Структура личности по леонтьеву: Теория личности А.Н. Леонтьева — Психологос

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность

Похожие презентации:

Деятельность. Сознание. Личность. Алексей Николаевич Леонтьев 1903–1979

Личность и сознание

Личность, ее структура и проявления

Алексей Алексеевич Леонтьев

Введение в психологию личности

Теории личности

Деятельность, как условие развития личности

Понятие о личности в психологии. Структура личности

А.Н. Леонтьев

Теории личности в отечественной психологии 20 века

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность

Кочетова Александра, 21к
Родился в семье мещан Леонтьевых. Окончив
Первое реальное училище, поступил на факультет
общественных наук МГУ, который окончил в 1923.
В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую
работу в Москве, в 1931-1935 гг. — в Харькове.
Среди коллег Леонтьева в этот период:
Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с
которым было выполнено несколько ранних
исследований. С 1925 года А. Н. Леонтьев работал
под руководством Выготского над
культурно-исторической теорией, конкретнее — над
проблемами культурного развития памяти. В 1936-1956 гг. — в Институте
психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны – начальник
экспериментального госпиталя восстановления движений под
Свердловском. С1950 г. — зав. кафедрой психологии, с 1966 г. – основывает
факультет психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии
(1950-1957 г.г.) и вице-президент (1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.
21 января 1979 года — умер в Москве.
Основные публикации:
•Развитие памяти., М., 1931
•Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.)
•Очерк развития психики. — М., 1947
•Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
•Умственное развитие ребенка. — М., 1950
•О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17.
•Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии,
1960, № 6, с. 23—38.
•Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.)
•Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971
•Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977
•Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3
•Проблемы развития психики. — М., 1981
•Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии:
проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.,1990 (соавт.).
Ключевые понятия:
Личность — не особое качество или взаимосвязь психических
процессов, она имеет иную природу: «проблема личности есть
проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей»; личность
есть иерархия мотивов.
Сознание – открывающаяся субъекту картина мира, в которую
включен и он сам, его действия и состояние.
Деятельность – система, имеющая строение, свои внутренние
переходы и превращения, свое развитие. Процесс взаимодействия
живого существа с окружающим миром, позволяющий удовлетворять
ему свои жизненно необходимые потребности
Основу личности составляет то особое строение деятельности субъекта, которое
возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром. По
А.Н. Леонтьеву, человек живет как бы во все более расширяющейся для него
действительности. В начале это просто узкий круг непосредственно окружающих
его людей и предметов, чувственное их восприятие и усвоение известного о них,
усвоение их значения. Но далее перед ним открывается действительность, которая
лежит за пределами его практической деятельности и прямого общения:
развиваются границы познаваемого, представляемого или мира. Формирование
личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более
обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате,
как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их
иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности. На этом этапе,
продолжающимся вплоть до подросткового возраста, процесс формирования
личности не заканчивается, он только подготавливает рождение сознающей себя
личности.
По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды: первый раз – в дошкольном
возрасте, второй раз – в подростковом.
В последнем случае имеется ввиду особая перестройка сознания.
Становление личности заключается в движении личностных смыслов: некоторые
занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними,
некоторые даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию.
А.Н.Леонтьев считал, что формирование личности представляет собой процесс
непрерывный, состоящий из ряда сменяющихся стадий. Но если взглянуть на него,
как предлагал А.Н.Леонтьев, с некоторого удаления, то переход, знаменующий
собой рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего
последующего психического развития. Существуют многие явления, которые
отличают этот переход. Прежде всего перестройка сферы отношений к другим
людям, к обществу. Процесс развития личности всегда индивидуален и не повторим
В зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к
той или иной социальной сфере он протекает совершенно по-разному.
Основные идеи:
Личностью не рождаются, личностью становятся.
Формирование личности — конкретный момент в развитии психики.
Два мотива – социальный и биологический стали обнаруживать
иерархическую зависимость, т.е. социальный мотив подчинил себе
биологический.
Осознание личной иерархии мотивов, рефлексия того, что на самом
деле важно.
Личность формируется в деятельности, проявляется и развивается в ней.
Литература:
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975

English     Русский Правила

Концепция структуры и развития личности по А.Н. Леонтьеву

Как объяснял этот феномен  А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение — отношение «ребенок — взрослый», второе — «ребенок — предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого).

Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или  менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими».

В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

Таким критерием может  быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта.

