя. Базовая предпосылка авангарда – устаревший стиль, то, что было в моде в прошлом сезоне, уже не в моде в этом сезоне. Значение импрессионизма в возможности заново увидеть то, что всегда было, искать и преобразовывать дух и довольствоваться искусством. Он ищет реалистическую эстетику, в которой цель изобразительного искусства состоит в том, чтобы соответствовать внешней реальности и внутренней силе выражения, чтобы подчеркнуть субъективную и психологическую природу эстетического ощущения. Эстетическое так же реально, как и чувственное восприятие мысленного образа в физических терминах. Он предполагает фундаментально психическую природу реальности, чтобы преобразовать материалистическую точку зрения в метафизическую и воспринимаемую реальность.
Оптическое искусство
Оптическое искусство рождается из глаз. То, что видит глаз, определяется не внешним миром, а психологическим настроем зрителя. Несмотря на то, что реальный мир — всего лишь сон, его обычно считают научным в положительном смысле, что подтверждается собственным заявлением художника. Кто-то видит в живописи поэзию, а кто-то видит только науку. Все это происходит благодаря влиянию одной фигуры, новой теории формы в ментальной абстракции, визуально представленной линиями. Представленный образ — это и волна иллюзии, и контурные точки в глазах смотрящего, образующие союз противоположностей для создания синтезирующего видения в мире материалистических страстей —измов.
Простые нерепрезентативные линии, формы или цвета могут вызвать определенное психическое состояние. Например, глядя на красный объект в течение нескольких секунд, формируется остаточное изображение, и мы видим зеленый объект, когда отводим взгляд. Это происходит потому, что как противоположности эти цвета взаимно определяют друг друга, один цвет не может существовать без другого. С психологической точки зрения задача искусства неотделима от достижения биопсихической саморегуляции, приводящей к согласованию индивидуальной и социальной реальности с космическим целым. Для них искусство — это чистая реальность новизны, где может случиться все, что угодно, искусство ради искусства. Искусство стало геометрической абстракцией, минималистичным искусством и полностью академическим концепт-артом. И то, и другое — анестезия, просто пересаженные формы разделенного сознания, породившего прежде классицизм и романтизм и завершившиеся культом нового, который есть иллюзия истории.
Эклектика академии была регламентацией творческой мысли. Следовательно, зрительное восприятие сузилось до простого модуса. Соответственно, зрительное ощущение разбивалось на эти компоненты возрастающей сложности по цвету и форме, указывающие на ментальную природу мира. Цвет призван изображать освещение, создавать иллюзию пространства. Цвет теряет свою природу, потому что цвет прямо указывает на источник света, проявляя свойства, присущие свету, превращая цвет в не что иное, как игру воображаемого света, приводя к какому-то промежуточному миру, аналогичному сну. Итак, образ и цвет становятся умственным произволом. Это повлияло на искусство из-за драматической посреднической интерпретации. Это подчеркивало ментальный мир понятий, определяющих изобразительное искусство. Опора на концепцию, а не на визуальное искусство по своей сути.
Заключение
Архитектура 20-го века смогла деформировать общепринятое видение эпохи Возрождения, которое по традиции было стерто после того, как его ритуально-целебная функция была завершена. Тратя себя в постоянной погоне за новизной, она также подошла к концу. Это была психика в форме разочарованного индустриального века. К архитекторам, начавшим эксперимент, присоединились ученые, начавшие исследовать грибовидную архитектуру, вытряхнутую из колеи обыденного восприятия, поскольку они воспринимаются непосредственно сознанием в целом интеллектуалом. Первыми, кто испытал это отвращение ума и глубочайшего сознания, являются пионеры архитектуры. Архитектура была разрушена техно после Второй мировой войны. Психоделический опыт должен был стать глубокой коллективной силой визионерского потенциала, движущейся через общественное воображение независимо от художественных наклонностей с появлением психоделиков и оказавшейся непроницаемой для открытых глаз. Теперь мы вернулись к магии, к психической жизни.
Таким образом, открыв визионерский опыт, психоделики помогли многим архитекторам заглянуть за пределы истории, и красота архитектуры будет поставлена под сомнение! Потому что он отрицал эгоистическую доктрину истории, надвигающуюся новую эпоху. Традиция буквально означает передачу или передачу не в книгах, а устно и через символы исторического опыта. Потому что идеология истории отдает предпочтение коллективным ценностям конкуренции, патриотизма и трудовой этики, ценностям, которые поддерживают личность, чтобы сохранить ее человечность.