Субличности человека в психотерапии – что это такое
Разные психологические школы называли этот феномен по-разному: кто-то — разными частями Я, кто-то — внутренними схемами или режимами, а кто-то так и говорил — субличности.
Идея в том, что мы не является эдакой однородной психологической субстанцией, которая мыслит и чувствует в единообразном формате. Говоря образно, в нас одновременно сосуществуют как будто бы несколько разных людей и каждый из них мыслит и чувствует по-своему.
Какие-то из наших субличностей могут быть отголосками нас самих на определенных этапах жизни, какие-то — внутренними представителями вполне конкретных людей из нашей жизни.
К примеру: в нас может одновременно ютиться и маленькая девочка, которой никак не удается получить одобрение мамы, и сама эта строгая и бескомпромиссная мама, которая не может не критиковать, если вдруг видит недоработки. В какой-то момент, вероятно, подрастет и субличность, которая защищает девочку от мамы, и та, что помогает девочке соответствовать маминым ожиданиям (эдакий внутренний перфекционист). Где-то рядом при этом бродит угловатый подросток, который чувствовал, что «не вписывается», и та идеальная одноклассница, которая всегда была в центре внимания и обидно подшучивала над этим подростком. На огонек может заглянуть и наш внутренний папа, и бабушка, и первая учительница, и близкая подруга, и много кто еще. Там может быть целая песочница из наших внутренних детей: и капризный, и брошенный, и игривый, и испуганный, и счастливый ребенок. Целая толпа на самом деле.
Разумеется, если бы эта толпа одновременно подавала голос, мы бы с трудом могли услышать хоть что-то внятное. Поэтому в определенные моменты на сцену выходит то один из них, то — другой. Порой под прожектором появляется одновременно двое или даже трое, и они начинают спорить друг с другом или нападать друг на друга. Остальные при этом остаются в тени, но никуда не исчезают.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент.
Почему эта идея кажется нам терапевтичной?
Признание того, что вы можете одновременно чувствовать весьма противоречивые чувства и иметь перпендикулярные мнения относительного одного и того же — очень способствует самопринятию. Когда удается увидеть каждую субличность в отдельности, когда выходит дать ей высказаться, понять ее «месседж», желания и мотивацию, разглядеть ее страхи и сильные стороны, то это позволяет выработать своеобразную внутреннюю само-эмпатию и бережность по отношению к своим внутренним процессам.
Благодаря идее наличия субличностей мы учимся не нападать на себя и не скатываться в самообвинения, а слушать и слышать те части, которые хотят высказаться в каждый конкретный момент. В этом есть даже что-то от теории эволюции: раз эти части остались в нас спустя столько лет, значит, у них совершенно точно есть какое-то значение и смысл. Какие-то уберегают нас от новых травм (пускай порой используемые ими способы и не особо конструктивны), какие-то работают на удовлетворение наших потребностей, какие-то — на поддержание связи со значимыми для нас людьми и т. д.
Почему эта идея кажется нам практичной?
Потому что ее можно привносить в диалог с партнером, друзьями и другими близкими людьми. Когда ситуация или вопрос вызывают у вас амбивалентные переживания или в голове никак не формируется четкое непротиворечивое мнение, очень удобно сообщить об этом в терминах субличностей.
Прямо взять и напрямую рассказать о том, что думает и чувствует в этой ситуации каждая вовлеченная в нее часть вас. Доложить о том, как забивается в угол испуганный ребенок, как раздражается и негодует внутренний строгий родитель, как протестует подросток и все в этом духе.
Разумеется, неподготовленному слушателю может не сразу быть понятен такой способ объясняться, поэтому желательно сделать хотя бы небольшое Intro о том, почему вы собираетесь говорить о своих переживаниях в столь странной манере.
Вполне возможно, что и вашим близким захочется научиться разбивать свою внутреннюю какофонию на отдельные голоса и делиться своими переживаниями в аналогичной манере. Если вы сможете вместе освоить этот прием, гарантируем, что часть привычных конфликтов и недопониманий отпадут сами собой.
Научившись замечать свои субличности и ситуации, которые их активируют, вы сможете начать более осознанно влиять на свое поведение, которое раньше не понимали. Например, ситуации, когда вы резко становитесь необщительной в определенной компании. Или когда как ребенок обижаетесь, если партнер уделяет внимание кому-то еще.
какие субличности живут в каждом из нас — T&P
Тайлер Дерден и Джек из «Бойцовского клуба», — хорошая визуальная метафора того, что в каждом человеке сосуществует несколько личностей. Они могут договариваться друг с другом, помогать или вступать в конфликты, а в крайних случаях — по очереди захватывать власть над телом и сознанием. «Теории и практики» объясняют, откуда берутся субличности, из кого состоит наш «внутренний коллектив» и как примирить его участников друг с другом.
Тройственный союз
Диссоциативное расстройство личности (или множественные личности) — это крайнее проявление внутренних противоречий, когда в одном теле, часто не зная друг о друге, по-настоящему живут несколько человек разного возраста, пола и характера. Такое явление встречается крайне редко, несмотря на то что этот эффектный сюжет регулярно появляется в кино и литературе. Так, в сериале «Обмани меня» одна из субличностей свидетельницы помогала другой расследовать преступление, а в основанной на реальных событиях книге Дэниэла Киза «Множественные умы Билли Миллигана» боролись между собой 24 полноценные субличности с разными IQ, талантами, религиями и сексуальными предпочтениями.
В норме же, судя по различным психологическим концепциям, у всех есть свой внутренний коллектив, однако в том, кто его участники, мнения расходятся.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн выделял трех субличностей — три состояния «я», которые по очереди вступают во взаимодействие с теми же участниками триады других людей. Эти субличности — Родитель, Ребенок и Взрослый, по мнению Берна, есть в каждом, и у каждого ведут себя сходным образом.
Ребенок — это желания и эмоции, к его сфере относятся радость и искренность, спонтанное творчество и при этом же импульсивные преступления, ведь силе желаний Ребенка трудно противостоять. Родитель, напротив, это долг, мораль, нормы и правила. Он несет ответственность за себя и за других, знает, как надо, но не задумывается, зачем, оценивает и требует. Обоим противостоит Взрослый, разделяющий личное мнение и окружающую реальность. Взрослый работает с фактами, логично рассуждает, умеет сдерживать порывы Ребенка и подвергать сомнению предрассудки и заученные правила Родителя.
Естественно, каждая из субличностей может обладать специфическим характером (Ребенок может быть и веселым, и агрессивным, Родитель — и заботливыми, и карающим). Субличности могут быть разной силы и выраженности, и каждая из них может пытаться захватить полную власть над человеком.
В этой концепции субличности важны не сами по себе, а, прежде всего, своей коммуникативной функцией — поэтому и метод, который с ними работает, называется трансакционным анализом. При встрече двоих людей, на самом деле, разговаривают не две, а целых шесть личностей, то есть два набора Родителей, Детей и Взрослых, а успех или неудача в общении будут зависеть от того, кого они выберут своими представителями. Так, например, при серьезном разговоре Взрослому одного человека с его логическими раскладками будет трудно с Родителем другого, который умеет только укорять и наказывать, или с Ребенком, который капризничает или дурачится.
В норме хозяин трех субличностей легко переключается между ними для эффективного делового или личного общения. А все сбои случаются либо при застревании только в одной роли, либо при неудачном сочетании выбранных для коммуникации «представителей».
Между Персоной и Тенью
Гораздо большее разнообразие внутренних жителей встречается в теории Карла Густава Юнга и его последователей. В этой концепции у каждого есть не только личное, но и коллективное бессознательное, которое составляют универсальные психические структуры — архетипы.
Сам Юнг рассказал о том, что у каждого есть Персона, субличность, демонстрируемая миру; Тень, состоящая из стыдных и отвергаемых качеств; Божественный младенец, Мудрый старик, а также Анимус и Анима, внутренний мужчина у женщины и внутренняя женщина у мужчины.
Постъюнгианцы стали «населять» личность человека все большим количеством персонажей и рассказывать об их положительных и отрицательных качествах. Роберт Джонсон в работах «Он», «Она» и «Мы» описал опасность того, что люди в романтических отношениях на самом деле любят не реального человека, а своего внутреннего мужчину или женщину. Мария-Луиза фон Франц посвятила свое исследование «Вечный юноша. Puer Aeternus» современным молодым мужчинам, захваченным прекрасным и инфантильным архетипом Вечного мальчика. А Кларисса Пинкола Эстес в книге «Бегущая с волками» в большей степени поэтично, чем научно, обосновала острую необходимость актуализации архетипа Дикой женщины.
В силу бесконечной растяжимости коллективного бессознательного некоторые авторы создали целые системы ролевых архетипов, составляющих личность человека. В отечественной школе сказкотерапии считается, что в каждом живут деперсонализированные персонажи сказок — Царь/Царица, Крестьянин/Крестьянка, Воин/Воительница и так далее, сильные стороны которых человеку необходимо научиться грамотно использовать. Так, крестьянина нужно «включать» для терпеливой работы, Воина — для здоровой агрессии, Царя — для управления и ответственности, Купца — для зарабатывания денег в удовольствие, а Монаха — для самопогружения и размышлений.
Сходным образом устроен коллектив субличностей у Джин Шиноды Болен и Галины Бедненко, которые показали внутренний мир человека населенным образами богов и богинь древнегреческой мифологии. Аполлон и Афина, Посейдон или Гера во всем разнообразии своих качеств и функций могут с разной силой проявляться в человеке и в равной степени вести его к успеху или к неудачам.
Подобная визуализация человеческих качеств, стремлений и потребностей — это довольно удобный способ разобраться в своих чувствах и желаниях. Например, заметив у себя перфекционизм и снобизм — свойства Аполлона, можно сразу же вспомнить о его противоположности Дионисе и подумать о том, как внести в свою жизнь больше спонтанности и веселья.
Болен сравнивает систему ролевых архетипов с комитетом, где в норме каждому дают высказаться и где процесс возглавляет здоровое эго. То есть в норме человек видит все богатство своих социальных ролей, мотиваций и особенностей, а также умеет с ними управляться: кого-то пропустить вперед, кого-то попридержать, кого-то помирить. Однако при слабом эго — председателе комитета (можно думать о нем как о воле или как об осознанности) могут начаться бесконечные конфликты или произойдет единоличный захват власти. Поэтому человек, во всех ситуациях ведущий себя, например, как Воин (если говорить в терминах сказкотерапии), большей частью будет действовать во вред себе и окружающим, несмотря на безусловно яркий образ.
Как договориться с внутренним критиком
Наконец, субличностям человека самим по себе даже посвящено отдельное направление психотерапии. Ричард К. Шварц в работе «Системная семейная терапия субличностей» рассказывает о Центре личности, (несколько похожем на Самость у Юнга), который всегда здоров и должен управлять субличностями, и приводит свою классификацию субличностей, которые могут быть травмированы и с которыми можно работать в процессе терапии. Это Менеджер и Изгнанник, Защитник и Пессимист, Критик и опять же Ребенок. Эти субличности могут бороться за власть, мешать друг другу, а также заботиться или помогать.
Шварц смотрит на субличностей как на семью, члены который связаны общей памятью и довольно непростыми отношениями. Каждый из семьи нужен и полезен, если не захватывает власть или просто не начинает вести себя неконструктивно. Например, за травмированного Ребенка, то есть за раненую творческую и искреннюю составляющую личности может вступиться Защитник, но защита эта может выражаться в возведении границ и запрете на дальнейшие активные действия и новые контакты. На уровне человека это будет выражаться в творческом застое и обеднении эмоций, поэтому при психотерапии или даже при простом самоанализе придется договариваться с Защитником, чтобы тот отпустил Ребенка на волю.
Двум другим неоднозначным субличностям, внутреннему Цензору и внутреннему Критику, особое внимание уделяют иконы творческого сэлф-хелпа Джулия Кэмерон («Путь художника»), Барбара Шер («Мечтать не вредно») и Энн Ламотт («Птица за птицей»). В норме они, как и остальные субличности, позволяют человеку быть более адаптивным и лучше справляться с жизненными задачами. Цензор позволяет контролировать то, что, где и кому можно говорить, а что нет; а Критик показывает, где можно улучшить свои результаты, и не дает останавливаться на достигнутом. Однако, получив слишком много власти (здесь привет берновскому Родителю всей нашей культуры, указывающему на проблемные, а не на удачные моменты), Критик и Цензор не дают творческому процессу даже начаться, все время осаживая и придираясь. А если хоть какое-то дело и будет доведено до конца, то оно мгновенно обесценится. Так полезные навыки самоконтроля и самокритики могут привести исключительно к неврозам и прокрастинации, ведь зачем начинать дело, если невозможно выполнить его идеально.
Однако с субличностями, как и с живыми людьми, можно договариваться, а если не получается, то и обманывать их. Так, для взаимодействия с Критиком можно использовать специальные техники, например, поставить себе задачу написать или нарисовать как можно больше в ограниченный срок — за такое время Критик не успевает «проснуться». Кстати, болезненную тему работы в самый последний момент перед дедлайном можно обратить во благо и использовать для борьбы с этой субличностью.
Важно помнить, что «обман внутреннего критика», «возрождение внутренней богини» или простое желание порассуждать вслух на разные голоса не стоит рассматривать как лайт-версию диссоциативного расстройства. При нем субличности часто не знают друг о друге, а, кроме того, для его развития необходима довольно серьезная травма, скорее всего, в детстве, и, возможно, изначальная предрасположенность. А письма себе-Ребенку или руководство коллективом внутренних сказочных персонажей — понятные способы самопомощи через работающие метафоры.
Иконки: 1) Juan Pablo Bravo, 2) Björn Andersson, 3) Michael Stüker.
Важность субличностей — Лиза Стоун Карьера и коучинг
Психологи уже много лет признают, что у одного человека может быть много субличностей.
Субличности — это разные части нас самих; эти «суб-я» бессознательно развивались на протяжении всей вашей жизни. Иногда может показаться, что у вас внутри есть целый «подкомитет» личностей.
Каждая субличность может взять на себя другую роль в любой момент времени. Когда в вас присутствует несколько человек, они могут даже показаться доминирующими членами совета директоров, у которых у всех конкурирующие интересы и набор приоритетов, основанный на их собственных точках зрения!
Примеры субличностей
Примером субличности может быть то, что у вас есть сторона «исполнителя». Это означает, что вам может нравиться быть в центре внимания. Но эта сторона не всегда может доминировать, иногда «застенчивая» часть вас может присутствовать больше.
Другие примеры субличностей:
- Последователь
- Беспокойство
- Мятежник
- Авантюрист
- Толерантный
- Угодник
- Менеджер
Полезно замечать их и спрашивать, отличаешься ли ты в разные дни, при определенных обстоятельствах и с разными людьми. Это повысит самосознание, которое действительно является ключом к пониманию себя и к тому, чтобы вы могли, насколько это возможно, «быть лучшим собой».
Вы можете использовать эти четыре этапа для работы и научиться использовать свои субличности:
Стадия 1: РаспознаваниеЗапишите свои субличности, уделите этому некоторое время и вернитесь к это в разные дни. Если хотите, вы можете дать им имена и даже представить их как отдельные «тела» или «существа». Например, ваша субличность «исполнитель» может быть представлена как вы сами в сценическом костюме.
Этап 2: ПринятиеНа этом этапе вы будете смотреть на свои субличности, не оценивая их. Это может быть сложно, поскольку субличность может быть частью вас самих, которая вам не нравится и которую вы подавляете. Часто, чем больше оно подавляется, тем больше оно может заявить о себе, и если вы сможете начать понимать его происхождение, вы сможете увидеть, как оно служило вам в прошлом и может продолжать служить вам в настоящем и будущем. На этом этапе очень важно принять свои субличности без осуждения.
Стадия 3: КоординацияСледующий шаг — подумать об основном побуждении или потребности субличности. Потратьте некоторое время, чтобы распознать, когда субличность берет верх. Можете ли вы принять сознательное решение оставаться или нет в этой личности? Хорошо распознать триггер.
Постарайтесь меньше реагировать на ситуацию и посмотреть, хотите ли вы решить воплотить эту часть себя, или есть другая субличность, которая может быть более полезной в данный момент времени.
Например, если вы чего-то боитесь, может случиться так, что вам нужно пойти на собеседование, тогда это может выявить субличность (например, беспокойного), возникшую из вашего детского опыта, который не пошел хорошо. Например: где вы были на устном экзамене (или на музыкальном экзамене). Эта субличность может проявиться, когда вы находитесь под таким же давлением. Если эта субличность берет верх, то, думая о времени, когда вы добились успеха на встрече, попытайтесь выявить ту свою сторону (например, субличность менеджера), которая могла бы помочь в ситуации. Примечание. У вас будут собственные имена для разных субличностей, и они могут отличаться от приведенных выше.
Если вы заметили, что субличность берет верх, можете ли вы оставаться отстраненным от этой части себя? Особенно, если он не служит вам в данный момент?
Стадия 4: ИнтеграцияЧетвертая стадия, когда вы знакомитесь с различными субличностями, можете ли вы попробовать поэкспериментировать с их объединением? Если двое работают скоординированно, может ли это помочь вам?
У всех нас есть эти разные субличности, и идеальный способ справиться с ними — не подавлять их, а признавать. Если вы действительно контролируете их, это может даже рассматриваться как дирижирование собственным оркестром. Таким образом, все ваши различные «я» будут «играть» в полной гармонии друг с другом!
Первичные и скрытые субличностиНедавно я прочитал книгу под названием «Последние 8 » Бриджит Денгель Гаспар. Она пишет о том, как наши субличности иногда могут помешать нам достичь последних семи-восьми того, что мы намеревались достичь. Гаспар делит субличности на две категории: первичные и скрытые. Первичные — это те части нас самих, с которыми мы лучше всего знакомы. Эти субличности отвечают за то, как мы действуем и реагируем на большинство ситуаций. Скрытые — это те, которые были подавлены, например. злое или завистливое «я». Это может быть потому, что мы сказали себе показывать миру только себя «хорошее, счастливое». Знакомство со многими своими «я», в том числе со скрытыми, может позволить нам подумать о том, какими мы выбираем быть в конкретный момент, а не просто впадать в обычную типичную автоматическую реакцию основного «я».
Использование ваших скрытых субличностейМожет случиться так, что кто-то был очень груб с вами, и когда это произошло, вы, будучи шокированы, просто кивнули и улыбнулись. Примером может быть случай, когда кто-то говорит о вас что-то довольно резкое, даже если он не очень хорошо вас знает. Это могло произойти совершенно неожиданно, поэтому, возможно, вы не отреагировали так, как хотели бы, то есть окликнули их. Однако, если в этом есть закономерность, и это происходит более одного раза, тогда вы действительно можете намеренно использовать одно из своих скрытых «я», чтобы сообщить им, что этот тип поведения не работает.
Еще одним примером скрытой субличности является завистливое я. Если вы ревнуете кого-то, это хороший признак того, что вам чего-то не хватает в жизни. Он может рассказать вам кое-что о вас самих, то есть о ваших потребностях и желаниях. Эта нехватка может быть связана с чем-то материальным, или это может быть связано с тем, что вы завидуете кому-то, у кого больше свободного времени, чем у вас. Поэтому хорошо подумать, что это говорит вам о себе? Не могли бы вы, исходя из этого, поставить какие-то цели?
Цели, которые могут вызвать напряженность между вамиВы когда-нибудь заходили очень далеко с целью, но так и не достигли ее? В книге «Последние 8 -й » приводятся примеры, когда между различными частями вас может возникнуть конкуренция, которая может означать, что вы не достигаете своих целей. Примером может быть ситуация, когда вы художник, который должен быть очень успешным, но вы никогда не доводите дело до конца, организовав совместную выставку в галерее. Это будет первым шагом к успеху. В этом случае это может быть битва между двумя разными «я» — тем, кто амбициозен, и тем, кто счастлив заниматься искусством как хобби. Вы можете называть эти «я» по их именам: «амбициозное я» и «я, любящее довольствоваться баловством». Ваши разные «я» пройдут через перетягивание каната, и в конце концов одно из них победит.
Самоосознание «перетягивания каната» между разными «я»Битва между нашими разными «я» может привести к парадоксам и нерешительности. В каждом решении есть и хорошее, и плохое, поэтому сделать такой выбор не всегда легко. Осознание того, откуда берутся эти разные «я», может помочь понять, следует ли их включать или выключать, усиливать или приглушать.
С целями полезно использовать наши основные ценности и то, что важно для нас. Если мы постоянно не достигаем наших целей, то было бы неплохо спросить себя, происходит ли какое-то самосаботаж? Есть ли какое-то основное негативное убеждение, которое ведет к этой прокрастинации? Основные негативные убеждения — это внутренние идеи, которые мы можем осознавать или не осознавать, такие как «я недостоин», «ничего не получается» или «я не заслуживаю многого». Они очень часто исходят от родителей/опекунов, пока они нас воспитывали. Непреднамеренно они, возможно, дали нам некоторые из своих правил, по которым мы должны жить. Примерами этого могут быть: «не суетись» или «когда дела идут хорошо, жизнь всегда подбрасывает нам кривую».
Иногда лучше отказаться от конкретной цели. Это если это то, что после некоторого самоанализа кажется, что это может быть не совсем то, что мы хотим.
Самоосознание нашего изначального и скрытого «я» может помочь нам лучше понять себя, чтобы жить как можно лучше.
«Внутренний критик» и двойная связьНаш «внутренний критик» можно рассматривать как одну из наших субличностей, которая играет роль в обеспечении соблюдения внутренних правил, таких как основные негативные убеждения. Важно осознавать своего внутреннего критика, так как он также может защитить вас, заставив ваши субличности помочь вам, такие как ваш перфекционист, ваша целеустремленность и защитник/контролер. Следовательно, это может подтолкнуть вас к тому, чтобы что-то сделать. Однако, как я упоминал выше, наш внутренний критик может руководствоваться этими основными негативными убеждениями, так что это означает, что мы продвигаемся вперед к нашим целям, но затем проигрываем в финале.0073 th и в конечном итоге не заполнив их.
Гаспар называет это двойным связыванием, и это может заставить вас зайти в тупик. Чтобы попасть в финальную восьмерку, часто нужно проявить себя. Это сделает вас более известным и, следовательно, почувствует себя более незащищенным и уязвимым. Если вы застряли на этой последней восьмой стадии, то вы можете ошибочно подумать, что с вами что-то не так. В конечном итоге вы принимаете свои основные негативные убеждения. Это двойная связь, потому что вы хотите достичь своей цели, но в то же время чувствуете, что не можете.
Как только вы осознаете, что у вас есть эта двойная связь, тогда, если вы проделали некоторую работу по выявлению своего первичного или скрытого «я», вы можете завербовать какое-то «я» или часть вас, которые могут работать против вашего основного негативного убеждения и могут поддерживать ваше окончательное восьмой гол.
ЗаключениеЯ надеюсь, что эта статья поможет вам задуматься о различных частях себя. Вы можете сосредоточиться на каждом из них и на положительных моментах, которые они приносят. Этот позитивный настрой, как я уже говорил выше, поможет вам достичь ваших будущих целей.
Вас могут заинтересовать другие блоги, которые я написал:
- советы по достижению целей
- мышления
- принятие карьерных решений
Субличность — бывшая Личность из прошлой жизни — АллатРа Канада
Анастасия: Значит, субличность — это Личность, такая же как и вы, действовавшая в прошлых воплощениях вашей Души.
Ригден: Да. Иными словами, это бывшая Личность из прошлой жизни со всем багажом сенсорных и эмоциональных доминант (позитивных или негативных), которые она накопила при жизни; то есть с результатом его выбора при жизни.
Личность, как правило, не имеет прямой связи с субличностями; следовательно, человек не помнит свои предыдущие жизни и, соответственно, опыт и знания, полученные этими субличностями. Однако в редких случаях, когда те или иные обстоятельства накладываются друг на друга, у Личности могут возникать смутные ощущения дежавю или кратковременные спонтанные проявления активности последней субличности (той, что предшествует текущему воплощению). Это особенно характерно для людей в раннем детстве.
В работах по психиатрии зафиксированы случаи, когда у детей, у которых не наблюдалось никаких отклонений и у которых были здоровые родители, проявлялось кратковременное противоестественное поведение, похожее на пограничное расстройство личности. Я приведу один из таких примеров. Четырехлетней девочке стал сниться один и тот же сон: на фоне света мальчик звал ее подойти к себе, но не пускал на свет. Она стала жаловаться родителям на этот угнетающий ее сон, а по вечерам стала вести себя непредсказуемо, агрессивно, что раньше было несвойственно ей. Она также станет необычайно сильной. Четырехлетняя девочка сердито переворачивала столы, стулья, тяжелую тумбочку; она не узнавала свою мать, закатывала истерику и говорила в обвинительной форме: «Ты мне не мать», «Ты все равно умрешь» и т. д. То есть слова и поведение девушки были для нее неестественны, но вполне естественны для субличности, прошедшей реинкарнацию и находящейся тогда в состоянии «ада», испытывающей страдания и животную боль. На следующий день ребенок снова становился нормальным и вел себя как обычно. Это типичный пример кратковременного проявления негативизма предыдущей субличности. Лучшее, что можно сделать в этом случае, — активно развивать интеллект ребенка, расширять его горизонты познания мира и ждать, пока произойдет первичный всплеск и сформируется новая Личность.
Первичный всплеск бывает, как правило, к 5-7 годам. Дело в том, что в раннем детстве, до первичного всплеска, действительно может иметь место такая кратковременная активация прежней Личности (субличности). Последний, пока формируется новая Личность, пытается добраться до сознания и захватить власть над человеком.
Однако гораздо чаще встречаются другие случаи проявления субличности. Это когда дети 3-5 лет (в период, когда новая Личность еще не сформировалась) начинают говорить с позиции взрослого, опытного человека. В редких случаях могут быть подробные описания их предыдущей взрослой жизни, которые на самом деле невозможно узнать в таком возрасте. Однако чаще ребенок говорит о чем-то неожиданно мудро, высказывая недетские мысли, и иногда это мистическим образом пугает взрослых. Родителям не стоит бояться таких проявлений; вместо этого они должны просто понять свою природу. Как только личность ребенка сформируется, такие проявления пройдут.
Итак, каждая субличность сохраняет индивидуальность своего прошлого сознания в виде желаний и стремлений, господствовавших над ней в течение ее активной жизни. Личность, как я уже сказал, не имеет прямой связи с субличностями; то есть человек сознательно не помнит свои предыдущие жизни. Однако такая связь между Личностью и субличностями сохраняется на подсознательном уровне. Последние могут косвенно воздействовать на Личность и «подталкивать» ее к определенным действиям, склоняя к принятию определенных решений. Это происходит на бессознательном уровне. Кроме того, субличности, образно говоря, являются как бы «туманными светофильтрами», которые значительно препятствуют прямой связи Души с новой Личностью; так сказать, между источником Света и тем, кто в нем нуждается.
Анастасия: «Туманные светофильтры»? Это очень интересное сравнение.
Ригден: Пожалуй, я расскажу об этом подробнее. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий; поэтому я буду использовать образные сравнения для простоты восприятия. Итак, субличности располагаются вокруг Души и их можно представить себе как… «умные» туманности. С одной стороны, они расположены близко к Душе и испытывают на себе влияние этой мощной антиматериальной структуры; так сказать, близость «дыхания Вечности», «присутствие частицы из мира Божия». С другой стороны, субличности испытывают сильное влияние и давление плотных материальных структур Животного начала. То есть субличности зажаты между двумя могучими силами духовного и материального миров. Они постоянно ощущают это огромное давление с обеих сторон. Поэтому каждая субличность становится своеобразным «светофильтром» на пути настоящей Личности для соединения с Душой. Уровень «затемнения» такой «светофильтровой субличности» зависит от доминирующих жизненных выборов и предпочтений, а также сенсорных и эмоциональных приоритетов, накопленных в ее прошлой жизни.
Например, если в прошлой жизни человек был хорошим и добрым и много сделал для своего духовного развития, но недостаточно для того, чтобы окончательно уйти из материального мира, то эта субличность будет более умиротворенной и будет иметь меньше вибраций. Значит, энергия и импульсы от Души будут лучше проходить через такой «светофильтр». Однако если человек растратил свою прошлую жизнь на приоритеты материальных ценностей, то такая «субличность светофильтра» будет более плотной по своей структуре за счет более высоких вибраций; иными словами, пропускная способность, скажем, «света», исходящего из Души, будет гораздо хуже. Ассоциативно это можно сравнить с закопченным стеклом, сквозь которое искажается или меньше проникает истинный свет. Иными словами, чем больше в человеке доминировало Животное начало при его жизни и чем больше преобладало материальных ценностей, тем тяжелее ему придется потом, так как он будет носителем большей степени искажения. Если таких субличностей с плотными «светофильтрами» много, то ныне живущей Личности очень трудно бороться со своим Животным началом, трудно свернуть с пути материальных доминант и почувствовать Душу.
Анастасия: Значит такой человек как бы более увяз в материи, и ему сложнее изменить жизненный вектор в сторону духовного развития?
Ригден: Да. Однако никому, даже такому человеку, никогда не поздно переломить ситуацию, поскольку Личность обладает жизненной силой и правом выбора… В противном случае его ждет та же участь, что и его субличности в настоящее время переживают. Кстати, именно переживание субличностей опосредованно обусловливает проявления страха смерти у человека на подсознательном уровне. То, что субличности чувствуют в новой Личности, для них, говоря языком религии, является настоящим «адом». После смерти физического тела Личность, которая становится субличностью, обретает собственный опыт и понимание того, что такое на самом деле материальный мир, что такое Душа и каково значение последней для человека. Но в структуре нового тела субличность уже находится в отчаянном положении скованного разума, который все понимает, испытывает сильную сенсорную и эмоциональную боль, но не может ничего сделать, в том числе и поделиться своим опытом с новой Личностью. Это равносильно ситуации, когда вы заперты в теле, но это тело не служит вашему уму, не слушается вас и не делает того, что вы ему приказываете.
Почему, например, людей привлекают призывы жить в теле вечно, используемые многими сектами и религиями?
Психологи обычно связывают это с тайным желанием человека, возникающим в ответ на иррациональный страх смерти (танатофобия). Эта фобия имеет определенные поведенческие проявления, целью которых является либо избегание предмета фобии, либо снижение страха перед ним посредством каких-либо действий (соблюдение религиозных правил и ритуалов, а также проявление повышенного интереса к такой информации, как, например, «вечная жизнь в теле» и так далее).
Анастасия: Что, если человек за свою жизнь сумеет духовно развиться до такого уровня, что как духовная, зрелая Личность сможет выйти из круговорота перерождений? Что тогда происходит с субличностями?
Ригден: Их просто уничтожают. Ведь это всего лишь информационная структура.
Анастасия: Независимо от того, были ли эти субличности хорошими или плохими Личностями в прошлых жизнях?
Ригден: Образно говоря, не может быть «хороших» (в вашем понимании) субличностей, если Личность стала субличностью . Личность может сознательно развиваться духовно и, слившись с Душой, стать свободной в течение одной жизни! На самом деле все просто; если человек в этой жизни пытался развиваться в духовном направлении, но недостаточно старался, то в следующей жизни у новой Личности будут лучшие условия. Это расширит возможности для его духовного роста, но и повысит сопротивляемость Животного начала. Опять же, все (продолжение или прекращение страданий субличностей, а также судьба Души и самой Личности) будет зависеть от индивидуального выбора уже новой Личности.
Анастасия: То есть субличность это просто информационная структура?
Ригден: Да. Любая материя, в том числе и человек, это всего лишь информационная волна.