Заключение

 

 

В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный  каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников, с именами которых сейчас в первую очередь связывается отечественная психология личности. Наиболее заметный вклад в развитие этого направления работ за последние три десятилетия сделали А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Петровский, Е.В.Субботский.

 

 

 

Список литературы

  1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М., 1981.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4; № 5.
  3. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность // Проблемы научного коммунизма. М., 1968, вып. 2.
  4. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр.
    психол., 1989, № 3.
  5. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  6. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций. Главный редактор А.П. Олейникова — «Прометей» МПГУ. 1998.

Социальное обеспечение в структуре личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья — Культурно-историческая психология — 2015. Том. 11, нет. 3

Культурно-историческая психология
2015. Том. 11, нет. 3, 120–134
doi:10.17759/chp.2015110311
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (онлайн)

‘; для (var i = 0; i

1724

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы социальной поддержки лиц с инвалидностью и описывается ее роль в развитии и поддержании субъективного благополучия лиц, находящихся в ситуациях инвалидности. Особый внешний ресурс преодоления неблагоприятных условий развития, социальная поддержка смыкается в непрерывной связи с психологическими ресурсами личности. Одной из ее отличительных черт является то, что она предполагает деятельность субъекта, направленную на самостоятельное преодоление трудной жизненной ситуации. При недостатке телесных ресурсов человека (как это бывает в ситуациях физической инвалидности) закономерно возрастает роль макро- и микросоциальных ресурсов в поддержании его благополучия. Однако, когда и социальных, и телесных ресурсов недостаточно, именно личность человека оказывается в проломе. В исследовании, описанном в статье, изучалась взаимосвязь между микросоциальными ресурсами (поддержка семьи и друзей, удовлетворенность этой поддержкой) и психологическими ресурсами сопротивления и саморегуляции личности. Выборку составили 210 человек (48 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 162 здоровых человека). Результаты выявили определенные различия между подвыборками с низким и высоким уровнем социальной поддержки, которые позволяют предположить, что восприятие и оценки испытуемыми поддержки способствуют их психологическим ресурсам преодоления и саморегуляции, активизации и/или усилению существующего потенциала. их личностей.

Ключевые слова: социальная поддержка, инвалидность, субъективное благополучие, ресурсы личности

Рубрика журнала: Психология развития

Тип артикула: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2015110311

Для цитирования: Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Силантьева Т.А. Социальная поддержка в структуре личностных ресурсов инвалидов. Культурно-историческая психология = Культурно-историческая психология, 2015. Том. 11, нет. 3, стр. 120–134. DOI: 10.17759/гл.2015110311. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Александрова Л.А. Александрова Л.А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс]. ресурс]. Психологические Исследования: электрон. науч. журнал . [ Психологические исследования Psystudy.ru ], 2011. Т. 17, нет. 3. Доступно по адресу: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3_17/492_aleksandrova17.html (По состоянию на 01.05.2015). дои: 0421100116/0028. (на рус., реферат на англ.).
  2. Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования. Субъективная витальность как объект исследования. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики [ Психология. Журнал Высшего Школа экономики ], 2014. Вып. 11, нет. 1, стр. 133—163. (На русск., Абстр. на англ.).
  3. Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образования. инклюзивный процесс в образовании]. Сибирский педагогический журнал [ Сибирский педагогический журнал ], 2014, №1. 5, стр. 97—104.
  4. Васильев И.А., Митина О.В., Шапкин С.А. Контроль за действием как Составляющая контроля личностного потенциала. потенциал личности]. В Леонтьев Д.А. (ред.) Личный потенциал: структура и диагностика [ Потенциал личности: структура и оценка ]. Москва: Изд. Смысл, 2011. С. 330—359.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. Санкт-Петербург: Изд. Лань, 2003. 654 с.
  6. Гордеева Т.О. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегии: адаптация опросника COPE. стратегии: российская адаптация теста COPE. У Крюковой Т.Л. (ред.) Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сентября 2010 г.) [ Стресс и психология преодоления. Материалы международной научной конференции ]. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Вып. 2, стр. 195—197.
  7. Демин А.Н., Кожевникова Е.Ю., Седых А.Б., Седых Б.Р. Психологическое Психологическое профилирование на рынке труда. Краснодар: Изд. Кубань. гос. университет, 2003. 154 с.
  8. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… [Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский о]. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая Психология ], 2007, вып. 3, стр. 96—104. (на рус., реферат на англ.).
  9. Зинченко В.П. Наука о мысли. Часть 3. Наука о мышлении. Часть 3.]. Психологическая наука и образование [ Психологическая Наука и образование ], 2002, вып. 3, стр. 5—23. (на русск., реф. в англ.).
  10. Иванова Т.Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса. объяснение стрессовой модели]. Психология. Журнал Высшей школы экономика [ Психология. Журнал Высшей школы экономики ], 2013. Том. 10, нет. 3, стр. 119—135.
  11. Кондратов Р.Р. Теоретические вопросы психического развития лица в исследованиях И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова Теоретические вопросы психического развития человека в исследованиях И.А. Соколинский и А.И. Мещеряков]. Вопросы психологии [ Вопросы психологии ], 1982, вып. 2, стр. 41—50.
  12. Красько М.Г. Социальная поддержка семьи в современных условиях: региональный аспект. Автореф. дисс. канд. социол. наук. [Социальные службы поддержка семьи в современных условиях: региональный аспект. кандидат социологических наук, 22.00.04) Дис. Екатеринбург, 2009. 21 с.
  13. Лебедева А.А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровье: от среднего подхода к личному инвалиды: от средового к личностно ориентированному подходу. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая Психология ], 2012, №1. 1, стр. 83—91. (на рус., реферат на англ.).
  14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. контрольная работа]. Москва: Изд. Смысл, 1992. 18 с.
  15. Леонтьев Д.А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструкций. стрессовые ситуации: к уточнению базовых конструктов. В Крюкова Т.Л. (ред.) Психология стресса и совладающего поведения в в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции (Кострома, 23—25 сентября 2010 г.) [ Стресс и психология преодоления. Международная научная конференция Труды ]. Кострома: Изд. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. Т. 1. 2, с. 40—42.
  16. Леонтьев Д.А. Что дает психологическое понятие субэкта: субектность Что дает психологии понятие субъекта: деятельность как измерение личности]. Эпистемология и философия науки [ Эпистемология и философия науки ], 2010. Vol. 25, нет. 3, стр. 136—153.
  17. Леонтьев Д.А. Факторы и психологические механизмы развития личности в затрудненных условиях. развитие личности в отягощенных условиях]. Инклюзивное образование: методология, практика, технология. Материалы международной научно-практической конференции (Москва, 20—22 июня 2011 г.). ж.) [Материалы Международной научно-практической конференции: Инклюзивное образование: методика, практика, технология ]. Москва, 2011, С. 69—70.
  18. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях: тексты и ресурсы. условия]. Культурно-историческая психология [ Культурно-историческая психология ], 2014, № 3, с. 97—106. (на русск., Абстр. на англ.).
  19. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Феномен саморефлексии в контексте проблема саморегуляции] [Электронный ресурс]. Психологические исследования: электрон. науч. журнал. [ Психологические исследования Psystudy.ru ], 2011. Том. 16, № 2. Доступен по адресу: http://psystudy.ru/index.php/rus/2011n2-16/476-leontiev-averina16e.html (По состоянию на 01.05.2015). дои: 0421100116/0012.
  20. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Изд. Смысл, 2006. 63 с.
  21.  Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. [Социально-психологическое значение толерантности к неоднозначности. кандидат психологических наук Тезис]. Санкт-Петербург, 1998. 20 р.
  22.  Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности. экстремальность]. Москва: Изд. ПАРФ, 2008.
  23. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в Слепоглухие дети. Развитие психика в процессе формирования поведения. Москва: Изд. Педагогика, 1974. 328 стр.
  24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4 издание. [Словарь русского язык: 80 000 слов и идиоматических выражений. М.: Изд. Азбуковник, 1999. 944 с.
  25. Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии школы общей толерантности к неопределенности Д. Маклейна. Русская версия шкалы толерантности Маклейна к неоднозначности. Психологическая диагностика [ Психологическая диагностика ], 2010, нет. 2, стр. 65—86.
  26. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух школа экспресс-оценки субъективного благополучия [Апробация Российского варианты двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия] [Электронный носитель]. Материалы Третьего Всероссийского социологического съезда [ Материалы Третьего Всероссийского съезда Социология ]. Москва: Институт социологии РАН, Российское общество. социологов, 2008. 1 диск.
  27. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копингстратегии в структура деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE. активность и саморегуляция: психометрические свойства и применение возможности теста COPE]. Психология. Журнал Высшей школы экономика [ Психология. Журнал Высшей школы экономики ], 2013, Том. 10, нет. 1, стр. 82—118.
  28.  Суворов А. В. Человекность как фактор саморазвития личности. Дисс. докт. психол. наук. Человечность как фактор саморазвития личности. Др. науч. (Психология) дисс.]. Москва: ПИ РАО, 1996. 57 с.
  29.  Суворов А.В. Духовность как психическая способность и смысл жизни. 11 февраля — 6 апреля 2015 [Духовность как экстрасенсорная способность и Смысл жизни]. [Электронный ресурс]. Авторская страница Александра Суворова. Доступно по адресу: http:// tovievich.ru/news/6711-kolonka-aleksandra-suvorovaduhovnost-kak-psihicheskaya-sposobnost-i-smysl-zhizni.html (Дата обращения: 01.05.2015).
  30. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия школы общеи шкала самоэффективности. Иностранная психология [ Зарубежная психология ], 1996, вып. 7, стр. 71—76.
  31. Браун К.В., Райан Р.М. Преимущества присутствия: осознанность и Его роль в психологическом благополучии. Журнал личности и общества Психология , 2003. Том. 84, нет. 4, стр. 822—848.
  32. Браун К.В., Райан Р. М. Воспитание здоровой саморегуляции изнутри и без: перспектива теории самоопределения. В Линли П.А. (ред.). Позитивная психология на практике . Лондон: Wiley, 2004, стр. 105–124.
  33. Карвер К.С., Шайер М.Ф., Вайнтрауб Дж.К. Оценка преодоления стратегии: теоретически обоснованный подход. Журнал Личности и Социальная психология , 1989. Том. 56, стр. 267—283.
  34.  Коэн С., Готлиб Б., Андервуд Л. Социальные отношения и здоровье: проблемы измерения и вмешательства. Прогресс в разуме и теле медицина , 2001. Вып. 17, стр. 129—141.
  35. Крамбо Дж.С., Махолик Л.Т. Инструкции по Цели в жизненном тесте. Мюнстер (Индиана), 19 лет81.
  36.  Динер Э. Оценка субъективного благополучия: прогресс и возможности. Исследование социальных показателей , 1994. Том. 31, нет. 2, с. 103—157.
  37. Хобфолл Ю.Е. Влияние культуры, сообщества и вложенного «я» в процессе стресса: развитие теории сохранения ресурсов. Применяемый Психология: международный обзор, 2001, стр. 327–421.
  38. Хобфолл С.Э., Лерман М. Прогнозирование получения социальной поддержки: A Продольное исследование реакции родителей на болезнь их ребенка. Здоровье Психология , 1989. Том. 8, нет. 1, стр. 61—77.
  39. Кеф С. Психосоциальная адаптация и значение социальной поддержки для подростков с ослабленным зрением. Журнал нарушений зрения и Слепота , 2002. Том. 96, стр. 22—37.
  40. Любомирский С., Леппер Х. Мера субъективного счастья: Предварительная надежность и проверка конструкции. Социальные индикаторы Research , 1999. Vol. 46, стр. 137—155.
  41. Маклейн Д.Л. MSTAT-I: новая мера индивидуальной толерантности за двусмысленность. Образовательные и психологические измерения , 1993. Том. 53, нет. 1, стр. 183—189.
  42. Перрин К.М., Макдермотт Р.Дж. Инструменты для измерения социальной поддержки и родственные конструкции у беременных подростков: обзор. Подростковый возраст , 1997 год. Том. 32, нет. 127, стр. 533—557.
  43. Райан Р.М., Фредерик С. Об энергии, личности и здоровье: субъективно жизненная сила как динамическое отражение благополучия. Журнал Личности , 1997. Том. 65, стр. 529—565.
  44.  Сарасон И.Г., Левин Х.М., Башам Р.Б. и соавт. Оценка социальных поддержка: Анкета социальной поддержки. Журнал личности и общества Психология , 1983. Том. 44, стр. 127—139.
  45. Сарасон И.Г., Ширин Е.Н., Сарасон Б.Р., Пирс Г.Р. Краткая мера социальной поддержки: практические и теоретические последствия. Журнал социальных и Личные отношения , 1987. Vol. 4, стр. 497—510.

Дмитрия Александровича Леонтьева, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни Национального исследовательского Томского государственного университета, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации; профессор факультета социальных наук Школы психологии НИУ ВШЭ, Москва, Томск, Россия, ORCID: https://orcid.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts