Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс) > 6 пчел
Особенность человека состоит в том, что он, планируя какую-либо деятельность, может предвидеть результат своего труда, ставит цели, ищет средства ее достижения. То есть, деятельность человека состоит из разных компонентов, составляющих ее структуру. Узнаем подробнее, что такое структура деятельности человека.
Цель
Одним из самых важных элементов деятельности является цель, то есть то, на что направлен труд, мысленный образ.
Цель можно проиллюстрировать примером. Скульптор решил создать памятник героям Великой Отечественной войны. Сначала он представляет, как будет выглядеть будущая скульптура, и только потом осуществляет свои замыслы, создавая то, что нарисовало его воображение. В этом случае памятник, представляемый мысленно – это цель мастера, а готовая работа – результат.
Средства
Для для того, чтобы достичь цели, человеку необходимо применять какие-либо средства, то есть то, что помогает реализовывать деятельность. Например, строитель, возводя здание, использует кирпич, цемент, разные инструменты. Есть свои средства и в познавательной деятельности: ученик для получения знаний использует учебники, карты, энциклопедии.
Результат
Поставив цель, используя специальные средства, человек получает результат. Это то, чего он хотел достичь: вещи, отношения, знания.
Результатом деятельности человека на протяжении всего исторического развития является культура. Все, что мы видим вокруг себя – дома, автомобили, предметы быта, одежду – все это появилось благодаря осознанной деятельности людей.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Деятельность — способ существования людей
- 2. Познавательная деятельность человека
- 3. Человек и его деятельность (6 класс)
- 4. Познавательно-коммуникативная деятельность (10 класс)
Мотивы
Те или иные условия побуждают человека ставить цели и достигать их. То, почему мы стремимся заняться какой-либо деятельностью, называют мотивом. Для одного и того же действия могут быть разные мотивы. К примеру, двое писателей пишут книгу. Один из них хочет заработать, продавая свой труд, стать известным. Другому просто хочется выложить свои мысли на бумаге. Другой случай: решив порадовать родителей, ученик начал активно проявлять себя в учебной, творческой и спортивной деятельности.
Действия
Деятельность выражается в каких-либо действиях. Учебная – в чтении, решении задач, написании сочинений и так далее, художественная – в написании картин, музыки, выполнении танцевальных движений и другое.
Деятельность может осуществляться осознанно (когда поставлена цель, намечены средства) и неосознанно (в результате импульсивных, необдуманных действий, но неосознанность не является нарушением действия).
В этом состоят структура и специфика деятельности.
В науке понятие деятельности часто соотносят с поведением. Попробуем понять, в чем сходство и различие данных понятий.
Поведение и деятельность человека отличаются осознанностью и целенаправленностью. Поэтому стоит строго различать понятия поведения человека и животного.
Разница этих терминов в том, что деятельность – более полное и обширное понятие. Оно охватывает все виды действий, совершаемых человеком. Поведение отражает отношение человека к обществу, в котором он живет, принятие, либо непринятие им общепринятых норм и законов, степень усвоения личностью общественно важных качеств.
Что мы узнали?
Изучив тему обществознания 10 класса, мы выяснили, что осознанная деятельность имеет свою структуру. К ее элементам относятся цель, средства, действия и результат. Также важным компонентом деятельности, без которого она невозможна – мотив, то есть, то, что побуждает выполнять те или иные действия. Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, также как один мотив может являться причиной разных видов деятельности.
Рене Декарт (Rene Descartes) краткая биография математика
После возвращения во Францию, Декарт снова переезжает. Из-за обвинений в ереси он решил обосноваться в Голландии. В те времена много времени уделяет науке. В 1637 году был напечатан труд Декарта «Рассуждение о методе». Вслед за ним вышли: «Размышления о первой философии», «Начала философии». Многие годы биографии математика Декарта его труды не признавались. Вскоре после переезда в 1649 году в Стокгольм Декарт скончался….
05 04 2023 4:24:41
Глагол to be в Present Simple, спряжение
Эта статья поможет разобраться с тонкостями употрeбления глагола и избежать ошибок на пpaктике…
04 04 2023 16:59:19
Виктория Боня краткая биография телеведущей
На телевидении Виктория появилась в мае 2006. Именно тогда реалити шоу «Дом 2» с девизом «Построй свою любовь» пополнилось новой красавицей. Проведя на проекте почти год, в апреле 2007 Боня ушла из «Дома 2». Но успела понравится всей стране и получила толчок к дальнейшей публичной деятельности….
03 04 2023 20:47:30
Древний Рим – кратко об истории, летоисчислении и рабстве
До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. ..
02 04 2023 0:35:32
Что такое общество – определение (5 класс, обществознание)С помощью этого материала можно повторить пройденные темы, подготовить дополнительную информацию на урок в 5 классе обществознания…
01 04 2023 17:17:37
Самая краткая биография Блока
Родился в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница)…
31 03 2023 0:40:18
Самая краткая биография Носова
Родился Николай 10 ноября 1908 года в Киеве в семье актера…
30 03 2023 21:33:11
Лионель Месси (Lionel Messi) краткая биография футболиста
Вскоре Месси стали сравнивать с аргентинским футбольным героем Диего Марадоной. Как и Марадона, Лионель был нападающим, приносящим комaнде очки. Официальный сайт «Барселоны» называет Месси «в высшей степени талантливым». В 2006 году спортсмен был в составе аргентинской комaнды на чемпионате мира.
29 03 2023 9:29:43
Города-миллионеры Зарубежной Европы, крупнейшие по численности населения в таблице
Столицы В таблице представлены крупнейшие города Зарубежной Европы по численности населения, являющиеся столицами. Во всей Зарубежной Европе насчитывается около 40 городов с населением, число которого превышает миллион. Площадь этого региона небольшая, но он концентрирует в себе почти 8% всего мирового населения….
28 03 2023 18:38:39
Климатообразующие факторы – перечисление и названия основных для урока в 7 классе
…
27 03 2023 14:45:46
Здоровый образ жизни (6 класс, обществознание)
Ничего не изменилось: в семье лентяев и пессимистов сложно стать активным и ярким спортсменом, и именно поэтому обществознание нацеливает ребят на правильный подход к своему образу жизни…
26 03 2023 14:20:52
2 склонение существительных – примеры падежных окончаний имен существительных второго склонения для 4 класса
Особенности II склонения имен существительных Ко 2 склонению существительных в русском языке относятся существительные мужского рода, которые имеют в начальной форме (в И. п. единственного числа) нулевое окончание, а также существительные среднего рода с окончаниями -о (-е). Второе склонение имен существительных относится к продуктивным типам склонений и является постоянным признаком существительных….
25 03 2023 14:58:19
Андрей Миронов краткая биография актёра
После окончания школы поступил в театральное училище Щукина. Участие в первом фильме в биографии Миронова было принято в 1960 году («А если это любовь?»). После окончания училища стал члeном труппы театра сатиры в Москве, много гастролировал. Всего в театре Миронов сыграл около 30 ролей. В 1966 году стал ведущим передачи «Добрый вечер»….
24 03 2023 11:53:10
Самая краткая биография Земцова
Биография Михаила Земцова стала интересовать широкую публику после того, как он начал встречаться с Кристиной Орбакайте. Пара познакомилась в Майами, куда Кристина отправилась на празднование дня рождения Игоря Николаева. Случайно Орбакайте оказалась на другом празднике, где увидела Михаила. По его словам, он не узнал знаменитую российскую певицу и актрису, поскольку не интересовался звездами шоу-бизнеса в России. Затем Михаил и Кристина начали встречаться, а в 2005 году официально зарегистрировали свой бpaк….
23 03 2023 7:47:24
Экономика семьи (обществознание, 8 класс)Семейная экономическая политика сравнима с жизнью предприятия…
22 03 2023 14:39:21
Роджер Клеменс (Roger Clemens) краткая биография бейсболиста
В 1997 году он переехал в Торонто, а затем стал играть питчером за «Нью-Йорк янкиз». Клеменс лидировал в лиге по среднему числу законных пробежек в 1986, 1990-92 и 1997-98 годах, и в страйкаутах пять раз. Откладывая запланированный уход, он в 2004 году на два года присоединился к комaнде «Хьюстон астрос». В том же году в биографии Роджера Клеменса был выигран седьмой приз Сая Янга. Чуть позже, в возрасте 43 лет Клеменс показал свой лучший результат по среднему числу пробежек (1. 87) в главной бейсбольной лиге. В 2007 году он заключил контpaкт с «Янкиз»….
21 03 2023 15:41:51
Это звезды, которые могут располагаться одиночно или в целых группах – созвездиях…
20 03 2023 3:48:39
Множественное число существительных в английском языке – правила образования в таблице
Многие явления, привычные для представителей данной культуры, кажутся непонятными носителям русского языка…
19 03 2023 13:33:27
Россия вступает в 20 век (окружающий мир, 4 класс)
Глобальные перемены коснулись социальной, экономической и политической сфер общества…
18 03 2023 11:33:15
Планеты Солнечной системы по порядку от Солнца, расположение и названия в порядке удаления
Она сформировалась путем гравитационного сжатия газопылевого облака примерно 4,57 млрд.
..17 03 2023 12:57:49
Таблица “Класс паукообразные” – представители
Основные представители – это пауки, скорпионы, клещи и сенокосцы…
16 03 2023 11:37:46
Причины распада Монгольской империи и ее ослабления
После cмepти великого завоевателя начинается процесс постепенного упадка империи, приведшего к ее распаду…
15 03 2023 16:50:24
Краткая биография Данте Алигьери (Dante Alighieri) Деятели, Писатели
Следующим произведением в биографии Алигьери стал «Пир», написанный в изгнании. За ним последовал тpaктат «О народном красноречии». Вынужденный покинуть Флоренцию, Алигьери ездил по Италии, Франции. Тогда же был активным общественным деятелем – читал лекции, принимал участие в диспутах. Самым известным произведением в биографии Данте Алигьери стала «Божественная комедия», которую писатель создавал с 1306 года и до конца своей жизни. Произведение состоит из трех частей – Ад, Чистилище, Рай.
14 03 2023 19:46:41
Какие природные комплексы называют природными зонами
Природные зоны отличаются друг от друга набором схожих хаpaктеристик. Рельеф и географическое положение формирует особенности климата, который в свою очередь является основой для той или иной почвы. Почва дает жизнь растениям, а трава и кустарники формируют ореол обитания животных. Такая простая схема поможет легко запомнить любую природную зону….
13 03 2023 15:55:14
Роза Сябитова краткая биография телеведущей
Все быстро изменилось после cмepти мужа. Но Роза не только смогла сама выйти из депрессии, а еще решила помогать другим людям. Тогда Сябитова основала агентство знакомств. Своими стараниями Роза не только знакомит людей, а еще помогает разобраться в желаниях, причинах неудач и неуверенности, в общем – помогает обрести счастье.
Сябитова является члeном Международной Ассоциации личностного роста и Саморазвития….12 03 2023 1:27:48
Причастие – описание и понятие о причастии в русском языке, коротко с примерами
В данной статье описаны хаpaктерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного…
11 03 2023 2:13:41
Природные зоны Субтропического пояса, степь и пампа как основные субтропики
Выделяют несколько природных зон субтропического пояса, обладающих сходным климатом…
10 03 2023 1:34:41
Ресурсы мирового океана (география 10 класс) – шельфы, энергетические, биологические и основные ресурсы
По мнению всех исследователей, он является огромной кладовой природных богатств, самых разных ресурсов, исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых…
09 03 2023 2:29:55
Природные зоны Великобритании – основные особенности
Хотя климат немного похож на северные страны континентальной Европы, природа Англии имеет свои особенности, что обусловлено близостью Северо-Атлантического течения. ..
08 03 2023 9:43:14
Кузнецко-алтайский подрайон – население, природные ресурсы, площадь
Каковы особенности этого подрайона, и какими природными ресурсами он обладает? …
07 03 2023 19:37:18
Краткая биография Макс Бирбом (Max Beerbohm) Комики, юмористы, Писатели, Художники
Он сотрудничал со знаменитым журналом « Желтая книга» во время обучения в Оксфорде…
06 03 2023 10:31:22
Культура Древнего Востока в таблице (кратко для 5 класса)
Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура, науки…
05 03 2023 3:40:14
Животный мир природных зон России, растения и животные
До сих пор биологи не могут завершить описание всех живых существ, населяющих Россию…
04 03 2023 7:25:45
Первобытное общество – искусство, культура и общины (6 класс, история)
Это огромный исторический пласт, который берет свое начало с появления древнейших людей и заканчивается возникновением государств и цивилизаций. ..
03 03 2023 23:26:52
Двустворчатые моллюски – представители класса, особенности строения систем (7 класс)
Этот класс типа Мягкотелые насчитывает более 15 тысяч видов…
02 03 2023 20:35:29
Людмила Гурченко краткая биография актрисы
Но громадный успех принес не этот, а следующий фильм – «Карнавальная ночь», во время съемок которого молодая актриса продолжала обучение. В год окончания института (1958) снялась в киноленте «Дeвyшка с гитарой». Способность хорошо входить в роли, исполнять даже трагические, тяжелые сцены способствовала дальнейшей карьере в биографии Гурченко….
01 03 2023 5:21:40
Значение и роль члeнистоногих в природе и жизни человека
Рассмотрим конкретно по классам и определим роль члeнистоногих в природе…
28 02 2023 1:42:29
Дигибридное скрещивание с полным доминированием (сцепленное и гетерозиготное)
Закономерности наследования признаков при таком скрещивании были открыты Грегором Менделем. ..
27 02 2023 10:44:18
Воздействие человека на природу (7 класс, обществознание), отрицательное и положительное
Человек, появившийся в природе пpaктически последним среди других классов живых существ, стал изменять все вокруг себя…
26 02 2023 15:52:13
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, герои-партизаны
О его особенностях и самых ярких представителях расскажем в нашей статье…
25 02 2023 4:17:24
Past Perfect правила и примеры употрeбление времени Past Perfect Simple для 6-7 класса
Общие сведения В английском языке существует три времени: Past (прошедшее), Present (настоящее) и Future (будущее). В этом плане русский язык со своим собратом солидарен. Но есть между ними и разногласия – временные формы. В зависимости от того, какое перед нами действие – регулярное, длительное или завершённое, в каждом из трёх времен выделяют четыре аспекта: Simple (Простое), Continuous (Длительное), Perfect (Совершенное), Perfect Continuous (Длительное Совершенное). Сегодня в центре внимания правила употрeбления Past Perfect Simple – Прошедшего Совершённого времени….
24 02 2023 17:33:42
Адольф Берли (Adolf Berle) краткая биография
Позже, в 1927 году, он стал профессором корпоративного права в Колумбии. Будучи специалистом в праве корпораций и финансах, Адольф Берли стал члeном «мозгового треста» Франклина Д. Рузвельта. Он помог оформить много законодательств о банках, безопасности «Нового курса» (реформы Рузвельта)….
23 02 2023 23:30:42
Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса
Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны…
22 02 2023 13:25:32
Уильям Колгeйт (William Colgate) краткая биография бизнесмена
В 1850 он начинает изготавливать причудливое мыло, а также другие банные принадлежности. Кроме того, за свою биографию Уильям Колгeйт организовал несколько библейских обществ, включая американское библейское общество в 1816. Он внес пожертвования для образования учреждения, которое впоследствии было названо университетом Колгeйта….
21 02 2023 11:48:56
Виктор Ющенко краткая биография президента
В 1987 году в биографии Виктора Андреевича Ющенко была занята должность руководителя планово-экономического управления Агропромбанка. Уже через два года занял в Агропромбанке (позже – банк «Украина») пост главы правления. В 1922 году против главных руководителей данного банка возбудили уголовное дело по обвинению в грубых нарушениях….
20 02 2023 16:39:47
Охраняемые виды покрытосеменных растений (биология, 5 класс)
Причины сокращения численности видов Растение не исчезает само по себе, этому всегда есть причины. Основные из них:…
19 02 2023 14:11:42
Жан Луи Жерико (Jean Louis Gericault) краткая биография художника
С 1816 до 1817 года Жерико учился в Риме. По возвращению в Париж он представил свою знаменитую картинку «Raft of the Medusa» 1819, Лувр. Это было громадное бушующее полотно, изображающее группу людей после кораблекрушения. Картина основывалась на реальном событии того времени, которое содержало скандальные элементы и политический подтекст, так что работа привлекла большой общественный интерес….
18 02 2023 16:39:32
Алексей Воробьев краткая биография певца
Музыкальное образование После окончания школы Алексей поступает в музыкальный колледж по классу аккордеона. Во время учебы парень всегда участвовал в различных концертах и конкурсах, занимая исключительно призовые места. В шестнадцать лет становится солистом Тульского вокального ансамбля «Услада»….
17 02 2023 3:12:30
Джордж Крукшенк (George Cruikshank) краткая биография художника
Он выполнил иллюстрации более чем для 850 книг. Среди лучших его иллюстраций знаменитые «Life in London» (сделана в сотрудничестве с братом), гравюры для «German Popular Stories», иллюстрации к произведению «Oliver Twist». В последующих годах биографии Джорджа Крукшенка были были выполнены многие рисунки, изображающие последствия несдержанности. Это, например «Drunkard’s Children», «The Bottle», «The Gin Trap». Коллекции работ Крукшенка представлены в британском музее, а также музее Виктории и Альберта….
16 02 2023 11:51:30
Сонни Листон (Sonny Liston) краткая биография боксера
В 1963 он удержал свой титул в повторном бою с Паттерсоном. Но уже в следующем году проиграл бой Мухаммеду Али, передав ему свое чемпионское звание. В повторном матче с Али в 1965 году Листону не удалось одержать победу. Возвращение к своему прежнему состоянию спортсмен начал в 1966 году. Но в 1971 спортсмен скончался от сердечного приступа….
15 02 2023 21:53:20
Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 ::
Организационная структура предприятия — СКБ Контур
25 июля 2022 724 216
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
- Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
- Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
- Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.
Элементы организационной структуры
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
- Управление
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.
- Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
- Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Традиционные организационные структуры
Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.
Существует несколько типов традиционных структур.
- Линейная организационная структура
Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.
Преимущества:
- Самый простой вид организационной структуры.
- В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
- Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
- В структурах власти и ответственности существует ясность.
- Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
- Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
Недостатки:
- Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
- Постоянная проблема — отсутствие специализации.
- Начальник отдела может быть перегружен работой.
- Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
- Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
- Решения принимаются одним человеком.
Линейно-штабная организация
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
Преимущества:
- Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
- Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
- Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
- При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
- Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
Недостатки:
- Среди сотрудников может возникать путаница.
- У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
- Слишком много уровней иерархии.
- Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
- Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
- Решения могут приниматься слишком долго.
Функциональная структура
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
Преимущества:
- Высокая степень специализации.
- Ясный порядок подчиненности.
- Четкое понимание ответственности.
- Высокая эффективность и скорость.
- Отсутствие необходимости в дублировании работы.
- Все функции одинаково важны.
Недостатки:
- Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
- В центре внимания находятся люди, а не организация.
- Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
- По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
- Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
- Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.
Дивизиональная структура
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
- Продуктовая (товарная) структура
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Преимущества:
- Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
- Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
- Быстрое и легкое принятие решений.
- Большая независимость у лиц, принимающих решения.
- Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
- Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
Недостатки:
- Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
- Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
- Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
- Все единицы не могут быть равнозначными.
- Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.
Рыночная структура
Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.
Преимущества:
- Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
- Они доступны клиентам.
- Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
- Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
- Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
- Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
Недостатки:
- Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
- Принятие решений может вызывать конфликты.
- Трудно определить производительность и эффективность.
- Все рынки могут не рассматриваться как равные.
- Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
- Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
- Географическая структура
У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.
Преимущества:
- Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
- Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
- Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
- Отчеты по работе отдельных рынков.
- Решения принимаются взвешенно.
- Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
Недостатки:
- Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
- Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
- Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
- Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
- Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.
Матричная структура
Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.
Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.
Преимущества:
- Сотрудники не работают на временной работе.
- Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
- Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
- Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
- Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
- Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
Недостатки:
- Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
- Менеджер по проекту не имеет полной власти.
- Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
- Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
- Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
- Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.
Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.
Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Экстерн
Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН
Узнать больше
Распознавание человеческой деятельности и обнаружение закономерностей
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC3023457
Всеобъемлющие вычисления IEEE. Авторская рукопись; доступно в PMC 2011 19 января.
Опубликовано в окончательной редакции как:
Распространенные вычисления IEEE. 2010 г.; 9 (1): 48.
DOI: 10.1109/MPRV.2010.7
PMCID: PMC3023457
NIHMSID: NIHMS261970
PMID: 21258659
COPYRIT его можно применить ко многим реальным проблемам, ориентированным на человека, таким как уход за пожилыми людьми и здравоохранение. Успешные исследования до сих пор были сосредоточены на распознавании простых человеческих действий. Распознавание сложных действий остается сложной и активной областью исследований. В частности, природа человеческой деятельности ставит следующие проблемы:
Распознавание параллельных действий
Люди могут выполнять несколько действий одновременно [3]. Например, люди могут смотреть телевизор, разговаривая со своими друзьями. Такое поведение следует распознавать с использованием подхода, отличного от подхода к последовательной деятельности.
Распознавание чередующихся действий
Определенные действия в реальной жизни могут чередоваться [3]. Например, во время приготовления пищи, если звонит друг, люди приостанавливают приготовление пищи на некоторое время, а после разговора с другом возвращаются на кухню и продолжают готовить.
Неоднозначность толкования
В зависимости от ситуации трактовка сходных действий может быть различной. Например, действие «открыть холодильник» может относиться к нескольким действиям, таким как «готовка» или «уборка».
Несколько резидентов
Во многих средах присутствует более одного резидента. Действия, которые выполняются резидентами параллельно, должны быть признаны, даже если деятельность выполняется совместно резидентами в группе.
Понимание деятельности человека включает в себя распознавание деятельности и выявление закономерностей деятельности. Первый фокусируется на точном обнаружении деятельности человека на основе предопределенной модели деятельности. Поэтому исследователь распознавания деятельности сначала строит концептуальную модель высокого уровня, а затем реализует модель, создавая подходящую всеобъемлющую систему. С другой стороны, обнаружение паттернов активности больше связано с поиском некоторых неизвестных паттернов непосредственно из данных датчика низкого уровня без каких-либо заранее определенных моделей или предположений. Следовательно, исследователь обнаружения паттернов активности сначала строит всеобъемлющую систему, а затем анализирует данные датчиков, чтобы обнаружить паттерны активности. Несмотря на то, что эти два метода различны, они оба направлены на улучшение технологии человеческой деятельности. Кроме того, они дополняют друг друга — обнаруженный шаблон активности можно использовать для определения действий, которые будут распознаваться и отслеживаться.
Целью распознавания деятельности является распознавание обычной человеческой деятельности в условиях реальной жизни. Точное распознавание деятельности является сложной задачей, поскольку человеческая деятельность сложна и очень разнообразна. Для построения моделей деятельности использовалось несколько алгоритмов, основанных на вероятности. Скрытая марковская модель и условное случайное поле являются одними из самых популярных методов моделирования. Мы опишем эти два метода в контексте примера действия , поедающего .
Скрытая модель Маркова (HMM)
Простые действия могут быть точно смоделированы как цепи Маркова. Однако сложные или незнакомые действия часто трудно понять и смоделировать. Например, исследователю, изучающему повседневную деятельность человека с деменцией, будет трудно подобрать модель, если он не является экспертом в области деменции и не разбирается в связанных с ней науках о поведении. К счастью, наблюдение сигналов, исходящих от сложных или незнакомых действий, можно использовать для косвенного построения модели действия. Такая модель называется скрытой марковской моделью или HMM. Наблюдая за эффектами деятельности, HMM может постепенно строить модель деятельности, которую можно дополнительно настраивать, расширять и повторно использовать в аналогичных исследованиях.
HMM — это генерирующая вероятностная модель, которая используется для генерации скрытых состояний из наблюдаемых данных [2]. В частности, основной целью этой модели является определение скрытой последовательности состояний (y 1 y 2 … y t ), которая соответствует наблюдаемой выходной последовательности (x 1 ,x 2 …, x т ). Другая важная цель состоит в том, чтобы надежно изучить параметры модели из истории наблюдаемых выходных последовательностей. показывает графическое представление HMM, состоящего из 5 скрытых состояний и 4 наблюдаемых переменных.
Открыть в отдельном окне
Графическое представление HMM
HMM требует двух предположений о независимости для приемлемого вывода:
1 st порядок Марковское предположение о переходе
P ( Y T ∣ Y 1 , Y 2 , Y 3 ,…… . .. y y y y y y y y . Р ( у t ∣ y t −1 )
Будущее состояние зависит только от текущего состояния, а не от прошлых состояний [2]. То есть скрытая переменная в момент времени t, y t , , зависит только от предыдущей скрытой переменной y t−1 .
Условная независимость параметров наблюдения
P ( x т ∣ у т , x 1 , x 2 , …, x t −1 , y 1 , y 2 , y 3 , …, Y T −1 ) = P ( x T ∣ Y T )
Time Time Time Time Time Timable Timable Timable Timable Timabibiababiable AT
11110. зависит только от текущего скрытого состояния y t . Другими словами, вероятность наблюдения x в скрытом состоянии y не зависит от всех других наблюдаемых переменных и прошлых состояний [2].
Чтобы найти наиболее вероятную последовательность скрытых состояний из наблюдаемой выходной последовательности, HMM находит последовательность состояний, которая максимизирует общую вероятность p(x,y) вероятности перехода p ( y t − 1 | Y T ) и вероятность наблюдения P ( x T | y T ) (это вероятность, что исход X T — в состоянии y 9007. [2].
p(x,y)=∏t=1Tp(yt∣yt−1)p(xt∣yt)
Когда HMM используется для распознавания действий, действия представляют собой скрытые состояния, а наблюдаемые выходные данные – это данные датчика. показывает HMM для примера , потребляющего активности.
Открыть в отдельном окне
Пример СММ для пищевой активности
Для повышения точности СММ возможно обучение с предварительным знанием некоторых аспектов модели [2]. Кроме того, индивидуально обученные HMM можно комбинировать для построения более крупной модели HMM (например, сложной деятельности с четкой структурой подвидов деятельности). Обучение иногда необходимо, чтобы «индуцировать» все возможные последовательности наблюдений, необходимые для нахождения совместного распределения p(x,y) HMM.
Условное случайное поле (CRF)
Несмотря на то, что HMM просты и популярны, они имеют серьезные ограничения, в первую очередь сложность представления нескольких взаимодействующих действий (одновременных или переплетенных) [3]. HMM также не может фиксировать дальние или транзитивные зависимости наблюдений из-за очень строгих предположений о независимости (от наблюдений). Кроме того, без серьезной подготовки НММ может быть не в состоянии распознать все возможные последовательности наблюдений, которые могут соответствовать конкретной деятельности.
На практике многие виды деятельности могут иметь недетерминированный характер, при этом некоторые этапы деятельности могут выполняться в любом порядке. На практике также многие виды деятельности являются параллельными или переплетаются. Условное случайное поле (CRF) — более гибкая альтернатива HMM, отвечающая таким практическим требованиям. Это дискриминантная и порождающая вероятностная модель зависимости скрытой переменной х от наблюдаемой переменной х [2]. И HMM, и CRF используются для поиска скрытого перехода состояния из последовательностей наблюдений. Однако вместо того, чтобы находить совместное распределение вероятностей p(x,y), как это делает HMM, CRF пытается найти только условную вероятность p(y|x). CRF допускает произвольные, не независимые отношения между последовательностями наблюдений, что обеспечивает дополнительную гибкость. Другим важным отличием является ослабление предположений о независимости, при котором вероятности скрытых состояний могут зависеть от прошлых и даже будущих наблюдений [2]. CRF моделируется как неориентированный ациклический граф, гибко фиксирующий любое отношение между наблюдаемой переменной и скрытым состоянием [2]. показывает CRF-эквивалент модели НММ пищевой активности, показанной на рис.
Открыть в отдельном окне
Пример ИРК для пищевой активности
ИРК использует потенциальную функцию вместо совместной функции вероятности [2]. Предположим, что есть скрытые переменные y = (Y 1 , Y 2 , … , Y T — 1 , y T ) и наблюдение Variables
, T ) и наблюдение
, y T ) и наблюдение
, y T ) и наблюдение
, y T ) и наблюдение
, y T ) и наблюдение
, y T ) и наблюдение
, y t ) и наблюдение , y t ) 1 ,x 2 , … ,x k ). Две вероятности, переход и наблюдение, HMM заменены тем, что называется переходной функциональной функцией r ( y t −1 , y t ) и функция признака состояния s ( y t 90 соответственно), [01013 y 8 t 90]. Обе функции признаков возвращают 1 в простейшем случае, если между его переменными есть корреляция. Потенциальная функция p(Y | X) вычисляется по следующему уравнению [2].
p(Y∣X)=1Z(X)exp(∑iλi∑t=1nfi(yt−1,yt,X,t))
где , f i ( y t −1 , y t , X , t ) = r ( y t −1 , y t ) или s ( y t , X )
и где λ i — вес корреляции, который представляет фактический потенциал. В примере с едой значения λ i показаны на , которые являются значениями, оцененными на основе данных обучения. Z( X ) — коэффициент нормализации для преобразования потенциального значения в значение вероятности от 0 до 1 [2].
Условное случайное поле с пропуском цепи (SCCRF)
Приведенная выше потенциальная функция очень проста и приводит к тому, что известно как CRF с линейной цепочкой. Хотя линейно-цепочечные CRF более гибкие, чем HMM (из-за ослабленных предположений о независимости), они оба имеют ограничение, заключающееся в том, что они подходят только для действий, которые носят последовательный характер. Для моделирования сложных действий с одновременными и чередующимися поддействиями необходимы более сложные потенциальные функции для захвата долгосрочных (пропускающих цепочку) зависимостей. В этом случае CRF называется CRF с пропуском цепи или SCCRF. Учитывая, что Skip Chain по существу является Linear Chain с большим расстоянием между двумя переменными, легко определить потенциальные функции SCCRF как продукты нескольких Linear Chains [2]. Такие потенциальные продукты являются дорогостоящими в вычислительном отношении, особенно для большого количества цепочек пропуска между действиями [2].
Возникающие закономерности (EP)
Возникающая закономерность — это вектор признаков каждого действия, описывающий существенные изменения между двумя классами данных [3]. Рассмотрим набор данных D , состоящий из нескольких экземпляров, каждый из которых имеет набор атрибутов и соответствующие им значения. Среди доступных атрибутов есть те, которые поддерживают класс больше, чем другие. Например, вектор признаков {location@kitchen, object@burner} — это EP кулинарной деятельности , а {object@cleanser, object@plate, location@kitchen} — это 9 EP.0013 Очистка обеденного стола деятельность [3]. Чтобы найти эти атрибуты, поддержка и GrowthRate вычисляются для каждого атрибута X [3].
Supp (x) = ThenumberOfInStancesContingSipingXindThenMofinStancesInd
, учитывая два различных класса наборов данных D1 и D2 , скорость роста набора элементов x от D1 до D2 .
GrowthRate(X){0ifSupp1(X)=0иSupp2(X)=0∞ifSupp1(X)=0иSupp2(X)>0Supp2(X)Supp1(X)иначе
EP — это наборы предметов с большими темпами роста от D1 до D2 . Эти ВП извлекаются из последовательных данных датчиков и применяются для распознавания чередующихся и одновременных действий [3].
Другие подходы
Количество моделей машинного обучения, которые использовались для распознавания действий, варьируется почти так же сильно, как и типы распознаваемых действий и типы используемых сенсорных данных. Наивные байесовские классификаторы использовались с многообещающими результатами для распознавания активности [6]. Эти классификаторы идентифицируют активность, которая с наибольшей вероятностью соответствует набору (предполагаемых условно независимыми) значений датчиков, которые наблюдались. Другие исследователи использовали деревья решений для получения читаемых логических описаний действий [7].
Сравнение методов распознавания активности
сравнивает представленные методы распознавания активности по трем ключевым аспектам. Методы Skip-Chain CRF и Emerging Pattern распознают параллельные и чередующиеся действия. За исключением Emerging Patterns, все методы требуют обучения с учителем, что, в свою очередь, требует обучающих данных для распознавания реальной деятельности, что является основным ограничением при выполнении автоматической маркировки. Когда среда датчика изменяется, это влияет на каждую модель и также должна быть изменена соответствующим образом.
Table 1
Comparison of activity recognition models
HMM | Linear Chain CRF | Skip Chain CRF | Emerging Pattern | |
---|---|---|---|---|
Concurrent & interleaved activity | Not recognized | Не распознан | Признан | Признан |
Метод обучения маркировке | Под наблюдением | Supervised | Supervised | Partially unsupervised |
Scalability | Change of HMM graph required | Change of CRF graph required | Change of SCCRF graph required | EP mining required |
Open в отдельном окне
Дополнением к идее распознавания активности является автоматическое распознавание моделей активности без присмотра. Отслеживание только предварительно выбранных действий игнорирует важную информацию, которую могут дать другие обнаруженные закономерности о привычках жителей и характере окружающей среды. Кроме того, если автоматически обнаруженные действия распознаются и отслеживаются, данные не нужно предварительно маркировать и использовать для обучения алгоритмов распознавания.
Обнаружение распорядка дня на основе тематической модели
Одним из интуитивно понятных способов поиска распорядка дня является построение иерархической модели деятельности. Действия более низкого уровня, такие как сидение, стояние, прием пищи и вождение автомобиля, распознаются с помощью алгоритма обучения под наблюдением. Более высокий уровень модели обнаруживает комбинации действий более низкого уровня, которые представляют собой более сложные модели действий.
В подходе тематической модели к обнаружению паттернов деятельности [4] паттерны деятельности распознаются способом, подобным тому, как темы могут быть извлечены из документа с использованием подхода набора слов. Смесь тем можно смоделировать как полиномиальное распределение вероятностей p(z | d) над темами z . Важность каждого слова для темы z также моделируется как распределение вероятностей p(w | z) по словам в словаре. Уравнение ниже показывает распределение слов, ожидаемое для набора тем:
p(w∣d)=∑z=1Tp(w∣z)p(z∣d),d:document,w:word,z:topic где слова соответствуют признанным действиям, а повседневные дела соответствуют активации темы. В качестве примера процесс был применен к сбору сенсорных данных для одного субъекта. (вверху) показано интуитивное описание действий, отмеченных субъектом, а (внизу) показаны действия, которые были автоматически обнаружены с помощью соответствующих p(w | z) значений.
Обнаружение шаблонов данных активности
Альтернативный подход к обнаружению шаблонов активности заключается в визуальном наблюдении за действиями и извлечении отдельных поз из видеоданных. Затем действия могут быть представлены путем построения вероятностных контекстно-свободных грамматик с использованием поз в качестве грамматического алфавита [5]. показаны примеры поз, которые соответствуют сбору последовательностей ключевых кадров видео.
Открыть в отдельном окне
Извлечение паттернов движения из данных датчиков [5]
Затем из данных извлекаются определенные классы правил, которые представляют собой повторяющиеся последовательности поз и сложных комбинаций, как показано на рис. Например, действие «удар ногой» состоит из трех пар поз, обозначенных как q1–q3 в (слева). Если действие «удар ногой» сочетается с распознаваемым объектом, таким как «футбол», комбинация соответствует более конкретному действию, которое может быть распознано, например «играть в футбол».
Открыть в отдельном окне
Составные действия [5]
В дополнение к кластеризации нескольких примитивных действий, они объединяются с объектами и создают более конкретные составные действия. Например, если действие «удар» сочетается с объектом «футбол», это порождает более конкретное действие, такое как «играть в футбол».
Как только действия обнаружены, они могут стать основой для модели, позволяющей распознавать действия, отслеживать их возникновение и даже использовать информацию для оценки благосостояния человека или предоставления услуг с учетом действий. Таким образом, эти технологии обнаружения и распознавания активности полезны для оказания всесторонней помощи в повседневной жизни человека.
Table 2
Topics and its activities [4]
Topic | Content Activities of the Ten Topics |
---|---|
1 Open in a separate window | sitting/desk activities (1. 0) |
2 Открыть в отдельном окне | Занятия сидя/за столом (0,99) |
3 Открыть в отдельном окне | обедать (0,5), свободно ходить (0,26), брать еду из столовой (0,06), стоять в очереди (0,06), без маркировки (0,04) |
4 открывать в отдельном окне (0,69), свободно ходить (0,18), стоять в очереди (0,06) | |
5 Открыть в отдельном окне | водить машину (0,33), ходить и носить что-либо (0,21), сидеть/за столом (0,2 ), пешком (0,14), без маркировки (0,08) |
6 Открыть в отдельном окне | Пользоваться туалетом (0,69), свободно ходить (0,17), обсуждать у доски (0,06), сидеть/за столом (0,03) |
7 Открыть в отдельном окне | обедать (0,77), работать за столом (0,1), мыть посуду (0,08), без этикетки (0,04) |
8 открывать в отдельном окне | лежать/пользоваться компьютером (1,0) | unlabeled (0. 87) |
10 Open in a separate window | watching a movie (1.0) |
Open in a separate window
1. Bose R, Helal A. Observing Walking Behavior людей с использованием распределенных механизмов обнаружения и отслеживания явлений. Материалы Международного семинара по практическому применению сенсорных сетей; 2008. [Google Scholar]
2. Саттон С., МакКаллум А. Введение в условные случайные поля для реляционного обучения. В: Гетур Л., Таскар Б., редакторы. Введение в статистическое реляционное обучение. Массачусетский технологический институт Пресс; 2006. [Google Академия]
3. Gu T, Wu Z, Tao X, Pung HK, Lu J. epSICAR: подход на основе возникающих шаблонов к распознаванию последовательных, чередующихся и параллельных действий. Материалы Международной конференции IEEE по всеобъемлющим вычислениям и коммуникациям; 2009. [Google Scholar]
4. Хуинь Т., Фриц М., Шиле Б. Обнаружение паттернов деятельности с использованием тематических моделей. Труды Десятой Международной конференции по вездесущим вычислениям; 2008. С. 10–19. [Google Scholar]
5. Огале А., Карапуркар А., Алоимонос Ю. Представление-инвариантное моделирование и распознавание действий человека с использованием грамматик. Материалы Международного семинара по динамическому видению; 2005. [Google Академия]
6. Munguia-Tapia E, Intille SS, Larson K. Распознавание активности дома с помощью простых и распространенных датчиков. Труды PERVASIVE. 2004: 158–175. [Google Scholar]
7. Maurer U, Smailagic A, Siewiorek D, Deisher M. Распознавание и мониторинг активности с помощью нескольких датчиков в разных положениях тела. Материалы Международного семинара по носимым и имплантируемым сенсорным сетям тела; 2006. С. 99–102. [Академия Google]
Деятельность , согласно теории деятельности, представляет собой целостную единицу целенаправленных действий в общественной жизни человека. Люди организуют свою социальную жизнь посредством деятельности, тем самым развивая свои знания, способности, сознание и личность. Посредством деятельности люди меняют себя по мере изменения обстоятельств. Таким образом, сама такая деятельность может быть названа «субстанцией», порождающей наше сознание (Леонтьев, 19).77, с. 202). Мы не осуществляем деятельность, основанную на нашем сознании; скорее, мы осуществляем деятельность, и на этой основе возникает наше сознание. То есть наша совместная деятельность порождает наше общее сознание. В этом смысле можно сказать, что деятельность соответствует «единице анализа», получившей наибольшее значение в качестве исследовательской методологии в основной работе Выготского « Мышление и речь». Согласно Выготскому (1934/1987, стр. 46-47), метод «разбиения целого на его части» не предполагает «разложения целого на его элементы», а скорее находит наименьшую «единицу», которая еще поддерживает «все основные характеристики целого». Например, при объяснении свойств воды «ее молекула и ее молекулярные движения» становятся единицей анализа, а при исследовании основных характеристик жизни, присущих живому организму, «живая клетка» рассматривается как единица анализа. анализ (Выготский, 1934/1987, стр. 46). В «Мышление и речь», Выготский утверждает, что «значение слова» (внутренняя сторона слова) является единицей анализа человеческого сознания (с. 47). По его мнению, «значение слова» есть единица, «обладающая характеристиками, присущими целостному явлению словесного мышления и не поддающаяся дальнейшему разложению» (с. 47). С другой стороны, рассматриваемое здесь понятие деятельности пытается уловить основные характеристики действительных жизненных процессов людей, лежащих в основе этого сознания, и может быть названо расширенной единицей анализа (см. , 1978, с. 50). Как указано в главе 1, разделе 3, в теории деятельности это понятие деятельности восходит к понятию «чувственная человеческая деятельность, практика», предложенному К. Марксом (1976, с. 3) в «Тезисах о Фейербахе. ” Эта чувственная человеческая деятельность предполагает практическую связь людей с окружающим их внешним миром и является основной формой жизни человека (Леонтьев, 1978, с. 12). Таким образом, деятельность в этом смысле изначально «социальна»; таким образом, «в каких бы условиях и формах ни происходила человеческая деятельность, какую бы структуру она ни принимала, ее нельзя рассматривать изолированной от общественных отношений, от жизни общества» (с. 51). Оно развивается только «в условиях сотрудничества и участия людей», которое само включено в «систему взаимоотношений с другими людьми» (с. 59).). Таким образом, понятие деятельности теоретически связывает, опосредует и наводит мосты через сегрегацию или разрыв между индивидуумом и обществом, субъектом и объектом. Все действия субъекта (индивида или группы) опосредованы исторически накопленными социальными ограничениями и культурными смыслами. Концепция деятельности представляет собой попытку понять агентивный, созидательный потенциал людей для создания своей собственной жизни и будущего, активно работая над такой средой и социальными условиями и пытаясь их преобразовать. В 1930-е годы Леонтьев начал формулировать основные принципы теории деятельности как основу для анализа развития такой социальной практической Теория деятельности как новая основа для образовательных исследований 25 деятельности и для получения структурного понимания человеческой деятельности; Таким образом, теория деятельности исторически развивалась на этой основе. Выготский выстроил идеи, ставшие краеугольным камнем леонтьевского (1978) структурного понимания практической деятельности как исторически развивающейся при посредничестве культуры. Он сообщает следующее: Идея анализа деятельности как метода научной психологии человека была предложена… в ранних работах Л. С. Выготского. Были введены понятие орудийных («орудийных») операций, понятие целей, а позднее понятие мотива («мотивационная сфера сознания»). Однако прошли годы, прежде чем удалось описать с первого подхода общую структуру человеческой деятельности и индивидуального сознания. (стр. 62) Правда ли, что в последней главе «Мышление и речь»? работе, посвященной формированию вербального мышления, Выготский (1934/1987, с. 282) уподобляет мысль «парящему облаку, извергающему словесный дождь», и рассматривает «ветер, приводящий облако в движение», т. е. , «побудительная сфера», как конечная проблема мышления и сознания. Он считает, что «мотивирующая сфера сознания, сфера, включающая в себя наши склонности и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции», или «аффективно-волевая тенденция» (с. 282), лежит за самым глубоким местом, где зарождается словесное мышление. Приводя в качестве примера театр, который он любил с юности, Выготский (1934/1987) утверждает: «За каждой чертой характера стоит желание, направленное на осуществление определенной волевой задачи» (с. 282). Следовательно, мышление не может быть отделено от эмоций, а также «[а] детерминистический анализ психической жизни не может начинаться с приписывания мысли магической способности определять человеческое поведение, способности определять поведение через одну из собственных внутренних систем индивида» (с. 50). На заключительных этапах своего обучения, прерванных его ранней смертью, Выготский (1934/1987, с. 282-283) нашел ключ к «самому сокровенному внутреннему плану словесного мышления» в «его мотивации», или попеременно, «его реальная, аффективно-волевая основа». Леонтьев (1978) интерпретирует великое проникновение Выготского в человеческое сознание следующим образом: «У Выготского оставался незыблемым противоположный тезис: за жизнью стоит не смысл, не сознание, а за сознанием жизнь» (с. 62). Каким же образом эта концепция мотива стала краеугольным камнем теории деятельности? Теория деятельности, установленная Леонтьевым, есть теория предметной деятельности. Основным ее принципом является прежде всего «предметность деятельности». Эта фундаментальность человеческой деятельности, как подробно рассмотрено в главе 1, разделе 3, тесно связана со способом диалектического взаимообразования субъекта и объекта в предметной деятельности. Леонтьев (1978) указывает такие взаимные переходы между субъектом и объектом: В деятельности происходит перевод предмета в его субъективную форму, в образ; также в деятельности осуществляется перевод деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. С этой точки зрения деятельность предстает как процесс, в котором совершаются взаимные переходы между полюсами «субъект-объект». (стр. 50) Возвратно-поступательное движение совершается в предметной деятельности человека, в которой участвуют «две противоположные «метаморфозы» — формы деятельности и формы вещей в их диалектически противоречивых взаимных превращениях» (Ильенков, 19).77, с. 99). Более того, идеальность вещей порождается и существует только в этом движении человеческой деятельности» — идеальном. Леонтьев (1978) характеризует такой объект как решающий ключевой фактор, стимулирующий субъекта к деятельности следующим образом: Главное, что отличает одну деятельность от другой… это различие их объектов. Именно объект деятельности придает ей определенное направление. Согласно предложенной мною терминологии, предмет деятельности есть ее истинный мотив. … Подразумевается, что мотив может быть как материальным, так и идеальным, либо присутствующим в восприятии, либо исключительно в воображении или в мысли. Главное, чтобы за деятельностью всегда стояла потребность, чтобы она всегда отвечала той или иной потребности. Таким образом, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. (стр. 62-63) Деятельность не может происходить без предмета, то есть мотива. Другими словами, не бывает «немотивированной» деятельности; если бы были, то это была бы деятельность с «субъективно и объективно скрытым мотивом» (Леонтьев, 1978, с. 63). «Мотив, действующий в действительности», т. е. предмет деятельности, — это забота, побуждающая субъекта к деятельности, и внимание, усилие, смысл субъекта возникают на основе этого фокуса. По поводу такой предметной деятельности Леонтьев (1981) приводит конкретный пример, когда «студент, готовясь к экзамену, читает книгу по истории» (с. 400). В этом примере рассматривается, что произойдет, если друг навестит студента и скажет ему, что книга, которую он или она читает, совершенно не нужна для подготовки к экзамену. Если учащийся перестает читать и немедленно откладывает книгу в сторону, мотивом, побудившим учащегося к чтению, было не «содержание книги».0667 как таковой , а только необходимость сдать экзамен» (с. 400). В этом случае можно было бы сказать, что деятельность студента заключалась не в самом чтении, а в подготовке к экзамену. Далее, что означает для ученика этот тип чтения, при котором деятельность готовится к экзамену? Важную роль в выяснении этого играет трехуровневая иерархическая структура человеческой деятельности, предложенная Леонтьевым. Пионерским вкладом Леонтьева в создание теории деятельности явилось выяснение им иерархической структуры человеческой деятельности, включающей три уровня коллективности: «деятельность», индивидуальное «действие» и автоматическая «операция» (рис. 2.1). Согласно этому представлению деятельность, направленная на предмет (цель или мотив), осуществляется через структуру, в которой множественные «целенаправленные действия» (действия а, б, в…») образуют цепь. Например, в «первобытной коллективной охоте», которую в качестве примера приводит Леонтьев (1981), разным участникам в зависимости от целей и задач отводились связанные роли и действия, такие как роль загонщика, устрашающего стадо зверей и отправка их к другим охотникам, прячущимся в засаде, и последний акт убийства дичи. Деятельность коллективной охоты формировалась выполнением этой цепочки действий (с. 210). Другими словами, коллективная деятельность, характеризующаяся такими элементами, как «разделение труда» и «сотрудничество», осуществляется в коллективном измерении в контексте более высокого порядка, чем индивидуальные действия участников. В случае «первобытной коллективной охоты» такая деятельность стимулируется и ориентируется на мотив, разделяемый участниками в коллективном измерении, такой как выживание за счет добывания пищи и одежды. Кроме того, в предыдущем примере с чтением книги для подготовки к экзамену чтение само по себе не мотивирует студента. Следовательно, активность не является чтением. Иными словами, чтение в данном случае является деятельностью, целью которой является сдача экзамена, истинным мотивом учащегося; это одно из действий, составляющих деятельность по подготовке к экзамену. Уровень «операции» деятельности — «способ совершения действия» (Леонтьев, 1981, с. 406). Операция не тождественна действию. Даже одно и то же действие может выполняться разными операциями. И наоборот, одна и та же операция может выполнять разные действия. Операции относятся к окружающим «условиям», которые не поддаются контролю субъекта, и определяются ими. Например, акт запоминания стихов можно выполнить
Рисунок 2. 1 Трехуровневая иерархическая структура деятельности человека (взято из Леонтьева, 1978) различными операциями, например, записывая их, сидя дома, или многократно повторяя их в других условиях (стр. 407). Как описано выше, теория структуры деятельности Леонтьева дает очень важный взгляд на развитие человека. Эта теория утверждает, что развитие индивидов есть не что иное, как изменение структуры их деятельности, служащее созданию новых отношений с действительностью. Леонтьев (1978, стр. 180-183), например, цитирует детский «авиационный кружок», проводимый в учреждении вне школы. В этом задании дети с большим увлечением работали над изготовлением моделей самолетов, но не проявляли достаточного интереса к физическим знаниям и теории, на которые направлен вопрос: «Почему самолет остается в воздухе?» Однако введение описанного ниже задания значительно подкорректировало интересы детей. Это задание проходило в форме конкурса, в котором детям предлагалось построить модель с целью как можно быстрее «перелететь» ее на определенное расстояние по прямой. Related Posts |