Структурная теория черт личности р кеттелла: Теория черт личности Р. Кеттела

Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:

R = f (S, Р).

Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией.

Более того, необходимо взвешивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы приписать такой черте, как тревожность. Поэтому уравнение R = f (S, P) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако с познавательной точки зрения нельзя забывать, что эта главная формула подтверждает убежденность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Структурные принципы: категории черт личности

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик.

Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ. В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами.

Поверхностные черты— исходные черты. Исходные черты – это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

 Поверхностные – совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны, чем исходные.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов». Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».

Таблица Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)

Обозначение фактора

Название фактора по Кеттелу

Качество, соответствующее высокой оценке по фактору

Качество, соответствующее низкой оценке по фактору

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

A

Отзывчивость—отчужденность

Добродушный, предприимчивый, сердечный

Циничный, жестокий, безразличный

B

Интеллект

Сообразительный, абстрактно мыслящий

Глупый, конкретно мыслящий

C

Эмоциональная устойчивость— эмоциональная неустойчивость

Зрелый, реалистичный, спокойный

Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый

E

Доминантность—подчиненность

Уверенный, конкурирующий, упрямый

Застенчивый, скромный, покорный

F

Рассудительность—беспечность

Серьезный, молчаливый

Беззаботный, полный энтузиазма

G

Сознательность—безответственность

Ответственный, моралистический, стоический

Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный

H

Смелость—робость

Предприимчивый, раскованный

Неуверенный, замкнутый

I

Жесткость—мягкость

Опирающийся на свои силы, независимый

Цепляющийся за других, зависимый

L

Доверчивость—подозрительность

Принимающий условия

Упорный на грани глупости

M

Мечтательность—практичность

Творческий, артистичный

Консервативный, приземленный

N

Дипломатичность—прямолинейность

Социально опытный, сообразительный

Социально неуклюжий, непретенциозный

O

Склонность к опасениям— спокойствие

Беспокойный, озабоченный

Спокойный, самодовольный

Q1

Радикализм—консерватизм

Вольнодумно либеральный

Уважающий традиционные идеи

Q2

Самодостаточность—конформизм

Предпочитающий собственные решения

Беспрекословно следующий за другими

Q3

Недисциплинированность—контролируемость

Следующий собственным побуждениям

Пунктуальный

Q4

Расслабленность—напряженность

Сдержанный, спокойный

Переутомленный, возбужденный

Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа — в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются.

Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация — вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

Общие черты—уникальные черты. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры.

Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли — единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

исходит из «теории черт» и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, стр-ра к-рых формирует сущность личн. (черта описывается как «ментальная стр-ра», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личн. — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида. Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по к-рым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В стр-ре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты—способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые стр-ры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психол. ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее стр-ры.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Структурная теория личности  Рэймонда Кеттела.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Структурная теория личности  Рэймонда Кеттела.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Структурная теория личности  Рэймонда Кеттела.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Зарубежная психология: теория и анализ личности

Актуальность, научная и практическая значимость

В одном учебном пособии из достаточно большого количества источников  представлен философский (М. Бубер, Э.Гуссерль,  С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж. — П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), и психологический (А.Адлер, Г.Айзенк, А.Ангъял, А.Бандура, А.Бек, Э.Берн, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, Дж.Гилфорд, К.Гольдштейн, Д.Доллард, Дж. Келли, Р.Кеттелл, Э.Кречмер, К.Левин, А.Маслоу, Н.Миллер, У.Мишель, Р.Мэй, Г. Мюррей, Г.Оллпорт, К.Роджерс, Г.Салливан, Б.Скиннер, Г.Фейвел, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Халл, К.Хорни, В.Шелдон, Г.Элленбергер, М.Эриксон, Э.Эриксон, К.Юнг, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) генезис зарубежной психологии относительно теории и анализа личности. Перед автором стояла задача представить корни (философские, литературные, психологические) современной зарубежной психологии личности,  выделить  сходства и различия в представлении о личности и ее анализе специалистов различных школ (европейский, американской, восточной). Автор считает, что  представленные положения помогут более глубоко освоить и сравнить позиции, принципы, методы представителей зарубежной психологии личности.

Работ по зарубежной  психологии личности  достаточно много. Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по данной проблематике. Более того, в одном издании есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д.

Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей зарубежной психологии. Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей  целью самостоятельного  освоения оригинальных работ представителей зарубежной психологии личности. 

Основное содержание работы (или ее этапы):

Часть I. Психоанализ: теория и анализ личности

Введение

Глава 1. Общая характеристика личности  и теории  личности  в зарубежной психологии

1. 1.Общее представление о личности в зарубежной психологии.

1.2. Понятие теории личности в зарубежной психологии.

Глава 2. Структура, динамика и развитие личности по З.Фрейду (1856-1939)

Глава 3. Структура, динамика и развитие личности по  К.Юнгу, А.Адлеру, К.Хорни, Г.Салливану, Э.Фромму, Э.Эриксону, Э.Берну

Глава 4. Теории личности неофрейдистов (Ф.Гринейкр, Н.Фоудор, О.Ранк, Г.Блюм,  О.Фенихель, Ш. Ференци,  Р.Стерба, М.Клейн, К.Томпсон, А.Фрейд, З.Бернфельд и Ф.Виттелc, К.Абрахам, Е.Джонс и Э.Гловер, А.Кардинер,Ф. Александер)

Глава 5. Новейшие направления в рамках психоаналитической теории.

5.1. Новый социальный и культурный контекст жизни.

5.2. Экспериментальное изучение вытеснения.

5.3. Неосознаваемый конфликт: метод подпороговой психодинамической активации.

5.4. Современный статус понятия бессознательного.

5.5. Эмпирические доказательства влияния порядка рождения (по Адлеру).

5.6. Теория объективных отношений. Нарциссизм и нарциссическая личность.

5.7. Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Эриксона.

Заключение

Литература

Часть II. Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности

Введение

Глава 1. Общая характеристика экзистенциальной и гуманистической психологии

Глава 2. Теории личности по Л.Бинсвангеру (1881–1966) и М.Боссу (1903–1990)

Глава 3. Теория личности Ролло Мэя (1909–1994)

Глава 4. Теории личности К.Гольдштейна (Голдстайна) (1878–1965) и А.Ангъяла (1902–1960)

Глава 5.Теория и анализ личности Джеймса Бюджентала (1915–2008)

Глава 6. Теория и анализ личности Генри Элленбергера (1905–1993)

Глава 7. Анализ личности Германа Фейвела и Милтона Эриксона (1901–1980) 

Глава 8. Теория личности Генри Мюррея (1893–1988)

Глава 9. Теория личности Карла Роджерса (1902–1987)

Глава 10. Теория личности Абрахама Маслоу (1908–1970)

Глава 11. Теория и анализ личности Виктора Франкла (1905–1997)

Заключение

Литература

Примечание: параграфы во всех главах исключены

Часть III. Бихевиористские теории и анализ личности, гештальтистские теории и анализ личности, конституциональные теории и анализ личности, теории и анализ черт личности, когнитивная теория и анализ личности Джорджа Келли, когнитивные, информационно-процессуальные подходы и анализ личности

Введение

Глава 1. Бихевиористские теории личности

1.1. Теория классического обусловливания по И.П.Павлову (1949–1936).

1.2.  Теория оперантного обусловливания Б.Скиннера (1904–1990).

1.3. Теория личности по Б.Халлу (1884–1952), Д. Долларду (1900–1980) и Н.Миллеру (род. 1909).

Литература

Глава 2. Гештальтистские теории личности

2.1. Теория личности К.Левина (1890–1947).

Литература

Глава 3. Конституциональные теории личности

3.1. Теория личности по Э.Кречмеру (1888–1964).

3.2. Теория личности по В.Шелдону (1898–1977).

Литература

Глава 4. Теория  черт личности

4.1. Общая характеристика  теории черт личности в психологии.

4.2. Теория личности Г.Оллпорта (1897–1967).

4.3. Структурная теория личности Р.Кеттелла (1905–1998).

4.4. Теории личности по Г.Айзенку (1916–1997) и Дж. Гилфорду (1897–1976).

4.5. Пятифакторная модель личностных черт.

Литература

Глава 5. Когнитивная теория личности Джорджа Келли

5.1. Общая характеристика теории личности Дж. Келли.

5.2. Сравнение с другими теориями (подходами).

5.3. Основные положения Келли относительно природы человека.

5.4. Достоинства и недостатки теории личности Келли.

Литература

Глава 6.  Социально-когнитивная теория личности

6.1. Теория и анализ личности по Джулиану Роттеру.

6.2. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры.

(род.1925) и Уолтера  Мишеля (род.1930).

6.3. Основные положения Бандуры относительно природы человека.

6.4.  Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории.

6.5. Сравнение с другими теориями (подходами).

Литература

Глава 7.  Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности

7.1. Когнитивные структуры информационно-процессуального подхода к личности.

7.2. Когнитивные процессы информационно-процессуального подхода к личности.

7.3.  Тренинг вакцинации против стресса и когнитивная терапия депрессии Аарона Бека.

Литература

Глава 8.  Общий анализ, теория и эмпирика личности

8.1. Сравнение теорий личности.

8.2. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям относительно природы человека.

8.3. Проблемные области и теория личности в перспективе.

Литература

Заключение

 

Результаты, выводы

В учебном пособии автор сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших гранд-теориях и парадигмах современной теории личности и ее анализе. Представляется целесообразным сравнить эти теории с отечественными теориями личности и ее анализе.

Автор рассчитывает, что  изложенные позиции,  подходы, методы зарубежной психологии личности  будут   широко применяться в  отечественной психологии,  педагогике, медицине,  политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной деятельности, в религиозной службе, в самовоспитании, в спорте.

Что представляет собой теория личности Кеттелла?

  • Автор сообщения: