Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность
Похожие презентации:
Деятельность. Сознание. Личность. Алексей Николаевич Леонтьев 1903–1979
Личность и сознание
Личность, ее структура и проявления
Алексей Алексеевич Леонтьев
Введение в психологию личности
Теории личности
Деятельность, как условие развития личности
Понятие о личности в психологии. Структура личности
А.Н. Леонтьев
Теории личности в отечественной психологии 20 века
1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность
Кочетова Александра, 21кРодился в семье мещан Леонтьевых. Окончив
Первое реальное училище, поступил на факультет
общественных наук МГУ, который окончил в 1923.
В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую
работу в Москве, в 1931-1935 гг. — в Харькове.
Среди коллег Леонтьева в этот период:
Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с
которым было выполнено несколько ранних
исследований. С 1925 года А. Н. Леонтьев работал
культурно-исторической теорией, конкретнее — над
проблемами культурного развития памяти. В 1936-1956 гг. — в Институте
психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны – начальник
экспериментального госпиталя восстановления движений под
Свердловском. С1950 г. — зав. кафедрой психологии, с 1966 г. – основывает
факультет психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии
(1950-1957 г.г.) и вице-президент (1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.
21 января 1979 года — умер в Москве.
Основные публикации:
•Развитие памяти., М., 1931
•Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.)
•Очерк развития психики. — М., 1947
•Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
•Умственное развитие ребенка. — М., 1950
•О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17.
•Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии,
1960, № 6, с. 23—38.
•Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.)
•Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971
•Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977
•Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3
•Проблемы развития психики. — М., 1981
•Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии:
проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.,1990 (соавт.).
Ключевые понятия:
Личность — не особое качество или взаимосвязь психических
процессов, она имеет иную природу: «проблема личности есть
проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей»; личность
есть иерархия мотивов.
Сознание – открывающаяся субъекту картина мира, в которую
включен и он сам, его действия и состояние.
Деятельность – система, имеющая строение, свои внутренние
живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять
ему свои жизненно необходимые потребности
Основу личности составляет то особое строение деятельности субъекта, которое
возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. По
А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы во все более расширяющейся для него
действительности. В начале это просто узкий круг непосредственно окружающих
его людей и предметов, чувственное их восприятие и усвоение известного о них,
усвоение их значения. Но далее перед ним открывается действительность, которая
лежит за пределами его практической деятельности и прямого общения:
развиваются границы познаваемого, представляемого или мира. Формирование
личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более
обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате,
как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их
иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности. На этом этапе,
продолжающимся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования
личности не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя
личности.
По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды: первый раз – в дошкольном
возрасте, второй раз – в подростковом.
В последнем случае имеется ввиду особая перестройка сознания.
Становление личности заключается в движении личностных смыслов: некоторые
занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними,
некоторые даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию.
А.Н.Леонтьев считал, что формирование личности представляет собой процесс
как предлагал А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то переход, знаменующий
собой рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего
последующего психического развития. Существуют многие явления, которые
отличают этот переход. Прежде всего перестройка сферы отношений к другим
людям, к обществу. Процесс развития личности всегда индивидуален и не повторим
В зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к
той или иной социальной сфере он протекает совершенно по-разному.
Основные идеи:
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Формирование личности — конкретный момент в развитии психики.
Два мотива – социальный и биологический стали обнаруживать
иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе
биологический.
Осознание личной иерархии мотивов, рефлексия того, что на самом
деле важно.
Личность формируется в деятельности, проявляется и развивается в ней.
Литература:
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975
English Русский Правила
Концепция структуры и развития личности по А.Н. Леонтьеву
Как объяснял этот феномен
А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно
вписано в систему двух разных
отношений ребенка к
Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».
В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта.
Заключение
В своих сравнительно
небольших текстах А.Н.
Список литературы
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4; № 5.
- Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность // Проблемы научного коммунизма. М., 1968, вып. 2.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр.
- Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций. Главный редактор А.П. Олейникова — «Прометей» МПГУ. 1998.
Социальное обеспечение в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья — Культурно-историческая психология — 2015. Том. 11, нет. 3
Культурно-историческая психология
2015. Том. 11, нет. 3, 120–134
doi:10.17759/chp.2015110311
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)
‘; для (var i = 0; i
1724
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы социальной поддержки лиц с инвалидностью и описывается ее роль в развитии и поддержании субъективного благополучия лиц, находящихся в ситуациях инвалидности. Особый внешний ресурс преодоления неблагоприятных условий развития, социальная поддержка смыкается в непрерывной связи с психологическими ресурсами личности. Одной из ее отличительных черт является то, что она предполагает деятельность субъекта, направленную на самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации. При недостатке телесных ресурсов человека (как это бывает в ситуациях физической инвалидности) закономерно возрастает роль макро- и микросоциальных ресурсов в поддержании его благополучия. Однако, когда и социальных, и телесных ресурсов недостаточно, именно личность человека оказывается в проломе. В исследовании, описанном в статье, изучалась взаимосвязь между микросоциальными ресурсами (поддержка семьи и друзей, удовлетворенность этой поддержкой) и психологическими ресурсами сопротивления и саморегуляции личности. Выборку составили 210 человек (48 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 162 здоровых человека). Результаты выявили определенные различия между подвыборками с низким и высоким уровнем социальной поддержки, которые позволяют предположить, что восприятие и оценки испытуемыми поддержки способствуют их психологическим ресурсам преодоления и саморегуляции, активизации и/или усилению существующего потенциала. их личностей.
Ключевые слова: социальная поддержка, инвалидность, субъективное благополучие, ресурсы личности
Рубрика журнала: Психология развития
Тип артикула: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110311
Для цитирования: Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Социальная поддержка в структуре личностных ресурсов инвалидов. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2015. Том. 11, нет. 3, стр. 120–134. DOI: 10.17759/гл.2015110311. (на рус., реферат на англ.)
Ссылки
- Александрова Л.А. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс]. ресурс]. Психологические Исследования: электрон. науч. журнал . [ Психологические исследования Psystudy.ru ], 2011. Т. 17, нет. 3. Доступно по адресу: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3_17/492_aleksandrova17.html (По состоянию на 01.05.2015). дои: 0421100116/0028. (на рус., реферат на англ.).
- Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования. Субъективная витальность как объект исследования. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики [ Психология. Журнал Высшего Школа экономики ], 2014. Вып. 11, нет. 1, стр. 133—163. (На русск., Абстр. на англ.).
- Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образования. инклюзивный процесс в образовании]. Сибирский педагогический журнал [ Сибирский педагогический журнал ], 2014, №1. 5, стр. 97—104.
- Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как Составляющая контроля личностного потенциала. потенциал личности]. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личный потенциал: структура и диагностика [ Потенциал личности: структура и оценка ]. Москва: Изд. Смысл, 2011. С. 330—359.
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Изд. Лань, 2003. 654 с.
- Гордеева Т.О. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегии: адаптация опросника COPE. стратегии: российская адаптация теста COPE. У Крюковой Т.Л. (ред.) Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сентября 2010 г.) [ Стресс и психология преодоления. Материалы международной научной конференции ]. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Вып. 2, стр. 195—197.
- Демин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Седых Б.Р. Психологическое Психологическое профилирование на рынке труда. Краснодар: Изд. Кубань. гос. университет, 2003. 154 с.
- Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… [Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский о]. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая Психология ], 2007, вып. 3, стр. 96—104. (на рус., реферат на англ.).
- Зинченко В.П. Наука о мысли. Часть 3. Наука о мышлении. Часть 3.]. Психологическая наука и образование [ Психологическая Наука и образование ], 2002, вып. 3, стр. 5—23. (на русск., реф. в англ.).
- Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса. объяснение стрессовой модели]. Психология. Журнал Высшей школы экономика [ Психология. Журнал Высшей школы экономики ], 2013. Том. 10, нет. 3, стр. 119—135.
- Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психического развития лица в исследованиях И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова Теоретические вопросы психического развития человека в исследованиях И.А. Соколинский и А.И. Мещеряков]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 1982, вып. 2, стр. 41—50.
- Красько М.Г. Социальная поддержка семьи в современных условиях: региональный аспект. Автореф. дисс. канд. социол. наук. [Социальные службы поддержка семьи в современных условиях: региональный аспект. кандидат социологических наук, 22.00.04) Дис. Екатеринбург, 2009. 21 с.
- Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровье: от среднего подхода к личному инвалиды: от средового к личностно ориентированному подходу. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая Психология ], 2012, №1. 1, стр. 83—91. (на рус., реферат на англ.).
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. контрольная работа]. Москва: Изд. Смысл, 1992. 18 с.
- Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструкций. стрессовые ситуации: к уточнению базовых конструктов. В Крюкова Т.Л. (ред.) Психология стресса и совладающего поведения в в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сентября 2010 г.) [ Стресс и психология преодоления. Международная научная конференция Труды ]. Кострома: Изд. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Т. 1. 2, с. 40—42.
- Леонтьев Д.А. Что дает психологическое понятие субэкта: субектность Что дает психологии понятие субъекта: деятельность как измерение личности]. Эпистемология и философия науки [ Эпистемология и философия науки ], 2010. Vol. 25, нет. 3, стр. 136—153.
- Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях. развитие личности в отягощенных условиях]. Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 20—22 июня 2011 г.). ж.) [Материалы Международной научно-практической конференции: Инклюзивное образование: методика, практика, технология ]. Москва, 2011, С. 69—70.
- Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях: тексты и ресурсы. условия]. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая психология ], 2014, № 3, с. 97—106. (на русск., Абстр. на англ.).
- Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Феномен саморефлексии в контексте проблема саморегуляции] [Электронный ресурс]. Психологические исследования: электрон. науч. журнал. [ Психологические исследования Psystudy.ru ], 2011. Том. 16, № 2. Доступен по адресу: http://psystudy.ru/index.php/rus/2011n2-16/476-leontiev-averina16e.html (По состоянию на 01.05.2015). дои: 0421100116/0012.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Изд. Смысл, 2006. 63 с.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. [Социально-психологическое значение толерантности к неоднозначности. кандидат психологических наук Тезис]. Санкт-Петербург, 1998. 20 р.
- Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. экстремальность]. Москва: Изд. ПАРФ, 2008.
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в Слепоглухие дети. Развитие психика в процессе формирования поведения. Москва: Изд. Педагогика, 1974. 328 стр.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4 издание. [Словарь русского язык: 80 000 слов и идиоматических выражений. М.: Изд. Азбуковник, 1999. 944 с.
- Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии школы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна. Русская версия шкалы толерантности Маклейна к неоднозначности. Психологическая диагностика [ Психологическая диагностика ], 2010, нет. 2, стр. 65—86.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух школа экспресс-оценки субъективного благополучия [Апробация Российского варианты двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия] [Электронный носитель]. Материалы Третьего Всероссийского социологического съезда [ Материалы Третьего Всероссийского съезда Социология ]. Москва: Институт социологии РАН, Российское общество. социологов, 2008. 1 диск.
- Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копингстратегии в структура деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE. активность и саморегуляция: психометрические свойства и применение возможности теста COPE]. Психология. Журнал Высшей школы экономика [ Психология. Журнал Высшей школы экономики ], 2013, Том. 10, нет. 1, стр. 82—118.
- Суворов А. В. Человекность как фактор саморазвития личности. Дисс. докт. психол. наук. Человечность как фактор саморазвития личности. Др. науч. (Психология) дисс.]. Москва: ПИ РАО, 1996. 57 с.
- Суворов А.В. Духовность как психическая способность и смысл жизни. 11 февраля — 6 апреля 2015 [Духовность как экстрасенсорная способность и Смысл жизни]. [Электронный ресурс]. Авторская страница Александра Суворова. Доступно по адресу: http:// tovievich.ru/news/6711-kolonka-aleksandra-suvorovaduhovnost-kak-psihicheskaya-sposobnost-i-smysl-zhizni.html (Дата обращения: 01.05.2015).
- Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия школы общеи шкала самоэффективности. Иностранная психология [ Зарубежная психология ], 1996, вып. 7, стр. 71—76.
- Браун К.В., Райан Р.М. Преимущества присутствия: осознанность и Его роль в психологическом благополучии. Журнал личности и общества Психология , 2003. Том. 84, нет. 4, стр. 822—848.
- Браун К.В., Райан Р. М. Воспитание здоровой саморегуляции изнутри и без: перспектива теории самоопределения. В Линли П.А. (ред.). Позитивная психология на практике . Лондон: Wiley, 2004, стр. 105–124.
- Карвер К.С., Шайер М.Ф., Вайнтрауб Дж.К. Оценка преодоления стратегии: теоретически обоснованный подход. Журнал Личности и Социальная психология , 1989. Том. 56, стр. 267—283.
- Коэн С., Готлиб Б., Андервуд Л. Социальные отношения и здоровье: проблемы измерения и вмешательства. Прогресс в разуме и теле медицина , 2001. Вып. 17, стр. 129—141.
- Крамбо Дж.С., Махолик Л.Т. Инструкции по Цели в жизненном тесте. Мюнстер (Индиана), 19 лет81.
- Динер Э. Оценка субъективного благополучия: прогресс и возможности. Исследование социальных показателей , 1994. Том. 31, нет. 2, с. 103—157.
- Хобфолл Ю.Е. Влияние культуры, сообщества и вложенного «я» в процессе стресса: развитие теории сохранения ресурсов. Применяемый Психология: международный обзор, 2001, стр. 327–421.
- Хобфолл С.Э., Лерман М. Прогнозирование получения социальной поддержки: A Продольное исследование реакции родителей на болезнь их ребенка. Здоровье Психология , 1989. Том. 8, нет. 1, стр. 61—77.
- Кеф С. Психосоциальная адаптация и значение социальной поддержки для подростков с ослабленным зрением. Журнал нарушений зрения и Слепота , 2002. Том. 96, стр. 22—37.
- Любомирский С., Леппер Х. Мера субъективного счастья: Предварительная надежность и проверка конструкции. Социальные индикаторы Research , 1999. Vol. 46, стр. 137—155.
- Маклейн Д.Л. MSTAT-I: новая мера индивидуальной толерантности за двусмысленность. Образовательные и психологические измерения , 1993. Том. 53, нет. 1, стр. 183—189.
- Перрин К.М., Макдермотт Р.Дж. Инструменты для измерения социальной поддержки и родственные конструкции у беременных подростков: обзор. Подростковый возраст , 1997 год. Том. 32, нет. 127, стр. 533—557.
- Райан Р.М., Фредерик С. Об энергии, личности и здоровье: субъективно жизненная сила как динамическое отражение благополучия. Журнал Личности , 1997. Том. 65, стр. 529—565.
- Сарасон И.Г., Левин Х.М., Башам Р.Б. и соавт. Оценка социальных поддержка: Анкета социальной поддержки. Журнал личности и общества Психология , 1983. Том. 44, стр. 127—139.
- Сарасон И.Г., Ширин Е.Н., Сарасон Б.Р., Пирс Г.Р. Краткая мера социальной поддержки: практические и теоретические последствия. Журнал социальных и Личные отношения , 1987. Vol. 4, стр. 497—510.
Дмитрия Александровича Леонтьева, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни Национального исследовательского Томского государственного университета, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук Школы психологии НИУ ВШЭ, Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.