Структура социальной группы в социальной психологии: Социально психологическая структура группы

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социальные группы: основные характеристики

Ключевые слова: деятельность, идентификация, отождествление, группа, ПО, команда, функция, AND, обмен информацией, однородность, подразделения, чередование, страта, отношение, автор, конфигурация, очередь, член группы, информация, шаблон, значение, сеть, определение, анализ, таблица, матрица, операции, значимость, место, Личность, класс, поле, объект, права, контроль, опыт

7.1. Группа как объект социально-психологического анализа

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т.д. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако следует отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Так, несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями какого-либо дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию — соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту-другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Однако если эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда данное соединение лиц станет на короткое время группой. Таким образом, для того чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматургических произведениях классицизма, прежде всего наличие трех единств — места, времени и действия.

При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» — другим группам. Указанные признаки характеризуют прежде всего группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие здесь осуществляется, как говорится, «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми (или контактными). Итак, малая группа — это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

А.И. Донцов выделяет ряд следующих характеристик малых групп (Донцов, 1997):

  1. Относительно регулярный и продолжительный контакт на минимальной дистанции, без посредников.
  2. Общие цели, реализация которых позволяет удовлетворить индивидуальные потребности и интересы.
  3. Участие в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников.
  4. Общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения.
  5. Чувства солидарности членов группы друг с другом и признательности группе.
  6. Ясное и дифференцированное (индивидуализированное) представление членов группы друг о друге.
  7. Достаточно определенные и стабильные эмоциональные отношения, связывающие членов группы.
  8. Люди, взаимодействующие в группе, представляют себя как членов одной и той же группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Наряду с малыми группами в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. Это группы большие (или дистантные), к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации.

Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда и т.д. Подобные группы называют социальными категориями.

Можно выделить следующие характерные особенности больших групп. Это установление контакта между различными индивидами в основном с помощью средств массовой коммуникации, отсутствие единой территории (члены таких групп могут жить в различных регионах одной или нескольких стран; наличие структурной сложности группы, которая включает в свой состав множество других — организованных и неорганизованных, формальных и неформальных — групп (Десев, 1979).

В большой группе, в отличие от малой, невозможно непосредственное взаимодействие всех ее членов. Не всегда у членов больших групп наблюдается и чувство единства (например, у представителей одного и того же социального класса). Итак, самым общим образом социальную группу можно определить как совокупность индивидов, выделенных в одно социальное целое на основе каких-либо признаков.

Социальные психологи основное внимание уделяют группам малым. Это объясняется тем, что значительная часть нашей социальной жизни происходит именно в малых, а не в больших группах. Кроме того, малые группы являются более простыми объектами для исследования (в том числе экспериментирования), чем большие группы.

Помимо своей величины группы могут различаться по продолжительности существования. Так, некоторые группы собираются только один раз. Например, экспериментальная группа или люди, пришедшие на похороны. Другие же группы существуют в течение нескольких месяцев или даже лет. Например, семья, трудовая группа, спортивная команда. Каждая из подобных сравнительно стабильных групп характеризуется определенной ментальной общностью — групповым сознанием, которое включает в себя соответствующие моральные ценности и нормы.

Еще одной важной характеристикой группы является ее сплоченность. Группы могут сильно различаться по степени своей сплоченности. Члены групп с высоким уровнем сплоченности в большей степени стремятся сохранять это качество по сравнению с теми людьми, чьи группы не отличаются особой сплоченностью. Высокий уровень сплоченности группы позволяет ей оказывать более значительное влияние на своих членов.

Любую группу можно рассматривать как определенный социальный организм со свойственной ему жизнедеятельностью, имеющей в одних случаях прогрессивный, в других — регрессивный характер. Та или иная группа в рамках своего существования проходит различные фазы или стадии, которые также являются предметом исследования. Если иметь в виду прогрессивное функционирование группы, то на высшей стадии своего развития она, по мнению отечественных психологов, характеризуется как коллектив. Общепринятая среди них точка зрения состоит в том, что коллектив — это группа людей, объединенных общими целями, достигшая высокого уровня развития в ходе социально ценной совместной деятельности. В соответствии с этим можно сказать, что всякий коллектив представляет собой группу (малую), но не всякая группа может быть признана коллективом (Коломинский, 1976).

В соответствии с традицией, сложившейся в отечественной социальной психологии, термин «коллектив» употребляется в двояком смысле. Во-первых, как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям данного общества. Во-вторых (в более широком смысле), как большая официальным образом организованная группа (типичный пример — предприятие), цели которой также служат общественному благу.

intuit.ru/2010/edi»>Рассматривая поэтапное развитие малой группы как коллектива, Л.И. Уманский начинает с определения крайних точек континуума, в рамках которого совершается этот процесс (Уманский, 1980). Очевидно, что крайней высшей точкой континуума является коллектив. Крайняя низшая точка этого континуума — группа-конгломерат, т.е. группа ранее не знакомых людей, случайно оказавшихся (или специально собранных) в одном месте и в одно время. Например, группа детей, только что приехавших в лагерь из разных мест и собранных вместе.

Следующий уровень — номинальная группа, которая характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия (например, пятый отряд), приписыванием извне определенных целей, видов и условий деятельности и т.п.

Если члены группы примут эти регламентации, то она в своем развитии «поднимется еще на одну ступеньку» — становится группой-ассоциацией. Здесь начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура.

При благоприятных условиях такая группа постепенно трансформируется в группу-кооперацию, которая отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества. Взаимоотношения в такой группе носят прежде всего деловой характер, что подчинено достижению ее официальных целей.

Следующая ступень развития — группа-автономия, характеризуемая высоким единством ее членов и в сфере деловых, и в сфере эмоциональных отношений. Именно на этом уровне, считает Л.И. Уманский, члены группы начинают идентифицировать себя с ней («моя» группа в отличие от «их» группы, «мы» в отличие от «они» — другие группы).

Группа-автономия в ходе своей жизнедеятельности может уйти в сторону от движения к коллективу и превратиться в группу-корпорацию. Так бывает в случаях гиперавтономизации, когда обособление приводит к замкнутости группы, ее направленности на узкогрупповые цели, противопоставлению себя другим группам.

В случае, противоположном корпоративной направленности, группа становится ячейкой более широкой общности, а через него и общества в целом. При этом в группе наблюдается коллективистическая направленность. Таким образом выглядит предлагаемый Л.И. Уманским континуум от групп-«неколлективов» к группам-коллективам. В рамках данной концепции выделены и отличительные признаки (параметры), с помощью которых можно оценивать степень развития группы как коллектива.

Это направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность (стрессоустойчивость). Данная концепция Л.И. Уманского оценивается отечественными исследователями как весьма плодотворная и в теоретическом, и в эмпирическом плане. Однако, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, необходимо дальнейшее уточнение выделяемых этапов коллективообразования и ряда других компонентов рассмотренной схемы (Кричевский и Дубовская, 2001).

В отличие от отечественных социальных психологов американские исследователи не выделяют развитие группы в качестве научной проблемы и очень редко обращаются к термину «коллектив». Если же этот термин ими используется, то не в том смысле, которым наделяют его отечественные авторы. Под коллективом в западных социальных науках имеют в виду просто соединение людей, действующих в одном направлении. Так, к коллективному поведению относят те или иные действия толпы. В последнем Оксфордском словаре по социологии отмечается, что крайние пункты коллективного поведения могут быть представлены, с одной стороны, координированными и организованными социальными движениями, а с другой стороны — спонтанными вспышками совместных поведенческих реакций, например, эпизодами массовой истерии (Marshall, 1998).

Рассматривая характер взаимоотношений в группе, западные психологи говорят о высоком или низком уровне ее сплоченности. При этом выделяют иногда межличностную сплоченность и сплоченность, связанную с задачей группы. Однако, как отмечают исследователи, сплоченность не всегда выступает как позитивный фактор (Kenrick еt a1., 2002). Так, группам, сплоченным на межличностной основе, иногда трудно сосредоточиться на своих задачах.

Подобные группы в большей степени подвержены некоторым cпецифичеcким ошибкам при принятии решений (подробно об этом см. в гл. 9).

Исследования различных характеристик групп (преимущественно малых) представлены в западной социальной психологии весьма широко. В частности, выделяются следующие параметры групп, каждый из которых может быть подвергнут определенным измерениям (Hemphill, 1956):

  1. Размер группы.
  2. Сплоченность или степень, в которой группа функционирует как целое.
  3. intuit.ru/2010/edi»>Гомогенность (однородность) членов группы по таким характеристикам, как возраст, пол и образование.
  4. Гибкость групповой деятельности с точки зрения неформальных, а не установленных процедур.
  5. Стабильность группы относительно значительных изменений за определенный период времени.
  6. Проницаемость или готовность группы к принятию новых членов.
  7. Поляризация группы, исходя из ее ориентации и функционирования в направлении к единой цели.
  8. Автономия членов группы относительно ее функционирования независимо от других групп.
  9. Близость членов группы относительно знакомства с деталями жизни друг друга.
  10. Контроль или степень, в которой группа регулирует поведение индивидов в то время, когда они функционируют как члены группы.
  11. Участие членов группы в затратах времени и сил на групповую деятельность.
  12. Важность группы для ее членов.
  13. «Гедонический тон», исходя из степени общего чувства удовлетворения или неудовлетворения, которое сопровождает групповое членство.
  14. Позиция членов группы относительно распределения их статусов в иерархии.
  15. Зависимость членов группы от данной группы.

Эмпирические исследования американских психологов, направленные на изучение различных групп, осуществляются уже в течение нескольких десятков лет с учетом данных параметров. В частности, обнаружено, что индивиды, описывающие одни и те же группы (от небольшого комитета до большого университета), проявляют тенденцию давать сходные оценки по этим параметрам для своих групп. Правда, порой фиксировались заметные различия этих оценок в некоторых типах групп. Во всяком случае считается, что использование указанных параметров является надежной основой для характеристики той или иной группы.

Групповая структура | Студент-Сервис

Любая группа имеет ту или иную структуру — определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп?

Прежде всего следует назвать цели группы. Возьмем, например, экипаж самолета. Для того чтобы самолет долетел до пункта назначения, необходимо, чтобы каждый из членов экипажа вступал в контакты с каждым из остальных его членов.

Таким образом, в соответствии с целью группы возникает необходимость тесной интеграции действий всех ее членов. Еще один пример: бригада монтажников собирает какую-либо опытную конструкцию, что требует согласованных усилий всех ее членов. Хотя каждый должен выполнять свои функции, его работа невозможна в изоляции от других членов бригады. Все это само по себе способствует сплочению группы.

Наоборот, в группах другого типа, когда для достижения общих целей используется только сумма индивидуальных действий каждого из ее членов, характер взаимосвязей выглядит иным образом. Так, в каком-либо административном отделе служащие могут нести специфические обязанности, при выполнении которых они друг от друга не зависят и согласовывают свою деятельность только с руководителем отдела.

Для достижения общих целей обмен информацией между рядовыми членами группы в данном случае не является необходимым (хотя, конечно, наличие неформальных товарищеских контактов может благотворно влиять на деятельность этой группы).

Отметим роль такого фактора, как степень автономности группы. Например, все функциональные взаимосвязи между членами бригады поточного производства заранее четко определены. Рабочие не могут внести изменения в существующую структуру этих связей без согласования с руководством.

Степень автономности такой группы незначительна. Наоборот, члены киносъемочной группы, степень автономности которой высока, обычно сами определяют характер внутригрупповых взаимосвязей. Поэтому структура такой группы отличается большей гибкостью.

К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относится также однородность социально-демографических, социальных и психологических особенностей ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д., является хорошей основой для возникновения тесных связей между ее членами.

Разнородная по указанным признакам группа обычно распадается на несколько неформальных групп, каждая из которых сравнительно однородна по своему составу.

Например, в каком-либо небольшом подразделении того или иного учреждения в отдельные неформальные группы могут объединяться мужчины, женщины, пожилые люди, молодые, болельщики футбола, любители садоводства и т. д. Структура такого подразделения будет существенно отличаться от структуры другого подразделения, состоящего только из мужчин примерно одного возраста, имеющих одинаковый уровень квалификации и к тому же болеющих за один и тот же футбольный клуб.

В этом случае есть все предпосылки для возникновения постоянных и прочных контактов между членами данной группы. На основе такой общности рождается чувство спаянности, чувство “мы”, когда люди идентифицируют себя с этой группой.

Структура группы с высокой степенью чувства “мы” характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. В последнем случае контакты ограничены и носят преимущественно официальный характер. Неформальные связи при этом менее значительны и не объединяют всех членов данной группы.

Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие в ней друзей и т. д.

Отметим, наконец, что структура группы зависит также от ее величины. Наблюдения показывают, что связи между членами групп, состоящих из 5 — 10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Здесь в случае необходимости легче организовать взаимозаменяемость, чередование функций между ее членами.

С другой стороны, вряд ли возможны постоянные неформальные контакты всех членов группы, состоящей из 30—40 человек и более. Внутри такой группы чаще всего возникает несколько неофициальных подгрупп. Таким образом, структура группы в целом по мере ее увеличения все в большей степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями.

На основе многолетних эмпирических исследований А.В. Петровский разработал модель многоуровневой структуры межличностных отношений в высокоразвитой группе. Эта модель является составной частью его стратометрической концепции, которая “рассматривает сущностные для коллектива межличностные отношения как опосредствованные содержанием групповой деятельности”.

В данной многоуровневой структуре выделяется несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики.

Центральное звено групповой структуры (А) составляет сама предметная деятельность группы, ее содержательная характеристика. В качестве эмпирических показателей, которые могли бы быть использованы для оценки предметной деятельности, предлагаются следующие:

1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда;

2) оценка соответствия группы социальным нормам;

3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития.

Следующая за описанным выше слоем страта Б фиксирует отношение каждого члена группы к выполняемой групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию этой деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В страте В представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности — ее целями, задачами, ходом выполнения, принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями. Деятельностное опосредствование, как отмечает автор этой модели, — принцип существования и понимания феноменов данной страты.

Последний, поверхностный слой групповой структуры включает в себя связи, по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни значимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. К показателям этого слоя относятся, например, данные социометрических тестов, показатели сенсомоторной и психофизиологической совместимости. Подчеркивается, что содержание групповой деятельности на этих связях почти не сказывается.

Итак, основная идея автора этой концепции А.В. Петровского состоит в том, что структуру социальной группы (малой) и процессы, в ней происходящие, следует рассматривать исходя из совместной деятельности, объединяющей ее членов. Именно благодаря такой деятельности возможно достижение группой высокого уровня своего развития. Модель А.В. Петровского позволяет по-новому подходить к сбору и интерпретации эмпирических данных при выявлении различных сторон групповой активности.

Понимание социальных групп | Принципы социальной психологии

Цели обучения

  1. Определить факторы, создающие социальные группы и представления об инициативности.
  2. Дайте определение концепции социальной идентичности и объясните, как она применима к социальным группам.
  3. Обзор этапов развития и роспуска группы.

Рисунок 10.2 Мы работаем вместе в социальных группах, чтобы помочь нам выполнять задачи и принимать решения. Источник: Рэнди, Рут и Сара, автор Эрик Пикок, используется в соответствии с лицензией CC BY NC SA 2.0; Марсианская научная лаборатория штаб-квартиры НАСА Фотография используется по лицензии CC BY NC 2.0; Команда специалистов по культуре приступает к работе Джози Холфорд, используемой в соответствии с лицензией CC BY NC ND 2.0.

Хотя может показаться, что мы можем легко распознать социальную группу, когда сталкиваемся с ней, на самом деле не так просто определить, что делает группу людей социальной группой. Представьте себе, например, полдюжины человек, стоящих в очереди на кассе в супермаркете. Вы, вероятно, согласитесь, что этот набор людей не следует рассматривать как социальную группу, потому что люди не связаны друг с другом осмысленными отношениями. И люди, которые смотрят фильм в театре или посещают большой лекторий, также могут рассматриваться просто как люди, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но не связаны как социальная группа.

Конечно, группа индивидуумов, находящихся в настоящее время в одном месте, тем не менее может легко превратиться в социальную группу, если произойдет что-то, что сведет их «вместе». Например, если человек в очереди к кассе в супермаркете внезапно рухнет на пол, вполне вероятно, что окружающие начнут работать вместе, чтобы помочь ему. Кто-то вызовет скорую помощь, другой может сделать сердечно-легочную реанимацию, а третий может попытаться связаться с его семьей. Точно так же, если бы кинотеатр загорелся, сформировалась бы группа, когда люди попытались бы покинуть кинотеатр. И даже класс студентов может начать ощущаться как группа, если преподаватель постоянно хвалит его за то, что он лучший (или худший) класс, который у него или нее когда-либо был. Было непросто охарактеризовать, что такое «что-то», что делает группу группой, но был использован один термин — 9.0017 энтитативность (Campbell, 1958; Lickel et al., 2000). Инициативность относится к чему-то вроде «групповости» — восприятию либо самими членами группы, либо другими, что люди вместе составляют группу .

Концепция инициативности важна как в отношении того, как мы рассматриваем свои группы, так и в плане нашего восприятия и поведения по отношению к нашим внешним группам. Например, сильное восприятие внутригрупповой субъектности может помочь людям сохранить чувство коллективной самооценки перед лицом сложных обстоятельств (Bugie, Usborne, de la Sablonniere, & Taylor, 2011). Восприятие наших внутренних групп как более инициативных также может помочь нам удовлетворить наши индивидуальные психологические потребности (Crawford & Salaman, 2012). Что касается наших чужих групп, то наше восприятие их инициативности может влиять как на наше просоциальное, так и на антиобщественное поведение по отношению к ним. Например, хотя в некоторых ситуациях люди могут чувствовать себя более ксенофобно по отношению к внешним группам, которые они считают более инициативными (Ommundsen, van der Veer, Yakushko, & Ulleberg, 2013), в других контекстах они могут предпочесть пожертвовать больше денег, чтобы помочь более инициативным внешним группам. (Смит, Фаро и Берсон, 2013 г.).

Сходство

Одним из определяющих факторов энтитативности является когнитивный фактор — восприятие сходства. Как мы видели в наших обсуждениях симпатии и любви, сходство важно во многих измерениях, включая убеждения, ценности и черты. Группа может быть группой лишь в той мере, в какой ее члены имеют что-то общее; как минимум, они похожи, потому что все они принадлежат группе. Если группа людей интересуется одними и теми же вещами, разделяет одни и те же мнения и убеждения или работает вместе над одной и той же задачей, то, по-видимому, они должны рассматриваться — как самими собой, так и другими — как группа. Однако, если между людьми есть много различий, особенно в их целях, ценностях, убеждениях и поведении, то их с меньшей вероятностью будут рассматривать как группу.

Учитывая множество различий, которые мы обсуждали в других главах между представителями индивидуалистических и коллективистских культур с точки зрения того, как они видят свой социальный мир, не должно вызывать удивления тот факт, что разные типы сходства более сильно связаны с восприятием субъектности в каждом тип культуры. Например, было обнаружено, что сходство с точки зрения личных качеств более тесно связано с инициативностью у американских участников по сравнению с японскими, при этом обнаружена противоположная картина сходства с точки зрения общих целей и результатов (Kurebayashi, Hoffman, Ryan, & Murayama, 2012). ).

Таким образом, люди обычно объединяются в группы именно потому, что они похожи. Например, возможно, все они интересуются игрой в покер, или ходят за одной футбольной командой, или любят боевые искусства. А группы с большей вероятностью распадаются, когда члены группы становятся непохожими и, следовательно, не имеют достаточно общего, чтобы удерживать их вместе (Crump, Hamilton, Sherman, Lickel, & Thakkar, 2010; Miles & Kivlighan, 2008).

Общение, взаимозависимость и групповая структура

Хотя сходство важно, это не единственный фактор, который создает группу. Группы обладают большей инициативностью, когда члены группы часто взаимодействуют и общаются друг с другом (Johnson & Johnson, 2012). Хотя общение может происходить в группах, которые собираются вместе в одном месте, оно также может происходить между людьми, находящимися на большом расстоянии друг от друга. Например, члены исследовательской группы, которые регулярно общаются по Skype, могут часто взаимодействовать и чувствовать себя группой, даже если они никогда не встречаются или редко встречаются лично.

Взаимодействие особенно важно, когда оно сопровождается взаимозависимостью степень взаимной зависимости членов группы друг от друга для достижения цели . В некоторых случаях, особенно в рабочих группах, взаимозависимость предполагает необходимость совместной работы для успешного выполнения задачи. Люди, играющие в бейсбол, зависят друг от друга, чтобы иметь возможность играть в игру, а также хорошо играть. Каждый человек должен выполнять свою работу, чтобы группа функционировала. Мы также взаимозависимы, когда работаем вместе над написанием исследовательской статьи или созданием классного проекта. Когда члены группы взаимозависимы, они сообщают, что больше любят друг друга, склонны к сотрудничеству и общению друг с другом в большей степени и могут быть более продуктивными (Deutsch, 19).49).

Еще один аспект рабочих групп, члены которых проводят некоторое время, работая вместе, и который делает их «групповыми», заключается в том, что они развивают групповую структуру — стабильные нормы и роли, которые определяют надлежащее поведение для группы в целом и для каждого из ее участников. участники. Соответствующие социальные нормы для групп включают обычаи, традиции, стандарты и правила, а также общие ценности группы. Здесь особенно важны предписывающие нормы , которые определяют ожидаемое поведение членов группы . Некоторые из них представляют собой предписывающих норм, , которые говорят членам группы, что делать , тогда как некоторые из них представляют собой предписывающих норм, , которые говорят   им, чего не делать . В целом, чем более четко определены и широко согласованы нормы в группе, тем больше инициативы будут чувствовать члены группы.

Эффективные группы также разрабатывают и назначают социальные роли (ожидаемое поведение) членам группы. Например, некоторые группы могут быть структурированы таким образом, что у них есть президент, секретарь и множество различных рабочих комитетов. Разные роли часто имеют разные уровни статуса или воспринимаемой власти и эти иерархии. В целом группы более эффективны, когда роли, назначенные каждому члену, четко определены и соответствуют навыкам и целям этих людей. Кроме того, если у участников более одной роли, например, игрок и тренер, важно, чтобы эти роли были совместимы, а не противоречили друг другу. Таким образом, высокоэффективные группы могут избежать размещения участников младше 9 лет.0017 r оле стресс . Это   возникает , когда люди испытывают несовместимые требования и ожидания внутри или между ролями, которые они занимают , , что часто негативно влияет на их способность добиться успеха в этих ролях (Forsyth, 2010).

Социальная идентичность

Хотя когнитивные факторы, такие как воспринимаемое сходство, общение, взаимозависимость и структура, часто являются важными частями того, что мы подразумеваем под группой, они не всегда необходимы. В некоторых ситуациях группы могут рассматриваться как группы, даже если у них мало независимости, коммуникации или структуры. Отчасти из-за этой трудности альтернативный подход к мышлению о группах, очень важный в социальной психологии, использует аффективные чувства, которые мы испытываем по отношению к группам, к которым мы принадлежим. Как мы уже читали, социальная идентичность относится к той части самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах (Hogg, 2003). Как правило, поскольку мы предпочитаем оставаться в группах, которые нам нравятся, результатом членства в группе является позитивная социальная идентичность — наше членство в группе заставляет нас чувствовать себя хорошо.

В соответствии с подходом, основанным на социальной идентичности, группа — это группа, когда ее члены испытывают социальную идентичность — когда они частично определяют себя группой, к которой они принадлежат, и чувствуют себя хорошо в отношении своего членства в группе (Hogg, 2010). Эту идентичность можно рассматривать как тенденцию со стороны человека говорить позитивно о группе с другими, общее удовольствие быть частью группы и чувство гордости, которое исходит от членства в группе. Поскольку идентичность является такой важной частью членства в группе, мы можем попытаться создать ее, чтобы чувствовать себя хорошо как в отношении нашей группы, так и в отношении самих себя. Возможно, вы знаете некоторых людей (может быть, вы один из них), которые носят одежду своей спортивной команды, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к группе, потому что они хотят быть частью других членов группы и быть приняты ими. Действительно, чем больше мы рассматриваем нашу социальную идентичность как часть нашего членства в группе, тем больше вероятность, что мы останемся в ней, даже когда существуют привлекательные альтернативы (Van Vugt & Hart, 2004).

Стадии группового развития

Хотя многие группы в основном статичны, выполняя одни и те же задачи изо дня в день, другие группы более динамичны. На самом деле почти во всех группах есть хоть какие-то изменения; участники приходят и уходят, и цели группы могут меняться. И даже группы, которые оставались относительно стабильными в течение длительного периода времени, могут неожиданно резко измениться; например, когда они сталкиваются с кризисом, таким как изменение целей задачи или потеря лидера. Группы также могут потерять свое значение и идентичность, поскольку они успешно достигают целей, которые они изначально поставили перед собой.

Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Одним из широко используемых здесь подходов является модель, разработанная Такманом и Дженсеном (1977). Как вы можете видеть на рисунке 10.3, «Этапы группового развития», разные этапы включают формирование, штурм, нормирование и выполнение, и откладывание .

Рисунок 10.3 Этапы развития группы

формирование стадия происходит , когда члены группы собираются вместе и начинают свое существование как группа . В некоторых случаях, когда для достижения цели формируется новая группа, такая как суд присяжных, стадия формирования происходит относительно быстро и по праву считается первой стадией группы. В других случаях, однако, процесс формирования группы происходит непрерывно в течение длительного периода времени, например, когда фабричные рабочие увольняются с работы и заменяются новыми работниками.

Стадия формирования важна как для новых участников, так и для самой группы. В течение этого времени группа и отдельный человек будут обмениваться знаниями о соответствующих нормах, включая любые существующие групповые структуры, процедуры и процедуры. Каждому человеку нужно будет узнать о группе и определить, как он или она собирается вписаться в нее. И группа может проверять характеристики человека и его пригодность в качестве члена группы. Этот первоначальный процесс расследования может закончиться тем, что человек отвергнет группу или группа отвергнет человека.

Если этап становления можно сравнить с детством, то нет сомнения, что следующий этап — штурм — можно сравнить с юностью. Когда члены группы начинают узнавать друг друга, они могут обнаружить, что не всегда во всем согласны. На стадии штурма , члены могут попытаться заявить о своих взглядах, заявить о своей независимости и попытаться убедить группу принять их идеи . Шторм может произойти, когда группа только начинает работать, и он может повториться в любой момент развития группы, особенно если группа испытывает стресс, вызванный негативным событием, например, неудачей в достижении групповой цели. В некоторых случаях конфликт может быть настолько сильным, что участники группы решают, что группа вообще не работает, и распадаются. На самом деле, полевые исследования реальных рабочих групп показали, что большой процент новых групп никогда не проходит стадии формирования и штурма перед распадом (Kuypers, Davies, & Hazewinkel, 19).86).

Несмотря на то, что штурм может навредить функционированию группы, и поэтому группы должны работать над тем, чтобы не допустить эскалации конфликта, некоторые конфликты между членами группы на самом деле могут быть полезными. Иногда самые успешные группы — это те, которые успешно прошли стадию бури, потому что конфликт может повысить продуктивность группы, если только конфликт не становится настолько экстремальным, что группа преждевременно распадается (Rispens & Jehn, 2011). Группы, которые вообще не испытывают конфликтов, могут быть непродуктивными, потому что членам скучно, они не вовлечены и не мотивированы, а также потому, что они не думают творчески или открыто о темах, имеющих отношение к ним (Tjosvold, 19). 91). Чтобы развиваться, группе необходимо разрабатывать новые идеи и подходы, а для этого необходимо, чтобы участники обсуждали свои различные мнения о решениях, которые должна принять группа.

Предполагая, что штурм не зайдет слишком далеко, группа перейдет к этапу нормирования , который будет , когда будут разработаны соответствующие нормы и роли для группы. После того, как эти нормы будут разработаны, они позволят группе выйти на сцену выступления, , что означает , когда члены группы устанавливают распорядок дня и эффективно работают вместе . На этом этапе отдельные члены группы могут сообщать о большом удовлетворении и идентификации с группой, а также о сильной групповой идентичности. Группы, успешно достигшие этой стадии, способны достигать поставленных целей и преодолевать трудности. И в этот момент группа становится хорошо настроенной на свою задачу и способна эффективно ее выполнять.

В одном интересном наблюдательном исследовании процесса группового развития в реальных группах Герсик (1988, 1989) наблюдал за несколькими командами, работавшими над разными проектами. Команды были отобраны таким образом, чтобы все они работали в течение определенного периода времени, но сами сроки сильно различались: от восьми до 25 встреч, проводимых в течение периодов от 11 дней до шести месяцев. Несмотря на эту изменчивость, Герсик обнаружил, что каждая из команд следовала очень похожей схеме нормирования, а затем выполнения. В каждом случае команда установила четко определенные нормы относительно своего метода решения задачи на самой первой встрече. И каждая команда оставалась с этим подходом, с очень небольшими отклонениями, в течение первой половины отведенного времени. Однако в середине времени, отведенного на завершение проекта (независимо от того, было ли это после четырех встреч или после 12), группа неожиданно провела собрание, на котором решила изменить свой подход. Затем каждая из групп использовала этот новый способ выполнения задания в оставшееся отведенное ей время. Как будто будильник прозвенел на полпути, что заставило каждую группу переосмыслить свой подход. 9. В некоторых случаях это происходит потому, что задача, ради которой была создана группа, выполнена, тогда как в других случаях это происходит потому, что у членов группы появились новые интересы вне группы. В любом случае, поскольку люди, работавшие в группе, скорее всего, развили сильную идентификацию с группой и другими членами группы, фаза закрытия часто вызывает стресс, и участники могут сопротивляться распаду. Столкнувшись с такими ситуациями, люди часто планируют снова собраться вместе в будущем, обменявшись адресами и номерами телефонов, даже если они хорошо знают, что на самом деле они вряд ли это сделают. Иногда группе полезно поработать заранее, чтобы подготовить участников к расставанию.

Имейте в виду, что эта модель представляет собой лишь общий отчет о фазах развития группы, начиная с формирования и заканчивая распадом, и не может одинаково хорошо применяться ко всем группам. Например, этапы не обязательно являются последовательными: некоторые группы могут переключаться между более ранними и более поздними этапами в зависимости от ситуаций, с которыми они сталкиваются. Кроме того, не все группы обязательно проходят все этапы. Тем не менее, модель оказалась полезной для описания эволюции широкого круга групп (Johnson & Johnson, 2012).

Key Takeaways

  • Социальные группы составляют основу человеческого общества — без групп не было бы человеческой культуры. Однако совместная работа в группах также может привести к множеству отрицательных результатов.
  • Сходство, коммуникация, взаимозависимость и групповая структура — это переменные, благодаря которым совокупность индивидуумов больше похожа на группу — восприятие групповой инициативности.
  • Большинство групп, к которым мы принадлежим, обеспечивают нам позитивную социальную идентичность — часть самооценки, которая является результатом нашего членства в социальных группах.
  • Чем больше мы чувствуем, что наша идентичность связана с членством в нашей группе, тем меньше вероятность того, что мы покинем группы, к которым принадлежим.
  • Один из способов понять групповое развитие — рассмотреть потенциальные этапы, через которые обычно проходят группы. Обычные этапы — это формирование, штурм, нормирование и выполнение, а также закрытие.

Ссылки

Буги, Э., Усборн, Э., де ла Саблоньер, Р., и Тейлор, Д. М. (2011). Культурные нарративы франкоязычных и англоязычных квебекцев: использование исторической перспективы для изучения отношений между коллективной относительной депривацией, внутригрупповой энитативностью и коллективным уважением. Британский журнал социальной психологии , 50 (4), 726-746.

Кэмпбелл, Д. Т. (1958). Общая судьба, сходство и другие показатели статуса совокупности лиц как социальных образований. Наука о поведении, 3, 14–25.

Кроуфорд, М. Т., и Саламан, Л. (2012). Инициативность, идентичность и удовлетворение психологических потребностей. Журнал экспериментальной социальной психологии , 48 (3), 726-730.

Крамп С.А., Гамильтон Д.Л., Шерман С.Дж., Ликель Б. и Таккар В. (2010). Групповая энитативность и сходство: их различные модели восприятия групп. Европейский журнал социальной психологии, 40 (7), 1212–1230. doi: 10.1002/ejsp.716.

Дойч, М. (1949). Экспериментальное исследование влияния сотрудничества и конкуренции на групповые процессы. Человеческие отношения, 2 , 199–231.

Форсайт, Д. (2010). Групповая динамика (5-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

Герсик, Си Джей (1988). Время и переход в рабочих группах: к новой модели группового развития. Журнал Академии управления, 31 (1), 9–41.

Герсик, Си Джей (1989). Маркировка времени: предсказуемые переходы в группах задач. Журнал Академии управления, 32 , 274–309.

