Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.
Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации. Главная формула, используемая Кеттелом для предсказания поведения с определенной степенью точности, имеет вид:
R = f (S, Р).
Здесь сказано, что природа специфической ответной реакции человека (R), означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопределенная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P).
Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, персонолог должен рассматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относящиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией.
Структурные принципы: категории черт личности
Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик.
Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.Как отмечалось ранее, в исследовании структурных элементов личности Кеттел в значительной мере полагается на факторный анализ. В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами.
Поверхностные черты— исходные черты. Исходные черты – это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.
Поверхностные – совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны, чем исходные.
Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестнадцать личностных факторов». Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Ниже будет представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника «16 PF».
Таблица Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Обозначение фактора | Название фактора по Кеттелу | Качество, соответствующее высокой оценке по фактору | Качество, соответствующее низкой оценке по фактору Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы |
A | Отзывчивость—отчужденность | Добродушный, предприимчивый, сердечный | Циничный, жестокий, безразличный |
B | Интеллект | Сообразительный, абстрактно мыслящий | Глупый, конкретно мыслящий |
C | Эмоциональная устойчивость— эмоциональная неустойчивость | Зрелый, реалистичный, спокойный | Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
E | Доминантность—подчиненность | Уверенный, конкурирующий, упрямый | Застенчивый, скромный, покорный |
F | Рассудительность—беспечность | Серьезный, молчаливый | Беззаботный, полный энтузиазма |
G | Сознательность—безответственность | Ответственный, моралистический, стоический | Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
H | Смелость—робость | Предприимчивый, раскованный | Неуверенный, замкнутый |
I | Жесткость—мягкость | Опирающийся на свои силы, независимый | Цепляющийся за других, зависимый |
L | Доверчивость—подозрительность | Принимающий условия | Упорный на грани глупости |
M | Мечтательность—практичность | Творческий, артистичный | Консервативный, приземленный |
N | Дипломатичность—прямолинейность | Социально опытный, сообразительный | Социально неуклюжий, непретенциозный |
O | Склонность к опасениям— спокойствие | Беспокойный, озабоченный | Спокойный, самодовольный |
Q1 | Радикализм—консерватизм | Вольнодумно либеральный | Уважающий традиционные идеи |
Q2 | Самодостаточность—конформизм | Предпочитающий собственные решения | Беспрекословно следующий за другими |
Q3 | Недисциплинированность—контролируемость | Следующий собственным побуждениям | Пунктуальный |
Q4 | Расслабленность—напряженность | Сдержанный, спокойный | Переутомленный, возбужденный |
Конституциональные черты—черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа — в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.
Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.
Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются.
Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация — вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.Общие черты—уникальные черты. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры.
исходит из «теории черт» и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, стр-ра к-рых формирует сущность личн. (черта описывается как «ментальная стр-ра», отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).
Личн. — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида. Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по к-рым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.
В стр-ре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон («черты, формируемые средой» и «конституциональные черты»).
По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты—способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые стр-ры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям.
Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента, способностей и др. черт он предложил «спецификационное уравнение» для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением «профиля черт» и профиля индексов психол. ситуации.
В процессе развития личности происходит изменение ее стр-ры.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.
От 250 руб
Контрольная работа
Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.
От 250 руб
Курсовая работа
Структурная теория личности Рэймонда Кеттела.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Зарубежная психология: теория и анализ личности
Актуальность, научная и практическая значимость
В одном учебном пособии из достаточно большого количества источников представлен философский (М. Бубер, Э.Гуссерль, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, Ж. — П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, М.М.Бахтин и др.), и психологический (А.Адлер, Г.Айзенк, А.Ангъял, А.Бандура, А.Бек, Э.Берн, Л.Бинсвангер, М.Босс, Дж. Бюджентал, Дж.Гилфорд, К.Гольдштейн, Д.Доллард, Дж. Келли, Р.Кеттелл, Э.Кречмер, К.Левин, А.Маслоу, Н.Миллер, У.Мишель, Р.Мэй, Г. Мюррей, Г.Оллпорт, К.Роджерс, Г.Салливан, Б.Скиннер, Г.Фейвел, В.Франкл, З.Фрейд, Э.Фромм, К.Халл, К.Хорни, В.Шелдон, Г.Элленбергер, М.Эриксон, Э.Эриксон, К.Юнг, С.Л.Братченко, Ф.Е.Василюк, Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) генезис зарубежной психологии относительно теории и анализа личности. Перед автором стояла задача представить корни (философские, литературные, психологические) современной зарубежной психологии личности, выделить сходства и различия в представлении о личности и ее анализе специалистов различных школ (европейский, американской, восточной). Автор считает, что представленные положения помогут более глубоко освоить и сравнить позиции, принципы, методы представителей зарубежной психологии личности.
Работ по зарубежной психологии личности достаточно много. Однако в этом есть и определенная проблема: трудно освоить несколько десятков отдельно изданных произведений специалистов по данной проблематике. Более того, в одном издании есть такие сведения, которые отсутствуют в другом, а в другом есть то, что отсутствует в третьем и т.д.
Автор поставил задачу описать в одном учебном пособии основные положения и работы о личности наиболее видных представителей зарубежной психологии. Данное учебное пособие является формой пропедевтики для студентов, аспирантов, молодых преподавателей с последующей целью самостоятельного освоения оригинальных работ представителей зарубежной психологии личности.
Основное содержание работы (или ее этапы):
Часть I. Психоанализ: теория и анализ личности
Введение
Глава 1. Общая характеристика личности и теории личности в зарубежной психологии
1. 1.Общее представление о личности в зарубежной психологии.
1.2. Понятие теории личности в зарубежной психологии.
Глава 2. Структура, динамика и развитие личности по З.Фрейду (1856-1939)
Глава 3. Структура, динамика и развитие личности по К.Юнгу, А.Адлеру, К.Хорни, Г.Салливану, Э.Фромму, Э.Эриксону, Э.Берну
Глава 4. Теории личности неофрейдистов (Ф.Гринейкр, Н.Фоудор, О.Ранк, Г.Блюм, О.Фенихель, Ш. Ференци, Р.Стерба, М.Клейн, К.Томпсон, А.Фрейд, З.Бернфельд и Ф.Виттелc, К.Абрахам, Е.Джонс и Э.Гловер, А.Кардинер,Ф. Александер)
Глава 5. Новейшие направления в рамках психоаналитической теории.
5.1. Новый социальный и культурный контекст жизни.
5.2. Экспериментальное изучение вытеснения.
5.3. Неосознаваемый конфликт: метод подпороговой психодинамической активации.
5.4. Современный статус понятия бессознательного.
5.5. Эмпирические доказательства влияния порядка рождения (по Адлеру).
5.6. Теория объективных отношений. Нарциссизм и нарциссическая личность.
5.7. Эмпирическая валидизация концепций психосоциальной теории Эриксона.
Заключение
Литература
Часть II. Экзистенциальная и гуманистическая психология: теория и анализ личности
Введение
Глава 1. Общая характеристика экзистенциальной и гуманистической психологии
Глава 2. Теории личности по Л.Бинсвангеру (1881–1966) и М.Боссу (1903–1990)
Глава 3. Теория личности Ролло Мэя (1909–1994)
Глава 4. Теории личности К.Гольдштейна (Голдстайна) (1878–1965) и А.Ангъяла (1902–1960)
Глава 5.Теория и анализ личности Джеймса Бюджентала (1915–2008)
Глава 6. Теория и анализ личности Генри Элленбергера (1905–1993)
Глава 7. Анализ личности Германа Фейвела и Милтона Эриксона (1901–1980)
Глава 8. Теория личности Генри Мюррея (1893–1988)
Глава 9. Теория личности Карла Роджерса (1902–1987)
Глава 10. Теория личности Абрахама Маслоу (1908–1970)
Глава 11. Теория и анализ личности Виктора Франкла (1905–1997)
Заключение
Литература
Примечание: параграфы во всех главах исключены
Часть III. Бихевиористские теории и анализ личности, гештальтистские теории и анализ личности, конституциональные теории и анализ личности, теории и анализ черт личности, когнитивная теория и анализ личности Джорджа Келли, когнитивные, информационно-процессуальные подходы и анализ личности
Введение
Глава 1. Бихевиористские теории личности
1.1. Теория классического обусловливания по И.П.Павлову (1949–1936).
1.2. Теория оперантного обусловливания Б.Скиннера (1904–1990).
1.3. Теория личности по Б.Халлу (1884–1952), Д. Долларду (1900–1980) и Н.Миллеру (род. 1909).
Литература
Глава 2. Гештальтистские теории личности
2.1. Теория личности К.Левина (1890–1947).
Литература
Глава 3. Конституциональные теории личности
3.1. Теория личности по Э.Кречмеру (1888–1964).
3.2. Теория личности по В.Шелдону (1898–1977).
Литература
Глава 4. Теория черт личности
4.1. Общая характеристика теории черт личности в психологии.
4.2. Теория личности Г.Оллпорта (1897–1967).
4.3. Структурная теория личности Р.Кеттелла (1905–1998).
4.4. Теории личности по Г.Айзенку (1916–1997) и Дж. Гилфорду (1897–1976).
4.5. Пятифакторная модель личностных черт.
Литература
Глава 5. Когнитивная теория личности Джорджа Келли
5.1. Общая характеристика теории личности Дж. Келли.
5.2. Сравнение с другими теориями (подходами).
5.3. Основные положения Келли относительно природы человека.
5.4. Достоинства и недостатки теории личности Келли.
Литература
Глава 6. Социально-когнитивная теория личности
6.1. Теория и анализ личности по Джулиану Роттеру.
6.2. Социально-когнитивная теория личности Альберта Бандуры.
(род.1925) и Уолтера Мишеля (род.1930).
6.3. Основные положения Бандуры относительно природы человека.
6.4. Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории.
6.5. Сравнение с другими теориями (подходами).
Литература
Глава 7. Когнитивные, информационно-процессуальные подходы к личности
7.1. Когнитивные структуры информационно-процессуального подхода к личности.
7.2. Когнитивные процессы информационно-процессуального подхода к личности.
7.3. Тренинг вакцинации против стресса и когнитивная терапия депрессии Аарона Бека.
Литература
Глава 8. Общий анализ, теория и эмпирика личности
8.1. Сравнение теорий личности.
8.2. Обзор позиций ведущих теоретиков по основным положениям относительно природы человека.
8.3. Проблемные области и теория личности в перспективе.
Литература
Заключение
Результаты, выводы
В учебном пособии автор сделал попытку плюралистической подачи материала о важнейших гранд-теориях и парадигмах современной теории личности и ее анализе. Представляется целесообразным сравнить эти теории с отечественными теориями личности и ее анализе.
Автор рассчитывает, что изложенные позиции, подходы, методы зарубежной психологии личности будут широко применяться в отечественной психологии, педагогике, медицине, политике, социальной работе, в бизнесе, менеджменте, рекламе, в правоохранительной деятельности, в религиозной службе, в самовоспитании, в спорте.
Что представляет собой теория личности Кеттелла?
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 11 марта 2021 г.
- Категория сообщения: личность
Цель изучения личности Кеттелла отличалась от целей других теоретиков. Он не хотел менять ненормальное поведение от нормального. Он хотел понять и предсказать поведение людей в данных стимульных ситуациях. По его словам, «личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации» (Кеттел, 19 лет).50, с. 2). Он считал неразумным менять личность, не поняв ее полностью. И поэтому предложил свою теорию, названную теорией личности Кеттелла.
Он использовал строгую научную методологию в своем подходе к личности и применил статистическую процедуру, называемую факторным анализом, для обработки данных. Кеттелл выбирает испытуемых, которые были эмоционально нормальными людьми, в отличие от других теоретиков личности, которые использовали тематические исследования пациентов с эмоциональными расстройствами.
Черты в теории личности Кеттелла
Кеттелл обнаружил в факторном анализе факторы, которые он назвал чертами. Он определял черты как относительно постоянные реактивные тенденции, которые являются основными структурными единицами личности. Он считал, что только когда мы знаем чьи-то черты, только тогда мы можем предсказать их поведение в различных ситуациях. В теории личности Кеттелла выделяют следующие типы черт:
а. Общие черты и уникальные черты
Общая черта — это тип черты, который есть у всех, но в разной степени. Некоторые люди могут иметь их в большей степени, чем другие. Например, интеллект, экстраверсия. В то время как уникальные черты — это те, которые специфичны для человека. Они распределяются между одним или несколькими людьми и проявляются в интересах и отношениях человека. Например, одного человека может интересовать мода, другого человека может интересовать писательство.
б. Способности, темперамент и динамические черты
Еще один способ, которым Кеттел классифицировал черты, состоит в их разделении на черты способностей, черты темперамента и динамические черты. Черты способностей определяют наши навыки и то, насколько эффективно мы будем работать над ними. Интеллект — это черта способностей, и наш уровень интеллекта будет определять, насколько усердно мы будем стремиться к нашим целям. Черты темперамента определяют наши общие поведенческие модели реагирования на людей и ситуации в нашем окружении. Например, какие мы легкие на подъем, гибкие. Динамические черты являются движущей или мотивирующей силой нашего поведения. Они определяют наши интересы и амбиции. Кеттелл считал, что теории личности, в которых не упоминается влияние динамики или мотивации, являются неполными, поскольку мотивация — это сила, стоящая за нашим поведением.
в.
Исходные признаки и поверхностные признакиДругой класс признаков, основанный на стабильности и постоянстве, — это исходные признаки и поверхностные признаки. Исходные черты имеют большое значение, они формируют личность и, таким образом, являются строительными блоками личности. Они стабильны и постоянны и порождают какой-то аспект поведения. Кеттел с помощью факторного анализа определил 16 исходных черт и использовал их в личностном тесте, сформированном Кеттеллом, известном как опросник 16 личностных факторов (16PF). Поверхностные признаки образуются в результате взаимодействия (любого) количества исходных признаков. Они могут быть неустойчивыми и непостоянными и не считаются важными для описания личности. Например, невротизм — поверхностная черта, содержащая такие поведенческие элементы, как тревога, нерешительность и иррациональный страх.
д. Конституциональные черты и черты, сформированные окружающей средой
Исходные черты, о которых мы упоминали выше, классифицируются в зависимости от их происхождения на конституциональные черты и черты, обусловленные средой. Конституциональные черты имеют биологическое происхождение, но не обязательно являются врожденными. Например, употребление алкоголя и наркотиков может привести к невнятной речи, болтливости и невнимательности. черты окружающей среды — это те исходные черты, которым мы учимся в результате нашего взаимодействия с нашей социальной и физической средой. Например, поведение, которому научились друзья, соседи и т. д.
Стадии развития личности в теории личности Кеттелла
Кеттелл также определил шесть стадий развития личности, которые охватывают всю продолжительность жизни человека. Эти этапы следующие:
- Младенчество: Период младенчества начинается с рождения до 6 лет. Основное развитие в этот период включает отлучение от груди, приучение к туалету и формирование эго, суперэго и социальных установок. Кеттелл, как и Фрейд, считал, что первые годы жизни являются важной частью развития личности.
- Детство: Этот период длится от 6 до 14 лет. Ребенок начинает жить независимо от родителей и больше идентифицирует себя со сверстниками.
- Подростковый возраст: стадии развития личности по Кеттеллу подростковый возраст составляет от 14 до 23 лет. этот этап напряженный и беспокойный, возникают конфликты с независимостью, самоутверждением и сексом.
- Зрелость : Этот этап длится от 23 до 55 лет. Кеттелл считал этот этап продуктивным и удовлетворительным с точки зрения карьеры, брака и семьи. Человек на этом этапе становится менее гибким, но имеет повышенную эмоциональную устойчивость.
- Поздняя зрелость: Возрастная группа этой стадии 50-65 лет. На этом этапе личность меняется из-за изменения физических, социальных и психологических аспектов. Здоровье, энергия, физическая привлекательность человека ухудшаются, и люди пересматривают свои ценности.
- Старость: Это заключительный этап развития личности Кеттелла, который начинается с 65 лет. этот этап включает в себя различные виды приспособления к потерям, таким как смерть супруга, друга, выход на пенсию, одиночество и незащищенность.
Заключение
Помимо определения личности с точки зрения прогнозирования поведения в различных ситуациях. Кеттелл также считал, что на личность влияют как природа, так и воспитание. Основываясь на своем анализе, он пришел к выводу, что одна треть нашей личности основана на генетике, а две трети — на социальных и экологических влияниях. Существует также критика личностных факторов Кеттелла в его утверждении, что факторный анализ является объективным и точным методом. Однако на нескольких этапах факторного анализа есть решения, на которые влияют личные предпочтения, такие как сбор данных и принятие решения о том, какой тест использовать. Кеттел даже в возрасте 85 лет оставался убежденным, что однажды его работа позволит предсказывать поведение человека с той же степенью точности, с которой астрономы предсказывают движение планет.
Теги: личностные факторы Кеттелла, теории личности
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Теория структурных систем Кеттелла « EMPOWER COMMUNITY HEALTH
БЫСТРЫЙ ОБЗОР:
Подход к построению теории:
Теория систем, основанная на структуре: набор черт, которые определяют поведение, но могут быть изменены сложным взаимодействием с культурой и ситуациями : подход к построению и проверке теории, при котором факты сначала собираются, а затем обобщаются в гипотезы, которые приводят к выводам, которые можно проверить эмпирически
- Чрезмерная зависимость от двумерных экспериментов может привести к чрезмерно упрощенным интерпретациям того, как события происходят в реальности
- Только многовариантные эксперименты позволяют исследователям адекватно анализировать и интерпретировать сложное поведение
Методология: Факторный анализ:
Факторный анализ: метод, предназначенный для упрощения сложного набора данных путем учета их с точки зрения основных факторов
- R-метод: форма факторного анализа, используемая для вывода основных исходных признаков в больших популяциях субъектов
- P-метод: форма факторного анализа, позволяющая оценить структуру уникальных черт индивидуума
Классифицирующие черты:
Черты: относительно постоянные и широкие тенденции реакции, которые служат строительными блоками личности; черты инициируют и направляют поведение
- Конституциональные черты: определяются биологией
- Свойства плесени в окружающей среде: определяется опытным путем
- Способности черты: навыки, которые позволяют людям эффективно справляться с проблемами, создаваемыми окружающей средой
- Черты темперамента: врожденные склонности реагировать на окружающую среду особым образом; включает такие переменные, как капризность человека, возбудимость и уровень активности
- Динамические черты: характеристики, охватывающие мотивы и интересы людей
- Поверхность признаки: наблюдаемый признак, который контролируется основным исходным признаком
- Исходные признаки: основная характеристика, выведенная из взаимокорреляций между рядом измеряемых переменных, или поверхностные признаки
Основные исходные признаки или первичные факторы:
Попытки обнаружить основные исходные признаки или первичные факторы личности должны начинаться с адекватного перечня всех черт личности
- Сфера личности: список всех черт, используемых для описания поведения в культуре
- Опросник шестнадцати личностных факторов (16 PF): факторно-аналитический опросник, предназначенный для измерения первичных или основных основополагающих черт личности
Основные аномальные черты:
Анкета для клинического анализа: тест , предназначенный для измерения нормальных и девиантных черт личности; включает 16 черт PF и 12 других психопатологических черт
Динамические черты и динамическая решетка:
- Динамическая решетка: организованная система черт человеческой личности
- Субсидиация : процесс, включающий взаимосвязь черт внутри динамической решетки или организационной структуры личности; установки зависят от чувств; чувства зависят от эргов
Эконетическая Модель:
Модель, постулирующая сложное взаимодействие между чертами и физической, социальной и культурной средой при прогнозировании поведения
- Сфера окружающей среды: список всех терминов, используемых в культуре для обозначения ситуаций
Динамическое исчисление:
Набор математических формул (спецификационных уравнений), которые объединяют черты, окружающую среду и мотивационные факторы при прогнозировании поведения
- Уравнения спецификации: формулы, определяющие способы взвешивания признаков по отношению к заданным ситуациям, а затем объединяются для прогнозирования поведения
Развитие личности:
Роль наследственности и окружающей среды: и биология, и обучение влияют на развитие черт способен вызвать его после продолжительного сочетания этого стимула с тем, который естественным образом вызывает реакцию
Аномальное развитие:
- Невроз: расстройство, при котором человек сильно тревожен и эмоционально нестабилен
- Психоз: очень тяжелое расстройство, при котором человек часто теряет контакт с реальностью и может представлять угрозу для себя или других
Методы оценки:
- L-данные: информация о жизни человека, основанная на фактическом наблюдении за поведением человека или на записях поведения человека
- Q-данные: информация о поведении человека, полученная посредством самооценки по анкете
- Т-данные: информация, основанная на суждениях наблюдателей о том, как человек реагирует на окружающую среду; данные собираются в ситуациях, которые не позволяют человеку знать, какой аспект его или ее поведения оценивается
Значение теории для терапии:
- В значительной степени опирается на использование психометрических инструментов в диагностике расстройства и оценке эффективности лечения
- Кеттелл был эклектичным в своем отношении к видам лечения, используемым в терапии, но он был целеустремленным в своем решении, что вся терапия должна быть основана на надежных процедурах измерения
Бейондизм : Новая мораль, основанная на науке:
Бейондизм : новая мораль, основанная на научных исследованиях и данных; Кеттелл считал, что этот новый набор этических норм поможет обществу выйти за пределы текущего состояния нестабильности, замешательства и кризиса
- Ограничительная евгеника: программа по снижению рождаемости умственно отсталых; Кеттелл отстаивал эту программу, полагая, что такие люди являются дорогостоящим бременем для общества и замедляют его эволюционный рост 9. 0005
- Креативная евгеника: программа, предназначенная для увеличения рождаемости более умных людей в надежде на то, что такие люди разовьют более здравые этические ценности и внесут больший вклад в благосостояние общества
Оценочные комментарии:
- Полнота: широкий охват
- Точность и возможность тестирования: точность и возможность тестирования
- Бережливость: высокая экономичность
- Эмпирическая валидность: эмпирическая поддержка прогностической валидности теста 16 PF хороша в области психологии труда, но мало поддерживает экономическую модель
- Эвристическая ценность: теория не оказалась очень стимулирующей для основных исследователей, но некоторые из новаторских идей Кастелла о роли черт оказали влияние на современных психологов личности, особенно на тех, кто интересуется факторами Большой пятерки
- Применяемое значение: значительное влияние на клиническую диагностику психопатологии и огромное влияние на психологию труда