47. Понятие, субъект и объект, средства и этапы формирования общественного мнения. Общая социология
47. Понятие, субъект и объект, средства и этапы формирования общественного мнения
Общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения, чувства классов и групп общества. Это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни.
Происхождение этого термина английское. В 1759 г. его впервые употребил в парламентской речи Джон Солберн.
Важнейший фактор при формировании общественного мнения – это интересы людей. Общественное мнение возникает там, где выдвигается вопрос, имеющий большое практическое значение, или вопрос, носящий дискуссионный характер. Механизм формирования общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.
В чем сущность общественного мнения?
Во-первых, это итог мыслительной деятельности людей.
Во-вторых, при формировании общественного мнения критерием отбора служат общественные интересы и потребности.
В-третьих, массовые суждения людей обладают разной степенью объективности, порой, если нет научного фундамента, возникает ошибочное общественное мнение, часто за общественное мнение выдаются предрассудки.
В-четвертых, общественное мнение – побудительная сила людей к практической деятельности.
В-пятых, сплав индивидуальных мнений, где происходит нелинейное сложение.
Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, учет которой важен для социологических исследований. Это классы, отдельные слои, группы и другие общности, отдельные личности. В рамках этих общностей и формируется общественное мнение.
Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем сильнее объект затрагивает интересы людей, тем рельефнее проявляется общественное мнение.
Этапы формирования общественного мнения: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из многих мнений и переход к практическому состоянию.
В реальной жизни эти процессы протекают одновременно и имеют качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнений.Практически всегда общественное мнение имело своих лидеров. Наконец сформировался слой идеологов, способных формулировать и обосновывать господство определенного мнения, элиты стран стремились сделать так, чтобы общественное мнение сложилось в их пользу (часто при этом элита действует при помощи пропаганды, цензуры, методов социальной психологии, чтобы способствовать распространению предубеждений).
Содержание сложившегося общественного мнения составляют лишь те оценки, которые разделяются большинством, даже если они не истинны.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
В полях под снегом и дождем. Елена Фанайлова .
Два мнения о тексте Александра Гольдштейна «Спокойные поля»Формирование политических имиджей, общественного мнения и маркетинговые стратегии
Формирование политических имиджей, общественного мнения и маркетинговые стратегии Существует и обратная связь, в результате которой хорошо узнаваемый образ куклы, копирующей облик звезд кино или телеэкрана, политиков или представителей иных престижных профессий,
Повышение роли общественного транспорта
Повышение роли общественного транспорта Общественный транспорт призван играть важную (и стабильную) роль в деле повышения удобства для жизни всех средних и крупных городов.
Достичь этого результата можно за счет ряда продуманных действий, которые начинаются с принятия48. Функции и характеристика, методология изучения общественного мнения
48. Функции и характеристика, методология изучения общественного мнения Общественное мнение в зависимости от предпочтений субъекта может иметь позитивную или негативную направленность либо быть индифферентным. Будучи сформированным, оно долгое время может сохранять
7.5. Новый субъект
7.5. Новый субъект Что в человеке ценно? Предсказуемость. Для кого? Для другого? Другой — это бесполая социальность. Если в моих действиях отложилось мнение и действие другого, то мое действие социально. Социальное действует всегда с оглядкой на другого. Это некое поле,
2. Образ и сущность; субъект и объект
2. Образ и сущность; субъект и объект Данная онтологическая структурная связь, постигаемая с помощью паратаксиса, гипотаксиса и синтеза, ни в коем случае не должна быть понята чисто биологически, даже если (и это следует настоятельно подчеркнуть) она воплощает в себе некое
МОГУЧЕЕ ОРУДИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
МОГУЧЕЕ ОРУДИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В Древней Греции и Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов — мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся
5. Понятие языка и его функций как средства, адаптированного к человеческой коммуникации
5. Понятие языка и его функций как средства, адаптированного к человеческой коммуникации Как уже отмечалось, язык предназначен для осуществления коммуникации, и его основной функцией является быть универсальным средством человеческого общения, т.
е. средством
|
|
Общественное мнение | Определение, характеристики, примеры, опросы, типы, важность и факты
Жак Некер
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Максвелл МакКомбс Мюррей Эдельман VO Key, Jr.
- Похожие темы:
- пропаганда спираль молчания Теория заговора двухступенчатая потоковая модель коммуникации ложный флаг
Просмотреть весь связанный контент →
общественное мнение , совокупность индивидуальных взглядов, отношений и убеждений по определенной теме, выраженных значительной частью сообщества. Одни ученые трактуют совокупность как синтез мнений всего или определенной части общества; другие рассматривают его как собрание множества различных или противоположных взглядов. В 1918 году американский социолог Чарльз Хортон Кули подчеркивал, что общественное мнение является процессом взаимодействия и взаимного влияния, а не состоянием широкого согласия. Американский политолог В.О. Ключевое общественное мнение в 1961 как «мнения частных лиц, к которым правительства считают благоразумным прислушаться». Последующие достижения в области статистического и демографического анализа привели к 1990-м годам к пониманию общественного мнения как коллективного мнения определенного населения, такого как конкретная демографическая или этническая группа.
Влияние общественного мнения не ограничивается политикой и выборами. Это мощная сила во многих других сферах, таких как культура, мода, литература и искусство, потребительские расходы, маркетинг и связи с общественностью.
Теоретические и практические концепции
В своем одноименном трактате об общественном мнении, опубликованном в 1922 г., американский журналист Уолтер Липпманн дополнил свое наблюдение о том, что демократия склонна делать из общественного мнения тайну, заявлением, что «были искусные организаторы общественного мнения». кто понял тайну достаточно хорошо, чтобы создать большинство в день выборов». Хотя реальность общественного мнения в настоящее время общепризнанна, существует много различий в том, как она определяется, что в значительной степени отражает различные точки зрения, с которых ученые подошли к этому вопросу. На протяжении столетий формировались противоречивые представления об общественном мнении, особенно по мере того, как новые методы измерения общественного мнения применялись к политике, торговле, религии и общественной деятельности.
Политологи и некоторые историки склонны подчеркивать роль общественного мнения в правительстве и политике, уделяя особое внимание его влиянию на развитие государственной политики. Действительно, некоторые политологи рассматривали общественное мнение как эквивалент национальной воли. Однако в таком ограниченном смысле может быть только одно общественное мнение по вопросу в любой момент времени.
Социологи, напротив, обычно рассматривают общественное мнение как продукт социального взаимодействия и коммуникации. Согласно этой точке зрения, не может быть общественного мнения по вопросу, если представители общественности не общаются друг с другом. Даже если их индивидуальные мнения с самого начала весьма схожи, их убеждения не станут общественным мнением до тех пор, пока они не будут переданы другим в той или иной форме, будь то по телевидению, радио, электронной почте, социальным сетям, печатным СМИ, телефону или в социальных сетях. -человек разговор. Социологи также указывают на возможность одновременного существования множества различных мнений по данному вопросу. Хотя, например, одна группа мнений может доминировать или отражать политику правительства, это не исключает существования других организованных групп мнений по политическим темам. Социологический подход также признает важность общественного мнения в областях, которые имеют мало или совсем не имеют отношения к правительству. Сама природа общественного мнения, по мнению американского исследователя Ирвинга Креспи, состоит в том, чтобы быть интерактивным, многомерным и постоянно меняющимся. Таким образом, причуды и мода являются подходящим предметом для изучения общественного мнения, равно как и общественное отношение к знаменитостям или корпорациям.
Почти все исследователи общественного мнения, независимо от того, как они его определяют, согласны с тем, что для того, чтобы явление считалось общественным мнением, должны быть выполнены по крайней мере четыре условия: (1) должна быть проблема, ( 2) должно быть значительное количество лиц, выражающих мнения по вопросу, (3) хотя бы часть этих мнений должна отражать некий консенсус, и (4) этот консенсус должен прямо или косвенно оказывать влияние.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасВ отличие от ученых, те, кто стремится влиять на общественное мнение, меньше озабочены теоретическими вопросами, чем практической проблемой формирования мнений определенной «общественности», такой как служащие, акционеры, соседские ассоциации или любые другая группа, действия которой могут повлиять на судьбу клиента или заинтересованного лица. Политики и публицисты, например, ищут способы повлиять на решения о голосовании и покупках соответственно — отсюда их желание определять любые взгляды и мнения, которые могут повлиять на желаемое поведение.
Часто бывает так, что мнения, высказанные публично, отличаются от тех, которые высказываются в частном порядке. Некоторые взгляды, даже если они широко распространены, могут вообще не выражаться. Таким образом, в авторитарном или тоталитарном государстве очень многие люди могут быть настроены против правительства, но могут бояться выражать свое отношение даже своим семьям и друзьям. В таких случаях антиправительственное общественное мнение обязательно не может сформироваться.
Историческая справка
Античность
Хотя термин общественное мнение не использовалось до 18 века, явления, очень похожие на общественное мнение, по-видимому, происходили во многие исторические эпохи. Древние истории Вавилонии и Ассирии, например, содержат упоминания о народных взглядах, в том числе легенду о халифе, который маскировался и смешивался с людьми, чтобы услышать, что они говорят о его правлении. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали перед народом политику правительства, а иногда призывали народ противостоять правительству. В обоих случаях они стремились повлиять на мнение толпы. А в классической афинской демократии обычно отмечалось, что все зависело от народа, а народ зависел от слова. Богатство, слава и уважение — все это можно было получить или отнять, убедив население. Напротив, Платон не находил большого значения в общественном мнении, поскольку считал, что обществом должны управлять цари-философы, чья мудрость намного превосходила знания и интеллектуальные способности населения в целом. И хотя Аристотель утверждал, что «тот, кто теряет поддержку народа, уже не король», публика, которую он имел в виду, была очень избранной группой, ограниченной свободными взрослыми гражданами мужского пола; в Афинах его времени голосующее население, вероятно, составляло всего 10–15 процентов населения города.
Что такое общественное мнение?
Общественное мнение — один из наиболее часто используемых терминов в американской политике. На самом базовом уровне общественное мнение — коллективные предпочтения людей по вопросам, связанным с управлением и политикой. представляет коллективные предпочтения людей по вопросам, связанным с управлением и политикой. Однако общественное мнение представляет собой сложное явление, и ученые разработали множество интерпретаций того, что означает общественное мнение. Согласно одной точке зрения, индивидуальные мнения имеют значение; следовательно, при принятии решений лидеры должны учитывать мнение большинства в большей степени, чем мнение меньшинства. Противоположная точка зрения утверждает, что общественное мнение контролируется организованными группами, государственными лидерами и медиа-элитой. Мнения тех, кто находится у власти или имеет доступ к власть имущим, имеют наибольший вес.
Общественное мнение часто конкретизируется с помощью вопросов, задаваемых в опросах. Политики регулярно ссылаются на опросы общественного мнения, чтобы оправдать свою поддержку или несогласие с государственной политикой. Кандидаты стратегически используют общественное мнение, чтобы заявить о себе как о лидерах или аутсайдерах предвыборной кампании. Группы интересов и политические партии используют опросы общественного мнения для продвижения своих интересов. Средства массовой информации включают отчеты об общественном мнении в новости о правительстве и политике.
Определение общественного мнения
Что такое общественное мнение? Ученые не согласны с единым определением общественного мнения. Это понятие означает разные вещи в зависимости от того, как человек определяет «общественность» и предположения о том, чье мнение должно или действительно учитывается больше всего — отдельных лиц, групп или элит.
Проще говоря, общественность можно представить как людей, которые имеют что-то общее, например связь с правительством и обществом, перед которым стоят определенные проблемы, формирующие основу государственной политики. Не все люди имеют одинаковое отношение к проблемам. Некоторые люди являются частью внимательной общественности, людей, которые уделяют пристальное внимание правительству и политике в целом. которые уделяют пристальное внимание правительству и политике в целом. Другие люди являются членами проблемной общественности. Люди, которые сосредотачиваются на конкретных дискуссиях о государственной политике и игнорируют другие вопросы. которые сосредотачиваются на определенных дебатах государственной политики, таких как аборты или расходы на оборону, и игнорируют другие. Джеймс А. Стимсон, Общественное мнение в Америке , 2-е изд. (Боулдер, Колорадо: Westview, 1999). Они могут сосредоточиться на политике, которая имеет личное значение; у активиста здравоохранения, например, может быть близкий родственник или друг, который страдает от длительной медицинской проблемы. Некоторые представители общественности мало интересуются политикой или проблемами, и их интересы могут быть не представлены.
МнениеПозиция, которую человек занимает по определенному вопросу политики, действия или лидера. это позиция — благоприятная, неблагоприятная, нейтральная или нерешительная — которую люди занимают по конкретному вопросу, политике, действию или лидеру. Мнения — это не факты; они являются выражением чувств людей по отношению к конкретному политическому объекту. Специалисты по опросу общественного мнения, интересующиеся мнением людей, часто говорят респондентам в ходе проведения опроса: «Нет правильных или неправильных ответов; это ваши мысли, которые имеют значение». Мнения связаны с установками, но не тождественны им. Постоянные общие ориентации на людей, группы или институты или стойкие общие ориентиры на людей, группы или институты. Отношение часто формирует мнение. Например, люди, решительно выступающие за расовое равенство, поддерживают государственную политику, направленную на ограничение дискриминации в сфере жилья и занятости.
Общественное мнение можно определить в самом общем виде как сумму многих индивидуальных мнений. Более конкретные представления об общественном мнении придают большее значение индивидуальному мнению, мнению большинства, группы или элиты при рассмотрении политических решений.
Равенство индивидуальных мнений
Общественное мнение можно рассматривать как совокупность индивидуальных мнений, где все мнения заслуживают равного отношения, независимо от того, осведомлены ли лица, их выражающие, о проблеме или нет. Таким образом, общественное мнение представляет собой совокупность предпочтений людей из всех слоев общества. В основе этой точки зрения лежит использование опросов общественного мнения для определения того, что думают люди.0049 Общественное мнение (Боулдер, Колорадо: Westview, 1999). Задавая вопросы выборке людей, представляющих население США, социологи утверждают, что они могут оценить настроение американской общественности. Сьюзен Хербст, Numbered Voices (Chicago: University of Chicago Press, 1993). Люди, которые поддерживают этот взгляд на общественное мнение, считают, что государственные чиновники должны учитывать взгляды как большинства, так и меньшинства при выработке политики.
Мнение большинства
Другая точка зрения утверждает, что общественное мнение — это мнение большинства людей по какому-либо вопросу. В условиях демократии мнение большинства должно учитываться больше всего, и им следует руководствоваться при принятии решений государственными лидерами. Мнение меньшинства менее важно, чем мнение большинства. Этот взгляд на общественное мнение согласуется с идеей всенародных выборов в том смысле, что каждый гражданин имеет право на мнение — по сути, на голосование — по конкретному вопросу, политике или лидеру. В конце концов, позиция, которую занимает большинство людей — другими словами, позиция, получившая наибольшее количество голосов, — это та позиция, которую должны принять политики.
Редко, если вообще когда-либо, общественность придерживается единого мнения. Часто существуют значительные разногласия в предпочтениях общественности, и четкого мнения большинства не возникает. Эта ситуация представляет собой проблему для лидеров, стремящихся воплотить эти предпочтения в политику. В 2005 году Конгресс решал вопрос о финансировании исследований стволовых клеток для поиска новых медицинских препаратов. Опросы общественного мнения показали, что большинство населения (56 процентов) поддерживает исследования стволовых клеток. Однако взгляды заметно различались среди конкретных групп, которые составляли важную политическую поддержку членов. Белые протестанты-евангелисты выступали против исследований стволовых клеток (58%), аргументируя это необходимостью защиты человеческих эмбрионов, в то время как основные протестанты (69%).процентов), а католики поддержали исследования (63 процента). Исследовательский центр Пью для людей и прессы, «Дополнительно см. Преимущества исследований стволовых клеток» (Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательский центр Пью, 23 мая 2005 г. ).
Публичные дебаты среди групп
Некоторые ученые утверждают, что общественное мнение возникает в результате публичных дебатов между группами, а не из индивидуальных мнений. (Боулдер, Колорадо: Вествью, 1999). Политические партии, заинтересованные группы, торговые ассоциации, некоммерческие организации, профсоюзы и корпорации будут формулировать свои позиции и выступать с публичными дискуссиями по вопросам, в которых они заинтересованы. Группы, представляющие противоположные точки зрения, часто оказываются в состоянии определять социальные проблемы. В то время как отдельным людям часто бывает трудно заявить о своих взглядах и заставить их восприниматься всерьез, у организованных групп есть ресурсы, такие как лоббисты и финансирование для проведения опросов и оплаты рекламы, а также способность привлекать внимание политиков и масс. СМИ. Социальные сети упростили для групп, не имеющих значительных ресурсов, возможность публиковать свое мнение с помощью групп Facebook и других платформ.
Группы усердно работают над тем, чтобы сформулировать дискуссию по проблеме в свою пользу. Они часто оценивают общественные предпочтения и используют эту информацию при разработке тактики СМИ, чтобы заручиться поддержкой своей позиции. Кен Коллман, Outside Lobbying (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1999). Противоборствующие группы будут представлять конкурирующие данные опросов общественного мнения, чтобы повлиять на лиц, принимающих решения, и на прессу. В 1997 году участие Соединенных Штатов в саммите в Киото, Япония, где страны подписали договор о климатическом контроле, вызвало шквал сообщений в СМИ о глобальном потеплении и способности смертоносных газов вызывать изменение климата. Большинство американцев тогда считали, что глобальное потепление существует и что необходимо предпринять шаги для борьбы с этой проблемой. Джон А. Кросник, Пенни С. Виссер и Эллисон Л. Холбрук, «Американское мнение о глобальном потеплении», стр. Ресурсы нет. 133 (осень 1998 г.): 5–9. Такие группы, как Фонд защиты окружающей среды, Гринпис и Сьерра-клуб, выступающие за то, чтобы правительства ограничивали загрязнение окружающей среды компаниями, работающими на ископаемом топливе, и производителями автомобилей, ссылались на данные опросов общественного мнения, показывающие, что более 70 процентов общественности согласны с этими действиями. Организации, представляющие интересы отрасли, такие как ныне прекратившая свое существование Глобальная климатическая коалиция, использовали опросы общественного мнения, показывающие, что общественность не хочет жертвовать работой или ограничивать свое личное потребление энергии, чтобы остановить глобальное потепление. Глинн Р. Уилсон, «Глобальное потепление: конкурирующие идеи и Группы по интересам», Public Opinion Project , 2 мая 1998 г., по состоянию на 19 июня 2005 г., http://www.southerner.net/fast/pocompet.html. Дебаты в СМИ между конкурирующими группами повлияли на общественное мнение в течение следующего десятилетия. В 2010 году произошел массовый сдвиг во мнении, поскольку только 52 процента считали, что глобальное потепление является проблемой. Кристофер Р. Борик, Эрик Лашапель и Барри Г. Рэйб, «Сравнение климата: общественное мнение об Канада», Вопросы исследований в области управления , нет. 39, апрель 2011 г., по состоянию на 11 апреля 2011 г., http://www.brookings.edu/~/media/Files/rc/papers/2011/04_climate_change_opinion/04_climate_change_opinion.pdf.
Рисунок 7.1 Групповое мнение в социальных сетях
Социальные сети облегчают людям возможность выражать свое мнение через группы, например, связанные с экологической активностью.
Источник: http://twitter.com/#!/Greenversations.
Мнение элиты
Политики, социологи, специалисты в области политики, активисты и журналисты заняли позицию лидеров общественного мнения, которые формируют, создают и интерпретируют общественное мнение. Эта политическая элита занимается общественными делами — это их работа. Джон Заллер, 9 лет.0049 Природа и происхождение массового мнения (Нью-Йорк: Кембридж, 1992). Известный журналист и общественный обозреватель Вальтер Липпман заметил, что у обычных людей нет ни времени, ни желания заниматься невыполнимой задачей — не отставать от бесчисленных проблем, с которыми сталкивается нация. Они не имеют возможности непосредственного участия в большинстве политических событий и вынуждены полагаться на сообщения из вторых рук, передаваемые элитами, в первую очередь, через средства массовой информации. По мнению Липпмана, общественным мнением лучше всего управляют специалисты, обладающие знаниями и способностями для продвижения политики. Таким образом, больше всего должно учитываться мнение элиты, а не мнение рядовых граждан.
Средства массовой информации в значительной степени полагаются на мнение правительственных элит, особенно при освещении внешней политики и внутренних вопросов, таких как экономика и занятость. Широта освещения в новостях иностранных дел ограничена, чтобы отразить диапазон точек зрения, выраженных официальными лицами, такими как члены Конгресса, которые обсуждают эти вопросы. Голоса обычных американцев гораздо менее заметны в новостях. Лэнс Беннетт, Реджина С. Лоуренс и Стивен Ливингстон, 90 049, когда пресса терпит неудачу (Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 2007). Как заявил политолог В. О. Кей, «Голос народа — лишь эхо». О. Ки-младший, Общественное мнение и американская демократия (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1961).
Рис. 7.2 Мнения экспертов
«Говорящие головы», которые высказывают мнение элиты о проблемах, событиях и лидерах, населяют кабельные новости.
Источник: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Admiral_Mike_Mullen_interview_on_Fox_News_Sunday.jpg.
Мнение элиты все чаще высказывают ученые мужиЛюди, которые высказывают свое мнение или комментируют политические вопросы через средства массовой информации. которые предлагают свое мнение или комментарии по политическим вопросам. Профессора колледжей, лидеры бизнеса и профсоюзов, лоббисты, представители по связям с общественностью и социологи — типичные ученые мужи, высказывающие экспертное мнение.