Хогг, Массачусетс (2003). Социальная идентичность. В MR Leary & JP Tangney (Eds.), Handbook of self and identity  (стр. 462–479). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Хогг, Массачусетс (2010). Человеческие группы, социальные категории и коллективное «я»: социальная идентичность и управление неуверенностью в себе. В книге Р. М. Аркина, К. С. Олесона и П. Дж. Кэрролла (ред.),  Справочник неуверенного себя  (стр. 401–420). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Psychology Press.

Джонсон Д.В. и Джонсон Ф.П. (2012). Объединение вместе — теория групп и групповые навыки (11-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон.

Куребаяси, К., Хоффман, Л., Райан, К.С., и Мураяма, А. (2012). Восприятие японцами и американцами групповой самостоятельности и автономии: многоуровневый анализ. Журнал межкультурной психологии , 43(2), 349-364.

Кайперс, Б. К., Дэвис, Д., и Хазевинкель, А. (1986). Паттерны развития в самоаналитических группах. Человеческие отношения, 39 (9), 793–815.

Ликель, Б., Гамильтон, Д.Л., Вечорковска, Г., Льюис, А., Шерман, С.Дж., и Улес, А.Н. (2000). Разновидности групп и восприятие групповой субъектности. Журнал личности и социальной психологии, 78 (2), 223–246.

Майлз, младший, и Кивлиган, Д.М., младший (2008). Командное познание в групповых вмешательствах: связь между общими ментальными моделями солидеров и групповым климатом. Групповая динамика: теория, исследования и практика, 12 (3), 191–209. doi: 10.1037/1089–2699.12.3.191

Оммундсен Р., ван дер Веер К., Якушко О., Уллеберг П. Изучение взаимосвязи между ксенофобией, связанной со страхом, восприятием внегрупповой инициативы и социальными контактами в Норвегии. Психологические отчеты  [сериал онлайн]. Февраль 2013 г.; 112(1):109–124.

Риспенс, С., и Джен, К.А. (2011). Конфликт в рабочих группах: конструктивный, деструктивный и асимметричный конфликт. В Д. Де Кремер, Р. ван Дик и Дж. К. Мурниган (ред.), Социальная психология и организации  (стр. 185–209). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Routledge/Taylor & Francis Group.

Смит, Р. В., Фаро, Д., и Берсон, К. А. (2013). Больше для многих: влияние инициативы на благотворительность. Journal Of Consumer Research , 39(5), 961-975.

Тьосволд, Д. (1991). Конфликтно-позитивная организация. Рединг, Массачусетс: Эддисон-Уэсли.

Такман, Б., и Дженсон, М. (1977). Еще раз об этапах развития малых групп. Групповые и организационные исследования, 2, 419-427.

Ван Вугт, М., и Харт, К.М. (2004). Социальные идентичности как клей: Истоки групповой лояльности. Journal of Personality and Social Psychology, 86, 585-598.

Социальная группа — определение и типы

Определения: Социальная группа определяется как:

«Когда два или более человека объединяются и влияют друг на друга, их можно назвать социальной группой» — Уильям Огберн

«Социальная группа – это группа из двух или более лиц, находящихся в состоянии взаимодействия друг с другом».   – Mayer   Nimkoff

Значение:  Социальная группа – это совокупность двух или более индивидуумов, находящихся в состоянии взаимодействия друг с другом. Состояние социального взаимодействия относится к взаимному влиянию, которое люди оказывают друг на друга посредством интерстимуляции и реакции. Это состояние социального взаимодействия или взаимовлияния является обязательной характеристикой социальной группы. Группа мальчиков, обсуждающих последний просмотренный фильм, представляет собой социальную группу, потому что посредством своего вербального взаимодействия они влияют друг на друга.

Примеры:  Семья, проживающая в доме, группа сотрудников, работающих в одной организации, группа одноклассников, группа участников собрания и т. д.

   ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Социальные группы бывают следующих типов:

 На основании контакта (C.H. Cooley)

  1. Первичная группа
  2. Вторичная группа

 На основании идентификационного номера (В. Г. Самнер)

  1. Внутригрупповой
  2. Вне группы

 На основании правил и положений

  1. Формальная группа
  2. Неформальная группа

 На основе структуры (Дуайт Сандерсон)

  1. Добровольная группа
  2. Непроизвольная группа
  3. Группа делегатов

 На основании отношения к обществу (Джордж Хассен)

  1. Несоциальная группа
  2. Псевдосоциальная группа
  3. Антисоциальная группа
  4. Социальная группа

   НА ОСНОВЕ КОНТАКТА

На основе контактов между участниками социальные группы делятся на два типа: 1) первичные и 2) вторичные группы.

   Первичная группа

Понятие первичной группы дано Ч. ​​Х. Кули. Первичные группы имеют следующие характеристики:

  1. Между ее членами существует личное взаимодействие.
  2. Члены часто взаимодействуют друг с другом.
  3. Отношения между участниками слишком личные, интимные и напряженные.
  4. У членов группы есть чувство «мы-чувства»..
  5. Члены обладают схожими атрибутами , такими как язык, интересы, культура, религия и т. д.
  6. Между участниками существует физическая близость.
  7. Эти группы меньше по размеру.

Примеры: Семья, Район, Местное братство, Близкие друзья и сверстники.

Первичные группы имеют большое значение в нашем обществе. Например, семья обеспечивает питание, кров и заботу о ребенке. Человек изучает свою культуру и развивает здоровую личность в этой первичной группе, чтобы стать продуктивным гражданином общества.

   Вторичная группа

Концепция вторичной группы представлена ​​Maciver. Второстепенные группы имеют следующие характеристики:

  1. Группа образована отношениями, вторичными по отношению к первичной группе.
  2. Относительно меньше общения лицом к лицу.
  3. Взаимодействие происходит сравнительно реже.
  4.  Отношения между участниками безличные и второстепенные. Эти отношения относительно менее личные, менее интимные и менее интенсивные.
  5. Члены имеют определенные цели или интересы для достижения.
  6. Между участниками меньше физической близости.
  7. Эти группы больше по размеру.

Примеры: Отношения продавец-покупатель, врач-пациент, адвокат-клиент, учитель-ученик, кандидат-избиратель. Эти типы отношений составляют вторичные группы.

   НА ОСНОВЕ ИДЕНТИФИКАЦИИ

В. Г. Самнер разделил социальные группы на два типа: 1) внутригрупповые и 2) внегрупповые.

   Ин-группа

Группа, к которой мы непосредственно принадлежим, называется нашей ин-группой. Это может быть наша собственная семья, племя, секс, занятие, игры или группа по интересам. Например, если я играю в команде по крикету, моя команда по крикету является для меня своей группой. Религиозная группа — это группа для своих последователей. Географическое сообщество является группой для своих жителей. Термин «в группе» используется, когда человек хочет идентифицировать себя с группой или показать связь со своей группой, например, говоря: Мы американцы. Мы англичане. Мы христиане. Мы мусульмане. Мы студенты. Мы Доктора. Мы музыканты.

Члены мы-группы имеют чувство «мы-чувства» и принадлежности к своей группе.

   Вне группы

Группа, к которой мы не принадлежим, называется чужой. Это может быть любая группа других (не наша), включая семью, племя, этническую принадлежность, пол, профессию или группу интересов. Например, если я изучаю психологию, студенты психологии являются для меня своей группой, но студенты любой другой дисциплины (кроме психологии) являются для меня внешней группой. Термин «вне группы» используется, чтобы отличить свою идентичность от идентичности других или сравнить свою идентичность с идентичностью других, например, говоря: Мы американцы (в группе), а они индийцы (вне группы). Мы мусульмане (в группе), а они христиане (вне группы). Мы врачи (в группе), а они инженеры (вне группы).

Есть ощущение «они-чувства» по отношению к чужой группе.

   НА ОСНОВЕ ПРАВИЛ И ПОЛОЖЕНИЙ

Существуют два типа социальных групп на основе правил и положений: 1) формальные и 2) неформальные группы.

   Формальная группа

Это группа с четко определенными правилами и положениями о присоединении к группе, пребывании в группе и выходе из нее. Те, кто выполняет эти правила и положения, могут присоединиться и участвовать в деятельности группы. Членство может быть аннулировано, если участник нарушает эти правила. Примеры включают организации, банки, больницы, учебные заведения, официальные ассоциации и фирмы и так далее.

   Неофициальная группа

Это группа, в которой нет предписанных правил и положений о присоединении к группе, пребывании в группе и выходе из нее. Любой человек может присоединиться к группе, участвовать в ней и выйти из нее, когда захочет. Например, группа студентов сидит на детской площадке и сплетничает друг с другом. Обычно любой студент может прийти и присоединиться к нему, чтобы поделиться своими взглядами. Другие примеры включают в себя: Люди собрались, чтобы увидеть Джокера в общественном месте, неформальные клубы и ассоциации.

   НА ОСНОВЕ СТРУКТУРЫ

Сандерсон разделил социальные группы на основе структуры на три типа: добровольные, недобровольные и группы делегатов

   вынужденные группы

собственный выбор. Например, семья — это непроизвольная группа, потому что индивидуум не имеет контроля над своим рождением — родиться или не родиться в конкретной семье. Точно так же половая группа является непроизвольной группой, в которой мы рождаемся без нашего выбора, и мы не можем контролировать изменение нашей половой группы (например, с мужской на женскую или наоборот). Возрастная группа также является непроизвольной группой. Мы принадлежим к нашей возрастной группе, которая меняется вместе с нашим ростом, но она меняется точно так же для всех других людей в нашей возрастной группе, поэтому мы всегда остаемся членами этой возрастной группы. Более того, поскольку возраст меняется непроизвольно, и мы не можем контролировать изменение нашей возрастной группы.

   Добровольная группа

Это группа, к которой человек может присоединиться или выйти по своему собственному выбору. Например, вы можете присоединиться к людям, наблюдающим за игрой на детской площадке, вы можете стать студентом колледжа, вы можете присоединиться к организации и так далее. Иногда вам может потребоваться выполнить определенные критерии, чтобы присоединиться к добровольной группе, но вы все равно можете выполнить критерии для присоединения к ней. Это означает, что добровольное членство в группе не полностью выходит за пределы сферы деятельности человека.

   Группа делегатов

Это группа, которая служит представителем большего числа людей. Члены либо избираются народом, либо назначаются на основе определенных критериев. Парламент представляет собой группу делегатов, поскольку он представляет желания и потребности общественности. Точно так же группа экспертов, направленная в другую страну для обсуждения вопроса от имени своей страны, является группой делегатов.

   НА ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ К ОБЩЕСТВУ

Джордж Хассен разделил социальные группы на основе их отношения к обществу на следующие четыре типа:

   Несоциальная группа

Это группа, которая остается обособленной в обществе. Они не участвуют в жизни общества и остаются одинокими. Примерами являются интроверты, люди с проблемами адаптации или психологическими аномалиями, наркоманы, преступники, воры и убийцы.

   Антисоциальные группы

Это группа, которая действует против интересов общества. Они могут разрушить общественную собственность и мир. Они намереваются сеять страх и агрессию, обычно преследуя свои цели.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts