ЭТИКА ГЕДОНИЗМА: sergei_golovin — LiveJournal
Гедонизм (от греческого hedone – наслаждение), пожалуй, раньше других подходов развился в целостную этическую систему. Добро понимается гедонистами как соотношение максимума удовольствия и минимума боли. Впервые наиболее полную систему этического гедонизма разработал древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.). Даже в апостольские времена эпикуреизм еще сохранял существенное влияние в общественном сознании – именно с его последователями приходилось ежедневно дискутировать апостолу Павлу в афинской агоре (Деяния 17:18).
В соответствии с этим учением, необходимым условием для достижения удовольствия является умеренность. Ведь избыточность удовольствия, по сути дела, эквивалентна потере удовольствия. То, что в умеренных количествах доставляет радость, в случае избытка становится бременем. Более того, удовольствие может быть и мнимым, кажущимся. Так, пьяница может получать краткосрочное удовольствие от употребления алкоголя, но в перспективе это удовольствие грозит похмельем. Эпикурейцы призывали обращать основное внимание не столько на количество, сколько на качество удовольствия. Наиболее качественными удовольствиями провозглашались здоровье и хорошие друзья.
Согласно Эпикуру, удовольствие, в конечном счете, – это отсутствие боли в теле и беспокойства в душе. Путь же к его достижению – освобождение от потребностей и страхов. Таким образом, душевный покой достигается довольством и бесстрашием. Довольство и бесстрашие, в свою очередь, достигаются мудростью: чем меньше я желаю – тем больше я довольствуюсь; чем больше я довольствуюсь – тем меньше я желаю. За наивысшее достижение принималось состояние атараксии («невозмутимости»).
В этой связи Эпикур различал три вида удовольствий. Естественные необходимые удовольствия – это те, отсутствие которых вызывает боль – пища, тепло, отдых. Естественные избыточные удовольствия – это те, отсутствие которых боли не вызывает – вкусная пища, удобная постель, секс, и т.п. Такие же понятия как богатство, власть, слава, относились к категории противоестественных избыточных удовольствий. Высшими удовольствиями Эпикур считал интеллектуальную жизнь и долгожительство.
Мировоззренческим основанием учения эпикурейцев был материалистический монизм (от греческого monos – один, единственный) на основе атомической теории Демокрита. Они не проводили различения между материальным и духовным, между видимым и невидимым. Всё сводилось к единому началу или субстанции – материи. Невидимое принималось лишь за ее более тонкие виды. Поэтому классическому эпикуреизму не присущ страх смерти. «Не надо бояться смерти, – провозглашали последователи этого учения. – Смерть – это лишь конец бытия. Где есть мы – там нет смерти. Где есть смерть – там нет нас». В общем, «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Коринфянам 15:32). В результате, на практике гедонизм как стремление к удовольствию в жизни зачастую выливался в парадоксальную крайность: в кризисной ситуации высшим его проявлением становилось самоубийство (см. Деяния 16:27). Ведь если страдания неизбежны, а удовольствия – сомнительны, небытие имеет куда более высокий коэффициент отношения удовольствия к боли.
Изначально наиболее распространенным видом гедонизма был индивидуалистический гедонизм или эгоизм. Целью жизни считалось достижение личного блага, остальные люди воспринимались как средство для ее достижения. По мере же развития социальных этических теорий сформировался такой подход как универсальный гедонизм, в соответствии с которым за счет стремления каждого к своему собственному благу должно достигаться всеобщее благо.
Этика универсального гедонизма легла в основание различных форм анархизма (от греческого an – «без» и arhe – «власть»), предполагающего естественную самоорганизацию общества при отсутствии принуждения, источник которого усматривался в государственной власти. Выдающийся теоретик анархизма князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) противопоставил идеям Чарльза Дарвина о движущей роли межвидовой борьбы за выживание в процессе биологической эволюции собственную теорию о движущей роли взаимопомощи в природе. Идея самоорганизации популяций на основании межвидовой взаимопомощи становится исходным положением и его учения о свободной форме организации общества, состоящего из самоуправляемых общин, объединяющихся в конфедеративный союз. Таким образом, социология анархизма предполагает этику универсального гедонизма как основу достижения социальной справедливости.
На практике наиболее последовательным сторонником этого подхода был Нестор Иванович Махно (1888-1934), не без основания считавший себя учеником князя Кропоткина. Махно верил, что освободившиеся от гнета власти крестьяне сами естественным путем будут организовываться в добровольные анархические общины. Он вел бескомпромиссную борьбу со всякой властью. Причем, как нередко бывает при ориентированном на результат подходе, благородство поставленной цели служило оправданием для методов и средств ее достижения. Борьба с организованным насилием со стороны власти превращалась в ничем не ограничиваемое насилие со стороны противников власти.
Главная проблема этики анархизма, как и любой иной формы универсального гедонизма, заключается в игнорировании греховной природы человека. По меткому замечанию Фрэнка Бухмана (1878-1961), ресурсов мира достаточно для удовлетворения всех потребностей, но не достаточно для удовлетворения всех требований. Иаков, брат Господень, пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений [греч. hedone] ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений [греч. hedone]» (Иакова 4:1-3).
Идеи гедонизма сохраняют влияние по сей день, причем как в светских, так и в христианских кругах. Самой распространенной формой светского гедонизма последних десятилетий является фрейдизм, относящий все мотивы и побуждения человека к сексуальной сфере. «Христианский гедонизм» наиболее ярко проявляется в проповеди евангелия как средства достижения здоровья, богатства, успеха и т.п.
Наибольшей слабостью гедонизма как этической системы является необоснованность перехода от описания к предписанию, от факта к долженствованию. Действительно, люди стремятся к счастью, равно как и к удовольствию, здоровью, процветанию, успеху и т. п. Но из этого факта вовсе не следует, что это правильно, и что так и должно быть. Сильной стороной гедонизма является должное внимание, уделяемое в нем личной обусловленности понятия «благо».
3. Теория гедонизма как части этики. Этика
3. Теория гедонизма как части этики
Рассмотрим некоторые основные этические ценности.
Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по—земному.
Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.
Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.
В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.
В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone– «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.
На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все,
что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими.
Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.
Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально—философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
СЪЕЗЖИЙ ДОМ ВТОРОЙ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ЧАСТИ
СЪЕЗЖИЙ ДОМ ВТОРОЙ АДМИРАЛТЕЙСКОЙ ЧАСТИ Характерной чертой архитектурного пейзажа николаевского Петербурга в 40-50-х годах XIX столетия стали так называемые съезжие дома. Это был специфический тип административного здания, сложившийся в России и объединявший в себе
Из первой части (с дополнениями):
Из первой части (с дополнениями): Итак, ДНК наших современников показывают, что самые древние корни ариев, рода R1a1, давностью 12 тысяч лет, находятся на Балканах – в Сербии, Косово, Боснии, Македонии. Через 6 тысяч лет этот род расширится на северо-восток, на Северные3.
Случай, где части являются функцией целого3. Случай, где части являются функцией целого Вспомним основные черты теменоса (священной земли), как они изображены, например, в первой пифийской оде Пиндара. Здесь можно узнать видение ландшафта Гёльдерлином. Паратактическим образом там перечисляются побережье Сицилии
1. Понятие этики
1. Понятие этики Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую при–роду какого-нибудь явления, нрав,
ПЛАН ВТОРОЙ ЧАСТИ «ЛАОКООНА»
ПЛАН ВТОРОЙ ЧАСТИ «ЛАОКООНА» XXX Г-н Винкельман изложил свои взгляды более обстоятельно в «Истории искусства». Он также признает, что покой есть следствие красоты. Необходимость выражать свои мысли о подобных предметах с наибольшей точностью. Ложная причина здесь хуже,
3.3. Схема организации теоретической части
3.3. Схема организации теоретической части Во Введении предполагается обзор источников по теме исследования и создание теоретической (методической) части работы. Анализируя современный текст, следует практиковать использование самых разных источников: статей, рецензий,
«Пусть всё рассыпалось на части…»
«Пусть всё рассыпалось на части…» Пусть всё рассыпалось на части — Заройся в осень с головой. Забудешь хлопоты о счастье — Услышишь ветер над листвой. Всё кончено. Войди в осенний, Сквозной, почти прозрачный лес, Где пятна света, пятна тени И жизнь протёрлась до
философия. lander.edu | ||||||||||||
Домашняя страница по этике > Хорошее > Гедонистические теории | ||||||||||||
|
| Гедонистические теории Abstract: Изысканность гедонизма как этическая теория включает в себя несколько удивительных и важных различия. Обсуждаются несколько контрпримеров гедонизму. I. Гедонистические теории — один из возможных ответов на вопрос из «Что такое внутренняя доброта?»
Подобные теории могут включать наслаждение, удовлетворение, счастье как концепции заменил удовольствие. Выясняется главная проблема гедонизма из чего состоят удовольствие и боль. Являются событиями удовольствия, свойства, состояния или какой-то другой объект? II. Гедонистическая позиция может быть существенно уточнена.
III. Гедонист не ищет удовольствия постоянно — постоянное потакание аппетиту заставляет людей несчастен в долгосрочной перспективе.
IV. Джон Хосперс предлагает три контрпримера гедонизму.
Рекомендуемые источники Гедонизм: А обсуждение гедонизма из Стэнфорда Энциклопедия с некоторым акцентом на эгоизме и утилитаризме. Эндрю Мур. Гедонизм: обзор некоторых основных понятий гедонистической философии с кратким упоминанием Эпикур, Бентам, Милль и Фрейд из Википедии. | ||||||||||
| ||||||||||||
| Проблемы | Эгоистические теории | Хорошо | Этика долга | Утилитаризм | Права | | ||||||||||||
. |
Этический гедонизм / Полезные заметки
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/usefulnotes/ethicalhedonism
СледующийПерейти к
В душе он гедонист. Все эти посты, и бдения, и колья, и кресты — только фасад. Или только как пена на берегу моря. В море, в Его море есть удовольствие, и еще больше удовольствия. Он не делает из этого секрета; по правую руку от Него — наслаждения навеки».
— Баламут описывает «Врага» — Письма Баламута
Моральная философия принимает две основные формы (есть и другие, менее распространенные, такие как этика добродетели). Одна из них — мораль, которая оценивает действия на основании того, какие последствия они имеют. Это известно как телеология или консеквенциализм, а наиболее распространенной формой консеквенциализма является утилитаризм или этический гедонизм: вера в высшее благо и в то, что наилучший образ действий — это тот, который делает большинство людей благополучными и счастливыми, или эгоизм. , который считает действия, приносящие пользу себе, самыми праведными.
Другой основной формой является мораль, которая оценивает действия на основе принципов, лежащих в их основе. Это известно как деонтология. Примеры деонтологической этики включают принципы, согласно которым нельзя лгать, воровать или убивать, потому что это по своей сути аморально, что противоречит консеквенциалистской морали, которая в основе своей считает, что это нормально, а не аморально, если есть большая польза. Деонтология подчеркивает принципы и долг перед собой и другими, в то время как консеквенциализм, такой как утилитаризм, делает упор на то, чтобы люди, как сами, так и другие, были как можно более благополучными. Эпикуреизм — это философия, пропагандирующая этический гедонизм, зародившаяся в Древней Греции.
Образно говоря, этический гедонизм предназначен для счастья. Когда приходится принимать трудные решения, это «Потребности многих». Если пойти дальше, утилитаризм выражается в таких тропах, как «Тоталитарный утилитарный» и «Утопия оправдывает средства». Деонтология как троп выражается через «За великую справедливость», а некоторые легкие формы деонтологии связаны с «Золотым правилом» (делай/не делай другим то, что ты хотел бы/не хотел бы, чтобы другие делали тебе). Более мрачные и экстремальные формы деонтологии выражаются в таких тропах, как Принципы Фанатика. Персонажи, которые до крайности придерживаются любого морального принципа или преследуют его, могут быть Освобожденным, Рыцарем-тамплиером или Экстремистом с благими намерениями.
Максимизировать счастье, минимизировать страдания
Цель этического гедонизма — сделать всех как можно более счастливыми, но достичь полного счастья или счастья в каждом отдельном человеке нереально. Вместо этого он стремится создать как можно больше счастья для как можно большего числа людей. Это может включать в себя такие жертвы, как создание несчастья для «немногих» или создание разрушительных страданий как необходимого зла для большего блага, однако это не обязательно должно вести к «Утопии, оправдывающей средства»; он может остановиться в какой-то гораздо более ранней точке по скользящей шкале неизбежного и непростительного между «мухи не обидит» и тоталитарно-утилитарным.
Каким бы злым или деструктивным ни был человек, этический гедонист считает, что плохо, если этот человек несчастен или обижен, поскольку его счастье так же важно, как и чье-либо еще, а его страдания так же нежелательны, как и чьи-либо другие . Этический гедонист решил бы причинить вред человеку только в том случае, если это приведет к большему количеству добра или счастья для большего числа людей. Этический гедонист причинил бы вред Славному Парню по той же причине, хотя приятные люди гораздо реже становятся объектом вреда, потому что по своей природе они не намерены причинять людям вред.
Злоупотребление, насилие и другие нарушения или вредные преступления аморальны в этическом гедонизме не потому, что они плохи в принципе, как в деонтологической этике, а потому, что они приводят к страданию и печали. Во-первых, действия обычно порождают больше страданий и лишений счастья (для жертвы), чем создают счастья (для обидчика или обидчика). Во-вторых, если бы жестокое обращение было принято, люди были бы более напуганы и, следовательно, менее счастливы. Чтобы предотвратить, остановить или сдержать эти действия, этический гедонист может счесть оправданным нанесение вреда или иное лишение счастья ответственного лица, но не потому, что виновный виновен или заслуживает этого, и этический гедонист скорее найдет решение, которое не причинить боль или сделать несчастной любую из сторон.
Этический гедонист, как правило, не имеет ничего против лжи и обмана, если это делается так, чтобы не причинить вреда или страданий. Она скорее позволит своим павшим товарищам умереть счастливыми, чем позволит своей честности зайти слишком далеко. Конечно, в большинстве ситуаций этический гедонизм считает ложь и обман чем-то плохим, но не потому, что это плохо в принципе, а потому, что оно имеет тенденцию иметь непредвиденные плохие последствия. Когда кажется очевидным, что ложь не будет иметь таких плохих последствий, этический гедонист может даже счесть правду дурным поступком в этой ситуации. Это относится ко многим случаям, которые люди рассматривают как «ложь во спасение».
Стараться изо всех сил ради счастья — обязательная черта любого персонажа, который является этическим гедонистом, но не лицемерит и не является голливудским атеистом. Однако персонаж не должен быть философски склонен к счастью. Желание сделать мир лучше, распространяя или создавая счастье, может исходить из чего угодно, от простого сочувствия до религиозного поклонения божеству, которое соответствует этой концепции.
Темная сторона
Этический гедонист, стремящийся к счастью, обычно не пытается заставить людей быть «счастливыми», полностью лишить свободы воли или иным образом совершить грубые нарушения ради общего блага. Расширение этического гедонизма, которое далеко отодвигает его в область тоталитарного утилитаризма и делает персонажа экстремистом с благими намерениями.
Однако, при наличии достаточной Логики Безумного Тролля или просто отсутствия сочувствия, человеческого достоинства и духа, стоящего за принципом, ЛЮБОЙ принцип можно превратить во что-то гнусное, не нарушая его. Этический гедонизм не застрахован от этой тенденции, и его можно извратить, либо интерпретируя «счастье» таким образом, с которым не согласился бы человек, получающий «счастье», либо вынося этот принцип далеко за пределы здравого смысла для какого-то узколобого человека. крайний. Вот несколько таких примеров, когда этический гедонизм философски доводится до Логической Крайности:
- Мы должны максимизировать среднее счастье, что можно сделать, убивая всех, кто несчастен. (Это все равно, что убивать невысоких людей, чтобы увеличить средний рост населения, или убивать бедняков, чтобы увеличить средний уровень благосостояния). Или, если вокруг есть люди, которые получают от вещей гораздо больше счастья, чем другие, то мы должны во что бы то ни стало сделать их приоритетными и удовлетворить любую их прихоть, даже если это означает пренебрежение или избавление от всего остального. Это аргумент «утилитарного монстра».
- Мы должны максимизировать общее счастье, а так как даже голодающие способны на счастье, мы должны воспроизвести как можно больше. Даже если эти люди сейчас живут в нищете, потому что социальные системы не могут их поддерживать, даже если они несут только унцию счастья, это дополнительная унция счастья, которую получает мир.
- Распространенное возражение против негативного утилитаризма — принципа, согласно которому вместо максимизации счастья мы должны в первую очередь сосредоточиться на минимизации страданий — состоит в том, что все живые существа в той или иной степени страдают, поэтому мы должны просто избавить их от страданий с помощью «Убийства из милосердия» на универсальная шкала (это предполагает, что смерть совсем не плоха и не считается страданием — часто заявляется о прекращении существования в момент смерти). Это известно как аргумент «доброжелательного взрывателя мира», аргумент, поддерживаемый эфилизмом / промортализмом. примечание Efil — это Жизнь, написанная наоборот, что отражает отрицательную ценность философии по отношению к самой жизни. Что касается последнего, Промортализм — это вера, которая оценивает смерть как благо , поскольку убийство всех разумных существ положит конец всем текущим страданиям и предотвратит будущие страдания.
- В связи с вышеизложенным, мы должны стремиться предотвратить будущие рождения (и, следовательно, страдания), не убивая людей или животных, которые уже родились. Это называется антинатализм.
- Мы должны максимизировать среднее и/или общее счастье. Машина Lotus-Eater , примечание , или, как ее обычно называют в телесериале «Тропы», «машина опыта», делает всех счастливыми, даже максимально счастливыми. Поэтому всех надо поставить в одно сразу и навсегда.
В философии у большинства из них есть контраргументы, но в художественной литературе любая из этих версий может стать занимательным соломенным политическим тоталитарным утилитаристом.