ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Общая психология
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Первушина Ольга Николаевна
Содержание
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов.
Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.
Исследование представлений сталкивается с рядом трудностей.
Во-первых, эти трудности связаны с отсутствием наличного, непосредственно действующего объекта-раздражителя, с которым можно было бы сравнить содержание представления. Во-вторых, из-за отсутствия непосредственного воздействия представляемого объекта само представление является трудно поддающейся фиксированию «летучей структурой».
Характеристики представлений
Панорамность – выход за пределы перцептивного поля. См.: Шемякин Ф. Н. Ориентация в пространстве. //Психол. наука в СССР. – Т. I, М., 1959.
Взаимообособление фигуры от фона. См.: Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966, гл. 4.
Выпадение абсолютных величин (несохранение числа однородных элементов; нарушение воспроизведения абсолютных размеров). См.: Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: Автореф. докт. дисс. – Л., 1968.
Преобразование геометрической формы в топологическую схему; схематизация образа. См.:
Бернштейн Н. А. Топология и метрика движений. //Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966;
Ломов Б. Ф. Человек и техника. – М.: Сов. радио, 1966.
Превращение последовательного образа в одновременную структуру. См.:
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. – М., 1970;
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947.
Сдвиги в воспроизведении длительности. Это свойство обобщено С. Л. Рубинштейном в виде эмпирического закона заполненного временного отрезка. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени. См.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. С. 218.
Большая прочность сохранения образа временной последовательности по сравнению с временной длительностью.
В зрительных представлениях происходят сдвиги образа в сторону основных цветов спектра; отдельные конкретные оттенки выпадают.
Вторичные образы являются менее яркими, более бледными по сравнению с первичными образами. На это свойство представлений указывал еще Г. Эббингауз. См.: Эббингауз Г. Основы психологии. – Спб., 1890.
Неустойчивость представлений, хорошо известная каждому по собственному опыту. Она выражается в колеблемости, текучести вторичных образов. Можно назвать это свойство дефицитом константности представлений.
Фрагментарность представлений – непредставленность отдельных сторон, черт, частей предмета, образ которого дан в представлении (выражение дефицита целостности по сравнению с образами восприятия).
Обобщенность представлений имеет свою специфику – это обобщенность не только единичного предмета, но и класса или категории аналогичных предметов.
Литература:
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т. I, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295.
Представление о себе
Представление о себе УспехВаш успех может быть в том, что вы никогда не достигаете успеха, но это успех, потому что он основан на вашем представлении о самом себе, а вы отстаиваете свое представление о самом себе и в этом всегда достигаете успеха. Весь вопрос в том, каково
МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Покажется странным, но Воля в качестве компонента психологическим систем встречается достаточно редко, хотя ни один психолог не брался и не возьмется отрицать ее значения для психики человека. Обьяснение этого феномена, думаю, следует искать
Представление начинается!
Представление начинается! Атакуя жертву, преступник использует весь свой арсенал психологических уловок. Постепенно «клиент», который в начале операции контролировал ситуацию, теряет доминирующее положение. Мошенник начинает брать верх над жертвой, кем бы она не
Представление и предъявление
Представление и предъявление Занятые люди, увы, крайне редко пользуются возможностью «остановиться и понюхать розы». Останавливаться для чтения рекламных объявлений им тем более некогда. Но даже если бы в течение целого дня или даже месяца вы были бы предельно
Представление книги
Представление книги Настоящая книга была задумана как попытка в максимальной степени удовлетворить любознательность студентов независимо от того, какой области знаний, связанной с человеком, они собираются себя посвятить: научным исследованиям, клинической медицине,
Понятие и представление
Понятие и представление Понятие и связано с многообразными взаимопереходами с представлением, и вместе с тем существенно отлично от него.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТМЕНЯЕТСЯ Работая над этой книгой, весь редакционно-издательский отдел словно укололся веретеном Спящей Красавицы: и переводчик, и редактор, и корректор поминали приятный туман в голове, исчезновение чувства времени – в общем, самый настоящий транс. Так
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ Представление – это процесс воспроизведения прошлых образов. Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное
3. Представление о сне в Малайзии
3. Представление о сне в Малайзии Килтон Стюарт Если бы вы услышали однажды, что в Гулангре — одинокой горной вершине в Центральной горной цепи на Малайском полуострове — около сотни лет назад приземлился летательный аппарат с другой планеты, вам бы непременно
Его представление о верности
Его представление о верности Мужское представление о верности сложнее, поскольку оно основано не только на сексе. Для мужчины это понятие включает эмоциональную и финансовую верность, даже если сам он не пользуется этими терминами и не трактует верность таким образом. С
Представление
Представление Представление во многом сходно с похвальным словом, потому что гостя (оратора) принято характеризовать как интересного, симпатичного, знающего человека. Официально представляя кого-либо аудитории, ведущему необходимо соблюдать определенные
Представление
Представление Как правило, кто-то представляет вас до вашего выхода на сцену. И это не просто традиция. Если вас правильно представят, во время доклада вы будете чувствовать себя гораздо свободнее и получите больше положительных эмоций. Представление решает две основные
2.5.10. Представление под руководством
2.5.10. Представление под руководством Во многом аналогично визуализации. Однако должен быть руководитель (или голос на плёнке), направляющий вас посредством описаний. Как и при визуализации, более подходит тут не астральная, а ментальная проекция (? —
Изучение представлений
Представление как психический процесс занимает особое место среди других познавательных процессов. Л. М. Веккер — известный теоретик в области психических процессов — предлагал считать представления вторичными образами. Экспериментально-психологическое исследование этих самых вторичных образов, вопреки его теоретической и прикладной актуальности, несоизмеримо отстаёт от изучения первичных, сенсорно-перцептивных образов.
Разные теоретические школы позволяют по-разному интерпретировать тот или иной фактический материал в области представлений. Мало такого эмпирического материала, который признавался бы всеми исследователями. Имеющиеся данные чрезвычайно фрагментарны и разрозненны.
Исследования представлений являются актуальной и вместе с тем так и не решённой полностью проблемой. Есть такие, например, темы, к которым в экспериментальной психологии так и не было подобрано своего ключика: скажем, проблема исследование процессов формирования представлений человека о самом себе.
Представления это такой психический познавательный процесс, который является опосредующим звеном между первосигнальными психическими процессами, организованными в форму образов различных видов, и второсигнальными мыслительными (речемыслительными) психическими процессами. Последние составляют уже сугубо человеческий уровень отражения психической информации.
У представлений выделяют такую характеристику, как обобщённость, которая является «сквозным» параметром всех психических процессов. Исследование обобщённости представлений привело к вопросу о необходимости взаимосвязи восприятия и памяти. Обобщённость образа выражает отнесённость отображаемого в нём объекта к определённому классу, а класс при этом не может быть содержанием актуального, т, е. в данный момент совершающегося отражения.
Поэтому обязательным посредствующим звеном выступает включённость апперцепции, т. е. образов, сформированных в прошлом опыте и воплощённых в тех извлекаемых из памяти эталонах, с которыми сличается каждый актуальный перцепт. Такие эталоны и есть представления, аккумулирующие в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится «портрет класса объектов». Тем самым обеспечивается возможность перехода от перцептивно-образного к понятийно-логическому отображению структуры класса предметов, однородных по какой-либо совокупности своих признаков.
Представление может рассматриваться как звено между восприятием и памятью. Вторичные образы (представления) соединяют восприятие с мышлением. Однако эта связка мало исследуется психологами-экспериментаторами. Причины:
— в экспериментах нельзя «пощупать» наличный, непосредственный объект-раздражитель представления,
— представление очень «летучая», то есть неустойчивая структура,
— сложности с описанием основных эмпирических характеристик представлений,
— сложности с формулировкой гипотез, описывающих предполагаемые закономерности.
Литература
Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х тт. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.
См. также
Представление
- Ассоциации представлений
- Виды представлений
- Индивидуальные особенности представления
- Основные характеристики представления
- Пространственные представления
- Функции представления
Microsoft Word — JTSB.
docx%PDF-1.4 % 1 0 объект > эндообъект 6 0 объект /Заголовок /Предмет /Автор /Режиссер /Ключевые слова /CreationDate (D:20230127160424-00’00’) /AAPL#3AКлючевые слова [] /ModDate (D:20160826152426+02’00’) >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > эндообъект 5 0 объект > транслировать 2016-07-11T12:06:07ZWord2016-08-26T15:24:26+02:002016-08-26T15:24:26+02:00Mac OS X 10.10.5 Quartz PDFContextapplication/pdf
a Связь между языком и сознанием
Серл о репрезентации: связь между языком и сознаниемСерл о репрезентации: связь между языком и сознанием
Ранджан К. Панда, Мумбаи, Индия
Abstract
В этой статье мы предлагаем исследовать природу репрезентации, которую обсуждал Джон Сёрл. Репрезентация интенциональна и имеет два аспекта: ментальный и лингвистический. Натуралисты отстаивают первенство ментальной репрезентации. Серл, хотя и выступает за то, чтобы лингвистическая репрезентация производилась от ментальной репрезентации, тем не менее он отличается от других натуралистов, таких как Хомский и Фодор, которые придерживаются мнения, что ментальная репрезентация носит синтаксический характер и может быть каузально сведена к нейронным процессам мозга. Серл оспаривает этот редукционизм и утверждает, что содержание репрезентации является семантическим, а не синтаксическим. Усилие здесь состоит в том, чтобы выделить семантическое представление и показать, как человеческая жизнь ориентирована на язык.
СОДЕРЖАНИЕ
- I
- II
- III
- IV
- Литература
I
Центральная концепция философии Searle of Language and Mind является интенциональностью. По его словам, «интенциональность — это то свойство ментальных состояний и событий, посредством которого они направляются на или относительно объекта или положения дел в мире» (Searle 1983: 1). Интенциональность — это неотъемлемая черта ума или сознания. Интенциональное представление раскрывает направленность ментальных состояний. Не все ментальные состояния являются репрезентативными. Например, в случае внезапного чувства радости и страха они не относятся ни к чему, кроме самих себя, тогда как вера, желание и намерение являются подлинными интенциональными состояниями. Они представляют что-то о мире. Интенциональные психические состояния выражаются в языке. Всякий раз, когда, скажем, я произношу фразу, что «на улице идет дождь». Это высказывание представляет факт как интенциональное состояние веры. Действие, которое я совершаю (иллокутивный акт), включает в себя интенциональное состояние значения. Интенциональность присутствует в уме и представлена в лингвистическом акте констатации факта, что «на улице идет дождь» 9. 0005
Представление в состоянии мысли можно назвать ментальным представлением, тогда как в состоянии выражения или сообщения мысли его можно назвать языковым представлением. Эти два уровня репрезентации изоморфны по структуре с одинаковым репрезентативным содержанием.
- [Интенциональное состояние (интенциональное содержание)]→Репрезентация →объект и положение дел в мире
- [Речевые акты (Пропозициональное содержание)]→Репрезентация→ Объекты и положение дел в мире
Логическая связь между двумя структурами представления показывает перетекание интенционального содержания ментального представления в пропозициональное содержание и иллокутивную силу языкового представления (речевых актов). Подчеркивая непрерывность содержания, Серл пишет: «Если я прав, думая, что интенциональные состояния состоят из репрезентативных содержаний в различных психологических модусах, то будет по меньшей мере заблуждением, если не просто ошибкой, сказать, что убеждение, например, двухчленное отношение между говорящим и предложением. Следует сказать, что скорее суждение является не объектом утверждения или убеждения, а скорее его содержанием» (Searle 19).83:18). Содержание есть сущность интенциональных состояний, скрыто от сознательных мыслительных процессов, пока не раскрывается в выражении. Более того, в выражении обнаруживается и психологический способ и состояние удовлетворения в самом акте изображения. Они логически соотносятся друг с другом. Для Серла содержание реализуется в своем проявлении языковой репрезентации, но не тождественно ему. Скорее, содержание есть интенциональное свойство психических состояний, которое, по сути, воплощает в себе интенциональность.
Репрезентация, общая для мысли и выражения, показывает, что содержание является ментальным, а также выражается в языке. Лингвистическая репрезентация содержания не делает интенциональность лингвистической. Скорее, язык развился из более базовых и сложных интенциональных состояний, чтобы представлять объект или положения дел. Структурное сходство между речевым актом и интенциональными состояниями важно по двум причинам. Во-первых, это позволяет избежать одного из недоразумений, что философия сознания является ветвью философии языка. Во-вторых, это помогает в объяснении различных форм интенциональности.
Натуралистический подход Серла показывает, что интенциональность и язык развиваются в ходе эволюционного процесса лингвистической репрезентации, когда связываемое нами значение возникает позже, чем развитие ментальных состояний или интенциональности как таковой (Searle 1983: 160). В связи с этим языковая деятельность человека может быть эксплицирована посредством интенциональности. Содержание речевого акта или языковых выражений выводится из интенционального содержания психических состояний или мыслей. Тем не менее натуралистическое обоснование ментального вытекает из тезиса о том, что «психические состояния вызываются работой мозга и реализуются в структуре мозга» (Searle 19).83: 265). В связи с этим возникает вопрос о представлении и его причинно-следственной связи с нейрофизиологией мозга.
II
Натуралистический подход, отстаиваемый Ноамом Хомским и Джерри Фодором, поддерживает причинно-следственную связь между разумом и языком. Определяя роль языка, Хомский пишет: «Язык служит инструментом для свободного выражения мысли, неограниченным по объему, не контролируемым условиями стимула, хотя и подходящим для ситуаций, доступным для использования в любых непредвиденных обстоятельствах, которые может понять наш мыслительный процесс» (Хомский 19).80: 222). Этот «творческий аспект» использования языка является специфическим биологическим свойством человека, предназначенным для овладения языком. Овладение языком объясняет две вещи: во-первых, врожденные способности организма и, во-вторых, постоянное взаимодействие с языковым сообществом. Хомский определяет врожденность языка, ссылаясь на свое понятие «генеративной грамматики».
Генеративная грамматика работает на двух уровнях: поверхностной структуры и глубинной структуры. Поверхностная структура связана с языковым представлением, тогда как глубокая структура относится к регулированию и грамматическим преобразованиям. Функция грамматической трансформации в глубинной структуре помогает как языковому опыту, так и человеческому интеллекту. Он имеет некоторые специфические свойства, такие как фонологические правила, принципы упорядочения правил и т. д., которые коррелируют с глубинной структурой.
Хомский связывает глубинную структуру языка с психическими состояниями. Психические состояния лингвистически идентифицируются только тем, что характеризуются синтаксисом, причинно связанным с нервными состояниями мозга. Таким образом, нет разделения между языком, разумом и мозговыми процессами. Согласно Хомскому, «мы понимаем разум как систему «ментальных органов», в том числе языковую способность, каждый из этих органов имеет специфическую структуру и функцию, определяемые общими чертами, очерченными нашим генетическим даром, взаимодействуя способами, которые также в значительной степени биологически детерминированы, чтобы обеспечить основу нашей психической жизни» (Хомский 19).80: 241). Формулировка языка или возникновение языковых состояний зависит от функции различных специфических аспектов психического организма.
Концепция ментальной репрезентации Джерри Фодора приближается к концепции порождающей грамматики Хомского. Ментальные представления, по Фодору, имеют две основные задачи: во-первых, они должны определять интенциональное содержание ментальных состояний, а во-вторых, символическая структура ментальных состояний должна определять функции ментального процесса. Спецификация интенционального содержания ментальных состояний описывает его отношение, существующее между пропозициональными установками и интенциональным содержанием. Теперь возникает вопрос, как интенциональное семантическое содержание пропозициональных установок инкорпорируется в психическое состояние или в сеть психических состояний? Для Фодора психические состояния — это символические нейронные состояния, которые синтаксически охарактеризованы. Семантика не подрывается в схеме Фодора, скорее сама функция мозгового организма и характеристика синтаксических психических состояний таковы, что он имеет специфический механизм, который преобразует ментальную репрезентацию, не затрагивая содержания пропозициональной установки. Этот процесс осуществляется как язык или язык мысли (Фодор 19). 81: 200).
Язык мысли представляет собой формулу, имеющую только синтаксическую структуру, предназначенную для оценки семантических свойств представления. Далее он заявляет, что «язык мысли хочет интерпретировать пропозициональные маркеры отношения как отношение к маркерам символов. (Токен рассматриваемого символа является нейронным объектом). Теперь символы имеют преднамеренное содержание, а токены являются физическими во всех известных случаях. А квазифизические символы-символы — это то, что нужно для демонстрации каузальных ролей. Язык мысли утверждает, что ментальные состояния — а не только их пропозициональные объекты — обычно конституируют структуру» (Фодор 19).87: 135-136). Причинные связи между когнитивными состояниями являются фундаментальными, поскольку они определяют содержание пропозициональных установок.
Таким образом, понятие ментальной репрезентации Фодора не только пытается связать разум с миром посредством языка мысли, но также использует его для «оценки семантического содержания». И Хомский, и Фодор твердо придерживаются мнения, что обработка речи или обработка мыслей — это познавательная деятельность, но не сознательная деятельность. Мы не знаем, как qua язык и генеративный синтаксис функционируют в мозгу. Это физическая активность более высокого порядка сложных нервных структур мозгового организма. Полное объяснение нейрофизиологии мозга объяснит возникновение языковой структуры, составляющей сущность языка. Он не только исключает роль сознания в мыслительном процессе, но и отбрасывает другие семантические черты, такие как интенциональность как неотъемлемое свойство языка.
III
Сирлинское понятие ментальной репрезентации отвергает примат синтаксиса. Показывая значение синтаксиса и семантики, Серл пишет: «Аргумент китайской комнаты показал, что семантика не является неотъемлемой частью синтаксиса. Теперь я подчеркиваю отдельное и иное положение о том, что синтаксис не присущ физике» (Searle 1992: 210). Ментальные представления не похожи на вычислительные состояния в компьютере; скорее они связаны с мышлением, опытом, чувством и пониманием. При обработке данных компьютер не понимает когнитивных состояний, потому что ему не хватает семантического содержания, необходимого для понимания. Подчеркивая семантический аспект репрезентации, он пишет: «…порождающим компонентом лингвистической теории является не синтаксис… а семантика… грамматика начинается с описания значения предложения, а затем порождает синтаксические структуры посредством введения синтаксических правил и индексальных правила» (Серл 1994: 19). Синтаксис в вычислительном процессе «относительен наблюдателю». И наблюдатель может интерпретировать символы с помощью синтаксиса и семантики (Searle 1992: 223). Таким образом, в сирлинской натуралистической структуре нет каузальной редукции символов к нейронным состояниям и процессам. Хотя Серл считает, что токены-символы всегда являются физическими токенами, тем не менее они не определяются с точки зрения физических характеристик (Searle 1992: 225).
Более того, интенциональность содержания как неотъемлемая черта репрезентации выявляет совместимые отношения между {разумом и языком [интенциональное содержание]} → [мир] и наоборот. Эта логическая совместимость раскрывает два существенных компонента интенциональных состояний, называемых пропозициональным содержанием и психологическим модусом. Всякий раз, когда кто-то что-то репрезентирует, он также ожидает, что положение дел изменится в соответствии с репрезентацией веры. Это показывает направленность интенционального содержания от ума к миру. И если изменения происходят в пользу их веры, тогда направленность мир-к-разуму. Таким образом, интенциональные отношения между разумом и миром становятся более конкретными благодаря интенциональному содержанию.
IV
Содержание представления раскрывается в одновременно работающих различных модусах интенциональности, таких как видение, переживание, убеждение, желание, надежда и т. д. Они логически связаны друг с другом и присущи сознанию. Когда я хочу добиться большего в игре, я должен верить в себя, в свою игру, я должен хотеть изучить различные тактики, чтобы преуспеть и, наконец, не повторять ошибок и т. д. Это крошечное выражение включает в себя так много интенциональных состояний. Их соотношение основано на интенциональности и переживании различных уровней интенциональности. Интенциональность, работающая как сознательный способ репрезентации, связана с опытом содержания репрезентации, а не с объектом репрезентации (Searle 19).83:18).
Содержание не является объектом наблюдения, а переживается в интенциональном режиме сознания. Когда я вижу цветок, мое переживание цветка раскрывается передо мной, когда я осознаю содержание объекта восприятия; содержание формируется в зрительном опыте. Сам акт переживания и реализации есть не только сознательная деятельность, но и языковая деятельность. Языковая деятельность основана на интенциональном содержании. Интенциональное содержание присуще сознанию и тем самым раскрывает понятие бытия как языковоцентрично-сознательного бытия. Серл говорит: «Главное в людях то, что язык дает им возможность представлять» (Searle 2008: 35). Сущность языковоцентричности раскрывается в свойстве бытия выразительности. Они могут манипулировать своим выражением лица.
Выразимость делает бытие прозрачным, выражая внутренние психические состояния. Таким образом, Сирл отходит от картезианской традиции внутреннего мира (Mohanty 1985:131). Присущая языку человеческому существу или человеческой жизни обнаруживает автономию человеческого существования по отношению к миру. Языковое существо имеет два важных измерения: вербальное и синтаксическое. Как показывает Прадхан; «Жизнь, рассматриваемая эмпирически, есть позиционное состояние человеческого существования, она обусловлена, ограничена, конечна. Он имеет вербальное измерение и тщательно структурирован правилами символической организации. Тем не менее, у него есть измерение данности, которое не диктуется априорным логическим механизмом» (Pradhan 19).93: 42-43). Вербальное измерение сознательного бытия означает необходимую связь между сознанием, языком и миром. Эта связь устанавливается не благодаря присущему существу сознанию, а благодаря присущей ему языковой особенности. Это связано с тем, что интенциональное содержание присутствует в самом акте выражения и реализации. И это также распространяется на область функциональной области языка. То есть язык в отношении осуществления смысла и истины встроен в языковые игры и формы жизни.
Таким образом, репрезентативная черта интенциональности не сводится каузально к биологическому происхождению, а скорее сохраняет свою функциональную автономию в сфере сети ментальных состояний. Таким образом, ментальные состояния биологически предшествуют их лингвистической репрезентации, то есть репрезентативные состояния являются продолжением лингвистического аналога. Семантические правила и социокультурный фон конструируют значение репрезентации. Что касается языковой деятельности, то семантические правила определяют саму функцию перформативных выражений. Принимая во внимание, что использование языка в целом встроено в социокультурный фон человека. И «репрезентация как институционального факта потребует языка» (Searle 2008). Интенциональность работает на обоих уровнях, связывая конститутивные и регулятивные признаки речевых актов и формируя, а также развивая социокультурные этикеты. В этом отношении интенциональность помогает в объяснении различных уровней отношений от биологического к ментальному и от ментального к социальному.
Литература
Хомский, Ноам 1980 Правила и представления, Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
Фодор, Джерри 1981 Представления: Философские основы когнитивной науки, Массачусетс: MIT Press.
Фодор, Джерри 1987 Психосемантика: проблема значения в философии разума, Массачусетс: MIT Press.
Моханти, Дж. Н. 1985 Возможность трансцендентальной феноменологии, Гаага: Мартинус Нейхоф.
Прадхан, Р. К. 1993 «Жизнь, воля и мир: некоторые размышления о записных книжках 1914–1916 гг.», Журнал Индийского совета философских исследований, Vol. XI.
Сирл, Джон Р. 1983 Интенциональность: эссе по философии языка, Кембридж: Издательство Кембриджского университета.