Структурный компонент личности: Основные компоненты структуры личности

Основные компоненты структуры личности

25.06.2015

Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения

человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.

Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).

Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Ключевые слова: Личность

Источник: Поликарпов В.А., Психология личности

Материалы по теме

Краткая характеристика внутриличностного конфликта

Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008

Воспитание физической культуры личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Диспозиционное направление исследования личности (по Г. Олпорту)

Столяренко Л.Д., Основы психологии

Астенические личности

Тёлле Р. Психиатрия

Теория личности Гордона Олпорта

Мельник С.Н., Психология личности

Изменение личностных свойств в период взрослости

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Внутренний мир человека

Маралов В.Г., Основы самопознания и саморазвития

Активность личности и личность в мышлении

Петровский В. А., Психология неадаптивной активности

6. Основные структурные элементы личности по с. Л. Рубинштейну и их характеристика

  1. Проблема теоретического определения личности в психологии.

Личность в психологии – это системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее степень представленности в нем общественных отношений.

Основные подходы в изучении определений личности:

  • Биологический — изучение личности осуществляется с точки зрения эволюционного развития, генетических предпосылок и ранее приобретенного опыта; предметом особого внимания является взаимодействие поведенческих аспектов и биологической основы.

  • Экспериментальный — в основе изучения личности лежит изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности; понимание этих процессов приводит к пониманию того, как конкретные события влияют на последующее поведение индивида через воздействие на структуру его личности.

  • Психометрический — изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности; изучение личностных свойств и их различий опирается на применение психологических методов, дающих количественную и качественную характеристику проявления тех или иных свойств.

  • Социальный – изучаются социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности в процессе общения и взаимодействия, социальные роли и их приобретение, а также влияние культуры в целом.

  1. Базовые критерии развития и степени зрелости человека как личности.

Базовые критерии развития личности (К. Обуховский):

  • Рост умения: на протяжении жизни каждой личности усиливается противоречие, выражающееся в том, что достигнутые успехи приводят к росту сложности задач, которые перед ней стоят, а естественный процесс старения ухудшает умения. Только само поддержание умения на прежнем уровне требует, по сути, его постоянного повышения.

  • Появление новых особенностей: это новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мира и изучение новых техник действия.

  • Ощущение удовлетворенности жизнью: удовлетворение – это общий положительный фон, на котором мы рассматриваем нашу жизнь, что не исключает отрицательных эмоциональных состояний как адекватных реакций на неизбежные несчастья и сложности.

  • Способность к самоконтролю требует особых психологических условий, качеств, свойственных исключительно человеку и относящихся к миру переживаний человека, его наиболее осознанному внутреннему миру.

4 базовых критерия уровня зрелости личности(А.А. Реан):

1.ответственность

2.терпимость

3.саморазвитие

4. позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Критерии наличия и степени зрелости личности:

Способность к иерархизации мотивов

– когда человек способен преодолеть собственные побуждения ради социально значимых целей и потребностей.

Ответственность, самостоятельность и критичность – когда человек способен оценить, объяснить и признать собственными свои мысли, побуждения и поступки.

Сознательное соподчинение мотивов – наличие самосознания как основной черты личности.

Основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности и творческая деятельность.

  1. Базовые структурные элементы личности и их характеристика.

В целом структура личности может быть представлена в теоретическом плане следующим образом:

  • Общечеловеческие свойства — ощущения, восприятие, мышление, память, воля, эмоции.

  • Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.

  • Индивидуально – неповторимые черты — темперамент, сочетание ролей, самосознание.

В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:

  • Динамика ее психических процессов – темперамент

  • Психические возможности личности, в отдельных видах деятельности – способности.

  • Направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение.

Проявления в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности.

Психическим фундаментом структуры личности является: влечение, потребности ,желания, стремления

Группы черт личности:

Мотивационные (интересы, цели, мотивы поведения, установки)

Инструментальные (предпочтение средств достижения целей и удовлетворения потребностей)

Стилевые (темперамент, характер, способ поведения, манеры)

  1. Характеристика деятельностного подхода, методологические принципы

деятельностного подхода в психологии.

Деятельность – это форма и условие существования и развития психического мира человека как личности.

Деятельностный подход – психическая теория о порождении, функционировании и структуры психического отражения в процессах деятельности индивида.

Методологические принципы:

  • Предметность (объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа).

  • Активность (деятельность это всегда проявление какой либо активности)

  • Неадаптивная природа человеческой деятельности (личность выступает как активный «элемент» в развивающейся системе общественных отношений, оказывается носителем тенденции к сохранению, воспроизводству родового опыта системы и тенденции к изменению самого рода «расширенному воспроизведению», обеспечивающему появление в системе различных инноваций).

  • Интериоризация / экстериоризация (интериоризация – присвоение общественно — исторического опыта; экстериоризация – вовлечение человека в систему социальных связей с другими людьми).

  • Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности (в зависимости от мотивации одни аспекты образа мира становятся значимыми для человека, эмоционально окрашиваются, а другие остаются «безличными» знаниями, не оказывая существенного влияния на его жизнь).

  • Принцип развития (личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития).

  1. Субъектно-деятельностный подход. Взгляды С.Л.Рубинштейна на проблему личности, этапы развития личности.

Окружающая действительность с точки зрения Рубинштейна существенно независима от субъекта, но если она выступает в роли объекта для нас, она с нами сильно связана. Это значит, что мир представляется для на в виде субъектного образа.

Основной принцип субъектно-деятельностного подхода:

принцип единства сознания и деятельности (субъект в своих действиях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает и определяется, поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть, и формировать его самого).

Личность — исходная психологическая категория, предмет психологического исследования и одновременно методологический принцип психологии.

Личность представляет собой триединство отношений – к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей – чего хочет (мотивы и потребности), что может (способности) и что есть сам человек (характер и направленность).

Этапы развития личности:

  1. Овладение собственным телом, возникновение произвольных движений. (На этом этапе появляются новые предметные действия).

  2. Начало ходьбы, самостоятельность в передвижениях. (Индивид становится самостоятельным субъектом различных действий, и их спектр начинает быстро расширяться. Зарождается самосознание через отношение к другим людям).

  3. Развитие речи, являющейся формой существования мышления и сознания в целом. Речь становится инструментом воздействия на других людей и на окружающий мир.

  4. Начало собственной трудовой деятельности, делающей личность материально независимой.

Основными структурными элементами личности являются психические модальности деятельности – потребности, способности, характер

Личность представляет собой триединство отношений к миру, к другим людям, к самому себе, и трех модальностей:

чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности’,

что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

7. Определение и характеристика деятельности по а.Н.Леонтьеву.

Деятельность – целостный динамический процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объекте его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Структура деятельности:

  • Потребность (состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность. Бывают:

Витальные (жизненные) – еда, питье, сон.

Экзистенциальные (потребность в самореализации)

Социальные.

  • Мотив – это то, ради чего совершается деятельность. Мотивы является не только побудителями к определенным действиям и поведению, но и отражают личностный смысл этих действий и поведения.

  • Цель – осознанный образ желаемого результата (предвосхищение результата деятельности):

Конечная (к чему стремимся)

Промежуточная (условия достижения цели)

Операций

Функций (психофизиологический уровень деятельности)

8. Предметно-деятельностный подход. Концепция личности а.Н.Леонтьева.

Деятельность – это целостный динамичный процесс активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого возникает и воплощается в объект, его психический образ, реализуется отношение к нему и удовлетворяется определенная потребность.

Исходной является внешняя, предметная деятельность, от которой производятся все виды внутренней психической деятельности и сознания. Основной характеристикой деятельности выступают предметность и субъектность.

Структура деятельности: потребность-мотив-цель-условия и совместимые с ними цели-действия

Потребности. (Состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида). Она проявляется в как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения (т.е. не осознается) и вызывает поисковую активность.

Витальные(жизненные) – еда, питье, сон. Экзистенциальные (потребности в самореализации). Социальные

Мотив. Это побуждение к чему-либо (опредмечанная потребность). Определяет поисковую активность. С появлением мотива начинается собственная деятельность.

Цель. Это осознанный образ желаемого результата. Предвосхищение результата деятельности (предвидение). Конечная (к чему стремимся). Промежуточная (условия достижения цели)

Потребность, мотив, цель – внутренняя сторона деятельности.

Действия. Это внешняя сторона деятельности. Она складывается из действий (-это целевой акт поведения). Действия – сложноорганизованный процесс. Операции – более низний уровень в структуре деятельности. Функции – более мелкий акт деятельности, психофизиологический акт деятельности.

Процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Вместе с рождением действия возникает основной элемент собственно человеческой психики – смысл для человека того, на что направлена его активность. Возникая в деятельности, смысл становится единицами человеческого сознания, его образующими. В рамках сознания смысл выражает значение. С развитием форм и функций деятельности меняется и внутреннее строение сознания человека.

Личность – это внутренним момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль внешней интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида.

Личность – это продукт интеграции процессов осуществляющих жизненные отношения субъекта, это прежде всего общественные отношения в которые он вступает в процессе предметной деятельности.

Личностью человек становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Личность не обусловлена генотипически, личностью не рождаются – личностью становятся. Личность – это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Личность характеризуется способностью влиять на свои потребности и мотивы путем их иерархизации, что отражается в конкретной деятельности.

Структура личности: Ид, Эго и Суперэго

29.04.2020 | 0

Эпизод №5 курса Теории Зигмунда Фрейда от Psychology Insights Online

 

«Большинство людей на самом деле не хотят свободы, потому что свобода предполагает ответственность, а большинство людей боятся ответственности». ―Зигмунд Фрейд

Одним из ключевых допущений психологии по Фрейду является Принцип Удовольствия . В нем говорится, что люди мотивированы одновременно искать удовольствия и одновременно пытаться избежать боли. Однако реальность социального мира гарантирует, что это не всегда так. Например, наши самые грязные и гедонистические желания часто остаются нереализованными из-за страха перед наказанием или социальной изоляцией. Следовательно, удовольствие может вместо этого выражаться в бессознательном (например, через сны). Борьба между удовольствием и страхом наказания также лежит в основе теории личности Фрейда.

Согласно Фрейду, человеческая личность состоит из трех компонентов: Ид, Эго и Суперэго. Хотя они концептуализируются как три отдельные структуры, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Самый простой способ представить структуры — использовать метафору айсберга. В нем Ид находится полностью под поверхностью воды (бессознательное), Эго в основном находится над поверхностью воды (сознательное и предсознательное), а Суперэго в основном находится под поверхностью, но также достигает ее. бессознательное, предсознательное и сознательное). Давайте рассмотрим каждый более подробно.

Идент. Ид появляется первым, считается, что он находится полностью в бессознательном и управляется биологически. Мы рождаемся с Ид, и это резервуар, содержащий то, что Фрейд называл инстинктом жизни, называемым Эрос , и инстинктом смерти, или Танатос . В основе Эроса лежит Либидо , энергия, вызывающая неослабевающее сексуальное желание. Оно полностью находится под влиянием принципа удовольствия; другими словами, он ищет удовлетворения любой ценой. К счастью, Ид обычно не взаимодействует с миром; в противном случае человек вскоре обнаружит, что ведет себя очень социально неприемлемым образом. Когда мы младенцы, наша личность полностью находится под влиянием Ид. Однако с возрастом это начинает меняться с развитием Эго и Суперэго.

Эго. Эго руководствуется Принципом Реальности , механизмом, с помощью которого Ид держится под контролем. Основная задача Эго — обеспечить баланс между требованиями мира и побуждениями Ид. Он делает это, давая Ид возможности выражать свои желания, но только в тех обстоятельствах, когда это безопасно. Фрейд утверждал, что Эго делало это с помощью вторичных процессов , стратегий, предназначенных для обеспечения выхода Ид. Например, Оно может решить, что хочет утолить жажду, украв банку газировки; однако вместо этого Эго может справиться с этим желанием, выпив воды из фонтанчика и отложив покупку газировки. Эго должно бороться не только с желаниями Ид, но и с ожиданиями Суперэго.

Суперэго. Третьим и последним компонентом модели личности Фрейда является Суперэго. Эта структура впервые появляется в раннем детстве и представляет собой общественную мораль. Суперэго является антитезой Ид, но столь же неразумно. То есть Суперэго желает полностью подавить импульсы Ид. Он делает это, предъявляя строгие требования к Эго не допускать никакого выражения побуждений Ид. Однако Фрейд считал, что мы должны выражать свои биологические желания (например, половые), а последствиями уступки ожиданиям Супер-Эго совершенного морального поведения являются напряжение и чувство вины. Уравновешивание требований Ид и Суперэго впоследствии создает большую нагрузку на Эго. Фрейд предположил, что нарушения в тонком танце между этими тремя компонентами личности негативно сказываются на психическом здоровье пациентов.

Сегодняшнее задание: Найдите время, чтобы поразмышлять о взглядах Фрейда на личность. Можете ли вы определить какой-либо из этих внутренних конфликтов Ид-Эго-Супер-Эго внутри себя? Как насчет времени, когда Оно хотело чего-то, но вмешалось ваше внутреннее Эго и остановило вас от действия?

На завтрашней лекции я собираюсь обсудить несколько идей Фрейда о том, как Эго управляет этими отношениями и тревогой, которая часто возникает. Тогда увидимся!

 

Рекомендуемая книга

Эго и ID от Sigmund Freud

. Психологические исследования — 1.2: Экспериментальные исследования — 1.3: Типы исследований3: Биопсихология — 2.1: Нейротрансмиттеры — 2.2: Мозг и нервная система3: Введение в теории развития, личности и стадий — 3. 1: Моторное и когнитивное развитие — 3.2: Эриксоновские стадии развития Психосоциальное развитие — 3.3: Стадии психосексуального развития по Фрейду — 3.4: Структурно-топографическая модель Фрейда — 3.5: Механизмы защиты Эго Фрейда — 3.6: Механизмы защиты Эго Фрейда — — 3.7: Стадии морального развития Кольберга4: Введение в теорию обучения и психологию поведения — 4.1: Классическое и оперантное обусловливание — 4.2: Подкрепление и схемы подкрепления5: Ощущение и восприятие — 5.1: Ощущение — 5.2: Восприятие6: Память, интеллект и состояния ума — 6.1: Память и забывание — 6.2: Интеллект — 6.3: Релаксация и гипноз7: Мотивация и эмоции — 7.1: Мотивация — 7.2: Эмоции8: Социальная психология — 8.1: Наш взгляд на Я и другие8.2: Послушание и власть8.3: Роль групп9: Психопатология — 9.1: Классификация психопатологии — 9.2: Психиатрические расстройства — 9.3: Стигма, стереотипы и психически больные10: Психотерапия — 10.1: Типы психотерапии10.2: Терапевты Ссылки



психосексуальное развитие заложило основу того, как развивались наши личности, оно было лишь одной из пяти частей его общей теории личности. Он также считал, что на этих этапах развиваются различные движущие силы, которые играют важную роль в том, как мы взаимодействуем с миром.

Структурная модель (Ид, эго, суперэго)


Согласно Фрейду, мы рождаемся с нашим Ид. Ид является важной частью нашей личности, потому что, будучи новорожденными, он позволяет нам удовлетворять наши основные потребности. Фрейд считал, что ид основан на нашем принципе удовольствия. Другими словами, Ид хочет того, что ему нравится в данный момент, не принимая во внимание реальность ситуации. Когда ребенок голоден, Ид хочет есть, и поэтому ребенок плачет. Когда ребенка нужно переодеть, ид плачет. Когда ребенку неудобно, ему больно, ему слишком жарко, слишком холодно или он просто хочет внимания, Ид говорит до тех пор, пока его или ее потребности не будут удовлетворены.

Ид не заботится о реальности, о чужих потребностях, только о собственном удовлетворении. Если подумать, дети не очень внимательны к желаниям своих родителей. Они не заботятся о времени, спят ли их родители, отдыхают, обедают или моются. Когда id чего-то хочет, все остальное не важно.

В течение следующих трех лет, по мере того как ребенок все больше и больше взаимодействует с миром, начинает развиваться вторая часть личности. Фрейд назвал эту часть Эго. Эго основано на принципе реальности. Эго понимает, что у других людей есть потребности и желания, и что иногда импульсивность или эгоизм могут навредить нам в долгосрочной перспективе. Работа эго состоит в том, чтобы удовлетворять потребности ид, принимая во внимание реальность ситуации.

К пяти годам, или к концу фаллической стадии развития, развивается Супер-Эго. Суперэго является моральной частью нас и развивается из-за моральных и этических ограничений, наложенных на нас нашими опекунами. Многие приравнивают суперэго к совести, поскольку она диктует нашу веру в правильное и неправильное.

У здорового человека, по Фрейду, Эго является самым сильным, чтобы оно могло удовлетворять потребности Ид, не расстраивать Супер-Эго и при этом учитывать реальность каждой ситуации. В любом случае это непростая работа, но если Ид становится слишком сильным, импульсы и самоудовлетворение берут верх над жизнью человека. Если суперэго станет слишком сильным, человек будет руководствоваться жесткой моралью, будет осуждающим и непреклонным в своем взаимодействии с миром. Продолжая читать, вы узнаете, как эго сохраняет контроль.

Топографическая модель

Фрейд считал, что большая часть того, что мы переживаем в своей жизни, лежащие в основе эмоции, убеждения, чувства и импульсы недоступны нам на сознательном уровне. Он считал, что большая часть того, что нами движет, скрыто в нашем бессознательном. Если вы помните Эдипов комплекс и комплекс Электры, они оба были вытеснены в бессознательное, вне нашего сознания из-за крайней тревоги, которую они вызывали. Однако, погребенные там, согласно Фрейду, они продолжают оказывать на нас сильное влияние.

Роль бессознательного — это только часть модели. Фрейд также считал, что все, что мы осознаем, хранится в нашем сознании.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts